О преподавании учебного предмета \"Физическая культура и здоровье\" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году icon

О преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году



НазваниеО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году
Дата конвертации20.05.2012
Размер277.82 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо


О преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году

(инструктивно-методическое письмо)

Содержание


УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (I—IV КЛАССЫ)


5

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» («ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА») НА ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (V-XII КЛАССЫ)


7

^ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» («ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)


9

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА


12

^ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ


16

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ


19

^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ


26

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


28

Физическое воспитание учащихся всех типов общеобразовательных учреждений должно отвечать требованиям Законов Республики Беларусь «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О физической культуре и спорте» и соответствовать типовым учебным планам на 2007/2008 учебный год.

Образовательной целью предмета «Физическая культура и здоровье» («Физическая культура») в общеобразовательных учреждениях является формирование физической культуры личности в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач, изложенных в объяснительной записке к учебным программам.


Физическое воспитание учащихся носит комплексный характер и включает в себя организацию учебного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» («Физическая культура»), физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня, а также внеурочных и внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Порядок и формы проведения аттестации учащихся на всех ступенях образования по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» («Физическая культура») определяют Правила аттестации учащихся общеобразовательных учреждений (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 01.12.2006 №108).

Условия и организация учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию учащихся должны соответствовать требованиям СанПиН № 16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений».

Устройство физкультурно-спортивных сооружений учреждений образования осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН № 12-19-2006 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации спортивных сооружений».

Организация физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, ССУЗ) (Минск, 2000) и Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.12.2004 № 10). В новом учебном году в перечне выпускных экзаменов по выбору для учащихся XI (XII) классов сохраняется экзамен по учебному предмету «Физическая культура».

Одной из важных особенностей физического воспитания учащихся является их подготовка и участие в республиканской акции «Здоровый я — здоровая страна!». Во всех общеобразовательных учреждениях каждую вторую субботу месяца необходимо планировать и проводить дни здоровья. Методические рекомендации об организации дней здоровья размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь www. minedu.unibel.by.

С 2007/2008 учебного года в общеобразовательных учреждениях внедряется курс по выбору «Основы олимпийских знаний для учащихся X классов с 12-летним сроком обучения».

^ Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» на первой ступени общего среднего образования (I—IV классы)


Преподавание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на первой ступени общего среднего образования (I—IV классы) имеет ряд особенностей, которые должны учитываться при организации образовательного процесса по физическому воспитанию.

В I—IV классах общеобразовательных учреждений физическое воспитание учащихся проводится по учебным программам «Физическая культура и здоровье» (Минск, НИО, 2007).

В I и II классах система контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся строится на содержательно-оценочной основе без использования отметки как формы количественного выражения результатов оценочной деятельности. Вместе с тем в соответствии с поурочным планированием учебного материала учителю необходимо в течение учебного года фиксировать у каждого ученика степень сформированности двигательных умений и навыков. Для этого рекомендуется использовать учебное издание «Журнал учета успеваемости по физической культуре» (Минск, «Пачатковая школа», 2003).

^ Учащиеся I класса в первой четверти (триместре) не тестируются.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, в первой и последней четвертях (триместрах) выполняют тестовые упражнения для определения уровня развития физических качеств.

В начальных классах итоговый уровень физической подготовленности учащихся не определяется. Результаты каждого из шести тестовых упражнений и соответствующий им уровень развития отдельных физических качеств (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) заносятся в классный журнал в соответствующие графы. Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе «Результат» делается запись «осв.», то есть «освобожден(а)».

Промежуточная аттестация учащихся III—IV классов с выставлением отметок за четверть (триместр) проводится по среднему баллу с учетом всех текущих отметок независимо от того, за изучение каких разделов учебной программы они выставлены.

^ Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» («Физическая культура») на второй и третьей ступенях общего среднего образования

(V-XII классы)


Преподавание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в V—XI (12-летняя школа) и «Физическая культура» в X—XI (11-летняя школа) классах имеет ряд особенностей, из которых можно выделить:

внедрение в практику работы учителей физической культуры новых учебных программ «Физическая культура и здоровье» 12-летней школы;

подготовку учащихся выпускных классов к сдаче выпускного экзамена по выбору по учебному предмету «Физическая культура».

Физическое воспитание учащихся в новом учебном году осуществляется на основе учебных программ для учащихся 11-летней и 12-летней школы:

в V—VII классах 12-летней школы — по учебным программам для IV—VI классов (Минск, 2003);

в VIII—X классах 12-летней школы — по соответствующим учебным программам (Минск, 2004; Минск, 2005; Минск, 2006);

в XI—XII классах 12-летней школы — по соответствующим учебным программам (Минск, 2007);

в X—XI классах 11-летней школы — в соответствии с «Программой по физической культуре для учащихся V—XI классов общеобразовательной школы» (Минск, 1998).

У каждого учителя физической культуры должны быть следующие документы планирования учебного материала по параллелям классов:

годовой план-график распределения учебного материала;

четвертные (триместровые) поурочные планы распределения учебного материала;

планы-конспекты уроков.

Планы-конспекты уроков должны включать в себя дату и место проведения урока, систему соподчиненных учебных задач, соответствующих этапам формирования двигательных умений и навыков, перечень используемого на уроке оборудования и инвентаря, методы организации и проведения занятий, дозировку нагрузок, формы, методы и критерии контроля учебных достижений учащихся и др.

Перечисленные документы учебного планирования обновляются ежегодно с внесением в них необходимых изменений или дополнений согласно изменениям содержания и требований учебных программ. Годовой план-график и четвертные (триместровые) поурочные планы утверждаются администрацией учреждения образования на каждый учебный год.

Все перечисленные документы планирования должны храниться у учителя в учреждении образования в течение учебного года.

^ Аттестация учащихся по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» («Физическая культура»)


Аттестация учебных достижений учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах.

Аттестация учащихся на ступенях общего среднего образования .осуществляется на основе десятибалльной системы оценки результатов учебной, деятельности, где положительными отметками являются «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10» баллов.

В случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности в образовательном процессе ему выставляется отметка «0» баллов.

Нарушение учащимся требования заниматься на уроках физической культуры в спортивной форме и обуви приравнивается к нарушению правил безопасного поведения на физкультурных занятиях.

При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине пропусков уроков по уважительным причинам в течение четверти (триместра) учащийся не аттестуется. При этом таким учащимся:

за четверть (триместр) вносится запись «не аттестован»;

аттестация за год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти (триместре).

При невозможности оценить результаты учебной деятельности при систематических пропусках без уважительных причин как уроков, так и занятий в специальных медицинских группах (СМГ) или группах лечебной физической культуры (ЛФК) учащийся не аттестуется. При этом таким учащимся, соответственно, за четверть (триместр) вносится запись «не аттестован».

При проведении промежуточной и итоговой аттестации за год по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» («Физическая культура») учащимся, занимающимся в СМГ или в группе ЛФК, выставляется «зачтено».

Учащемуся, который по состоянию здоровья временно или постоянно освобожден от занятий на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» («Физическая культура»), соответственно, за четверть (триместр), год вносится запись «освобожден(а)».

Виды учебной деятельности учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяются учителем физической культуры в соответствии с медицинскими показаниями. При этом из программных требований, предъявляемых к учащимся, исключаются те виды контрольных нормативов, которые им противопоказаны. Указанные исключения не должны влиять на величину итоговых отметок.

В соответствии с задачами, изложенными в планах-конспектах, учитель проводит текущую аттестацию усвоения программных требований учащимися за

знания: общие теоретические сведения о социальной сущности, медико-биологических основах, истории физкультуры, спорта и Олимпийских игр; теоретические сведения об основных видах движений, правила подвижных, народных и спортивных игр, правила соревнований по видам спорта; соблюдение правил безопасности на физкультурных занятиях;

умения и навыки: контроль не только результатов, но и процесса освоения учащимися техники физических упражнений. Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы на этапах ознакомления, разучивания, закрепления, совершенствования и контроля. Отметки за результаты в учебных нормативах (бег 60 м, прыжки в высоту, гимнастические упражнения и т.д.) выставляются в данный раздел;

уровень физической подготовленности учащихся с использованием программных материалов, а также различных контрольных и тестовых упражнений. Учитель может выставлять в классный журнал отметки за результаты, показанные в отдельных тестовых упражнениях;

домашние задания, предусматривающие самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры и спорта, закрепление и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера.

Четвертная или триместровая отметка в V—VIII классах, в IX—XI (XII) классах во II и III четвертях (II триместре)выставляется по среднему баллу трех разделов учебной программы «Знания», «Умения и навыки», «Домашнее задание». В I и IV четвертях (I и III триместрах) в IX—XI (XII) классах к указанным разделам добавляется четвертый раздел учебной программы «Уровень физической подготовленности».

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям (триместрам).

Текущая аттестация учащихся по формированию двигательных умений и навыков определяется учителем при разработке поурочного планирования. При этом их количество должно быть не менее, шести в четверти и не мнее восьми в триместре.

^ Требования к ведению классного журнала


Запись учебного материала в графе «Что пройдено на уроке» должна соответствовать одной или нескольким образовательным задачам плана-конспекта (плана) урока, быть лаконичной, без указания этапов обучения (ознакомление, закрепление, разучивание, совершенствование и др.). Допускается делать сокращения в отдельных словах.

На первом уроке каждой четверти (триместра) учитель проводит с учащимися теоретическое занятие по изучению правил безопасного поведения на уроках физической культуры по тем или иным разделам учебной программы с обязательной краткой записью в журнале. Например, «П.б. на уроках гимнастики».

На первом уроке изучения каждого раздела программы (вида спорта) следует указать данный раздел, например: «Гимнастика». Два кувырка вперед слитно. Опорный прыжок через коня в ширину». Последующие записи содержания уроков гимнастики производятся без указания данного раздела.

При разработке поурочных планов предусматриваются домашние задания, которые по своей направленности могут быть трех видов:

  1. задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;

  2. задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

  3. задания, связанные с самостоятельным усвоениемтеоретических сведений.

В зависимости от вида задания сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной - двух недель (первый и третий виды) до одного - двух месяцев (второй вид).

В графе для записи домашних заданий учитель может кратко записать словами задание или указать номер карточки (при наличии картотеки) с обязательным указанием сроков контроля этого задания. Например, «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола — до 16.12.2007» или «Упр. № 12 (мальчики), № 9 (девочки) — до 16.02.2008».

Для второго вида домашних заданий учителя физической культуры могут самостоятельно разрабатывать критерии оценки домашнего задания (отдельно для мальчиков и девочек) в соответствии с требованиями десятибалльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, в первой и последней четвертях (триместрах) выполняют тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности. В конце классного журнала отведены две страницы для определения и записи указанного уровня. Их заполняет учитель физической культуры. Первая страница должна быть заполнена не позднее конца сентября (для учащихся, привлекаемых к сельскохозяйственным работам, — не позднее октября), вторая страница — не позднее последней учебной недели мая.

Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе «Результат» делается запись «осв.», то есть «освобожден(а)», а графа «Отметка» остается незаполненной.

В классный журнал записывается словесная отметка уровня физической подготовленности каждого учащегося (за исключением освобожденных от выполнения одного или нескольких упражнений). Цифровая отметка уровня физической подготовленности определяется по среднему баллу, указанному в таблице.

^ Таблица оценки уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений



Уровень физической подготовленности

Средний балл

(определяется по результатам выполнения пяти (11-летняя школа) и шести (12-летняя школа) тестовых упражнений)

Соответствие 10-балльной шкале

(используется в IX-XI (XII) классах в I IV четвертях (I и III триместрах))

Словесная отметка

(используется в V VIII классах)

низкий

0,4 и менее

0

неудовлетворительно

0,5 – 1,4

1

почти удовлетворительно

1,5 – 2,4

2

почти удовлетворительно

ниже среднего

2,5 – 3,4

3

удовлетворительно

3,5 – 4,4

4

весьма удовлетворительно

средний

4,5 – 5,4

5

почти хорошо

5,5 – 6,4

6

хорошо

выше среднего

6,5 – 7,4

7

очень хорошо

7,5 – 8,4

8

почти отлично

высокий

8,5 – 9,4

9

отлично

9,5 – 10

10

превосходно



В V—VIII классах итоговый уровень физической подготовленности учащихся определяется и заносится в классный журнал, но не учитывается при промежуточной аттестации и выставлении отметок за I и IV четверти (I и III триместры).

В классных журналах перед четвертной (триместровой) отметкой без указания даты проведения урока учащимся V—VIII классов выставляются отметки за разделы учебной программы «Знания», «Умения и навыки», «Домашнее задание». В IX—XI (XII) классах в I и IV четвертях (I и III триместрах) к вышеуказанным разделам добавляется раздел учебной программы «Уровень физической подготовленности».

^ Требования к организации физического воспитания учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья


Администрация общеобразовательного учреждения совместно с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют медико-педагогический контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся.

На основании результатов медицинского обследования учащихся распределение учащихся на группы (основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры) проводится до 1 сентября ежегодно и оформляется приказом по общеобразовательному учреждению.

Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной группе, проводятся вместе с основной группой согласно рекомендациям врача.

Учебные занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, должны проводиться отдельно от уроков физической культуры педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку. Наполняемость специальной группы должна быть 8—12 учащихся.

Физкультурные занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе ЛФК, проводятся медицинским работником в лечебно-профилактическом учреждении.

Учащиеся с ослабленным здоровьем занимаются на основе специально разрабатываемых программ по физическому воспитанию.

В новом учебном году занятия СМГ будут организованы в соответствии с программой «Физическая культура и здоровье для I – XII классов специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения с 12-летним сроком обучения» (Минск, НИО, 2007).

У каждого учителя физической культуры, который проводит занятия в СМГ, должны быть следующие документы планирования учебного материала:

четвертные (триместровые) поурочные планы распределения учебного материала;

планы-конспекты уроков.

Четвертные (триместровые) поурочные планы утверждаются администрацией учреждения образования на каждый учебный год.

Учащиеся, временно освобожденные от занятий на уроках физкультуры, а также отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, присутствуют на уроках физической культуры и могут быть привлечены учителем к не противопоказанным им видам учебной деятельности.

В начале каждой четверти напротив фамилии учащихся, которые отнесены по состоянию здоровья к СМГ или группе ЛФК, делается запись «СМГ» или «ЛФК».

В случае пропусков учащимися без уважительных причин организованных и проводимых в школе занятий СМГ, а также занятий группы ЛФК в лечебно-профилактическом учреждении им может быть выставлена отметка «не аттестован(а)».

Не допускается проведение уроков физической культуры в одном классе в течение трех дней подряд, более одного раза в неделю первыми и последними уроками; в общеобразовательных учреждениях сельских населенных пунктов — первыми и последними уроками (при отсутствии подвоза учащихся).

Занятия СМГ могут планироваться в расписании учебного дня или после уроков первой смены, а также до начала уроков второй смены.

При наличии необходимых условий (материальная база, педагогические кадры) занятия с учащимися СМГ могут быть организованы одновременно с занятиями всего класса. Например, один учитель проводит урок физической культуры и здоровья, а другой — занятия в СМГ.

Занятия с учащимися СМГ должны быть организованы с начала учебного года и продолжаться в течение всего учебного года. Недопустимо объединять занятия СМГ или проводить их два или три дня подряд.

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов предыдущего углубленного медосмотра учащихся (в прошедшем учебном году) с учетом изменений, произо­шедших за период летних каникул.

При наполняемости СМГ менее восьми человек занятия с учащимися могут быть организованы за счет часов компонента учреждения образования.

Количество СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом директора учреждения образования на основании сведений, представляемых медицинским работником. Занятия СМГ входят в учебную нагрузку учителя и тарифицируются на общих основаниях.

Учет проведенных занятий с СМГ ведется в отдельном журнале или в классном журнале любого класса на страницах, отведенных для факультативных занятий или курсов по выбору. Все записи делаются в соответствии с правилами ведения классных журналов.

Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, при промежуточной аттестации за четверть, триместр и итоговой аттестации за учебный год в классном журнале делается запись «зачтено».

Учащимся, полностью освобожденным по состоянию здоровья от занятий на уроках физкультуры и не отнесенным ни к одной из четырех медицинских групп по физической культуре, в классном журнале в графах для четвертных триместровых, годовых отметок вносится запись «освобожден(а)».

^ Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися в режиме учебного дня


Двигательный режим школьников обеспечивается системой взаимосвязанных организованных форм физического воспитания учащихся. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня включают, кроме уроков физической культуры и здоровья, гимнастику до занятий, физкультурные минутки на уроках и во время выполнения домашних заданий; физические упражнения, подвижные и народные игры в перерывах между уроками.

Основной задачей физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в учреждениях образования является восстановление физической и умственной работоспособности учащихся. Использование этих форм возможно только при полном соблюдении всех необходимых санитарно-гигиенических условий, обеспечивающих их оздоровительный эффект.

Учителя физической культуры оказывают организационную и методическую помощь учителям-предметникам и классным руководителям в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

^ Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с учащимися


Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в учреждениях образования является составной частью образовательного процесса по физическому воспитанию учащихся.

В структуру внеклассной работы учителя физической культуры входит:

организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (семинары и консультации для учителей и классных руководителей по вопросам проведения физкультурных минуток на общеобразовательных уроках, использования физических упражнений и игр в перерывах между уроками, физкультурных занятий во время спортивного часа в ГПД и другим вопросам физического воспитания учащихся);

организация и проведение с учащимися физкультурно-оздоровительных и туристских мероприятий, спортивных соревнований круглогодичной спартакиады учреждения образования, физкультурных праздников, ежемесячных дней здоровья и т.д.;

участие на первом этапе в республиканской спартакиаде по летнему и зимнему многоборью физкультурно-спортивного комплекса «Защитник Отечества», республиканских соревнованиях смотра уровня физической подготовленности учащихся «Олимпийские надежды Беларуси», республиканских соревнованиях по подвижным играм «Вас вызывает Спортландия!», республиканских соревнованиях по гандболу «Стремительный мяч», республиканских соревнованиях по биатлону, лыжным гонкам, пулевой стрельбе «Снежный снайпер»;

организация работы коллектива физической культуры учреждения образования путем привлечения физкультурного актива из числа учащихся;

организация и проведение занятий (в том числе и для начальных классов) в секциях и кружках спортивной направленности;

подготовка и участие сборных команд школьников учреждения образования в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях;

ремонт физкультурного инвентаря, досмотр спортивного оборудования в течение учебного года.

При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований рекомендуется использовать национальную символику и атрибутику. Все спортивные соревнования круглогодичной спартакиады учреждения образования должны начинаться с подъема государственного флага под гимн Республики Беларусь.

В каждом учреждении образования к началу учебного года должно быть разработано и утверждено в установленном порядке положение о круглогодичной спартакиаде учреждения образования, которое должно соответствовать Примерному положению о проведении Спортивного соревнования (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 29.12.2004 №12).

Для всех типов учреждений образования при организации и проведении круглогодичной спартакиады обязательными являются следующие виды спорта и физкультурно-оздоровительные мероприятия:

  1. две спортивные игры по выбору: баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, настольный теннис;

  2. легкая атлетика (отдельные виды, легкоатлетическое многоборье: бег на короткую и длинную дистанции, прыжки в высоту или длину, метание мяча; весенний или осенний кросс);

  3. летняя и зимняя спартакиады среди допризывной и призывной молодежи по видам спорта прикладного физкультурно-спортивного комплекса «Защитник Отечества»;

  4. комплексные соревнования смотра уровня физической подготовленности учащихся «Олимпийские надежды Беларуси»;

  5. лыжные гонки;

  6. детские подвижные игры «Вас вызывает Спортландия!»

  7. соревнования по биатлону, лыжным гонкам, пулевой стрельбе «Снежный снайпер»;

  8. соревнования по гандболу «Стремительный мяч» (при наличии условий: спортивная база, кадры);

  9. плавание, катание на коньках, туризм (по выбору).

Годовой план внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях образования должен включать в себя все вышеперечисленные соревнования и мероприятия. В целях популяризации физической культуры и спорта среди учащейся молодежи Министерство образования Республики Беларусь рекомендует в сентябре и мае проводить дни здоровья, посвященные началу и окончанию учебного года.

Участие школьных команд в районных (городских) спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, не вошедших в указанный перечень, оговаривается в Положении о районной (городской) спартакиаде.

Внутришкольные, городские и районные соревнования и мероприятия планируются равномерно в течение учебного года и проводятся во внеурочное время, в том числе на осенних, зимних и весенних каникулах, в форме физкультурных праздников, дней здоровья и спорта, фестивалей и т.п. В целях повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися рекомендуется большую часть соревнований и мероприятий проводить в шестой школьный день.

Организационной основой для внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях образования является следующая учетно-отчетная документация:

приказы: об организации внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на учебный год; об организации и проведении соревнований внутришкольной круглогодичной спартакиады; о поощрении лучших спортсменов и учителей;

положение о внутришкольной круглогодичной спартакиаде учреждения образования;

календарь физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований внутришкольной круглогодичной спартакиады учреждения образования на учебный год;

ежемесячный план внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы каждого учителя физкультуры;

журнал учета внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;

протоколы и отчеты спортивных соревнований, сценарии физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

план работы коллектива физической культуры;

журнал учета материальных ценностей кабинета физической культуры.

Одним из основных критериев оценки внеклассной работы учреждения образования по физическому воспитанию учащихся является регулярное массовое участие школьников в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях в течение учебного года.

Результаты выступления команд учебных заведений в районных и городских соревнованиях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях следует рассматривать как один из показателей, но не единственный и не самый главный критерий оценки состояния физического воспитания учащихся в конкретном учебном заведении.

Для информированности педагогических работников, учащихся и их родителей по вопросам организации образовательного процесса по физической культуре и внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях образования оформляются следующие стенды наглядной агитации:

положение о круглогодичной спартакиаде учреждения образования;

календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год;

экран хода круглогодичной спартакиады учреждения образования;

контрольные нормативы и тесты учебных программ;

нормативы смотра уровня физической подготовленности учащихся «Олимпийские надежды Беларуси»;

экран хода соревнований смотра уровня физической подготовленности учащихся «Олимпийские надежды Беларуси»;

контрольные нормативы и требования физкультурно-спортивного комплекса «Защитник Отечества»;

экран выполнения контрольных нормативов и требований физкультурно-спортивного комплекса «Защитник Отечества»;

домашние задания и критерии их оценки;

рекорды школы;

лучшие спортсмены школы;

спортивная жизнь школы.

^ Организационно-методическая работа по повышению качества физического воспитания учащихся


В целях эффективной и качественной подготовки учащихся в 2007/2008 учебном году к выпускному экзамену по выбору по учебному предмету «Физическая культура» необходимо активизировать работу методических объединений учителей физической культуры.

Накопление, обобщение и распространение передового педагогического опыта следует рассматривать как одну из основных задач и как результат работы школьных, районных и городских методических объединений учителей физической культуры.

Рекомендуем для включения в планы работы методических объединений учителей физической культуры и учителей начальных классов следующий перечень вопросов:

  • Особенности учебных программ «Физическая культура и здоровье» 12-летней школы.

  • Содержание нормативных правовых документов по физическому воспитанию учащихся.

  • Безотметочная система обучения учащихся I—II классов.

  • Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовательном процессе.

  • Компьютерные технологии в работе учителей физической культуры и начальных классов.

  • Методика планирования учебного материала с учетом современных требований и использованием компьютерных технологий.

  • Организация внеурочной физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня.

  • Организация внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися,

  • Организация и проведение спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного года.

  • Организация работы учителей начальных классов и физической культуры в шестой школьный день.

  • Агитационно-пропагандистская работа в учреждении образования по формированию здорового образа жизни учащихся.

  • Роль учителя в физическом воспитании учащихся начальных классов.

  • Преемственность в физическом воспитании детей дошкольного возраста и учащихся начальной, базовой, средней школы.

  • Туризм в физическом воспитании как активный метод формирования здорового образа жизни учащихся.

  • Методика организации физкультурных занятий с учащимися с использованием приспособленных физкультурно-спортивных помещений в целях увеличения общей и моторной плотности урока.

  • Методика организации занятий на уроках физкультуры сучащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

  • Использование современных технологий в работе специальных медицинских групп.

  • Домашние задания: методика, содержание, критерии оценки.

  • Требования к организации и проведению круглогодичной спартакиады учреждения образования.

  • Организация, проведение и подведение итогов смотра уровня физической подготовленности учащихся «Олимпийские надежды Беларуси».

  • Организация, проведение и подведение итогов районной, городской круглогодичной спартакиады.

  • Самооценка в работе учителя физкультуры.

^ Перечень действующих нормативных документов и рекомендованной литературы по физическому воспитанию учащихся в общеобразовательных учреждениях


Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования в Республике Беларусь//Физическая культура и здоровье. № 4,2000.

Примерное положение о проведении спортивного соревнования. Утверждено постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 29.12.2004 №12.

Об утверждении десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2004 № 17 // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. № 8, 2004.

Десятибалльная система. Безотметочное обучение. Оценка результатов учебной деятельности младших школьников. — Минск, 2004.

Положение о работе плавательных бассейнов. Типовые правила обеспечения безопасности при проведении занятий в. бассейнах Республики Беларусь // Физкультура и спорт. Выпуск 1,1997.

Типовые перечни физкультурного и спортивного оборудования для ДДУ, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, ПТУ и ССУЗ Республики Беларусь // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. №№ 3—4, 1998.

Положение о физкультурно-спортивном прикладном комплексе «Защитник Отечества» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. № 10, 1998.

О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений // Физическая культура и здоровье. № 3, 1999.

Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (I—IV ступени, возраст 7-21 год). — Минск, 1999.

Программа физкультурно-спортивного молодежного движения «Олимпийские надежды Беларуси». — Минск, 1999.

Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися. Утверждена, приказом Министерства образования Республики Беларусь от 03.12.2002 №50.

Определение медицинской группы учащимся и студентам для организации проведения занятий по физическому воспитанию. Методические рекомендации. — Минск, 1999.

Об организации и учете внеклассной физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, школах-интернатах и детских домах всех типов и наименований, классах школ-детских садов. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 23.08.2000 №12-4/413.

Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников. Методические указания Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 122-0010. — Минск, 2000.

Об определении перечня заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общегобазового и общего среднего образования. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.10.2006 №80.

Овчаров В.С., Овчарова О.В. Примерное планирование. Уроки в I классе. Физическая культура и здоровье. — Минск, «Пачатковая школа», 2004.

Овчаров B.C., Овчарова О.В. Примерное планирование. Уроки во 2 классе. Физическая культура и здоровье. — Минск, «Пачатковая школа», 2005.

Овчаров B.C., Овчарова О.В. Примерное планирование. Уроки в 3 классе. Физическая культура и здоровье. — Минск, «Пачатковая школа», 2006.

Овчаров B.C. Примерное планирование. Уроки в 4 классе. Физическая культура и здоровье. Минск, «Пачатковая школа», 2007.

Овчаров B.C., Овчарова О.В. Журнал учета успеваемости по физической культуре. — Минск, «Пачатковая школа», 2003.

Войтехович В.П. и др. Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Методические рекомендации. — Минск, 1998.

Гужаловский А.А., Бойченко С.Д. Программа и методические рекомендации по внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательной школе. — Минск, 1999.

Канищев А.Д., Овчаров B.C. О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. Методические рекомендации. — Минск, 2002.

Канищев А.Д., Овчаров B.C. Организация спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися. Методические рекомендации. — Минск, 2002.

Овчаров B.C. Внутришкольный контроль за физическим воспитанием учащихся. Методические рекомендации. – Минск, 2004.

Овчаров B.C. Организация дней здоровья, спорта и туризма в общеобразовательных учреждениях. — Минск, 2007.

Более подробная информация по физическому воспитанию учащихся размещена на сайте учреждения «Республиканский Центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» Министерства образования Республики Беларусь www.rcfvs.unlbel.by.





Похожие:

О преподавании учебного предмета \"Физическая культура и здоровье\" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
О преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего...
О преподавании учебного предмета \"Физическая культура и здоровье\" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
О преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего...
О преподавании учебного предмета \"Физическая культура и здоровье\" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году iconО преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Требования к организации занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья
О преподавании учебного предмета \"Физическая культура и здоровье\" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году iconО преподавании предмета «Физическая культура» в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Требования к организации занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья
О преподавании учебного предмета \"Физическая культура и здоровье\" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году iconО преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Требования к организации занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья
О преподавании учебного предмета \"Физическая культура и здоровье\" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета \"Физическая культура и здоровье\" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году iconО преподавании предмета «Физическая культура» в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Требования к организации занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья
О преподавании учебного предмета \"Физическая культура и здоровье\" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году iconПриказ №36 Зарегистрирован Минюстом России от 29 февраля 2008 г., регистрационный №11251
Об установлении форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы...
О преподавании учебного предмета \"Физическая культура и здоровье\" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году iconПрограмма по физической культуре пояснительная записка
Она рассчитана на четыре года обучения, что определяет содержание образования и организацию образовательного процесса учебного предмета...
О преподавании учебного предмета \"Физическая культура и здоровье\" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году iconФизическая культура IX класс базовый уровень
Изучение учебного предмета «Физическая культура» Подчинено общей цели — формированию физической культуры личности в процессе решения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов