На правах рукописи icon

На правах рукописи



НазваниеНа правах рукописи
страница1/3
Дата конвертации03.07.2012
Размер413.99 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3


На правах рукописи




Краснопёров Александр Анатольевич




Костюм населения чегандинской культуры в Прикамье

(II в. до н.э. – V в. н.э.)




Специальность 07.00.06 – археология


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Ижевск

2006

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»


Научный руководитель:

кандидат исторических наук

Елизавета Михайловна Черных


Официальные оппоненты:

доктор исторических наук Надежда Ивановна Шутова


кандидат исторических наук Татьяна Багишевна Никитина


Ведущая организация:


Защита состоится «14 марта» 2006 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.275.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО«Удмуртский государственный университет»


Автореферат разослан «_____» ____________ 200 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук Г.Н. Журавлева

Общая характеристика работы

^ Актуальность темы. Костюм – один из наиболее важных элементов жизни человека. Вместе с жилищем, орудиями труда и производственными навыками, пищей и утварью одежда образует широкую область материальной культуры общества. Являясь сложной знаковой системой, позволяющей различать людей по полу и возрасту, по территориальной, этнической, религиозной, социальной принадлежности, народный костюм носит ярко выраженный этнический характер. Костюм – это одновременно и комплекс самых разнообразных элементов, формирующих внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, плечевая и поясная, головные уборы, обувь, украшения. К нему же относятся и аксессуары (сумочки, кошельки, туалетные принадлежности). Они всегда выступают согласованно, сочетаясь друг с другом, по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Костюм как целостное явление представлен не только этнографическими образцами, но и в виде археологических остатков. Иногда происходит сближение обоих источников, что зафиксировано в скальных могильниках Кавказа, замерзших могилах Алтая или высушенных погребениях пустынь. Но, если в изучении этнографического костюма уже существуют значительные наработки, то археологический костюм изучен слабо, порою непоследовательно.
Достаточно сказать, что по теме археологического костюма защищено не более десятка диссертаций.

К настоящему времени накоплен значительный полевой материал из раскопок могильников в Прикамье, появились многочисленные публикации, посвященные отдельным аспектам истории этносов. Назрела необходимость перейти от традиционного изучения типологии вещей к комплексному исследованию костюма и попытаться охарактеризовать его по единой программе на основании всей совокупности имеющихся источников.

^ Степень изученности темы. Несмотря на долгую историю изучения костюма по археологическим данным, крупных обобщающих работ немного. Чаще всего рассматривалась одежда народов, имевших, помимо археологических, близкие этнографические свидетельства и письменные данные путешественников. Причем большинство работ рассматривает мелкие костюмные аксессуары, а не одежду в целом. Серьезному изучению подвергались истоки возникновения одежды (эпоха палеолита, в том числе и благодаря находкам в Сунгири); костюм ираноязычных кочевников (культуры степной бронзы; скифов и сармат; пазырыкцев). В прикамской археологии изучалась одежда раннего железного века (ананьино), раннего (ломоватово – роданово) и развитого средневековья (предки коми, мари, удмуртов). Костюм пьяноборской эпохи главным образом рассматривался в контексте диссертационных исследований по материалам отдельных «богатых» захоронений. Последняя обобщающая работа В.Ф. Генинга была написана до 1959 г. и опубликована в 1970 г.

До сих пор в распоряжении исследователей нет даже единого корпуса источников по истории чегандинского костюма – не определены принципы типологии предметов костюма (в отличие от отдельных категорий погребального инвентаря), не выделены отдельные типы и варианты деталей костюма. Без обработки полевых материалов и создания на их основе корпуса источников невозможно дальнейшее продолжение исследований, основными направлениями которых могут стать: рассмотрение истоков формирования костюма, сложения костюмных комплексов различных подразделений этноса (= археологической культуры), социальные, экономические аспекты костюма.

Объектом исследования выбраны погребения чегандинской культуры, конкретно – остатки деталей одежды (фрагменты меха, ткани, кожи) и ее декора в виде бляшек, накладок, бус, пронизок, застежек. Дополнительно рассматривались предметы вооружения и хозяйственной деятельности, такие как мечи, кинжалы, оселки, ножи, которые хоть напрямую не относятся к одежде, но они крепились на поясе, составляя с ним единый ансамбль.

Предметом исследования является костюм населения чегандинской культуры.

Цель работы заключается в реконструкции костюма населения чегандинской культуры в Прикамье. При этом необходимо определить основные принципы типологии, выделить характерные детали костюма и варианты их оформления. Имеющийся археологический материал позволяет достаточно достоверно реконструировать и костюмные комплексы. Для достижения основной цели исследования, автором решались конкретные взаимосвязанные и взаимообусловленные задачи:

1. Охарактеризовать состояние и степень изученности темы.

2. Определить методологические подходы к решению вопросов реконструкции костюма.

3. Выявить и охарактеризовать основные части чегандинского костюма, создать корпус источников по костюму прикамского населения II в. до н.э. – V в. н.э.

4. Попытаться выделить комплексы традиционного костюма и украшений населения чегандинской культуры на основе обобщения обработанных материалов; картографировать детали костюма; наметить пути дальнейших исследований и их проблематику. Картографирование производилось на основе типологической классификации элементов костюма и сводилось в конечном итоге к выделению ареалов распространения их конкретных типов и вариантов.

Выбранная концепция развития археологических культур Прикамья определила территориальные и хронологические рамки исследования. Охвачен весь период существования древностей чегандинской культуры пьяноборской КИО: со II в. до н.э. по V в. н.э., в среднем течении р.Камы с притоками.

Материал, использованный в работе, можно разделить на два периода: ранний, объединив выделенные Р.Д. Голдиной икскую и афонинскую стадии (II в. до н.э. – III в. н.э.), и поздний (III-V вв. н.э.). Ранний период фигурирует в исследовании под названием раннечегандинского, поздний – мазунинского.

^ Методологической основой работы является комплексный метод. Он подразумевает: а) использование массовых находок, систематизацию данных; б) стремление к всестороннему охвату памятников; в) привлечение комплексов источников других наук – исторических (письменных), этнографических, антропологических, лингвистических (язык, фольклор и др.); г) выявление в истории древнего населения узловых моментов, отражающих качественные изменения в хозяйстве и обществе. Для правильного решения задач, стоящих перед исследователем необходимо брать: большой хронологический диапазон, включающий несколько стадий, этапов, чтобы рассмотреть явление в исторической перспективе; и охватить большой регион, позволяющий рассмотреть объект со всеми его локальными особенностями. Для решения конкретных задач применялись методы анализа, аналогий, картографирования, типологический, этнографических параллелей.

^ Источниковая база исследования. Автором были изучены остатки предметов костюма из погребений 80 могильников, относящихся к чегандинской культуре и содержащих 7373 захоронений. Привлечены материалы раскопок памятников как по публикациям и отчетам, так и по археологическим коллекциям.

Цель и задачи работы обусловили необходимость ознакомления с архивными планами могил. Работа написана на материалах полевых исследований на территории Удмуртии, Татарстана, Башкирии, Кировской области, Пермского края, проведенных АЭ БГУ, АЭ БГПУ, АЭ ГАИМК, АЭ ИЯЛИ КФАН, АЭ УРМ, БАЭ, КАЭ, КВАЭ, НКАЭ, РАЭ, УАЭ и другими. Руководство раскопками осуществляли Б.Б. Агеев, О.А. Арматынская, Л.И. Ашихмина, Л.А. Беркутов, В.А. Бернц, С.М. Васюткин, Н.В. Водолаго, Н.Г. Гарустович, В.Ф. Генинг, Р.Д. Голдина, Г.Н. Журавлева, С.Э. Зубов, В.А. Иванов, Е.П. Казаков, О.А. Казанцева, В.К. Калинин, А.В. Коновалов, К.И. Корепанов, Н.А. Мажитов, Л.А. Наговицын, Ф.Д. Нефедов, Г.Т. Обыденнова, Т.И. Останина, Н.Б. Попова, А.Х. Пшеничнюк, Н.Л. Решетников, В.А. Семенов, А.А. Спицын, П.Н. Старостин, В.Е. Стоянов, А.Н. Султанова, Ф.А. Сунгатов, Ф.М. Тагиров, М.Г. Худяков, Е.М. Черных, А.П. Шокуров, Т.К. Ютина. Сбор материала происходил в архивах БГУ, БГПУ, ИА РАН, ИИКНП, КА ПГУ, МА КГУ, МИКНСП, НМРТ, НМУР, ПНИАЛ УрГУ, ПОКМ, УНЦ РАН, ЦЭИ МАЭ УНЦ РАН, УИИЯЛ, личных архивах авторов раскопок и исследователей (Б.Б. Агеева, Д.Г. Бугрова, Г.Н. Журавлевой, Н.А. Лещинской, А.Х. Пшеничнюка, Н.Л. Решетникова, П.Н. Старостина, А.Н. Султановой). Обрабатывались коллекции, хранящиеся в Национальном музее РТ (г.Казань), Музее древней и средневековой истории Камско-Вятского междуречья УдГУ (г.Ижевск), Музее истории и культуры народов Среднего Прикамья (г.Сарапул), Центре этнологических исследований и музее археологии и этнографии УНЦ РАН (г.Уфа), Национальном музее УР им. К. Герда (г.Ижевск).

Для дальнейшего исследования были отобраны захоронения с сохранившимся, относительно останков умершего, первоначальным расположением орудий труда, оружия, украшений, деталей костюма, включая все случаи с несохранившимся костяком, но сохранившимся порядком расположения вещей. Поскольку погребения содержат разный объем информации, количество учтенных захоронений разнится для каждой категории костюма. Расположение различных деталей, относящихся к костюму, фиксирует предполагаемые несохранившиеся части одежды и позволяет сделать предположения об их составе и покрое.

В качестве дополнительных источников привлекались данные этнографии и находки глиняной пластики с поселений рассматриваемого периода, которые большинством исследователей интерпретируются как антропо-зооморфные, а налепной и ногтевой орнамент трактуется как изображения одежды. Для большинства отделов костюма круг аналогий определен ананьинскими, азелинскими, кара-абызскими, скифскими, балтскими древностями.

^ Научная новизна исследования состоит в том, что наряду со вводом новых археологических материалов и их интерпретацией, были предложены и апробированы новые для прикамской археологии методические подходы к решению поставленных проблем изучения археологического костюма, а также новая трактовка развития костюма населения Прикамья.

^ Практическая значимость работы состоит в более полном освещении одного из периодов в истории развития прикамского костюма. Разработки автора могут быть использованы при написании учебных и методических пособий, теоретических работ по этнографии и древней истории Урала, Удмуртии в лекционных курсах, при оформлении музейных экспозиций.

Созданный корпус источников поможет в будущем решить ряд вопросов исторического порядка, в частности, проблему формирования удмуртского костюма, как части национальной культуры, проблему реконструкции этнических процессов в Прикамье в ранние периоды истории.

^ Основные положения, выносимые на защиту. 1. Материалы погребальных памятников чегандинской культуры, впервые собранные и обработанные во всей своей полноте, могут служить прекрасным источником для реконструкции костюма древнего населения Прикамья, благодаря обширности занимаемой территории, значительному историческому промежутку бытования, историческим судьбам носителей.

2. Костюм чегандинского населения может быть корректно исследован не основе планомерного сбора данных, всестороннего изучения и строгого отбора значимых признаков. Методические наработки этнографов могут с успехом применяться в археологических исследованиях. Условность математических методов, абсолютизируемых многими археологами, практически исключает их из возможного круга методических приемов, приемлемых для изучения костюма. Совершенно оправданным является рассмотрение истории костюма в динамике ее развития, выявившей значительные неточности в определении этапов генезиса национального удмуртского костюма, сложение которого можно отнести лишь к IX-X вв. н.э.

3. Изучение чегандинского костюма позволяет по-новому взглянуть на культурные контакты древнего населения Прикамья, оценить степень влияния различных этнических и языковых групп на сложение материальной культуры местных племен. Наиболее ранними являются контакты с ираноязычными племенами Великого пояса степей, оставившими значительный след в костюме именно древнего населения. Первая волна костюмных заимствований происходила в развитом бронзовом веке, вторая – в скифо-сарматскую эпоху. К этому периоду относятся заимствования различных видов головных уборов, системы размещения декора на одежде, обуви, общий для всего периода раннего железного века крой. В два этапа происходило влияние тюркоязычных нардов. Начало контактов наблюдается в V – середине VI в. н.э., что отразилось в появлении новых форм поясных украшений, вторая волна (выходящая за рамки настоящего исследования) относится к рубежу I-II тыс. и связана с влиянием крупнейшего этнополитического образования – государства Волжских Булгар. Фиксируется и костюмное влияние сибирского населения (декор и крой верхней одежды), но собранные материалы не позволяют связать его с каким-либо определенным временем.

Апробация работы. Основные результаты и выводы работы были представлены автором на региональных, общероссийских и международных конференциях в Пензе (02.2004), Казани (03.2004), Глазове (11.2004), Омске (11.2004), Челябинске (02.2005), Екатеринбурге (05.2005), Уфе (06.2005), а также в представленных в печать и опубликованных работах общим объемом около трех п.л.

Структура работы обусловлена задачами, каждая из которых освящена в самостоятельной главе. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, текстовых и графических приложений. Основные параграфы работы изложены по следующей схеме: 1) краткая характеристика изучаемого явления; 2) принципы классификации; 3) иллюстрации классификационных схем, реконструкция и характеристика выделенных типов и вариантов основных элементов костюма; 4) эволюция костюма и его элементов. Описание явлений сопровождается иллюстративным материалом, представленным в приложениях: рисунки, графические реконструкции, карты. Подрисуночные подписи, даты, названия местностей даны в соответствии с имеющейся научной документацией.

  1   2   3




Похожие:

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Работа выполнена на кафедре социальной философии факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н. И....
На правах рукописи iconСэм Шеппард На правах рукописи Любовь зла
Пьеса отредактирована и направлена для распространения Управлением театров Министерства культуры СССР
На правах рукописи iconНа правах рукописи
Защита состоится 16 мая 2011 года в 11. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 154. 01 при Московском педагогическом...
На правах рукописи iconНасонов С. А. ( на правах рукописи) Право на неприкосновенность жилища
«Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных...
На правах рукописи iconЧто должен знать ребенок о своих правах. (Вопросы к статьям Конвенции о правах ребенка для закрепления). Вопросы к Статье 1
Прав ли проигравший поединок персонаж, ссылаясь на ра­венство в правах с победителем?
На правах рукописи iconНасонов С. А. ( на правах рукописи) Право требовать от судьи не использовать доказательства, полученные с нарушением закона. «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона»
«При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона» ( часть 2...
На правах рукописи iconДокументы
1. /Законодательство Российской Федерации о правах детей на отдых и оздоровление/Налоговый...
На правах рукописи iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», «О правах ребенка», Декларацией о правах ребенка, Уставом...
На правах рукописи iconПоложение о формах получения образования учащимися средней
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «О правах ребенка», Декларацией о правах ребенка, Уставом...
На правах рукописи iconДокументы
1. /Всеобщая декларация прав человека (10 дек 1948).txt
2. /Международные...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов