Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией icon

Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией



НазваниеУчебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией
Дата конвертации27.05.2012
Размер353.79 Kb.
ТипПрограмма
1. /изо 6вт.docУчебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 6 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ

Б.М. НЕМЕНСКОГО

Никипелова И.А.,

учитель изобразительного искусства

Ровеньская СОШ №2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2011-2012 учебный год разработана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  • программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского, 2009 года издания;

  • инструктивно-методических писем департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области, Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2011-2012 и 2010-2011 учебных годах в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

ОБОСНОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского рассчитана на 35 часов.

Рабочая программа также рассчитана на 35 учебных часов из расчёта один час в неделю.

В 6 классе программа реализуется с использованием учебника под редакцией Неменской Л.А.: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник для 6 кл. – М.: 2008.

Рабочая программа реализует цели и задачи программы под редакцией Б.М. Неменского в формировании знаний, умений учащихся 6 класса в области изобразительного искусства:

- знакомить с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения к нему;

- изучить художественные материалы (гуашь, акварель, карандаш, пластилин) и их выразительные возможности (линия, пятно, цвет, форма, перспектива);

- учить восприятию произведений изобразительного искусства;

- изучить основы начальной изобразительной грамотности (плоское, объёмное изображение предметов, правила построения головы человека, линейная, воздушная перспектива);

- изучить жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт) и основы их образного языка.

Реализация рабочей программы в течение учебного года будет осуществляться с учётом опыта работы её автора через использование художественно-творческих заданий и упражнений на уроках № 2-6 в первой четверти, соответствующих содержанию тем уроков и направленных на развитие требуемых умений и навыков.

Основной формой проведения занятий по учебному курсу является урок.
Урок предполагается планировать по следующим этапам:

— введение в тему занятия,

— восприятие произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим реалиям окружающей жизни;

— созидательная творческая практическая деятельность ученика по этой же теме;

— обобщение и обсуждение итогов урока;

— подготовка и уборка рабочего места и художественных материалов.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

— сотворчество учителя и ученика;

— диалогичность;

— четкость поставленных задач и вариативность их решения;

— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Рабочая программа способствует созданию на уроках изобразительного искусства атмосферы увлечённости и творческой активности и предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

На учебных занятиях деятельность учащихся организуется в различных формах: коллективной, групповой, индивидуальной, парной.

Рабочая программа предполагает на учебном занятии время для обсуждения детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, пластилин, различные виды бумаги,), инструментов (кисти, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Преобладающим видом контроля знаний, умений и навыков является текущий контроль, который позволяет осуществлять систематическую проверку знаний. Текущий контроль реализуется в следующих формах и методах: устный (беседа, контрольные вопросы), письменный (тесты), практический (художественно-творческие задания и упражнения).

Рабочая программа включает восемь разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения, приложение.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

- основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками, карандашом;

- владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- создавать творческие композиционные работы по памяти и представлению;

- воспринимать произведения искусства, аргументировано анализировать своё восприятие.

3. УЧЕБНО_-_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

Мир наших вещей. Натюрморт

8

Вглядываясь в человека. Портрет

12

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

Всего

35


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Наименование раздела, темы

Часы уч. времени

Дата

Примечание

план

факт

I

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8










1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1










2

Рисунок - основа изобразительного творчества

1










3

Линия и её выразительные возможности.

1










4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1










5

Цвет. Основы цветоведения.

1










6

Цвет в произведениях живописи.

1










7

Объёмные изображения в скульптуре.

1










8

Основы языка изображения.

1










II

Мир наших вещей. Натюрморт

8










9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1










10

Изображение предметного мира – натюрморт.

1










11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1










12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1










13

Освещение. Свет и тень.

1










14

Натюрморт в графике.

1










15

Цвет в натюрморте.

1










16

Выразительные возможности натюрморта.

1










III

Вглядываясь в человека. Портрет

12










17

Образ человека - главная тема искусства.

1










18

Конструкция головы человека и её пропорции пропропорции

1










19

Изображение головы человека в пространстве

1










20

Графический портретный рисунок и

1










21

Выразительность образа человека в графическом портретном рисунке

1










22

Портрет в скульптуре

1










23

Сатирические образы человека.

1










24

Образные возможности освещения в портрете

1










25

Портрет в живописи

1










26

Роль цвета в портрете. Цвет и тон

1










27

Роль цвета в портрете. Цвет и живописная фактура

1










28

Великие портретисты

1










IV

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7










29

Жанры в изобразительном искусстве

1










30

Изображение пространства

1










31

Правила линейной и воздушной перспективы

1










32

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

1










33

Пейзаж – настроение. Природа и художник

1










34

Городской пейзаж

1










35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1










5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I ЧЕТВЕРТЬ. ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 ч.)

Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность.

Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества

Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).

Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная туши и палочка, бумага.

Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров: подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).

Тема. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.)

Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.

Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмина, О. Верейского, И. Голицына и др.

Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

Материалы: черная и белая гуашь, кисти.

Зрительный ряд: графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н. Тырсы и др.

Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д.).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.

Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.

Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением букетов.

Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. и их выразительные свойства.

Задание: объемные изображения животных в разных материалах.

Материалы: пластилин, мятая бумага, природные материалы.

Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра — работы В. Ватагина, И.Ефимова и др.; В.Серов. Рисунки животных; А.Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.

II ЧЕТВЕРТЬ. МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8 ч.)

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.

Тема. Изображение предметного мира — натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте — «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н. э.) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.); изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Средних веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт XVII, XVIII, XIX—XX веков.

Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.

Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Задание: изображение конструкций из нескольких геометриче­ских тел (зарисовки).

Материалы: карандаш, бумага.

Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.

Тема. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага.

Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением;

наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской живописи XVII—XVIII веков.

Тема. Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликации на картоне.

Материалы: картон, клей, ножницы, фактуры для наклеек, типографская или масляная краска одного темного цвета и фотографический валик, бумага для оттисков.

Зрительный ряд: изображения в печатной графике — гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV—XVIII веков (А. Дюрер. Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина.

Тема. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: А. Матисс. Красные рыбки; М. Сарьян. Виноград; В. Серов. Девочка с персиками (фрагмент); И. Машков. Синие сливы; К. Петров-Водкин. Скрипка, Утренний натюрморт; А. Никич. Торжественный натюрморт.

Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: И.Грабарь. Неприбранный стол; Н.Сапунов. Ваза, цветы и фрукты; И.Машков. Хлебы. Д. Штерен-берг. Красный натюрморт; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом (фрагмент); А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память смоленской земли, Листы чистой бумаги; В. Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен.

III ЧЕТВЕРТЬ. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (12 ч.)

Тема. Образ человека — главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрожде­ния в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII—XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).

Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).

Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.

Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Задание: объемное конструктивное изображение головы.

Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.

Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы; учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А. Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропорциях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы; П. Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе; Рембрандт. Девять штудий голов.

Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.

Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.

Зрительный ряд: Г.Гольбейн Младший. Графические портреты; А.Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой, К. Сомова, М. Врубеля.

Тема. Портрет в скульптуре

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы — круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса.

Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Бернини. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гудон. Бюст Вольтера; Ф. Шубин. Портрет князя Голицына; Н. Андреев. Панька; А. Голубкина. Мальчик; С.Коненков. Михрюша, Сказительница былин М.Д. Кривоколенова.

Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.

Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш.

Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политическая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.

Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.

Материалы: черная акварель, кисть, бумага.

Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М. Караваджо, К. Брюллова; И. Репин. Мужичок из робких; фотографии головы в разном освещении.

Тема. Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Материалы: карандаш, акварель, бумага.

Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля.

Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).

Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В.Ван Гог. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном.

Тема. Великие портретисты (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Зрительный ряд: произведения нескольких зарубежных и русских великих художников-портретистов (по выбору учителя).

IV ЧЕТВЕРТЬ. ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (7 ч.)

Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.

Тема. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.

Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности.

Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение правил линейной и воздушной перспективы.

Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правиле перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; Б. Пинтуриккио. Портрет мальчика; П. Делла Франческа. Городской пейзаж с изображение» идеального города; С. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. Новый Рим; И. Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И. Шишкин. Рожь.

Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппликации.

Зрительный ряд: Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Времена года; С.Щедрин. Вид на Капри; И. Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В. Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы; И. Левитан. Золотая осень, Март. Большая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова и др.

Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».

Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиск с аппликацией на картоне.

Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX — начала XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.

6. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Данной программой предусмотрено использование разных видов контроля.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.






I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Стартовый

практический

Сентябрь тестирование художественно-творческих способностей










Рубежный

устный







Март проектное задание




практический

Октябрь художественно-творческое задание

Декабрь художественно-творческое задание







Итоговый

практический










Май Художественно-творческие задания


7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  • Акимов Г.А.Стань креативным: практическое пособие по развитию творческих способностей./Г. А. Акимов. - СПб.: «Ленинградское издательство», 2004. – 288 с.

  • Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Йеменского/Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с. - Библиогр.: 285 с.

  • Лыкова И.А. Большая книга детского творчества./И.А. Лыкова. - М.:ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 288 с.

  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.: ил.

  • Шматова О.Г. Самоучитель по рисованию./О.Г. Шматова. - М.: Эксмо, 2006. - 111 с.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

Репродукции картин художников

Фотографии и иллюстрации природы

Фотографии и иллюстрации животных

Тела геометрические

Предметы для натурной постановки (кувшины, вазы и др.)

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.vestnik.edu.ru - Журнал «Вестник образования».Официальный журнал Министерства образования и науки РФ.

http://www.library.ru/- информационно-справочный портал;

http://www.gnpbu.iip.net- библиотека им. Ушинского;

http://www.rsl.ru/home.htm- Российская государственная библиотека;

www.mega.km.ru/- Мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мефодий»

www.ug.ru- Учительская газета;

www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;

www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;

www.km.ru- Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий»;

www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.

Сайты музеев:

www.getty.edu/art/exhibitions/devices/

www.hermitage.ru

www.rusmuseum.ru

www.artsedge.kennedy-center.org/

8. ПРИЛОЖЕНИЕ

Стартовый контроль: вводное тестирование художественно-творческих способностей учащихся

«5 РИСУНКОВ» (Н.А. Лепская) Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

Инструкция для детей: «Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять её нельзя. Можно только повторять. На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чём этот рисунок?».

Показатели:

1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:

 

  • Уровень художественной выразительности

 

тип

Критерии оценки

Замысел

Рисунок

1

Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение

Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

2

Показатели для 1 типа, но менее яркие

Показатели для 1 типа, но менее выражены

  • Уровень фрагментарной выразительности

3

Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

4

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

  • Дохудожественный уровень

5

Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях

Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

6

Стереотипный

Репродуктивный


5. Графичностьосознанное использование художественных средств и приёмов работы с различными графическими материалами.


Таблица результатов:



Список учащихся

Показатели

Общий
балл

Уровень

1

2

3

4

5

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 





























Рубежный контроль: подведение итогов первой четверти

Тема урока: основы языка изображения.

Художественно-творческое задание: сделать по воображению и памяти изображение в смешанной технике тихого осеннего букета периода поздней осени, когда всё отцвело и опали листья. В работе использовать изученные средства выразительности. Художественные материалы: графические, живописные материалы, бумага формата А4.

Рубежный контроль: подведение итогов второй четверти

Тема урока: выразительные возможности натюрморта.

Художественно-творческое задание: создать свой натюрморт так, чтобы он рассказал зрителю о тебе. Продумать композицию, тональные и цветовые контрасты, ритм линий и пятен. Художественные материалы: акварель, гуашь, кисти, А4.

Рубежный контроль: подведение итогов третьей четверти

Тема урока: великие портретисты.

Темы проектных заданий: «Портрет в скульптуре», «Графический портретный рисунок»; «Сатирические образы человека»; «Великие портретисты прошлого»; «Портрет в искусстве XX века».

Итоговый контроль

Художественно-творческое задание: подобрать стихи с описанием природы и написать пейзаж настроение используя изученные правила построения пространства и средства выразительности. Художественные материалы по выбору.






Похожие:

Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией iconУрок изобразительного искусства с использованием игровых моментов в 1 классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9» под ред. Б. Неменского по теме: «Разноцветные краски»

Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена с учётом межпредметных...
Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена с учётом межпредметных...
Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией iconРабочая программа по изобразительному искусству 6 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена с учётом межпредметных...
Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией iconОсновная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство»
Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», т к он нацелен на формирование...
Учебному предмету «изобразительное искусство» для 6 класса по программе под редакцией iconЗнакомство с требованиями к изучаемому предмету; изучение отношения учащихся к учебному предмету; контроль за успеваемостью учащихся по предмету
Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют: взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов