Основная образовательная программа начального общего образования icon

Основная образовательная программа начального общего образования



НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования
страница1/6
Дата конвертации20.05.2012
Размер1.08 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Путинская средняя общеобразовательная школа»



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ООП НОО ФГОС) 

 


с. Путино 2011 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

1.                  

Пояснительная записка

3

 

 

 

2.                  

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

9

 

 

 

3.                  

Учебный план начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа»

13

 

 

 

4.                  

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования

16

 

 

 

5.                  

Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

25

 

 

 

6.                  

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

45

 

 

 

7.
                  

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

63

 

 

 

8.                  

Внеурочная деятельность учащихся

72 


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

В МОУ «Путинская СОШ» на ступени начального образования обучается 94 человека, в возрасте от 7 до 11лет. Начальная школа работает в одну смену, режим работы – пятидневка. В начальной школе скомплектовано 4 класса. Учебные кабинеты оборудованы современной мебелью. Кабинет Катаевой В.В. оборудован компьютером, проектором, интерактивной доской.

Воспитательную деятельность в начальной школе осуществляют классные руководители, учителя предметники, педагоги ДО, воспитатель ГПД, библиотекарь. Это квалифицированные опытные специалисты, имеющие стаж работы более 10 лет


Состав

специалистов

Количество

Образование

Квалификационные категории специалистов

Высшее

Среднее

специальное

Вторая

Первая

Высшая

Учителя начального общего образования

4

3

1

3

1




Учитель информатики

1

1







1




Учитель немецкого языка

1

1




1







Учителя физической культуры

2

2







1

1

Воспитатель ГПД

1




1

1







Руководители кружков ДО

4

3

1

1

2

1

Библиотекарь

1

1














Цель воспитательной деятельности школы – реализация компетентностного подхода в создании условий для успешной социализации школьников.

В течение года коллектив учителей работал над такими задачами:

  1. Создание благоприятных условий для развития личности и раскрытия потенциальных способностей учащихся;

  2. Формирование умения проектировать и планировать собственную деятельность;

  3. Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

В решении этих задач задействован весь педагогический процесс учебные занятия, внеурочная жизнь детей, разнообразная деятельность и общение за пределами школы. Начальная школа работала по программам: Н.В.Лядовой «Формирование ЗОЖ и профилактика социально – значимых заболеваний», Т.В.Ушаковой «Экспериментальная программа по культуре поведения школьника». Реализация программ шла через тематические классные часы.

В школе работает МО классных руководителей, участвует в планировании внеклассной работы, организации и проведении общешкольных мероприятий, подведении итогов работы, проведён педсовет по теме «Формирование социальной компетентности учащихся».

С целью активизации познавательного интереса, учащиеся школы привлекаются к проектной деятельности: Девяшин Артём 3 класс «Тайна имени», Шкляева Мария 4 класс «Треугольники».

Учащиеся 2-4 классов начальной школы приняли участие в международных и региональных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», Молодёжный чемпионат «Старт», математический чемпионат, «Инфознайка».

Шкляева Мария заняла 2-3 место в районе участвуя в региональной игре «Инфознайка»

В школе традиционно проходят предметные недели, на которых дети раскрывают свои способности, свой творческий потенциал. В этом году прошли предметные недели по чтению, окружающему миру, математике, проходили организованно, чему способствовала их четкая спланированность.

Основной целью внеурочной воспитательной работы школы явилась реализация компетентностного подхода в создании условий для успешной социализации школьника. Для этого в школе работали кружки системы дополнительного образования

«Умелые руки» рук. Яковлева Т.В., «Юный информатик» рук. Пьянков С.П., спортивно-оздоровительный кружок рук. ЧадовА.Д., секция «Лыжные гонки» рук. Носков Н.С. Охват учащихся ДО составляет : 1кл. – 58%, 2 кл.- -84%, 3 кл. – 85%, 4 кл. – 94%.

Работа кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Учащиеся посещавшие кружки и секции участвуют в разных конкурсах и соревнованиях, имеют хорошие результаты:

Пепеляева Алла 4кл.- 3 место в 14 краевых соревнованиях по лыжным гонкам, Шистерова Марина – 1 место в лыжной гонке «Лыжня России – 2011», Судникевич Александра 4 кл. – 3 место в районных соревнованиях по лыжным гонкам на приз И.Кислухина, 3 место в лыжной гонке «Лыжня России – 2011», Худяков Егор 4кл. – 3 место в лыжной гонке «Лыжня России – 2011», 3 место в районных лыжных гонках на приз Деда Мороза. Силкина Анжела 3 кл. участвовала в районной выставке детского художественного творчества «Радость жизни» получила диплом 3 степени. Приняли участие в районном конкурсе «Дорожная мозаика» на конкурс представили рисунки, модели машин в стиле «Оригами» результаты конкурса пока не известны.

Реализовать творческие возможности и способности учащимся в рамках школы можно в различных школьных конкурсах и праздниках: «День Знаний», «Пупс», «Осенины», «Новогодние утренники», неделя Детской книги, предметные недели.

В рамках гражданско-патриотического воспитания в школе прошёл декадник «Люблю тебя, мой Пермский край», в классах проведены тематические классные часы, викторины, выставка рисунков по теме «Пермский край глазами ребёнка». 1место в конкурсе рисунков занял Катаев Кирилл 4 кл., 2 место - Соловьёва Алёна 1 кл., 3 место - Ичетовкина Надя 1 кл. и Носкова Даша 2 кл.

В декабре в школе прошла неделя права, в рамках которой проведены уроки «Права человека», «Мои права и обязанности», тематические классные часы «Я – гражданин России», заочные викторины, конкурсы по правовой тематике.

Ежегодно в школе проходит месячник посвященный «Дню Защитника Отечества», был разработан и утвержден план мероприятий, но не провели по причине карантина.

В следующем учебном году в рамках гражданско-патриотического воспитания целесообразно продолжить создание условий для формирования нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров. Провести цикл классных мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности. Классным руководителям, надо более четко организовать систему проведения классных часов, изучение результативности воспитательной работы.

В течение учебного года классные руководители уделяли внимание вопросам охраны жизни и здоровью детей, проводились занятия по ПДД, правилам противопожарной безопасности, безопасного поведения на водоёмах во время ледостава и ледохода. На занятиях по ПДД учащиеся приобретали знания и навыки поведения на улице; усваивали правила движения по дороге; знакомились со значением важнейших знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги. В сентябре прошёл конкурс рисунков по теме «Я – пешеход».

В этом учебном году велась большая работа по формированию у детей потребности здорового образа жизни, в связи с этим проводились классные часы по программе Н.В.Лядовой, прошли школьные соревнования по пионерболу, осенний кросс, «Веселые старты» среди команд 1-4 классов, дети показали ловкость, силу, дисциплинированность, сноровку. Соревнования всем понравились. 1 место заняла команда – 3 класса, 2 место – команда 4 класса, 3 место – команда 2 класса. Команда школы приняла участие в районных весёлых стартах.

При работе с родителями уделялось внимание проблеме ЗОЖ современных школьников, провели общешкольное родительское собрание по теме «Физическое здоровье – залог успешности учебной деятельности», классное собрание «Физическое развитие ребёнка в школе и дома»(2кл.), эстафета «Мы – здоровые дети» с привлечением родителей (4 кл.). Второй год в школе проходит «Пробег памяти Учителя», в нём принимают участие учителя, дети и родители. Каждый по своим силам и возможностям выбирает для себя дистанцию от 1 до 10 км. Каждый год первого мая учащиеся школы участвуют в первомайской эстафете вместе с организациями села.

Работа в этом направлении должна быть продолжена, т.к. проблема здорового образа жизни на сегодня актуальна.

Индивидуальные достижения ребенка фиксируются в «Портфолио учащихся». Это повышает самооценку и уверенность в собственных возможностях, способствует развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Выводы: В целом, можно сказать, что задачи, поставленные на учебный год, выполнены организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся. Все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся проявлять свои творческие способности, воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В следующем учебном году необходимо решать такие воспитательные задачи:

  • Повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности, формирование у детей нравственной и правовой культуры;

  • Усиление роли семьи в воспитании детей и активное привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса;

  • Создание условий для самореализации личности каждого ученика, для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

  • Классным руководителям более четко организовать систему проведения классных часов.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Путинская средняя общеобразовательная школа», работающей по ОС «Школа России», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)
и Концепцией Образовательной системы «Школа России».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и рассчитана на 4 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования достигается благодаря эффективному УМК.

Наша школа работает по ОС «Школа России», так как эта программа:

-                   позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования;

-                   сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации;

-                   постоянно обновляющаяся,  наиболее востребованная в России и понятна  учителю.

   ^ Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительного и бережного к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества».

 

^ Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»:

-                   Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.

-                   Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

-                   Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к её природе, истории, культуре.

-                   Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

-                   Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.

 

^ Основные средства реализации ведущей целевой установки УМК «Школа России»:

-                   Значительный воспитательный потенциал.

-                   Системно выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную деятельность.

-                   Возможности для дифференцированного и личностно – ориентированного образования школьников.

-                   Преобладание проблемно – поискового методов обучения.

-                   Практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт ученика.

-                   Творческие, проектные задания, учебные диалоги.

-                   Возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

-                   Возможности для разнообразия организационных форм обучения, в том числе с использованием электронных ресурсов. 

Целевая установка УМК «Школа России» и его ведущие задачи соотносятся с современным национальным воспитательным идеалом, сформированным в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и с личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника начальной школы»), сформулированный в ФГОС.

^ Современный национальный воспитательный идеал.

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей стран, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде основополагающих принципов: 

1.                 Принцип деятельности.

2.                 Принцип целостного представления о мире.

3.                 Принцип преемственности.

4.                 Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

5.                 Принцип творчества.

6.                 Принцип психологической комфортности.

7.                 Принцип вариативности.

         Перечисленные дидактические принципы необходимы для реализации современных целей образования.

          Образовательная программа рассчитана на учащихся от 6,5 – 11 лет 


^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:

-                   Личностные результаты – готовность  и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

-                   Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

-                   Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфический для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

^ Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего  образования  отражают:

1)       формирование основ российской гражданской идентичной, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2)       формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)       формирование уважительного отношения к иному мнению, истории  и  культуре других народов;

4)       овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)       принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)       развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)       формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)       развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)       развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

   ^ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  отражают:

1)     овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)     освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)     формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)     формирование умения понимать причины  успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)     освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)     использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)     активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)     использование различных способов поиска (справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио -, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)     овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)определение общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты по средством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)  в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

^ Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей  прописываются в рабочих программах отдельно по каждому предмету.

^ Учебный план
начального общего образования
МОУ «Путинская СОШ»


Учебный план начального общего образования рассчитан на 33 учебных недели в 1 классе и 34 учебных недели во 2-4 классах. Нормативный срок освоения образовательных программ на 1 ступени обучения составляет 4 года. В 1-4 классах обучение ведется в режиме 5 – дневной учебной недели. Продолжительность урока в 1 классе составляет в сентябре-октябре - 3 урока по 35 минут, в ноябре-декабре - 4 урока по 35 минут, с января - 4 урока по 45 минут, во 2-4 классах – 45 минут. Предметы учебного плана на 1 ступени обеспечивают формирование общеучебных навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности.
Учебный план для 1 класса направлен на реализацию ФГОС НОО.

Во 2-4 классах:

Учебный предмет «Русский язык» ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью.

Учебный предмет «Литературное чтение» предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формирование умений работы с текстом.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2-го класса и имеет своей целью подготовку к овладению иностранным языком на функциональном уровне.

Учебный предмет «Математика» предполагает формирование арифметических счётных навыков, ознакомление с основами геометрии.

Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.

Учебный предмет «Искусство» изучается в виде предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» (ИЗО) с 1 по 4класс.

Учебный предмет «Технология» предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 3 и 4 классах в качестве учебного модуля в рамках предмета «Технология» и предусматривает овладение учащимися основами компьютерной грамотности.

Учебный предмет «Физическая культура» ориентирован на укрепление здоровья школьников, выполнение спортивных нормативов, формирование у школьников здорового образа жизни.
Учитывая образовательные запросы учащихся и родителей добавлено по 2 часа в неделю во 2-4 классах на изучение русского языка, 2 часа в неделю во 2 классе и по 1 часу в 3=4 классах на изучение литературного чтения за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.


Учебный план

МОУ «Путинская средняя общеобразовательная школа»

по ФГОС НОО на 2011-2012 учебный год

(1 класс, пятидневная учебная неделя)


^ Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

1. Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Математика и информатика

Математика

4

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

2

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

Технология

1

Физическая культура

Физическая культура

3

ИТОГО

21

2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса

ИТОГО

0

Максимально допустимая недельная нагрузка

21


Учебный план

МОУ «Путинская средняя общеобразовательная школа»

на 2011-2012 учебный год

(2-4 классы, пятидневная учебная неделя)


Учебные предметы

Количество часов в неделю по классам

2 класс

3 класс

4 класс

инв.

вар.

инв.

вар.

инв.

вар.

Русский язык

3

2

3

2

3

2

Литературное чтение

2

2

2

1

2

1

Немецкий язык

2

-

2

-

2

-

Математика

4

-

4

-

4

-

Окружающий мир

2

-

2

-

2

-

Музыка

1

-

1

-

1

-

ИЗО

1

-

1

-

1

-

Физическая культура

3

-

3

-

3

-

Технология

1

-

2

-

2

-

Всего

19

4

20

3

20

3

Итого

23

23

23

Вторая часть учебного плана формируется на основе потребностей и возможностей образовательного учреждения на каждый учебный год. Учащимся предоставляется право выбора спектра занятий. Внеучебная деятельность проходит в форме различных форм организации, отличной от урочной системы обучения.

Занятия могут проводиться в форме: кружков, секций, проектов, экскурсий и др.

Занятия могут проводиться учителями других образовательных учреждений, в том числе педагогами дополнительного образования.

 


^ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

^ Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования:

1.     Формирование основ гражданской идентичности личности.

2.     Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

3.     Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

4.     Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

5.     Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие её самоактуализации.

 ^ Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

  Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

     Личностные УУД:  

-                   действие смыслообразования (интерес, мотивация);

-                   действие нравственно – этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

-                   формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

-                   формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

-                   эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

-                   формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

-                   формирование желания выполнять учебные действия;

-                   использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

-                   внутренняя позиция школьника;

-                   личностная мотивация учебной деятельности;

 

-                   ориентация на моральные нормы и их выполнение. 

^ Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-                   целеполагание;

-                   планирование;

-                   прогнозирование;

-                   контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-                   коррекция;

-                   оценка;

-                   волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

^ Познавательные универсальные учебные действия включают:  общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные УД:

-                   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-                   поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств;

-                   структурирование знаний;

-                   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-                   выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Логические УД:

-                   анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-                   синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-                   выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-                   подведение под понятие, выведение следствий;

-                   установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-                   построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-                   доказательство;

-                   выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-                   формирование проблемы;

-                   самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В сфере познавательных УУД ученик научится:

-                   использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

-                   овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий приём решения задач.

^ К коммуникативным действиям относятся:

-                   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-                   постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборов информации;

-                   разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-                   управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

-                   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

В сфере коммуникативных УУД  ученики смогут:

-                   учитывать позицию собеседника (партнёра);

-                   организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

-                   адекватно передавать информацию;

-                   отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

^ Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов   (на основе образовательных ресурсов УМК «Школа России»)

   Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из предметов УМК «Школа России», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определённых знаний, умений и, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений.  

Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

Смысловые акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

нравственно – этическая ориентация

регулятивные

 

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (+ технология, физическая культура и др.)

познавательные общеучебные

 

 

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

 

формирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

 

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно – следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

 

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ Преемственность формирования УУД по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Школа России»

Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определённый период выстраивается система работы по преемственности.

Преемственность формирования учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счёт:

-                   принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности – ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

-                   четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

-                   целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирования умения учиться.

В таблице представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения в начальной и основной школе.

  

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

-смыслообразование

-самоопределение

Регулятивные

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка.

Обучение в зоне ближайшего развития ребёнка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над её достижением.

Регулятивные,

личностные, познавательные,

коммуникативные

действия

Функционально – структурная сформированность учебной деятельности.

 Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия.

Внутренний план действия.

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия.

 

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и освоений действий.

Осознанность и критичность учебных действий.

  

^ Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения

Педагогические ориентиры: Развитие личности.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию     (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Педагогические ориентиры: Исследовательская культура.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать  и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Педагогические ориентиры: Культура общения

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

«Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе».

Учитель знает:

-                   важность формирования универсальных учебных действий школьников;

-                   сущность и виды универсальных умений;

-                   педагогические приёмы и способы их формирования;

Учитель умеет:

-                   отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учётом формирования УУД;

-                   использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД;

-                   привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования  УУД.


^ Программа духовно-нравственного развития и воспитания
учащихся на ступени начального общего образования

  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №10
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования iconДокументы
1. /Основная образовательная программа образовательного учреждения МБОУ Насонтовсеой ООШ(4)/Базисный...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОбразовательная программа начального (общего) образования моу-оош с. Сосновоборское
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 5
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования (2011-2015)
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов