О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо) icon

О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо)



НазваниеО преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Дата конвертации20.05.2012
Размер357.82 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо


О преподавании предмета «Физическая культура»
в V-VVI, IX* (12-летняя школа) и VIII – XI (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году


(инструктивно-методическое письмо)

Содержание


ТРЕБОВАНИЯ К УЧЁТУ УСПЕВАЕМОСТИ


6

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА


9

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ


16

^ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ


19

ВНЕКЛАССНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


120

^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


25

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

28

В 2005-2006 учебном году физическое воспитание учащихся всех типов учреждений образования должно отвечать требованиям Законов Республики Беларусь "Об образовании" и "О физической культуре и спорте" и соответствовать базовым учебным планам.

Образовательной целью предмета "Физическая культура" в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, является формирование физической культуры личности.

Физическую культуру личности характеризуют наличие мотивации физкультурных и спортивных занятий, необходимые для них знания, двигательные умения, навыки, способы деятельности, разносторонняя базовая физическая подготовленность, активная физкультурная или спортивная деятельность, а также устойчивый интерес к физкультурным и спортивным занятиям.

Физическая культура личности формируется в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач, сформулированных в объяснительной записке действующих учебных программ.


Для физического воспитания учащихся в новом учебном году используются две учебные программы по физической культуре для учащихся 11-летней и 12-летней общеобразовательной школы. В V-VIII классах 12-летней школы преподавание физической культуры организуется по учебным программам (базовый и повышенный уровни), утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2003 № 339.

В IX* классе (12-летняя школа) и VIII - XI классах (11-летняя школа) преподавание физической культуры осуществляется на основании учебной программы по физической культуре для учащихся V - XI классов общеобразовательной школы (Гужаловский А.А., Кряж В.Н., переработана и дополнена сотрудниками РЦФВС под общей редакцией Дворецкого Л.К. Утверждена приказом МО РБ от 11.09.1998 № 523).

Учебный процесс в учреждениях образования проводится в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений (СанПиН № 14-46-96// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №2, 2003). В соответствии с п.9.30 указанного документа, не допускается проведение уроков физической культуры в одном классе в течение трех дней подряд, а в сельских учреждениях образования - первым и последним уроками.

У каждого учителя физкультуры должны быть следующие документы планирования:

  • годовой план-график распределения учебного материала;

  • четвертные поурочные планы распределения учебного материала;

  • планы уроков (для учителей высшей и 1-ой категорий), планы-конспекты уроков (для учителей II категории и без категории).

Перечисленными планами можно пользоваться в течение ряда лет, внося в них лишь необходимые изменения или дополнения в соответствии с изменением содержания и требований новых учебных программ. Годовой план-график и поурочные планы утверждаются администрацией учреждения образования до начала учебного года. Все перечисленные документы планирования должны храниться у учителя в учреждении образования в течение всего учебного года.

При организации и проведении учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию учащихся члены администрации и педагогические работники учреждений образования должны строго выполнять Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь (Минск, 2000).

Учащиеся обязаны заниматься в спортивной форме, соответствующей погодным условиям. Спортивную форму, и особенно обувь, следует использовать только для занятий физкультурой.

Подготовка чемпионов и призёров районных, городских, областных и республиканских соревнований по различным видам спорта (в том числе и в республиканских соревнованиях смотра уровня физической подготовленности учащихся в рамках молодёжного физкультурно-спортивного движения "Олимпийские надежды Беларуси"), приравниваются к подготовке победителей и призёров предметных олимпиад такого же уровня.

Для объективной оценки работы учителя физической культуры необходимо использовать различные формы и методы контроля, предъявлять требования в соответствии с действующими нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь. При этом рекомендуется использовать методические рекомендации "Внутришкольный контроль за физическим воспитанием учащихся" (Овчаров В.С., 2004).
^

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЁТУ УСПЕВАЕМОСТИ


Аттестация учащихся по предмету "Физическая культура" проводится в соответствии с Правилами аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 16.12.2004 №76), другими действующими нормативными документами Министерства образования.

Учитель оценивает учащихся отметками на уроках физической культуры за:

1. Знания: а) общие теоретические сведения о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физкультуры и спорта; б) теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных, народных и спортивных игр, соревнований; в) обеспечение безопасности физкультурных занятий.

2. Умения и навыки: контроль не только результатов, но и процесса освоения учащимися техники физических упражнений. Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы. Вместе с тем учитель может оценивать у учащихся методические, организаторские и инструкторские умения и навыки.

3. Уровень физической подготовленности учащихся с использованием программных материалов, а также различных контрольных и тестовых упражнений (см. приложение).

4. Домашние задания, предусматривающие самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры, разучивание и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера.

5. Прилежание, включающее в себя отношение ученика к уроку и к учебному предмету в целом, добросовестное выполнение задания учителя, стремление к индивидуально максимальным достижениям, а также знание и соблюдение правил безопасности физкультурных и спортивных занятий.

Итоговые четвертные отметки выставляются на основании всех вышеперечисленных видов деятельности учащихся. Причём ни одна из них не должна превалировать над другими. Недопустимо оценивать учащихся только на основании текущих отметок за нормативы физической подготовленности.

Аттестация учащихся осуществляется в устной, письменной и практической форме.

Количество обязательных проверок результатов учебной деятельности учащихся определяется с учетом требований учебных программ при разработке поурочного планирования.

Выставление отметки за четверть (триместр) осуществляется на основе результатов тематического и промежуточного контроля по всем разделам учебной программы и видам деятельности учащихся.

В первой и четвертой четвертях (первом и третьем триместре), начиная с VIII класса (12-летняя и 11-летняя школы) четвертная (триместровая) отметка выставляется по сумме баллов, набранной учеником по пяти показателям: знания, умения и навыки, уровень развития физических качеств, домашние задания, прилежание. Во второй и третьей четвертях (втором триместре) указанных классов отметка выставляется по сумме баллов, набранной учеником по четырем показателям: знания, умения и навыки, домашние задания, прилежание.

В V - VII классах четвертная (триместровая) отметка выставляется по сумме баллов, набранной учеником по четырем показателям: знания, умения и навыки, домашние задания, прилежание.
^

СУММА БАЛЛОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕТВЕРТНОЙ (ТРИМЕСТРОВОЙ) ОТМЕТКИ



Классы

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

VIII – XI

1 и 4 четв.

5-6

7-11

12-14

15-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-50

V – VII

1-4 четв.

VIII –XI

2-3 четв.

4-5

6-9

10-14

15-16

17-19

20-23

24-27

28-31

32-35

36-40



Пример: ученик IX класса в I четверти по разделу "Требования к знаниям" получил итоговую отметку 8, по разделу "Требования к двигательным умениям и навыкам" - 9, по разделу "Развитие двигательных качеств" - 5, по разделу "Домашние задания" - 8, по разделу "Прилежание" - 10. В сумме он набрал 40 баллов. По таблице определяем, что четвертная отметка у данного ученика будет 9 (несмотря на то, что нормативную часть требований программы он выполнил всего на 5 баллов).

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям (триместрам) с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
^

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА


С нового учебного года в классных журналах перед четвертной отметкой у учащихся в каждой четверти выставляются промежуточные итоговые отметки за разделы учебной программы "Знания", "Двигательные умения и навыки", "Домашние задания", "Прилежание", а в VIII-XI классах в 1-ой и 4-ой четвертях (1-ом и 3-ем триместре) "Уровень физической подготовленности" без указания даты проведения урока.

Обращаем внимание на некоторые изменения, которые внесены в таблицу оценки уровня физической подготовленности учащихся на последних страницах классного журнала в соответствии с требованиями новых учебных программ.

Запись учебного материала в графе "Что пройдено на уроке" должна соответствовать одной или нескольким основным задачам плана-конспекта урока, быть краткой и лаконичной, без указания этапов обучения (ознакомление, закрепление, разучивание, совершенствование и др.). Допускается делать сокращения в отдельных словах.

В начале каждой четверти, а также на первом уроке нового раздела программы учитель должен провести с учащимися инструктаж по правилам безопасности с обязательной краткой записью в журнале. Например, "П.б. на уроках гимнастики и спортивных игр".

При изучении раздела программы по виду спорта на первом уроке изучения следует озаглавить раздел. Например, "Гимнастика. Два кувырка вперёд слитно. Опорный прыжок - конь в ширину h-110см".

В конце классного журнала отведены две страницы для определения и записи уровня физической подготовленности учащихся. Их заполняет учитель физической культуры. Первая страница должна быть заполнена не позднее конца сентября (для учащихся, привлекаемых к сельскохозяйственным работам - не позднее октября). Вторая страница не позднее последней учебной недели мая месяца.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинской группе, в первой и последней четвертях выполняют пять (шесть) тестовых упражнений. Результаты и соответствующие им отметки заносятся в специально отведенную для этого таблицу в конце журнала. Учащимся, освобождённым по состоянию здоровья от выполнения всех или нескольких контрольных упражнений, в графе "результат" пишется "освобождён" (осв.). Уровень физической подготовленности (за исключением учащихся, освобождённых от выполнения одного или нескольких упражнений) записывается словом и соответствует сумме баллов, указанной в таблицах.

^

Программа 11-летней школы

(5 контрольных упражнений)

Уровень физической подготовленности

Сумма баллов на начало учебного года

Сумма баллов на конец учебного года

Высокий

50-41

50-45

Выше среднего

40-31

44-35

Средний

30-21

34-25

Ниже среднего

20-11

24-15

Низкий

10-5

14-5

^

Программа 12-летней школы

(6 контрольных упражнений)

Уровень физической подготовленности

Сумма баллов на начало учебного года

Сумма баллов на конец учебного года

Высокий

60-47

60-50

Выше среднего

46-36

49-39

Средний

35-25

38-28

Ниже среднего

24-15

27-18

Низкий

14-3

17-6

В V-VII классах уровень физической подготовленности учащихся определяется, но не учитывается при оценке результатов учебной деятельности за четверть (триместр или полугодие). Начиная с VIII класса в классных журналах перед выставлением четвертной отметки (только в I и IV четвертях) делается запись "УФП" (уровень физической подготовленности). Учащимся, которые выполнили все контрольные упражнения, выставляется итоговая отметка за уровень физической подготовленности в соответствии с требованиями учебной программы, а уже после неё - четвертная отметка.





Отметка

Программа 11-летней школы (5 контрольных упражнений)

Программа 12-летней школы (6 контрольных упражнений)

^ Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

10

50-47

50-48

60-53

60-56

9

46-42

47-43

52-47

55-50

8

41-37

42-38

46-42

49-45

7

36-32

37-33

41-36

44-39

6

31-27

32-29

35-31

38-34

5

26-22

28-23

30-25

33-28

4

21-18

22-20

24-20

27-23

3

17-13

19-15

19-15

22-18

2

12-8

14-10

14-9

17-12

1

7-5

9-5

8-3

11-6


Домашние задания предусматриваются при разработке поурочных планов. По своей направленности они могут быть трех видов:

1. Задания, связанные с освоением техники отдельных или комплексов упражнений;

2. Задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

3. Задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

В зависимости от вида задания, сроки, на которые они задаются, могут колебаться от одной - двух недель (первый и третий виды) до одного-двух месяцев (второй вид).

В графе для записи домашних заданий учитель может кратко записать словами само задание или указать номер карточки (при наличии картотеки) с обязательным указанием сроков контроля этого задания. Например, "Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола" (до 16.12.2005). Или "Упр. №12(мальчики), № 9(девочки)" - до 16.02.2006.

Для второго вида домашних заданий учителя физической культуры разрабатывают самостоятельно критерии оценки домашнего задания (отдельно для мальчиков и девочек) по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся.

В начале каждой четверти напротив фамилий учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ или группе ЛФК, делается запись - "СМГ" или "ЛФК". После этой аббревиатуры таким школьникам текущие отметки не выставляются, а лишь допускается указывать пропуски занятий, т.е. ставить букву "н". В графе для четвертных и годовых отметок им делается запись "Зачтено".

В случае пропусков без уважительных причин (прогулы) организованных и проводимых в школе занятий специальной медицинской группы, а также занятий группы ЛФК в лечебном учреждении, таким учащимся могут быть выставлены отметки "Не зачтено".

Учащимся, временно освобождённым от занятий на уроках физкультуры, рекомендуется в классном журнале делать краткую запись "осв. до 28.03." (дату учитель берёт из медицинской справки).

Нельзя занижать как текущую, так и итоговую отметки за неучастие в школьных, районных, городских физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях.

Успеваемость учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяется на общих основаниях аналогично основной медицинской группы. Однако при этом из требований исключаются те виды движений и контрольные нормативы, которые им противопоказаны. Указанные исключения не должны влиять на величину текущих и итоговых отметок.

Учащиеся, имеющие итоговые цифровые четвертные отметки за одну, две или три четверти и в дальнейшем (или ранее) отнесенные по состоянию здоровья к СМГ, группе ЛФК или полностью освобождённые от занятий, оцениваются за учебный год по имеющимся (независимо от их количества) четвертным отметкам. Если у ученика в одной из четвертей (триместре) выставлена отметка "не зачтено", а в других четвертях (триместрах) - цифровые отметки, годовая отметка определяется по среднему арифметическому. При этом отметка "не зачтено" приравнивается к отметке "0".
^

10-балльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся.


Требования к знаниям


Балл

Показатели оценки

0

Отсутствие результатов учебной деятельности




^ Первый уровень (низкий)

1

Узнавание отдельных объектов изучения программного материала, предъявляемых в готовом виде

2

Различие объектов изучения программного учебного материала, предъявляемых в готовом виде




^ Второй уровень (удовлетворительный)

3

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление умственных действий по образцу

4

Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по образцу




^ Третий уровень (средний)

5

Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание объектов изучения с указанием общих и существенных отличительных признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по известным правилам или образцу

6

Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных заданий




^ Четвертый уровень (достаточный)

7

Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение заданий по образцу)

8

Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение задания)




^ Пятый уровень (высокий)

9

Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала, как на основе известных правил, так и поиск нового знания, способа решения учебных задач, выдвижение предложений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий)

10

Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения задания, выполнение творческих заданий)




^ Требование к двигательным умениям и навыкам


Балл

Показатели оценки

0

Отсутствие результатов учебной деятельности




^ Первый уровень (низкий)

1

Выполненное упражнение отдаленно напоминает оригинал, показанный учителем или его помощником

2

Упражнение выполнено с оказанием помощи, по частям под контролем сознания, напряженно, скованно, замедленно, с грубыми нарушениями амплитуды и темпа. Допущены лишние действия, задержки между структурными частями упражнения




^ Второй уровень (удовлетворительный)

3

Упражнение выполнено с оказанием помощи, по образцу, под контролем сознания, напряженно, скованно, замедленно, со значительными нарушениями амплитуды и темпа. Допущены задержки между структурными частями упражнения

4

Упражнение выполнено с оказанием помощи, по образцу, под контролем сознания, замедленно, с незначительными нарушениями амплитуды и темпа. Допущены задержки между структурными частями упражнения




^ Третий уровень (средний)

5

Упражнение выполнено с оказанием помощи, без контроля сознания, с незначительным напряжением и заметными отклонениями от образца

6

Упражнение выполнено с незначительным оказанием помощи, автоматизировано, ненапряженно, без контроля сознания, с мелкими отклонениями от образца




^ Четвертый уровень (достаточный)

7

Упражнение выполнено с незначительным оказанием помощи, автоматизировано, ненапряженно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником

8

Упражнение выполнено самостоятельно, автоматизировано, ненапряженно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником




^ Пятый уровень (высокий)

9

Упражнение выполнено в частично измененной ситуации (например, изменено исходное положение, использованы дополнительные условия и т.д.) самостоятельно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником

10

Упражнение выполняется самостоятельно и свободно в любой измененной ситуации по выбору ученика, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником


* При оценке упражнений, не имеющих количественных критериев результативности, используются методы качественной оценки их эффективности, как это делается, например, в спортивной гимнастике. В спортивных играх такими критериями являются показатели целевой точности, помехоустойчивости, эффективности техники и т.д.
^

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ


Администрация учреждений образования ежегодно совместно с местными органами здравоохранения организуют и проводят углубленный медицинский осмотр всех учащихся. На основании данных медицинского осмотра о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся для занятий на уроках физкультуры распределяются на медицинские группы - основную (ОМГ), подготовительную (ПМГ), специальную (СМГ), лечебной физической культуры (ЛФК).

В соответствии с СанПиН (п. 9.23) учащиеся, не прошедшие медосмотр, к занятиям по физической культуре не допускаются.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к ОМГ, допускаются к занятиям физической культурой по действующим учебным программам без ограничений. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к ПМГ, допускаются к занятиям физической культурой по действующим учебным программам с учётом рекомендаций медицинских работников.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к группе ЛФК, занимаются в медицинских учреждениях под руководством врача-специалиста лечебной физкультуры.

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, организуются непосредственно в учреждении образования. Проводятся они учителем физической культуры, прошедшим специальную подготовку на курсах повышения квалификации.

Занятия СМГ планируются отдельно от уроков физической культуры в объёме, соответствующем базовому учебному плану - 3 часа в неделю, и, как правило, проводятся до или после учебных занятий. При наличии необходимых условий и учителей физкультуры занятия с учащимися СМГ могут быть организованы одновременно с занятиями всего класса.

Занятия с учащимися СМГ должны быть организованы с первых дней и продолжаться в течение всего учебного года. Расписание уроков (занятий СМГ) следует планировать таким образом, чтобы они приносили максимальный оздоровительный эффект. Недопустимо объединять занятия СМГ или проводить их в два дня подряд.

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов предыдущего углубленного медосмотра учащихся (по прошедшему учебному году) с учётом изменений, произошедших за период летних каникул.

Наполняемость СМГ - не менее 8 и не более 12 учащихся, независимо от возраста, пола, диагноза заболевания. При меньшей наполняемости (7 и менее человек) занятия СМГ проводятся за счет часов школьного компонента.

В случае невозможности использования школьного компонента рекомендуется привлекать таких ребят к занятиям со всем классом. При этом администрация учреждения образования должна издать приказ, где оговорить необходимость строго индивидуально регламентировать физические нагрузки с учетом диагноза и рекомендаций врача, не предъявлять к таким учащимся общих требований, не привлекать их к выполнению контрольных и тестовых упражнений, к участию в соревнованиях.

Количество СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом директора учреждения образования на основании сведений, представляемых медицинским персоналом. Занятия с СМГ входят в учебную нагрузку учителя и тарифицируются на общих основаниях.

Посещение занятий учащимися СМГ является обязательным. Ответственность за организацию работы СМГ в учреждениях образования возлагается на администрацию, а за их эффективность - на учителя, проводящего эти занятия.

Учёт проведенных занятий с СМГ ведётся в отдельном журнале или в классном журнале любого класса на страницах, отведённых для факультативных занятий или курсов по выбору. Все записи делаются в соответствии с правилами по ведению классных журналов. При этом текущие отметки в журнал не выставляются.

Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, при проведении промежуточной (за четверть, триместр или полугодие) и итоговой аттестации за год в классном журнале делается запись "Зачтено".

Учащимся, полностью освобождённым по состоянию здоровья от занятий на уроках физкультуры и не отнесенным ни к одной из четырёх медицинских групп по физической культуре, в классном журнале в графах для четвертных, годовых отметок вносится запись "Н/а(б)", т.е. "Не аттестован по болезни", а в свидетельстве и аттестате делается запись "Освобождён (а)".

По мере необходимости в течение учебного года учитель разъясняет учащимся, что по состоянию здоровья они освобождаются не от уроков физической культуры, а от занятий (т.е. двигательной активности) на уроке физкультуры. Все учащиеся, временно или постоянно освобождённые от занятий, обязаны присутствовать на уроках физической культуры. Учитель предоставляет им возможность самостоятельно выполнять комплексы оздоровительной гимнастики, изучать отдельные теоретические темы из раздела учебной программы "Знания", а также привлекает их к педагогическому процессу в качестве помощников и судей.
^

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ


Двигательный режим школьников обеспечивается системой взаимосвязанных, направленных на удовлетворение биологической потребности в движениях, организованных форм физического воспитания учащихся, которая включает в себя кроме уроков физической культуры физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:

  • гимнастика до занятий;

  • физкультурные минутки на общеобразовательных уроках и во время выполнения домашних заданий;

  • физические упражнения, подвижные и народные игры в перерывах между уроками.

Основными задачами физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в учреждениях образования являются физическая рекреация и восстановление умственной работоспособности учащихся.

Использование этих форм возможно только при соблюдении всех необходимых санитарно-гигиенических условий, обеспечивающих их оздоровительный эффект.

Учителя физической культуры оказывают организационную и методическую помощь учителям-предметникам и классным руководителям в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Для более эффективного проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися учителям физической культуры следует использовать в своей работе методические рекомендации "О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня", утвержденные Министерством образования Республики Беларусь в 2002 году.
^

ВНЕКЛАССНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в учреждениях образования является составной частью учебно-воспитательного процесса физического воспитания учащихся и программы "Здоровье школьника". Весь педагогический коллектив во главе с администрацией школы принимает непосредственное участие во внеклассной физкультурно-оздоровительной работе.

Внеклассная работа учителя физкультуры по физическому воспитанию учащихся включает в себя:

  • организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (семинары и консультации для учителей и классных руководителей по вопросам проведения физкультурных минуток на общеобразовательных уроках, использования физических упражнений и игр в перерывах между уроками, физкультурных занятий во время спортивного часа в ГПД и другим вопросам физического воспитания учащихся);

  • организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и туристских мероприятий, спортивных соревнований круглогодичной спартакиады учреждения образования, соревнований по смотру уровня физической подготовленности учащихся "Олимпийские надежды Беларуси", физкультурных праздников, дней здоровья и т.д.;

  • обеспечение активной деятельности физкультурного актива;

  • организацию и проведение занятий (в том числе и для начальных классов) в спортивных и физкультурных кружках (по желанию учителя);

  • подготовку и участие сборной команды учреждения образования в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях;

  • ремонт инвентаря и оборудования в течение учебного года.

Администрация учреждения образования и учителя физкультуры обязаны особое внимание уделять организации и проведению круглогодичной спартакиады учреждения образования. Спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия планируются и проводятся только во внеурочное время с учетом максимального охвата учащихся в шестой школьный день при пятидневной учебной неделе. В целях повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы рекомендуется использовать методические рекомендации "Организация спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися" (Канищев А.Д., Овчаров В.С., Минск, 2004).

Все соревнования круглогодичной спартакиады учреждения образования должны начинаться с подъёма государственного флага под гимн Республики Беларусь.

При организации спортивных соревнований с учащимися необходимо разработать и утвердить в установленном порядке Положение о соревнованиях (спартакиаде и т.п.) на основании Примерного Положения о проведении спортивного соревнования, утвержденного постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 29 декабря 2004 г. №12. Кроме этого, одним из основных документов, регламентирующих организацию внеклассной физкультурно-оздоровительной работы, является инструктивное письмо Министерства образования и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26 ноября 1998 года "О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений".

Обязательным условием при проведении внеклассной работы является соблюдение Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь 25 апреля 2000 года, а также Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденных постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 21 декабря 2004 г. №10.

Для всех типов учреждений образования при организации и проведении круглогодичной спартакиады обязательными являются семь видов спортивных соревнований. Соревнования планируются равномерно в течение учебного года и проводятся ежемесячно, в том числе и во время осенних, зимних и весенних каникул, в форме физкультурных праздников, Дней здоровья и спорта, фестивалей и т.п.

^ В течение первых двух недель сентября все учреждения образования должны запланировать и провести физкультурно-спортивный праздник (например, день здоровья), посвященный началу учебного года. Содержание праздника могут составлять элементы спортивных игр, подвижные, народные игры, эстафеты, конкурсы знатоков спорта и т.п.

^ Во второй половине мая также проводятся аналогичные мероприятий, посвященных окончанию учебного года, с обязательным подведением итогов круглогодичной спартакиады и награждением лучших спортсменов и классов.

Особое внимание следует уделять детско-юношескому туризму как рекреационно-оздоровительному и спортивно-прикладному средству физического воспитания учащихся. В этих целях можно использовать в качестве вариативного компонента программ по физической культуре учащихся учебно-методический материал В. И. Ганопольского "Туризм в общеобразовательной школе", а также пособие для учителя "Туризм в школе" (часть 1, "Уроки туризма").

Для большей информированности учащихся по организации учебного процесса и внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в каждом учреждении образования должны быть следующие стенды наглядной агитации:

  • положение о круглогодичной спартакиаде учреждения образования;

  • календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год;

  • экран хода круглогодичной спартакиады учреждения образования;

  • контрольные нормативы и тесты действующих учебных программ;

  • нормативы смотра уровня физической подготовленности учащихся в рамках молодёжного физкультурно-спортивного движения "Олимпийские надежды Беларуси";

  • экран хода соревнований смотра уровня физической подготовленности учащихся "Олимпийские надежды Беларуси";

  • нормативы и требования физкультурного комплекса "Защитник Отечества";

  • экран выполнения нормативов и требований физкультурного комплекса "Защитник Отечества";

  • домашние задания и критерии оценки;

  • рекорды школы;

  • лучшие спортсмены школы;

  • спортивная жизнь школы.

Основным критерием внеклассной работы в учреждении образования является регулярное массовое участие школьников в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях в течение учебного года. При этом в обязанности учителя физической культуры входят организация и проведение физкультурно-оздоровительных или спортивных мероприятий не реже одного раза в четверть отдельно для учащихся I-IV, V - IX и X - XI классов.

Оплата труда учителей физкультуры за проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися в учреждениях образования производится в соответствии с действующим законодательством.

Внеклассная работа в учреждениях образования подтверждается следующими документами:

  • приказ (распоряжение) о внеклассной физкультурно-оздоровительной работе на учебный год;

  • положение о круглогодичной спартакиаде учреждения образования;

  • календарь спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий круглогодичной спартакиады учреждения образования на учебный год;

  • ежемесячный план внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы каждого учителя физкультуры;

  • приказы, распоряжения и протоколы о проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, о присвоении спортивных разрядов, о поощрении лучших спортсменов и т.п.;

  • журнал учета внеклассной физкультурно-оздоровительной работы;

  • журнал учета материальных ценностей кабинета физкультуры.
^

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


В условиях дефицита учебно-методической литературы по методике физического воспитания учащихся необходимо поднимать статус методических объединений учителей физической культуры. Через регулярные заседания методических объединений (один - два раза в четверть) можно добиваться значительного улучшения качества и эффективности работы всех учителей. Областным институтам повышения квалификации необходимо своевременно организовывать специальную подготовку учителей - руководителей методических объединений.

Руководителям управлений (отделов) образования, администрации учреждений образования рекомендуется активизировать данную форму работы со специалистами физического воспитания. Кроме этого, накопление, обобщение и распространение передового педагогического опыта необходимо рассматривать как одну из основных задач и как результат работы школьных (где три и более учителей физической культуры), районных и городских методических объединений учителей физической культуры.

Для руководителей методических объединений предлагаем примерный перечень вопросов, рекомендуемых для включения в планы работы методических объединений учителей физической культуры:

  • Особенности учебных программ по физической культуре 12-летней школы.

  • Содержание действующих нормативно-правовых документов по физическому воспитанию учащихся.

  • Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Особенности и критерии.

  • Компьютерные технологии в работе учителя физкультуры.

  • Методика планирования учебного материала с учетом современных требований и использованием компьютерных технологий.

  • Организация внеурочной физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня.

  • Организация внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.

  • Методика организации и проведения спортивных массовых соревнований и физкультурных праздников в условиях учреждения образования.

  • Организация работы учителей физкультуры в шестой день школьной недели.

  • Агитационно-пропагандистская работа в учреждении образования по формированию здорового образа жизни учащихся.

  • Роль учителя в физическом воспитании учащихся начальных классов.

  • Преемственность в физическом воспитании дошкольников и учащихся начальной, базовой и средней школы.

  • Туризм в физическом воспитании как активный метод формирования здорового образа жизни учащихся.

  • Методика организации физкультурных занятий с учащимися в малокомплектной сельской школе.

  • Методика организации физкультурных занятий с учащимися в условиях перегрузки спортивных залов.

  • Методика организации занятий на уроках физкультуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

  • Использование современных технологий при организации работы специальных медицинских групп.

  • Домашние задания: методика, содержание, критерии оценки.

  • Требования к организации и проведению круглогодичной спартакиады учреждения образования.

  • Организация, проведение и подведение итогов смотра уровня физической подготовленности учащихся «Олимпийские надежды Беларуси»

  • Самооценка в работе учителя физкультуры.
^

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ


Закон Республики Беларусь "Об образовании"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002, № 37, 2/844.

Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003, №135, 2/1000.

Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования в Республике Беларусь// Физическая культура и здоровье. №4, 2000.

Положение о физическом воспитании учащихся// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №3, 1994.

Положение о работе плавательных бассейнов. Типовые правила обеспечения безопасности при проведении занятий в бассейнах Республики Беларусь// Физкультура и спорт. Выпуск 1, 1997.

Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений. СанПиН № 14-46-96. – Минск, 1996.

О внесении изменений и дополнений в СанПиН №14-46-96// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №2, 2003.

Типовые перечни физкультурного и спортивного оборудования для ДДУ, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, ПТУ и ССУЗ Республики Беларусь// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 3-4, 1998.

О совершенствовании врачебного контроля за детьми, подростками, учащимися и студентами// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №10, 1998.

Положение о физкультурно-спортивном прикладном комплексе "Защитник Отечества"// Сборник нормативных документов МО РБ №10, 1998.

Комплексная программа физического воспитания учащихся I-IV классов специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) для глухих и слабослышащих детей. Утверждена приказом Министерства образования РБ от 11.09.1998. № 523.

Программа по физической культуре для учащихся 5 - 11 классов общеобразовательной школы (переработанная и дополненная). Утверждена приказом Министерства образования РБ от 11.09.1998. № 523.

Физическая культура. IV-VI классы. Программа 12-летней общеобразовательной школы - Минск, НМЦентр, 2001. Утверждена приказом Министерства образования РБ от 22.08.2003. № 239.

Физическая культура. VIII класс. Программа 12-летней общеобразовательной школы - Минск, Национальный институт образования Республики Беларусь, 2004. Утверждена приказом Министерства образования РБ от 22.08.2003 г. № 239.

О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений// "Физическая культура и здоровье" №3, 1999г.

"Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья". Войтехович В.П. и др. Методические рекомендации. – Минск, 1998.

Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (I-IV ступени, возраст 7 - 21 год). – Минск, 1999.

Программа физкультурно-спортивного молодежного движения "Олимпийские надежды Беларуси". – Минск, 1999.

Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Естественно-математические и технологические дисциплины, физическая культура (руководящие документы Республики Беларусь). – Минск, 1999.

О механизме осуществления контроля по реализации руководящего документа Республики Беларусь образовательного стандарта общего среднего образования" Письмо Министерства образования Республики Беларусь 30.08.1999 №06-12/507.

Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися. Утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь 03.12.2000 № 50.

Программа и методические рекомендации по внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательной школе. Гужаловский А.А., Бойченко С.Д. – Минск, 1999.

Определение медицинской группы учащимся и студентам для организации проведения занятий по физическому воспитанию. Методические рекомендации. – Минск, 1999.

Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, ССУЗ). – Минск, 2000.

Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Утверждены постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 21.12.2004 №10.

Примерное положение о проведении спортивного соревнования. Утверждено постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 29.12.2004 №12.

Об организации и учёте внеклассной физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, школах-интернатах и детских домах всех типов и наименований, классах школ-детских садов. Инструктивно - методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2000 № 12-4/413.

О внесении изменений и дополнений в Положение об аттестации педагогических работников системы образования (кроме ВУЗ) Республики Беларусь". Постановление Министерства образования Республики Беларусь 30.11.2000 № 55.

Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников. Методические указания Министерства здравоохранения Республики Беларусь. – Минск, 2000.

Канищев А.Д., Овчаров В.С. О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. Методические рекомендации. – Минск, 2002.

Канищев А.Д., Овчаров В.С. Организация спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися. Методические рекомендации. – Минск, 2002.

Овчаров В.С. Внутришкольный контроль за физическим воспитанием учащихся. Методические рекомендации. – Минск, 2004.

Единый речевой режим учреждения, обеспечивающем получение общего среднего образования. Инструктивное письмо// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 2, 2004.

Типовой учебный план для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (уровень общего базового образования)// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 2, 2004.

Положение об учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 16, 2004.

Учебный план учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования на 2005-2006 учебный год// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 9, 2005г.






Похожие:

О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании предмета «Физическая культура» в V-IX, X* (12-летняя школа) и IX xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Требования к организации занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
О преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего...
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
О преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего...
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании предмета «Физическая культура» в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Требования к организации занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании предмета «Физическая культура» в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, в 2006/2007 учебном году (инструктивно-методическое письмо)
Требования к организации занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2007/2008 учебном году
Учебный предмет «физическая культура и здоровье» на первой ступени общего среднего образования (I—iv классы)
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconО преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconПриказ №232 «О включении моу сош №9 в эксперимент по введению профильного обучения на старшей ступени и предпрофильной подготовки в 9-х классах общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) образования в 2006-2007 учебном году»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
О преподавании предмета «Физическая культура» в V-VVI, ix* (12-летняя школа) и VIII xi (11-летняя школа) классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, в 2005/2006 учебном году (инструктивно-методическое письмо) iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Ания – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов