Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья icon

Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья



НазваниеРекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья
Дата конвертации20.05.2012
Размер43.45 Kb.
ТипПрактикум

Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья

Идея воспитания – это сочетание

ума мудреца с силой атлета.

Ж. – Ж. Руссо


Требования к современному уроку предусматривают необходимость использования здоровьесберегающих технологий, в частности усвоение учащимися основного учебного материала должно происходить на уроке, во избежание перегрузок.

Совершенствование урока предусматривает повышение самостоятельности учащихся в усвоении новых знаний на основе организации их работы с различными источниками информации (учебная, научно-популярная литература, ресурсы Internet и мультимедийные средства и др.). Специфика курса биологии требует уделять больше внимания самостоятельным работам учащихся с натуральными объектами.

Лабораторный практикум при правильной его постановке развивает у учащихся потребность к непрестанному обновлению знаний путём самообразования, даёт благодатную пищу уму, заставляет логически мыслить, делать сопоставления, выводы, умозаключения в ходе решения практических задач.

Каждому человеку важно знать строение и работу своего организма, иметь основные гигиенические навыки.

Раскрытие сущности физиологических явлений и причинных связей между ними неизбежно возбуждает мысль, приучает ставить вопросы и искать на них ответы.

Лабораторная работа позволяет развивать наблюдательность учащихся в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов).

Ценность лабораторной работы состоит в том, что она вооружает учеников не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов.

К.А. Тимирязев говорил: « Люди, научившиеся простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал ».

Оформление результатов работы дисциплинирует мысль ученика, приучает его к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в ходе практической деятельности.

Лабораторный практикум по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека содержит валеологический компонент, призванный вооружить учащихся умениями и навыками, помогающими укреплять и сохранять здоровье, правильно организовать труд и отдых, оказывать первую помощь в случае надобности.

Особенности лабораторного практикума по курсу биологии 9 класса.


Лабораторный практикум включает разнообразные практические и лабораторные работы по всем основным темам курса биологии 9 класса.


В учебном процессе необходимо использовать работы разного уровня сложности.


Уровень сложности работы определяется несколькими показателями:


- вариантом общеобразовательной программы, реализуемой в школе;

- наличием специального оборудования для проведения работы;

- сложностью оценки увиденного или зафиксированного в эксперименте;

- сложностью материального аппарата необходимого для выполнения работы (расчёты, построения графиков, выводы).


Работы подбираются с учётом базовой программы для средних общеобразовательных заведений. Вместе с тем в лабораторном практикуме содержатся и такие опыты, постановка которых не предусмотрена действующей программой, но представляется весьма целесообразной. Это и опыты, которые освещают важные вопросы базового курса и могут быть рекомендованы в качестве формы их практической отработки, и опыты, рассчитанные на углублённую экспериментальную проработку основных вопросов курса, в частности, в классах с углублённым изучением биологии. Проведение таких опытов расширяет и углубляет содержание учебного материала, что даёт возможность не только повышать качество знаний учащихся и их интерес к изучению биологии, но и развивать индивидуальные способности учеников.

Практикум может быть использован как дополнение к учебнику биологии под редакцией А.С.Батуева и для работы с другими учебниками по данному курсу.

^ Система методов экспериментального исследования имеет следующую структуру.

Первую группу методов составляют физиологические тесты. К ним относятся различного рода опыты, связанные с изучением рефлекторной деятельности человека, выявлением статической и динамической работы мышц. Эти опыты часто дают лишь косвенные доказательства тех или иных положений, поэтому в учебном процессе они могут использоваться для постановки проблемы, которую учащиеся в начале решаютумозрительно в виде гипотез, а затем проверяют эти предположенияпутём опытов, на основе которых возможно получить прямое доказательство. Если у учителя нет необходимых средств для экспериментального доказательства выдвинутых предположений, он может просто давать вывод в готовом виде или рассказывать об опытах, которые могут их подтвердить. Так, пальценосовая проба (изучение функций мозжечка на примере пальценосовой пробы) вовсе не доказывает, что именно мозжечок ответственен за установление координации в работе мышц, приводящих руку в плавное движение к цели. Но если этот опыт будет дополнен рассказом о том, как движется рука у лиц с поражённым мозжечком в результате опухоли или травмы, то выводы из опыта станут более доказательными.

Следующую группу опытов составляют функциональные пробы, под ними понимают реакции человека на дозированные нагрузки, проводимые в определённых условиях, результаты которых сравниваются со стандартными значениями, полученными на основе массовых обследований здоровых людей. К числу функциональных проб можно отнести опыт «Нарушение кровообращения в пальце после перетяжки», « Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки», « Задержка дыхания в покое и после дозированной нагрузки », «Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки» и др.

Третья группа опытов связана с выявлением физических и химических закономерностей, действующих в условиях живого организма. К ней относятся опыты по изучению функций ферментов, факторов, влияющих на их активность и др.

Как показывает практика, использование лабораторного практикума является эффективным средством формирования и развития познавательной активности учащихся, их общих интеллектуальных способностей и естественно - научного мышления.




Похожие:

Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья iconИнструкция № по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ по электричеству
К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда,...
Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья iconИнструкция № по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ по механике
К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда,...
Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья iconИнструкция № по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ по молекулярной физике и термодинамике
К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда,...
Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья iconТрадиционная китайская медицина в России неуправляемая экспансия АиФ "Долгожитель" №7, апрель 2006
Инь и Ян или взаимодействия пяти стихий, не приходится. Поэтому единственно возможный путь развития китайской медицины заключается...
Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья iconОтзыв о работе Турганбаевой Батес Ирмековны
За годы работы внедрила в свою практику преподавания такие нетрадиционные эффективные методы обучения как использование деловых игр...
Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (егэ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по организации...
Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья iconПредмет, система, задачи криминалистики
Лабораторного практикума (его бланк в электронном виде выдается в группу на установочной лекции!). Задания выполняются не все, а...
Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья iconМетодические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании музыки и изобразительного искусства в 2009 2010 учебном году
Необходимо более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов...
Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья iconДокументы
1. /Заготовки для практикума/Водные системы.doc
2. /Заготовки...

Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (егэ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Приложение: на 28 л
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения особенностей организации и проведения единого государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов