Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе icon

Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе



НазваниеРазвитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе
Дата конвертации20.05.2012
Размер42.48 Kb.
ТипДокументы

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ КАК НЕОБХОДИМЫЙ

КОМПОНЕНТ АДАПТАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

К. В. Бугаев


Организация и совершенствование образовательного процесса в вузе: мат-лы межвуз. Учебно-методических конференций / Под ред. А.Г. Парадникова, А.В.Шувалова, Т.Ю.Морозовой. – Омск: Омская академия МВД России, 2010.


Источник: сайт «Криминалистика и Судебная экспертиза» http://kbugaev.narod.ru/


Информационные технологии - это машинизированные способы обработ­ки, хранения, передачи и использования информации в виде знаний1. Таким образом, главным образующим элементом здесь является использование при обработке сведений машин, электронно-вычислительной техники. Тот факт, что современная цивилизация входит в постиндустриальную, т. е. информаци­онную, фазу своего развития, ни у кого сомнений не вызывает. Перспективы постиндустриального общества просматриваются уже сейчас — это глобализа­ция во всех сферах деятельности с дальнейшим возрастанием роли средств коммуникации, связи, компьютерных технологий, и по этой причине извест­ная фраза «Тот, кто владеет информацией - владеет миром» приобретает ре­альный смысл и содержание. Государства, не способные успевать за научно-техническим прогрессом, будут все более отставать от других стран, оконча­тельно превращаясь в сырьевые.

Острейковский В. А. Информатика : учебник для вузов. М, 2001. С. 21.

27

В связи с этим становится актуальной подготовка населения к использо­ванию информационных технологий в повседневной и профессиональной дея­тельности, тем более что, по имеющимся прогнозам, грань между данными ас­пектами жизни человека будет все более размываться: жесткие границы «рабо­та - дом» уйдут в прошлое в связи с тенденциями к дальнейшей автоматизации промышленного производства и возможностью человека работать в любых при­емлемых условиях при наличии средств компьютерной коммуникации.

Очевидно, что для осуществления указанной цели необходимы прежде всего соответствующие технические средства и технологии - компьютерный парк (в том числе мобильные устройства) и средства коммуникации; возмож­ность постоянного и доступного выхода в базы данных компьютерных сетей и на экспертные компьютерные системы; библиотеки, базы данных. Можно, в частности, прогнозировать дальнейшее развитие дистанционного образова­ния с интерактивной подачей материала обучающимся, общением «препода­ватель - студент» в режиме реального времени по компьютерной сети с ис­пользованием всех видов коммуникации (аудиальная и визуальная). Но это лишь возможности технологий.
Очевидно, что современное образование должно в целом готовить специалистов, способных к постоянному взаимодействию с компьютерными системами, причем надо реально представлять, что в совре­менном жестко структурированном мире данные специалисты будут лишь ча­стью, элементом системы, причем не всегда основным, управляющим, но все­гда находящимся в весьма объемном информационном потоке.

Каким же образом следует осуществлять указанную задачу подготовки молодых специалистов? Разумеется, наличие технических средств является важной составляющей данного процесса. Но еще одна существенная компо­нента последнего - потребность использования имеющихся информационно-компьютерных средств. И именно в этом заключается задача высшего образо­вания при подготовке к деятельности в информационном обществе - усили­вать, развивать и стимулировать потребность в обращении к информацион­ным системам.

Умение обращаться с компьютерными информационными технологиями необходимо прежде всего для повышения конкурентоспособности выпускни­ка, его успешной адаптации в обществе, и здесь невозможно обойтись без на­выков творческой деятельности. Согласно одной из аксиом информатики в современных условиях простая ретрансляция сигнала от управляющей систе­мы неактуальна, необходим и собственный творческий вклад в информацион­ный сигнал управляющей подсистемы2, следовательно, чем более креативен элемент системы, тем больше его возможности по усилению направленного на него информационного потока. Таким образом, именно творческие способ-

ности личности являются одним из определяющих факторов успешной адап­тации в информационном обществе.

Разумеется, по каждому направлению деятельности имеются свои специ­фические проблемы. Не исключение в этом смысле и образовательные учреж­дения МВД России, где ставится двуединая задача - подготовить и юриста, и сотрудника правоохранительных органов. И в этом заключается проблема. Многие практики отмечают, что в вузах военного и полувоенного профиля твор­ческая активность обучаемых ниже, чем у студентов гражданских образова­тельных учреждений. Часто обучаемые в военизированных вузах проявляют большую ригидность и меньшую заинтересованность в изучении дисциплин. Причиной этого является в том числе и загруженность, связанная со служеб­ной деятельностью во внеучебное время. Но немаловажным отрицательным фактором выступает и не всегда полное использование педагогических воз­можностей при активизации познавательных потребностей обучаемых.

Не затрагивая проблему сложности самой задачи подготовки современ­ного юриста-профессионала и офицера в одном лице, обратим внимание на собственно организационно-педагогические средства повышения креативных начал у обучаемых в вузах МВД России, формирования у них потребности непрерывного развития творческих способностей. К таким средствам и мето­дам, по нашему мнению, следует относить выдвижение перед обучаемыми задач поискового и оценочного характера, а именно:

  1. более активно включать в процесс образования информационный по­
    иск и личную оценку материала обучаемым с постановкой перед ним задач по
    типу «Узнай», «Выскажи свое мнение и аргументируй его», «Выскажи критику
    своего мнения», «Предложи свой вариант решения» и пр.;

  2. как можно чаще ориентировать обучаемых на поиск информации в ком­
    пьютерной сети «Интернет» с обязательным указанием источника и личной
    оценкой;

  3. важно и существенное увеличение в образовательном процессе твор­
    ческих заданий, например научных конкурсных работ. Представляется, что за
    период обучения каждый должен выполнить подобную работу.

Перечисленное только в некоторой степени отражает современные по­требности образовательной системы МВД России при развитии творческих начал у обучаемых, которые являются жизненно необходимыми для успешной адаптации молодых специалистов в постиндустриальном информационном обществе.


2 Там же. С. 43. 28

29




Похожие:

Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе iconИ. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования
Челышева И. В. Личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования // Формирование профессиональной...
Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе iconНоминация: «Портфель учителя»
Рост образования в обществе – необходимый элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этом плане на образование...
Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе iconПротокол №6 директор моу сош №23 З. В. Хворова
Развитие школы в данный период предлагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному...
Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе iconРазвитие мелкой моторики
Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности, и это должно обязательно учитываться в работе...
Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе iconДокументы
1. /Учитель в информационном обществе.doc
Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе iconПаспорт программы информатизации Муниципального общеобразовательного учреждения
Как показывает практика, уже не возможно представить современное общество без использования новых информационных технологий. Человеку...
Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе iconДокументы
1. /Шадрин А.Е Современные представления об информационном обществе.doc
Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе iconДокументы
1. /Представления об информационном обществе (Лахмотова).txt
Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе iconДоклад на Всеукраинской конференции «Культура, сознание, язык в информационном обществе». 19 апреля 2007 г. Национальный фармацевтический университет (Харьков)

Развитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе iconМорфологический подход Владимир Павлович Галкин, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, научный руководитель ниумп «Лаборатория проблем цивилизации»
Рассмотрены основные объективные и субъективные компоненты информационных систем систем получения и циркуляции знания в обществе,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов