Записки летчика М. С. Бабушкина icon

Записки летчика М. С. Бабушкина



НазваниеЗаписки летчика М. С. Бабушкина
страница1/14
Дата конвертации02.07.2012
Размер2.23 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1. /Бабушкин М. С. Записки летчика М. С. Бабушкина.docЗаписки летчика М. С. Бабушкина

Герой Советского Союза

Бабушкин Михаил Сергеевич

Записки летчика М. С. Бабушкина (1893-1938)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Издание: Бабушкин М. С. Записки летчика М. С. Бабушкина. 1893-1938. — М-Л.: Издательство Главсевморпути, 1941.

OCR, правка: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)


{1}Так помечены ссылки на примечания. Примечания в конце текста

Бабушкин М. С. Записки летчика М. С. Бабушкина. 1893-1938. — М-Л.: Издательство Главсевморпути, 1941. — 224 с. / Подготовил в печати Я. Хват. // Тираж 9 000. Цена 7 р. 50 к. Подписано к печати 11/VI 1941 г.


Из предисловия: Три года назад — 18 мая 1938 года — погиб на боевом посту при исполнении служебных обязанностей выдающийся полярный летчик, Герой Советского Союза Михаил Сергеевич Бабушкин. Нелепая катастрофа вырвала из жизни человека, полного творческих мыслей и планов. М. С. Бабушкин не раз высказывал своим товарищам и близким желание написать большую книгу о рождении полярной авиации, ее первых годах, о своей работе на Севере. Это была бы замечательная книга, повествующая о том, как неустрашимые советские люди завоевывают и осваивают воздушные просторы Арктики и Субарктики. Замысел остался неосуществленным. В личном архиве М. С. Бабушкина сохранились лишь материалы для книги: дневники, рассказы об отдельных эпизодах его летной работы на Севере, копии и черновики многочисленных статей, стенограммы выступлений на рабочих собраниях и т. п. Из этих материалов, по поручению Издательства Главсевморпути, и составлена эта книга.



От издательства

Вместо предисловия.
Авиация на Севере{1}

1893-1925

«В мальчиках»

Солдат Гатчинской авиационной школы

Авиатор из «нижних чинов»

В Поволжье, на Урале и Дальнем Востоке

С красными партизанами

1926-1921

В Белое море за гренландским тюленем

Пассажир летчика Томашевского

«Сатана»

Знакомство с поморами

Спасение зверобоев

Первая посадка на лед

1928

Из предисловия к книжке «Над вечными льдами»

На помощь экипажу «Италии»

Во льдах Баренцова моря{3}

«Малыгинский» дневник

К островам Карла

В плену тумана

Сто часов на пловучих льдинах

Снова на ледоколе

Пятнадцатый вылет

Наперекор стихии

1929-1932

Дневник зверобойной экспедиции

Четвертый год моей работы на промыслах{4}

1933-1934

«Глаза корабля»{5}

Зимовка неизбежна

Искатели аэродромов{6}

Беседы в каютах{8}

Гибель «Челюскина»{9}

«Самолеты летят»{10}

Победа осталась за нами{11}

Север и юг

1935

Восьмой раз на «зверобойке» (дневник)

В океане

Над семью островами

Поиски «Земли Джиллеса»

Остров Ушакова

Новая жизнь на советском Севере{13}

1936-1937

Подготовка к штурму

Возможна ли посадка на полюсе?{15}

Старт

Холмогоры — Нарьян-Мар

Маточкин Шар — остров Рудольфа

Остров Рудольфа — Северный полюс

Первые дни на Северном полюсе

Мои товарищи с флагманского корабля{18}

Полюс завоеван{19}

Послесловие

Примечания



Иллюстрации:

  1. Герой Советского Союза М. С. БАБУШКИН

  2. Семья Бабушкиных: Сергей Ефимович, Мария Николаевна и дети. Крайний справа во втором ряду — Михаил Бабушкин

  3. Домик в Лосиноостровской, где вырос М. С. Бабушкин

  4. На Корпусном аэродроме в Петрограде. Слева от М. С. Бабушкина — его друг Сиренко (снимок 1915 года)

  5. М. С. Бабушкин — солдат Гатчинской авиашколы (снимок 1915 года)

  6. Авиаторы «из нижних чинов» у «Фармана-IV». Справа от М. С. Бабушкина — И. У. Павлов, впоследствии командовавший авиацией Московского военного округа

  7. Один из первых «фарманов»—учебная машина времен первой мировой империалистической войны

  8. Учебные «фарманы» М. С. Бабушкин и его товарищи называли «спичечными коробками». На них обучались кадры военных летчиков

  9. Молодые пилоты пугались приближения к земле, и нередко машины капотировали при посадке. На снимке — скапотировавший «Моран-Парасоль»

  10. «Фарман-XXVII» считался боевой машиной и состоял в 1916 году на вооружении в качестве самолета-разведчика

  11. ...Потом появился «Вуазен»—аэроплан, казавшийся в те времена «красавцем и чудом техники»

  12. На охоте в окрестностях Петрограда (снимок 1916 года)

  13. Аэросани собственной конструкции. Второй справа (в каске) — М. С. Бабушкин

  14. Инструктор авиашколы М. С. Бабушкин (снимок 1917 года)

  15. Послужной список летчика-инструктора военной авиашколы М. С. Бабушкина

  16. Из послужного списка М. С. Бабушкина

  17. Промышленник на льду

  18. Первая страница рукописи М. С. Бабушкина «Десять лет зверобойного промысла»

  19. Вторая страница рукописи М. С. Бабушкина «Десять лет зверобойного промысла»

  20. Возвращение к «Малыгину»

  21. Перед очередным полетом

  22. Предательская трещина

  23. Самолет «Латышский стрелок» на острове Моржовец

  24. У самолета «Красная Башкирия». Аэрофотосъемочная экспедиция 1927 года

  25. М. С. Бабушкин (снимок 1928 года)

  26. Полеты М. С. Бабушкина во время экспедиции по спасению экипажа дирижабля «Италия»

  27. Выгрузка самолета

  28. На льду у острова Надежды

  29. М. С. Бабушкин на борту «Малыгина» (снимок 1928 года)

  30. «Ю-13» на старте

  31. Избушка промышленников на острове Моржовец, в которой жили летчики

  32. Районы зверобойного промысла в Белом море

  33. Тюлени на льду. Из документов аэрофотосъемки

  34. Спуск «Ш-2» на воду

  35. Поход «Челюскина» и полеты М. С. Бабушкина

  36. В лагере челюскинцев. Чукотское море

  37. На консервации

  38. Буксировка «Ш-2» к аэродрому

  39. Ремонт самолета

  40. Митинг на Красной площади в день прибытия челюскинцев в Москву. На трибуне мавзолея: товарищи Сталин, Ворошилов, Каганович, Калинин, Максим Горький; герои-летчики: Бабушкин, Ляпидевский, Водопьянов, Каманин, Доронин, Слепнев и начальник экспедиции Шмидт

  41. М. С. Бабушкин и бортмеханики — граждане США, участвовавшие в эвакуации челюскинцев. Справа — Клайд Армистед, слева — Уильям Левари

  42. М. С. Бабушкин с сыном Михаилом (снимок 1934 года)

  43. Самолеты авиагруппы «Садко» в Айс-фиорде

  44. Поход «Садко» и полеты М. С. Бабушкина

  45. Цветы от пионеров Архангельска

  46. Перед полетом над Шпицбергеном

  47. Семь Островов

  48. Н. С. Хрущев, М. В. Водопьянов и М. С. Бабушкин (1935 год)

  49. Маршрут воздушной экспедиции на Северный полюс

  50. Пилоты флагманского корабля

  51. На штурм полюса шли огромные четырехмоторные машины

  52. На куполе острова Рудольфа

  53. Первая радиограмма на Большую землю. Пишет О.Ю. Шмидт. Стоят: Э. Т. Кренкель(слева) и М. С. Бабушкин

  54. Первые жители Северного полюса (справа налево): М. И. Шевелев, М. С. Бабушкин, И. Д. Папанин, В. С. Молоков, И. Т. Спирин

  55. Лагерь на льдах полюса

  56. В полете

  57. Будни полюсной экспедиции

  58. Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР М. И. Калинин вручает М. С. Бабушкину грамоту Героя Советского Союза и орден Ленина

  59. Грамота Героя Советского Союза М. С. Бабушкина

  60. М. С. Бабушкин с учениками школы № 47 имени Октябрьской революции в г. Ташкенте

  61. М. С. Бабушкин в семье великого русского ученого-изобретателя К. Э. Циолковского

  62. Письмо М. С. Бабушкина его жене Марии Семеновне с острова Рудольфа



От издательства


Три года назад — 18 мая 1938 года — погиб на боевом посту при исполнении служебных обязанностей выдающийся полярный летчик, Герой Советского Союза Михаил Сергеевич Бабушкин. Нелепая катастрофа вырвала из жизни человека, полного творческих мыслей и планов.

М. С. Бабушкин не раз высказывал своим товарищам и близким желание написать большую книгу о рождении полярной авиации, ее первых годах, о своей работе на Севере. Это была бы замечательная книга, повествующая о том, как неустрашимые советские люди завоевывают и осваивают воздушные просторы Арктики и Субарктики. Замысел остался неосуществленным. В личном архиве М. С. Бабушкина сохранились лишь материалы для книги: дневники, рассказы об отдельных эпизодах его летной работы на Севере, копии и черновики многочисленных статей, стенограммы выступлений на рабочих собраниях и т. п. Из этих материалов, по поручению Издательства Главсевморпути, и составлена эта книга.

«Он был,—писала «Правда» о М. С. Бабушкине в день похорон Героя,—не только одним из лучших полярных пилотов, но и одним из старейших русских летчиков. ...Еще мальчиком он начал самостоятельную трудовую жизнь, был монтером, механиком. Вскоре после начала империалистической войны тов. Бабушкин был призван в армию, а затем послан в Гатчинскую школу летчиков. В 1915 году он окончил школу и с тех пор непрерывно работал в авиации.

Где только не пролегали воздушные пути Михаила Сергеевича! Он облетал буквально всю страну. Свыше десяти лет назад Бабушкин попал в Арктику, и с тех пор его имя неразрывно связано со всей историей большевистского наступления на Север».

М. С. Бабушкин принадлежал к тому поколению летчиков, которое создавало и строило новую отрасль авиации — сталинскую полярную авиацию. Имя его заслуженно вошло в историю освоения Севера как имя одного из пионеров большевистского наступления на Арктику. Его первые посадки на лед, авиаразведка пути для кораблей (1926—1927 годы), взлеты и посадки в дрейфующих льдах во время экспедиции «Малыгина» для спасения экипажа дирижабля «Италия» (1928 год) были замечательным началом работы советских авиаторов в Арктике.

Великий поэт современности В. В. Маяковский писал о спасательной экспедиции 1928 года:

Этот рейд небывалый —
пролетарская проба проба
нашей выучки,
нервов
и сил.

И «Малыгин»,
и «Красин»
ринулись оба;
чтобы льдины трещали
и ветер басил...

Победители мы
в этом холоде голом:
удивляйся, земля,
замирай
и гляди,—
как впервые
в этих местах
ледоколы
подымали людей
с двухметровых льдин.

Во льды Арктики М. С. Бабушкин принес весь тот опыт, который русские авиаторы накопили за время первой мировой империалистической войны, а советские пилоты — за годы гражданской войны и первые годы социалистического строительства. Свою летную жизнь М. С. Бабушкин начал на убогих «фарманах», которые в насмешку называли «спичечными коробками», «этажерками», «летающими гробами». Потом он осваивал десятки других машин. Пока отечественное самолетостроение становилось на ноги, он летал на импортных машинах — «Юнкерс» и «Дорнье». Потом он водил самолеты советских марок — от крошечной амфибии «Ш-2» до могучих четырехмоторных монопланов, блестяще выполнивших задачу высадки воздушного десанта в центре Полярного бассейна.

Друзья и соратники по покорению воздушных просторов высоко ценили Михаила Сергеевича как настоящего русского человека, всегда спокойного и храброго, всегда приветливого и настойчивого в достижении поставленной цели, горячо любящего Арктику и бесконечно преданного родине, партии, великому делу социализма.

С первого и до последнего дня своей авиационной жизни он оставался тружеником и борцом; упорно, неотступно, изо дня в день он прокладывал новые воздушные пути в просторах Арктики, где погибало много отважных, сильных, не знающих страха героев. И где бы ни садился его самолет, М. С. Бабушкин никогда не изменял себе, своим привычкам, своей спокойной и обстоятельной манере работать. Он знал, что успех любого порученного ему дела обеспечен всем могуществом Советской страны. Он жил, боролся и побеждал, как сын великой родины и великой партии.


* * *


Архив М. С. Бабушкина любезно предоставлен Издательству Главсевморпути Марией Семеновной Бабушкиной.

Литературную обработку материалов и подготовку книги к печати провел литератор Л. Б. Хват.

Вместо предисловия. Авиация на Севере{1}


Наступление человека на северные края ведется давно. Еще несколько сот лет назад люди начали штурмовать северные льды. И чем больше было человеческих жертв, тем ожесточенней и настойчивей были атаки на эти ранее казавшиеся неприступными ледовые твердыни. Медленно, шаг за шагом продвигалось вперед человечество, завоевывая Арктику.

Изучение природы проходило бессистемно. Среди смелых покорителей Севера немало было любителей сильных ощущений и «цивилизованных» хищников. Вместе с ними и по следам экспедиций шли аферисты-эксплоататоры, от которых страдали и малые народы, населяющие северные края, и природа. Эти северные народы познали всю «прелесть» цивилизации и культуры, завезенной из капиталистической Европы и Америки, познакомились с ложью, обманом, пьянством и болезнями.

Советский Союз покончил с этой «культурой». Север ожил. Малые народности, населяющие северные края, стали расти, крепнуть. Большевики понесли в суровый, холодный край социалистическое красное знамя, знамя свободы. Они стали открывать школы, дали народам грамоту, письменность. Большевики принесли на своих пароходах, ледоколах, самолетах новую, социалистическую культуру.

Север стал осваиваться, изучаться по-новому. Партия и советское правительство составили план освоения Севера.

На Север пришли новые люди, пришел огромный коллектив полярников, которым руководит партия большевиков. За работой полярников внимательно следит, ее направляет великий Сталин.

Неузнаваемо изменился за последние годы суровый далекий край. Раньше там в полярную темную ночь гуляли одни лишь бураны, свирепствовали морозы, и на бескрайных просторах льда и снега напоминали о жизни только белый медведь да морской зверь. Теперь в Арктике выросли социалистические поселки. Во тьме полярной ночи засветились электрические огни. Непроходимые льды расступились и дали дорогу советским ледоколам. Под напором большевистской воли осваивается Великий Северный морской путь, по которому идут теперь караваны судов. Рев пароходных гудков нередко заглушает монотонную, нудную песнь пурги и шторма.

Все это далось нелегко. По точному, жесткому плану работают полярники. Им помогает весь советский народ, для них мобилизована вся советская техника.

Север не сдается без борьбы. Были у нас жертвы; возможно, и еще будут. Борьба предстоит жестокая. Мы готовы к этой борьбе и уверены, что выйдем победителями, как и всегда выходили.

В работе по изучению и освоению Севера решающую роль сыграла авиация. Самолеты помогали ледоколам находить пути среди ледовых нагромождений к далеким полярным островам, на которых основывались зимовки. На месте этих зимовок выросли культурно организованные полярные станции. Коллективы полярников ежедневно передают по радио метеосводки, ведут гидрологические наблюдения, изучают местные природные богатства.

Северный край покрылся сетью воздушных линий. На Севере возникла потребность летать в любую погоду, летать круглый год и круглые сутки.

Советская промышленность дала нам самолеты и моторы, которые с успехом покрывают северные пространства, неся на своих крыльях социалистическую культуру. И нет такого места в Советском Союзе, где не был бы желанным гостем наш советский самолет.

Я не буду перечислять блестящие победы нашей авиации. Их было много. Такие полеты могут быть только у нас. Только в нашей стране строящегося коммунизма возможны такие победы.

Старый страшный и негостеприимный Север отходит в вечность, его место заступает новый, советский, социалистический Север. И недалек тот момент, когда желание нашего великого вождя товарища Сталина видеть «советский Север одной из культурнейших окраин нашей необъятной родины — Советского Союза — воплотится в жизнь.

Летчик М. Бабушкин

12 августа 1936 года
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Похожие:

Записки летчика М. С. Бабушкина iconДокументы
1. /Ионов П. П. Записки летчика-наблюдателя.doc
Записки летчика М. С. Бабушкина iconДокументы
1. /Спирин И. Т. Записки военного летчика.doc
Записки летчика М. С. Бабушкина iconВы сами же просили сообщать письменно о том, что мешает работе отдела
Завести папку Служебные Записки. Туда складывать служебные записки и ответы на них. Держать её на столе для свободного доступа всех...
Записки летчика М. С. Бабушкина iconДокументы
1. /Водопьянов М. В. Путь летчика.doc
Записки летчика М. С. Бабушкина iconУченые записки кафедры общей психологии мгу им. М. В. Ломоносова
Летуновский В. В. Психология духовного бытия // Ученые записки кафедры общей психологии мгу им. М. В. Ломоносова / Под ред. Б. Братуся...
Записки летчика М. С. Бабушкина iconО проведении ХХIV мемориала дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя
Соревнования проводятся с 1 по 9 августа 2012 года в спорткомплексе медицинского училища по адресу: г. Геническ, ул. Красноармейская,...
Записки летчика М. С. Бабушкина iconО проведении ХХІІІ мемориала дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя
Соревнования проводятся с 1 по 9 августа 2011 года в спорткомплексе медицинского училища по адресу: г. Геническ, ул. Красноармейская,...
Записки летчика М. С. Бабушкина iconУченые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки»
Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 21 (60), №2008 г. С....
Записки летчика М. С. Бабушкина iconПоложение о проведении ХХІІІ мемориала дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя
Соревнования проводятся с 1 по 9 августа 2011 года в спорткомплексе медицинского училища по адресу: г. Геническ, ул. Красноармейская,...
Записки летчика М. С. Бабушкина iconДокументы
1. /записки.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов