Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности icon

Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности



НазваниеМесто и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности
Дата конвертации20.05.2012
Размер198.61 Kb.
ТипРеферат

Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности.

Содержание:

I. Введение.

II. Последовательность выполнения научно-исследовательской работы.

1.Выбор темы исследования.

2.Постановка цели и задач.

3.Обзор состояния изученности темы.

4.Выбор методики.

5.Сбор материала.

6.Обработка материала.

III. Общий план изложения научной работы.

IV. Заключение.

V. Использованная литература.


В современном обществе среди всех качеств, предъявляемых к выпускнику общеобразовательной школы, все чаще отмечают те, которые указывают на его способность к дальнейшему развитию личности: саморазвитие, способность к самообразованию и дальнейшему творческому росту, самореализация, воспитание внутренней активности, готовности и стремления к самосовершенствованию, развитие качеств познавательной самостоятельности (развитие умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, раскрывать признаки и сущность явлений окружающего мира, аргументировано отстаивать собственную точку зрения)

Данный образ выпускника отвечает социальному заказу – формированию гуманной, духовной, свободной, ответственной, творческой личности. Творческая личность «умеет задавать вопросы, видеть противоречия, формулировать гипотезы, мысленно экспериментировать, выполнять творческие работы (теоретические, экспериментальные, изобразительные), применять знания в новых ситуациях, преодолевать стереотипы и т. д. »(Сухорукова,1999)

Одним из возможных путей достижения названной цели, поставленной перед школой и каждым учителем, является усиление практической направленности учебно-воспитательного процесса. При этом все большее число педагогов и ученых относит исследовательскую работу к компонентам деятельного образования (Новые ценности образования, 1998)

По мнению психологов, исследовательская работа относится к образовательной сфере, где интегрированы все виды деятельности, необходимые для практического самоопределения каждого ребенка, развития его способностей. Именно она позволяет не «не готовить ребенка к жизни», а реально включать его в жизнь, основанную на личном опыте, знаниях, необходимых для решения конкретных практических и жизненных задач. (Орлов, 1995)

Что же дает ребенку новый, деятельный подход в организации учебного процесса? Самое главное - в отличие от традиционного образования, информация, практические умения и навыки приобретаются на опыте собственных открытий. Открытие дает радость познания и связано с положительными эмоциями, что способствует успеху в обучении.


В ходе исследовательской деятельности учащиеся приобретают важный для жизни социальный опыт работы в группе, навыки сотрудничества, взаимодействия, распределения функций и обязанностей с учетом индивидуальных личностных особенностей и требований общего дела.

Особое значение при организации исследовательской деятельности детей школьного возраста имеют работы по изучению природы. Исследования психологов и педагогов показывают, что в процессе изучения сложных, многоаспектных взаимоотношений между живой и неживой природой, отдельными организмами, человеком и природой у ребенка формируется неосознанное уважение к окружающему миру, появляется чувство ответственности перед живыми организмами. В связи с этим передовые учителя активно используют возможность включения детей в практическую деятельность по изучению, сохранению и преобразованию природной среды своего края для формирования и развития экологической грамотности, экологической культуры и нравственной позиции по отношению к природе как среде жизни и источнику жизни. (Репина, 1999)

По содержанию и характеру деятельности исследование окружающего мира может быть реферативным (изучение и обобщение литературных источников), методическим (освоение методов научных исследований) и собственно исследовательским (проведение собственного эксперимента и обработка полученных результатов) Остановимся более подробно на последнем.

Любое исследование строится по следующей схеме:

1. Определение проблемы, выбор темы исследования, постановка цели и задач.

2. Обзор состояния проблемы, степень ее изученности.

3. Выбор или разработка методики исследования.

4. Сбор материала.

5. Обработка материала, получение результатов.

6. Выводы.

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, и выбор или отработка методики проведения исследования; 1/3 затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведения опытов; и не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы. Выбор темы исследования.

Выбор темы - безусловно, важнейший этап в любом исследовании, и особенно в детском. Очень часто тема исследования предлагается (диктуется) руководителем, исходя из его интересов и конкретных обстоятельств (есть заказ от заповедника, конъюнктурная тема и т.д.). Достаточно часто выбор темы детского исследования зависит только от того, какой методической литературой в данный момент располагает руководитель. Это не лучший вариант, так как в этом случае учащийся не становится исследователем, полноценным автором исследования, но остается исполнителем, получившим задание от руководителя и стремящимся это задание выполнить. Мотив здесь смещен - ребенок стремится не к поиску истины, а к одобрению, признанию со стороны уважаемого им человека. Иногда для мотивации учащегося используются чисто спортивные моменты: "Это хорошая тема, будет легко победить в конкурсе".

Чаще всего изначальной предпосылкой для выбора темы исследования у детей оказывается любовь или интерес к объекту, иногда - к действию. В экспедиции учащийся решил изучать некоторые особенности экологии рыб (потому что любит и умеет ловить рыбу). Был неприятно поражен, когда выяснилось, что нужно не только ловить рыб, но и изучить гидрографический режим водоема, растительность, объекты питания рыб и т.д., при этом он осознал необходимость дополнительных исследований для достижения цели работы, и работа удалась.

В идеальном варианте юный исследователь выбирает тему своего исследования сам, в соответствии с собственными интересами на данный момент. Но правильно сформулировать тему непросто (совершенно справедлив тезис о том, что в правильно сформулированном вопросе содержится половина ответа), и без помощи руководителя учащемуся не обойтись. Руководитель должен подвести учащегося к самостоятельному формулированию темы, учитывая интересы учащегося, внешние условия, психологические и физиологические особенности учащегося, его "профессиональную" подготовленность. Это очень сложно, так как предполагает не только глубокую осведомленность об интересах и возможностях ребенка, но и адекватные представления о возможном ходе исследования, затратах сил и времени на него. В отличие от истинно научного исследования, здесь необходимо предполагать, что же получится в итоге. Заведомо обреченных тем исследований, неразрешимых проблем стоит избегать - ребенок, не пришедший в итоге к истине, может разувериться в методе. Впрочем, для достаточно опытных, сформировавшихся юных исследователей это допустимо и даже интересно - в том случае, если ребенок готов к восприятию тезиса том, что "в науке отрицательный результат - тоже результат".

На одной из осенних полевых школ учащийся выбрал тему по изучению крупных млекопитающих. Исследования такого рода, как правило, производятся по следам на снегу. Работа провалилась полностью - снег так и не выпал. В данном случае руководители неверно оценили условия, в которых организовывалось исследование.

Дети, как правило, склонны к максимализму, и часто юный исследователь определяет тему широчайшую ("Я хочу изучать жизнь птиц в таком-то регионе"), причем в большинстве случаев оказывается, что на самом деле интересует его сравнительно узкий аспект или вполне конкретная проблема ("Я хочу узнать, как синицы строят гнезда"). Добраться до истинных интересов ребенка бывает сложно, но это необходимо, в противном случае ребенок обречен на неинтересную ему работу, что может привести к разочарованию от исследовательской деятельности в целом. Стоит отметить, что очень часто интересы ребенка прогрессируют в процессе исследования, ребенок определяет новые интересующие его проблемы. Это очень важно для становления юного исследователя, так как стимулирует его к продолжению изысканий, которые породят новые проблемы, и так далее, что вместе с возрастающим профессионализмом и знаниями может привести к рождению ученого.


^ Постановка цели и задач.

Необходимо, чтобы юный исследователь не только определил проблему, но и сформулировал тему будущего исследования, четко определив, что конкретно он хочет выяснить в результате проведенной работы. Если это удалось, то проблем с определением ЦЕЛИ работы не возникает - формулировка, как правило, вполне созвучна теме. Например:

Тема работы: Биотопическое распределение воробьиных птиц в пойме реки НН.

Цель работы: Выяснение биотопического распределения птиц в пойме реки НН.

Очень важно, чтобы определяющим моментом при выборе темы исследования была ПРОБЛЕМА. Работы описательного плана (типа "Видовой состав птиц такого-то района") позволят научить ребенка определять объекты исследования, познакомят его с некоторыми методами исследовательской работы, но и только. При незначительной трансформации темы (например, "Биотопическое распределение птиц в таком-то районе") и незначительном же усложнении методики появляется возможность приобщить ребенка к решению проблемы. То есть не просто констатировать факт: здесь живут такие-то птицы, но и прийти к пониманию, как и почему птицы используют разные биотопы. Достижение цели требует действий, каких именно, описывают задачи работы. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоемкое занятие. При их постановке исследователь должен четко сформулировать для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно подразделить возможные задачи (по задаваемым вопросам) на следующие типы (по Г.М.Длусскому и А.П.Букину, 1986, с изменениями):

1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»). Пример: «Выяснить, сколько времени живет губка?».

2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»). Пример: «Выявить связь между распределением зоопланктона и растительностью водоема?».

3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»). Пример: «Установить, зависит ли количество видов водных ракообразных от температуры воды в водоеме?».

4. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).

Пример: «Изучить, для чего паук-серебрянка строит купол под водой?».

5.Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»). Пример: «Выяснить, как зависит видовое разнообразие зоопланктона от сезона и времени суток?».

6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»). Пример: «Установить, почему в течение суток изменяется распределение фитопланктона по акватории водоема?».

В абсолютно идеальном варианте учащийся определяет задачи работы самостоятельно. Это важно, так как в этом случае ребенок не просто определяет набор необходимых действий, он определяет собственную деятельность на время исследования. Это позволяет надеяться на ответственное и осознанное отношение исследователя к работе, к производимым действиям - в этом случае ребенок, безусловно, понимает, зачем он их производит. Естественно, в большинстве случаев без помощи руководителя не обходится, но (как и при выборе темы работы) эта помощь должна сводиться к тому, что руководитель подводит учащегося к определению формулировок, не навязывая их. Достаточно часто тема (и соответственно задачи) работы трансформируется в ходе исследования в силу обстоятельств, условий. Это бывает вполне оправданно, если это не каприз учащегося (или руководителя), а результат творческого переосмысления. Ведь абсолютно точно просчитать все нюансы исследовательской работы в живой природе невозможно, и исследователь должен быть готов к изменяющимся условиям работы. Обзор состояния изученности темы.

В подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать, возможно полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным. Особенно следует обратить внимание на реферативные журналы, содержащие информацию о вышедших за определенный период работах в конкретных областях науки. Эти издания сейчас имеются и в компьютерном варианте. В современном мире большие возможности для получения необходимой информации открывают разнообразные компьютерные системы, в частности, «INTERNET»

^ Выбор методики исследования.

Выбор (или разработка) методики исследовательской работы вытекает из целей и задач исследования. Как правило, методику учащемуся предлагает руководитель. Как правило, используется готовая, известная и отработанная методика.

И то и другое не бесспорно, и вот почему: предлагая учащемуся готовую методику, руководитель выключает его из процесса организации исследования, фактически предлагая инструкцию, не требующую осмысления, в которой все указано - что и как записывать, по какой формуле считать. Педагогического эффекта можно добиться, "открывая" вместе с учеником методику заново, идя от цели. Например, мы хотим выяснить плотность населения изучаемых объектов, что нам для этого нужно знать? Что мы должны увидеть и записать? Как это лучше сделать? Почему в конечную формулу введен такой коэффициент, и что он означает? Формулы, предлагаемые в большинстве методик, достаточно просты, и не представляют сложности при детальном разборе, но в этом случае можно быть уверенным, что учащийся понимает значение каждого параметра и осознает, почему при сборе материала нужно записывать то-то и то-то.

Следует помнить, что универсальных методик не бывает, методики разрабатываются для использования в конкретных условиях и для производства конкретных изысканий. Поэтому при выборе методики необходимо обратить внимание на то, для чего ее разрабатывали. Так, методики учета птиц методом финских линейных трансект и методом учета птиц на неограниченной учетной полосе отличаются не только и не столько сложностью или простотой - первую лучше использовать в период гнездования, вторая пригодна и в другие периоды. Обе методики разработаны для учетов в лесной зоне, и пытаться механически применять их в степной зоне или в горах бессмысленно, они нуждаются в адаптации к местным условиям. Не стоит бояться изменять методику - в большинстве случаев это не так сложно (например, достаточно изменить значение ширины учетной полосы или чуть-чуть поправить коэффициенты), но это позволяет избежать значительных ошибок.

Приведенные выше в качестве примеров методики учетов птиц позволяют достичь одного и того же результата разными путями (в большинстве случаев, какие бы мы исследования ни проводили, будут известны несколько методик, позволяющие выполнить это исследование, ведь проверяемость - один из важнейших принципов научности). Чем руководствоваться при выборе методики? В первую очередь, нужно исходить из целей и задач работы. Иногда важно за короткий промежуток времени получить максимальное количество данных, иногда важнее их точность. Как правило, чем сложнее в использовании методика, тем больше данных она может дать, причем данных более точных, и наоборот - простота метода говорит об узости его возможностей, поэтому в большинстве случаев приходится искать какой-то разумный компромисс. Часто выбор делают в пользу простейшей методики, и в результате получается примитивная и неинтересная работа, несмотря на то, что и условия позволяли, и юный исследователь потенциально был способен на большее. Если попытаться сформулировать "правило выбора методики", то оно может звучать примерно так: "следует выбирать самую сложную методику, применимую в данных условиях, которую сможет воспринять и использовать исследователь".

Необходимо также учитывать, помимо знаний и умений юного исследователя, другие его качества - физические и психологические возможности. Ребенок может быть неспособен к той или иной работе в силу нервной организации, причем сам он этого осознать не в состоянии - выбирая в качестве объектов исследования пауков, он предполагает беготню по лесу и охоту за пауками, а оказывается, что на четверть часа охоты на пауков приходится пять часов сидения за бинокуляром. В итоге разочарование.

Девочка решила изучать послегнездовые перемещения птиц. В ходе подготовки исследования выяснилось, что она плохо определяет птиц.

Оказалось, что определять птиц она физически не в состоянии - у нее слабое зрение, очки она не носит, потому что некрасиво, а не сказала об этом из скромности. Хорошо, что руководитель сумел выяснить это вовремя, а не на пятый день работы — достоверность учетов была бы, мягко говоря, сомнительной.

Дети склонны переоценивать свои физические возможности: "Десять километров? Пройду! Запросто!" Но, оказывается, эти 10 километров нужно проходить каждый день в течение двух недель, и при этом оставаться внимательным, записывать данные... Усталость, разочарование. Руководитель должен организовать исследовательскую работу (в том числе подобрать и адаптировать методику) таким образом, чтобы ребенок мог думать о работе и об объектах исследования, а не о преодолении тягот и неудобств, пусть даже в ущерб количеству и качеству полевого материала.

Девочка выбрала очень романтичную тему исследования – насекомые, летающие ночью. Не учла она (как и его руководитель) только одного - сидеть ночью одной ОЧЕНЬ СТРАШНО, и несколько ночей пришлось потратить на привыкание: полноценно собирать материал ребенок смог лишь тогда, когда обвыкся и перестал бояться.

Если методик, необходимых для организации исследования по выбранной ребенком теме, не существует или они недоступны, не бойтесь изобретать - в воспитательном плане такой вариант даже предпочтительней, так как в этом случае авторство исследования полностью принадлежит ребенку. Конечно, им не обойтись без помощи руководителя - дети просто не в состоянии оценить технические возможности, которыми располагают, и оперируют только тем набором технических средств, который им известен. Очень часто дети, в силу непредвзятости мышления, придумывают интересные и логичные способы исследований.

Девочка выбрала объектом своего исследования ужей. Она заметила, что у них на брюшной стороне тела имеется рисунок. И стала его зарисовывать у каждой особи. Впоследствии выяснилось, что он является индивидуальным. Поэтому эту особенность можно было использовать для отличия особей друг от друга, вместо трудоемкого вырезания некоторых брюшных щитков. Так была предложена совершенно новая методика индивидуального узнавания ужей.

^ Сбор материала. Сбор научных фактов требует выполнения некоторых, многократно проверенных практикой, правил:

1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.

2. Всякое исследование должно, по возможности, документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий, для контрольной проверки или для проведения более тщательного исследования в лабораторных условиях. Таковыми являются: гербарий, коллекции добытых животных или следов их жизнедеятельности и др. В последнее время, с развитием фото и видео техники, доказательством может являться и фото или видео изображение.

3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и в повторностях. И если результаты их несколько отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.

4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

5. Если работа основана на выявлении видового состава обитающих в водоеме беспозвоночных, то это надо делать очень тщательно, чтобы обнаружить и учесть не только массовые, но и редкие виды.

^ Обработка материала. При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.п.) и изложении результатов работы необходимо, как можно более полно сравнить результаты опытов, учетов или наблюдений. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах — самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники. Переписывание данных из дневника наблюдений без какой-либо обработки и осмысления — недопустимая вещь. Обработку результатов проводят после окончания наблюдений или учетов на основании записей в полевых дневниках. Ее можно проводить различными способами. Например, записи полевых наблюдений ежевечерне систематизируют и группируют по видам в специальном дневнике (общей тетради). Или на каждую встречу заполняют «Карточку регистрации встреч», которая является основой картотеки, и т.п. Систематизированный фактический материал должен быть максимально достоверен, полноценен и охватывать весь период наблюдений. Стиль изложения максимально сжатый, главное внимание уделяется сводным таблицам, картам, рисункам.

После того, как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть, ответил ли исследователь на поставленные в них вопросы. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач — это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы необходимо помнить, что отрицательный результат — тоже результат. И он тоже должен присутствовать в выводах как бы автору не хотелось его скрыть.

Как правильно оформить результаты исследования? Разносторонний фактический материал, собранный в период проведения исследования должен быть осмыслен и обработан. И он является основой для составления и написания исследовательской работы. Форм изложения исследовательских работ много: научный отчет, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада и т.п. Отчет - это одна из простейших форм, являющаяся обобщением первичных данных для последующих исследований, а также обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчет представляет собой законченный материал, подводящий итог определенному периоду наблюдений.

Отчеты, как и другие научные работы, пишутся приблизительно по одному и тому же плану. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых вам не вполне ясен. Наукообразное нагромождение ученых слов - верное свидетельство того, что автор - новичок в науке. Умение грамотно и понятно писать приходит с опытом.

Рекомендуемый порядок изложения и представления материала:

1. Название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы. Например: “Моллюски некоторых озер Нижнего Присурья”, «Изучение насекомых методом оконных ловушек».

2. Введение. Введение обосновывает необходимость проведения данной работы. Здесь полезно кратко описать состояние проблемы, которую вы выбрали для изучения, и объяснить актуальность выбранной темы. Сюда же можно включить обзор литературы по теме исследования /в отчете это является необязательным и может опускаться/. Обзор литературы должен ознакомить читающего с работами, выполненными по той же теме, с нерешенными в этой области проблемами, ввести в курс той работы, которая делалась автором. Сведения из литературы должны быть изложены словами автора. Если исследователь приводит из литературы какую-либо фразу полностью, то приведенную цитату необходимо взять в кавычки. И те и другие представленные материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (указываются инициалы, фамилия (или фамилии) автора и год издания работы). Эти сведения заключаются в скобки, например, (Ковров и др., 1985) или указываются так: По мнению К.А. Алешина (1999) “……” /и приводится цитата, которую заключают в кавычки/.

3.Цель работы и ее задачи. Здесь указывается, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить. Задачи расширяют цель. Задачи могут начинаться со слов «Установить», «Выявить», «Выяснить», «Изучить». Например, можно выделить следующие задачи в работе по изучению питания и поведения большого пестрого дятла на кузницах в зимнее время: 1. Установить типы устройства кузниц большого пестрого дятла в зависимости от месторасположения на стволе; 2. Выяснить закономерности поведения дятла при кормлении на кузнице; 3. Установить количество семян, поедаемых дятлом в течение одного часа, и оставляемых в шишке; и т.п.

4. Описание места исследования. Здесь необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населенного пункта; при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения и т.д.; и указать сроки проведения исследований.

5. Методика работы. Результаты работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. В этой главе указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения и т.п.; какие использовались способы обработки первичных данных. Методика и выбранные способы обработки должны быть описаны подробно. Это связано с тем, что в нашей стране существует много научных школ, каждая из которых может пользоваться методами исследования, отличающимися от используемых другими. И по корректности представленных методов работы видно, насколько хорошо освоил ее начинающий исследователь. Методика - это описание того, как выполнялась работа. Пишут методику обычно в прошедшем времени, например, «...в описанном биотопе заложили (или была заложена) площадку 20 Ч 20 м так, чтобы муравейник находился в пределах площадки». Определение, сравнение, вычисление, измерение, наблюдение, установка ловушек, «кошение» сачком и т.п. – все это МЕТОДИКА.

6. Описание работы (или Результаты и их обсуждение). Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учетов и их обсуждение. /Описание работы не предусматривает переписывание дневника наблюдений. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены/. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах - самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы. Кроме того, в этой главе целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.

Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы, вставленные в основной текст работы, должны иметь номер и четкие названия. При проведении анализа данных, включенных в таблицу, необходимо сделать ссылку в тексте работы на обсуждаемую таблицу (график и т.п.). Обычно принято ссылаться следующим образом: “Как видно из данных (именно из данных, а не из таблицы), представленных в таблице №1 ...”. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

7. Выводы. В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания, т.е. не должна повторяться (хоть и кратко) глава «Описание работы». Выводы должны быть именно выводами. Например, «На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: 1. Видовой состав птиц обследованной территории насчитывает 135 видов. 2. К редким видам относятся . . . ; и т.д. Формулируя выводы необходимо помнить, что отрицательный результат - тоже результат. И он тоже должен присутствовать в выводах как бы автору не хотелось его скрыть. Если в работе нельзя четко сформулировать выводы, то рекомендуется вместо главы “Выводы” выделить главу “Заключение”, где кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании, рассмотреть спорные материалы и наметить задачи дальнейших исследований.

8. Благодарности. Здесь уместно поблагодарить всех, кто помогал Вам в работе, в подготовке к ней, в обработке результатов и в написании отчета. (Благодарности можно также поместить в конце главы Введение).

9.Использованная литература. Здесь необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, которые использовались при выполнении работы, а также литературные источники, на которые ссылались при обсуждении и сравнении результатов. Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов (или названиям сборников) и указывают: автора (-ов), название, город, издательство, год издания, количество станиц. При использовании источников на иностранных языках, их помещают после списка русских источников, также по алфавиту.

10. Приложения.

Часто собранный в результате проведенных исследований материал бывает очень объемным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков, рисунков и т.п. Нет смысла помещать их всех в текст работы. Они будут лучше смотреться вынесенными в приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, описания пробных площадок или данные промеров и учетов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещенный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.

Заключение.

Сегодня учителю недостаточно быть носителем новой информации. В состав его профессиональных умений должны входить не только методологические, рефлексивные, но и экспериментаторские и исследовательские. Учитель должен стать для своих учеников со- товарищем, со- участником открытия нового, неизведанного. Это еще одна важная сторона исследовательского подхода в образовании - когда педагоги и дети становятся равноправными субъектами учебно- воспитательного процесса, вместе осваивают культурные ценности и осознают значимость себя и другого как личности со своим детским и взрослым опытом. Именно это субъективное отношение между педагогом и учеником лежит в основе личностно- ориентированного образования и является основой жизни школы ХХ1 века.

Список литературы:

1.Бурнашев С.И.Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся.//Юннатский вестник.№1-2,2003.С.27

2.Егоров Л.В. Организация научно- исследовательской работы учащихся по биологии и экологии.//Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися.Ч.,1999.С.7-12.

3.Новые ценности образования.Вып.8.М:Инноватор,1998.218 с.

4.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995.215 с.

5.Сухорукова Л.Н. Личностно- ориентированное обучение биологии в старших классах. Ярославль.1999.206 с.

6.Харитов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ.// Методическое пособие по исследовательской деятельности.




Похожие:

Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности iconПоложение о школьном методическом объединении
Целью деятельности шмо является создание условий для творческой работы в обеспечении единой воспитательно-образовательной среды развития...
Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности iconПоложение о районной научно-практической конференции «Жизненные ценности человека», посвященной году истории
Энгельсского муниципального района, является итоговой формой исследовательской деятельности. Конференция направлена на развитие творческого...
Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности iconПоложение о районной научно-практической конференции «Жизненные ценности человека», посвященной году истории
Энгельсского муниципального района, является итоговой формой исследовательской деятельности. Конференция направлена на развитие творческого...
Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности iconПриказ №85 о работе состава экспертных групп VI городской научной конференции учащихся «Природа. Человек. Техника» среди учащихся 2-6 классов
Е интеллектуального и творческого потенциала учащихся общеобразовательных учреждений, муниципальной подпрограммы «Одаренные дети»,...
Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности iconПоложение о школьном методическом (предметном) объединении учителей
Целью деятельности шмо является создание условий для творческой работы в обеспечении единой воспитательно образовательной среды развития...
Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности iconРоль учёных – графиков в развитии черчения как науки Автор: Батталова Эльвира, шк. 99
Показать роль соотечественников в развитии науки о графических изображениях на плоскости
Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности iconПоложение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения- основной общеобразовательной школы с. Новодубровка
Учреждения – форма организации учебно воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи...
Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности iconПроект «Активизация работы школьного научного общества учащихся «Искатель» через развитие исследовательской и проектной компетенции учащихся»
«Активизация работы школьного научного общества учащихся «Искатель» через развитие исследовательской и проектной
Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности iconПоложение о гимназической конференции Научного общества учащихся
Работа конференции предусматривает публичные выступления участников с защитой научно – исследовательской работы с использованием...
Место и роль исследовательской работы учащихся по изучению природы в развитии творческой личности iconПлан работы с родителями учащихся школы №14
Цель: создание социально-психологических условий продуктивного сотрудничества преподавателей, учащихся и родителей для максимального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов