Ананта-Ачарья дас icon

Ананта-Ачарья дас



НазваниеАнанта-Ачарья дас
страница1/8
Дата конвертации29.07.2012
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Ананта-Ачарья дас


Из исторического цикла “Ранние годы”


КАВКАЗСКИЕ ПЛЕННИКИ


Повесть


Вступление.

Настоящая история хотя и представляет события в форме

художественного повествования, но "художественность" использована здесь

лишь для того, чтобы плавно связать события, которые были записаны самими

участниками происходящего на диктофон. Эта книга - часть цикла о первых

последователях движения Сознания Кришны в бывшем Советском Союзе -

является откликом на желание взглянуть изнутри на получившее широкую

популярность движение Сознания Кришны.

В 1971 году основатель общества Сознания Кришны Шрила Прабхупада

посетил Москву. Вскоре после этого в СССР появились не просто люди,

интересующиеся бхакти-йогой, - возникли группы бхакг-вайшнавов, которых потом

стали называть "кришнаитами". Такие группы бхакт были в Москве, Ленинграде,

Риге, Киеве, Ереване, Сухуми, Каунасе. Совсем небольшие группы вайшнавов

были в Перми, Свердловске, Новосибирске, Днепропетровске. И хотя преданных

Кришны было сравнительно немного, их деятельность вызвала беспокойство

атеистических властей. Настоящая повесть расскажет об эпизодах движения

Харе Кришна, происходивших на Кавказе в уже ушедшую в историю эпоху

"застоя". История отечественого кришнаизма должна вызвать интерес - это пока

нераскрытая страница нашей истории. Советский период скрывал свои

несимпатичные стороны идеологической завесой, настоящий период обращает

внимание на имиджы и программы, но ищущий ум предпочитает личное

знакомство. Цель этой повести, как и всего цикла "Ранние годы", - ответить на

вопрос "Как это было?" В наше время, наверное, каждый видел на улицах

преданных Кришны в традиционных одеяния~ многие имеют в своей библиотеке

"Бхагавад-ги~, многие слышали о благотворительной деятельности волонтеров-

иришнаитов в районах армянского землятресения, в разрушенных войною Сухуми

и Грозном, Борис Гребенщиков и Евгений Осин весело поют на своих концертах

Харе Кришна. Но когда-то все было совсем иначе.

1

Стоял летний вечер 1983 года.

А утром, проходя мимо сухумского военного санатория, Яков прочитал

объявление, извещавшее о лекции по йоге лектора из Москвы, оно сразу

напомнило фильм "Индийские йоги, кто они?". Удивительный фильм. Если все

это та~ то как же все устроено? Значит, Христос мог ходить по воде? Я ков стал

думать про индийских йогов и про Иисуса Христа.

- Надо сходить,- он сказал вслух твердо, чтобы не забыть.


Теперь Яков поднялся по мраморной лестнице в актовый зал, который

почти на половину был заполнен слушателями, в основном, военными, но были


и штатские, и даже знакомые. Яков, кивнул им головой, сел на последний ряд.

На сцене под бюстом Ленина за покрытым ирасной бархатной скатертью

столом сидел молодой лектор, перед ним дымилась палочка, так что зал

заполнился экзотичным ароматом. Играла восточную музыку. С лектором

переговаривались симпатичные ребята, по видимому, его друзья йоги. В них

чувствовалось что-то необычное, хотя ни на индусов, ни на йогов они не походили.

Началась лекция. Есть, мол, много разных систем йоги. Такая йога, такая

йога, а есть мантра-йога. Существуют такие мантры, такие вибрации, а есть

основная мантра. Если не хотите болеть, повторяйте эту мантру на четках.

- Чтобы эффект был достатачно сильный,- продолжал лектор.- Нужно

соблюдать четыре регулирующие принципа. Первый принцип - не есть мясо, рыбу,

яйца; второй принцип - откм от всех видов интоисикаций, то есть: табаха, алкоголя,

наркотиков; третий принцип - секс только в браке для зачатия детей; и четвертый

принцип - отхм от азартных игр и финансовых махинаций. Такой хороший метод,

очень легкий. Это самая эффекгивная система йоги.

- Ничего себе,- подумал Яков.- Столько лишений ради здоровья.

Сидевший на первом ряду офицер пошутил вслух:

- Кто не ~рит и не пьет, тот здоровеньким помрет.

Особо никто не засмеялся, настроение было хотя и не грустным, но

серьезным. Все были словно завороженные, но майор, возможно старший по

званию среди присутствующих, вдруг как бы очнулся и заволновался:

- Как это в армии без мяса?! Это против партии!

- Спасибо за внимание. На этом мы закончим, объявил лектор несколько

неожиданно, слегка поклонился, улыбнулся, публика зааплодировала и начала

расходиться.

Ребята-йоги засуетились. Яков заметил, что они как будто чего-то

испугались.

- Чего они испугались? Все официально. Эти так думают, а эти так Почему

испугались?

Яков вышел из санаторского здания возбужденный, но несколько

озадаченный:

"Какая разница здоровый я умру или больной? Отказываться ради

здоровья от стольких вещей! От всего! Нет смысла. И не возможно." Яков

мысленно обсуждал услышанное, не соглашался, но удивлялся. "Такие люди!"

Когда пришел домой, Яков рассказал отцу:

- Есть такая йога: петь и соблюдать принципы. И все.

- И все?

- И все.

Перед сном снова вернулись слова, услышанные в санатории, перед

глазами появились светлые лица московских мантра-йогов. Он обратил внимание,

что эти лица приятные, располагающие. Яков задал в пустоту вопрос: "Почему

они испугались этого тупого майора?"

Яков, совсем не подозревая, что через несколько лет он будет знать и звать всех этих ребят по именам, сладко заснул.

2

Зимой холодно и грустно. Яков вспомнил, что год назад в это время был

христианский пост, и его товарищ-грек рассказывал ему про пост. Это тоже

хмалось трудным и невозможным. Но вся семья его товарища следовала этому.

Это удивляло. Все христиане следуют или следовали этому. Яков спросил своего

пожилого отца:

- А может быть, Бог есть?

- Нет, Бога нет.

- Но верующие внушают уважение, они постятся и строго живут.

- Да, но если бы Бог был... Поверь, сынок Бога нет.

Греки в этот раз готовились к посту. Яков решил попробовать и выдержать

пост вместе со своим товарищем. Он точно выспросил меню скоромных

продукгов: мясо, яйца, молоко, от которых следовало воздерживаться. На второй

день поста он снова зашел к грекам:

- Знаешь, чувствую, что очищаюсь.

- Да, пост очищает.

Яков воодушевился и даже почувствовал, что должен служить Богу. Но

как? Бабушки в церкви внушали Якову одно беспокойство. Они смотрели за

ним, туда ли подошел, там ли стоит. Нет, нет, Бог-это возвышенно. И это должно

быть красиво. Это не должно быть так сердито и с такой подозрительностью.

Яков с отцом вернулись домой почти одновременно. Яков со своей

экскурсии в церковь, отец - с рыбалки. Емельян, так звали отца, показал Якову

свой улов.

- Смотри, угря поймал.

- Бать, угря ловить нельзя. Я читал, что это особенная рыба. Она живет

и в пресной, и в соленой воде, и по суше ползает, как змея. Это гениальная

рыба.

- Ты во все веришь: и в йогов, и в Бога, и в угрей. Я зажарю, увидишь,

как вкусно.

- Нет, надо отпустить. К тому же сейчас пост. Пост - это не с проста. И

йоги постятся, и христиане. Я про угрей, я читал, это таинственная рыба. Я должен

его отпустить.

- Но он уже столько без воды. Он все равно уже не выживет.

Яков налил в тазик воды и отнес его вместе с угрем в ванную комнату.

Угорь стал вяло плавать.

- Выживет, - сказал Яков и подумал: "У меня появился шанс. Я мо~ что-

то сделать Богу. Его должны были съесть, а я его спасу. Спасти - это хорошо. Я

отпущу этого угря, и это будет мое жертвоприношение Богу."

Наутро Яков посмотрел на своего угря. Тот делал быстрые круги. Яков порадовался за свою рыбу:


- Угорь может жить в любой воде. Угорь - святая рыба.

После завтрака за Яковом заехал его товарищ по институту они

договорились ехать к его знакомым переписывать "Пинк флойд". Яков сел в

машину с целлофановым мешком, в котором в воде находился помилованный

угорь.

- Это что у тебя, угорь? Слушай, подари мне. Я таклюблю угрей! Подари,

а! Ну, подари!

й чем больше он просил, тем сильнее Яков хотел отпустить рыбу. Яков

однако ничего не рассказывал ни о своей "миссии", ни о своем намерении, только

возле моря попросил остановить на минутку машину и вышел. Он ничего не

говорил. Все оставалось лишь у него в голове, так что его сокурсник ничего

ровным счетом не понимал.

- Ты куда его несешь?

- Я его выпущу в море.

-Зачем в море? Ты что, с ума сошел? Отдай мне. Я люблю угрей. Знаешь,

как в~сно!

- Нет, этот угорь не для этих целей.

Яков положил угря на песок Он хотел что-то сказать Богу, но он не знал

никаких молитв, поэтому он просто подумал: "Вот Господь, моя жертва для Тебя.

Прими его."

Яков, расстроив и удивив своего товарища, выпустил рыбу в море.

"Вот, Господь, этот угорь будет моим посланником".

3

Подключили магнитофоны, и пока переписывалась музыка, Яков говорил

о таинственных качествах угрей. Институтские товарищи стали говорить о

внеземных цивилизация~ о йогах.

- Есть такая йога,- вклинился Яков.- Когда просто поешь мантры. В

санатории была лекция про та~ю йогу. й такие йоги постятся вообще всегда. У

христиан в посты постятся, а у йогов всегда. Такие люди. Вот бы с ними

встретиться, поговорить.

Хозяин квартиры, магнитофона и записей "Пинк флойда" имел свойство

узнавать обо всем новом и необычном самым первым.

-Я кое-что знаю об этом.- сказал он. - Но немного. Я свожу тебя к одному

человеку, он знает лучше.

Дом, в который они пришли, находился недалеко от центра. Дом был

большой, обстановка - богатой, стоял необычный запах такой же, как на лекции

в санатории. На стенах висели яркие изображения индийских Богов. Парень, к

которому они пришли, был уже знаком Якову. Это был вообще довольно

известный в Сухуми человек Он был мастер спорта по прыжкам в воду,

занимался каратэ. Якова тоже звали заниматься карате, но каратэ Якова не

привлекало, так что знакомство оставалось лишь поверхностным.

б


- Кто это на фото ? - спросил Яков, указав на портрет, висевший на стене.

- Это человек как Исус Христос.

Яков удивленно поднял брови:

- И что, такие люди есть?

- Такие люди есть всегда. Но не все об этом знают. Если бы таких людей

не было, неизвестно, что бы было.

- Ничего себе! - сказал Яков, но поверил и даже спросил как зовут этого

человека.

- Шри Вишнупад.

Яков уже догадался, что речь пойдет о том же, о чем шла в военном

санатории, хотя он не догадывался, конечно, что через несколько лет он будет

знать и звать по именам всех парней, которых он встретил тогда в санатории:

Ананта-Шанти, Джапа, Арджуна, Чандра-Шекхар,- а теперешнего его собеседниа

будут звать Амбариша, а его самого Ямарадж.

- Хочешь помедитировать?

- Я не умею.

Амбариша подал Якову четки:

- Вот тебе четхи. Попробуй. Повторять надо так

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе,

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

-А что будет?

- Сам почувствуешь.

Часа два повторяли мантру.

- Ну, что почувствовал?

Яков задумался: "Что же я чувствую?"

- Голова болит.

-Отлично, это пошло очищение ума. Потом ты очистишься полностью и

не захочешь повторять ничего, хроме мантры.

Яков отправился домой радостный, думая: "Я проверю. Если нормально,

буду продолжать. Нелогично отмзаться, не попробовав. Нужно несколько месяцев

пробомть повторять".

4

Не успел Амбариша проводить Якова, пришел Нугзар.

- Привет. Слушай, мне говорят ты с ума сходить начал. Рано встаешь,

мясо не ешь. Что-то непонятное. Объясни. Что такое случилось?

Амбариша включил магнитофон и пояснил:

- Это приветствие Божествам. Музыку сочинил Джордж Харрисон.

Иугзар не очень увлекался музыкой, но ему понравилось. Потоы

Амбариша принес ему тушеные овощи со специями и сладкий пудинг из манки с

изюмом.

- Когда я готовил это, я повторял особую мантру. Мантра значит очищение

7


ума. Это мантра-йога. Повторение мантры производит благоприятное воздействие.

На все. Сверхтонкая энергия.

йугзар расслабился и развалился в кресле. На первый взгляд, всЗ

сказанное казалось совершенно нелепым, но Амбариша говорил уверено и вроде

бы не шутил. Нугзар достал сигарету, собираясь прикурить.

- Ой! Знаешь, тут курить нельзя, здесь алтарь.

Нугзар удивился еще больше, однако не послушался и закурил, пустив

вверх кольцо дыма:

- Брось дуру валять. Всегда я тут курил, а вдруг алтарь.

- А тебе и не хочется,- заметил тогда Амбариша, и Нугзар действительно

закашлял, а на глазах слезы выступили, он затушил сигарету.

- И что, любое желание выполняется?- Нугзар спрашивал уже с большим

доверием.

- Ты попробуй,- Амбариша записал на бумажке мантру, повторяя ее вслух

Вечером следующего дня Нугзар уехал с отцом и братом охотиться на

тетеревов. Он шел по лесу, повторял амбаришино заклинание, и как в сказке

вдруг поднимался тетерев то тут, то там. К вечеру выяснилось, что его добыча

была много больше, чем добыча отца с братом.

- Как тебе удается?

Нугзар засмеялся.

- У меня есть волшебное слово. Я его повторяю и птица сама взлетает из-

под ног.

- Так и нам скажи.

- Нет, вам не скажу.

Следующий день повторил предыдущий. Нугзар настрелял много дичи

и был доволен. Особенно он был доволен тем, что Амбариша не обманул и не

сошел с ума, потому что это был его надежный друг, и он его уважал. Уже

второй день его совсем не тянуло к наркотикам, и он даже почти не курил - в

кармане была все та же пачка, которую он доставал у Амбариши. Нугзар подумал:

"Если повторять эту мантру, то можно совсем отойти от наркотиков". Он давно

уже хотел это сделать, иазалось, находил силы, но обстоятельства складывались

та~ что он нарушал своФ решение.

Нугзар сел на поваленное дерево передохнуть и посмотрел на бумаж~,

где была написана мантра. Он почувствовал и увидел, что его желание становится

необычно сильным, и он решил, что вернувшись в Сухуми, снова обсудит все

это с Амбаришей.

Вдалеке грянул выстрел: отец или брат подняли тетерева. Нугзар

снисходительно улыбнулся, представляя их лица, когда они узнают о своем

новом поражении. Он вложил запис~ в нагрудный трман, поднялся и, наступая

на хрупкие сучья, стал спускаться под гору.

8


5

Яиов работал инженером по технике безопасности; работа не беспокойная,

но постоянно нужно приходить на службу, так что он перевелся в диспетчерс~ю:

два дня работаешь, два дня дома. Так было удобней. Яков сделал из

пластмассовых бус четки и стал повторять мантру. Сначала 16, потом 32, а в

выходные дни даже по 40 кругов. Амбариша сказал, что достаточно повторять

16, но можно и больше. Можно даже повторять всегда.

Повторение мантры вызывало эйфорию. Он возвращался домой, ужинал

и повторял мантру. Вскоре появлялось тонкое наслаждение. По коже пробегали

мурашки. Хотелось испытывать такое состояние снова и всегда, но когда он

выходил на улицу, все исчезало, и он здоровался с кем-то из своих знакомых,

пытался им рассказывать про мантра-йогу, но получалось совсем не интересно,

так не интересно, что ему самому становилось с~чно, и он старался быстрее

вернуться домой и повторять мантру, пока снова не побегут мурашки.

Отец был на пенсии, и если он не был на рыбалке, он видел, что Яков

постоянно дома и совсем не стремится сделать карьеру.

- Яша, слышишь, тебе надо в партию вступить.

- Зачем?

- Зачем-зачем? Для карьеры.

- Карьера, пенсия, смерть. Какой во всем этом смысл?

- ЭТО ЖИЗНЬ.

- А смысл в чем?

Яков уходил в свою комнату ксвоим четкам, ему не хотелось идти даже

к Амбарише. Но поскольку на вопрос, заданный отцу, он и сам не знал

развернутого ответа, Яков отправился к Амбарише за хаким-нибудь чтением.

- У тебя есть что-нибудь об этом почитать,- спросил он Амбаришу.

Тот достал из ящика писменного стола машинописную распечат~.

- Вот тут, почитай.

Яков, переполненный аппетитом, стал читать, но все, что он читал, было

совсем непонятно. В тот же вечер он пошел назад к Амбарише:

- Какая-то чепуха, совсем ничего непонятно. Тут нет ничего про Кришну.

Я ничего не понял.

Амбариша посмотрел на пухлую распечатку и рассмеялся:

- Это же Вивекананда~ Я тебе не то дал. Подощци.

Он принес ему отксерокопированную брошюру, которая называлась

"Легкие путешествия на другие планеты".

- Это Прабхупада. Это то, что надо.

Яков пожаловался и на то, что чувство от мантры уходит, стоит ему с

кем-то поговорить.

-0, да! Общение с материалистами - опасная штуа. Увидев материалиста,

нужно сразу совершить омовение в Ганге или в другой святой реке, или хотя бы

под душем.

С этих пор Яков стал постоянно обливать себя холодной водой, чтобы


никто и ничто не мешало ему сохранять настроение, которое давала мантра. й

спустя полгода он почувствовал, что состояние не теряется ни в диспетчерской,

ни, при встрече или разговоре с кем-нибудь. Тогда он захотел пойти к своим

друзья грекам, с которыми он постился зимой, чтобы рассказать им обо всем

этом.

- Я хочу рассказать вам что-то важное... Про Бога.

Его товарищ и его родители вышли во двор. Был южный вечер, над

головою висели звезды.

Яков взволнованно рассказап им,что Бог - это личность, что Он

удивительным образом не отличен от своих имен, и самое удивительное из этих

имен - имя Кришна. Он рассказал, что они - он, грузин Яков, и они, греки - в

действительности вечные духовные души, могущественные, кактысяча солнц,

но покрытые иллюзией материального существования, что стоит внимательно

повторить имя Кришна, иакиллюзия начинаеттаять, и наша вечная, всезнающая,

блаженная природа пробуждается.

Яков говорил таквозвышенно и необычно. Он такизменился, что первая

мысль, пришедшая в голову, была о сумасшествии. Он походил на

сумасшедшего, но говорил он стройно и ясно, и он излучал радость.

- Можно курить?- спросили Якова благоговейно.

- Как хотите,- ответил он и удивился: "Почему они спрашивают? Они

почувствовали, что это правда? Они прониклись. Это чудо, они прониклись. Они

верят в то, что я говорю о Кришне. Это удивительно! Это здорово!".

Уже было заполночь, а они все еще говорили.

6

Нугзар весело рассказывал Амбарише про свою удачную охоту. Он с

удовлетворением съел овощи, которые Амбариша называл прасадом - милостью

Кришны, особой йоговской пищей, . Нугзар был доволен и даже благодарен

Амбарише, и он хотел не остаться в долгу и тоже вдохновить его на что-то

интересное.

- Полный эффект от мантры, если не есть мясо. Это йоговский принцип -

ахимса, то есть ненасилие. Бхакти-йог, он не убивает, чтобы не брать на себя

карму, плохие последствия за грех убийства.

- Без охоты я не могу. Это моя жизнь. В горах я чувствую, что я живой.

Вдруг Нугзару пришла в голову лихая мысль:

- Слушай, поехали в Ленинград. Погуляем. По летнему саду, по

Невскому. А? У меня в Питере друзья есть. По ресторанам походим, с девчонками

погуляем. Поехали!

дмбариша удивился словам Нугзара, но не подал вида. Вчера он как

раз думал о том, не поехать ли в Ленинград, чтобы пожить там в ашраме.
  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Ананта-Ачарья дас iconДоклад по секции философия на тему: " Золотой Век"
Научный Рамананда Прийа дас (дважды инициированный преданный, член Международного Общества Сознания Кришны)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов