|
Программа курса по выбору «Искусство памяти» Количество часов: всего: 44 аудиторных: 36 Форма аттестации: зачет Составитель: Малышкин Е.В. Пояснительная записка Курс адресован студентам всех специальностей и читается в рамках блока общегуманитарных дисциплин. Целью курса является: рассмотрение метафизических и онтологических оснований памяти, прослеживание искусства памяти в его классическом, готическом, герметическом и нововременном периодах, различение мнемотехники и искусной памяти, указание на современные формы организации памяти. ^ курса являются: чувственность, восприятие, память, образ, искусство, онтологическая эстетика. Тематический план
Содержание курса
Память как проблема. Открытие Симонида. Трагедия и греческое мышление. Миф и трагедия. Разрывы в «колесе» мифа. Трагедия как подражание мифу. Положение зрителяв античном театре: понятие формы и открытие судьбы. Цель трагедии. Основы античной риторики. Память естественная и память искусная.
Основы метафизики Платона. Знание как припоминание. Память и прекрасное: сравнение онтологического статуса обеих процедур — припоминания и созерцания прекрасного. Философия как привычка умирать и память как свидетель бессмертия души. Аристотель о технике припоминания: понятие срединного и его связь с этическими добродетелями. Различие памяти и припоминания. Понятие epimeleia. Забота о себе: знание себя, память о себе и воспитание себя как политические дисциплины.
Правила для мест и правила для образов. Средневековые алфавиты. Biblia pauperis. Трактаты о памяти: Туллий (Цицерон), Ad Herennium. Память о добродетелях и пороках. Риторика Августина. Странствующие ордена монахов: поиск мест для памяти. Мир Данте.
Джулио Камилло и Венецианский Ренессанс. Театр Витрувия и театр памяти Камилло. Образность камилловского театра. Принципы действенности театра памяти. Солярная магия Камилло Раймунд Луллий и герметическое сознание. ^ Подвижная система памяти: луллиевы колеса. Герметический Корпус как источник Ренессансного искусства памяти. Луллизм и каббализм. Рождение науки из магических методов Ренессанса. Образ магический и образ художественный. Художники памяти. Гуманизм и mathesis universalis. Гуманизм и проект научного переоткрытия памяти Джордано Бруно: в поисках универсального знания. Сочинения Бруно. Тайна «Теней». Тайна «Печатей». Восприятие как узнавание и память как магическая операция. Новая религия Бруно: еретичество и смерть.
Монадология Лейбница и открытие счисления бесконечно малых. Проект универсальной характеристики. Память как cogito. Эстетика восприятия как математика. Метафизика двоичного счисления. Память и забвение в понимании Ницше. Обнаружение телесности. Воля к власти. Власть в современном мире. Бессубъектность власти. Память и власть. Забвение памяти как самостоятельного искусства: Бергсон, Фрейд, Сартр. Вопросы к зачету по курсу:
Литература по курсу: Ахутин А. В. Открытие сознания (Древнегреческая трагедия) // Ахутин А. В. Тяжба о бытии. М., 1997. Баткин М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. Бергсон А. Материя и память // Соч., Т. 1, М., 1992. Бруно Дж. О Магии // Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. М., 1950, вып. 1. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. Гвардини Р. Конец нового времени //Вопросы философии № 4, 1990. Горфрункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Йейтс Ф. А. Искусство памяти. СПб., 1997. Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации // Квинтэссенция. Философский альманах 1991. М., 1992. Марков Б. В. Разум и сердце. СПб., изд. С.-Пб. университета, 1993. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Соч. в 2-х тт., т. 2. М., 1990. Платон Федр // Платон Соч. в 4-х т., т 2. М., 1993 Подорога В. А. Власть и познание. // Власть (Очерки современной политической философии запада) М., 1989. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1995 Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше. Соч. в 2-х тт., т.1.М., 1990. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма, СПб., 1993. Софокл Царь Эдип // Софокл Драмы. М., 1990. Философский энциклопедический словарь М., 1983. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-логос, вып. 1, М., 1991. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., 1993. |
![]() | Программа курса по выбору «Искусство памяти» Количество часов: всего: 44 аудиторных: 36 Форма аттестации: зачет Курс адресован студентам всех специальностей и читается в рамках блока общегуманитарных дисциплин | ![]() | Программа курса по выбору для предпрофильного образования школьников «Дизайн как вид художественного проектирования» Пояснительная записка Программа курса «Дизайн как вид художественного проектирования» предназначен для углубления знаний о созидании предметной среды труда,... |
![]() | Программа курса по выбору «Этническая картина России» предназначена для учащихся 8-9-х классов Российской Федерации; реализацией в школе задачи воспитания толерантности к представителям других культур и религий | ![]() | Пояснительная записка Программа курса по выбору «Основы журналистики» составлена в соответствии с концепцией профильного и предпрофильного обучения, основной... |
![]() | Искусство основная школа пояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах | ![]() | Тематическое планирование Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» 6 класс Виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура |
![]() | Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:... | ![]() | Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:... |
![]() | Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:... | ![]() | Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:... |