Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов» icon

Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов»



НазваниеУрок упражнение по теме «Соединения химических элементов»
Дата конвертации29.05.2012
Размер86.27 Kb.
ТипУрок

Урок – упражнение по теме

«Соединения химических элементов»

Тип урока: комбинированный, обобщающий (с элементами игры)


Образовательные задачи:

выявить уровень знаний обучающихся классов соединений химических элементов, их свойств, повторить основные понятия темы (степень окисления, оксиды, основания, кислоты, соли).


Воспитательные задачи:

расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.


Развивающие задачи:

развивать умения составлять химические формулы веществ, давать им название, умение распознавать среду с помощью индикаторов, развивать интерес к предмету, используя игровые технологии, развивать логическое мышление и творческие способности обучающихся.


Цели: обобщить и систематизировать полученные знания о соединениях химических элементов.


Методы обучения:

Словесные

Наглядные

Практические

Исследовательский эксперимент


Реактивы и оборудование: р-ры HNO3, NaOH, вода, универсальная индикаторная бумага, стеклянные палочки, пробирки, карточки с заданиям, компьютер, диск «Химия. Интерактивные творческие задания. 8-9 класс», таблица «Растворимость солей и оснований в воде», периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Изменение окраски индикаторов в различных средах»


Ход урока:

^ I. Организационный момент

II. Проверка выполнения индивидуального задания по теме «Соли»

III. Сообщение целей и задач урока.


На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему «Соединения химических элементов». Теперь для того, чтобы закрепить те знания, которые мы получили, я предлагаю провести необычный урок в форме игры. Для этого формируем три команды по рядам. У каждой команды есть капитан, ответственный за подготовку обучающихся. Нас окружают много объектов живой и неживой природы.

- Из чего они состоят? (из веществ)

- На какие группы делятся известные Вам вещества? (простые и сложные)

- Какие вы знаете простые и сложные вещества?

Мы познакомились с четырьмя классами сложных веществ.

- Назовите их, дайте определения.

1)^ Начнём с игры «Химическая разминка»


Цели игры: активизировать процесс заучивания формул.


По одному участнику с каждого ряда выходит к доске, выбирают формулу и дают название. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ неверный команда исправляет ошибку, ответ не засчитывается.


1 ряд. H2SO4, NaOH, NaCl, CuO

2 ряд.
HNO3, KOH, CaCO3, Fe2O3

3 ряд. H2CO3, Ba(OH)2, K2SO4, NO2


Жюри подводит итоги ( max количество баллов 4)


2. ^ Игра «Определите название и класс веществ»




Формула вещества

Название вещества

класс вещества

1

Al(OH)3







2

H2SiO3







3

CaCO3







4

NaCl







5

NaOH







6

K2O







7

CuO







8

H2SO4







9

P2O5








max количество баллов -3


3. ^ Игра «Прятки с формулами»


Цель игры: развить умение, наблюдательность, умение составлять формулы неорганических веществ.


Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»


Работают по 3 человека от каждого ряда одновременно, остальные в тетрадях. Max число баллов -3.


Игрок должен составить формулу, прочитать её, дать название.


H2-O3

Na3P-

H2-O4

-CO3

KO-

-NO3

-SiO3

-OH

H3-O4

Игроки могут использовать таблицы «Растворимость солей и оснований в воде»


4.^ Определение среды предложенного вещества.

-Как распознать, какая среда : кислая, нейтральная , щелочная

О каком индикаторе идёт речь?

Ничего не могу поделать с собой:

Как едкая щёлочь- от страха синею,

А с кислотой – совершенно другой,

От пылкой любви мгновенно краснею.

(Лакмус)


Как на прогулке от мороза,

От кислоты я стану розов,

А в щелочи мой вид смешон,

Я сразу желтый, как лимон!

(Метилоранж)


-С помощью универсальной индикаторной бумаги распознать в каких пробирках находится кислота, вода, щелочь.


При работе с веществами надо соблюдать меры безопасности, чтобы не получить ожоги (повторение правил ТБ, при работе с кислотами и щелочами)


Max число баллов – 2.


5. ^ Игра «Верно-неверно»

Цель: провести закрепление или повторение с классом или учеником, который скован и теряется при ответах у доски.


Я буду задавать вопросы любому игроку из команды. Игрок отвечает «да» или «нет». Каждый ответ оценивается в 1 балл.


Вопросы I команде:

1. Правда ли, что фенолфталеин в щелочной среде малинового цвета?

2. Правда ли, что все кислоты можно пробовать на вкус?

3. Правда ли, что вода составляет до 80% массы клетки?

4. Правда ли, что поваренная соль – это хлорид натрия?


Вопросы II команды.

1. Верите ли вы, что соляная кислота находится в желудке человека?

2. Верите ли вы, что метилоранж в кислой среде оранжевого цвета?

3. Правда ли, что все соли натрия нерастворимы в воде?

4. Правда ли, что муравьиная кислота содержится в жгучих волосках крапивы?


Вопросы III команде:

1.Верите ли вы, что серная кислота применяется для осушения газов?

2. Правда ли, что углекислый газ применяется для тушения пожаров?

3. Правда ли, что воду можно добавлять в серную кислоту, чтобы получить раствор?

4.Правда ли, что гидроксид натрия применяется в мыловарении, кожевенной и фармацевтической промышленности?


6. Игра «Установи соответствие»


Цель: отработка навыков быстрого запоминания формул и их «прочтения»


Установите соответствие между кислотой и солью:




^ Задание получают все ученики (карточки)

Учитель после выполнения вызывает трёх учеников и они озвучивают свой результат.


7.Игра «Блиц-турнир»

Цель: активизировать процесс распознавание формул и названия химических соединений.


От каждой команды выходит 2 игрока. У одного карточка с названием вещества, второй на доске пишет формулу вещества.


1 ученик

2 ученик

гидроксид бария

Ba(OH)2

гидроксид меди (II)

Cu(OH)2

нитрат натрия

NaNO3

карбонат кальция

CaCO3

гидроксид калия

KOH

хлорид натрия

NaCl

азотная кислота

HNO3

угольная кислота

H2CO3

ортофосфорная кислота

H3PO4

Если ученик затрудняется написать формулу, второй ему помогает.

Max баллов-3.


8. Игра «Крестики-нолики»

Верный путь составляет:

1. Кислоты

Al2O3 NaOH H2SO4

CaCl2 HNO3 MgO

HCl SO2 K2O


2. Основания

NaOH KOH Ba(OH)2

CaO NaCl MgO

SO2 CaS Ca(OH)2


3. Оксиды

SO3 NaBr CaO

CO2 KPO4 Na2O

H2S H2CO3 BaO


Задание оценивается в 1 балл.

^ 9. Химическая рыбалка


Цель игры: закрепить умение составлять формулы, давать им название, упрочить знания основных классов неорганических веществ.

«Рыболов» должен выловить «голову» и «хвост» рыбы и составить формулу.



Ba

SiO3

H

Cl

H2

CO3

Na

NO2

K

NO3

Ca

O


Max 2 балла.


^ 10. Игра «Найди лишнее»


Цель: развить умение работать с таблицей растворимости, найти нерастворимую соль.


NaCl

BaSO4

FeCl2

K2SO4

CaSO3

AgNO3

Na3PO4

Mg3(PO4)2

CoCl2


Max – 1 балл

^ 11. Определить степень окисления.


Дайте определение степени окисления.

Ученики выходят к доске и работают с карточками.


K2O

HNO3

NaOH

Na2CO3

CaO

H2SO4

KOH

Na2SiO3

Al2O3

H2CO3

LiOH

K3PO4


Max 4 балла

^ 12. Интерактивное творческое задание. Работа с классом и с компьютером.


1)Какого цвета лакмус в щёлочной среде? (синего)

2)Какая кислота применяется при изготовлении взрывчатки? (азотная кислота)

3)Как называется кислота, полученная из цитрусовых? (лимонная кислота)

4)Что нужно сделать, если вы пролили на руки соляную кислоту? (вымыть руки большим количеством воды)

5)Какое вещество используется для разбавления кислоты, чтобы сделать её менее опасной? (вода)

6)Какое основание используется в производстве мыла? (гидроксид натрия)

7)Некоторые кислоты входят в состав нашей пищи. Какие они на вкус? (кислые и жгучие)

8)Какой цвет приобретает универсальный индикатор в сильнокислой среде?(красный)

9)Какой предупреждающий знак говорит о том, что соляная кислота является опасным веществом? («Едкое вещество!»)

10)Какая кислота используется в автомобильных аккумуляторах? (Серная кислота)

11) Как изменится pH раствора кислоты, если добавить к нему основание? (pH возрастёт)

12)Какой индикатор используется для того, чтобы выяснить, кислую или щёлочную реакцию имеет вещество? (универсальный индикатор)


^ IV. Домашнее задание: параграфы 18-21, задания по карточкам по темам: «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли».


V. Подведение итогов, жюри сообщает результаты соревнования команд. Выставление оценок.


Литература.

1.О.С.Габриелян, учебник химии, 8 класс «Дрофа», 2002г.

2.Е.П.Сгибнева, А.в.Скачков. Современные открытые уроки химии 8-9 классы, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.

3.Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии, 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением, Москва, «Глобус», 2010г.

4.Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина. Дидактические игры при обучении химии. «Дрофа», 2005г.




Похожие:

Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов» iconЗадания к контрольной работе по теме «Соединения химических элементов»
Выпишите отдельно кислоты, основания, оксиды, соли: AlCl3, Cu(OH)2, Н2SO4, co2, Fe(NO3)3
Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов» iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе...
Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов» iconАннотация к монографии Л. А. Сокова
Тб и этими объектами, процессами и физическими, физико-химическими, химическими константами химических элементов. При корреляционном...
Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов» iconInorganic geochemistry
Рассмотрено влияние структурных, термодинамических, кинетических и кристаллохимических факторов на распределение химических элементов...
Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов» iconФёдоровой Ирины Владимировны По теме: Подготовка учащихся к егэ. По вопросу: Периодический закон
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов» iconЭкзаменационные билеты по химии. 9 класс. Билет №1 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от атомного (порядкового) номера
Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов» iconУрок по теме: «Типы химических реакций» Учитель химии Калашникова Наталия Викторовна Энгельс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32» г. Энгельса Саратовской области
Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов» iconБелок и всё о нём в биологии и химии {
Тогда же А. М. Бутлеров создал теорию строения химических соединений, а Д. И. Менделеев открыл периодический закон (см. Периодическая...
Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов» iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов...
Урок упражнение по теме «Соединения химических элементов» iconВопросы к зачету
Оксиды – бинарные соединения, в которых один из элементов – кислород со степенью окисления –2
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов