«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций» icon

«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций»



Название«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций»
Дата конвертации27.05.2012
Размер131.16 Kb.
ТипДокументы


Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кафедра естествознания


Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации

Педагогического факультета группы - Х -1 учителя химии

Сидоровой Ольги Вениаминовны


Тема работы: «Подготовка учащихся 11 класса к ЕГЭ по вопросу

А20«Скорость химических реакций»


Научный руководитель:

Ахметов М.А. – зав. кафедрой

естествознания УИПКПРО


Ульяновск. 2009г.


Введение


Для тех, кто намеревается выбрать для себя Единый государственный экзамен по химии, и для тех, кто организует работу по подготовке выпускников к этому экзамену, важное значение имеет информация об особенностях КИМов ЕГЭ, их содержании, о методиках подготовки к нему.

Согласно рекомендациям подготовку к ЕГЭ следует начинать с повторения основных законов и теорий химии. Это будет способствовать более глубокому осмыслению важнейших химических понятий: химический элемент, строение атома, электроотрицательность, валентность и степень окисления, виды химической связи и механизмы её образования, типы кристаллических решеток, классификация неорганических и органических веществ, изомерия и гомология, химическая реакция, классификация реакций, окислительно-восстановительные реакции, электрохимический ряд напряжений металлов, электролитическая диссоциация и реакции ионного обмена, качественные реакции на неорганические и органические вещества и т.д.

При повторении материала важно обратить серьезное внимание на совершенствование и развитие различных умений.

Результаты 2008 года свидетельствуют о недостаточной сформированности у выпускников умения оперировать такими понятиями как скорость химической реакции, химическое равновесие, электролиз растворов и расплавов солей и др.

В связи с этим целью моей работы является подобрать теоретический материал и задания для тренировки так, чтобы они помогли учащимся 11 класса более успешно подготовиться по вопросу «Скорость химических реакций».


Перед тем как начать разговор о скорости химических реакций предлагаю вспомнить:

  • что такое химическая реакция,

  • какие бывают химические реакции,

  • какие реакции называются экзотермическими и эндотермическими,

  • какие реакции называются гомогенными и гетерогенными

Далее можно повести демонстрацию окисления меди и магния, взаимодействие магния и цинка с соляной кислотой. Обратить внимание на то, что скорость этих процессов разная.
Задать вопросы учащимся:

  • Чем это можно объяснить?

  • Что понимают под скоростью реакции?

  • Как её можно измерить и изменить?


Под скоростью химической реакции понимается изменение концентрации одного из реагирующих веществ или продуктов реакции в единицу времени.


Скорость одной и той же химической реакции в данных условиях - величина переменная, изменяющаяся по ходу реакции. Например, скорость реакции между цинком и соляной кислотой постоянно падает, т.к. со временем уменьшается концентрация кислоты. Скорость взаимодействия меди с азотной кислотой постоянно возрастает, т.к. продукты реакции ( оксиды азота ) ускоряют её.

В гомогенных системах реагирующие вещества равномерно перемешаны между собой, реакция идет по всему объему реакционной смеси. Поэтому концентрация каждого из веществ будет находиться как частное от деления количества вещества на объем смеси С = n / V

Если в первый момент времени t1 концентрация вещества

C1 = n1 / V, а во второй t 2 концентрация C2 = n2 / V, то скорость реакции будет вычисляться по формуле

v = (n2 - n1) / V (t 2 - t1)

v = ? С / ? t , где ? - разница второго и первого значения.


^ Для гомогенных реакций скорость химической реакции определяется изменением концентрации одного из веществ в единицу времени.


Скорость измеряется в моль / л сек или моль/ л мин и т.д.

Используя формулу для расчета скорости реакции, мы получаем усредненное её значение для определенного отрезка времени, изменяя который, мы получим разные значения скорости. Чем меньше этот промежуток времени, тем более точным будет значение скорости реакции.

^ Гетерогенные реакции идут только на границе раздела фаз: газ – твердое вещество, газ - жидкость, жидкость - твердое вещество. Скорость будет измеряться не в отношении к единице объема, а к единице площади соприкосновения реагирующих веществ


v = ? n / S ? t


Скорость каждой реакции при определенных условиях находят экспериментально. Например, скорость реакции между мрамором и соляной кислотой, протекающей по уравнению


СаСО3 ( тв.) + 2 НС1 (р-р) = СаС12 (р-р) + Н2О (жидк.) + СО2 (г) ,


можно определить по объему углекислого газа, выделяющегося в единицу времени.

Для этого к реакционному сосуду подсоединяют газовую пипетку с делениями, по мере наполнения углекислый газ отодвигает поршень пипетки на величину, соответствующую объему выделившегося газа.

Почему скорость разных реакций не одинакова? Для того чтобы началась химическая реакция, молекулы реагирующих веществ должны столкнуться. Но не каждое их столкновение приводит к химической реакции. Так, в газовой смеси при нормальных условиях каждая молекула испытывает 1010 столкновений в секунду, реакция же происходит в ничтожных количествах. Для того чтобы столкновение привело к химической реакции, молекулы должны иметь достаточно высокую энергию. Частицы, способные при столкновении вступать в химическую реакцию, называются активными. Они обладают избыточной энергией по сравнению со средней энергией большинства частиц - энергией активации. Активных частиц в веществе намного меньше, чем со средней энергией, поэтому для начала многих реакций системе необходимо сообщить некоторую энергию ( вспышка света, нагревание, механический удар).

В процессе реакции химические связи в активных молекулах ослабевают и возникают новые между частицами реагирующих веществ, образуется переходное состояние, или активный комплекс, когда старые связи еще не полностью разрушены, а новые уже начали строиться.

Энергетический барьер ( энергия активации) разных реакций различен, чем он ниже, тем легче и быстрее протекает реакция. Энергия активации эндотермических реакций больше, чем экзотермических, поэтому для протекания требуется постоянный приток энергии извне. Для возникновения активированного комплекса между ионами требуется мало энергии, поэтому реакции ионного обмена протекают при обычных условиях почти мгновенно.

Сравнивая скорость взаимодействия магния с кислородом, магния и цинка с кислотой, можно сделать вывод, что скорость реакции зависит от природы реагирующих веществ.


На скорость гетерогенных реакций может влиять природа продуктов реакции. Например, скорость реакции, происходящей между мрамором и соляной кислотой, достаточно высока до тех пор, пока не израсходуется одно из реагирующих веществ; скорость взаимодействия мрамора с серной кислотой со временем значительно падает, т. к. продукт реакции - сульфат кальция – мало растворим и блокирует доступ кислоты к мрамору.


Скорость реакции также зависит от концентрации реагирующих веществ. Чем выше их концентрация, тем больше вероятность столкновения активных частиц, т. е. скорость реакции прямо пропорциональна концентрации реагирующих веществ.

Существует закон действующих масс:


^ Скорость гомогенной реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ в степенях, равных коэффициентам перед формулами.

Если представить уравнение реакции в общем виде аА + вВ = сАВ,


то закон действующих масс можно записать так: v = k( A)a ( B)b

В случае гетерогенных реакций в уравнение закона действующих масс входят концентрации только тех веществ, которые находятся в растворе или газовой фазе, т. к. концентрация твердых веществ обычно представляет собой постоянную величину.

^ Скорость реакций, имеющих газовую фазу, будет увеличиваться при повышении давления, т. к. это повышает концентрацию газообразного вещества.

Скорость гетерогенных реакций можно было бы увеличить быстрым подводом реагирующих веществ к реакционной поверхности и отводом продукта от нее.

Измельчение твердого вещества приводит к увеличению числа его молекул, которые могут одновременно вступить в реакцию, т.е. увеличивается выход продукта реакции. Экспериментально доказано, что сильное измельчение твердого вещества приводит к нарушению его кристаллической решетки, что делает частицы вещества более активными и реакционноспособными.

Скорость реакции зависит от температуры. Чем она выше, тем больше в веществе активных частиц, выше скорости их движения и сильнее соударения, тем большее число соударений приводит к реакции, т. е. возрастает скорость реакции. Существует правило Вант-Гоффа:

^ При нагревании на каждые 10 0 С скорость химической реакции увеличивается в 2-4 раза.


Из всего выше сказанного следует:


на скорость химических реакций влияют такие факторы как природа реагирующих веществ, концентрация реагирующих веществ, температура, а также давление ( для газообразых веществ) и измельчение твердых веществ ( для гетерогенных реакций).


Для тренировки предлагаются следующие упражнения:


1. Скорость гомогенной химической реакции пропорциональна изменению


1) концентрации вещества в единицу времени

2) количества вещества в единице объёма

3) массы вещества в единице объёма

4) объёма вещества в ходе реакции

 

2. При обычных условиях с наименьшей скоростью происходит взаимодействие между

1) Fe и O2

2) Mg и HCl ( 10% р-р)

3) Cu и O2

4) Zn и HCl( 10% р-р)

 

3. Для увеличения скорости химической реакции


2СО+O2=2CO + Q необходимо


1) увеличить концентрацию оксида углерода (II)

2) уменьшить концентрацию кислорода

3) понизить давление

4) понизить температуру

 

4. При комнатной температуре с наибольшей скоростью протекает реакция между


1) Zn и HCl (1 % р-р)

2) Zn и HCl (30 % р-р)

3) Zn и HCl (10 % р-р)

4) ZnCl2 (р-р) и AgNO3 (р-р)

 

 


5. Для увеличения скорости химической реакции

FeO(тв) + CO(г) ? Fe(тв) + СO2 (г) + 17 кДж

необходимо


1) увеличить концентрацию СО2

2) уменьшить концентрацию СО2

3) уменьшить температуру

4) увеличить степень измельчения FeO

 

6. Для увеличения скорости химической реакции

2CuS(тв) + 3О2(г) = 2CuO(тв) + 2SO2 (г) + 2920 кДж

необходимо


1) увеличить концентрацию SО2

2) уменьшить концентрацию SО2

3) уменьшить температуру

4) увеличить степень измельчения CuS

 

7. Для увеличения скорости химической реакции

Zn(тв) + 2Н+ ? Zn2+ + H2 (г) + 154 кДж

необходимо


1) уменьшить концентрацию ионов цинка

2) увеличить концентрацию ионов водорода

3) уменьшить температуру

4) увеличить концентрацию ионов цинка

 

8. Для увеличения скорости химической реакции

Mg(тв) + 2Н+ ? Mg2+ + H2(г) + 462 кДж

необходимо


1) уменьшить концентрацию ионов водорода

2) увеличить концентрацию ионов водорода

3) понизить температуру

4) повысить давление

 


9. Для увеличения скорости химической реакции

Zn(тв) + 2НСl(г) = ZnCl2(тв) + H2(г) + 231 кДж

необходимо


1) увеличить концентрацию водорода

2) увеличить количество цинка

3) уменьшить температуру

4) увеличить концентрацию хлороводорода

 10. Реакцию, уравнение которой

FeO + 2H+ = Fe2+ + H2O + Q,

можно ускорить, если

1) повысить давление

2) понизить давление

3) повысить температуру

4) понизить температуру

 

11. Скорость реакции

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 + Q

понизится при

1) повышении температуры

2) понижении давления

3) повышении давления

4) разбавлении раствора кислоты


12. Скорость реакции

N2 + 3H2 = 2NH3 + Q

увеличится при

1) понижении температуры

2) понижении концентрации NH3

3) разбавление смеси аргоном

4) использовании катализатора


13. Увеличение концентрации азота увеличивает скорость реакции


1) 6Li + N2 = 2Li3 N

2) 2NH3 = N2 + 3H2

3) 2NO = N2 + O2

4) 2NO + 2H2 = N2 + 2H2 O


14. Реакция, скорость которой зависит от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, - это

1) нейтрализация серной кислоты раствором гидроксида натрия

2) горение водорода в кислороде

3) взаимодействие растворов хлорида меди и гидроксида калия

4) горение алюминия в кислороде       


15. На скорость химической реакции между раствором серной кислоты и железом не оказывает влияния


1) концентрация кислоты

2) измельчение железа

3) температура реакции

4) увеличение давления


16. Для увеличения скорости взаимодействия железа с хлороводородной кислотой следует


1) добавить ингибитор

2) понизить температуру

3) повысить давление

4) увеличить концентрацию соляной кислоты HCl

 

17. Для увеличения скорости выделения углекислого газа при действии соляной кислоты на мрамор нужно


1) разбавить кислоту

2) измельчить мрамор

3) добавить индикатор

4) проводить реакцию в атмосфере инертного газа

 

18. С наибольшей скоростью при обычных условиях взаимодействуют


1) азот и водород

2) магний и вода

3) раствор гидроксида натрия и соляная кислота

4) сера и железо

 

19. С наибольшей скоростью при обычных условиях взаимодействуют


1) цинк и соляная кислота

2) натрий и вода

3) магний и вода

4) свинец и соляная кислота

 

20. C наибольшей скоростью реагирует с водородом


1) Сl2

2) F2

3) S

4) C


21. Какой металл реагирует с серной кислотой быстрее других?

 

1)

Zn

2)

Mg

3)

Fe

4)

Pb


22. Для увеличения скорости реакции водорода с азотом


1) охлаждают азотоводородную смесь

2) снижают давление в системе

3) используют катализатор

4) используют циркуляцию азотоводородной смеси


23. При повышении давления увеличивается скорость реакции

1) кислорода с сернистым газом

2) цинка с серной кислотой

3) серы с железом

4) гидроксида натрия с хлоридом меди (II)

 

24. Катализатор требуется для проведения реакции

1) хлорирования алканов

2) нейтрализации фосфорной кислоты

3) пиролиза метана

4) этерификации уксусной кислоты

 

25. С наибольшей скоростью при обычных условиях взаимодействуют

1) аммиак и хлороводорода

2) азот и водород

3) азот и кислород

4) сернистый газ и кислород


26. Давление влияет на скорость реакции между

1) гидроксидом цинка и азотной кислотой

2) цинком и серной кислотой

3) аммиаком и кислородом

4) серой и алюминием

 

27. С наибольшей скоростью соляная кислота взаимодействует с


1) цинком

2) гидроксидом натрия

3) железом

4) карбонатом железа


28.Оцените справедливость суждений о скорости химических реакций.

А. При нагревании скорость одних реакций увеличивается, а скорость других - уменьшается.

Б. Причиной увеличения скорости реакции при нагревании является увеличение частоты столкновений частиц.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

29. Оцените правильность утверждений.

А. Катализатор - это вещество, которое увеличивает скорость химической реакции, но при этом не расходуется.

Б. Увеличение давления реагирующих газов приводит к увеличению скорости реакции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

 

30. Оцените правильность утверждений.

А. При нагревании скорость многих реакций уменьшается.

Б. Катализатор - это вещество, которое увеличивает скорость химической реакции, но само в ней не расходуется

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

 

31. Оцените справедливость суждений.

А. Катализатор увеличивает скорость реакции, но не вызывает смещение химического равновесия..

Б. Увеличение давления реагирующих газов приводит к увеличению скорости реакции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


 32. Скорость реакции простых веществ с хлороводородной кислотой уменьшается в ряду

 

1)

Na, Ca, Zn, Cr, Cu

2)

Mg, Na, Ni, Zn, Cu

3)

Na, Ba, Fe, Cu, Zn

4)

Ba, Na, Zn, Cu, Fe


 

 

 

Ответ:  1-1, 2-3, 3-1, 4-4, 5-4, 6-4, 7-2, 8-2, 9-4, 10-3, 11-4, 12-4, 13-1, 14-4,

15-4, 16-4, 17-2, 18-3, 19-2, 20-2, 21-2, 22-3, 23-1, 24-4, 25-1, 26-3, 27-2, 28-2, 29-3, 30-2, 31-3, 32-1.


Литература:

  1. Ахметов, М.А. Тестовый практикум по ЕГЭ [ электронный ресурс] / М.А. Ахметов // Виртуальная химическая школа. – Режим доступа: http://maratakm. narod.ru - ( 09.02 2009 г).

  2. Денисова, В.Г. Химия. 11 класс: Поурочные планы. По учебнику: Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия, 11 класс( текст) / авт.-сост. В.Г. Денисова - Волгоград:Учитель, 2003 - С. 88-93.

  3. Каверина, А.А. Единый государственный экзамен. Химия. Контрольные измерительные материалы. ( текст) / авт. – сост. А.А. Каверина и др.-М.: Просвещение, 2005 -144 с.

  4. Каверина А.А. Едины государственный экзамен 2009. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ( текст) / авт. – сост. А.А. Каверина и др. ФИПИ - М.: Интеллект – Центр, 2009 – 272 с.

  5. Третьяков Ю.Д. Основы общей химии (текст) / Ю.Д. Третьяков, Ю.Г.Метлин –М.:Просвещение,1980 - С. 75-80.






Похожие:

«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций» iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической...
«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций» iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической...
«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций» iconФёдоровой Ирины Владимировны По теме: Подготовка учащихся к егэ. По вопросу: Периодический закон
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций» icon«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу «Электролиз растворов и расплавов солей»
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций» iconРаботников образования Кафедра естествознания реферат на тему: классификация химических реакций неорганических и органических веществ
Поэтому в преподавании школьного курса химии важно использовать научный и методически правильный подход к рассмотрению сущности учения...
«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций» iconУрок-исследование Тема: Скорость химических реакций Учитель химии моу «Лицей №4» Ширяева Татьяна Анатольевна Цель урока
Скорость химической реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ
«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций» iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе...
«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций» iconВопрос Закон сохранения массы вещества, его значение в становлении химии как науки. Уравнения химических реакций и расчеты по ним. Смысл коэффициентов в уравнении реакции. Типы химических реакций

«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций» iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Приведите три уравнения реакций, приводящих к образованию одного и того же сложного эфира
«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций» iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Приведите три уравнения реакций, приводящих к образованию одного и того же сложного эфира
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов