Актуальность юридической интернатуры Опубликовано icon

Актуальность юридической интернатуры Опубликовано



НазваниеАктуальность юридической интернатуры Опубликовано
Дата конвертации20.05.2012
Размер123.63 Kb.
ТипДокументы


Актуальность юридической интернатуры


Опубликовано: «Право и образование», №3, 2011.


Источник: сайт «Криминалистика и Судебная экспертиза» http://kbugaev.narod.ru/


Бугаев Константин Валериевич

Bugaev Konstantin V.


Аннотация. В настоящее время в России актуально создание института юридической интернатуры. Указанное предопределяется, в том числе, и количественно сближающимися и все возрастающими публикационными массивами этих областей знания. При создании юридической интернатуры возможно перенять опыт, разработанный в педагогике и медицине.

^ Ключевые слова. Интернатура, юридическая интернатура, публикационный массив, медицина, юриспруденция, врач, юрист, юридическое образование.

The summary. Now in Russia creation of legal internship is actual. It is predetermined by growth and rapprochement of quantity of publications in these sciences. At creation of legal internship probably to adopt pedagogics and medicine experience.

Keywords. Internship, legal internship, scientific publications, medicine, jurisprudence, the doctor, the lawyer, juridical education.


История России органично связана с европейской традицией, и это сыграло огромную роль в общественном сознании. Закономерно, поэтому, что возникшая необходимость модернизации нашего общества ориентирована в основном на европейский опыт. Указанное актуально и для российской образовательной системы, её сближения и синхронизация с европейскими стандартами, что и осуществляется в рамках Болонского процесса.

Однако Россия при этом имеет и определенную специфику, которую нельзя не учитывать – Председатель Конституционного суда Российской Федерации проф. В.Д. Зорькин, признавая, что «Россия не может и не имеет права выйти из европейского правового поля», теме не менее отмечает, что «Если нам навязывают внешнее «дирижирование» правовой ситуацией в стране, игнорируя историческую, культурную, социальную ситуацию, то таких «дирижеров» надо поправлять…Так же как и другие европейские государства, Россия должна бороться и за сохранение своего суверенитета»[1].

Действительно, любые нововведения должны учитывать специфику объекта данных новаций. Не исключением является и определенный «суверенитет» образовательной среды, поскольку, например, «современная европейская система профессионального юридического образования, ориентированная на подготовку высококлассных ремесленников от юриспруденции, обладает в высшей степени утилитарным характером»[2, c. 247]. Кроме того, собственную систему нужно также и развивать, причем моделью развития далеко не всегда должен быть зарубежный опыт.


Следовательно, сохранение лучшего в отечественной образовательной системе не означает, что нужно законсервировать имеющиеся положительные стороны. Их необходимо творчески развивать, совершенствовать, переносить в новые сферы, учитывая специфику развития нашего общества и науки.

Попытаемся рассмотреть на наш взгляд злободневный вопрос – развитие послевузовского юридического образования, в частности перспективы юридической интернатуры (по аналогии с медицинской интернатурой [3]). Последнее актуально, в том числе, поскольку в профессиях юриста и врача достаточно много общего – проф. Ф.В. Глазырин отмечает, что к наиболее существенным сходным характеристикам двух этих профессий относятся, в частности, такие:

  • медики и юристы призваны защищать наиболее значимые, высшие ценности общества: жизнь, здоровье, права и свободы человека, его честь и достоинство;

  • обе указанных профессии требуют от специалистов фундаментальных знаний, широких и разнообразных навыков и умений. Поэтому для формирования специалистов требуется много времени, процесс не завершается в процессе обучения, а предполагает постоянное пополнение профессиональных знаний;

  • государство, общество очень заинтересованы в квалифицированной деятельности представителей названных профессий [4].

К вопросам юридической интернатуры обратилась и Ассоциация юристов России: «На заседании Ассоциации юристов России с участием президента Д.А. Медведева обсуждалась реформа юридического образования… Среди новшеств – обязательная юридическая практика для выпускников, аналогичная медицинской интернатуре»[5]. Н.М. Кропачев и Е. Б. Хохлов отмечают: «компетентные органы государства еще не догадались разрешить виртуальное обучение врачей-хирургов, но необходимо, наконец, понять, что плохо подготовленный юрист в долговременном плане представляет не меньшую общественную опасность»[2, с. 237].

Действительно, рассматриваемая проблема сейчас весьма злободневна, что обосновывается и количественными данными. За последние 70 лет наука выработала 90% всех знаний человечества. При этом подобное увеличение происходит возрастающими с каждым годом темпами и, кроме того, за каждые десять лет объем научных знаний удваивается [6]. Сравним публикационный массив авторефератов диссертаций (АРД) по российской науке в целом, а также по юриспруденции и медицине с 1988 по 2009 гг. [7] (см. Табл. 1).

Табл. 1. Количество авторефератов диссертаций.

АРД


Годы

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

ВСЕГО

14986

22928

27679

21810

20935

18107

15162

16759

17748

18862

19539

20745

27177

17930

25864

25667

33383

31468

34759

29875

24649

30615

Юрид.

182

263

353

363

314

295

247

367

338

457

634

808

1102

1154

1575

1566

2283

2138

2469

1968

1726

1815

Медиц.

1990

3279

4159

2429

3398

2496

1747

2359

3340

3210

2440

2765

1758

1009

3128

3136

4356

4335

3978

4636

4081

4741


Очевидно, что наша наука также подтверждает имеющиеся тенденции – при изучении публикационного массива отчетливо наблюдается, что эволюция количества юридических работ, например, также имеет заметную тенденцию к росту, как и в целом вся российская наука. Годовой рост количества АРД за указанный интервал составил (расчет производился по крайним годам): всего по науке – в 2,04 раза, по юриспруденции – в 9,97 раз, по медицине – в 2,38 раза. Очевидно, что юриспруденция демонстрирует сравнительно максимальный рост публикационного массива.

Экстраполируя лини трендов годового количества авторефератов диссертаций по юриспруденции и медицине, приходим к выводу, что в начале 2040–х годов данные массивы сравняются (см. рис. 1).

При этом следует учитывать также и то обстоятельство, что общее количество работ также накапливается, формируя чрезвычайно объемные специализированные даже в рамках одной науки, области научного дискурса. Освоить только основы материала таких объемов возможно лишь увеличивая срок подготовки – как вузовской, так и послевузовской.




Рис. 1. Тенденции количества авторефератов диссертаций по юриспруденции и медицине. По оси абсцисс отложены годы; по оси ординат – количество авторефератов диссертаций (АРД). Прямой линией обозначены тенденции изменения количества АРД (тренды). Верхний график – АРД по медицине; нижний – по юриспруденции.


Изучая полученные данные (рис. 1) отметим, что, казалось бы, уравнивание годовых объемов научных работ по указанным наукам – дело достаточно отдаленное (перспектива – 30 лет), но это только при линейном развитии процессов. Не менее вероятен и более резкий рост работ по юриспруденции в свете резкого изменения общественной жизни на фоне процессов глобализации. Поэтому пересечение линий трендов возможно и гораздо раньше. Так или иначе, к этому необходимо готовится уже сейчас, и начинать нужно, прежде всего, с образовательной системы.

Полагаем, что в наши дни, когда количество юридических работ исчисляется тысячами в год, когда юриспруденция стремительно усложняется, разветвляясь на отрасли и институты – уже сейчас подготовить юриста «широкого профиля» – задача практически нереальная. Юридическая интернатура необходима и на том основании, что в наше время нужна специализация в плане послевузовской подготовки юриста.

Напомним, что Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гласит [8] (подчеркивания в приведенном ниже тексте Закона наши – К.Б.):

– «Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием

4. В аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру и интернатуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра».

– «Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения(см. текст в предыдущей редакции)


 

(см. текст в предыдущей редакции)

 

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца».

Следовательно, специалист, окончивший вуз по программе специалитета либо магистратуры, может претендовать на занятие им определенной должности в государственной, муниципальной организации только после окончания годичной интернатуры (таким образом, видимо, при реализации выявленных тенденций (в перспективе до 30 лет) от программы «бакалавр» в высшем образовании по юриспруденции придётся отказаться – знаний, полученных в рамках бакалавриата будет явно недостаточно для эффективной работы юриста).

Разумеется, в плане развития интернатуры необходимо будет развивать её учебно-методическое обеспечение. Здесь могут существенно помочь имеющие богатую историю соответствующие наработки педагогики и медицины [9]. Важна также разработка вопроса о специальностях юридической интернатуры.

Таким образом, актуальность создания института юридической интернатуры обуславливается не только онтологической близостью профессий врача и юриста и общественной потребностью в квалифицированных специалистах, но и количественно сближающимися и все возрастающими численно публикационными массивами этих наук, что создает трудности в освоении такого объема необходимых профессионалу знаний и навыков в рамках вузовской подготовки. При создании юридической интернатуры возможно перенять некоторые аспекты накопленного опыта функционирования последней, разработанные в педагогике и медицине.


Литература:

[1] Зорькин В.Д. Предел уступчивости // Российская газета. – 29 октября 2010 г. – №5325 (246).

[2]^ Кропачев Н.М., Хохлов Е.Б. Юридическое образование в России: выбор пути // Правоведение. – 2003. – № 2.

[3] Интернатура – первичная последипломная специализация выпускников медицинских институтов по одной из врачебных профессий, проводимая после сдачи государственных экзаменов, на базе лечебно-профилактических учреждений под наблюдением и руководством соответствующей кафедры ВУЗа. Интернатура является составной частью обязательного полного медицинского образования. Окончившим интернатуру присваивается сертификат врача-специалиста и диплом об окончании интернатуры. Одногодичная специализация (интернатура) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов учреждена Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1967 г. № 130 «Об организации, в порядке опыта, одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов» // Свод законов СССР. Т. 3. – 1990. – С. 420.

[4] Глазырин Ф.В. Сходство двух профессий: врач – юрист // Медицинское право. – 2003. – № 3.

[5] Таратута Ю. Факультет ненужных людей // Коммерсантъ. – 2009. – № 69 (4124).

[6] См., напр.: Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Издательство ACT», 2002. – 557 с.

[7] См.: Электронный каталог авторефератов диссертаций Российской Государственной библиотеки URL http://aleph.rsl.ru/F/?func=file&file_name=find-b&local_base=xref (дата обращения 24.11.2010).

[8] Федеральный закон от 22.08.1996 № 125–ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

[9] См., напр.: Дубинина В.Л. Педагогическая готовность учителя–исследователя к диагностико-технологической деятельности в условиях диверсификации образования: в системе «вуз – интернатура»: автореф. дис.... докт. пед. наук. – Казань, 2010; Она-же Развитие профессиональных умений молодых учителей в условиях педагогической интернатуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 1993; Судаков М.В. Роль модератора в подготовке врача-специалиста: стратегия и тактика: учебное пособие для руководителей клинической ординатуры и интернатуры. – Белгород: БелГУ, 2007; Доценко В.А. Организация и проведение интернатуры по гигиене питания: Учеб.-метод. пособие / Под ред. В.А. Доценко. – Л.: ЛСГМИ, 1991; Интерн-терапевт (Инструкт.-метод. документы) / Отд. интернатуры Казан. мед. ин-та им. С.В. Курашова, Каф. внутр. болезней лечеб. фак. – Казань, 1984; Сюрин А.А. Организация интернатуры и контроль за качеством первичной специализации врачей (Метод. рекомендации) / Крым. мед. ин-т и др. – Симферополь, 1982; Труфанова Е.И. Медико-педагогические условия совершенствования подготовки специалиста в интернатуре по специальности 04.04.01 «Стоматология»: дисс ... канд. медиц. наук. – Москва, 2006.





Похожие:

Актуальность юридической интернатуры Опубликовано iconЗакон устанавливает право граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи
Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года №324-фз
Актуальность юридической интернатуры Опубликовано iconПроблемы юридической терминологии (на примере криминалистики и судебной экспертизы) Опубликовано
Указанное проиллюстрировано примерами из понятийного аппарата криминалистики и судебной экспертизы
Актуальность юридической интернатуры Опубликовано iconПонятие информационной технологии в криминалистике к. В. Бугаев Опубликовано
Опубликовано: Совершенствование следственной и экспертной практики: мат-лы междунар науч практ конф. (2 июня 2010 г.). – Омск: Омская...
Актуальность юридической интернатуры Опубликовано iconОрганизационные и методические основы технико–криминалистического обеспечения (в аспекте раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств) Опубликовано
Опубликовано: Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 22 (61)....
Актуальность юридической интернатуры Опубликовано iconПонятие письма. Признаки письменной речи и их классификация Бугаев К. В. Опубликовано
Опубликовано: Криминалистическое исследование письма: учебное пособие / А. А. Кузнецов, А. Р. Сысенко, К. В. Бугаев, Д. В. Муленков....
Актуальность юридической интернатуры Опубликовано iconПроект развития школы на 2010 2015 годы муниципальное общеобразовательное учреждение заледеевская средняя общеобразовательная школа актуальность
Актуальность проекта обусловлена новыми требованиями, изложенными в Проекте «Национальная образовательная инициатива «наша новая...
Актуальность юридической интернатуры Опубликовано iconВозможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий Бугаев К. В., к ю. н. Опубликовано
Опубликовано: Сборник методических рекомендаций: Для следователей и сотрудников органов дознания (прикладной аспект) / Под общ. Ред....
Актуальность юридической интернатуры Опубликовано iconБугаев К. В., к ю. н. Возможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий Опубликовано
Опубликовано: Сборник методических рекомендаций: Для следователей и сотрудников органов дознания (прикладной аспект) / Под общ. Ред....
Актуальность юридической интернатуры Опубликовано icon29 ноября в Саратовской государственной юридической академии были объявлены итоги конкурсов от Издательского дома «Глобус»
Саратовской государственной юридической академии были объявлены итоги конкурсов от Издательского дома «Глобус», в котором мы принимали...
Актуальность юридической интернатуры Опубликовано iconКафедра акушерства и гинекологии дневник учета работы клинического интерна
Основной целью интернатуры является предоставление специальных теоретических знаний и практических умений выпускникам медицинских...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов