О стандарте второго поколения рассказ icon

О стандарте второго поколения рассказ



НазваниеО стандарте второго поколения рассказ
Дата конвертации20.05.2012
Размер118.53 Kb.
ТипРассказ

О СТАНДАРТЕ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

РАССКАЗЫВАЕТ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ,

АКАДЕМИК АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ  КУЗНЕЦОВ
Между утвержденным в 2004 г. феде­ральным компонентом государствен­ного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и про­ектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго по­коления) существует много отличий. Среди них есть те, которые можно от­нести к разряду определяющих сущ­ность стандарта второго поколения.
Прежде всего, изменилось само по­нимание того, что такое стандарт. Соответственно изменились компо­ненты стандарта. Раньше мы пони­мали под стандартом фиксированные требования к уровню подготовки вы­пускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обе­спечит достижение планируемых об­разовательных результатов. Недаром стандарты тогда мы нередко называ­ли стандартами содержания образова­ния.
Сейчас предмет стандарта и его функции существенно расширены. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, не все, что мы хотели бы закрепить через стандарты, можно бы­ло обеспечить в условиях начала 90-х годов XX века. Не было, в частности, финансовых средств для реализации многих условий введения стандарта.
Теперь эти средства появились. Го­сударство более четко и однозначно высказалось, что оно принимает на себя определенные обязательства в сфере образования. Помните, в начале 2000-х годов тогдашний Президент Рос­сийской Федерации Владимир Влади­мирович Путин сказал: «Государство возвращается в образование».
Сейчас мы рассчитываем на то, что стандарт будет регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные ре­зультаты. Стандарт второго поколе­ния будет обеспечен гарантиями го­сударства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определен­ной информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде все­го, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обе­спечение.
Очевидно, что существует жесткая зависимость между тем, в каких усло­виях происходит освоение содержания образования, и теми образовательны­ми результатами, которые могут быть получены в этих условиях. Например, если нет соответствующим образом оборудованного кабинета физики или химии, то невозможно рассчитывать на получение результатов, соответ­ствующих современным требовани­ям к качеству образования. Исходя из этого, расширены сфера действия стандарта и круг вопросов, которые он охватывает.
От двухкомпонентного состава стандарта, включавшего обязатель­ный минимум содержания и требова­ния к уровню подготовки выпускни­ков, мы перешли к другой структуре.
Она включает три группы требований: требования к структуре основных об­щеобразовательных программ, требо­вания к результатам освоения основ­ных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных про­грамм.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Фе­деральные государственные образова­тельные стандарты».
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных про­грамм представляют собой описание совокупности компетентностей вы­пускника образовательного учреж­дения, определяемых личностными, семейными, общественными государ­ственными потребностями к результа­там освоения основных общеобразова­тельных программ.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных про­грамм задают критерии оценки лич­ностных, метапредметных и предмет­ных результатов на каждой ступени школьного образования.

К личностным (ценностным) результатам обучающихся от­носятся ценностные ориентации вы­пускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельно­сти, социальные чувства, личностные качества.
К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися уни­версальные способы деятельности, применимые как в рамках образова­тельного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
К предметным результатам отно­сятся усвоенные учащимися при изу­чении учебного предмета знания, уме­ния, навыки и специальные компетен­ции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичны для изучаемой области знаний.
Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели  в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с операциональными, личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.
В современном понимании стандарт имеет два назначения. С одной стороны, через стандарт задается система ориентиров для аттестации и выявления уровней подготовки конкретного обучаемого. Например, как это делается в ходе ЕГЭ. С другой стороны, стандарт будет задавать некие показатели эффективности деятельности системы  образования на разных уровнях: от об­разовательного учреждения до муни­ципалитета, региона и федерального  уровня.
Предметная часть результатов про­веряется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося. А личност­ная часть является предметом анали­за и оценки массовых социологических исследований.
Это второе отличие нового поколения  стандартов.   Результаты  разделили на те, которые относятся к кон­кретной личности и те, которые относятся к оценке системы образования в целом.
Следует отметить, что был учтен опыт прошлых лет. Мы поняли, что невозможно давать на обсуждение ши­рокой общественности и тем более на утверждение стандарт, в котором расписаны конкретные образовательные результаты по всем предметам. Что такое хорошее образование, что такое качественное образование, что такое успешность человека, что такое образовательные результаты, обеспечива­ющие эту успешность? Сколько людей столько и мнений.
Скорее всего именно по этой причине  не   «прошли»   варианты  образовательных стандартов 1993, 1998 и  2004 гг.
Поэтому было принято решение представить стандарт на двух уров­нях, т.е. образно говоря, рассматри­вать его как некий айсберг, надводная часть которого ориентирована на ши­рокую общественность. Есть и подво­дная часть, которая ориентирована на узкое профессиональное сообщество.
Пользователями стандарта явля­ются разные категории людей. Это и родители, и работодатели, и законода­тели, и широкая общественность, и ис­полнительная власть, издатели и т.д.
Каждая из этих групп хочет увидеть в стандарте именно то, что ее интере­сует, и чтобы это было написано понят­ным для нее языком. Но в одном доку­менте это сделать невозможно. По всей видимости, это правильное решение.
Стандарт в виде Федерального за­кона будет представлять документ небольшого объема, страниц на 30-40. В нем будут изложены основные под­ходы к структуре, функциям, порядку использования стандарта и др. Строго говоря, это документ, написанный до­ступным, естественным языком, по­нятным широкому кругу читателей.
Вместе с тем для реализации всех положений, которые сформулированы в федеральном государственном обра­зовательном стандарте общего образо­вания (стандарте второго поколения), будет создано мощное нормативно-правовое и учебно-методическое обе­спечение. Оно будет включать цели об­разования для каждой ступени общего образования, Базисный учебный (обра­зовательный) план, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы по отдельным учебным предметам, программы фор­мирования универсальных учебных действий, систему оценки учебных до­стижений обучающихся, программу воспитания и социализации учащих­ся и многое другое. Это конкретные рабочие документы, нужные учите­лю, школе и системе управления об­разованием на всех уровнях. В них будут охарактеризованы условия реализации образовательного процесса, материально-техническое обеспече­ние, финансирование, подготовка ка­дров и т.п. Такова структура нового стандарта.
Рассматривая функции стандарта второго поколения, следует отметить, что есть функции, которые инвариант­ны и имеют непреходящее значение. А есть изменяющиеся и новые функции.
Вспомним стандарт первого поколе­ния. Чем были обусловлены его функ­ции? Тем, что в Российской Федерации появилось законодательство, допуска­ющее многообразие образовательных систем и автономность образователь­ных учреждений, что способствовало процессу разрушения единого образо­вательного пространства в стране.
Поэтому основная функция стан­дарта первого поколения была в том, чтобы остановить центробежные про­цессы. И то, что стандарты появились, то, что они были введены хотя бы как временные, остановило развал образо­вательной системы, образовательного пространства. Это важнейшее дости­жение стандартов первого поколения, которое невозможно переоценить. На самом деле оно сыграло огромную роль в том, что система образования в стране окончательно не рухнула.
Сейчас другая ситуация. Вопрос о единстве образовательного простран­ства стоит не так остро. При этом воз­никают другие проблемы, связанные с повышением качества образования.
У стандарта второго поколения есть и новые функции. Они связаны с тем, что система образования получает но­вые приоритеты, новые задачи. Новы­ми функциями стандарта являются формирование российской (граждан­ской) идентичности; гуманизация об­разования и всей школьной деятель­ности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передо­вых зарубежных систем общего обра­зования и др.
Функции стандарта второго поколе­ния изменились. В структуре стандар­та появились требования к условиям реализации основных общеобразова­тельных программ. Одна из функций стандарта связана с обеспечением га­рантии государства в отношении этих условий.
Государство принимает на себя га­рантии по обеспечению условий, при которых возможно достижение плани­руемых результатов. Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образо­вания. Вовлекается государство в этот процесс не только через Министерство образования и науки, но и через Министерство финансов, Министерство экономики, многие другие структуры. Образование на деле становится обще­государственным делом.
Как планируется вводить стандарт? Первое, что будет сделано - будут раз­работаны требования, необходимые для обеспечения реализации основных образовательных программ и достиже­ния планируемых результатов общего образования. Эти требования пред­ставляют собой систему кадровых, финансовых, учебно-материальных, материально-технических, гигиени­ческих и других нормативов и регла­ментов.
В соответствии с этими новыми тре­бованиями будет проводиться лицен­зирование образовательных учрежде­ний. Органы управления будут стре­миться к тому, чтобы обеспечить усло­вия и создать предпосылки для введе­ния стандарта второго поколения.
Следующий шаг связан с изменени­ем системы подготовки педагогиче­ских кадров в вузах и системы повы­шения квалификации. Это, наверное, самая острая проблема: система педа­гогического образования инерционна.
Совершенствование системы под­готовки педагогических кадров и их переподготовки потребует изменения учебных программ, учебников, мето­дического обеспечения - всего того, что мы меняем, переходя на новое со­держание образования.
Но заниматься этим бессмыслен­но, если мы не создадим необходимой материально-технической базы. Если у нас учитель химии прошел соответствующую переподготовку, а потом приходит в кабинет, где у него две разбитых колбы и ржавый штатив, что ему делать с его подготовкой и со все ми этими новыми учебниками? Жесткая зависимость одного от другого заставит всех нас работать вместе, корректируя друг друга и подталкивая действиям.
И последнее, что нам придется сделать. Необходимо менять систему государственной (итоговой) аттестации. Новые планируемые результаты потребуют иного подхода к оцениванию. Придется вводить две системы: одну персонализированную, подобную ЕГЭ; другую - в форме мониторинга, ори­ентированную на массовую оценку деятельности школы, муниципалитета или региона.
У нас есть конкретные предложе­ния, как менять ЕГЭ применительно к новым условиям. Это будет системное нововведение, а не локальное, как бы­ло раньше.
В работе над стандартами принима­ют участие не только Институт содер­жания и методов обучения и другие институты Российской академии об­разования, но и Российская академия  наук, Российская академия медицинских   наук,   ведущие  университеты  страны, Федеральный институт развития образования, институты разви­тия образования Татарстана и других регионов, т.е. очень большой коллек­тив специалистов самого разного про­филя.
В соответствии со стандартом вто­рого поколения появляется Базисный учебный план, в котором для всех классов  есть  обязательный раздел «Внеучебная деятельность». На нее предусмотрено выделить примерно 10 часов в неделю. По старым пред­ставлениям, это увеличивает нагруз­ку на 10 часов. На самом деле это не так, потому что увеличивается вариативность образования, позволяющая строить   образовательный   процесс учетом интересов, потребностей и способностей каждого школьника. Это даже сократит уровень учебной нагрузки ребенка.
С начала 80-х г. XX в. мы говорим о перегрузке. А между тем не стоит за­бывать, что у нас самый короткий учебный год в мире, самая большая продолжительность каникул, самые короткие уроки.

^ ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ РАО,
АКАДЕМИК-СЕКРЕТАРЬ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ РЫЖАКОВ

Выше отмечалось, что новый стан­дарт - это не только содержание обра­зования.
Для разработки технических зада­ний по строительству новых зданий школ уже создана Правительственная группа на уровне Министерства регио­нального развития и Министерства об­разования и науки. В ближайшее вре­мя строительные нормы для образова­тельных учреждений будут изменены в том направлении, которое раскрыл А.А. Кузнецов. Есть поручение Прези­дента и Председателя Правительства по организации этой работы. Школы, которые строятся сегодня, уже не соот­ветствуют новым задачам.
Будут создаваться школы другого уровня, класса, по-другому устроен­ные. Сейчас мы еще не можем точно сказать какие. Но ясно, что это будут многофункциональные комплексы. Из них дети должны не бежать, а на­оборот стремиться туда.
В качестве сопровождения стандар­та создаются документы, рассчитан­ные на разные категории пользовате­лей. Поговорим об основной общеобра­зовательной программе.
Основные общеобразовательные программы делятся на три группы: начального, основного и среднего (пол­ного) общего образования. Проекты примерных основных общеобразова­тельных программ подготовлены. Это интегрированные документы.
Основная общеобразовательная про­грамма состоит из нескольких частей: пояснительной записки, характери­стики целей образования для данной ступени общего образования (началь­ного, основного, среднего (полного), базисного учебного (образовательно­го) плана; фундаментального ядра содержания; примерных программ по отдельным учебным предметам, программы формирования универ­сальных учебных действий, рекомен­даций по оценке учебных достижений учащихся, программы воспитания и социализации. Основные общеобразо­вательные программы будут опубли­кованы.
Школы могут включать в образова­тельные программы дополнительные компоненты, которые отражают инте­ресы регионов, потребности личности, образовательного учреждения. Освое­ние этих программ и будет основани­ем для получения документа об обра­зовании.
Важной частью основной общеоб­разовательной программы является Базисный учебный (или образова­тельный) план. Он состоит из инва­риантной и вариативной частей. В пер­вой части определены: максимально допустимый объем аудиторной учеб­ной нагрузки; общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета; состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения.
В вариативной части базисного учебного плана, которая регламен­тирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся, предусмотрен раздел «Вне­урочная деятельность».
Инвариантная часть базисного учебного плана в начальной и основ­ной школе составляет примерно 65%, а на вариативную часть отводится 35%. В старшей школе соотношение иное. Инвариантная часть составляет около 35%, а вариативная - 65%.
Одной из составных частей основ­ных общеобразовательных программ является «Фундаментальное ядро общего образования». В нем фикси­руются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззрен­ческого характера, а также универ­сальные учебные действия. Фунда­ментальное ядро общего образования разработано по русскому и иностран­ным языкам, литературе, географии, истории, обществознанию, математи­ке, физике, химии и биологии.
Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, открывающие ши­рокую ориентацию учащихся в раз­личных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью.
Все это содержится в особом доку­менте - программе формирования универсальных учебных действий. Это примерная программа, она имеет рекомендательный характер. Изучив ее, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий. В программе они прописаны, структури­рованы. Это важно было сделать: все участники ее разработки исходили из понимания, что формировать универ­сальные учебные действия необходи­мо. Желаемого результата получить пока не удается.
Об этом свидетельствуют результа­ты последних международных иссле­дований TIMSS и PISA. Они показали, что российские школьники на высоком уровне овладевают предметными уме­ниями, тогда как формирования общеучебных умений в должной мере не происходит. Казалось бы, они должны сформироваться, если в каждом школь­ном предмете этому уделяется внима­ние. Но какой-то завершающей точки в этом процессе, видимо, не ставится.
Программа формирования универ­сальных учебных действий создана с тем, чтобы объединить все, что де­лается в отдельных учебных предме­тах в этом направлении. Все-таки вне предмета универсальные учебные действия не сформируешь. Понимая их общий характер, учитель каждого предмета на конкретном содержании может реализовать эти рекомендации с учетом специфики предмета.
Следующий документ - «Пример­ная программа воспитания и со­циализации учащихся». Такая про­грамма разработана для начального и основного образования. В ней все виды внеурочной деятельности сгруппиро­ваны в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направление, а также общественнополезная и проектная де­ятельность. Направления пересекают­ся и частично перекрывают друг дру­га. Все они сохранятся и в программе для старшей школы.
Программа воспитания и социали­зации учащихся по своей новизне, мо­жет быть, один из самых серьезных для нашей школы документов. Она от­крывает направление деятельности, которая раньше системно никак не описывалась. На эту работу государ­ство выделяет средства.
Значит, по-другому нужно будет планировать и учебное время. Не обязательно первую половину дня будут занимать только аудиторные занятия, а вторую - внеучебная деятельность. Школа станет более раз­нообразной, будет лучше учитывать специфику своего местоположения. А стало быть - и более эффективной, более способной участвовать в фор­мировании, возможно, самой «новой» привычки современного человека: привычки учиться.




Похожие:

О стандарте второго поколения рассказ iconПутеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница
Ности получения информации о ходе реализации фгос второго поколения, о законодательной базе, об имеющихся разработках, проблемах...
О стандарте второго поколения рассказ iconСвистунова Татьяна Георгиевна, заместитель директора по увр моу «Каслинская сош№27»
Данная тема широко обсуждается в последнее время. Компетентностный подход присутствует в федеральном государственном образовательном...
О стандарте второго поколения рассказ iconУчителям оу вашему вниманию предлагаются следующие серии изданий: «Пять колец» для подготовки учащихся к олимпиадам и «Стандарты второго поколения»
«Пять колец» для подготовки учащихся к олимпиадам и «Стандарты второго поколения». Данные издания можно приобрести, заказав их через...
О стандарте второго поколения рассказ iconПротокол №4 заседания рабочей группы по введению фгос второго поколения от 09. 02. 2011г Присутствовало: 8 человек. Повестка
Анализ и утверждение пояснительной записки к фгос нового поколения на начальной ступени
О стандарте второго поколения рассказ iconПротокол №11 заседания рабочей группы по введению фгос второго поколения от 23. 03. 2011 г Присутствовало: 8 чел. Повестка
Обсуждение модели программы внеурочной деятельности в рамках введения фгос нового поколения
О стандарте второго поколения рассказ iconПриказ №57 «О создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос ноо нового поколения» в целях обеспечения эффективной подготовки к переходу на новые федеральные государственные стандарты второго поколения в начальной школе с 01 сентября 2011 года
Муниципальный отдел по образованию администрации Павловского муниципального района
О стандарте второго поколения рассказ iconСтандартов нового поколения
Второго поколения. Одной из отличительных черт проекта является расширение общественного участия в жизни школы, и в первую очередь...
О стандарте второго поколения рассказ iconПротокол заседания
Информационно-аналитическое и контрольно-диагностическое обеспечение введения фгос ноо второго поколения
О стандарте второго поколения рассказ iconЦель проекта
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в моу «сош с. Заветное»
О стандарте второго поколения рассказ iconБудущее за фгос второго поколения
Федерального Государственного Образовательного Стандарта, которая признана на государственном уровне
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов