Урок в 8 классе по теме «Птицы» icon

Урок в 8 классе по теме «Птицы»



НазваниеУрок в 8 классе по теме «Птицы»
Дата конвертации20.05.2012
Размер103.32 Kb.
ТипУрок

Птичья ярмарка знаний

(урок в 8 классе по теме «Птицы»)

Бардышев Павел Иванович

учитель биологии МОУ «Цивильская СОШ №1 им. М.В. Силантьева»

Народная школа

2-3/2007


Актуальность темы: Птицы – это необычные животные, которые заселили леса, луга, поля, болота, реки и озера. Своим пением, красивой окраской, необычным поведением птицы скрашивают нашу жизнь. Сколько написано стихов, песен, сказок, картин об этих удивительных созданиях. Птицы прочно вошли в нашу жизнь. Кроме эстетического наслаждения, они приносят большую пользу, уничтожая вредителей сельского хозяйства, расселяя многие растения.


Цели и задачи урока:

  1. Обобщить знания детей по теме «Птицы»

  2. Развивать умение логически мыслить, решать проблемные вопросы.

  3. Прививать любовь к птицам.

  4. Развивать дух соревновательности.


Форма урока: урок закрепления знаний с использованием ИКТ.


Оборудование:

  1. Электронные презентации в программе Power Point.

  2. к конкурсам (содержать задания и фотографии птиц).

  3. Жетоны - совики

  4. Грамоты для награждения.

  5. ПК, проектор.

  6. Информационный материал.


Правила игры:

  1. За правильный ответ – 1 жетон.

  2. Соблюдение правил уважения и поднятой руки.

  3. В случае неправильного ответа, право ответа переходит к другим командам.


Подготовка:

  1. Класс делится на группы.

  2. Каждая команда находит материал о глухаре к конкурсу «Аукцион».

  3. Каждая команда сочиняет жалобу на человека от лица птицы.

  4. Найти басни И.А. Крылова, где встречаются птицы.

  5. Подготовить для каждой команды пакет с заданиями.

  6. На стенды заранее вывешивается информация о птицах.


1. Вступление.

Я рада приветствовать всех на нашей «Птичьей ярмарке знаний». Где, как не на ярмарке можно многое узнать и себя показать.

Сегодня мы пройдемся по торговым рядам, приценимся к товарам. А товары у нас не простые – это ваши знания о птицах. Да и деньги им под стать – совики.

Надеюсь, что сегодня с ярмарки никто не уйдет с «пустыми руками». У всех есть возможность блеснуть своими знаниями и узнать что- то новое о птицах.

(Презентация в программе Power Point «Вступление»)

Главные герои ярмарки – птицы – выбраны не случайно. И не только потому, что мы недавно завершили изучение этой темы. На улице весна и со дня на день к нам начнут возвращаться с юга птицы.
Но и потому, что птицы самые удивительные создания: они умеют летать, бегать, плавать, прыгать, ходить; они ходят на двух ногах, но не так, как мы.

Они самые лучшие родители: зарянки во время выкармливания птенцов прилетают к гнезду по 29 раз в час, приносят за 1 день 1000 гусениц; воробьи летают за кормом с 3 часов утра и до 10 часов вечера; голубая синица, весом 15 г делает 500 вылетов за день.

На нашей ярмарке есть определенные правила, которые надо соблюдать: уважать друг друга, не «шельмовать», можно «перекупать» товар, за знания можно заработать совики.

Для удобства путешествия по торговым рядам, мы разделились на группы. Каждая группа должна придумать себе название.

Первый торговый ряд, который я предлагаю посетить, называется «По словесному портрету догадайся, кто же это». На столах у каждой группы есть пакеты с заданиями. Прочитать и через 2 минуты ответить на предложенные каждой группе вопросы.


Торговый ряд «По словесному портрету догадайся, кто же это»

А. По описанию поведения, повадок узнать птицу.

1. С какой стороны ни взглянуть на эту птицу - она странная и замечательная. Самая большая в мире, но не умеет летать. Свои маленькие крылья использует для балансирования при беге. Голова и шея этой птицы голые, а длинные ноги заканчиваются двумя пальцами. (страус)

2. Самая интересная особенность этой птицы то, как она делает запасы на зиму. Напряженная работа начинается, когда созревают кедровые орешки. К зиме она успевает заготовить до 70 тысяч орешков и прячет их небольшими порциями по 10- 20 штук, зарывая в землю или мох, засовывая за отставшую кору, под трухлявые пни. А всего делает около 6 тысяч тайников. Kак же можно все запомнить? У этих птиц хорошая память, но когда про тайник не вспомнили, на его месте зазеленеет молодой кедр. (кедровка)

3. Натуралист заметил на высокой сосне, стоявшей недалеко от озера, гнездо. Он забрался на дерево и увидел в нем крупную и совсем свежую щуку. Какой птице принадлежит это гнездо? (скопе)

4. Красивые танцы устраивают они на болоте. Соберутся в кружок, 1 или 2 выходят на середину и начинают приплясывать. Сначала только подпрыгивают, а потом кружатся, и прыгают, и танцуют вприсядку. А те, кто стоят, в такт хлопают крыльями. (журавли)

5. Эту птицу так и зовут по латыни Linius («палач», «мучитель», дословно – «мясник»). Правда, увидев эту красивую птицу, никогда не подумаешь о ее кровожадных наклонностях. По облику и окраске - это типично певчая птица. Только клюв хищника. Крупную добычу сразу не съедает, а сначала накалывает на острый сучок или шип и потом разрывает клювом. Полагают, что ее русское название этой птицы произошло от двух слов "сорока" и "путать", ибо хвост у нее похож на сорочий, а песня непонятная, путаная. Что это за птица? (сорокопут)

6. Они очень любопытны - это хорошо знают охотники. А еще знают: нет птиц осторожнее. Все стадо спокойно спит, завернув голову под крыло. А охраняют стадо сторожа – с каждого края стада стоит старая птица и зорко глядит по сторонам. (дикие гуси)

7. Летом они живут на севере, а в начале зимы появляются в наших лесах. Питаются ягодами, семенами. У этих птиц поют и самки и самцы. Увидишь, как они, словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год. (снегири)

8. Из всех птиц на ее долю выпало больше всего насмешек. Ее обзывали глупой и жалкой, даже пытались исключить из армии пернатых. Ум этой птицы давно обозначает самое низкое деление на шкале, измеряющей человеческий интеллект. Что это за птица? (курица)

9. Эта птица строит гнездо на лугу прямо среди травы, иногда под кустиком. Она кладет очень много яиц, больше всех диких пернатых: молодая курочка несет около дюжины, а старая вдвое больше- до 24! Когда на свет появляется 24 птенчика, все они бегают гурьбой за мамашей. Свой выводок она уводит с луга на хлебное поле, где колосится рожь или пшеница. Цыплятам легко кормится спеющим зерном, да и от хищников легко скрыться. Что это за птица? (перепел)

10. Эти мохнатые белые птицы в начале зимы, когда в тундре ляжет глубокий крепкий наст, покидают свою родину и откочевывают в таежные леса, в опустевшей тундре им не на что охотится, нечего есть. В тайге они ищут пропитание на белых полянах среди лесов, кочуя из одной речной долины в другую и добираются до открытых степей. Но с первым дыханием весны, они возвращаются домой. Что это за птица? (полярная сова)

Б. Узнай птицу по поведению.

1. Эта птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов. Кто это? (кукушка)

2. Эта птица выводит птенцов зимой (клест)

3. Какая птица спит в дупле в вертикальном положении, прицепившись острыми когтями к стенкам дупла. (дятел)

4. Птенцы какой птицы отпугивают врагов стрельбой собственный пометом. (удод)

5. Какие птицы устраивают детские сады? (пингвины)

Ответы сверить с верными в презентации в программе Power Point. «По словесному портрету…»


3. Чтобы продолжить торговый путь, давайте остановимся и разгадаем видеозагадку.

Видеозагадка. На слайде помещены фотографии птиц – большая синица, скворец, пустельга, кроншнеп, аист, петух, серебристая чайка. Что их связывает, что каждая из них символизирует?

Презентация «Видеозагадка» в программе Power Point.

Все эти птица орнитологические символы разных лет:

  • 2000 год - большой синицы,

  • 2001 год - скворца,

  • 2002 год – пустельги,

  • 2003 год - кроншнепа,

  • 2004 год– аиста,

  • 2005 год – петуха,

  • 2006 год – серебристой чайки.


4. Всем известно, что форма клюва связана с характером питания птицы. По клюву можно определить птицу и чем она питается. Мы в торговом ряду «Чей нос?». У каждой группы есть изображения птичьих голов. Через 1 минуту определить птицу и способ ее питания.

Презентация в программе Power Point.

1. дятел - насекомыми из-под коры

2. утка -процеживает воду - рачками, водорослями.

3. цапля – клюв – пинцет - лягушки, рыба.

4. клест – клюв - щипцы-семена шишек.

5. пеликан - рыбой.

6. хищные - сокол или ястреб - разрывают мясо.

7. попугаи -плоды, семена.

8. колпица – клюв – сито, рыба, моллюски.

9. синица – мелкие насекомые.

10. тукан – сочные плоды.

11. колибри – нектар.

12. сова – мелкие грызуны.

13. стриж или ласточка – на лету насекомыми.

14. курица – зерно.

15. тупики или топорики – рыба.


5. А теперь орнитологический аукцион. Главный герой аукциона – глухарь. Играющие по очереди сообщают информацию о ней. Выигрывает тот, кто последний сообщит о ней какие -либо сведения. Презентация в программе Power Point.


6. Всем известно, что птицы - хорошие певцы. Многих людей их песни вдохновляли на написание шедевров. А для кого поют птицы? Заглянем на Птичий концерт и по песне попробуем определить певца. Презентация в программе Power Point «Птичий концерт».

Торговый ряд «Птичий концерт». Звучат записи голосов птиц, задаются наводящие вопросы, чтобы угадать голос птицы.

  1. Этого певца узнать не очень трудно. Начинает он как обычно к вечеру и поет всю ночь. Чем ближе к утру, тем звонче его песня. (соловей)

  2. Эту птицу так назвали, наверное потому, что перед ненастьем его удалая песня смолкает, он хохлится, будто зябнет и чуть слышно выговаривает: «рюм-рюм-рю». (зяблик)

  3. Её легко узнать по желтой грудке с черным галстуком посередине и черной бархатной шапочке на голове. Во дворе, в саду, в лесу то и дело звенит ее смешная и радостная песенка. Зимой под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птичке. Поэтому они прилетают в это время из леса поближе к человеческому жилью. Вот и сделайте для них кормушки и кладите в них сало, семечки, творог. (синица)

  4. Эта птица - лесной акробат. Ловкий, смелый, он бегает по стволу мигом. Он живет в нашем лесу круглый год. А песня у него звонкая, далеко слышна. (поползень)

  5. В березняке звучит переливчатая трель. До чего же он нарядный. Видно не даром нарядного франтовато одетого человека щеголем зовут. (щегол)

1. Самец какой птицы поет «Спать пора, спать пора!»( перепел)

2. Какая птица издает звуки, похожие на рев быка (выпь)

3. Пение какой птицы похоже на крики "драной кошки"? (иволги)

4. Какая птица не имеет голоса и издает звуки, щелкая клювом? (аист)

5. Какая птица раньше других извещает своей песне о приходе весны? (серая ворона, эта ее песня мелодична и не похожа на карканье)


7. А теперь пора размяться. Физминутка. Дети повторяют слова и движения. Презентация в программе Power Point.

Цапля

Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться, За соседа не держаться. (Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.)

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой,

Качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.


8. Люди издавна подмечали повадки птиц, сравнивали их с поведением человека. Лучше всего это получалось у баснописцев. А кто самый известный баснописец в России? Вспомним басни Крылова.

Торговый ряд «Литературный» (домашнее задание)

А. Вспомнить пословицы и поговорки о птицах.

Б. Вспомнить басни Крылова, где герои – птицы.

Басни Крылова. В каких баснях дедушка Крылов сделал героями птиц?

- Чижа захлопнула злодейка западня. Бедняжка в ней и рвался и метался.

А голубь молодой над ним же издевался. («Чиж и голубь»)

- Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру. («Ворона и лисица»)

- Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись. («Лебедь, Рак и Щука»)

- 2 голубя, как 2 родные брата жили, друг без друга они не ели и не пили.

Где видишь одного, другой уж верно там. («2 голубя»)

- Навозну кучу разгребая, петух нашел жемчужное зерно.

И говорит «Куда оно. Какая вещь пустая» («Петух и жемчужное зерно»)

- Осёл увидел соловья и говорит ему «Послушай- ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерица.

Хотел бы очень сам я посудить, твое услышать пенье!» («Осел и соловей»)


Басни Крылова о птицах:

Ворона и лисица. Ворона и курица.

Чиж и еж. Синица.

Два голубя. Волк и кукушка.

Петух и жемчужное зерно. Вороненок.

Осел и соловей. Крестьянин и лисица.

Орел и паук. Орел и крот.

Лебедь, Рак и Щука. Скворец. Чиж и голубь.


Пословицы о птицах. Вспомнить пословицы, где упоминаются птицы.

Лучше синица в руках, чем синица в небе.

Журавль в небе – не добыча.

Одна у журавля дорога – на теплые воды.

Курица не птица, а рак – не рыба.

Учись у курочки – разгребай, да подбирай.

Не к добру курица петухом запела.

Курица пьет, а на небо смотрит.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Кулик не велик, а все –таки курица.

Кулик на месте соколином не будет птичьим господином.

Не диво, что кукушка по чужим гнездам летает, а вот диво, кабы свое завела.

О том кукушка кукует, что своего гнезда нет

Орел всем птицам птица.

Орел с воронами не толкуется.

Орел не охотится за мухами.

Куда орел летает, туда сороки не достигают.

Сова о сове, а всяк о себе.

Курица в сережках, а петух в сапожках.

И петух знает, кто на него лает.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Гусь свинье не товарищ.

Не считай утят, пока не вывелись.

Утиного зоба не наполнишь.

Сколько утке не бодрись, все равно соколом не станет


На ярмарке много рядов, чтобы все их обойти, надо немножко отдохнуть, посудачить. Вспомним домашнее задание. От лица птицы придумать жалобу на человека, ведь порой, человек незаслуженно обижает птиц. Соперники должны угадать от лица какой птицы поступила жалоба.

Презентация в программе Power Point.


В завершении Торговый ряд «Почемучка»

Каким птицам поставлены памятники от благодарного человечества?

Какого числа все биологи мира отмечают День птиц?


1. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвины)

2. У какой птицы самый длинный язык? (дятел)

3. Самая маленькая птичка России? (королек)

4. Название какой птицы звучит как призыв к бою? (воробей)

5. У кого гнездо с крышей? (у вороны)

6. У какой птицы голова может поворачиваться за спину? (у совы)

7. Какие птицы издают звуки, похожие на шипение змеи? (вертишейка)

8. Что птице страшнее – голод или холод? (голод)

9. Зачем куры перед дождем перебирают перья клювом? (смазывают их жиром)

10. У каких птиц самки больше самцов? (у хищных)


1. У каких птиц хвост напоминает музыкальный инструмент? (лирохвост)

2. Зачем грач за плугом ходит? (собирает червей)

3. Какие птицы преподносят друг другу подарки? (олуши, пингвины, крачки)

4. У какой птицы клюв похож на футляр? (у колпицы)

5. Из чего делают гнезда ласточки? (из земли и слюны)

6. Какие птицы могут измерять температуру клювом? (сорные куры)

7. Какая птица носит название корабля? (фрегат)

8. Из чего делает гнездо ворона? (из веток)

9. Назвать нелетающих птиц. (киви, пингвин, страус)

10. Зачем галки, скворцы катаются на лошадях, коровах, овцах верхом? (берут шерсть для гнезд, поедают насекомых)


Подведение итогов. Награждение.




Похожие:

Урок в 8 классе по теме «Птицы» iconУрок математики в 5 классе Урок-путешествие по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок в 8 классе по теме «Птицы» iconУрок по ботанике в 6 классе по теме «Покрытосеменные растения» Цель: 1проверить практические и теоретические знания по теме
Обобщающий урок по ботанике в 6 классе по теме «Покрытосеменные растения» Цель: 1проверить практические и теоретические знания по...
Урок в 8 классе по теме «Птицы» iconУрок по теме «food» в третьем классе по умк м. З. Биболетовой Enjoy English
Образовательный компонент цели: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме «Еда»
Урок в 8 классе по теме «Птицы» iconПрограмма и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы»
Проанализировать эволюционные изменения систем органов по сравнению с ранее изученными классами позвоночных животных
Урок в 8 классе по теме «Птицы» iconУрок в 7 классе. Тема: Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde
Цели: тренировать в употреблении лексики по теме в устной речи, учить пониманию текста и делать сообщение по теме
Урок в 8 классе по теме «Птицы» iconИнтегрированный урок с использованием компьютерных технологий по теме «Белки»
Интегрированный урок химии и биологии в 10 профильном химико – биологическом классе
Урок в 8 классе по теме «Птицы» iconУрок в 8 классе по теме
Цель: обобщить знания учащихся по данной теме; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся (размышления над проблемными...
Урок в 8 классе по теме «Птицы» iconУрок математики в 1 классе Ерошкина Людмила Тимофеевна учитель начальных классов моу оош д. Пушкино Яранского района Кировской области Вторая категория
Данный урок является пятым в изучаемой теме
Урок в 8 классе по теме «Птицы» iconУрок-квн в 9 классе по теме: «Степень с рациональным показателем» Разработала: Учитель математики моу гимназии №88 Якунина Любовь Анатольевна г. Краснодар
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме урока в процессе решения упражнений
Урок в 8 классе по теме «Птицы» iconУрок по литературе в 6 классе по теме: ««Повесть временных лет\ как историко-литературный памятник.»
Открытый урок по литературе в 6 классе по теме: ««Повесть временных лет” как историко-литературный памятник.»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов