Программа курса по выбору «Искусство памяти» icon

Программа курса по выбору «Искусство памяти»



НазваниеПрограмма курса по выбору «Искусство памяти»
Малышкин Е.В
Дата конвертации29.07.2012
Размер45.13 Kb.
ТипПрограмма курса


Программа курса по выбору «Искусство памяти»


Количество часов: всего: 44 аудиторных: 36

Форма аттестации: зачет

Составитель: Малышкин Е.В.


Пояснительная записка

Курс адресован студентам всех специальностей и читается в рамках блока общегуманитарных дисциплин.

Целью курса является: рассмотрение метафизических и онтологических оснований памяти, прослеживание искусства памяти в его классическом, готическом, герметическом и нововременном периодах, различение мнемотехники и искусной памяти, указание на современные формы организации памяти.

^ Основными понятиями курса являются: чувственность, восприятие, память, образ, искусство, онтологическая эстетика.


Тематический план

  1. Исторические истоки искусства памяти

  1. Греческая культура и открытие искусной памяти 2 ч

  2. Античная трагедия и восприятие цельности жизни 4 ч

  3. Риторические основы искусной памяти 2 ч

  1. Искусство памяти в античности: память и душа

  1. Метафизика Платона: припоминание как мышление 4 ч

  2. Работа Аристотеля «О памяти и припоминании» 2 ч

  3. Мнемотехника и забота о себе 2 ч

  1. Искусство памяти в Средние века

  1. Формирование классических правил искусной памяти 2 ч

  2. Формирование образности: память об Аде и Рае 2 ч

  1. Память как герметическое искусство

  1. Театр Памяти Джулио Камилло 2 ч

  2. Луллизм как искусство памяти 2 ч

  3. Ренессансные герметизм и каббализм 2 ч

  4. Художественная основа магии Возрождения 4 ч

  5. Герметическая память Джордано Бруно 2 ч

  1. Искусство памяти в структуре Новоевропейского сознания

  1. Универсальная характеристика Лейбница и проект памяти 2 ч

  2. Память и забвение в образности Ницше 2 ч

Содержание курса


  1. Исторические истоки искусства памяти

Память как проблема. Открытие Симонида. Трагедия и греческое мышление. Миф и трагедия. Разрывы в «колесе» мифа. Трагедия как подражание мифу. Положение зрителяв античном театре: понятие формы и открытие судьбы. Цель трагедии. Основы античной риторики. Память естественная и память искусная.


  1. ^ Искусство памяти в античности: память и душа

Основы метафизики Платона. Знание как припоминание. Память и прекрасное: сравнение онтологического статуса обеих процедур — припоминания и созерцания прекрасного. Философия как привычка умирать и память как свидетель бессмертия души.

Аристотель о технике припоминания: понятие срединного и его связь с этическими добродетелями. Различие памяти и припоминания. Понятие epimeleia. Забота о себе: знание себя, память о себе и воспитание себя как политические дисциплины.

  1. ^ Искусство памяти в Средние века

Правила для мест и правила для образов. Средневековые алфавиты. Biblia pauperis. Трактаты о памяти: Туллий (Цицерон), Ad Herennium. Память о добродетелях и пороках. Риторика Августина. Странствующие ордена монахов: поиск мест для памяти. Мир Данте.


  1. ^ Память как герметическое искусство

Джулио Камилло и Венецианский Ренессанс. Театр Витрувия и театр памяти Камилло. Образность камилловского театра. Принципы действенности театра памяти. Солярная магия Камилло

Раймунд Луллий и герметическое сознание. ^ Ars Magnum. Подвижная система памяти: луллиевы колеса.

Герметический Корпус как источник Ренессансного искусства памяти. Луллизм и каббализм. Рождение науки из магических методов Ренессанса. Образ магический и образ художественный. Художники памяти. Гуманизм и mathesis universalis. Гуманизм и проект научного переоткрытия памяти

Джордано Бруно: в поисках универсального знания. Сочинения Бруно. Тайна «Теней». Тайна «Печатей». Восприятие как узнавание и память как магическая операция. Новая религия Бруно: еретичество и смерть.

  1. ^ Искусство памяти в структуре Новоевропейского сознания

Монадология Лейбница и открытие счисления бесконечно малых. Проект универсальной характеристики. Память как cogito. Эстетика восприятия как математика. Метафизика двоичного счисления.

Память и забвение в понимании Ницше. Обнаружение телесности. Воля к власти. Власть в современном мире. Бессубъектность власти. Память и власть.

Забвение памяти как самостоятельного искусства: Бергсон, Фрейд, Сартр.

Вопросы к зачету по курсу:

  1. Симонид и история открытия искусства памяти

  2. Искусная память как часть риторики

  3. Память и судьба в трагедии Софокла «Царь Эдип»

  4. Память как припоминание в метафизике Платона

  5. Аристотелевское различение памяти и припоминания

  6. Различие между памятью естественной и памятью искусной

  7. Правила для мест и правила для образов

  8. Средневековые трактаты о памяти

  9. Театр Памяти Джулио Камилло

  10. Рамизм как искусство памяти

  11. Солярная магия и ренессансное искусство памяти

  12. Магия и математика в ренессансном сознании

  13. Проект памяти Джордано Бруно

  14. Проект универсального счисления Г. В. Лейбница

  15. Память и телесность в философии Ницше


Литература по курсу:

Ахутин А. В. Открытие сознания (Древнегреческая трагедия) // Ахутин А. В. Тяжба о бытии. М., 1997.

Баткин М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Бергсон А. Материя и память // Соч., Т. 1, М., 1992.

Бруно Дж. О Магии // Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. М., 1950, вып. 1.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

    Гвардини Р. Конец нового времени //Вопросы философии № 4, 1990.

Горфрункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

Йейтс Ф. А. Искусство памяти. СПб., 1997.

Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000.

Мамардашвили М.К. Кантианские вариации // Квинтэссенция. Философский альманах 1991. М., 1992.

Марков Б. В. Разум и сердце. СПб., изд. С.-Пб. университета, 1993.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Соч. в 2-х тт., т. 2. М., 1990.

Платон Федр // Платон Соч. в 4-х т., т 2. М., 1993

Подорога В. А. Власть и познание. // Власть (Очерки современной политической философии запада) М., 1989.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1995

Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше. Соч. в 2-х тт., т.1.М., 1990.

    Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма, СПб., 1993.

Софокл Царь Эдип // Софокл Драмы. М., 1990.

Философский энциклопедический словарь М., 1983.

Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-логос, вып. 1, М., 1991.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., 1993.





Похожие:

Программа курса по выбору «Искусство памяти» iconПрограмма курса по выбору «Искусство памяти» Количество часов: всего: 44 аудиторных: 36 Форма аттестации: зачет
Курс адресован студентам всех специальностей и читается в рамках блока общегуманитарных дисциплин
Программа курса по выбору «Искусство памяти» iconПрограмма курса по выбору для предпрофильного образования школьников «Дизайн как вид художественного проектирования» Пояснительная записка
Программа курса «Дизайн как вид художественного проектирования» предназначен для углубления знаний о созидании предметной среды труда,...
Программа курса по выбору «Искусство памяти» iconПрограмма курса по выбору «Этническая картина России» предназначена для учащихся 8-9-х классов
Российской Федерации; реализацией в школе задачи воспитания толерантности к представителям других культур и религий
Программа курса по выбору «Искусство памяти» iconПояснительная записка
Программа курса по выбору «Основы журналистики» составлена в соответствии с концепцией профильного и предпрофильного обучения, основной...
Программа курса по выбору «Искусство памяти» iconИскусство основная школа пояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство»
Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах
Программа курса по выбору «Искусство памяти» iconТематическое планирование Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» 6 класс
Виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура
Программа курса по выбору «Искусство памяти» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Программа курса по выбору «Искусство памяти» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Программа курса по выбору «Искусство памяти» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Программа курса по выбору «Искусство памяти» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов