Принципы построения воспитательной системы школы icon

Принципы построения воспитательной системы школы



НазваниеПринципы построения воспитательной системы школы
Дата конвертации20.05.2012
Размер146.63 Kb.
ТипДокументы

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение (МОУ) Нижнепоповская основная общеобразовательная школа является школой адаптивного типа, то есть школой, реализующей принципиально иную систему обучения и воспитания, в которой отношения между учителями и учениками базируются на учёте индивидуальных психофизиологических особенностей личности

каждого участника единого воспитательного коллектива (ученика, учителя, родителя) с целью его полной самореализации и самораскрытия в процессе воспитательной деятельности.

Основным принципом организации жизнедеятельности адаптивной школы является дифференциация учебно-воспитательного процесса. Только в этом случае учитель и ученик не ограничиваются рамками жёстких требований, а имеют возможность и стремятся максимально приспособить учебно-воспитательную работу под свой потенциал, то есть каждый член школьного коллектива может и должен иметь свою траекторию развития и свой темп

Исторический и современный педагогический опыт показывает, что успешное построение дифференцированного учебно-воспитательного процесса возможно только в рамках целостной воспитательной системы школы.

Принципы построения воспитательной системы школы:

  • природо- и культуросообразность;

  • гуманизация;

  • личностно ориентированное обучение;

  • педагогика сотрудничества;

  • стабильность, надёжность и эффективность образования;

  • дифференциация и интеграция;

  • системность.

Принцип ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части; развивать у него ответственность за дальнейшую эволюцию окружающего мира в целом и самого себя. Этот принцип требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывали необходимость определённой половой и возрастной дифференциации. Принцип природосообразности предполагает наличие определённых этических установок по отношению к природе, к биосфере в целом, природоохранное знание, мышление и поведение.

Принцип КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ заключается в том, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на общечеловеческих культурных ценностях) через постижение ценностей национальной культуры, донской казачьей культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом; к культуре бытовой физической , производственной, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, нравственной, материальной, коммерческой. Этот принцип требует постоянной гармонии с окружающим социумом с учётом постоянного его изменения.


Содержание, методы и формы образования могут быть культуросообразными только в том случае, если отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу в целом, но и социуму региона, населённого пункта, различным его социальным группам, и учитывают исторически сложившиеся в них традиции образования.

Принцип ГУМАНИЗАЦИИ образования подразумевает «очеловечивание» системы образования через реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса и гуманитаризацию содержания образования. Актуализация и удовлетворение индивидуальных интересов ребёнка необходимы в комплексе с актуализацией всего общекультурного потенциала детей.

Личностно-ориентированное обучение даёт возможность максимально приблизить учение к личности ученика, способствует становлению духовно-нравственных ценностей. Педагогика сотрудничества- понимание процессов воспитания как взаимодействия, сотрудничества взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Принцип ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ в обучении и воспитании предполагает создание условий для освоения знаний оптимальным для каждого ребёнка способом, при оптимальных темпе и


2

объёме, отборе содержания, форм и методов воспитания, учёте специфических позиций всех участников учебно-воспитательного процесса.

Принцип ИНТЕГРАЦИИ можно рассматривать как основу реформирования содержания образования. При этом имеется в виду не только преодоление диспропорции между дисциплинами (обогащающими личность научными знаниями, вооружающими способами деятельности, предоставляющими возможность художественно-образного восприятия мира, формирующими целостные представления об окружающей действительности), но и создание между ними сущностных взаимосвязей.

Принцип СИСТЕМНОСТИ. Этот принцип, применительно к школе, требует рассматривать её не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся во взаимозависимости, но и как часть другой системы ( муниципальной), во многом влияющей на её функционирование. В свою очередь муниципальная система является частью региональной образовательной системы и т.д.

Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы можно обеспечить целостность становления личности воспитанника, которая сама также является системой, но не существующей вне отношений с другими (подобными) системами.

Исходя из анализа внутренних тенденций развития, потенциала школы и представлений о её роли в обществе, единый воспитательный коллектив видит свою цель в обеспечении условий многогранного развития личности через развитие и функционирование в школе гуманистической воспитательной системы с познавательной системообразующей деятельностью.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дальнейшее сплочение и развитие единого воспитательного коллектива и гуманистического

характера внутришкольных отношений.

2. Совершенствование и расширение форм, приёмов и методов системообразующей

деятельности.

  1. Совершенствование системы организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников.

  2. Дальнейшая разработка и совершенствование программно-методического обеспечения и

технологий организации, критериев оценки результативности учебно-воспитательного

процесса в условиях внедрения новых стандартов образования.

Мы считаем, что в современных условиях школа должна выступать социально-психологической нишей, обеспечивающей развитие и самореализацию ребёнка сегодня и готовящей его к будущей жизни, прежде всего через достижение учащимися уровня образованности, соответствующего его потенциалу, формирование жизненно-важных компетенций и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности, возможность продолжения образования, в том числе и путём самообразования.

В мировой педагогической практике сформировалось представление о четырёх основных уровнях образованности, которые можно назвать и уровнями интеллектуального развития, различающимися классами задач, которые способна решать личность:

  • грамотность ( умение читать, писать, считать);

  • информированность (усвоение определённого объёма знаний и способности их репродуцировать);

  • функциональная грамотность на уровне компетенций (возможность на основе преимущественно прикладных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности);

  • компетентность (способность применять теоретические знания в практической деятельности на творческом уровне, действовать в ситуации неопределенности).

Достижение уровня информированности и функциональной грамотности мы рассматриваем как общую задачу (и итоговый результат) всей школы. Применительно к современной социальной ситуации и культурной сфере, характерной для Белолкалитвинского района Ростовской области, мы выделяем основные признаки функциональной грамотности:

* готовность к повышению уровня образованности на основе осознанного выбора программ

общего и профессионального образования, дополнительного образования;

* способность к выбору профессий, ориентации в политической жизни общества, выбору

ценных социальных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-

3

бытовых проблем, защите своих прав, ориентации в своих обязанностях;

*готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях,

нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни в х. Нижнепопов, городе Белая Калитва, удовлетворение и развитие своих личных запросов, ориентация в научном представлении и понимании мира;

* способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в т.ч. к общению с представителями иных национальностей и культур.

Уровень компетентности является достаточно высоким уровнем образования, поэтому на выходе из основной школы не все выпускники могут ему соответствовать, но выпускники, имеющие высокий потенциал обучаемости, освоившие учебные программы на уровне, превосходящем стандартный, безусловно, должны. При этом уровень компетентности для разных выпускников, естественно, может быть различным, и он будет складываться из показателей общекультурной, допрофессиональной и методологической компетентности.

Под^ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ мы понимаем уровень образованности для творчески-деятельностной самореализации личности, ориентирующейся в культурных ценностях цивилизации, страны, региона, города, своего населённого пункта, а также способность личности оценивать границы собственной компетенции в различных областях гуманитарного знания.

Понятие ^ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ связывается с уровнем образованности, достаточным для осознанного выбора профессии и успешного обучения в соответствующем среднем специальном или общеобразовательном учебном заведении.

Понятие ^ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ относится к уровню образованности, достаточному для самостоятельного исследовательского подхода к решению достаточно широкого круга теоретических и прикладных проблем.





^ ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗА ШКОЛЫ И ВЫПУСКНИКА


Мы видим школу, как основное общеобразовательное учреждение, обладающее своей гуманистической системой обучения и воспитания на основе государственных стандартов.

При определении содержания образования мы, прежде всего, хотим использовать возможности каждого учебного предмета для решения задачи гуманитаризации учебного процесса, повышения его практической направленности, достижением более высокого уровня культуры и духовности. Мы придаём большое значение вопросам этики, нравственности, духовности, традиции. Современное знание должно вобрать в себя как достижения науки последних веков, так и весь тысячелетний опыт человечества. С другой стороны, определение содержания образования должно служить и прагматическим задачам: обеспечить подготовку учащихся по предметам школьного курса, дать реальную возможность конкурировать с выпускниками подобных учебных заведений, найти свое место в жизни, стать успешным человеком после завершения образования.


Модель выпускника

Мы хотим видеть свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к саморазвитию и самореализации.


Критерии приближенности к цели

Под критериями приближенности к идеалу мы понимаем качественные характеристики личности учащихся в их единстве, взаимосвязи и соподчинённости. Как определяющие можно выделить четыре группы характеристик: здоровье; культура личности; жизненные и нравственные позиции; познавательная деятельность: знания, умения, навыки.


4

Модель личности выпускника

Здоровье


^ Культура личности, жизненные и нравственные позиции

1)Здоровье физическое и психологическое.

2)Ведение здорового образа жизни

3)Осознанное отношение к здоровью и физической культуре

1)Гуманистическое мировоззрение

2)Культура самоопределения личности, стремление к совершенствованию

3)Коммуникативность, культура общения

4)Бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность

5)Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения

6)оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей

7)адекватная самооценка



^

Творчески развитая, свободная, социально ориентированная личность,

способная к саморазвитию и самореализации

Познавательная деятельность

Знания, умения, навыки


1)Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования

2)Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их

3)Способность использовать знания на практике

4)Рациональная организация труда, самообразования

1)Достижение уровня компетентности в знаниях

2)Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне

3)Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию

4)Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем



^

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ КОЦЕПЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ



I. Управление

  1. Развитие управленческих структур:

а) ученическое самоуправление;

б) Методические объединения;

в) Совет школы;

  1. Развитие системы информационного обеспечения на основе информатизации функционирования школы.

  2. Расширение взаимодействия со средой.

  3. Делегирование полномочий с передачей ответственности.

  4. Диагностика деятельности педагогов.

II.Развитие структуры школы адаптивного типа

1.Общеобразовательные классы.

2. Классно-урочная и предметно-урочная система

3.Групповые занятия, консультации, факультативы, кружки.

4. Подготовительные занятия к школе на базе детского сада «Солнышко».

5.Кружки художественной самодеятельности на базе сельского ДК


III. Развитие системообразующей деятельности:

интеграция познавательной деятельности

в учебной и внеучебной работе

1.Расширение воспитательных возможностей игры:

а) русские народные игры (1-4 кл. на базе группы

продлённого дня.

б) «Зарница» (5-9 кл.)

2. Расширение интеграции в муниципальное воспитательное пространство: ДК, Дворец спорта,

ГИБДД, военкомат, другие школы, техникум, училища, городской краеведческий музей.

3.Использование школьного музея как воспитательного центра. Развитие поисковой работы

как составляющей познавательной деятельности.

5

4.Создание на базе кабинета информатики межпредметного комплекса, оснащенного

системой компьютер-проектор, информацией на компакт-дисках, выходом в Интернет, создание информационных комплексов в предметных кабинетах с выходом в локальную сеть школы и Интернет.

5.Развитие форм и методов познавательной деятельности.

6. Развитие сети факультативов, секций и кружков.

7. Совершенствование системы экскурсий, походов, летней практики.

8. Организация учебно-опытнической работы на пришкольном участке.

9. Создание и развитие школьного сайта, личных страниц учителей, сайтов учителей в рамках

единого информационного пространства школы.

10.Развитие информационного пространства школы, интеграция на этой основе основного и

дополнительного образования


IV. Развитие содержания образования


  1. Совершенствование учебного плана на основе новых стандартов, с учетом культурологической основы.

  2. Создание учебно-методического комплекта вариативного компонента учебного плана

(экология, МХК, ОБЖ, История Дона и др.) с целью организации внеурочной деятельности школьников.

  1. Межпредметная и внутрипредметная интеграция.

  2. Использование альтернативных учебников и программ, информатизация преподавания предметов учебного плана, освоение ПСПО, ИКТ на основе свободного программного обеспечения.

  3. Преподавание естественно-математических дисциплин с использованием и на основе ИКТ.

  4. Включение в урочную деятельность прогрессивных развивающих технологий :

а) парная, групповая, коллективная, модульная, проектная;

б) игровая;

в) нетрадиционные формы уроков (дискуссии; конференции, смотры знаний, уроки-

лекции, зачёты, компьютерные интерактивные программы, дистанционные формы

обучения и др.);


V. Педагогические технологии


  1. Личностно-ориентированный методики.

  2. Внутренняя дифференциация.

  3. Система работы с одарёнными детьми.

  4. Система учёта и ликвидации пробелов.

  5. Поэтапное формирование умственной деятельности.

  6. Интеграция познавательной деятельности в урочной и внеклассной работе.

  7. Тематический учёт знаний.

  8. Модульное обучение.

  9. Технологии КСО

  10. ИКТ

VI. Развитие педагогической системы


  1. Методические объединения

  2. Дистанционные советы, коллективы, объединения (Интернет).

  3. Творческие группы учителей.

  4. Экспертные группы.



6

Структурная схема реализации воспитательной системы

Нижнепоповской основной общеобразовательной школы



^ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

НИЖНЕПОПОВСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ЦЕЛЬ

ПРИНЦИПЫ

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

Природо- и культуро-

сообразность


гуманизация


личностно-

ориентированное обучение

педагогика

сотрудничества


стабильность,

надёжность и

эффективность

образования


дифференциация

и интеграция


системность

Обеспечение условий многогранного развития личности через развитие и функционирование в школе гуманистической системы с познавательной системообразующей деятельностью

РЕЗУЛЬТАТ

УПРАВЛЕНИЕ

Развитие структуры школы адаптивного типа


Развитие системообразующей деятельности: интеграция познавательной деятельности в учебной и внеучебной работе


развитие содержания образования

педагогические технологии


развитие педагогической системы

Свободная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации

здоровье

Познавательная деятельность

Культура личности, жизненные и нравственные позиции

Знания, умения, навыки, компетенции





7

^

Схема управления воспитательной деятельностью

школы и взаимодействия со средой



Отдел образования Администрации района,

ИМЦ

Совет школы

Директор школы

Методические

объединения

Педсовет

Родительский комитет

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (на общ. началах)

Техперсонал

Методические объединения

Творческие группы

Родители

Учителя

Ученики

Руководители кружков

Учком

Вожатая (на общ. началах)

МО классных руководителей

ИДН

ОВД

Центр творчества школьников

Учреждения культуры

Дворец Спорта

ГИБДД

ШКОЛЫ

Политехникум

Профтехучилища

ТУ№103

Военкомат

КДН



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижнепоповская основная общеобразовательная


ШКОЛА

347001, х.Нижнепопов

ул.Школьная,32-а.тлф.6-56-41

E-mail: NpOOS@narod.ru http://NpOOS.narod.ru

______________________________________________














2008г




Похожие:

Принципы построения воспитательной системы школы iconТипология воспитательных систем сельских малочисленных школ
Специфика воспитательной системы малочисленной школы проявляется в ее индивидуальности, которая может быть представлена моделью воспитательной...
Принципы построения воспитательной системы школы iconХарактеристика воспитательной системы моу нижнепоповская оош
Реализация основных направлений воспитательной работы, заложенных в Программе развития школы на период 2005-2012 гг
Принципы построения воспитательной системы школы iconАнализ воспитательной работы моу «сош с. Берёзовка» за 2009- 2010 учебный год
Решение вышеперечисленных задач должно было способствовать развитию воспитательной системы школы. В основе ее – совместная творческая...
Принципы построения воспитательной системы школы iconТема Основные принципы налогообложения в РФ
Принципы построения налогового учета. Взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета
Принципы построения воспитательной системы школы iconПоложение о классном руководителе
В условиях особенности работы педагогического коллектива Кикеринской средней школы по формированию единой воспитательной системы...
Принципы построения воспитательной системы школы iconДокументы
1. /концепция воспитательной системы школы.doc
Принципы построения воспитательной системы школы iconКикеринская средняя школа
В условиях особенности работы педагогического коллектива Кикеринской средней школы по формированию единой воспитательной системы...
Принципы построения воспитательной системы школы iconНа 2011 2012 учебный год
Деятельность педагогического коллектива, направленная на создание воспитательной системы школы
Принципы построения воспитательной системы школы iconПояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе
В основе построения этой системы лежат дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний,...
Принципы построения воспитательной системы школы iconНовые принципы построения пространственно временных и других величин. «Природа скупа на принципы»
Человек интуитивно знает, что пространство-время (далее п в.) это основа всего, говоря: «Не будет п в., ничего не будет». Верно,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов