Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва» icon

Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва»



НазваниеПряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва»
страница1/7
Дата конвертации05.07.2012
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


Константин Хасин, Александр Мидлер


ПРЯНОСТИ

ЛЕЧЕБНЫЕ И КУЛИНАРНЫЕ СВОЙСТВА


Издательство «Общество САТТВА»

Санкт-Петербург

2006


Авторы глубоко признательны доктору Арфа — руководителю

Аюрведической клиники в г. Ришикеше, доктору Порталу Чохану —

директору Аюрведик Джива Институт в г. Фаридабаде, доктору

Ноушаду Али за практические рекомендации по использованию

пряностей и курсы лекций по Аюрведе.

Научный редактор канд. мед. наук Д. А. Казбекова Художник В. Головеров

ISBN 5-8007-0019-2

© Хасин К.М., 2000

© Мидлер А.П., 2000

© Головеров В., 2000: оформление.

^ I. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРЯНОСТЕЙ

Тысячи лет человечество использовало пряности в своей жизни. Их значение трудно переоценить, ведь в давние времена пряности служили и необ­ходимой составляющей пищи, и лекарством, и даже предметом поклонения. Для древних цивилизаций пря­ности были великим сокровищем и мерилом благососто­яния и могущества. В поисках новых земель, где росли эти экзотические растения, совершались кругосветные путешествия и завоевательные походы, а позднее коло­ниальные войны. Пряности помогли нашим предкам рас­ширить границы этого мира, открыть многие чудеса и тайны.

Мы предлагаем совершить «путешествие в мир пря­ностей», которые и сегодня способны изменить нашу жизнь, сделать ее волнующей и приятной. Это путеше­ствие позволит узнать об уникальных свойствах пряно­стей то, что было известно людям еще во времена Вет­хого Завета. И это будет первым шагом к здоровью. Мы уверены, в этом путешествии есть смысл.

^ О ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ПРЯНОСТЯМИ

Как известно, люди любят вкусно поесть. И на этом часто теряют здоровье.

Эта книга направлена на то, чтобы вы вкусно питались и — в результате — выздоравливали. А если здоровы — чтобы не заболели.

Речь пойдет о специальном лечении едой. Лечении при помощи специи. Мы их называем также пряности.

Пряный — русское слово, которое значит острый, па­хучий, приятный на вкус. Правда, некоторые разделяют эти понятия. Часто к специям относят соль, сахар и уксус, а к пряностям — пряно-ароматические растения.

Мы же считаем, что специи и пряности — все это species (в переводе с латыни — это нечто достойное восхи­щения) .

Мы предлагаем рассказ о кулинарных и лечебных свойствах пряностей. О том, как сделать процесс излечения от десятков заболеваний не только необремени­тельным, но и приятным, ведь лекарство будет вкусным.


Каждой пряности в этой книге посвящена отдельная новелла, приводятся кулинарные рецепты и рекомендации по ее медицинскому применению. И непременно кое-что о химическом составе пряности, чтобы читатель, выяснив, что ему не хватает того или иного витамина или микроэле­мента, не бежал в аптеку, а грамотно добавлял в еду пряно­сти и становился здоровым и довольным. Заметим, что сопутствующее удовольствие от еды и хорошее настрое­ние — тоже действенное лекарство.

^ МОСТИК К ЗДОРОВЬЮ

У пряностей есть замечательная способность — быть мостиком к здоровью. Поясним это.

Существует множество оздоровительных систем. Ав­торы одних говорят: ешьте все сырое, других — ешьте все вареное. Одни — не солите, другие — вообще не ешь­те ничего. Противоречивость этих методов кого угодно может поставить в тупик.

У каждой теории есть последователи. И эчо правиль­но, ведь создавали их думающие люди. И они действитель­но выздоравливали. Им помогало то, что они открывали для себя.

Доверие к неопровержимым фактам выздоровления самого автора какой-либо системы и его последователей иногда толкает читателей на эксперименты. Мы начинаем пробовать. Кто-то питается по разным системам. Кто-то голодает. Некоторые пьют мочу. Но не все добиваются хо­роших результатов. Иногда выздоровление не наступает.

В чем же дело? Причина заключается в том, что авто­ры этих оздоровительных методик нередко выстраивают их, по сути дела, под себя. Некоторым людям (и их нема­ло) голодать полезно. Или есть только сырые овощи.

Но то, что является лекарством для одного, может стать ядом для другого. И даже самый авторитетный уче­ный может заблуждаться, полагаясь лишь на результаты усилий по улучшению собственного здоровья. Мы все очень разные, у каждого из нас свой образ жизни, особен­ности работы организма, конституция и многие-многие другие характеристики, определяющие нашу индивиду­альность, которую невозможно уместить в рамках какой-нибудь системы, пусть даже очень хорошей, но пригод­ной лишь для некоторой группы людей.

То же касается и привычного, или традиционного, ра­циона питания. Зачастую мы вынуждены есть то, что предлагает система общественного питания, или то, что умеет готовить жена (мама, теща, свекровь и т. д.) или же то, что считается деликатесом. А чего только стоят наши «праздничные столы»! После застолья начинаются рези и боли в животе, тяжесть в желудке, печеночные колики и, уж простите, поносы или запоры. Но традиция есть тра­диция...

И все же, оказываясь в такой ситуации, где не имея возможности (желания, сил, средств), мы вынуждены согласиться на неблагоприятную для нас пищу, мы, однако, в состоянии минимизировать ее вредное воздей­ствие с помощью пряностей. В этом смысле пряности играют роль мостиков к здоровью. Разнообразие пря­ностей и их свойств позволяет выбрать то, что подхо­дит именно нам, что нам нравится и полезно.

^ СПЕЦПОДХОД К СЕБЕ

Чтобы точно подобрать в пище то, что полезно для ва­шего здоровья, нужно руководствоваться, конечно, вкусом, знанием древней медицины и экспериментом. Поскольку такой подход к себе связан в нашей книге с подбором специй, назовем его спецподходам.

Давайте начнем свой опыт с тех продуктов, которые кажутся заведомо полезными. Возьмем, к примеру, творог. Нет сомнений, что творог — замечательная еда. Но диетологи отмечают, что он увеличивает количество

слизи в организме и нередко создает проблемы для носо­глотки, бронхов, легких, «запирает» горло. Творог хоро­шо усваивается, когда вы, как говорили в старину, уже ра­зожгли огонь пищеварения. А если огонь пищеварения слаб, что же происходит с творожными продуктами? Они перевариваются с большим трудом, напоминая сырые дрова в маленьком костре. Огонь можно усилить, положив в костер сухих веточек. Ну, а в творожные блюда добавив согревающие пряности: корицу, мускатный орех или черный перец.

Продолжим наш эксперимент, попробуем представить себе творог с черным перцем? Странное вкусовое сочетание, на первый взгляд. Но для людей со слабым пищеварением это действительно полезно. Добавление черного перца в творог усилит огонь пищеварения, как бы подбросит в костер сухих дров.

Существуют люди противоположного типа, огонь пи­щеварения у которых в большинстве случаев силен. Эти люди отличаются волчьим аппетитом. Если они вовремя не поедят, то становятся агрессивными. Чувство голода сопровождается у них жжением в желудке. Такие едоки переварят творог и без черного перца. А успокоить жже­ние или нейтрализовать последствия переедания, кото­рым они обычно страдают, наедаясь впрок, помогут такие охлаждающие специи как кориандр и фенхель.

Быстро уйдет ощущение тяжести после еды, спадет вздутый живот, исчезнет дискомфорт, и даже разрешатся проблемы, связанные не только с пищеварением, но и с общим эмоциональным состоянием.

Это тот редкий случай, когда лечение приносит удо­вольствие без лишений и насилия над собой.

Ясно также, что разным людям и даже одному и тому же человеку в разное время года и при разных обстоя­тельствах требуется корректировка меню.

^ ЗАБЫТАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРЯНОСТЕЙ

Географическим и историческим местом зарождения этой цивилизации считаются Индия и Китай. Китайский император Шень Нунг, живший 34 века то­му назад, описал в первом китайском травнике — «Клас­сика трав» - пряности, способные излечивать от разных болезней. Шень Нунг был не только теоретиком, но и практиком. Он требовал, чтобы подданные употребляли в пищу имбирь, так как тот делает кожу гладкой и придает телу приятный запах. И это соответствует действительно­сти. Шень Нунг был настолько здоровым человеком, что мог бы прожить гораздо дольше, чем прожил. Но он ув­лекся, начал проверять на себе действие ядовитых расте­ний. Максимализм императора и желание довести экспе­римент с ядовитыми растениями до конца привели к трагическому результату. Оставленные же Нунгом указа­ния о пряностях, которые оздоравливают пищу и вместе с тем делают ее очень вкусной, интересны до сих пор.

Известен и другой китайский феномен — Ли Чанг Юн, который родился в 1677 году и умер в 1933 в возрас­те 256 лет, что зафиксировано официальными документа­ми и отражено в научной литературе. К моменту смерти Ли Чанг Юн жил со своей двадцать четвертой женой. Юн питался только тем, что выращивал на своем огороде, то есть был вегетарианцем и проводил короткие голодания. Ежедневно, в определенное время (видимо, тайное пряно-

ведение ему было известно), он употреблял пряности, которые тоже растил на своем участке.

С почтением к травам и пряностям относились и в Древней Индии. Из старинных книг пришла к нам исто­рия об известном индийском врачевателе Атрейе, жив­шем более тысячи лет назад.

«Однажды к Атрейе обратился юноша по имени Джи-вака с просьбой обучить его медицине. Не имея денег, Дживака предложил в качестве платы за обучение пора­ботать слугой. Семь лет Дживака служил учителю и уча­ствовал в излечении сотен больных.

Как-то ученик-слуга спросил, когда закончится обу­чение. Атрейа ничего не ответил и направил его в поле, которое было за домом, попросив принести несколько любых растений, не пригодных для медицинских целей.

Дживака ходил долго и, когда вернулся, сказал: «Из­вините, учитель, видимо, я плохо учился. Я не нашел ни одного растения, не пригодного для лечения.

— Теперь, — ответил Атрейа, — иди. Ты уже врач.»

Ибо Атрейа знал — любое растение может стать ле­карством. Пряности были выделены Атрейей из тысяч растений как эффективнейшее средство для улучшения пищеварения. Надо согласиться с мудрецом: без этого не может быть хорошего здоровья.

Древняя индийская медицина Аюрведа (аюс на сан­скрите — жизнь, веда — знание) включала в себя учение о приготовлении пищи с использованием пряностей. Точ­ное время написания самых известных аюрведических трактатов «Чарака Самхита» и «Сушрута Самхита» неиз­вестно. Известно, что последние полторы тысячи лет они

находились в неизменном состоянии. В этих книгах при­ведена масса рецептов с пряностями для лечения различ­ных заболеваний.

Современные аюрведические препараты, изготовлен­ные в соответствии с древней традицией, также непре­менно содержат специи-компоненты в самых разнообраз­ных сочетаниях.

^ ЕГИПЕТ, США, ИСПАНИЯ, РОССИЯ

При раскопках гробниц египетских фараонов архео­логи много раз обнаруживали семена пряностей. Чем бо­лее знатным и почитаемым был при жизни человек, тем более пышными были его похороны и место захоронения, и тем больше шансов было на то, что его похоронят с пря­ностями. Считалось, что без пряностей загробная жизнь не может понравиться покойному. Как могла на это отре­агировать душа усопшего, неизвестно, но вот его тело — однозначно плохо. Пряности обладают сильными анти­септическими свойствами и создают прямо-таки невыно­симые условия для любых гнилостных бактерий и ба­цилл. Давно замечено, что блюда, содержащие специи, дольше обычного сохраняют свежесть. Фараон же, как и все мы — «продукт» скоропортящийся. А посему исполь­зование пряностей при бальзамировании в жарком кли­мате просто необходимо, они выполняют роль консер­вантов для знатной персоны.

В древние времена настолько строго относились к качеству пряностей, что современного торговца прянос­тями в средневековой Германии сожгли бы заживо за про­дажу подделки. Сегодня, конечно, такого не произойдет: у нас на рынке ничего не стоит выдать одну специю за другую — вместо шафрана куркуму или подмешать к пряности что-то для веса и т.д.

К сожалению, почти утрачена культура употребления пряностей, знание их свойств и возможностей. Поэтому наша еда не слишком вкусная, даже грубая — только со­леная, только острая, только сладкая. В лучшем случае — скромные сочетания этих трех вкусов. Достижение ли это — ограничить свое мировосприятие черно-белым телевизором?

Из-за утраты культуры употребления пряностей одним из самых доходных видов бизнеса в фармакологической и пищевой промышленности стало производство пищевых добавок. Американские фармацевты капсулируют шафран, куркуму, фенхель, кайенский красный перец, имбирь. Мы иногда не отдаем себе отчета, что в 15-20 раз дешевле при­обрести пакетик пряностей, чем нечто в капсулах. Несмотря на то, что 100 г чистой пряности стоит в магази­не меньше доллара, найдутся чудаки, покупающие такие «пищевые новинки» вплоть до 18 долларов за 100 грамм..

Испанца, например, не заставишь принимать шафран в капсулах (это все равно, что предложить русскому прини­мать в капсулах черный хлеб или картошку). Потому что, выращивая у себя шафран, испанцы давно привыкли ис­пользовать его в повседневной жизни. Их капсулами не об­манешь. Тем более индусов и китайцев, у которых культура употребления пряностей и сегодня на высоком уровне.

Надо признать, что в России люди всегда относились к новому, особенно к новому в еде — очень осторожно. Это еще мягко сказано. Например, когда в России кар тошка и помидоры были еще в диковину, разразились кровопролитные «томатные бунты». Не так легко было заставить крестьян есть этот заморский красный неслад­кий «фрукт», даже под угрозой быть забитыми насмерть ударами плетей. Что касается «внедрения» картофеля, по некоторым источникам, часто смертельно напуганные люди просто путали клубни с ядовитыми соцветиями и плодами. В результате многочисленных отравлений — «картофельный» бунт 1842 года в Пермской губернии, крупнейшее народное волнение XIX века.

Несмотря на то, что в современной России большинство пряностей пока еще воспринимаются как экзотика, мы надеемся, что пряных бунтов удастся избежать. В России, к счастью, о пряностях раньше кое-что знали. Например, русский пряник — печенье с добав­лением пряностей. На Руси также издревле славилось им­бирное печенье. До революции лавки пряностей были повсеместно.

Что же касается лечебных свойств пряностей, то о них сегодня знают еще меньше, чем о кулинарных.

А между тем скольких бед можно было бы избежать с помощью специй, может быть даже изменить мировую историю! Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», прокуратора Иудеи Понтия Пилата, му-чавшегося от чудовищных приступов мигрени — факт, судя по всему, исторический. Не будь у римского прокуратора мигреней (правильно применяя имбирь, гвоздику или шафран), кто может сказать чем бы закончились те далекие события?

Впрочем, вероятно, эта история свершилась бы и без воли Пилата. А вот кое-что можно было бы и предотвратить. Весьма вероятно, например, что Борис Ельцин мог бы избежать такой сложной операции как коронарное шун­тирование, если бы регулярно употреблял в пищу шафран, кардамон и корицу. (Как это правильно делать, см. ниже.)

^ МИРОВАЯ ИСТОРИЯ И ПРЯНОСТИ

Специи на протяжении веков являлись предметом роскоши. С помощью пряностей повара ублажали вкус королей и баловней судьбы. В поисках специй сделано множество географических открытий. Пряности были в числе главных целей великих путешествий Магеллана, Васко де Гамы и Колумба. Из-за специй велись войны и погибали тысячи людей. И прежде всего профессиональ­ные охотники за пряностями — голландцы, французы, португальцы, англичане и испанцы. . ;• Вопреки кровавой истории специй, пряности (наряду Ј солью) — одно из немногих яств, которое одобряется традициями и религиями. Более того, религиозные празд­ники в разных странах предполагают разнообразное ис­пользование пряностей для ритуальных церемоний. Неслучайно народная мудрость гласит: жизнь без пряно­стей — ни здоровья, ни радости.

^ НЕСЛУЧАЙНЫЙ ВЫБОР ПРЯНОСТЕЙ

Отметим, что для этой книги мы взяли неслучайный набор пряностей.

Так однажды произошло, что волею судьбы или слу­чая, эти замечательные пряности оказались в рюкзаке у одного из авторов книги во время многодневного похода.

На третий день при переправе через реку, увы, утонула ап­течка. В течение последующих трех недель восемь путе­шественников лечились ТОЛЬКО с помощью пряностей (избежавших участи аптечки, так как они находились во второй байдарке).

Хвори приключились разнообразные, от укусов насе­комых, змеи, простудных заболеваний, радикулита, ожо­гов, порезов, травм и отравления — до желудочно-кишеч­ных расстройств.

Возвратившись домой, большинство участников экс­педиции перестали пользоваться таблетками и до сих пор лечат себя и своих близких пряностями. (Не говоря о том, что по признанию путешественников, ни в одном походе до этого они не ели так вкусно.)

Мы хорошо знаем вкус этих специй и исследовали их целительные свойства. На практике и по всем до­ступным нам источникам. Продолжая линию средневе­кового врача Квинта Серена Самоника, мы хотели бы дать средства «не только в руки медика, но и каждого, кто пожелал бы лечиться без лекарств».


^ ПОЛНОЦЕННАЯ АПТЕЧКА


АСАФЕТИДА

Синонимы: хинг, илан, ферула вонючая, смола вонючая, дурной дух, чертов кал, асмарток, хилтит, вонючий палец.

Это сильно пахнущие куски смолы, полученные из многолетнего растения семейства зонтичных. Высота его около 2 м. Корень массивный, мясистый.

В Древней Греции и Риме высоко ценили эту пря­ность за лечебные свойства и за пикантный острый вкус, который она придает пище. Купцы доставляли ее на рын­ки Европы из стран Среднего Востока. Когда римляне предпринимали военные походы, то среди прочих лише­ний походной жизни им приходилось терпеть крайне не­затейливое ежедневное меню — чечевичную похлебку, которая хоть и дает много энергии, но вызывает вздутие живота. Вряд ли войско долго сохраняло бы боевой дух, если бы не асафетида. Эта «вонючая смола» была настоящим спасением.

А между тем сегодня асафетида мало известна на Запа­де и в нашей стране. В России прежде ее хорошо знали, но не как специю, а как лекарство. Никогда не забывали асафе-тиду в Восточном Иране, Западном Афганистане и штате Кашмир в Индии (асафетида растет только в этих странах).

Технология получение этой специи очень своеоб­разна. Она требует своего рода экспедиции. Весной сбор­щики отправляются в горы. Для сбора пригодно растение, достигшее по крайней мере пятилетнего возраста (корень должен созреть). Растение окапывают, как бы обнажая корни. Их покрывают рыхлой землей и сухими листьями на 30-40 дней. По истечении времени корни вновь обна­жают и срезают верхнюю часть каждого из них. Из среза начнет выступать белый сок. Чтобы защитить его от пыли и солнца, над каждым срезом сооружают что-то вроде ма­ленькой крыши.

Несколько дней спустя загустевшую смолу собирают и делают новый срез. Повторяют эту операцию до тех пор, пока из корня не перестает выделяться сок. Одно рас­тение может дать около килограмма смолы. Ее высушива­ют на солнце и растирают в порошок, смешивая с рисовой мукой, что смягчает острый запах асафетиды.

В Индии можно купить асафетиду в чистом виде: это зерна разной величины, связанные между собой липкой массой с очень резким запахом. Из-за него эту пряность необходимо держать герметично закрытой. Авторы реко­мендуют банку с асафетидой поставить внутрь другой стеклянной посуды с плотно пригнанной крышкой, иначе те домочадцы, которые еще не привыкли к ее запаху (не­случайно асафетиду называют ферула вонючая, дурной дух и чертов кал), выразят энергичный протест. ( Во вре­мя беременности жена одного из авторов данной книги чувствовала присутствие асафетиды уже входя в подъезд дома, хотя «чертов кал» находился в стеклянной банке с плотно завинченной крышкой, в секретном месте — на балконе четвертого этажа за закрытой дверью).

Но вот очарование уродца: асафетида сначала может вам не понравиться, но потом, скорее всего, вы привяже­тесь к ней с неменьшей силой.

Понимающие толк в запахах европейские и амери­канские парфюмеры добавляют ее в некоторые одеколо­ны и духи.

^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КУЛИНАРИИ

Асафетида обычно используется в малых количест­вах для придания аромата соленым, острым (и изредка сладким) блюдам. Она настолько усиливает пищеваре­ние, что с ее помощью можно, как говорят в Индии, пере­варить гвозди. Поэтому она входит в рецепты многих ценных, вкусных, но трудноперевариваемых блюд. Ее обязательно добавляют в бобовые, она хороша в лепеш­ках, блюдах из риса и различных овощей.

Перед употреблением ее рекомендуется нагреть в масле. Вкус сырой асафетиды, не смешанной с рисовой мукой, гораздо резче, чем у смеси. Соответственно, надо сократить дозировку. Обладая острым горячим вкусом, асафетида разжигает огонь пищеварения, устраняет от­рыжку и газы, повышает аппетит и тонизирует организм, с успехом заменяя лук и чеснок и не оставляя запаха.

^ КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ

Суп из гороха с овощами

0,5 чашки гороха (лучше маш, но подойдет и обычный), 6 чашек воды, 1 чашка нарезанных помидоров, 0,5 чаш­ки мелко нарезанной моркови, 2 ст. л. растительного ма ела, 0,25 ч. л. асафетиды, 0,5 ч. л. семян кориандра, ще­поть сухого имбиря, соль.

Сварить горох до готовности. Добавить помидоры, морковь. Отдельно разогреть масло, добавить в него пря­ности и вылить в суп, когда овощи размягчатся. Перед по­дачей на стол посыпать зеленью петрушки и укропа.

Раджма

1 чашка красной фасоли, 4 чашки воды, 3 ст. л. топлено­го масла, 0,5 л кефира или йогурта, 1/4 ч. л. асафетиды, 0,5 ч. л. куркумы, соль.

Фасоль сварить до готовности. В казане разогреть мас­ло, положить пряности и залить кефиром или йогуртом. До­бавить готовую фасоль и тушить еще 15-20 мин.

  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва» iconПряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва»
В поисках новых земель, где росли эти экзотические растения, совершались кругосветные путешествия и завоевательные походы, а позднее...
Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва» iconПринят Государственной Думой 27 января 1995 года Глава I. Общие положения статья
Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются...
Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва» iconИдея и общество. Конспект
Теория элит и политика. Критика буржуазной идеологии и ревизионизма. М., Издательство ќПрогресс›. 1978
Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва» iconПрограмма Автор, издательство, год издания Учебник Издательство Учитель

Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва» iconЛекции на фвс, 520-1, 520-2, 530. Краткий электронный конспект по датам. Лекция 1: 10 февраля Глава Неопределённый интеграл опр и свойства
Определение первообразной, Свойства: что F+C тоже перв. (Док-ть), что разность двух первообр = C. Определение неопр интеграла. Свойства...
Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва» iconУрока: «свойства и применение предельных одноосновных карбоновых кислот» История открытия и физические свойства муравьиной кислоты

Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва» iconТема: «циклопарафины: строение, свойства, применение»
Знать физические и химические свойства циклопарафинов в сравнении с предельными углеводородами, уметь записывать уравнения реакций,...
Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва» iconДокументы
1. /Кулинарные секреты КГБ. Ссобойка.pdf
Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва» iconДокументы
1. /З.Е. Шульман - Кулинарные советы, секреты, хитрости.pdf
Пряности лечебные и кулинарные свойства издательство «Общество саттва» iconКрасноярская региональная детско-молодежная общественная организация «научное общество учащихся»
В этом году исследование того же топологического свойства, а именно, непрерывность, мы продолжили, но на другом объекте топологии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов