Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся icon

Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся



НазваниеУрок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся
Дата конвертации27.05.2012
Размер64.83 Kb.
ТипУрок


Урок «Межзвездная пыль и ГМО. Кругооборот вещества в галактике»

Раздаточный материал для учащихся


В состав нашей Галактики входят не только звезды. Основная масса межзвездной среды приходится на разреженный газ.



Диаграмма энергетических уровней атома водорода и переходы, соответствующие различным спектральным сериям.






Изолированные атомы в виде разреженного газа испускают спектр, состоящий из отдельных спектральных линий – линейчатый спектр. Диффузные туманности имеют эмиссионные спектры с линиями излучения. У ярких туманностей бывает слабый непрерывный спектр.

Какие линии выделяются? ^ Наиболее яркими являются линии водорода Н и Н.

Около туманностей всегда можно найти звезду спектрального класса О или В, обладающую мощным ультрафиолетовым изучением с температурой около 20000-30000К. Она и является причиной свечения диффузной туманности. Поглощенная атомом туманности энергия ультрафиолетового кванта звезды большей частью идет на ионизацию атома. Атомы туманности переизлучают в менее энергичных квантах видимого диапазона.

Газ в межзвездной среде может быть либо ионизован, либо нейтрален. Первые области называют областями Н II, вторые – областями Н I.

Пространство между звездами заполнено разреженным веществом (пыль, газ), излучением и магнитным полем. В межзвездной среде открыты огромные холодные области (молекулярные облака) с температурой 5–50 К и очень горячий газ с температурой 106 К – корональный газ. По температуре и плотности межзвездные облака делят на четыре разных типа.

Среди молекулярных облаков выделяются гигантские молекулярные облака с массами 105–106 М. Температура таких облаков от 5 до 30 К. В галактическом диске более 6000 таких облаков, и в них содержится 90% всего молекулярного газа. Гигантские молекулярные облака связаны с очагами звездообразования.


^ Параметры составляющих межзвездной среды

Название объектов

Температура Т, К

^ Концентрация атомов и молекул n, см 3

Планетарные туманности

10000 К – 20000 К

103 - 106

Диффузные туманности, области ионизованного водорода Н II

10000 К

1–100

Облака Н I, области неионизованного водорода

80

10

Темные облака

10–100 К

102–104

Молекулярные облака

5 – 30 К

400 - 106

Глобулы

10–30 К

103–106




^ Источники пыли в Галактике

Интенсивность сброса пыли в Галактику в год

Красные гиганты

3∙10–3М

Взрывы новых

2∙10–3М

Взрывы сверхновых

3∙10–3М

Протозвезды

0,2∙10–3М

Планетарные туманности

0,4∙10–3М

Звезды типа WR

0,01∙10–3М

^ Тест к уроку «Межзвездная пыль и ГМО. Кругооборот вещества в галактик». Вариант № 1

1. Галактика - это:

а) система из 200 миллиардов звезд, межзвездной пыли, туманностей, звездных скоплений, и других космических тел, космических лучей и полей;

б) скопление звезд на Млечном Пути;

в) другое название Солнечной системы;

г) другое название Вселенной.

2. Диффузные туманности:

а) имеют непрерывный спектр с яркими линиями поглощения;

б) имеют эмиссионный спектр с линиями излучения.

^ 3. Причина свечения диффузной туманности:

а) красный сверхгигант с температурой фотосферы 3000 К;

б) звезда главной последовательности спектрального класса G с температурой около 6000 К (типа Солнца);

в) голубой сверхгигант спектрального класса О или В.

^ 4. Наиболее массивными объектами межзвездной среды являются:

а) планетарные туманности;

б) гигантские молекулярные облака;

в) глобулы.

5. Наиболее холодными объектами межзвездной среды являются:

а) облака Н I, области неионизованного водорода;

б) облака Н II, области ионизованного водорода (диффузные туманности);

в) глобулы.

6. ^ Источниками наиболее интенсивного сбора пыли в Галактику являются:

а) сверхновые звезды и красные гиганты;

б) планетарные туманности;

в) вспышки новых звезд.

^ 7. Какие линии излучения водорода, как правило, являются наиболее яркими в эмиссионных спектрах ярких туманностей:

а) Наиболее яркими являются линии водорода Н (=410 нм) и Н (=434 нм).

б) Наиболее яркими являются линии водорода Н (=652 нм) и Н (=486 нм).

в) Наиболее яркими являются линии водорода Н (=652 нм) и Н (=434 нм).


^ 8. Подпишите на схеме, как происходит кругооборот вещества в Галактике.





Тест к уроку «Межзвездная пыль и ГМО. Кругооборот вещества в галактик». Вариант № 2.

1. Галактика - это:

а) система из 200 миллиардов звезд, звездных скоплений, туманностей, межзвездного газа и пыли. В пространстве между звездами есть очень разреженная диффузная материя (преимущественно водород), магнитные и гравитационные поля. Межзвездное пространство пронизывают потоки космических лучей и электромагнитное излучение;

б) название Вселенной;

В) скопление звезд на Млечном Пути;

в) другое название Солнечной системы;

^ 2. Планетарные туманности:

а) имеют непрерывный спектр с яркими линиями поглощения;

б) имеют эмиссионный спектр с линиями излучения.

3. Причина свечения планетарной туманности:

а) красный сверхгигант с температурой фотосферы 3000 К, окруженный яркой, стационарной газовой оболочкой;

б) Звезда относится к типу RV Тельца и планетарная туманность – это оболочка, которую звезда сбрасывает с себя;

в) Звезда теряет массу в виде солнечного ветра, имеющего скорость до 30км/с.

г) причиной может быть один из перечисленных пунктов.

^ 4. Наиболее массивными объектами межзвездной среды являются:

а) планетарные туманности;

б) гигантские молекулярные облака;

в) глобулы.

5. Наиболее холодными объектами межзвездной среды являются:

а) облака Н I, области неионизованного водорода;

б) облака Н II, области ионизованного водорода (диффузные туманности);

в) глобулы.

6. ^ Источниками наиболее интенсивного сбора пыли в Галактику являются:

а) сверхновые звезды и красные гиганты;

б) планетарные туманности;

в) вспышки новых звезд.

^ 7. Какие линии излучения водорода, как правило, являются наиболее яркими в эмиссионных спектрах ярких туманностей:

а) Наиболее яркими являются линии водорода Н (=410 нм) и Н (=434 нм).

б) Наиболее яркими являются линии водорода Н (=652 нм) и Н (=434 нм).

в) Наиболее яркими являются линии водорода Н (=652 нм) и Н (=486 нм).


8. Подпишите на схеме, как происходит кругооборот вещества в Галактике.




^

Материал для учителя





Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

1

а

а

в

б

в

а

б

Ответ на рисунке

2

а

б

г

б

в

а

в

Ответ на рисунке








 Гомулина Наталия Николаевна 2006 г.




Похожие:

Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся iconМежзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике
...
Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся iconУрок- консультация для учащихся 11 класса
...
Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся iconПрактикум по алгебре в 11 классе в форме коллективного обучения учащихся по группам
Раздаточный материал для работы в группах, для индивидуальных заданий карточки; дидактический материал
Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся iconПрезентация для сопровождения мероприятия, мешочек с бочонками, песочные часы, раздаточный материал. Цели : Повышение математической культуры учащихся, воспитание интереса к предмету
Оборудование и материалы для мероприятия: проектор, экран презентация для сопровождения мероприятия, мешочек с бочонками, песочные...
Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся iconУрок 8/18. Тема: Плотность вещества
Образовательная: дать понятие плотности вещества, вывести формулу для определения плотности вещества; научить учащихся пользоваться...
Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся iconУрок по информатике 5 класс 2008 2009 уч год Учитель информатики Петрунина Анжелика Вячеславьевна
Оборудование: Заранее необходимо подготовить дидактический и раздаточный материал, простые карандаши. Урок проходит в компьютерном...
Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся iconРаздаточный материал для учащихся 4 5 классов о происхождении слова «алгоритм»
Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми (в переводе с арабского это означает «Мухаммед, сын Мусы из Хорезма»), сокращенно Аль-Хорезми
Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся iconУрока: Разодену, разукрашу куколку Дашу. Цель урока: приучить детей к бережному отношению к народным обычаям, традициям, прививать любовь и гордость за свой народ
Для учащихся:-шаблон куклы, альбом, краски, кисти, фломастеры, карандаши, раздаточный и дидактический материал
Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся iconОбщеобразовательное учреждение
Оборудование: тексты для анализа, раздаточный материал, иллюстрации с осенними пейзажами
Урок «Межзвездная пыль и гмо. Кругооборот вещества в галактике» Раздаточный материал для учащихся iconУрок биологии в 5 классе Учитель: Харламова Л. А. Тема Три «подарка» человека о кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте
Оборудование: магнитофон с записями звуков праздничной музыки; раздаточный материал
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов