Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова icon

Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова



НазваниеСоздаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова
Дата конвертации20.05.2012
Размер155.83 Kb.
ТипДокументы

Школа и воспитание


Создаём систему воспитательной работы в школе

Екатерина Александровна Александрова, ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО, доктор педагогических наук


Воспитательная система школы — основа её функционирования и развития. Именно она определяет способ организации и порядок жизнедеятельности её субъектов. Воспитательная система школы — это комплекс духовно-нравственных ценностей и философских и методологических установок всех субъектов воспитательного процесса, целостно влияющих на выбор ими методов и форм деятельности, порядка жизнедеятельности и способов взаимодействия, характера оформления окружающей среды.

Субъектами воспитательной системы школы сегодня выступают: заказчики процессов воспитания и развития: дети, родители (лица, их заменяющие); профессионалы, напрямую работающие в области воспитания и развития детей: воспитатели, классные руководители, психологи, кураторы — в зависимости от ситуации в каждом конкретном образовательном учреждении; профессионалы, косвенно относящиеся к воспитанию и развитию детей педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования (тренеры, руководители кружков и секций, библиотекари), администрация; представители фирм и учреждений города, чей педагогический потенциал будет использован для развития

образовательного пространства школы: работники музеев, выставочных залов, баз реализации ученических проектов прикладного и творческого характера и прочего.

Совокупность разделяемых субъектами образовательного сообщества принципов реализации воспитательной системы школы влияет на специфику деятельности классных руководителей в конкретной школе.

Принцип принятия Человека и учёта индивидуалъности означает изначальную ориентацию педагогической деятельности на человека и его ценность как личности, веру в уникальность и неповторимость личностных потенциалов ребёнка и потенциала семьи,

готовность взаимодействовать с ним и родителями, признание за ним прав на собственные интересы, учёт особенностей ребёнка и семьи, допущение их возможного резкого отличия от других.

Практика: в работе классного воспитателя соблюдение этого принципа выразится в отсутствии профессиональной боязни проводить диспуты и дебаты, предполагающие свободный обмен мнениями, а также лично участвовать в них.

Такие классные руководители понимают необходимость иногда провести классный час только для того, чтобы создать ситуацию успешности для нескольких, а подчас и одного ребёнка. Они составляют индивидуальные траектории воспитания и развития с учётом

индивидуальных образовательных интересов и склонностей ребёнка. Проводят не столько общие родительские собрания, сколько прецедентные микросовещания и индивидуальные консультации.


Принцип самопринятия означает проявление педагогом самоуважения, способность к самокоррекции профессионального и личностного поведения.

Практика: у классных руководителей наличествует «авторский» профессиональный почерк (не противоречащий базовым методам и формам воспитания детей), позволяющий ему достичь профессиональных успехов. Он способен к публичному выражению и отстаиванию собственного профессионального кредо и корректному поведению в профессиональных спорах.

Принцип событийности общности фиксирует онтогенетические основания жизни и деятельности Школы как объединения людей.

Практика: в педагогических коллективах, разделяющих этот принцип, культивируются традиции школы, класса, возрождается культ символики (флаг, герб, гимн, газета и др.). Благодаря этому у педагогов и детей формируется ощущение общности и сопричастности к событиям. В таких школах развиваются традиции эмоционального совместного с детьми и их родителями проживания национальных праздников, событий, важных для страны, школы, класса и каждого ребёнка. Практикуются командные формы взаимодействия детей, детей и взрослых, коллективные творческие дела (КТД), походы и экскурсии, советы, клубы, кружки и прочее.

Реализация принципа единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн) на практике влияет на формирование гражданского самосознания и активной ответственной жизненной позиции учеников не с помощью монологовых классных часов, а посредством

включения ребёнка в активную созидательную деятельность. Классные руководители в таких школах организуют активное включённое продуктивное знакомство ребёнка с различными формами человеческого бытия и культурных практик.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма предполагает реализацию традиционных педагогических требований «Не навреди!», «Не пищать!», «Словом можно убить», а также бережное и заботливое отношение администрации и классных

руководителей к детям и родителям. Практика: педагогов отличает вера в силы и разум ребёнка, его инстинкт самосохранения (физического и психического). Они

вдумчиво относятся к содержанию внеклассных мероприятий, их организационной структуре, художественному и музыкальному

оформлению. Тщательно, с учётом рекомендаций психолога, подбирают ребят для выполнения совместных заданий. В любой, даже

затруднительной ситуации ищут позитивные моменты, как для развития ребёнка, так и собственного дальнейшего профессионального становления. Как результат у них устанавливается конструктивное доверительное взаимодействие с родителями детей.

Принцип поддерживающе-сопровождающей психолого-педагогической деятельности предполагает понимание воспитания как диалога, взаимодействия, некого события с воспитанниками и их родителями, поддержки и сопровождения процессов их самоопределения и личностного развития.

Практика: следствием реализации этого принципа в работе классного воспитателя является знание им логики процесса самоопределения и личностного развития, умение выбрать адекватную ситуации тактику сопровождающей деятельности. Такие классные руководители владеют методикой проведения диа- и полилоговых мероприятий (дебатов, диспутов и проч.), умеют разрабатывать и обеспечивать сопровождение процесса реализации индивидуальных траекторий воспитания и развития детей. Главное

— они не вмешиваются в процесс самостоятельного разрешения ребёнком проблемной ситуации до его запроса на профессиональную поддержку или же до момента «порога» его компетентности.

Принцип валеологической направленности предполагает организацию воспитательного процесса с учётом особенностей здоровья детей, имеющую основной целью сформировать у них понимание ценности здорового образа жизни, предусматривающую медицинский контроль и валеологическое просвещение всех субъектов.

Практика: личный пример классного руководителя, его умение использовать педагогический потенциал оформления образовательной среды, постоянная (практически в каждом внеклассном мероприятии хоть и фрагментарно, в беседах и т.д.) демонстрация детям Жизни и Здоровья как базовых ценностей.

^ Функции и компоненты воспитательной системы школы определяют суть системы воспитательной работы. Система воспитательной работы — комплекс деятельности и порядок взаимодействия субъектов, профессионально причастных к процессу воспитания (воспитателей, классных руководителей, психологов-кураторов). Зачастую одинаковые на бумаге, на практике системы воспитательной работы в разных школах отличаются друг от друга. Их различие определяется, во-первых, ориентирами педагогической деятельности.

К ним относятся, например, принятые в школе духовно-нравственные ценности и установки, а также некий эталонный портрет выпускника, составленный из социально востребованных, одобряемых и личностно приемлемых образовательных компетенций,

индивидуальных особенностей и способностей, к формированию и развитию которых у детей стремится педагогический коллектив.

Специфику системы воспитательной работы определяют также характер и результат поиска, понимания и принятия педагогами философско-методологических оснований организации, функционирования и развития образовательного пространства учреждения.

- формирование (на основе базовых принципов и установок) команды единомышленников из числа педагогов, психологов, родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, личный профессиональный опыт которых может быть востребован школой;

- выделение зон ответственности членов педагогического коллектива, определение их сфер взаимодействия, вариантов разрешения конфликтных ситуаций и путей преодоления возможных рисков;

- психолого-педагогическое самоопределение по отношению к существующим подходам к процессу воспитания, его содержанию, методам и формам деятельности, выработка авторской позиции (говоря об авторе, мы имеем в виду педагогический коллектив) и разработка вариантов психолого-педагогического сопровождения развития личности ребёнка;

- организация ценностно-насыщенной окружающей среды, предполагающая системную работу над преобразованием всех её компонентов (содержательного, процессуального, личностного, управленческого, материального);

- разработка критериев эффективности функционирования и развития ВСШ.

^ Цели функционирования системы воспитательной работы:

- Формирование у учащихся системы устойчивых гуманистических социально одобряемых ценностных ориентации и установок.

- Развитие личности, способной к успешной самореализации в различных сферах деятельности, благодаря сформированным у неё на высоком уровне ключевым образовательным компетенциям, развитому социальному и эмоциональному интеллекту.

- Максимальное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов школьников и родителей посредством психолого-педагогического сопровождения развития каждого ребёнка.

^ Задачи субъектов системы воспитательной работы:

- Сформировать и развить ценностно-насыщенную гуманистическую образовательную среду.

- Создать и поддержать детско-взрослое школьное сообщество с традициями духовного роста каждого, уважения человеческого достоинства и командного взаимодействия, толерантности, межкультурной коммуникации, социальной активности, свободного выбора культурных практик.

- Помочь детям убедиться в социокультурной и личностной значимости ценностей здорового образа жизни, познания истины, саморазвития и самосовершенствования, активной жизненной позиции в процессе самореализации, добропорядочности и моральной ответственности, законопослушности и гражданской ответственности, патриотизма и преданности идеалам (Родины, семьи, корпорации), индивидуальности

и личного достоинства.

- Развить у детей ключевые компетенции и способности в сферах, составляющих модель гармоничной личности: тело, ум, дух, деятельность, общение, самосозидание.

^ Требования к методам организации системы воспитательной работы школы

Осознание системы воспитательной работы её субъектами, т.е. организация её работы в соответствии с философско- методологическими представлениями, положенными в основу Концепции воспитательной работы в школе.

^ Практические пути реализации требования:

- Администрации необходимо провести серию встреч педагогического коллектива с целью профессионального самоопределения,

понимания и принятия субъектами миссии школы и эталонного портрета выпускника.

- Такие же встречи разумно организовать и для родителей.

- Организация социологического опроса среди детей и родителей с целью коррекции педагогических представлений об эталонном портрете выпускника.

- Серия психолого-педагогических семинаров, в результате которых педагоги и родители не просто ознакомятся, а осознают принципы и подходы к воспитанию детей.

Эти шаги приведут к формированию единых для них представлений об эталонном портрете выпускника, к целям совместной родительско - педагогической деятельности. Важно, чтобы и у детей сформировалось проективное представление о целях собственного развития. Все эти действия в целом «запустят» процесс формирования детско-взрослого сообщества.

^ Кулътуро- и природосообразный характер системы воспитательной работы.

Выбирая содержание, методы и формы системы воспитательной работы, педагоги должны руководствоваться:

- основными потребностями детства: приключения, любознательность, подражательность и прочие;

- базовыми потребностями личности;

- индивидуальными образовательными потребностями детей;

- миссией школы и эталонным портретом выпускника;

- государственными и социокультурными традициями.

Для реализации на практике этого требования администрации стоит:

- организовать для педагогов семинары с целью формирования у них соответствующих знаний;

- организовать серию деловых игр, в результате которых педагоги сформируют «пакет» соответствующих методик через конкретную деятельность;

- разработать и внедрить технологию мониторинга индивидуальных образовательных потребностей детей;

- сформировать «команды» педагогов, специализирующихся на изучении того или иного аспекта ВР (по возрастам детей, по их образовательной направленности, склонностям и т.д.) и обеспечить периодическую презентацию ими результатов научно-методического поиска. Наш опыт показывает, что такая деятельность приведёт в формированию педагогических сообществ.

Классным руководителям мы рекомендуем так планировать свою работу, чтобы:

- равновесно сочетать мероприятия, направленные на удовлетворение различных сфер жизнедеятельности и внимания ребёнка.

- удовлетворять естественные для ребёнка потребности в общении, познании, созидании, социальном признании и проч.

- формировать у ребёнка устойчивый активный включённый интерес к внеклассным мероприятиям и уважение к педагогам.

- обеспечивать комфортное физическое и эмоциональное состояние ребёнка.

^ Ценностно и эмоционально насыщенный характер системы воспитательной работы.

Для реализации этого требования необходимо:

- Организовать детско-взрослый фестиваль идей по оформлению образовательной среды в соответствии с миссией школы и эталонным портретом выпускника.

- Обратить внимание педагогов на состояние всех параметров ценностного и эмоционального компонентов образовательной среды.

- Максимально использовать эффекты «фонового воспитания».

- Во внеклассных делах использовать все возможные и доступные виды наглядности (визуальную, аудиальную и прочие).

- Практиковать метод «педагогической паузы».

- Формировать ценностно-насыщенную гуманистическую образовательную среду.

- Создать условия для повышения эмоционального интеллекта детей и формирования у них ценностных основ жизнедеятельности.

^ Открытый характер системы воспитательной работы, о наличии которого можно судить по традициям:

- публичного обсуждения, последующего формирования критериев и параметров эффективности системы воспитательной работы в целом и каждого его структурного подразделения;

- практики периодической самоаттестации педагогов;

- участия педагогов в конференциях различного уровня, семинарах и проч., публикации ими своих методических материалов;

- собственного школьного методического журнала воспитательных идей;

- предоставления педагогам со стороны администрации возможности профессионального и личностного самосовершенствования и самовыражения.

^ Критерии реальности гуманистических отношений и соответствующих им методов и форм воспитания и обучения

Факты наличия «понимания», «принятия», «готовности» и, затем, «проявление соответствующего поведения» субъектов по отношению к каждому приведённому в таблице критерию целесообразно рассматривать в целом как уровни развития гуманистических отношений в образовательном учреждении.



Компонент

образовательного

пространства школы

Критерии

Ценностный

открытость, паритетность и толерантность взаимодействия его субъектов, разнообразие ситуаций свободного ответственного выбора, прецедентность и коллегиальность обсуждений тех или иных си­туаций и проблем, единство педагогических усилий учреждений среднего (полного) общего, допол­нительного образования, предприятий и учреждений социума в разработке индивидуальных образо­вательных траекторий

Личностный

Степень понимания родителями и педагогами индивидуальных особенностей, образовательных склонностей и предпочтений ребёнка. Осведомлённость взрослых о том, как вместе с ребёнком оп­ределить его проблему, какие способы её разрешения будут для него наиболее приемлемы. Способность педагогов и родителей определить направленность индивидуальной образовательной траектории ребенка (творческую, научную, прикладную и проч.), совместно с педагогом и ребёнком проектировать её. Проявление инициативы в сотрудничестве с ребёнком в процессе продумывания, разработки и презентации личностно и социально значимых учебных проектов. Способность принять и понять независимость ребёнка, его права и обязанности в зависимости от возра­стных и индивидуальных особенностей. Проявление инициативы в организации разнообразных форм встреч взрослых и детей. Способность к коммуникации и сотрудничеству с собственным ребёнком

Процессуальный



Уровень сформированности традиций проектирования и реализации педагогических ситуаций для развития у обучающихся умений и навыков жизненного и профессионального самоопределения; эф­фективность определения с детьми критериев, вариантов и последствий свободного ответственного выбора стратегий учения, общения, поведения, в т.ч. партнёра для совместной работы над заданием (сверстника, педагога и др.); успешность практики совместного сучащимися построения последова­тельности образовательной деятельности и её максимально возможное обеспечение соответствую­щей организацией учебно-воспитательного процесса; комфортное состояние учеников и педагогов в результате рефлексии результатов образовательной деятельности, отслеживающейся с помощью индивидуальных психолого-педагогических карт развития и графиков индивидуальных достижений учащихся; наличие атмосферы открытости, толерантности и уважения к иной позиции, что способст­вует становлению демократического уклада образовательных учреждений

Содержательный

Возможность выбора педагогом и ребёнком источников и средств необходимой информации, зада­ний, форм отчётности различного характера и степени сложности — творческих или аналитических, устных или письменных, соответствующих их индивидуальному темпу и стилю образования (аудиальный, визуальный, кинестетический тип и др. классификации) и проч.

Материальный



Наличие необходимого оборудования для обеспечения деятельности. Создание педагогами условий для:

• эмоционально-рецептивных актов (опыт, переживание, терпение и проч.), что предполагает органи-­
зацию практико-дейсгвенных ситуаций включённости в реальные для школы изменения, проживание
субъектами «происшествий», «событий» и «события»;

• эмоционально-перспективных актов (ожиданий, предчувствий, готовности к чему-либо...), в кото­рых
содержится реальная установка «Я» на взаимодействие с гуманистической реальностью в перспективе, а, следовательно, и уверенность в её существовании и развитии;

• эмоционально-спонтанных актов (влечения, желания, деятельности, действий и проч.), которые,
будучи направлены на активное творческое вмешательство в развитие гуманистической реальности, по­
рождают у субъектов уверенность в том, что «реальность реальна» и реально её продолжение

^ Критерии, касающиеся определения уровней мониторинга эффективности системы воспитательной работы



^ Уровни мониторинга

Критерии и параметры

Методики

Индивидуально-личностный уровень

— способность субъектов к свободному ответственному самоопределению (пара­
метры: степень самоопределения, наличие цели в жизни, интерес к ней и её эмоции-
ональная насыщенность, результативность, удовлетворённость самореализацией

и др.);

— творческая исследовательская активность субъектов (параметры: повышение
инициативности, любознательности, творческой активности, стремления исследо-­
вать, определять проблему);

— осознание социальной значимости обучающимися результатов образовательной
деятельности (параметры: наличие социально значимой цели индивидуальной актив-­
ности, ценностные ориентации личности, определяющие содержательную сторону
её волевой направленности и составляющую основу отношений к себе, окружаю­
щему миру, другим людям, основу мировоззрения и жизненной активности и «фило-­
софии жизни». Адаптация ученика к микросреде школы и макросреде социума, его
конкурентоспособность);

— готовность и умение разрабатывать и реализовывать ИОТ (параметры: индивиду-­
альный прирост образовательных достижений, способность субъектов к конструк-­
тивному взаимодействию и сотрудничеству, открытость, степень контактности, толе-­
рантности, умений конструктивного выхода из конфликтной ситуации)

ДА Леонтьев1,

О.И. Мотков,

В.И. Андреев2,

М. Рокич3,

ЕА Александрова4,

К. Томас,

Т. Лири,

Е.B. Коротаева5

Региональном

и муниципальном

уровнях

(по ВА Ясвину)

— расширение образовательного пространства школы (параметры: широта
субъектного, содержательного, процессуального, материального его компонентов

И др.);

— свободный выбор обучающимся индивидуальных образовательных траекторий
в совокупности учреждений и предприятий социума (параметры: осознаваемость
субъектами и открытость для них образовательного пространства, включение

в образовательный процесс экскурсий, путешествий, посещение учреждений культуры; уровень осведомлённости субъектов о школе; наличие команды единомышленников, адаптация ученика к микросреде школы и макросреде социума);

— значимость школы как культурного центра сообщества (параметры:
когерентность, активность, конкурентоспособность школы, преемственность с др.
образовательными учреждениями, региональная и социальная интеграция
субъектов, трансляция в СМИ образовательных достижений, социальная значимость
выпускников, эффективные социальные инициативы

ВАЯсвин6

1 Леонтьев ДЛ. Тест смысложизнённых ориентации. М.: Смысл, 1992.

2 Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Часть 1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996.

3 Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992.

4 Александрова ЕА.. Ваше слово, товарищ график! // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 142—144.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992;

5. Коротаева Е.В. Директор — учитель — ученик: пути взаимодействия. М.: Сентябрь, 2000.

6 Левин ВА.. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000.

Наш выбор определялся тем, что эти тестовые методики предоставляли возможность каж­дый критерий оценить с двух позиций: уче­ника и педагога.

Статья из журнала «Народное образование», №9, 2008г




Похожие:

Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова iconТема: «Корректировка и утверждение плана работы мо»
Постановили: План воспитательной работы отражает основное содержание и направление воспитательной деятельности, отвечает педагогическим...
Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова iconВоспитательной работы в школе
Для того чтобы школа могла обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из неповторимости его индивидуальности, в ней...
Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова iconПоложение о требованиях к плану воспитательной работы классного руководителя
...
Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова iconС. В. Положение о требованиях к плану воспитательной работы классного руководителя
...
Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова iconСеминар учителей начальной школы по теме: «Развитие системы воспитательной работы в лицее в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе»
«Развитие системы воспитательной работы в лицее в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе»
Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова iconОб итогах учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебного года Одним из направлений национального проекта «Образование»
Одним из направлений национального проекта «Образование» является повышение уровня воспитательной работы в школе. Особая роль отведена...
Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова iconАнализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году
Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова iconПлан проведения планового внутришкольного контроля учебно-воспитательной деятельности
Тематическое планирование. Планы работы мо. План воспитательной работы класса и школы. План работы библиотеки
Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова iconАнализ воспитательной работы 2009-2010 учебный год
Всё это отражено в направлениях воспитательной работы, среди которых в центр поставлены
Создаём систему воспитательной работы в школе Екатерина Александровна Александрова icon2. Задачи Штаба воспитательной работы
В целях предупреждения детской безнадзорности и подростковой преступности, защиты жизни и здоровья несовершеннолетних создан Штаб...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов