Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега icon

Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега



НазваниеИндивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега
Дата конвертации05.07.2012
Размер353.5 Kb.
ТипПрограмма


СИНЕРГЕТИКА – ЭТО ПРОСТО


ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Санкт-Петербург

2008

СИНЕРГЕТИКА – ЭТО ПРОСТО


ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОВ.


Уважаемый коллега!

Современная наука развивается невероятными темпами. Еще вчера только в фантастических романах можно было представить себе то, что сегодня становится реальностью: мы можем заглянуть в микро- и наномиры, запускать объекты в космос, использовать информацию, зашифрованную в геноме человека. Однако, мы до сих пор очень мало знаем о том, как устроен наш мир, по каким законам развиваются Вселенная, и как возможно существование Человека.

Сегодня наука обладает интереснейшим инструментом, позволяющим рассматривать мир, человека и общество как единую сложную саморазвивающуюся систему. Этот инструмент – синергетика, - теория самоорганизации.

Давно закончился «спор физиков и лириков» и сегодня в нашу жизнь и систему образования входят гуманитарные технологии. Объединение возможностей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин – одна из задач синергетики. В ходе нашего курса Вы узнаете о том, как появилась эта теория, каковы ее цели, задачи, и, самое главное, - каких результатов можно добиться, исследуя с ее помощью практически любые системы - начиная от эволюционных процессов и заканчивая развитием научного знания, от динамики социокультурных процессов до закономерностей восприятия и аналитики информации.

Одной из причин, делающих данный курс актуальным в современной системе знания, является то, что синергетика помогает формировать представление о системности окружающего мира: изучая теорию самоорганизации начинаешь понимать, насколько сложно и необычайно интересно устроен мир, в котором нет места случайности - все процессы и события взаимосвязаны между собой.

В качестве другой причины следует указать междисциплинарные возможности синергетического подхода. Как метод исследования синергетика востребуема и в точных, и гуманитарных науках.

Последней, но не менее важной причиной является тот шум и общественный и научный резонанс, который произвела синергетика, едва появившись на свет в 70-х годах ХХ столетия. До сих пор мода на синергетику, с одной стороны, способствует распространению идей этой теории, а с другой – порождает десятки псевдо-синергетических исследований и текстов, усложняющих адекватную оценку реальных успехов данного подхода.



В ходе нашей совместной работы мне бы хотелось решить следующие задачи:

- рассмотреть синергетику как элемент современной картины мира;

-дать определение понятию «картина мира» и «образ мира» и проследить их роль в формировании мировоззрения личности;

- показать синергетику как один из методов научного исследования (это может помочь вам в подготовке ваших курсовых работ);

- провести параллели между картинами мира прошедших эпох и современной картиной мира;

- раскрыть сущность понятия хаос и порядок;

- выявить роль элементов хаоса и порядка в процессах восприятии;

- проанализировать с точки зрения синергетики и обсудить в группах некоторые тексты и видеоматериалы;

- исследовать искусство как элемент культуры и как ее способ саморефлексии, отметить особенности творческого мышления и художественных произведений, выявленных синергетикой.


В ряду целей курса мне бы хотелось особо выделить следующие:

- расширение Ваших методологических знаний и навыков аналитики информации;

- овладение основами синергетического анализа информации;

- формирование более свободной, нелинейной формы мышления и аналитики фактов, явлений, информации;

- расширение представлений о современном мире, человеке и обществе, а так же исторических фактов и научных данных о их взаимосвязи и взаиморазвитии;

- понимание неоднозначности фактов и субъективности научных теорий;

- формирование критического отношения к информации и стремление к ее самостоятельному системному анализу.

Как видите, изучение синергетики в данном случае является не самоцелью, но этапом в развитии Вашего критического мышления, а также инструментом, овладение которым позволяет более глубоко посмотреть на те или иные проблемы нашего общества и культуры.


Для того, чтобы мы с Вами говорили на одном языке (каждая наука склонна вырабатывать свой собственный язык, свой особый понятийный аппарат), предлагаю вам ознакомиться с глоссарием курса (см. Приложение № 1) , где собраны основные понятия, с которыми нам предстоит работать. Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с определениями, задайте мне вопросы – они обязательно возникнут.


Поскольку наш курс предполагает не только аудиторные занятия, но и Вашу самостоятельную работу, я предлагаю следующий тематический план нашей работы с примерным расчетом часов (1 час – 45 минут), ниже Вы найдете примерное содержание каждой из тем:




Тема

Лекц.

Сем.

Самостоятельная работа

1

Синергетика и научная картина мира

2







2.

Основы Синергетики. Методы и методология.

2

4

8

2.1.

Современное видение системности и организации мира, человека, общества

(видео-материал «Вода»)

2

2

4

3.

Хаос и Космос – эволюция понятий Картина мира и образы мира.










3.1

Миф и современные теории происхождения мира.

2

2

4

3.2.

Хаос и Космос: Античность и Средневековье.

2

2

4

3.3.

Восточная философия, космизм и синергетика

2

2

4

4

Современная естественнонаучная картина мира. Антропный принцип

2

2

4

5.

Альтернативные концепции. Эволюция, креационизм и теория разумного замысла

2

2

4

6.

Синергетика и эстетика.

Биологические основы эстетики

2

2

4


^ Примерное содержание каждой темы:

1. Синергетика и современная научная картина мира. Картина мира, образ мира, мировоззрение. Формы и виды мировоззрения. Идея системности в истории мысли. История возникновения синергетики как теории и метода исследования. Школы и направления синергетических исследований, синергетика в естественных и гуманитарных науках.

2. Основы Синергетики как теории самоорганизации в мире, культуре и обществе. Основные категории синергетики: хаос, порядок, самоорганизация, полифуркация, когерентность, нелинейность, флуктуации, триада, открытость, необратимость. Мир и человек как динамическая система. Основы анализа динамических систем. Метод и методология научного исследования.

3. Хаос и порядок как важнейшие категории синергетического анализа. Гармония и Универсум – становление понятий. Хаос и Космос – генезис и развитие понятий. Стремление к порядку и критическое состояние как основы работы сознания. Преемственность культур. Миф и современность; Античность и Христианское мировоззрение; Храм как образ. Сказка и миф – идеи целостности мира. Восточные учения и поиски нового мировоззрения. Космизм и современная философия.

4. ХХ век, Постмодерн и синергетика. Позиция синергетики – современной философии и «религии без Бога». Современная естественнонаучная картина мира: астрофизика, идеи единства мира и антропный принцип.

5. Альтернативы теории самоорганизации. Современное видение теории эволюции и креационизм. Синергия и синергетика. Современная христианская антропология.

6. Синергетика, психология и эстетика. Биологические основы эстетики и синергетика мозга. Синергетический подход к исследованию творчества, искусства и культуры. Синергетика и выразительные формы культуры.


Поскольку курс предполагает интерактивную форму проведения занятий, вам в помощь дается краткий тематический конспект лекций, с которыми вы можете познакомиться в Приложении № 2.


Аттестация

Наш курс завершается зачетом. Текущая аттестация оценивает Вашу включенность в работу на лекциях и семинарах, степень подготовки к семинарских занятиям, способность и готовность обсуждать новую информацию, адекватно читать и анализировать тексты, а так же применять к ним формы синергетического анализа.

В связи с внедрением в образовательный процесс балльно-рейтинговой системы оценивания, оценка Ваших достижений также будет вестись в баллах. Для удобства, баллы, который Вы заработаете, вносятся в Вашу индивидуальную технологическую карту. Прошу Вас внимательно относиться в Вашим картам и своевременно заполнять их. Ваши комментарии и предложения по совершенствованию этой системы приветствуются и могут быть обсуждены на наших встречах.


^ Итоговая аттестация основывается на результатах самостоятельной работы в течении семестра. Итоговая аттестация (зачет) проводится в форме собеседования по вопросам и имеет своей целью выявление полноты усвоения материала учебного курса. Студенты, набравшие в ходе самостоятельной работы 80 и более баллов, могут выбрать альтернативную форму проведения зачета - самостоятельное выполнение творческого задания.


^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

и виды текущей аттестации по дисциплине

КОЛИЧЕСТВО

аттестуемых

мероприятий

Зачетные

единицы

максимальное количество БАЛЛОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ виды учебной деятельности

^ Учебная работа

Посещение лекций  

9

1

9

Участие в работе на семинаре

9

1-3

27


^ Исследовательская работа студента

Подготовка аналитической рецензии по теме

2

12-22

44


Необходимый минимум для допуска к итоговой аттестации


80


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ виды учебной деятельности

(студент может увеличить количество баллов за счет выполнения дополнительных работ)

Доклад по результатам рецензирования текстов.

1

15-20

20

Доклад -реферат

1

5-8

8

Дополнительные задания











^ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Проведение зачета

1

20
















Итого:







100



Задания для самостоятельной работы связаны с темами, обсуждаемыми на лекциях и семинарах.

^ Ваша работа оценивается в баллах по результатам:

- посещения лекций;

- участия в работе на семинарах;

- качества выполненных заданий;

- участия в коллективных обсуждениях.

Оценивается:

– умение отделять научные факты от публицистического вымысла и околонаучных фантазий;

– адекватная интерпретация научного текста, критическое отношение к информации;

– умение выявить научную проблему и рассмотреть ее с синергетической точки зрения;

– четкая и мотивированная логика избранной точки зрения;

– грамотное использование рекомендованных ресурсов;

– умение выявлять сильные и слабые стороны научных теорий, опираясь на факты и достоверную информацию;

- умение обобщать информацию и делать выводы.


Хочу сразу предупредить, что непосещение лекций и семинаров нельзя заменить выполнением дополнительных заданий. По каждой пропущенной теме студент обязан отчитаться в следующих возможных формах:

- предоставив конспект по теме;

- составив глоссарий по теме;

- предоставив реферат текста по теме;

Во всех этих случаях Вам придется вести поиск информации самостоятельно (я могу только рекомендовать те или иные источники) и побеседовать со мной по найденному Вами материалу в часы, отведенные для консультаций.


Одной из наиболее важных работ является аналитическая рецензия.

Эта работа требует не «копирования» или реферирования текста, пересказа содержания видеоматериала или фиксации только собственных впечатлений («Мне все очень понравилось!», «Побольше бы таких …!»). Работы с подобным содержанием будут возвращаться авторам на доработку без какой-либо оценки.

Справка: РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio — рассмотрение) – критический анализ художественного или научного произведение, исчерпывающий отзыв, включающий общий обзор проблемы, выявление сильных и слабых сторон произведения, постановку вопросов и выводы.


Требуемый объем: 3-6 страниц. При подготовке аналитической рецензии настоятельно рекомендую придерживаться следующего плана:

План аналитической рецензии текста / видеоматериала:


  1. Дайте краткую справку об авторе, авторах (если возможно)

  2. Дайте краткую аннотацию материала (основные идеи) 1-2 абзаца.

  3. Выявите центральную идею произведения.

  4. Перечислите задачи, решаемые автором для раскрытия центральной идеи.

  5. Какие методы для этого используются?

  6. Выявите сильные и слабые стороны авторского подхода (идеи).

  7. Что бы Вы оценили негативно в данном материале?

  8. Что бы Вы оценили позитивно в данном материале?

  9. Насколько достоверны факты и идеи произведения с точки зрения научных данных?

  10. Каковы перспективы использования / применения данной информации в дальнейшем?

  11. Проанализируйте проблему, исследуемую автором, с точки зрения синергетики (выявите элементы синергетического анализа, который проводит автор).

Для этого:

- обозначьте проблемное поле синергетики;

- посмотрите, как центральная идея произведения вписывается в этот контекст;

- сравните характеристики (см. конспект) динамической системы (далее - ДС) с идеями, отраженными в анализируемом произведении;

^ Например: Как идея согласованности действий отражается в данном произведении (когерентность как характеристика ДС).

- какие характеристики ДС (с точки зрения Синергетики) следовало бы еще рассмотреть?

  1. Резюме: подведите итоги, опишите ваше отношение к проблеме, вашу личную оценку авторского видения проблемы, полноты, объективности, актуальности данной точки зрения.



^ Темы семинарских занятий

Тематика семинарских занятий структурируется соответственно заявленным темам курса.

Занятие 1. Формирование представления о методе и методологии.

Задание: Методы эмпирического и теоретического исследования.

Эмпирические (наблюдение, эксперимент, проведение опыта, сравнение и сравнительный метод) ; общетеоретические (абстракция, индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование, реконструкция); теоретические (идеализация, формализация, аксиоматизация, диалектика). Необходимо подготовить короткие (5-7 минут) сообщения о сущности того или иного метода исследования, после которых идет общее обсуждение продуктивности этого метода, области применения и результатах; приводятся примеры.


Занятие 2.

Методы и методология.

Задание: Ознакомительный экскурс в методы специального исследования: компаративный анализ, феноменология, герменевтика, структурный анализ, диалектика, системный анализ и др. Необходимо подготовить короткие (5-7 минут) сообщения о сущности того или иного метода исследования, после которых идет общее обсуждение продуктивности этого метода, области применения и результатах; приводятся примеры.


Занятие 3.

Видео-семинар. Обсуждение фильма «Вода» - с выявлением слабых и сильных сторон авторской концепции, доказательной базы. Обсуждение идей фильма с точки зрения синергетики.

Задание: Подготовка аналитической рецензии по теме.


Занятие 4 -7

Задание: подготовка докладов (по специальной схеме) по результатам реферирования и рецензирования предложенных текстов. Обсуждение, обнаружение общего и различного в применении синергетического метода.


Занятие 8

Видео-семинар. Просмотр фильма «Раскрывая тайну жизни» с дальнейшим обсуждением.

Задание - выявить сильные и слабые стороны теорий – эволюции, «разумного замысла», самоорганизации. Обосновать свою точку зрения. Подготовить эссе по теме.


Занятие 9.

Сопоставление эстетики и синергетики, биологических основ эстетики и синергетики мозга.

Задание – Подготовка докладов по предложенным текстам, обсуждение в группе.


^ ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:


  1. Картина мира современности.

  2. Истоки и причины синергетической парадигмы.

  3. Методология научного познания: разнообразие методов

  4. Синергетика как методология научного познания.

  5. Принципы анализа динамической системы.

  6. Хаос и Космос – эволюция понятий.

  7. Принцип Единства мира и антропный принцип.

  8. Формы мировоззрения и образ мира

  9. Образ мира как система.

  10. Хаос и космос в мифах и сказках

  11. Хаос и космос человека античной культуры.

  12. Сотворение мира и современная физика.

  13. Восточная философия и идеи самоорганизации.

  14. Космизм и идеи самоорганизации.

  15. Самоорганизация и эволюционная теория.

  16. Синергетика в контексте христианского мировидения.

  17. Креационизм и Эволюция

  18. Синергийная антропология.

  19. Представление о человеке в синергетике

  20. Синергетика и эстетика.

  21. Синергетика и искусство


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранцев Р. Г. Синергетика в современном естествознании. 2003.

  2. Будущее России в зеркале синергетики / Ред. Г. Г. Малинецкий. 2006.

  3. Валицкая А.П. Гуманитарные технологии и компетентностный подход в контексте инноваций // Вестник Герценовского университета. Санкт-Петербург,. 2007, № 6 (44)

  4. Евин И.А. Искусство и самоорганизация, 2004.

  5. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3. 2003

  6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. Изд. 2. 2005.

  7. Марков Б.В. Проблема человека в антропологии ХХ столетия // Марков Б.В. Философская антропология СПб., 1997.

  8. Мосионжник Л.А. Синергетика для гуманитариев. – СПб., Кишинёв: Нестор – История, Высшая Антропологическая школа, 2003. – 155с.

  9. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. Л,1972.

  10. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика – психология – прогнозирование): 2-е изд. – М.: Мир, 2004. – 367с.

  11. Панкратов А. В. Телеологическое понимание синергетики // Философские исследования. 1999, № 4

  12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М, 1986.

  13. Рабош В.А. Синергетика устойчивости: философский анализ. СПб., 2007.

  14. Ренчлер И., Херцбергер Б., Эпстайн Д. Красота и Мозг. Биологические основы эстетики. М.: Мир, 1995.

  15. Синергетика [ Электронный ресурс ] // Интернет-журнал С.П.Курдюмова. – информационный портал. - М., 2007. – Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/, - свободный. – Заглавие с экрана.

  16. Синергетическая парадигма. М. 2000.

  17. Синергетическая парадигма. М. 2002


^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


ГЛОССАРИЙ


Синергетика – междисциплинарный подход, изучающий самоорганизацию систем в природе, культуре и обществе.

Синергия – (с греч.) - совместное действие

Самоорганизация – целенаправленный процесс, в результате которого образуются сложные системы, появляются новые, доселе не бывшие качества.

^ Система - (от греч. sysntema — целое, составленное из частей; соединение) – единство элементов, подчиненных единой цели.

Структура - (от лат. structura — строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей элементов объекта.

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Методология - система принципов, подходов, способов, интерпретаций различный явлений, событий,

Аттрактор - (от лат. attraho — притягиваю к себе) – точка притяжения, цель, к которой стремится та или иная система.

Бифуркация – раздвоение; момент развития системы, в котором она может поменять направление своего развития.

Бинарность – двоичная структура чего-либо

Нелинейность - переход количества в качество, с появлением у исследуемой системы новых, до того не существовавших качеств.

Когерентность – согласованное протекание любых процессов в системе(термин позаимствован из физики).

^ Хаос – в синергетике – часть жизненного цикла системы, условие ее развития.

Антропный принцип – подход, выработанный в физике, математике, астрономии и философии ХХ века, приведший к пониманию не случайности появления человека и связанный с идеей единства мира.

Фрактал – самоподобный элемент сложной формы.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ №2


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Конспект лекций


  1. Синергетика и современная научная картина мира.

Синергетика (от греч. synergia - «совместное действие») – междисциплинарный подход, теория самоорганизации сложных систем, - заявила о себе в 70-х годах ХХ века, обратив на себя внимание исследователей как в области естественных, так и гуманитарных наук. Отказываясь от «классических» представлений о естественных законах и процессах, происходящих в окружающей действительности, синергетика вошла в постнеклассическую науку как адекватный новой научной картине мире метод, позволяющий рассматривать мир не как статичный объект, а как сложную саморазвивающуюся динамическую систему.

^ Картина мира – система представлений о бытии, характерная для данной культуры и общества, включающая представления о структуре мира, его устройстве и месте человека в нем. Картина мира является результатом размышлений не отдельного человека, обладающего субъективным чувственным образом мира, но отражает представления о бытии и систему ценностей общества и культуры в целом. Ориентирами, указывающими на особенности конструирования картины мира, характерного для мировоззрения тех или иных эпох, служат представления о структуре мира, его устройстве и месте человека в нем. Эти позиции очерчивают смысловое поле исследования и отсылают к представлениям о бытии, которыми живет и которое пропагандирует то или иное общество и культура.

История циклична и каждая эпоха выдвигает иную композицию представлений о бытии, используя при этом элементы предыдущей картины мира. При этом прослеживается определенная взаимосвязь между сменами исторических картина мира. отношение к реальному миру и демонстрирует нам эволюцию отношения к самому человеку, его судьбе, и подводит нас к вопросу о том, кем же является человек – частью гармоничного космоса, божественным творением и царем мира, единственным разумным существом в бесконечной вселенной или продуктом общественно-экономических отношений. Эволюционирующие картины мира выступают своеобразным экспериментальным полем деятельности человека, сохраняя его ошибки и достижения, забываются, реконструируется и исследуются, но всегда остается той реальностью, в которой человек живет, развивается и становится как личность.

^ Научная картина мира – это система обобщенных достоверных (полученных научным путем) представлений о действительности, но современная наука в силу разветвленности и появления множества узкоспециализированных отраслей с трудом поддается обобщению и систематизации. Все известные сегодня научные теории создают приближенную к реальности модель мира, но не объясняют саму реальность. Тем не менее, научная картина мира влияет на формирование мировоззрения современного человека.

Картина мира сегодня – это динамический процесс, находясь внутри которого, трудно четко проследить закономерность или повторяемость событий. Неслучайно переживание настоящего связано с ощущением кризиса, постоянных изменений и, по словам Э. Тоффлера, страха и шока перед будущим. Синергетика появляется метод, обещающий объяснить, упорядочить восприятие действительности и, тем самым, внести ясность: она показывает, что любой кризис, слом – это нормальное явление, что формообразующее начало нашей культуры должно быть динамичным, чтобы продолжать жить, что «точка бифуркации» - это всего лишь возможность выбрать новый путь развития.

Синергетический подход заявляет не только о начале нового витка развития науки, но и о формировании нового мировоззрения, новой научной картины мира. Мировоззрение - система взглядов на мир, присущая конкретной личности, основанная на ее жизненном опыте и имеющая силу убеждения. М. существует как система, готовая на основе предыдущего опыта быстро выдать соответствующее решение, стереотип поведения, ведущий к успеху. Выявляют несколько форм и видов мировоззрения, отличающихся друг от друга как по познавательному базису, так и по способу выражения. Формы мировоззрения включают в себя:

  • «наивный реализм» или обыденное мировоззрение, формирующееся в результате жизненного опыта и являющееся «компасом» в принятии решений (иногда как особые выделяют мистическую и скептическую формы мировоззрения);

  • естественно-научное, оперирующее данными конкретных наук и связанное с профессиональной деятельностью;

  • научно-философское, позволяющее обобщать данные всех наук и достижения социальной и культурной жизни. Оно зависит от уровня культуры данного общества, при этом его невозможно выработать самостоятельно, кроме как в процессе приобщения к достижениям науки и культуры как результатам деятельности общества.

Виды мировоззрения – миф, религия, философия, - реализуются в разных культурно-исторических эпохах. Переход от одной картины мира к другой происходит в результате не количественных изменений, но качественной перестройки всего мировоззрения в целом.


^ 2. Основы Синергетики

Кризис, слом, хаос несут не только проблемы,

беды, испытания, но и новые возможности,

новые надежды и стратегии.

Р.Г. Баранцев


Современный научный мир знает три школы синергетики:

1.) Немецкая школа лазерной физики ( Г. Хакен)1.

2.) Бельгийская школа диссипативных процессов ( И. Пригожин)2.

3.) Российская школа нелинейной динамики (С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий и др.).

Сам термин «синергетика» был предложен Германом Хакеном – ученым-физиком еще в 70-е годы ХХ века. Первое значение этого термина заключается в том, что синергетика представляет собой междисциплинарный подход, обращающий внимание исследования на новые свойства и качества, возникающие в сложных системах (при том, что исходные составляющие системы такими качествами не обладали); а второй – представляет саму синергетику как особое направление мысли, ход исследования, развитие которого предполагает объединение научных данных, совместную деятельность различных дисциплин для достижения целостного системного видения проблемы – т.е. построение новой системы научного знания.

Среди наук, подходов и явлений, предшествовавших синергетике и оказавших влияние на ее становление фигурируют кибернетика (наука об общих законах получения, хранения, передачи и обработки информации); семиодинамика (наука о динамических аспектах теории знаковых систем, развитии и отмирании естественных систем в знаковом представлении); тектология (наука, изучающая единые механизмы образования устойчивых форм); системный анализ; «факты самоорганизации» в неживой природе3.

Сегодня синергетика как метод представляет собой новый тип мышления и аналитики, обращающий внимание на универсальный законы развития и самоорганизации мира, общества и культуры. По словам В.Г. Буданова синергетика – это междисциплинарный подход, лежащий в области пересечения трёх сфер — предметного знания, математического моделирования и философской рефлексии.

Основные категории синергетики – хаос, порядок, самоорганизация, полифуркация, когерентность, нелинейность, флуктуации, аттрактор, триада, открытость, необратимость и другие представляют собой основу для возникновения новой траектории исследования, продуктивной как к естественно-научной, так и гуманитарной сфере. Исследование мира и человека в качестве динамических развивающихся систем позволяет описывать сложные процессы, происходящие не только на молекулярном уровне, но и в социуме, и в космическом пространстве. Основы анализа динамических систем помогают изучать историю, художественное творчество, принципы работы мозга, особенности психики и поведения человека, что делает синергетику одним из ценных методов в комплексной методологии научного исследования.

Основные постулаты анализа таких систем, предложенные Г.Хакеном, сводятся к следующим пунктам:

1.«Исследуемые системы состоят из неоднородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.

2. эти системы являются нелинейными,

3. открытыми,

4. подвержены колебаниям,

5. могут стать нестабильными,

6. качественно изменчивы,

7. обнаруживают непредвиденные новые качества,

8. порождают новые структуры,

9. структуры могут быть упорядоченными и хаотическими»4, т.е. системы характеризуется через нелинейность (неоднозначность, неустойчивость, необратимость), когерентность, открытость и в развитии таких системы (с точки зрения синергетики) большую роль играет случайность.

Иными словами, деятельность системы при условии ее взаимодействия со средой может быть неустойчивой - она теряет свое стабильное состояние и в некоторый момент времени приходит в так называемую «точку бифуркации» (полифуркации), в которой может изменить направление своего развития. Процесс самоорганизации включается с появлением аттрактора – цели, варианта развития, отличающегося устойчивостью, достижение которого выводит систему на новый уровень развития. При этом в системе наблюдается образование новых структур, а также процессы, противоположные нарастанию энтропии (т.е. приближения к состоянию равновесия, полное равновесие означает прекращение развития, иначе – смерть).

Основные принципы синергетического подхода к исследованию сводятся к следующему:

  1. Многомерность схем мышления и аналитики,

  2. Поиск новой семантической формулы, исключающей бинарный дуалистический подход,

  3. Использование принципа неопределенности,

  4. Установка на целостность восприятия и аналитики исследуемого объекта,

  5. Учет конструктивной роли хаоса как необходимого компонента в становлении и развитии системы.

Многомерность схем анализа подразумевает, что любая система настолько сложна, что рассматривать ее только с одной точки зрения методологически неверно, поскольку линейная схема анализа предполагает наличие бинарных оппозиций, превращающихся в непреодолимые противоречия. Долгое время бинарность считалась одной из онтологических характеристик любых систем5, однако, бинарные схемы неустойчивы и с необходимостью приходят к доминированию одной из составляющей. Примером могут служить такие оппозиционные пары как «черное-белое», «жизнь-смерть», «добро-зло», «коммунизм-капитализм», «кто не с нами, тот против нас».

Синергетика заявляет о новом подходе, предлагая рассматривать в качестве структурной единицы в методологии целостного подхода триаду – универсальную семантическую формулу, проявляющуюся как в природных, социокультурных и ментальных процессах. Примерами образов триад могут служить: трехмерность пространства, три основных цвета (красный, синий, желтый), уровни познания (ощущения, чувства, разум), классическая триада ценностей: Красота-Добро-Истина, образ семьи: Отец-Мать-Дитя, образ человека: Дух-Душа-Тело; стадии жизни любой системы (в том числе культуры и цивилизации) – Развитие – Расцвет- Разрушение. Каждый из этих элементов находится в равновесии с другими, дополняя их и регулируя их взаимоотношения.

Следующей характеристикой выступает Неопределенность, постулирующая принципиальную неисчерпаемость смыслов и подходов в аналитике того или иного явления. Данный принцип появляется как противовес принципу детерминизма, господствующему в классической научной парадигме.

Целостность – выступает как основное существенное свойство любой системы. Целостность не является аналогом полноты как суммы частей, но представляет собой органическое единство, постигаемое интуитивно. В этом контексте становится актуальным вопрос о сущности и принципах работы сознания как способности к восприятию и конструированию целостного образа мира: синергетика работы мозга созвучно синергетическим принципам устройства мира.

Хаос – рассматривается как одно из закономерных состояний системы, позволяющее изменить направление ее развития. В кризисные моменты (точки бифуркации (раздвоения пути развития) и полифуркации (многовариантности путей развития)) роль случайности, хаоса возрастает. Именно это кризисное состояние способствует переходу системы в иное качественное измерение. Случайная компонента открывает системе новый спектр возможностей, одна их которых оказывается наиболее привлекательной (т.е. является аттрактором от англ. «attract» - привлекать).

На основе этого подхода выявляются характеристики предмета синергетики - динамической системы и происходящих в ней процессов:

  • Нелинейность – переход количества в качество, с появлением у исследуемой системы новых, до того не существовавших качеств. Любой кризис в такой ситуации рассматривается не как признак разрушения, но как закономерный этап развития, позволяющий системе не останавливаться на уровне количественных изменений и предохраняет ее от стагнации. Нелинейность может проявляться как многозначность, например, символическая или семантическая, как необратимость ( во времени) и как неравновесность (т.е. отсутствие абсолютного равновесия в системе, ее стагнации).

  • Когерентность – согласованное протекание любых процессов в системе(термин позаимствован из физики). При малейшем изменении какой либо части системы перестраивается вся система целиком. Так происходит, например, с картинами мира, или в процессе накопления и усвоения новых знаний человеком, когда новая информация не механически дополняет имеющиеся знания, но становится их органической частью.

  • Открытость - для успешного развития системы (будь то организм, сообщество или культурный феномен) необходимо его постоянное взаимодействие с внешней средой, подпитывающее его энергией, веществом, информацией. Этот обмен нельзя регулировать искусственно, поскольку это может привести к нарушению гармоничной саморегуляции системы. Единственным способом воздействия на развитие системы остается воздействие на среду, в которой она существует: измени среду и система изменится сама.


Вышеизложенные постулаты синергетики позволяют рассматривать природу, культуру и общество и происходящие в них процессы, в качестве сложных самоорганизующихся систем; наблюдать их жизнь и развитие в динамике, оптимистично воспринимать и анализировать любые кризисные явления и рассматривать системы в их целостности.

При всех успехах синергетики, необходимо отметить и ее противоречия. Сформулировав явление самоорганизации новых форм материи и проследив его на всех уровнях - начиная от молекулярного и заканчивая масштабами вселенной, - синергетика отдала этот процесс воле случайностей. Достаточное количество научных данных опровергает эту гипотезу, утверждая детерминистический характер протекаемых в мире процессов. То, что принимается за случайность, оказывается закономерностью (которая не обнаруживает себя в простых опытах), и законы, сохраняющие мироздание в стабильном состоянии, гораздо более мощны, нежели силы, способствующие «случайным» изменениям во Вселенной.


^ 3. Хаос и порядок как важнейшие категории синергетического анализа.

Роль хаоса в возникновении порядка, в становлении и изменении системы в качестве научного факта установлена лишь недавно, однако на протяжении истории культуры представления о взаимосвязи хаоса и порядка находили свое отражение в картинах мира, характерных для тех или иных эпох.

Представления о взаимодействии и взаимовлиянии состояний «хаоса» и «порядка», фигурирующие в современной науке, можно представить в виде таблицы:





«ХАОС»

«ПОРЯДОК»

Мифологические

представления

Одно из первоначал, элемент мира, его прото-состояние, содержит в себе все и одновременно – ничего конкретно, т.к. в хаосе отсутствует всякое различение. Безликое бесформенное

«мировое чудовище», начало и конец всего.

Появляется с началом творения мира. Мир, как правило, появляется из хаоса в виде золотого яйца. Развитие мира начинается с разрушения идеального яйца, половинки которого становятся небом и землей, появления стихий, пространства, и пр.

Античная философия

Дословный перевод слова «хаос» - зев, зияние, разверстое пространство. Одно из первоначал всего бытия.

«Космос» - порядок, строй. Мир – упорядоченная часть хаоса, замкнутая и существующая по своим внутренним гармоничным законам.

Христианская космология

Одно из первичных состояний тварной материи, уподобленное пару, воде, не имеющее различий, «бездна».

Слово – Логос, Божественный закон, созидающий мира и поддерживающий устойчивость этого мира, без него мир не может существовать.

Классическая

научная

картина мира

Беспорядок

Деградация

Распадение,

Бессистемность.

Жесткая структура. детерминация.

Стабильность.

Постоянство,

Закрытость.

Неклассическая

(современная)

картина мира

Источник и условие развития системы,

«Слишком сложно упорядоченные явления»,

Часть жизненного цикла любой системы.

Динамическая система,

Изменчивость,

Присутствие фаз стабильности и нестабильности,

Открытость внешней среде.


Таблица к теме «Хаос и порядок: эволюция понятий»


Попытки объяснить возникновение мира и принципы его организации отражались в мифах, натурфилософских идеях, религиозных воззрениях. Представления о хаосе играли в них не последнюю роль.

Понятия «хаос», «космос», которые используются сегодня в ненаучной среде в качестве эквивалентов «беспорядка»/«кризиса» и «упорядоченности», не столь однозначны, и, как и в истории мысли в прошлом, так и сегодня в синергетике, имеют более глубокий смысл. Следует рассматривает хаос, нестабильность не как отсутствие порядка, но как условие существования последнего. То, что внешне выглядит как беспорядок, оказывается слишком сложно упорядоченным явлением или процессом, в котором случайность играет ничтожную роль. Нарушение равновесия, «неупорядоченное состояние» позволяет системе изменяться, избегать стагнации вследствие жесткости порядка, менять направление своего развития.

Стремление к устойчивости (порядку), сохранение устойчивости и стремление к ее нарушению – взаимодополняющие процессы. Мифологические и натурфилософские представления о сотворении мира демонстрируют роль созидательных и разрушительных сил в существовании мироздания и описывают Хаос как первобытное состояние мира, из которого появился Космос – гармоничный и структурированный. Индийские мифы о постоянном круговороте бытия, античные и восточные представления о структуре и элементах мира описывают процессы последовательной организации мира. Идея целостности мира, его самоподобия (фрактальности) и гармонии прослеживается и в китайском учении фэн-шуй, и в русских сказках: в упорядоченном мире, космосе, универсуме находится место и для человека. В этих мировоззренческих системах мы находит описания устройства мира как системы с множеством уровней, каждый их которых имеет свои параметры, а возникновение и существование мира обусловлено деятельностью Бога или богов-стихий, сообщавших миру законы, упорядочивавших его и населявших живыми существами.

Христианство переосмысливает мировоззренческие установки язычества, но идея тварности, целостности, системности не исчезает. Напротив, она развивается и уточняется. Ветхозаветная история о сотворении подробно описывает становление мирового порядка – пространства, времени, вселенной и планет. Преемственность представлений о хаосе и порядке, о структуре мира повлияла на возникновение и развитие такого философско-мировоззренческого явления как космизм. Появившийся в конце XIХ века космизм объединил идеи христианства, восточной философии, мистических учений и научные достижения. Человек и космос рассматриваются космистами как единая развивающаяся система, совершенствующаяся за счет творческой деятельности личности.

Сравнение описания космогенеза в мифологических, натурфилософских концепциях, ветхозаветной истории с данными современной науки ( в частности, астрофизики) позволяет сделать выводы о схожем характере процессов, описываемых в этих мировоззренческих системах. Синергетика говорит о Вселенной как об открытой самоорганизующейся системе, современная наука утверждает, что Вселенная настолько сложна и устойчива, что случайности в ее развитии исключены. И если действительно рассматривать Вселенную как открытую систему, она с необходимостью должна вступать во взаимодействие с внешней ей средой, откуда и поступает энергия для ее развития и сохранения.

^ 4. ХХ век: Антропный принцип и синергетика.

Наука ХХ века характеризуется как постнеклассическая и рассматривает мир как сложную саморазвивающуюся систему, в которой человек занимает не последнее место. Научные революции и открытия привели к доказательству идеи единства мира и появлению так называемого «антропного принципа», изменившего научную картину мира. Современная картина мира динамична - это процесс, а не набор застывших представлений. Человек включен в мир не как его безличная статичная частица, но как необходимое динамично развивающееся творческое разумное существо. Позиция некоторых исследователей, воспринимающих синергетику как современную «религию без Бога», не позволяет допускать наличие разумного начала во Вселенной, однако достижения физики, математики, астрономии привели к пониманию не случайности появления человека. Идея единства мира (единство материального субстрата, структурное единства, единство общих законов) и антропный принцип позволили рассматривать эволюцию как закономерный процесс, приведший к появлению во Вселенной наблюдателя – человека.

Антропологический поворот в науках ХХ века позволил выявить то, что все во Вселенной происходит целесообразно и появление человека тоже можно рассматривать как цель. Вся организация Вселенной, набор ее физических констант, химический состав предопределяют возможность существования не только жизни, но и материального мира вообще. Эта согласованность достигается отнюдь не случайно, ибо любое отклонение от существующих параметров приведет к разрушению атомарной структуры мира. Явления «тонкой подстройки», загадки больших чисел только подкрепляют антропный космологический принцип, утверждающий существование фундаментальной связи между человеком и Вселенной как целым.


^ 5. Теория самоорганизации и ее альтернативы.

Эволюционная теория и теория самоорганизации не являются на сегодняшний день единственными попытками объяснить существующий порядок во Вселенной. Альтернативные модели генезиса и развития Универсума предлагают «теория разумного замысла» и креационизм (creation – лат. – сотворение), делая попытку объединить данные точных наук с религиозными представлениями о возникновении мира и человека. Синергетика как наука не предполагает наличие Творца, но исследует процессы организации, происходящие в мире, развивает идеи постепенной эволюции материи, приводит аргументы, подтверждающие возможность скачкообразного перехода количества в качество и спонтанного развития жизни на Земле. Современная христианская антропология не отрицает данных точных наук, напротив, они использует достижения истории, этнографии, археологии, психологии, физики для апологетики религиозных идей, выстраивая альтернативную концепцию мировой истории и развития человечества.

В современном дискурсе вера и знание уже не противопоставляются друг другу как взаимоисключающие и взаимоопровергающие типы мировоззрения, но рассматриваются как два способа отношения к миру, обладающие собственным инструментарием и подходами. Теория разумного замысла, как и креационизм, не принимаются современной наукой, поскольку допускают существование Творца, сближаясь, тем самым, с религиозным мировоззрением. По сути, оба направления говорят об одном и том же – о невозможности самоорганизации «мертвой» материи. Ибо, по словам А. Экзюпери, мертвое не в силах породить какой-либо порядок, оно вообще не способно что-либо создать – на это способна только сама жизнь. Самосоздание упорядоченного мира – Универсума с последующим саморазвитием, - с этой точки зрения кажется абсурдным и невероятным. Шансы, что все условия для возникновения Человека могли появиться случайно, настолько малы, что сама жизнь рассматривается не как закономерность в развитии Вселенной, а как исключение из правил. Тем не менее, синергия – совместное действие, - характерна для молекулярных, биологических, природных, социальных, культурных, космологических процессов и является универсальным законом организации Вселенной.


^ 6. Синергетика, психология и эстетика.

Синергетический подход к исследованию деятельности мозга позволил вновь поднять вопрос о биологических основах эстетики. Сознание рассматривается как способность к восприятию, осознанию и конструированию целостного образа мира. Стремление к упорядочиванию, порядку и постоянное «критическое состояние» являются основой работы сознания. Поиск гармонии, созидание порядка проявляется во всех сферах деятельности человека. Аналитика способов отражения гармонии / порядка в музыке, танце, стихосложении, архитектуре, живописи, пластике привели к выявлению общих законов восприятия мира, работы сознания и творческой деятельности.

Ощущение и восприятие красоты связано с определенными способностями нашего сознания различать упорядоченные и неупорядоченные явления, порядок и хаос, гармонию и дисгармонию. Внутренняя организация объекта, наличие закономерностей в его формах, линиях, цветах, сочетание уже известных нам элементов с новыми, отсутствие статичности, возможность «вступить в диалог» с воспринимаемым объектом и обнаружить его закономерности являются условиями эстетического удовольствия, получаемого при созерцании красивого и привлекательного в окружающей действительности.

Эстетическое чувство, таким образом, является универсальным способом адекватного контакта с миром и организации собственного жизненного пространства. Творческие способности основываются именно на эстетических чувствах цвета, звука, формы и пр. Принципы, лежащие в основе эстетических реакций до конца не изучены, но эксперименты психологии позволяют охарактеризовать восприятие как динамичный процесс систематизации всей информации, поступающей извне. Математические и синергетические исследования, в том числе и открытие фрактальности, позволяют говорить о красоте как универсальном законе бытия, который человек способен чувствовать, выявлять, осознавать и применять в своей деятельности.



1 Герман Хакен - немецкий физик-теоретик, занимавшийся статистической физикой и физикой лазеров, профессор Штутгартского университета.

2 Илья Романович Пригожин - бельгийский исследователь, лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года. Автор теории нелинейной неравновесной термодинамики, занимался проблемами времени и необратимости процессов.


31. Ячейки Бенара (1901) – образование ячеистой структуры в жидкости при нагревании.

2. Реакция Белоусова (1951)-Жаботинского (1959) – периодическое спонтанное обратимое изменение цвета химического раствора.

3. Лазерный луч (усиление света в результате вынужденного излучения) (1960).


4 Цит. по Л.А. Мосионжник Синергетика для гуманитариев. – СПб., Кишинёв: Нестор – История, Высшая Антропологическая школа, 2003.

5 Например, Конрад Лоренц считал бинарные структуры универсальным принципом упорядочения, характерным, в том числе, и для человеческого мышления.





Похожие:

Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега iconПрограмма для студентов IV курса факультета истории и международных отношений по специальности: 030401 «История»
Учебная программа для студентов IV курса факультета истории и международных отношений
Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега iconАнкета для учителя Уважаемый коллега! Пожалуйста, постарайтесь искренне и наиболее полно дописать следующие ниже предложения
Организация исследовательской деятельности учащихся для меня…
Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега iconУважаемый коллега!
Вырежьте приведенную ниже квитанцию, впишите (или предварительно впечатайте) в нее свои фамилию, имя, отчество и адрес и оплатите...
Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега iconУважаемый коллега!
Вырежьте приведенную ниже квитанцию, впишите (или предварительно впечатайте) в нее свои фамилию, имя, отчество и адрес и оплатите...
Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега iconУважаемый коллега!
Вырежьте приведенную ниже квитанцию, впишите (или предварительно впечатайте) в нее свои фамилию, имя, отчество и адрес и оплатите...
Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега iconУважаемый коллега!
Вырежьте приведенную ниже квитанцию, впишите (или предварительно впечатайте) в нее свои фамилию, имя, отчество и адрес и оплатите...
Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега iconПрограмма для студентов IV курса факультета истории и международных отношений по специальности: основная 030401 «История», дополнительная
Программа предназначена для студентов дневного отделения факультета истории и международных отношений Брянского государственного...
Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега iconПрограмма для студентов факультета истории и международных отношений по специальности
Программа предназначена для студентов факультета истории и международных отношений Брянского государственного университета имени...
Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега iconРабочая учебная программа по дисциплине «Моделирование рынка ценных бумаг» ен. Р. 01 Направление подготовки 080000 «Экономика и управление»
Рабочая учебная программа составлена на основе примерной учебной программы по дисциплине
Индивидуально ориентированная учебная программа для студентов. Уважаемый коллега iconУчебная программа дисциплины
Цель: формирование у студентов знаний о содержании и организации учебно-воспитательного процесса по физике в учреждениях среднего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов