О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо) icon

О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо)



НазваниеО преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Дата конвертации20.05.2012
Размер264.91 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо


О преподавании предмета «Физическая культура»
в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX – XI (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году


(инструктивно-методическое письмо)

Содержание


ТРЕБОВАНИЯ К УЧЁТУ УСПЕВАЕМОСТИ


6

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА


9

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ


13

^ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ


16

ВНЕКЛАССНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


17

^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


21

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

22

В 2006/2007 учебном году физическое воспитание учащихся всех типов учреждений образования должно отвечать требованиям Законов Республики Беларусь "Об образовании" и "О физической культуре и спорте" и соответствовать действующему учебному плану.

Образовательной целью предмета "Физическая культура" в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, является формирование физической культуры личности.

Физическую культуру личности характеризуют наличие мотивации физкультурных и спортивных занятий, необходимые для них знания, двигательные умения, навыки, способы деятельности, разносторонняя базовая физическая подготовленность, активная физкультурная или спортивная деятельность, а также устойчивый интерес к физкультурным и спортивным занятиям.

Физическая культура личности формируется в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач, сформулированных в объяснительной записке действующих учебных программ.


Преподавание учебного предмета «Физическая культура» в новом учебном году включает ряд особенностей, из которых можно выделить:

подготовку учащихся выпускных классов к сдаче экзамена по выбору;

организацию и проведение экзамена по выбору.

Для физического воспитания учащихся в новом учебном году используются две учебные программы по физической культуре для учащихся 11-летней и 12-летней общеобразовательной школы. В V-IX классах 12-летней школы преподавание физической культуры организуется по учебным программам (базовый и повышенный уровни), утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2003 г. № 339.

В X* классе (12-летняя школа) и IX - XI классах (11-летняя школа) преподавание физической культуры осуществляется на основании учебной программы по физической культуре для учащихся V - XI классов общеобразовательной школы (Гужаловский А.А., Кряж В.Н., переработана и дополнена сотрудниками РЦФВС под общей редакцией Дворецкого Л.К. Утверждена приказом МО РБ от 11.09.1998 г. № 523).

Учебный процесс в учреждениях образования проводится в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений (СанПиН № 14-46-96) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №2, 2003г.). Не допускается проведение уроков физической культуры в одном классе в течение трех дней подряд, а в сельских учреждениях образования - первым и последним уроками. (при условии отсутствия подвоза учащихся к учреждению образования)

Учитель физической культуры для работы в каждой параллели классов использует следующие документы планирования:

годовой план-график распределения учебного материала;

четвертные (триместровые) или годовой поурочные планы распределения учебного материала;

планы уроков (для учителей высшей и 1-ой категорий), планы-конспекты уроков (для учителей II категории и без категории).

Перечисленными документами планирования можно пользоваться в течение ряда лет, внося в них лишь необходимые изменения или дополнения в соответствии с изменением содержания и требований новых учебных программ. Годовой план-график и поурочные планы утверждаются администрацией учреждения образования на каждый учебный год.

При организации и проведении учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию учащихся члены администрации и педагогические работники учреждений образования должны строго выполнять Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь (Минск, 2000).

При организации, проведении и участии в спортивных соревнованиях и внеклассных (внешкольных) физкультурно-оздоровительных мероприятиях следует соблюдать Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом (утверждены постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 29.12.2004 №12).

Учащиеся обязаны заниматься в спортивной форме, соответствующей погодным условиям. Спортивную форму, и особенно обувь, следует использовать только для занятий физкультурой.

Подготовка учителями физкультуры чемпионов и призёров районных, городских, областных и республиканских спортивных соревнований по различным видам спорта, в том числе и республиканских соревнованиях смотра уровня физической подготовленности учащихся "Олимпийские надежды Беларуси", приравниваются к подготовке победителей и призёров предметных олимпиад такого же уровня.

Для объективной оценки работы учителя физической культуры необходимо использовать различные формы и методы контроля, предъявлять требования в соответствии с действующими нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь. При этом администрация учреждения образования и представители органов управления образования могут использовать методические рекомендации "Внутришкольный контроль за физическим воспитанием учащихся" (Овчаров В.С., 2004).

^ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЁТУ УСПЕВАЕМОСТИ


Аттестация учащихся по предмету "Физическая культура" проводится в соответствии с Правилами аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 16.12.2004 №76), другими действующими нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь.

Учитель оценивает учащихся отметками на уроках физической культуры за:

знания: а) общие теоретические сведения о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физкультуры и спорта; б) теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных, народных и спортивных игр, соревнований; в) обеспечение безопасности физкультурных занятий;

умения и навыки: контроль не только результатов, но и процесса освоения учащимися техники физических упражнений. Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы. Вместе с тем учитель может оценивать у учащихся методические, организаторские и инструкторские умения и навыки;

уровень физической подготовленности учащихся с использованием программных материалов, а также различных контрольных и тестовых упражнений;

выполнение домашних заданий: самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры и спорта, разучивание и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера;

прилежание, включающее в себя отношение ученика к уроку и к учебному предмету в целом, добросовестное выполнение задания учителя, стремление к индивидуально максимальным достижениям, а также знание и соблюдение правил безопасности физкультурных и спортивных занятий.

Итоговые четвертные (триместровые) отметки выставляются на основании всех вышеперечисленных видов деятельности учащихся. Причём ни одна из них не должна превалировать над другими. Недопустимо оценивать учащихся только на основании текущих отметок за нормативы физической подготовленности.

Аттестация учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах.

Количество обязательных проверок результатов учебной деятельности учащихся регламентируется требованиями действующих учебных программ при разработке поурочного планирования.

Выставление отметки за четверть (триместр) осуществляется на основе результатов тематического и промежуточного контроля по всем разделам учебной программы и видам деятельности учащихся.

В I и IV четвертях (I и III триместре), начиная с VIII класса (12-летняя и 11-летняя школы) четвертная (триместровая) отметка выставляется учащимся по сумме баллов пяти показателей: знания, умения и навыки, уровень развития физических качеств, выполнение домашних заданий, прилежание. Во II и III четвертях (II триместре) указанных классов отметка выставляется по сумме баллов четырех показателей: знания, умения и навыки, домашние задания, прилежание. В V - VII классах четвертные (триместровые) отметки выставляются также по сумме баллов названных четырех показателей.


^

Сумма баллов для определения четвертной (триместровой) отметки

Классы

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

VIII – XI

1 и 4 четв.

5-8

9-12

13-17

18-22

23-27

28-32

33-37

38-42

43-47

48-50

V – VII

1-4 четв.

VIII –XI

2-3 четв.

4-5

6-9

10-13

14-17

18-21

22-25

26-29

30-33

34-37

38-40


Пример: ученик IX класса в I четверти по разделу "Требования к знаниям" получил итоговую отметку 8, по разделу "Требования к двигательным умениям и навыкам" - 9, по разделу "Развитие двигательных качеств" - 5, по разделу "Домашние задания" - 8, по разделу "Прилежание" - 10. В сумме он набрал 40 баллов. По таблице определяем, что четвертная отметка у данного ученика будет 9 (несмотря на то, что нормативную часть требований программы он выполнил всего на 5 баллов).

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям (триместрам) с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

^ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА


Запись учебного материала в графе "Что пройдено на уроке" должна соответствовать одной или нескольким образовательным задачам плана-конспекта урока, быть краткой и лаконичной, без указания этапов обучения (ознакомление, закрепление, разучивание, совершенствование и др.). Допускается делать сокращения в отдельных словах.

В начале каждой четверти, а также на первом уроке нового раздела программы учитель должен провести с учащимися инструктаж по правилам безопасности с обязательной краткой записью в журнале. Например, "П.б. на уроках гимнастики и спортивных игр".

На первом уроке изучения каждого вида спорта следует озаглавить раздел программы, например, "Гимнастика. Два кувырка вперёд слитно. Опорный прыжок - конь в ширину h-110см". Последующие записи содержания производятся без указания данного раздела.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинской группе, в первой и последней четвертях (триместрах) выполняют тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности. В конце классного журнала отведены две страницы для определения и записи уровня физической подготовленности учащихся. Их заполняет учитель физической культуры. Первая страница должна быть заполнена не позднее конца сентября (для учащихся, привлекаемых к сельскохозяйственным работам - не позднее октября). Вторая страница не позднее последней учебной недели мая.

Учащимся, освобождённым по состоянию здоровья от выполнения всех или нескольких тестовых упражнений, в графе "результат" делается запись "освобождён" (осв.).

Уровень физической подготовленности (за исключением учащихся, освобождённых от выполнения одного или нескольких упражнений) записывается словом и соответствует сумме баллов, указанной в таблицах.
^

Программа 11-летней школы

(5 контрольных упражнений)

Уровень физической подготовленности

Сумма баллов на начало учебного года

Сумма баллов на конец учебного года

Высокий

50-41

50-45

Выше среднего

40-31

44-35

Средний

30-21

34-25

Ниже среднего

20-11

24-15

Низкий

10-5

14-5

^

Программа 12-летней школы

(6 контрольных упражнений)

Уровень физической подготовленности

Сумма баллов на начало учебного года

Сумма баллов на конец учебного года

Высокий

60-47

60-50

Выше среднего

46-36

49-39

Средний

35-25

38-28

Ниже среднего

24-15

27-18

Низкий

14-3

17-6




В V-VII классах уровень физической подготовленности учащихся определяется, но не учитывается при оценке результатов учебной деятельности за I и IV четверти (I и III триместры).

Перед четвертной отметкой у учащихся VIII – XI классов в I и IV четвертях (I и III триместрах) выставляются итоговые отметки за раздел учебной программы «Уровень физической подготовленности» без указания даты проведения урока.


Домашние задания предусматриваются при разработке поурочных планов. По своей направленности они могут быть трех видов:

1) задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;

2) задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

3) задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

В зависимости от вида задания, сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной – двух недель (первый и третий виды) до одного – двух месяцев (второй вид).

В графе для записи домашних заданий учитель может кратко записать словами само задание или указать номер карточки (при наличии картотеки) с обязательным указанием сроков контроля этого задания. Например, «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола» (до 16.12.2005 г.). Или «Упр. №12(мальчики), № 9(девочки) - до 16.02.2007г».

Для второго вида домашних заданий учителя физической культуры могут самостоятельно разрабатывать критерии оценки домашнего задания (отдельно для мальчиков и девочек) в соответствии с требованиями десятибалльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся.

В начале каждой четверти напротив фамилий учащихся, которые отнесенны по состоянию здоровья к СМГ или группе ЛФК, делается запись – "СМГ" или "ЛФК". После этой аббревиатуры таким школьникам текущие отметки не выставляются, а лишь допускается указывать пропуски занятий, т.е. ставить букву "н". В графе для четвертных и годовых отметок им делается запись "Зачтено". В случае пропусков учащимися без уважительных причин организованных и проводимых в школе занятий специальной медицинской группы, а также занятий группы ЛФК в лечебном учреждении, им может быть выставлена отметки "Не зачтено", которая приравнивается к отметке «0».

Учащимся, временно освобождённым от занятий (двигательной активности) на уроках физкультуры, присутствуют на уроках и могут быть аттестованы текущими отметками за непротивопоказанные виды учебной деятельности (например, за знания, прилежание и т.д.).

Успеваемость учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяется на общих основаниях аналогично основной медицинской группы. Однако при этом из требований исключаются те виды движений и контрольные нормативы, которые им противопоказаны. Указанные исключения не должны влиять на текущие и итоговые отметки.

Учащиеся, имеющие итоговые цифровые четвертные отметки не менее чем за две четверти (два триместра) и в дальнейшем (или ранее) отнесенные по состоянию здоровья к СМГ, группе ЛФК или полностью освобождённые от занятий, оцениваются за учебный год по имеющимся цифровым четвертным отметкам.
^

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ


Физкультурные занятия с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организуются и проводятся в соответствии с Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (глава 3, ст.19, п.8,9), действующими нормативными правовыми документами Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Администрация учреждений образования обязана ежегодно совместно с региональными органами здравоохранения организовывать и проводить медицинское обследование всех учащихся, по результатам которого они распределяются в основную (ОМГ), подготовительную (ПГ), специальную медицинскую (СМГ) группы и группы лечебной физической культуры (ЛФК). Учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр, к занятиям по физической культуре не допускаются.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к ОМГ, допускаются к занятиям физической культурой в соответствии с учебными планами, действующими учебными программами и санитарно-гигиеническими требованиями. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к ПМГ, проводятся вместе с основной группой согласно рекомендациям врача.

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, проводятся отдельно от уроков физической культуры в объеме, соответствующем учебному плану, - 3 раза в неделю. Указанные занятия проводит учитель физической культуры, прошедший специальную подготовку. Занятия СМГ, как правило, до или после учебных занятий. При наличии необходимых условий занятия с учащимися СМГ могут быть организованы одновременно с занятиями всего класса. Например, один учитель проводит урок физической культуры, а другой – занятия в СМГ.

Занятия с учащимися СМГ должны быть организованы с первых дней и продолжаться в течение всего учебного года. Расписание уроков (занятий СМГ) следует планировать таким образом, чтобы они приносили максимальный оздоровительный эффект. Недопустимо объединять занятия СМГ или проводить их в два или три дня подряд.

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов предыдущего углубленного медосмотра учащихся (по прошедшему учебному году) с учётом изменений, произошедших за период летних каникул.

Наполняемость СМГ - не менее 8 и не более 12 учащихся независимо от возраста, пола, диагноза заболевания. При меньшей наполняемости (7 и менее человек) занятия СМГ проводятся за счет часов школьного компонента.

Количество СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом директора учреждения образования на основании сведений, представляемых медицинским персоналом. Занятия с СМГ входят в учебную нагрузку учителя и тарифицируются на общих основаниях.

Учёт проведенных занятий с СМГ ведётся в отдельном журнале или в классном журнале любого класса на страницах, отведённых для факультативных занятий или курсов по выбору. Все записи делаются в соответствии с правилами по ведению классных журналов. При этом текущие отметки в журнал не выставляются.

Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, при итоговой аттестации за четверть, триместр и учебный год в классном журнале делается запись "Зачтено".

Учащимся, полностью освобождённым по состоянию здоровья от занятий на уроках физкультуры и не отнесенным ни к одной из четырёх медицинских групп по физической культуре, в классном журнале в графах для четвертных, триместровых, годовых отметок вносится запись "Н/а(б)", т.е. "Не аттестован по болезни", а в свидетельстве и аттестате делается запись "Освобождён (а)".

По мере необходимости в течение учебного года учитель разъясняет учащимся, что по состоянию здоровья они освобождаются не от уроков физической культуры, а от занятий (т.е. двигательной активности) на уроке физкультуры. Все учащиеся, временно или постоянно освобождённые от занятий, обязаны присутствовать на уроках физической культуры. Учитель предоставляет им возможность самостоятельно выполнять комплексы оздоровительной гимнастики, изучать отдельные теоретические темы из раздела учебной программы "Знания", а также привлекает их к педагогическому процессу в качестве помощников и судей.

^ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ


Двигательный режим школьников обеспечивается системой взаимосвязанных, направленных на удовлетворение биологической потребности в движениях, организованных форм физического воспитания учащихся, которая включает в себя кроме уроков физической культуры физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:

гимнастика до занятий;

физкультурные минутки на общеобразовательных уроках и во время выполнения домашних заданий;

физические упражнения, подвижные и народные игры в перерывах между уроками.

Основными задачами физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в учреждениях образования являются физическая рекреация и восстановление умственной работоспособности учащихся. Использование этих форм возможно только при полном соблюдении всех необходимых санитарно-гигиенических условий, обеспечивающих их оздоровительный эффект.

Учителя физической культуры оказывают организационную и методическую помощь учителям-предметникам и классным руководителям в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня. Для более эффективной организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися учителя физической культуры могут использовать методические рекомендации "О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня", (Минск 2002).
^

ВНЕКЛАССНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в учреждениях образования является составной частью учебно-воспитательного процесса физического воспитания учащихся. Весь педагогический коллектив во главе с администрацией школы принимает непосредственное участие в организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в течение учебного года.

Внеклассная работа учителя физической культуры включает в себя:

организацию и проведение с учащимися физкультурно-оздоровительных и туристских мероприятий, спортивных соревнований круглогодичной спартакиады учреждения образования, соревнований смотра уровня физической подготовленности учащихся «Олимпийские надежды Беларуси», физкультурных праздников, дней здоровья и т.д.;

обеспечение активной деятельности физкультурного актива из числа учащихся;

организацию и проведение занятий (в том числе и для начальных классов) в спортивных секциях и физкультурных кружках (по желанию учителя);

подготовку и участие сборных команд школьников учреждения образования в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях;

ремонт инвентаря и оборудования в течение учебного года.

Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко о возрождении Республиканской спартакиады школьников особое внимание в новом учебном году следует уделить организации и проведению круглогодичной спартакиады учреждения образования. Спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия планируются и проводятся только во внеурочное время с учетом максимального охвата учащихся в шестой школьный день при пятидневной учебной неделе. В целях повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования рекомендуется использовать методические рекомендации "Организация спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися" (Канищев А.Д., Овчаров В.С., Минск, 2004).

При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий рекомендуется использовать национальную атрибутику. ^ Все соревнования круглогодичной спартакиады учреждения образования должны начинаться с подъёма государственного флага под гимн Республики Беларусь.

Обязательным условием при проведении в учреждениях образования внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы является соблюдение правил безопасности занятий по физической культуре и спорту.

В каждом учреждении образования в начале учебного года разрабатывается и утверждается в установленном порядке положение о внутришкольной круглогодичной спартакиаде, которое должно соответствовать Примерному положению о проведении спортивного соревнования (утверждено Министерством спорта и туризма Республики Беларусь от 29.12.2004 №12).

Для всех типов учреждений образования при организации и проведении внутришкольной круглогодичной спартакиады обязательными являются семь видов спортивных соревнований (см. журнал «Физическая культура и здоровье», №3, 1999). Соревнования планируются равномерно в течение учебного года и проводятся ежемесячно, в том числе и во время осенних, зимних и весенних каникул, в форме физкультурных праздников, дней здоровья и спорта, фестивалей и т.п.

В течение первых двух недель сентября все учреждения образования должны запланировать и провести физкультурно-спортивный праздник (например, день здоровья), посвященный началу учебного года. Содержание праздника могут составлять элементы спортивных игр, подвижные, народные игры, эстафеты, конкурсы знатоков спорта и т.п. Во второй половине мая также проводятся аналогичные мероприятий, посвященных окончанию учебного года, с обязательным подведением итогов круглогодичной спартакиады и награждением лучших спортсменов и классов.

Особое внимание следует уделять детско-юношескому туризму как рекреационно-оздоровительному и спортивно-прикладному средству физического воспитания учащихся.

Для большей информированности учащихся по организации учебного процесса и внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в каждом учреждении образования должны быть следующие стенды наглядной агитации:

положение о круглогодичной спартакиаде учреждения образования;

календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год;

экран хода круглогодичной спартакиады учреждения образования;

контрольные нормативы и тесты действующих учебных программ;

нормативы смотра уровня физической подготовленности учащихся в рамках молодёжного физкультурно-спортивного движения "Олимпийские надежды Беларуси";

экран хода соревнований смотра уровня физической подготовленности учащихся "Олимпийские надежды Беларуси";

нормативы и требования физкультурного комплекса "Защитник Отечества";

экран выполнения нормативов и требований физкультурного комплекса "Защитник Отечества";

домашние задания и критерии их оценки;

рекорды школы;

лучшие спортсмены школы;

спортивная жизнь школы.

Основным критерием внеклассной работы в учреждении образования является регулярное массовое участие школьников в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях в течение учебного года. При этом в обязанности учителя физической культуры входят организация и проведение физкультурно-оздоровительных или спортивных мероприятий не реже одного раза в четверть отдельно для учащихся I – IV, V – IX и X – XI классов.

Оплата труда учителей физкультуры за проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися в учреждениях образования производится в соответствии с действующим законодательством.

Внеклассная работа в учреждениях образования подтверждается следующими документами:

приказ (распоряжение) о внеклассной физкультурно-оздоровительной работе на учебный год;

журнал учета внеклассной физкультурно-оздоровительной работы;

положение о внутришкольной круглогодичной спартакиаде учреждения образования;

календарь спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий круглогодичной спартакиады учреждения образования на учебный год;

ежемесячный план внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы каждого учителя физкультуры;

приказы, распоряжения и протоколы о проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, о присвоении спортивных разрядов, о поощрении лучших спортсменов и т.п.;

журнал учета материальных ценностей кабинета физкультуры.
^

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


В новом учебном году предъявляются повышенные требования к учащимся выпускных классов в связи с подготовкой к экзаменам по выбору по учебному предмету «Физическая культура». В этой связи необходимо активизировать работу методических объединений учителей физической культуры. Через их регулярные заседания (не реже одного - двух раз в четверть) можно добиваться значительного улучшения качества и эффективности работы всех учителей. При этом роль координатора данной работы отводится областным институтам повышения квалификации. На них возлагается своевременная организация специальной подготовки учителей – руководителей методических объединений.

Накопление, обобщение и распространение передового педагогического опыта следует рассматривать как одну из основных задач и результат работы школьных, районных и городских методических объединений учителей физической культуры.
^

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ


Закон Республики Беларусь "Об образовании". //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002, № 37, 2/844.

Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте". //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003, №135, 2/1000.

Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования в Республике Беларусь. // Физическая культура и здоровье. №4, 2000.

Положение о физическом воспитании учащихся. //Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №3, 1994.

Программа по физической культуре для учащихся 5 - 11 классов общеобразовательной школы (переработанная и дополненная). Утверждена приказом Министерства образования РБ от 11.09.1998 № 523.

Физическая культура. IV-VI классы. Программа 12-летней общеобразовательной школы - Минск, НМЦентр, 2001. Утверждена приказом Министерства образования РБ от 22.08.2003 № 239.

Физическая культура. VIII класс. Программа 12-летней общеобразовательной школы - Минск, Национальный институт образования Республики Беларусь, 2004. Утверждена приказом Министерства образования РБ от 22.08.2003 № 239.

Физическая культура. IX класс. Базовый уровень. Программа для учреждений , обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения - Минск, Национальный институт образования Республики Беларусь, 2005.

О контроле результатов учебной деятельности учащихся и их аттестация. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 02.10.2002 №06-13/138// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №11, 2003.

Об утверждении десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2004 №17// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №8, 2004.

Положение о работе плавательных бассейнов. Типовые правила обеспечения безопасности при проведении занятий в бассейнах Республики Беларусь. Физкультура и спорт. Выпуск 1, 1997.

Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений. СанПиН № 14-46-96. Минск, 1996.

О внесении изменений и дополнений в СанПиН №14-46-96. //Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №2, 2003.

Типовые перечни физкультурного и спортивного оборудования для ДДУ, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, ПТУ и ССУЗ Республики Беларусь. //Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №№ 3-4, 1998.

О совершенствовании врачебного контроля за детьми, подростками, учащимися и студентами. //Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №10, 1998.

Положение о физкультурно-спортивном прикладном комплексе "Защитник Отечества". //Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №10, 1998.

О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений //"Физическая культура и здоровье" №3, 1999.

Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (I-IV ступени, возраст 7 - 21 год). - Минск, 1999.

Программа физкультурно-спортивного молодежного движения "Олимпийские надежды Беларуси". - Минск, 1999.

Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Естественно-математические и технологические дисциплины, физическая культура (руководящие документы Республики Беларусь). Минск, 1999.

О механизме осуществления контроля по реализации руководящего документа Республики Беларусь образовательного стандарта общего среднего образования. Письмо Министерства образования Республики Беларусь 30.08.1999 №06-12/507.

Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися. Утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь 03.12.2002 № 50.

Определение медицинской группы учащимся и студентам для организации проведения занятий по физическому воспитанию". Методические рекомендации. Минск, 1999.

Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, ССУЗ). - Минск, 2000.

Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Утверждены постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 21.12.2004 №10.

Примерное положение о проведении спортивного соревнования. Утверждено постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 29.12.2004 №12.

Об организации и учёте внеклассной физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, школах-интернатах и детских домах всех типов и наименований, классах школ-детских садов. Инструктивно - методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2000 № 12-4/413.

О внесении изменений и дополнений в Положение об аттестации педагогических работников системы образования (кроме ВУЗ) Республики Беларусь. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 30.11.2000 № 55.

Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников. Методические указания Министерства здравоохранения Республики Беларусь. №122-0010, 2000.

Единый речевой режим учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования. Инструктивное письмо. //Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 2, 2004.

Типовой учебный план для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (уровень общего базового образования). //Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 2, 2004.

Положение об учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования. //Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 16, 2004.

Гужаловский А.А., Бойченко С.Д. Программа и методические рекомендации по внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательной школе. – Минск, 1999.

Канищев А.Д., Овчаров В.С. О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. Методические рекомендации. Минск, 2002.

Канищев А.Д., Овчаров В.С. Организация спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися. Методические рекомендации. Минск, 2002.

Овчаров В.С. Внутришкольный контроль за физическим воспитанием учащихся. Методические рекомендации. Минск, 2004.





Похожие:

О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Требования к организации занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
О преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего...
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
О преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего...
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании предмета «Физическая культура» в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Требования к организации занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании предмета «Физическая культура» в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Требования к организации занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году
Учебный предмет «физическая культура и здоровье» на первой ступени общего среднего образования (I—iv классы)
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconПриказ №232 «О включении моу сош №9 в эксперимент по введению профильного обучения на старшей ступени и предпрофильной подготовки в 9-х классах общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) образования в 2006-2007 учебном году»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Ания – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов