«Информатика и икт» icon

«Информатика и икт»



Название«Информатика и икт»
Дата конвертации29.05.2012
Размер342.43 Kb.
ТипПрограмма


Республика Марий Эл. Параньгинский район. Моу «куракинская сош».



Рассмотрено на заседании РМО учителей Информатики и ИКТ Параньгинского района.

Протокол№ 1 от 18.08.2009

Председатель РМО ________/Шакуров З.З./

Согласовано:

Заместитель по УВР ________/Казанцева Л.И./


Утверждаю:

Директор ОУ

_______/Антропов В.А./



Программа обучения учеников в проектной деятельности по созданию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).




Разработки проектных работ учеников на уроках и кружковых занятиях (элективных курсах) по предмету «Информатика и ИКТ». Основное направление проектных работ «Разработка цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).


^ Шакуров Зулькафир Зулькарнаевич

http://teach-shzz.narod.ru

shzz_portanur@mail.ru

[Начало 2007 год.]


В данной разработке дается теоретическое обоснование необходимости пересмотра традиционных методов обучения и необходимости включения в систему проверенных методов ещё один метод обучения – метод обучения через проектную деятельность. В методике проектных работ учеников автор приводит детальные разработки проектных заданий по нескольким направлениям.



Содержание:


^ Теоретическое введение в тему разработки. 3

Каковы могут быть цели и особенности проектного обучения? 4

Примечания автора разработки. 4

Преимущества обучения учеников в проектной деятельности над традиционной методикой. 5

^ Проектные работы на уроках и в кружковых занятиях (элективных курсах) по предмету «Информатика и ИКТ». 6

Направления проектных работ: 6

Проект №1 «Мультимедийные приложения к урокам». 7

^ 7

Планирование проекта « Мультимедийные приложения к урокам» 9

Проект №2 «Информация из Интернет».
11


11

Планирование проектного обучения раздела «Информация из Интернет» 8 уроков и 5 часов кружковых занятий. 13

^ Проект №3 «Динамические модели в Ms Power Point». 13

Планирование проектной работы «динамические модели в Ms Power Point» - 8 уроков и домашнее задание.. 14

Проект №4 «Моделирование в среде объектно-ориентированного программирования». 15

Планирование проектной работы «Моделирование в среде объектно-ориентированного программирования». 16

^ Проект №5 «Применение электронной таблицы в исследовательской работе по физике». 16

Планирование проектной работы «Применение электронной таблицы в исследовательской работе по физике» 10 часов. 17

^ Проект №5-укороченный «Применение электронной таблицы при решении задач по физике» - 4 урока. 17

Возможные варианты исследовательских заданий. 18

^ Проект №6 «Создание цифровых электронных ресурсов (ЦОР) в html редакторе. 23

Планирование 23

Краткое описание ожидаемого или уже конечного программного продукта проектной деятельности учащихся. 23

Литература: 24
^



Теоретическое введение в тему разработки.


Из разработки Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ. Авторская работа Ржанова И.А., Сологуб В.А. «Метод проектов как условие формирования исследовательских компетенций учителя и учащихся».

Современная школа находится в ситуации, когда необходимо реформирование всех составляющих образовательного процесса: и содержания образования, и методов и приемов обучения, и требований к личности педагога.

Нынешние школьники часто испытывают разочарование, осознавая чему, зачем, как и кто их учит.

Избежать негатива можно, используя в школьной практике актуальный в сегодняшней педагогике метод проектов.

Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта и его представления в рамках устной или письменной презентации.

В настоящее время метод проектов приобрел популярность в связи:

  • с растущей необходимостью формирования новой системы образования и воспитания молодежи,

  • ее переориентации на социализацию личности через участие в общественно значимой деятельности,

  • развитие способности к самостоятельному решению разнообразных жизненных трудностей и проблем

Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Метод проектов является технологией, которая позволяет учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям (ситуация неопределенности, кооперации и т.д.) и на основе различного предметного содержания. Проектный метод в школьном образовании это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств, как учителя, так и учащихся.
^





Каковы могут быть цели и особенности проектного обучения?


  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

Это становится возможным:

  • через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

  • через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания

  1. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий. Вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

В любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но выслушать и понять другую. В случае несогласия, уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения

  1. Развивать исследовательские умения

Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

  • анализировать проблемную ситуацию,

  • выявлять проблемы,

  • осуществлять отбор необходимой информации из литературы,

  • проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.




  1. ^

    Примечания автора разработки.


    На взгляд автора, на предметных уроках «Информатика и ИКТ» и «Физика» есть все необходимые предпосылки и условия для организации обучения учеников в проектной деятельности.

  2. В проектной деятельности, кроме того, что мы учим учеников самостоятельности в сборе и обработке материала, прививаем исследовательские навыки, можно более полно организовать межпредметные связи.

  3. На взгляд автора, при планировании учебного материала не нужно впадать в крайности и думать, что все необходимые знания и навыки мы сумеем передать ученикам только в процессе проектной деятельности учеников. Необходимо сочетание различных методов обучения и воспитания, при этом, не отбрасывая традиционные методы ведения уроков.

  4. Помните, что неумелая постановка задачи и не совсем четкое определение целей проектной деятельности учеников, только вредит процессу получения новых знаний и отработки навыков.

  5. При разработке проектных заданий, на взгляд автора, необходимо ещё учитывать и возможности тех, кто будет работать над этим проектом. Любая проектная работа имеет свои временные ограничения, и она при выходе из проекта, на данном этапе для данного участника должна быть выполнена до логического завершения (так как бывают и долгосрочные проекты).

  6. Для выполнения проектной работы должны быть доступны все необходимые условия и материально технические средства.

  7. При проектировании деятельности учеников необходимо знать о специфике педагогических проектов. Это в большинстве случаях:

  1. Цели намечаются и корректируются с учетом промежуточных результатов;

  2. Параллельно используются количественная и качественная оценки;

  3. Сроки и продолжительность, зависят от вероятностных факторов;
^

Преимущества обучения учеников в проектной деятельности над традиционной методикой.



  1. В традиционной методике обучение ведется по цепочке: теория с практическими занятиями по отработке навыков – практикумы.

  2. Часто в этой методике предлагаются малозначимые проекты для практикумов.

  3. Обучение учеников в проектной деятельности сохраняет основные этапы получения знаний в виде: теория с практическими занятиями по отработке навыков – практикумы. Но в данной методике проявляются некоторые преимущества:

  1. Уже с самого начала изучения темы, перед учениками ставят четкую задачу;

  2. При работе над проектом обычно применяют более широкий спектр аппаратной и программной конфигурации, отрабатываются более широкие умения и навыки;

  3. Сужается разрыв между теорией и практикой;

  4. Ученики видят примеры применения изучаемой темы на практике, получают готовый к применению программный продукт;

  5. В данной методике отрабатываются навыки проектирования и видения перспективы;

  6. В этой методике отрабатываются исследовательские навыки, навыки самостоятельного поиска, обработки, хранения и применения различных видов информации из различных источников.

  7. Более глубокие межпредметные связи.
^

Проектные работы на уроках и в кружковых занятиях (элективных курсах) по предмету «Информатика и ИКТ».




Руководитель: учитель физики, математики и информатики Шакуров Зулькафир Зулькарнаевич.

Исполнители: ученики 8 – 11 классов.

Место проведения: МОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа», Параньгинский район, Республика Марий Эл.

^ Главная цель и задачи проектной деятельности: привитие навыков самостоятельной работы, проектирования долгосрочных проектов; получение прочных знаний и навыков; способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

^ Основные материальные средства: На каждый проект один компьютер с мультимедийными возможностями и с выходом в Интернет, учебники, справочники, дополнительная литература.
^

Направления проектных работ:





Название проекта

Тематическая направленность

Ожидаемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

^ Мультимедийные приложения к урокам

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.

Мультимедийные приложения к урокам

^ Информация из интернет

Поиск информации в Интернете и использование его в своих трудах. Авторские права.

комплексный информационный объект занимательного содержания, применяемый как дополнительный материал по учебному предмету.

^ Динамические модели в Ms Power Point

Мультимедийные технологии и моделирование

Динамические модели к урокам

^ Моделирование в среде объектно-ориентированного программирования

Системы визуального программирования и моделирование

Исполняемый файл к урокам.

^ Применение электронной таблицы в исследовательской работе по физике

Электронные таблицы и моделирование

Электронные таблицы с графиками по результатам измерений

Создание ЦОР в редакторе html страниц.



Комплексные информационные объекты.





^

Проект №1 «Мультимедийные приложения к урокам».


Тематическая направленность: Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.

^ Ожидаемый ЦОР: Мультимедийные приложения к урокам.

Продолжительность: проектная работа рассчитана предположительно на 30 часов занятий.

Исполнители: старшая школа профильный курс – 10 класс.

Цель: Привить навыки получения, хранения и обработки графических, аудио и видео файлов, создания мультимедийных презентаций.

Примечание: Проектную работу выполнять при условии, что на урок информатики и ИКТ в 10 классе отведено более 1 часа в неделю или провести работу с учениками 10 и 11 класса в виде элективного курса по информатике и ИКТ.

^ Необходимые умения и навыки перед вступлением в проект: умение работать с компьютером, знакомство с операционной системой, минимальные умения работать с файлами и папками. Знание таких терминов, как файл, формат файла, папка, окно.

^ Задачи теоретической части проекта - изучить теоретический материал:

    • Кодирование цветовой и графической информации. Формат графических файлов. Растровая и векторная графика. Рисунки и фотографии. Интерфейс графических редакторов.

    • Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой информации и видеоинформации.

    • Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

    • Использование простых анимационных графических объектов, создание анимированных рисунков.

    • Различные способы организации смены слайдов (по щелчку, автоматически, по гиперссылке).

    • Организация гиперссылки и виды гиперссылки.

    • Использование в презентации внешних объектов.

Задачи практической части проекта - отработать следующие практические навыки:

    • Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

    • Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.

    • Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

    • Сканирование графических изображений (+снимок экрана).

    • Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда, создание анимированных рисунков.

    • Запись изображений с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов, сканеров, видеокамеры).

    • Подготовка презентации, различные способы сохранения презентации, демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

    • Запись речи или музыки.

    • Обработка материала, монтаж информационного объекта.

    • Применение различных внешних носителей для хранения информации.

    • Отработка навыков самостоятельного поиска, обработки, хранения и применения различных видов информации из различных источников.

Этапы работы над проектом.

  1. Вступительное слово руководителя, постановка задачи, распределение проектных работ.

  2. Работа над концепцией и структурой проекта, определение необходимых программных и аппаратных средств.

  3. Сбор материала (фото и видеосъемки, сканирование графики, работа с учебниками Физика, со справочными материалами, с задачниками).

  4. Подготовка на компьютерах фото и видео материала, запись звукового сопровождения, обработка отсканированного материала.

  5. Создание мультимедийного продукта.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение.

  1. На каждый проект один компьютер, с характеристиками, позволяющими создавать мультимедийные презентации, содержащие звуковое сопровождение, графику, фото и видео материалы.

  2. Достаточно одного компьютера, не участвующего в проекте, для обработки видеосъемок, сканирования графики и, возможно, для записи звукового сопровождения.

  3. Необходимо одно из двух или обе возможности переноса большого объема информации: локальная сеть, внешний носитель, например, USB Flash-память.

  4. Цифровой фотоаппарат и цифровая видеокамера, сканер, микрофон и динамики.

  5. Демонстрационные приборы и материалы по физике, возможно, созданные учителем или учениками. Учебники, задачники, справочные материалы, плакаты и рисунки.

  6. Программное обеспечение: программы для обработки графики, фото и видеофайла; средство создания презентации; программы получения и обработки отсканированных рисунков; программа записи и обработки звукового файла.

^

Планирование проекта « Мультимедийные приложения к урокам»


Продолжительность: 30 часов занятий.

  1. Вступительное слово руководителя, постановка задачи, распределение проектных работ. Работа над концепцией и структурой проекта, определение необходимых программных и аппаратных средств – дома и 1урок

  2. Сбор материала (фото и видеосъемки, сканирование графики, работа с учебниками Физика, со справочными материалами, с задачниками) – 5 уроков.

    1. Проверка и корректировка домашнего задания (конспект урока, материалы слайдов). Работа над концепцией (содержанием слайдов) проекта – 2 урока.

    2. Теоретический практикум основы обработки графики. Формат графических файлов. Сканирование. Графические редакторы и обработка изображения – 3 урока.

  1. Подготовка на компьютерах фото и видео материала, запись звукового сопровождения, обработка отсканированного материала – 8 уроков

  1. Знакомство с фотоаппаратом и видеокамерой. Основы фото и видео съемок. DV и DVD видеокамеры. Формат видеофайла. Пробные съёмки. Фото и видеосъемки для проекта – 3 урока.

  2. Захват видеофайла с цифровой видеокамеры и его обработка. Windows Movie Maker – 2 урока.

  3. Основы звукозаписи. Формат звуковых файлов и выбор параметров звука. Звуковые редакторы. Подготовка звуковых фрагментов к слайдам – 3 урока.

  1. Создание мультимедийного продукта – 16 уроков.

  1. Работа со слайдами (графический интерфейс PowerPoint, создание, сохранение слайда, дизайн и макет слайда, средства рисования, вставка рисунка, заполнение слайда текстом, простые анимационные эффекты, смена слайда)5 уроков

  2. Создание анимированных моделей – 5 уроков.

  3. Гиперссылки на файлы, слайды и на Интернет ресурсы, настройка действий (создание слайдов с тестовыми заданиями, в которых верные и неверные ответы проверяются звуковыми эффектами), гиперссылки на видео файлы, вставка звука – 3 урока.

  4. Доработка проекта, оптимизация, защита проекта и документа, способы сохранения, запись на CD – 3 урока.

Примечание: Количество кружковых занятий зависит от сложности проектных заданий.


^ Ожидаемые результаты.

  1. Выполнение всех поставленных целей и задач.

  2. Получение готового электронного обучающего продукта, пригодного для дальнейшего применения на уроках или в процессе самоподготовки.
^



Проект №2 «Информация из Интернет».


Тематическая направленность: Поиск информации в Интернете и использование его в своих трудах. Авторские права.

^ Ожидаемый ЦОР: комплексный информационный объект занимательного содержания, применяемый как дополнительный материал по учебному предмету.

Продолжительность: проектная работа рассчитана предположительно на 13 часов занятий.

Исполнители: старшая школа профильный курс (ученики 10 класса) или основная школа (ученики 8 класса). Планирование по учебнику Угринович Н.К.

Примечание: Проектную работу выполнять, исключив некоторые практические задания, предложенные авторами учебников или (и) вовлекая учеников в кружковую работу по информатике и ИКТ.

Цель: закрепление знаний, полученных до вступления в проект и отработка практических навыков.

^ Необходимые умения и навыки перед вступлением в проект.

Умение работать с компьютером, знакомство с операционной системой, минимальные умения работать с файлами и папками. Знание таких терминов, как файл, формат файла, папка, окно. Умение работать с офисными приложениями.

Перед вхождением в проект должны быть проведены теоретические и практические занятия по следующей тематике:

  1. Окно браузера, добавление в избранное, способы сохранения web страницы. Печать страницы из окна браузера.

  2. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

  3. Авторские права и защита авторских прав.

  4. Копирование информации из web страницы и вставка в Word.

ПРИМЕЧАНИЕ: Особо нужно уделить внимание на то, что если используют в своих трудах информацию, скопированную из Интернет, то нужно вставить в свой труд и информацию о ресурсе (URL), об авторе и название.

  1. Антивирусное сканирование.

Задачи проектной деятельности учащихся.

  • При работе над данным проектом необходимо отработать следующие практические навыки:

    • Уверенная работа в Интернет

    • Поиск, сохранение, использование материала из Интернет. Антивирусное сканирование.

    • Отработка навыков создания аннотированных списков Интернет ресурсов.

    • Уверенная работа в среде текстового редактора.

    • Умение использовать материалы другого автора, не нарушая авторских прав.

    • Отработка навыков создания комплексных информационных объектов.

    • Отработка навыков форматирования и печати документа.

Этапы работы над проектом.

  1. Вступительное слово руководителя, постановка задачи, распределение проектных работ.

  2. Сбор материала.

  3. Обработка материала.

  4. Создание конечного продукта.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение.

  1. На каждый проект один компьютер, с характеристиками, позволяющими создавать мультимедийные программные продукты.

  2. На каждый проект один компьютер с выходом в сеть Интернет.

  3. Необходимо одно из двух или обе возможности переноса большого объема информации: локальная сеть, внешний носитель, например, USB Flash-память.

  4. Достаточно одного компьютера с установленным принтером.

  5. Программное обеспечение: интернет браузер, html редактор, офисный пакет программ и пакет антивирусного сканирования.
^

Планирование проектного обучения раздела «Информация из Интернет» 8 уроков и 5 часов кружковых занятий.


  1. Вступительное слово руководителя, постановка задачи, распределение проектных работ. Составление аннотированного списка ссылок по темам проекта - 2 урока.

  2. Подготовка занимательного материала с использованием справочников и занимательной литературы – дома и 1 урок.

  3. Подготовка занимательного материала из Интернета – 2 урока + 1 час кружкового занятия.

  4. Создание комплексного программного продукта - ^ 3 урока + 4 часов кружковых занятий.

Возможные способы создания комплексного программного продукта:

Создание web страниц по шаблону

Использование офисных приложений.

^ Ожидаемые результаты.

  1. Выполнение всех поставленных целей и задач.

  2. Получение готового электронного обучающего продукта, пригодного для дальнейшего применения на уроках или в процессе самоподготовки.


^

Проект №3 «Динамические модели в Ms Power Point».


Тематическая направленность: Мультимедийные технологии и моделирование.

Ожидаемый ЦОР: Динамические модели к урокам.

Продолжительность: проектная работа рассчитана предположительно на 8 часов занятий.

Исполнители: старшая школа профильный курс (ученики 10 класса). Планирование по учебнику Угринович Н.К.

Примечание: Проектную работу выполнять на уроках информатики и ИКТ при изучении темы «Информационные технологии – компьютерные презентации». Доработку проектов, после проверки и высказанных замечаний можно дать в виде домашнего задания. Защиту проектных работ можно вынести на внеклассное мероприятие с привлечением учителей и учеников других классов. Проект затрагивает и тему «Информационные технологии – векторная графика в офисных приложениях», поэтому вы можете сократить количество уроков по этой теме.

Цель: закрепление знаний, полученных до вступления в проект и отработка практических навыков.

^ Необходимые умения и навыки перед вступлением в проект.

Умение работать с компьютером, знакомство с операционной системой, умение работать с программой для создания презентаций.

Перед вхождением в проект должны быть проведены теоретические и практические занятия по следующей тематике:

  1. Этапы создания мультимедийных презентаций.

  2. Анимация объектов слайда. Динамические модели в Power Point.

Задачи проектной деятельности учащихся.

  • При работе над данным проектом необходимо отработать следующие практические навыки:

    • Уверенная работа с программой для создания презентаций.

^ Этапы работы над проектом.

Вступительное слово руководителя, постановка задачи, работа над проектами, проверка и корректировка работ, исправление замечаний руководителя, подготовка проекта к защите и зашита проекта.

^ Необходимое аппаратное и программное обеспечение.

На каждый проект один компьютер, с характеристиками, позволяющими создавать мультимедийные программные продукты и офисное приложение для создания презентаций.
^

Планирование проектной работы «динамические модели в Ms Power Point» - 8 уроков и домашнее задание..


  1. Выбор учениками объекта моделирования – дома.

  2. Консультация учителя о способах реализации каждого проекта, о предположительных эффектах анимации применимых к данному проекту и работа над дизайном слайдов- 1 урок.

  3. Подготовка графических изображений объектов моделирования - 2 урока.

  4. Анимация объектов моделирования. – 3 урока

  5. Проверка и корректировка работ, исправление замечаний руководителя – 1 урок и дома

  6. Резерв – 1 урок

  7. Подготовка проекта к защите – дома

  8. Защита проекта - внеклассное мероприятие.



Ожидаемые результаты.

  1. Выполнение всех поставленных целей и задач.

  2. Получение готового электронного обучающего продукта, пригодного для дальнейшего применения на уроках или в процессе самоподготовки.


^

Проект №4 «Моделирование в среде объектно-ориентированного программирования».




Тематическая направленность: Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.

^ Ожидаемый ЦОР: исполняемый файл к урокам.

Продолжительность: проектная работа рассчитана предположительно на 10 часов занятий.

Исполнители: старшая школа профильный курс.

Примечание: Проектную работу выполнять при условии, что на урок информатики и ИКТ в 10 классе или 11 классе отведено более 1 часа в неделю или провести работу с учениками 10 и 11 класса в виде элективного курса по информатике и ИКТ.

После изучения основ программирования перед учениками поставлена задача, разработать программы по школьным предметам в среде объектно-ориентированного программирования (у нас Visual Basic).

Цель: закрепление знаний, полученных до вступления в проект и отработка практических навыков.

^ Необходимые умения и навыки перед вступлением в проект.

Знать основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.

Задачи проектной деятельности учащихся.

  • При работе над данным проектом необходимо отработать следующие практические навыки:

    • Основные алгоритмические структуры.

    • Составлять, тестировать и отладка программы в среде объектно-ориентированного программирования.

Этапы работы над проектом.

  1. Вступительное слово руководителя, постановка задачи, распределение проектных работ.

  2. Сбор материала.

  3. Создание конечного продукта.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение.

  1. На каждый проект один компьютер, с установленной системой объектно-ориентированного программирования.



  1. ^

    Планирование проектной работы «Моделирование в среде объектно-ориентированного программирования».


    Разработка учениками названия и тематики программ, выбор структуры и концепции программ, консультации учителя, работа над дизайном программы и присвоение свойств объектам – 4 часа.

  2. Составление и отладка программы, компиляция – 5 часов.

  3. Защита проекта – 1 час.

^ Ожидаемые результаты.

Выполнение всех поставленных целей и задач.

Получение готового электронного обучающего продукта, пригодного для дальнейшего применения на уроках или в процессе самоподготовки.


^

Проект №5 «Применение электронной таблицы в исследовательской работе по физике».


Тематическая направленность: Электронные таблицы и моделирование.

^ Ожидаемый ЦОР: Электронные таблицы с графиками по результатам измерений.

Продолжительность: проектная работа рассчитана предположительно на 10 часов занятий.

Исполнители: старшая школа профильный курс.

Примечание: Проектную работу выполнять при условии, что на урок информатики и ИКТ в 10 классе или 11 классе отведено более 1 часа в неделю или провести работу с учениками 10 и 11 класса в виде элективного курса по информатике и ИКТ (или по физике).

Цель: закрепление знаний, полученных до вступления в проект и отработка практических навыков, вовлечение учеников в исследовательскую работу.

^ Необходимые умения и навыки перед вступлением в проект.

Знать основы работы с электронными таблицами.

Уметь проводить измерения физических величин.

Задачи проектной деятельности учащихся.

  • При работе над данным проектом необходимо отработать:

    • Исследовательские навыки.

    • Навыки работы с электронными таблицами.

Этапы работы над проектом.

Проведение исследовательской работы по физике, повторение темы «электронные таблицы», обработка результатов исследований в электронной таблице, защита.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение.

На каждый проект один компьютер, с установленным офисным приложением электронные таблицы.
^

Планирование проектной работы «Применение электронной таблицы в исследовательской работе по физике» 10 часов.


Повторение «Приемы работы в Ms Excel» – 1 час.

Получение проектной задачи, её решение и получение итоговых формул, проведение измерений, концепция и вид таблицы – 3 часа.

Заполнение и форматирование электронной таблицы – 2 часа.

Построение и форматирование диаграмм – 2 часа.

Резерв – 1 час.

Защита проекта – 1 час.
^

Проект №5-укороченный «Применение электронной таблицы при решении задач по физике» - 4 урока.


Получение проектной задачи, её решение и получение итоговых формул, эскиз таблицы - дома

Построение и заполнение таблицы – 1 час.

Устранение ошибок. Форматирование электронной таблицы – ^ 1 час.

Построение и форматирование графиков – 1 час.

Устранение ошибок. Построение и форматирование графиков. Защита проекта – 1 час.
^

Возможные варианты исследовательских заданий.



  1. Задание 1.

  • Исследовать зависимость сопротивления проводника R от длины L, если известно удельное сопротивление ? и площадь поперечного сечения S, а длина L меняется от 50 до 500 метров с шагом 50 метров .

  • Исследовать зависимость силы тока I от длины L, если известно электрическое напряжение U.

  • Построить графики зависимости R(L) и I(L) для меди S=2мм2, если U=4В.

  1. Задание 2.

  • Исследовать зависимость сопротивления проводника R от площади поперечного сечения S, если известно длина L, удельное сопротивление ?, а S меняется от 1 до 5 мм2 с шагом 0,5 мм2.

  • Исследовать зависимость силы тока I от площади поперечного сечения S, если известно электрическое напряжение U.

  • Построить графики зависимости R(S) и I(S) для стали L=1м, если U=4В.

  1. Задание 3.

  • Исследовать зависимость сопротивления металлического проводника R от температуры Т, если известно длина L, площадь поперечного сечения S, удельное сопротивление ?, температурный коэффициент ?, температура Т меняется от 200С до 6200С с шагом 500С.

  • Исследовать зависимость силы тока I от температуры Т, если известно электрическое напряжение U.

  • Построить графики зависимости R(Т) и I(Т) для алюминия L=1000м, S=10мм2 если U=220В.

  1. Задание4.

  • Исследовать зависимость силы тока I от сопротивления проводника R при заданном электрическом напряжении U.

  • Построить график зависимости I(R) , если R меняется от 1 до 101 Ом, с шагом 5 Ом.

  • В Листе2 исследовать зависимость силы тока I от электрического напряжения U при заданном сопротивлении проводника R.

  • Построить график зависимости I(U) , если U меняется от 0 до 100 В, с шагом 10 В.

  1. Задание 5.

  • Исследовать зависимость скорости ? перемещения S равноускоренного движения от времени t, если известно начальная скорость ?0 и проекция ускорения ах.

  • Построить график зависимости ?(t) и S(t) если, временя t меняется от 0,0 до 5,0 секунд через каждые 0,2 секунды.

  1. Задание6.

  • Исследовать зависимость силы Лоренца F, действующей на заряд q, массой m, влетающего в перпендикулярное магнитное поле индукции В, от скорости движения заряда ?.

  • Построить график зависимости F(?) для протона если, скорость движения заряда ? меняется от 100 000 м/с до 1 000 000 м/с через каждые 100 000 м/с. В = 0,004 Тл.

  1. Задание 7.

  • Исследовать зависимость радиуса окружности R движения заряда q, массой m, влетающего в перпендикулярное магнитное поле индукции В, от скорости движения заряда ?.

  • Построить график зависимости R(?) для протона если, скорость движения заряда ? меняется от 100000 м/с до 1 000 000 м/с через каждые 100 000 м/с. В = 0,004 Тл.

Прочти внимательно: во многих случаях в ячейки со значениями заряда и массы, необходимо вводить числа в экспоненциальной форме, например: 1,67Е-27 означает 1,67*10 -27 или запись  -1,6Е-19 означает   -1,6*10 -19. Эти данные нужно набирать при включенной ЛАТИНСКОЙ клавиатуре. 

  1. Задание 8.

  • Исследовать зависимость радиуса окружности R движения тела, совершающего поворот на горизонтальной плоскости, под действием силы трения (известно коэффициент трения ?), от скорости движения тела ?.

  • Построить график зависимости R(?) для какого-нибудь тела из резины, движущегося по асфальту, если скорость движения тел ? меняется от 0 м/с до 100 м/с через каждые 10 м/с.

  • В Листе2 исследовать зависимость силы трения F от массы тела m

  • Построить график зависимости силы трения F(m) для какого-нибудь тела из дерева, движущегося на горизонтальной плоскости по дереву, если масса тела m меняется от 10 кг до 100 кг через каждые 10 кг .

  1. Задание 9.

  • За счет силы трения тело удерживается на горизонтальной, вращающейся с угловой скоростью ?, платформе. 

  • Исследовать зависимость радиуса окружности R, по которой движется тело, от угловой скорости.

  • Рядом с таблицей построить график зависимости R(?) для дерева по дереву, если угловая скорость ? меняется от 0,25 об/с до 2,5 об/с через каждые 0,25 об/с.

  • Снизу первой таблицы, пропустив одну строку, построить таблицу для исследования зависимости радиуса окружности R, по которой движется тело, от коэффициента трения ?

  • Рядом с таблицей построить график зависимости R(?), если угловая скорость ? 2 об/с, а коэффициент трения ? меняется от 0,1 до 1 каждые  0,1

В ячейках, где вычисляются значения R, укажите: ФОРМАТ - ЧИСЛОВОЙ - 3 ЗНАКА ПОСЛЕ ЗАПЯТОЙ. (ВЫДЕЛЯЕМ ЯЧЕЙКИ -  ФОРМАТ - ЯЧЕЙКИ - ЧИСЛОВОЙ - ЧИСЛО ДЕСЯТИЧНЫХ ЗНАКОВ: 3 - ОК.) 

  1. Задание 10

  • Исследовать зависимость давления идеального газа Р от объема V, при изотермическом процессе, для водорода (известно молярная масса М) массой m=10 кг при температуре Т=300К, если объем V изменяется от 0,2 м3 до 2 м3 с шагом 0,2 м3 .

  • Построить график зависимости P(V) для этого процесса и поместить его снизу таблицы.

  • В соседних ячейках исследовать зависимость давления идеального газа Р от температуры Т, при изохорном процессе, для гелия (известно молярная масса М) массой m=2 кг объемом V = 20 м3 , если температура Т изменяется от 0 К до 1000 К с шагом 100 К.

  • Построить график зависимости P(Т) для этого процесса и поместить его снизу таблицы.

  • В соседних ячейках исследовать зависимость объема идеального газа V от температуры Т, при изобарном процессе, для аргона (известно молярная масса М) массой m=0,2 кг, находящимся под давлением Р = 10 000 Па, если температура Т изменяется от 0 К до 1000 К с шагом 100 К.

  1. Задание 11.

Дан пружинный маятник, совершающий гармонические незатухающие колебания (сопротивление среды не учитывать). Жесткость пружины k (Н/м) и масса груза m (кг)

  • Исследовать зависимость периода колебания (Т), от жесткости пружины (k), и построить график этой зависимости. Предусмотреть возможность введения любого значения массы груза (m). Жесткость k меняется от 100 до 1000 Н/м, через каждые 100 Н/м.

  • Исследовать зависимость периода колебания (Т), от массы груза (m), и построить график этой зависимости. Предусмотреть возможность введения любого значения жесткости пружины (k). Масса груза m меняется от 1 до 10 кг, через каждые 1 кг.

  1. Задание 12.

При малых деформациях тело испытывает упругую деформацию, при которой возникает сила упругости F, подчиняющаяся закону Гука.

  • Исследовать зависимость модуля силы упругости F (Н), от коэффициента жесткости k (Н/м) и построить график этой зависимости. Предусмотреть возможность введения любого значения деформации х (м). Жесткость k меняется от 100 до 1000 Н/м, через каждые 100 Н/м. (Значение х введите сами, только учтите, что деформация обычно несколько сантиметров, и её нужно ввести в метрах).

  • Исследовать зависимость модуля силы упругости (F), от деформации (х) и построить график этой зависимости. Предусмотреть возможность введения любого значения коэффициента жесткости (k). Деформация х меняется от 0 до 2 см, через каждые 0,5 см. (Значение k (Н/м) введите сами)

  1. Задание 13.

  • Тело совершает прямолинейное равномерное движение из точки с начальной координатой х0 (м) и со скоростью V (м/с). Предусмотреть возможность введения любого значения начальной координаты х0 и  скорости V. Исследовать зависимость скорости (V), перемещения (S) конечной координаты (х) от времени t (секунды) - где время меняется от 0 до 2 часов, через каждые 15 минут. Построить графики  зависимости этих величин от времени. Значения х0 и V, введите сами.

  1. Задание14.

Два точечных заряда q1 и q2 (Кл) находятся на расстоянии r (м) друг от друга. Между ними возникает сила электромагнитного взаимодействия F (Н), описываемая законом Кулона.

  • Исследовать зависимость сила электромагнитного взаимодействия F от заряда q1, если заряд q1 меняется от 0 до 100 мкКл, через каждые 10 мкКл. Предусмотреть возможность введения любого значения заряда q2 и расстояния r. Построить график этой зависимости (данные q2 и r введите сами).

  • Исследовать зависимость сила электромагнитного взаимодействия F от заряда q2, если заряд q2 меняется от 0 до 100 мкКл, через каждые 10 мкКл. Предусмотреть возможность введения любого значения заряда q1 и расстояния r. Построить график этой зависимости (данные q1 и r введите сами).

  • Исследовать зависимость сила электромагнитного взаимодействия F от расстояния r (в метрах), если расстояние r меняется от 1 до 101 см, через каждые 10 см. Предусмотреть возможность введения любого значения заряда q2 и заряда q1. Построить график этой зависимости (данные q2 и  q1 введите сами).

  1. Задание 15.

В однородное электростатическое поле напряженности Е, влетает заряд q, массой m и  с начальной скоростью V0, в направлении силовых линий. Предусмотреть возможность введения любого значения напряженности Е, заряда q, массы m и  начальной скорости V0.

  • Вычислить проекцию ускорения заряда (а).

  • Исследовать зависимость скорости заряда (V) от времени (t), если время t изменяется от 0,0 до 5,0 секунд через каждые 0,2 секунды. Построить график этой зависимости для протона, влетающего со скоростью 100000 м/с в поле с Е = 10 кВ/м.

  • Исследовать зависимость перемещения заряда (S) от времени (t), если время t изменяется от 0,0 до 5,0 секунд через каждые 0,2 секунды. Построить график этой зависимости для протона, влетающего со скоростью 100000 м/с в поле с Е = 10 кВ/м.

  • Посмотреть, как изменятся графики, если влетает электрон.

Прочти внимательно: во многих случаях в ячейки со значениями заряда и массы, необходимо вводить числа в экспоненциальной форме, например: 1,67Е-27 означает 1,67*10 -27 или запись  -1,6Е-19 означает   -1,6*10 -19. Эти данные нужно набирать при включенной ЛАТИНСКОЙ клавиатуре. 



  1. Задание 16.

В однородное электростатическое поле напряженности Е, влетает заряд q, массой m и  с начальной скоростью V, в направлении перпендикулярном силовым линиям. Предусмотреть возможность введения любого значения напряженности Е, заряда q, массы m и   начальной скорости V.

  • Исследовать зависимость радиуса окружности, по которой движется заряд (R) от скорости заряда (V). Построить график зависимости R(V) для протона если, скорость движения заряда ? меняется от 100000 м/с до 1 000 000 м/с через каждые 100 000 м/с. Е = 10 кВ/м.

  • Посмотреть, как изменится график, если влетает электрон.

Прочти внимательно: во многих случаях в ячейки со значениями заряда и массы, необходимо вводить числа в экспоненциальной форме, например: 1,67Е-27 означает 1,67*10 -27 или запись  -1,6Е-19 означает   -1,6*10 -19. Эти данные нужно набирать при включенной ЛАТИНСКОЙ клавиатуре. 

^

Проект №6 «Создание цифровых электронных ресурсов (ЦОР) в html редакторе.


Исполнители ученики 10 класса, начало проекта 2008/09 (апробация методики 2007/08) учебный год – 10 уроков.

Планирование


Основные требования к сайту. Работа над концепцией ЦОР. Инструментальные средства создания html страниц.

1

Подготовка графических элементов ЦОР

2

Редактор Web страниц. Табличное размещение данных. Создание шаблона страницы.

1

Редактор Web страниц. Форматирование свойств страниц. Фон.

1

Редактор Web страниц. Создание гиперссылок. Сохранение шаблона узла.

1

Заполнение и редактирование шаблона страниц. Защита.

4



^

Краткое описание ожидаемого или уже конечного программного продукта проектной деятельности учащихся.


  • Уроки по физике, с применением видео демонстраций, анимированных моделей физических процессов и явлений, сканированных рисунков и аннотированных ссылок на ресурсы Интернет (по разработкам преподавателя, где изложено примерное видение проекта преподавателем).

  • Электронные таблицы, моделирующие физические процессы или явления (ученики сначала решают задачу, которую сообщает учитель, получают необходимую формулу самостоятельно и разрабатывают электронную таблицу).

  • Исполняемые файлы, созданные по школьным предметам (свободная тема или темы, предложенные руководителем).

  • Электронные ресурсы или опубликованные сайты, созданные в редакторе Web страниц (html формат).

Литература:


  1. Учебники Физика, Информатика, справочники и дополнительная литература по физике.

  2. Авторский электронный обучающий курс Шакурова З З «Информатика, информационные технологии. Программирование».

  3. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории //Школьные технологии.- 1997.- № 1.- С. 116-119.

  4. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., 1997.

  5. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. – 1995. - № 6. - С. 39-47.

  6. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование.- 2000.- № 7.-С. 151-157.

  7. Сиденко А.С. Метод проектов: история, теория и практика //Наука и школа. 2002. №8. – С.49-53, №9. – С. 3-6.

  8. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.- М.: Сентябрь, 1998. – С. 83-128.

  9. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе.

  10. Содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. – М., 1993.

  11. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Спб: «Два ТРИ», 1996.-610с.

  12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М., 1997.







Похожие:

«Информатика и икт» iconН. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебник
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
«Информатика и икт» iconПрограмма курса «Информатика и икт» к учебнику "Информатика" (Н. В. Макарова) 10 11 класс
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента...
«Информатика и икт» iconМетодические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009
Единый государственный экзамен (далее егэ) по общеобразовательному предмету «Информатика и икт» в Санкт-Петербурге проводится с 2006...
«Информатика и икт» iconМетодические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009
Единый государственный экзамен (далее егэ) по общеобразовательному предмету «Информатика и икт» в Санкт-Петербурге проводится с 2006...
«Информатика и икт» iconРасписание егэ 28 мая (понедельник) информатика и информационно-коммуникационные технологии (икт), биология, история 31 мая (четверг) русский язык
Математика, физика, литература, информатика и информационно-коммуникационные технологии (икт) 4 часа (240 минут)
«Информатика и икт» iconПрограмма курса информатики и икт для 7 классов средней общеобразовательной школы пояснительная записка
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...
«Информатика и икт» iconИнформатика Метапредметные результаты
Обучающиеся познакомятся с различными средствами икт, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности...
«Информатика и икт» iconПротокол № от 20 г
Рф основного общего и среднего (полного) образования по дисциплине «Информатика и икт» для базового уровня. Поставленные цели в авторской...
«Информатика и икт» iconРабочая программа для учащихся 5-7 классов Составитель: Толстобова Т. П., учитель информатики, высшая категория
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...
«Информатика и икт» iconПояснительная записка
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...
«Информатика и икт» iconАнализ результатов Единого государственного экзамена по информатике и икт в 2010-2011 учебном год
Предмет Информатика и икт в 2010 году сдавали 59 обучающихся (по сравнению в 2010 году 40 учеников) из 17 общеобразовательных учреждений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов