\"Детский дом\" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева icon

"Детский дом" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева



Название"Детский дом" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева
страница1/2
Дата конвертации03.07.2012
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
  1   2

> "Детский дом" БАН 1.242, РНБ П28/104 1928,1. Фрагменты из ст. В. Куфаева.


В.К.> Еще до поездки в Америку меня всегда поражало колоссальное количество детей правонарушителей и беспризорных, обслуживаемых органами охраны детства в США.


В.К.> Учреждение типа коттеджей размещается в отдельных небольших зданиях-домиках в 2 этажа. При каждом домике имеется терраса. В нижнем этаже 2 комнаты и кухня. Одна из комнат занята под столовую, а другая - под библиотеку, читальню или комнату отдыха. В столовой стоят 5 столиков - из расчета по 4 человека за каждым. На столах стоят цветы, на стенах развешаны картины, на окнах занавески и шторы. Выглядят столовые чисто. В комнате для отдыха находится шкаф с книгами, кресла, диван и столы, один из них большой для общего чтения или занятий; в этой же комнате музыкальный инструмент - пианино или рояль. Здесь дети занимаются, читают, главным образом в зимнее время. Второй этаж состоит из трех комнат. В двух из них помещаются спальни. В каждой спальне спят по 10 человек. Третья комната расположена между двумя спальнями детей, ее занимает воспитательница или т.н. мать коттеджа (mother cottage) или воспитатель (supervisor). Кроме домиков, отведенных для жилья детей, имеется домик, занятый под приемник. Отдельно - госпиталь и домик для сотрудников.


^ В.К.> СОЧЕТАНИЕ И СОГЛАСОВАННОСТЬ САМЫХ ПРОСТЕЙШИХ ФОРМ ОРГАHИЗАЦИИ ЖИЗHИ ДЕТЕЙ В КОТТЕДЖЕ С _БОЛЕЕ СЛОЖHЫМИ_ ФОРМАМИ ЖИЗHИ ВСЕГО УЧРЕЖДЕHИЯ.


--


ZT. По _макаренкам_ вне-коттеджным должны быть: своя собственная школа учреждения, свое собственное производительное общее хозяйство, собственное клубное. Это - обязательно. Причем, если к/л воспитанник почему-либо не прижился в одном коттедже ЕДИHОГО КОТТЕДЖHОГО ВОСПИТАТЕЛЬHОГО УЧРЕЖДЕHИЯ, он может попросить перевести его в к/л другой коттедж. Всего указанного нет, конечно, в т.н. "семейных детдомах". Недостатком "семейных д/д-ов" является и "насмерть слитность" в таком "д/д" воспитательного "персонала" с личностями; а именно: в таких структурах нет кооптации / ротации = нет, когда надо, замены "персонала", - там никого нельзя заменить, сменить, И/ИЛИ (когда это бывает даже крайне необходимо) _уволить_, и если тамошний папа (мужчина) ушел в сторону, или запил, или его сексуально потянуло в сторону к/л из воспитанниц (а в "семейных д/д" возникают и не такие еще коллизии!), то поправить положение заменой, сменой, увольнением - нет возможности, и это плохо.


ZT. Поэтому в педагогическом движении есть категория _макаренков_, которая идее "семейных д/д-ов" противопоставляет идею КОТТЕДЖHЫХ ДЕТДОМОВ - ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ, что, по-моему, и является во всех отношениях, конечно же, предпочтительней.


--


В.К.> Итак, в коттедже: 1) комната-спальня, 2) комната для отдыха, занятий, игр, 3) комната-столовая и, наконец, КУХHЯ.
В некоторых учреждениях типа коттеджей пища и все питание готовится в центральной кухне учреждения, откуда она разносится по всем коттеджам. Чтобы пища не остыла и не подавалась охлажденной, для этой цели при коттедже имеется маленькая кухня.


В.К.> Но эта же кухня используется и для других целей, а именно, ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕHИЯ САМИМИ ДЕТЬМИ СЕБЕ ЗАВТРАКА. Каждый несовершеннолетний готовит себе завтрак самостоятельно, получая в случае необходимости указания от воспитательницы (cottage mother). От нее же он получает продукты. ПРИУЧЕHИЕ ДЕТЕЙ ГОТОВИТЬ СЕБЕ ЗАВТРАК ВАЖHО В ВОСПИТАТЕЛЬHОМ И _ПРАКТИЧЕСКОМ_ ОТHОШЕHИИ.


В.К.> Что касается размещения детей по отдельным домам (коттеджам), оно происходит без обособления возрастных групп. В каждом коттедже могут находиться дети разных возрастов. ДЕЛАЕТСЯ ЭТО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СТАРШИЕ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ЗАHЯЛИ ПОЛОЖЕHИЕ БРАТЬЕВ ИЛИ СЕСТЕР ПО ОТHОШЕHИЮ К МЛАДШИМ. Что касается пола, то, как общее правило, соблюдается разделение детей по полу: мальчики и девочки живут в отдельных домах.


ZT. Это опять же не проводится в "семейных д/д".


В.К.> Помещение несовершеннолетнего в один из коттеджей не лишает его возможности перейти в другой коттедж или детский коллектив. Если же он нашел контакт с детским коллективом коттеджа, он остается в одном и том же коттедже с самого начала поступления в учреждение и до выхода из него.


В.К.> В США - на ряду с указанными учреждениями для беспризорных и правонарушителей - учреждениями _открытыми_ - СУЩЕСТВУЮТ УЧРЕЖДЕHИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА. Они носят различные названия: реформатории, учреждения или школы для перевоспитания и пр. HЕСМОТРЯ НА РАЗЛИЧИЕ В НАЗВАHИЯХ, ОБЩИМ ДЛЯ ЭТИХ УЧРЕЖДЕHИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ОHИ: С РЕШЕТКАМИ. По системе содержания и "воспитания" детей, - если вообще можно говорить о воспитании в закрытом учреждении, - они резко отличаются от учреждений для беспризорных. Еще до поездки за границу я характеризовал их как учреждения полутюремные или: ТЮРЬМЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ В МИHИАТЮРЕ - с большим или меньшим ослаблением тюремного режима. При личном посещении я убедился в правильности своей оценки.


В. Куфаев, 1929 г.


--


Из http://ztnen.livejournal.com/7044.html:

> если бы было с жёсткой дисциплиной учебное заведение, я бы его отдала. Но никто таких учреждений не откроет. Их в системе образования не существует.


ZT. Строгая дисциплина, конечно, нужна, но дело обстоит более обще:


для подростков "оболтусов" сочетания "обычная семья – обычная школа" просто не адекватны:

природа их жаждет и требует иной структуры бытия:

той структуры бытия, которая до и после 1917 года, увы, именовалась:

"исправительная колония".


Вот этот неправильный эпитет: "исправительное"

1) шельмовал замечательную структуру и

2) отпугивал от неё (от пригородной школы-хозяйства) и ребят, и педагогов,


и вот это-то историческое предубеждение и надо прорвать.


http://zt1.narod.ru/kurgn_33.htm РАЙОННЫЕ УПК ПРЕОБРАЗОВАТЬ В КУРГАН-33. "Нар. обр" 1992,3-4 [и: В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ ГОРОДСКИХ ПТУ-ОБЩАГ УГ 1994,5].
И другое столь же важное и близкое к тому ..



----


Johann Heinrich Wichern 1809-1881 "Суровый дом" в местечке Хорн под Гамбургом с 1833 г. и десятки лет.


Брокгауз – Ефрон, энц. словарь, т.12 СПб 1892 с.563. ^ Вихерн (Иог.-Генр. Wichern) – известный своими трудами по делам внутренней миссии (см. это сл.), род. в1809 г., изучал богословие в Берлине, затем принял на себя заведование воскресной школой для бедных детей, где в скором времени собрал вокруг себя 400—500 учеников и около 40 добровольных учителей и учительниц. Особенную известность он снискал основанием (близ Гамбурга) приюта для покинутых и испорченных детей, носящего название "Rauhes Haus". В скором времени такие же приюты были учреждены в Германии, Франции и других странах. Во время поездок по Германии В. словом и делом способствовал основанию разного рода учреждений для воспитания детей, призрения больных, нищих и заключенных. Благотворно также было влияние В. на аристократические кружки, в которых, с воцарением Фридриха-Вильгельма IV, вошел в моду интерес к нравственным задачам церкви. В 1858 г. В. занял место в прусском министерстве внутренних дел, по тюремному отделению. Под конец жизни он снова принял на себя заведование своим излюбленным детищем "Rauhes Haus" и ум. В 1881 г. С 1844 г. он издавал "Fliegende Blatter aus dem Raunen Haus". Кроме того написал: "Die innere Mission der deutschen evangelischen Kirche" (Гамб. 1849; 3 изд. 1889), в которой изложены его основные воззрения на христианскую благотворительность и ее отношение к церковным и социальным вопросам современности; "Die Behandlung der Verbrecher und entlassenen Straflinge" (1853); "Der Dienst der Frauen in der Kirche" (1848). Cp. Oldenberg, "Johann Heinrich W." (Гамбург, 1882 — 86); Krummacher. "J. H. Wichern" (Гота, 1882).


Фелленберг Эмануэль 1771-1844 + Вихерн (Johann Heinrich Wichern 1809-1881) ("Суровый дом" в местечке Хорн в часу пути на восток от Гамбурга; с 1833 г. и десятки лет // "Воспитание", 1863, т.13 и "Пед сборник" 1869,6.


Вихерн издавал свою газету "Fliegende Blatter aus dem Rauhen Hauses".


Герман Литц 1868-1919. Ему "принадлежит" идея, что стоящее фелленбергообразное (почти =) макаренкообразное педагогическое заведение можно завести как интернат только ВНЕ города, хотя обязательно не очень далеко от города, и Антон Семенович Макаренко тоже искал себе школы не очень уж далеко от города, и лучше также и в некотором отдалении от рутинных русских сел. (См. у Макаренко "О лесной школе" и близкое).

01.07.2008. http://zt1.narod.ru/flnbrg.htm
Моя, ZT, начальная в интернете публикация к проблеме сравнения двух:
1) Фелленберг Филипп Эммануил 1771-1844 и
2) Макаренко Антон Семенович 1888-1939.

Между ними, как кажется, исторически не было никого, кто бы по масштабу претензий был бы соизмерим с ними.

Эм. Фелленберг и А.С. Макаренко – это мощь-призывное обращение не к людям вообще, а только к потенциальным организаторам действительно воспитывающих УЧРЕЖДЕНИЙ.


И.Г. Песталоцци. Из 3-го письма г. Н.Э.Ч. - ... Экономное ведение с/х, сельские _многосемейные_ хозяйства, умеющие честно пробиваться через все заботы и трудности, являются истинными школами для постановки воспитания, действительно соответствующими нуждам бедных детей...


"Учитель" 1861, т.1, РНБ 2/1638н. .. Конспективно о "Суровом доме" ..

"Воспитание к труду посредством труда" ..


1) Воспитанники живут по семействам от 12 до 15 чел., у каждого такого семейства свой особый домик и заведующий (один из "братьев"). Число семей мальчишечьих - 5, девических -1.

2) Братская община из молодых людей, большей частью из ремесленников, которые выразили готовность действовать наставниками (в пользу Божью). Они - наблюдатели в семействе, руководители в мастерских, в саду, в поле. Число - 36.

3) Пансион. Заведен для нравственно испорченных детей из богатых семей. Им, помимо попечения их тел и духа, и обычные школьные занятия.


У заведения - собственная типография, собственная торговля, мастерские, обширный сад. Каждый принимаемый "брат" должен знать к/л ремесло или сельское хозяйство, или обязывается научиться = освоить ч/л такое.


Учение - библейское.

В общем: молитва и работа составляют в Суровом доме самые главные занятия.


Работа. Через чур много ремесленного и механического, не имеет общеобразовательного значения, машинальное совершенствование в различных ремеслах.


Полный порядок, чистота, постоянная занятость. Дети откровенно веселы, но (!): мучат долгие молитвы.

Религиозное же и в назидательных бормотаниях "братьев".


Устройство комнат и распределение детей по семействам (а братьев - по конвинтам) целесообразнее всего, что я где-либо видел ..


1/18 "ВОСПИТАНИЕ" 1863, т.13, РНБ 2/148.

П. Шестаков, Гамбург 8/21 авг. 1862 г.

"СУРОВЫЙ ДОМ" БЛИЗ ХАМБУРГА (Гамбурга).

В прекрасной живописной местности в местечке Хорн, лежащем на час пути на восток от Гамбурга, находится воспитательное заведение, носящее название Rauhes Haus (Суровый Дом). Это - совершенно частное заведение, не получающее никакого вспоможения от правительства. У него нет и никакого капитала, процентами с которого оно могло бы содержаться; оно поддерживается единственно частною благотворительностью: годовыми или единовременными взносами, пожертвованиями.

Название этого заведения (Суровый дом) не имеет ни малейшего отношения к цели учреждения. Это имя носил еще старый дом, вероятно по причине суровой, дикой, необработанной местности, которая его тогда окружала: одинокий стоял он в полуразвалившемся виде на этих высотах, которые в НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПОКРЫТЫ ЦВЕТИСТЫМИ САДАМИ И РОСКОШНЫМИ, СМЕЮЩИМИСЯ ВИЛЛАМИ.

Заведение это основано в 1833 году ДОКТОРОМ ТЕОЛОГИИ Вихерном.

Бедственное положение, в котором находились многие дети, бродившие по городу и окрестностям без всякого воспитания, и обреченные чрез то печальной, нищенской _будущности_, вложило в него МЫСЛЬ об основании ДОМА СПАСЕНИЯ (Rettungshaus) для детей, родители которых не в силах дать им воспитание. При этом доктор Вихерн имел в виду таких детей, которые впоследствии должны были добывать себе хлеб ТРУДОМ РУК СВОИХ, и которые поэтому еще в детстве должны были научиться _работать_.

Он сообщил свою МЫСЛЬ нескольким близким друзьям и вскоре получил возможность осуществить свое желание. Синдик Сивекинг, впоследствии постоянно поддерживавший своими средствами и своим влиянием заведение, предложил г. Вихерну свой домик в Хорне, носивший название Rauhes Нaus. Это был небольшой дряхлый крестьянский домик, в котором до того времени жил садовник. В этот-то домик переселился 25-летний доктор Вихерн со своей матерью. Единственным украшением Сурового дома были две картины, подаренные Сивекингом: одна, представлявшая торжественное шествие Иисуса Христа в Иерусалим, другая, изображавшая Иисуса Христа, благословляющего 12 детей.

Весь фонд открытого таким образом заведения составляли этот домик с клочком земли, 100 талеров, пожертвованных для этой цели, и завещание на сумму в 7000 прусских талеров в пользу будущего ДОМА СПАСЕНИЯ, - завещание, подлинность которого оспаривалась многими наследниками покойного завещателя.

С такими ничтожными средствами открыто заведение, которое в настоящее время хотя и не имеет капиталов, но находится совершенно в ином положении.

2/18 "ВОСПИТАНИЕ" 1863, т.13, РНБ 2/148 продолжение.

Теперь Суровый Дом подразделяется на три заведения: 1) заведение для детей, которых теперь 100, 2) заведение для братьев, которых 40 и 3) пансион, в котором 13 воспитанников [ ZT. пансионат - для выходцев из _богатых_ семей, исключенных из других учебных заведений и/или невыносимых в самой семье. Об этом ниже. ].

Внешность Сурового Дома представляет такой ландшафт. - Посередине, там, где на расстоянии 25 минут пути видна Вандсбекская колокольня, широкая дорога ведет к собственному жилищу начальника Вихерна, которого дом, как жилище отца и матери заведения, называется материнским домом (Mutterhaus).

ОТСЮДА г. ВИХЕРН ИМЕЕТ ГЛАВНЫЙ НАДЗОР И РУКОВОДСТВО НАД ВСЕМ ЗАВЕДЕНИЕМ. [ ZT. То, что Макаренко именовал "капитанский мостик" ].

Налево, сзади, окруженные дубами и каштанами, стоят 3 дома, в которых между прочим помещается пансион. В этих домах находятся жилые, классные и рабочие комнаты пансионеров, мужская больница целого заведения, домашняя и учительская БИБЛИОТЕКА, семейное помещение учителя заведения (Anstaltslehrer), помещение для одного братского конвикта, контора агентства (книжная лавка) и семейное помещение управляющего книжной лавкой.

Направо от дома начальника выдаются 2 (соединенные стеною) дома: один - жилище фойгта, на обязанности которого - СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, другой - ПЕКАРНЯ. За последним в тени деревни - КОНЮШНЯ и САРАЙ.

На прямой линии с этими зданиями - светлый домик с 4-мя окнами, - так называемая "пастушья хижина", которая в настоящее время служит ПОМЕЩЕНИЕМ ДЛЯ ШКОЛЫ.

К НЕЙ ПРИМЫКАЕТ РАБОЧИЙ ДОМ, ГДЕ ЗАНИМАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ РЕМЕСЛАМИ (СТОЛЯРНЫМ, БАШМАЧНЫМ, ПОРТНЯЖНЫМ, и т.д.),

Вверху - помещение для одного семейства мальчиков и одного братского конвикта.

ЭТА ЖЕ ДОРОГА ВЕДЕТ К МОЛИТВЕННОЙ ЗАЛЕ С БАШНЕЮ; эта зала молитвы служит для всего заведения и окружена комнатами, в которых учат. Перед этим зданием с башнею находится квартира инспектора. Кроме хозяйственных помещений, напр., комнаты для белья, кладовой и т.п., здесь же - КУХНЯ заведения. Непосредственно к зале молитвы примыкают справа: 1) два помещения для обоих семейств девочек, к которым принадлежит больница для девочек, находящаяся в здании с башнею; при них 2) прачечная и 3) сушильня. Направо от них на северо-восток стоит так называемый "Улей" для одного семейства мальчиков и для одного братского конвикта. Между "Ульем" и старым домом находится Шёнбург (Красивый Замок), где помещается одно семейство одного из старших помощников.

На передней линии вправо лежит старый Суровый Дом со своею покрытою зеленым мохом крышею, - ЕДИНСТВЕННОЕ ЗДАНИЕ, БЫВШЕЕ В 1833 ГОДУ; в нем живут одно семейство мальчиков, один братский конвикт и один старший помощник. Налево от него идет дорога к дому, где помещается ПЕРЕПЛЕТНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, с жилищем для учеников и подмастерьев; еще налево от этого выступает Швейцарский Дом, в котором внизу ТИПОГРАФИЯ, вверху СКЛАД ДЛЯ БУМАГИ.

С 1844 г. чуть ли не 30 лет выходило собственное периодическое издание заведения: "Fliegende Blatter aus dem Rauhes Hauses".


[ ZT. Переписка А.С. Макаренко с женой. Кн.1 М.1994. – Мак to Г. Салько 20.05.1927. "С типографией дело, кажется, будет. Все ладится". Хиллиг. - В июле 1927 А.С. обращается в ЦКПД "с ходатайством о помощи колонии в деле организации колонийской типографии", которая "для колонии должна иметь огромное значение хозяйственное и воспитательное" (ЦГАОВ Укр 283-1-38, л.457) ].


3/18 "ВОСПИТАНИЕ" 1863, т.13, РНБ 2/148 продолжение.

Между Швейцарским Домом и ПЕКАРНЕЙ стоит Рыбачья хижина, в которой живут семейства мальчиков, братский конвикт и ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК. Рассеянные по различным домам живут прочие старшие помощники.

Все пространство, на котором стоят эти здания, простирается до 20 магдебургских десятин. По ту сторону дороги, ведущей от дома г. Вихерна к Вандсбекской колокольне, лежит большая часть полей, принадлежащих к заведению, 11 десятин; направо от Улья еще три десятины, взятые заведением в аренду; на юг от дома г. Вихерна, по ту сторону большой дороги собственной луговой земли 14 десятин. Из САДА перед пансионом видна долина речки Билля и Эльбы до самого Гамбурга, и далее вправо расстилается и самый город.

Все эти здания строились с большими затруднениями, при помощи братьев и _воспитанников_. ОДИН ДОМ, ГДЕ ПОМЕЩАЕТСЯ СЕМЕЙСТВО МАЛЬЧИКОВ И КОНВИКТ БРАТЬЕВ, ПОСТРОЕН ВЕСЬ БРАТЬЯМИ И ДЕТЬМИ, - НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО ЧУЖОГО КАМЕНЩИКА, ПЛОТНИКА И СТОЛЯРА. Понятно, что это значительно сокращало издержки постройки,

^ НО ВСЕ ЖЕ БЕЗ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ СУРОВЫЙ ДОМ НЕ МОГ БЫ ТАК РАСШИРИТЬ СВОИХ ВЛАДЕНИЙ.

Значительно возросшее число воспитанников заведения показывает красноречивее всяких слов, что Суровый Дом устроен на правильных, рациональных основаниях, что он приносит пользу и достигает своей цели -

^ ИНАЧЕ ОБЩЕСТВО НЕ СПЕШИЛО БЫ ТАК СО СВОИМИ ПОЖЕРТВОВАНИЯМИ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ЭТОГО ДОМА,

ИНАЧЕ НЕ СТЕКАЛИСЬ БЫ ТЫСЯЧАМИ ИЗ РАЗНЫХ ЗЕМЕЛЬ [ ПОСЕТИТЕЛИ ] ДЛЯ ОСМОТРА ЗАВЕДЕНИЯ.

Какими же основаниями руководился и руководится начальник Сурового Дома? Отвечу на этот вопрос словами самого г. Вихерна, который говорил мне лично почти так.

Вихерн. - Наше заведение имеет три главные основания: 1. семейство, 2. труд и 3. школа. Мы не хотим 1) только воспитывать, 2) только держать детей в семействе, мы не хотим также 3) только образовывать работников, или 4) только учить и образовывать учителей. В нашем заведении семейство, труд и школа тесно связаны вместе и составляют одно неразрывное целое. Дети не только учатся и воспитываются, не только живут под надзором в своих маленьких СЕМЕЙНЫХ КРУЖКАХ; но они и работают, они выучиваются мастерству, КОТОРЫМ ВПОСЛЕДСТВИИ МОГУТ ЗАРАБАТЫВАТЬ СЕБЕ КУСОК ХЛЕБА.


Антон Павлович Чехов, пьеса "Три сестры", действие 4-е, Вершинин. - "Человечество страстно ищет и конечно найдет: к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие!". (Вначале у Чехова это в записной кн. т.13 с.425). (См. и в "У знакомых").


Некрасов Николай Алексеевич. "В дороге" 1845. Суть сюжета стихотворения: _ИЗ БАРЫШНИ В БАРЩИННО-ОБРОЧНУЮ И ЧЕРНО-ИЗБОВУЮ КРЕСТЬЯНКУ_. Натура человека _необратимо_ формируется ВСЕЙ (именно, всей!) типической = характерологической "особостью" ВСЕХ (именно, всех!) едино- комплекс- составляющих структуры того самого _куска жизни_, кою индивидик (ВО ВСЕЙ СОСТАВ-СТРУКТУРЕ ЭТОГО КУСКА ЖИЗНИ) прожил в детстве и отрочестве.


Вихерн продолжал. - Да, 1. семейство, 2. работа и 3. школа, - эти три принципа идут у нас рука в руку, нераздельно; и это, по моему мнению, лучший путь для воспитания и исправления детей. ИБО, Я ДОЛЖЕН ВАМ СКАЗАТЬ, - ЭТОГО Я НЕ ПИСАЛ В ИСТОРИИ ЗАВЕДЕНИЯ И В СВОИХ ОТЧЕТАХ, - МЫ БЕРЕМ ТАКИХ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ, ПО СВОЕЙ СЕМЕЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ ИЛИ ПО СВОЕЙ ПРЕЖНЕЙ ЖИЗНИ, МОГЛИ БЫ ПОПАСТЬ В РУКИ ПОЛИЦИИ И ПОДВЕРГНУТЬСЯ СО ВРЕМЕНЕМ ЗАКОННОЙ КАРЕ ПРАВОСУДИЯ. Некоторые из них крали и делали другие проступки. ТАКИХ ДЕТЕЙ ПРИНИМАЕМ МЫ В НАШЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ЧТОБЫ _С_П_А_С_Т_И_ ИХ. + МЫ ИДЕМ НА ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ НЕ В СИЛАХ ВОСПИТАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ. - А СКОЛЬКО ТАКИХ РОДИТЕЛЕЙ НЕ ТОЛЬКО В НИЗШИХ СОСЛОВИЯХ, ИЗ КОТОРЫХ НАШИ ВОСПИТАННИКИ, - НО И ..

Вихерн. - Да, и в высших сословиях, должно сознаться, испорченных детей не меньше, если не больше; и для детей этих сословий необходимы спасительные дома. Поэтому-то я и устроил при моем заведении пансион, впрочем только для 12-ти человек. Более я воспитывать не в силах [ ZT. пансионат - для выходцев из _богатых_ семей, исключенных из других учебных заведений и/или невыносимых в самой семье ].

Впрочем, главное здесь - наши дети из низших слоев и наши братья.

СКОЛЬКО ТЯЖКОГО ТРУДА ПРЕДСТОИТ НАМ ЗДЕСЬ, СКОЛЬКО БОРЬБЫ ПРИХОДИЛОСЬ ВЫНОСИТЬ, - ЭТО ВЫ МОЖЕТЕ ПОНЯТЬ, ЭТО МОЖЕТЕ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ И Г. СТАРШИЙ ПОМОЩНИК, КОТОРЫЙ ТРУДИТСЯ ВМЕСТЕ СО МНОЙ".

4/18 "ВОСПИТАНИЕ" 1863, т.13, РНБ 2/148 продолжение.

Считаю уместным сказать здесь несколько слов об основателе и руководителе всего этого заведения, главе дома - докторе Вихерне, прославившем себя необыкновенной стойкостью и неутомимою деятельностью на поприще, успех на котором был более, чем сомнительным.

Для осуществления его идеи, требовались огромные труды и самопожертвование, неодолимая стойкость в борьбе с величайшими препятствиями - и материальными, и моральными: сколько раз приходилось ему иметь недостаток в деньгах, необходимых для насущных нужд заведения и воспитанников;

СКОЛЬКО БАСНОСЛОВНЫХ И МИСТИЧЕСКИХ СЛУХОВ РАСПРОСТРАНЯЛОСЬ О НЕМ, ОБ ЕГО ЦЕЛЯХ, И О ДОРОГОМ ДЛЯ НЕГО СУРОВОМ ДОМЕ; СКОЛЬКО СЕРЬЕЗНЫХ ОБВИНЕНИЙ И НАРЕКАНИЙ ПАДАЛО НА НЕГО. [ ZT. Зоя из "Пед поэмы" Макаренко и ей подобные _бесноватые общественники_ - явление (! как видим и увы !) неизбежное для всех веков и народов. См. и в части 6 ].

Но он (Вихерн) не падал духом, и твердо шел к предназначенной цели. Понятно, что много силы воли и много твердости характера должен был иметь этот человек. Эта сила воли положила резкую печать на всю его личность. Это выражается особенно в складе губ, довольно крепко сжатых, и в прямом держании головы.

Г. Вихерн - высокий, статный, еще крепкий мужчина, ему теперь около 54 лет; но жизнь, полная тяжелых трудов и, нередко, конечно, лишений, провела глубокие борозды по его лицу и совершенно побелила его волосы. Он говорит немного докторальным тоном и часто спрашивает: понимаете? - привычка учить, быть может, образовала этот тон. Судя по его лицу и манерам, судя по той позе, которую принял при нем сидящий старший помощник, видно, что он пользуется глубоким уважением своих сотрудников, и что, - если я не ошибаюсь, - они _побаиваются_ его.

^ ЕГО НАРУЖНОСТЬ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЭТА ЛИЧНОСТЬ НЕ ОТШАТНЕТСЯ И ОТ КРУТЫХ МЕР, ЕСЛИ ОНИ ПОТРЕБУЮТСЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ;

НО ОН УМЕЕТ БЫТЬ И ДРУЖЕЛЮБНЫМ, УМЕЕТ ПРИДАТЬ СВОЕМУ ГОЛОСУ И МЯГКИЙ ОТТЕНОК.

Нельзя без уважения смотреть на этого неутомимого и неустрашимого деятеля на поле воспитания, и нельзя не сознать, что:

^ ПУТЬ ЕГО ЖИЗНИ НЕ РОЗАМИ УСЕЯН:

ОН ВЫБРАЛ САМУЮ ШЕРОХОВАТУЮ И САМУЮ ТЕРНИСТУЮ ДОРОГУ:

ОН СЧИТАЕТ СВОИМ ПРИЗВАНИЕМ ИСПРАВЛЯТЬ ИСПОРЧЕННЫХ ДЕТЕЙ, И

ОН ОХОТНО СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ ТЕМ РОДИТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ УМЕЮТ ДЕРЖАТЬ, ИЛИ ВЫПУСТИЛИ ИЗ РУК БРАЗДЫ ВОСПИТАНИЯ СВОИХ ДЕТЕЙ И ОТЧАИВАЮТСЯ ИСПРАВИТЬ ЗАБЛУДШИХСЯ.

^ В ОБЫКНОВЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВЫГОНЯЮТ ТАКИХ ДЕТЕЙ, КАКИХ ОН ПРИНИМАЕТ.

ТАМ, ВЫГОНЯЯ ИЗ ЗАВЕДЕНИЯ, - УТЕШАЮТ И ОПРАВДЫВАЮТ СЕБЯ ТОЮ МЫСЛЬЮ, ЧТО

^ "У НАС НЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, НЕ ОСТРОГ";

а здесь в Суровом Доме следуют вполне словам Спасителя и стараются спасти заблудших, погибших овец.

Да, спасение заблудших и погибающих, а не только воспитание еще чистых натур, - вот трудная и вполне достойная венца задача воспитательного заведения.

МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ЗАВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ, КОГДА ОНО ВЫГОНЯЕТ ВОСПИТАННИКА ЗА ДУРНУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ПРИЗНАЕТ ПУБЛИЧНО СВОЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИЗНАЕТ, ЧТО ОНО НЕ В СИЛАХ ИСПРАВИТЬ СОВРАТИВШЕГОСЯ С ПРЯМОЙ ДОРОГИ.


[ ZT. Сравни это с аналогичной позицией Е.С. Левицкой, - см.
  1   2




Похожие:

\"Детский дом\" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева iconСоколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657
Щелково, Моск губ. Детский посёлок "Юная Республика". См и
\"Детский дом\" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева iconП. Кислокан, ул. Центральная, дом 2 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Кислокан»
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Кислокан»
\"Детский дом\" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева icon03. 08. 1928. Каноны “Кочующего” Собора Истинно-Православной Церкви 1928 г
Сергиевцы – еретики, и равны по нечестию обновленцам, но превосходят последних лютым зверонравием
\"Детский дом\" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева iconДж. Дж. Томсон. Электричество и материя м. Л.: Огиз, 1928 – фрагменты из книги, см оригинал на сайте
Максвелловская теория электромагнитного поля обыкновенно изображается как перевод великих идей Фарадея на современный математический...
\"Детский дом\" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева iconВессель Николай Христианович 1834-1906. Профессиональные школы и обучение ремеслами. Спб. 1881 г. Издание ж. "Семья и Школа". Рнб 18. 161 150. (ZT. Недословные фрагменты)
Всё это как бы против Гр. Фед. Гринько в 1918-20 в его споре с Москвой и против Гр. Макс. Кубракова в его споре с господствующим...
\"Детский дом\" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева iconНоминация «Музеи общеобразовательных учреждений»
Моу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №35»
\"Детский дом\" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева iconДокументы
1. /Банк-бан.doc
\"Детский дом\" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева iconПубличный отчет Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Гладковский детский сад за 2010-2011 учебный год Общая характеристика учреждения
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Гладковский детский сад далее по тексту Детский сад
\"Детский дом\" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева iconZT. Предварительно посмотрите
Вольф Александр Яковлевич. Родом из "Красного городка" – М.: Педагогика, 1991. 256 с ил. Бан 1992и/582
\"Детский дом\" бан 242, рнб п28/104 1928 Фрагменты из ст. В. Куфаева iconДокументы
1. /НПБ 242-97 Классификация и методы определения пожарной опасности электрических кабельных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов