Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни» icon

Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни»



НазваниеМатериалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни»
Дата конвертации05.07.2012
Размер124.98 Kb.
ТипКлассный час

Материалы классного часа

по теме «Что есть человек?»
по материалам книги Н.Е. Щурковой
«Классный час: Поговорим о жизни»


Величие народа не измеряется его численностью,
как величие человека не измеряется его ростом;
единственной мерой служит его умственное развитие
и его нравственный уровень.
Гюго В.

С одной стороны, человек прост и понятен. С другой стороны, феномен человека головокружительной сложности.

Человек находится в постоянном движении: движение есть залог его жизни. Будучи тем же, что вчера, он уже иной сегодня: сильнее, взрослее, умнее, опытнее или чуть старее, немного слабее, зависимее от обстоятельств, полон страха перед опасностями и менее красив. Приходится учитывать изменения, а это очень трудно делать, так как сами мы тоже меняемся, теряя способность, едва приобретенную, учитывать особенности окружающих людей. Если учитывать динамику и самочувствий, то человек – тоже река, в которую не войти дважды.

- Каждый человек в любую секунду находится в состоянии изменения. Это условие его жизни. Как только движение прекратится, человека уже нет в этой динамичной жизни…

Из высказываний учеников школы № 1, пос. Барсова Гора Сургутского района Ханты - Мансийского округа.

Располагаясь одновременно в сфере природы и в сфере культуры, человек полон противоречий, а каждая минута его жизни ставит его перед необходимостью разрешать противоречия между натурой и культурой.

^ Некоторые друзья вызывают у меня одновременно и любовь и раздражение (боюсь сказать ненависть). Но, может быть, за это я их и люблю?!

Из высказываний учеников школы № 1, пос. Барсова Гора Сургутского района Ханты - Мансийского округа.

Человека понять очень трудно, потому что он многомерен, а ракурсы рассмотрения весьма многочисленны. Поэтому человек предстает перед нами то как прекрасный созидатель, то как неразумный разрушитель, то поражает своим альтруизмом, то возмущает бесконечным эгоизмом, то вдруг выступает безмерным чревоугодником, то поднимается до высот духовности и аскетизма; он щедр и жаден одновременно, в нем гордость сочетается с холопством, он, будучи слабым, очень силен.

Бесконечны разнообразия его физических и духовных проявлений. Пространство его присутствия на Земле, а также пространство его личностного внутреннего мира не имеют предела развития и границ продвижения. Контуры его тела так малы, но пространство его души вбирает в себя весь мир.

^ На смену нашему классу придет другой. В другом классе уже другие ученики будут обладать другими качествами и не будут повторять нас…

Из высказываний учеников школы № 1, пос.
Барсова Гора Сургутского района Ханты - Мансийского округа.

Наконец, каждый человек – это вполне определенная система, состоящая из взаимодействующих и взаимодополняющих строго необходимых и вполне достаточных элементов социально – психологической природы.

Нас не удивляют противоречивые характеристики, если весь мир предстает перед нашим сознанием как постоянное и непреходящее противоречие: огонь и вода, будучи основами жизни, выступают в роли самых страшных смертоносных явлений мира; добро всегда имеет свою сторону зла; а истина развивается и обогащается лишь благодаря существованию ложности явлений, обнаруживаемых человеком.

В процессе учебно–познавательной деятельности, изучая научные факты, дети вместе с педагогом открывают истины человеческой жизни. Например, знакомясь на уроке физики с явлением сообщающихся сосудов, ученики и педагог вдруг выявляют параллель со взаимоотношениями людей: если один человек уменьшает достоинства другого, то немедленно снижает и свои собственные достоинства.

Правда такого рода суждения о человеке – игра ума, не более. Когда говорят: «Душа, горящая вполнакала, постепенно становится дряблой, как мышцы у бездельника», - то отдают должное остроумию, не замечая, что речь идет об общих закономерностях жизни.

Человеку, чтобы жить, приходиться постоянно делать усилия, напрягать разум, волю, мышцы, производить движения, совершать поступки. Поэтому говорят, что жить трудно. Поэтому снимают шляпу перед тем, кто долго живет, ибо долго жить – это много сил души и тела растратить, это пройти через множество сложнейших ситуаций, преодолеть препятствия и перепахать самого себя не один раз.

Что значит человек,
Когда его заветные желанья -
Еда и сон? Животное – и все.
Наверно, тот, кто создал нас с понятьем
О будущем и прошлом, дивный дар
Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.
Что тут виной? Забывчивость скота
Или привычка разбирать поступки
До мелочей? Такой разбор всегда
На четверть – мысль, а на три прочих – трусость.

У. Шекспир «Гамлет»

Лукавость ума, оправдывающего все наши желания, стремления и действия, фиксировали многие философы. Противоречия скрыты и в наших способностях мыслить, анализировать, оценивать, оправдывать, побуждать, разъяснять.

Человек – средоточение Вселенной, в нем как феномене мира – вся жизнь мира во всех его проявлениях. И все проблемы мира сосредоточены в феномене человека. Это позволило сказать испанскому философу Хосе Ортега-и-Гассету: «Человек – это проблема жизни».

…В моем 6 «А» тяжелая ситуация: регулярно избивают мальчика, которого отвергает весь класс, пишут этому мальчику отвратительного содержания записки, используя грязную лексику… Я в гневе – человеческом, педагогическом, гражданском. Беседуем. Прошу рассказать. Рассказывают о причинах неприятия этого ученика, но молчат о причинах своего низкого поведения. Обращаю их внимание на их собственные действия… И вдруг: «Фаина Романовна! А почему вы нас ругаете за те слова, которые все знают и которые произносят все взрослые? Так говорят многие…»

Что ответить? Как убедить их в том, что противоречит сегодняшнему общепринятому нашего несчастного общества? И вдруг как озарение… Амбивалентность мира! Пишу на доске:

^ Счастье – несчастье.
Любовь – ненависть.
Красота – безобразие.
Чистота – грязь.
Ум – глупость.
Истина – ложь.


Спрашиваю, что им больше по душе из написанного. Они хорошо выделяют понятия первого столбца. А я – о том, что жизнь противоречива, о том, что каждый волен делать свой выбор, о том, что в этом выборе каждый из нас и проявляет свою личностную сущность… Резко продолжаю: «выйдем на площадку, где выгуливают собак, можно или быть чистым, или вымазываться ежедневно в грязи – вот наш выбор!

Наступила такая неподвижная, напряженная тишина в классе…»

(Ф.Р. Валетова, педагог школы № 72, г. Тюмень).

Чтобы нарисовать образ человека недостаточно перечислить отдельные свойства и качества. Образ человека не список примет, не мешок замечательных качеств, не слоеный пирог, где на каждом этаже – социально – психологическая начинка.

Образ – всегда обобщение и выявление сути. Только суть человеческая не дана нам изначально, она заложена потенциально и обретает актуальность лишь при колоссальных усилиях человека.

^ Человек есть существо мыслящее – homo sapiens. Мы всегда апеллируем к этой способности в момент взаимодействия с другим человеком. Точно так же мы обращаемся к собственной способности осознавать реальность вокруг себя. Истина не лежит на поверхности, ее извлекают, пробираясь сквозь внешние показатели. Животные удовлетворяются показателями, человек углубляется в сущность.

Предъявим школьникам несколько суждений, поставив эти высказывания в ряд, чтобы они оказались легко сопоставимыми:

Когда пьешь, кажешься себе умным.

Когда куришь, кажешься себе взрослым.

Когда сквернословишь, кажешься себе независимым.

Когда колешься, кажешься себе счастливым.

Когда подавляешь и унижаешь окружающих людей, кажешься себе достойным.

Обратим внимание на иллюзорность проживания человеком достоинств, которых нет, - того, что составляет предмет страстного желания и гордости подростка. Ему так хочется быть свободным, взрослым, умным и счастливым, подросток ищет способ быстро приобрести эти достоинства, не прилагая никаких собственных усилий.

И вот с помощью простого набора фраз дан импульс разуму… Теперь пусть выбирают: жить иллюзиями, избавляясь от сложностей жизни, или же предпочесть реальность активного взаимодействия с миром и собственный реальный образ?

^ Человек есть существо творческое – homo faber. В широком смысле, творческая природа предписана человеку тем, что он вынужден выстраивать свое поведение в соответствии с жизненными обстоятельствами. Он homo faber отнюдь не потому, что умеет рисовать, танцевать, слагать стихи и открывать законы Вселенной. Каждый момент его жизни есть разделение ситуации, будь это проливной дождь, пожар, улыбка незнакомца, высокие цены на рынке или предполагаемая новая должность.

Человек творческий – это ежеминутная необходимость решать ситуацию жизни, которой наделен человек как социальное существо. Жить трудно, потому что жизнь складывается из постоянных жизненных задач. Тому же, кто отказывается их решать, еще труднее приходится: он попадает в полную зависимость от бесконечной череды меняющихся обстоятельств, ему неподвластных.

^ Человек есть существо моральное – homo moralis. Это свойство складывается из ориентации на другого человека, из умения сопрягать свои интересы с интересами другого человека, а также из умения подчинять свои интересы общественным. Последнее имеет некоторый биогенетический характер, коль скоро человек – стадное существо, и природа не могла не наделить его данным свойством, обеспечивая сохранность вида. Однако заложенное в качестве потенциального свойства не всегда реализуется, если лишено практики ориентации на другого человека, т.е. если лишается воспитания, призванного развить максимум человеческих потенций.

Неистребима попытка людей создавать в мечтах идеальный образ человека, некий эталон, который мог бы служить ориентиром в выборе жизни и поведения. Но идеал человека – обобщенная картинка в нашем сознании, указывающая нам принципиальные пути жизненного выбора. Эта картинка абстрактна и не может освободить человека от необходимости самостоятельно решать проблему и не снимает с него ответственности за самостоятельное реальное действие, им совершаемое.

Имея идеал человека, конкретная личность постоянно отступает от заданной планки. Человек слаб. В основе этой слабости человека лежит его скупость, неряшливость, леность, эгоистичность. По слабости отступая от высокого назначения Человека, конкретный человек превращается в алкоголика, вора, наркомана, убийцу…

В воспитательной школьной системе принято клеймить людей дна жизни. Дети легко и уверенно подхватывают инициативу педагога осуждать всех оступившихся и переступивших границы достойной жизни. Разумеется, формирование отрицательного отношения к негативным явлениям имеет определенное значение. Однако один простой вопрос разрушает нашу уверенность в значимости того, что мы делаем. Поставим же этот вопрос перед собою и главное перед детьми: «Откуда берутся воры и убийцы, хулиганы и тунеядцы, алкоголики и наркоманы – разве не из милых школьников со светлыми лицами, добрыми сердцами и обличительными речами в адрес темных сторон личности?!»

Индивидуальные различия заложены в генетической программе, полученной человеком от своих родителей. Однако на поверхности в первую очередь мы видим такого рода различия в момент восприятия мира. Каждый из нас по-разному воспринимает мир. Здесь уже первый порог различий. Ступив на него, человек выстраивает индивидуальный вариант своего образа.

Взаимодействуя с окружающим миром, человек обретает опыт в виде знаний, умений взаимодействовать и отношений к такому взаимодействию. Опыт взаимодействия в силу стечения конкретных обстоятельств и в силу различия восприятия мира порождает нечто, называемое индивидуальным опытом жизни. Это другое основание индивидуального различия между людьми.

Обстоятельства жизни для рожденного ребенка тоже имеют свой индивидуальный вариант: материальные, социальные, психологические условия жизни. И мы до конца дней своих несем на себе печать этих обстоятельств, какими бы они ни оказывались. Так рождается еще одна группа индивидуальных различий.

Учитывая весь спектр факторов формирования личности, нельзя не признать правомерности принципа принимать человека как данность. Этот принцип предполагает, что во взаимодействии с человеком мы должны уважать историю его жизни, учитывать сложившуюся судьбу, понимать истоки своеобразия.

В огромном мировом пространстве человек – крошечная точка мира, мизерная величина. Его силы в сопоставлении с силами природы ничтожны. Паскаль, любитель афористических изречений выразил такое положение в словах: Мир содержит меня в себе и поглощает как точку, но я его составляю.

Масштаб личности определяется размерами социального пространства влияния личности на жизнь людей. «Великий» человек или «маленький» человек – это оценки с точки зрения масштабности влияния личности на социальное и природное пространство. Для того, кто мечтает о славе и величии собственной персоны, нет иного пути, как максимальное развитие творческих способностей созидательного плана, открывающих дорогу для преобразующего влияния на социальную жизнь.

«Великий» и «маленький» – полюсные точки в альтернативе. Между ними – большинство человечества. И каждый своими действиями и поведением определяет невольно, где расположиться, к какому полюсу ближе. Бесполезно сетовать, что тебя не присовокупляют якобы к «великим». Объективно и закономерно место среди людей (социальный статус) обусловлено, оно зависит от самого человека.

Имя этого человека уже никто не помнит, но неизменно вспоминают о нем и не устают рассказывать всем непосвященным. На окраине Москвы в новом районе, где вокруг домов пустыри, этот человек на протяжении нескольких лет приносил и высаживал елки вдоль дороги. Через некоторое время уже обозначилась аллея. А когда деревья выросли и образовали роскошную аллею, заметили, что добровольного садовника нет в живых. Ушел из жизни незаметно, но остался в жизни навсегда.

В Онохинской школе Тюменской области тоже есть аллея. Ее называют аллеей Жени. Мало кто из сегодняшних детей знал этого мальчика, но все знают, что «Женя посадил эти березы».

Быть человеком – значит решать проблемы жизни и, взаимодействуя с окружающим миром, содействовать развитию и расцвету жизни, оставляя после себя ценностный след на земле. Человек как ценность обнаруживается везде вокруг нас.

Чрезвычайно важно научиться видеть Человека там, где предметное его присутствие напрямую не выявляется. Обратимся к школе.

Учитель вошел в класс – это вошел Человек, поэтому немедленно дети реагируют на его появление: встают, доброжелательно смотрят на педагога, приветствуют, ожидают просьбы или приглашения сесть за рабочий стол.

Школьник переступил порог школы – переступил порог школы Человек. Он пришел в дом, где находится Другой человек. Вот почему он снимает головной убор и произносит приветствие любому, кто оказался рядом: «Доброе утро!», «Здравствуйте!»

Ученик выполняет задание, решает задачу на доске. Это Человек у доски, поэтому в классе тишина внимания и выражение доброжелательности на лицах.

Споткнулся и упал на скользком полу коридора Подросток – это упал Человек, поэтому первый, кто рядом, протянул ему руку помощи (а юная барышня выразила сочувствие и заботу).

Цветок распустился. Порождение природы, но возделанное заботой Человека и предназначенное Человеку, он сохранно разместился в школьном коридоре – радует Человека.

Зеркала в школьном здании. Они в туалетных комнатах, в гардеробе, на лестничных площадках. Это чтобы Человек мог всегда сохранять соответствующую его достоинству форму.

Когда говорят об искусстве быть Человеком, то имеют в виду, прежде всего, умение видеть человека в предметно-вещевом мире вокруг себя. Обретение такого умения очень помогает каждому из нас сохранять в себе человека в самых сложных обстоятельствах и коллизиях.

Несомненно, разговор о человеке в трех его ипостасях, резко отделяющих его от животного мира и возвышающих над биологическим миром, не может ограничиваться сентиментальными разглагольствованиями и иллюзорным упоением в собственной непогрешимости. Необходим практический выход на реальность: что следовало бы изменить в собственной жизни во имя того, чтобы нести звание достойного человека? Только не допускать нравоучений и наставлений. Довольно постановки вопросов, чтобы породить импульс в душе ученика.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем разница между стадом животных и сообществом людей? Между быть в стаде и быть в группе?

  2. Чем отличается взрослый человек от ребенка?

  3. Когда мы даем характеристики слабый человек и сильный человек?

  4. Как выглядит красивый человек и безобразный человек?

  5. Что имел в виду древнегреческий философ Сократ, когда произнес: «Заговори, чтоб я тебя увидел»?

  6. Может ли глупый человек быть добрым? Может ли умный человек быть злым?

  7. Почему неизбежны конфликты между людьми? Нельзя ли их разрешать мирно?

  8. Часто говорят о душе человека. Что это такое, и где располагается душа?

  9. Замечал ли ты, общаясь с животными, что у человека и братьев наших меньших есть некоторое сходство? В чем оно?

  10. Если бы ты обладал сверхъестественной силой, что бы ты изменил в человеке?

В конце обсуждения и как напутствие для Ваших учеников могут прозвучать следующие слова:

Владей собой среди толпы смятенной
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя наперекор вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди не уставая.
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них.
Умей прощать, но не кажись прощая
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить мысли не обожествив.
Равно встречай успех и порицанье
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловлять плутов.
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.
Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом.
Всё проиграть и нищим стать, как прежде
Но никогда не пожалеть о том.
Умей принудить нервы, сердце, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только воля говорит: иди!
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и с друзьями
Пусть все в свой час считаются с Тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь во владенье
Тогда мой Сын ты будешь Человек!

Р. Киплинг




Похожие:

Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни» iconКлассный час по теме «Профориентация» Хочу могу надо Истинное сокровище для людей умение трудиться. Эзоп Классный час, посвященный проблеме выбора профессии
Специалисты утверждают, что это неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача- помочь ребятам найти востребованную...
Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни» iconКлассный час по теме: «Читайте этикетку визитную карточку товара» Цель классного час
Цель классного час: Научить ребят правильно ориентироваться в многообразии продуктов и товаре
Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни» icon25 ноября 2010 года в моу сош №5 прошёл Единый Всекубанский классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». 25 ноября 2010 года в моу сош №5 прошёл Единый Всекубанский классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
Цы. Учащиеся начальной школы читали стихи о маме, во 2а классе в конце классного часа учащиеся подарили мамам солнышко из своих ладошек....
Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни» icon8 февраля в 6 «Б» классе был проведен классный час «Единый урок снг». Ребята с удовольствием просмотрели красочную и содержательную презентацию и активно участвовали в ходе классного часа
«Б» классе был проведен классный час «Единый урок снг». Ребята с удовольствием просмотрели красочную и содержательную презентацию...
Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни» iconКлассный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
Цель классного часа создать условия для формирования духовно-нравственных, патриотических и гражданских качеств учащихся
Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни» iconКлассный час по теме «Столице Южного Урала 275 лет»
Рекомендации по составлению плана воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом
Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни» iconКлассный час "Я выбираю жизнь!" Мбоу грушевская сош. Разработка тематического классного часа для 9 класса
Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании, росту самосознания и самооценки подростков
Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни» iconМоу «Лицей №3» 2009 г. Классный час. 6 класс. Мои жесты. Красота внешнего облика. Кл рук. Филенкова Н. В
...
Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни» icon«средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского» Сценарий классного часа Составила и провела классный час учитель Ефимова Ольга Николаевна
Дорогие бабушки, мамы, мы рады приветствовать вас разных по возрасту, но близких по духу, по крови людей
Материалы классного часа по теме «Что есть человек?» по материалам книги Н. Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни» iconТематическое планирование уроков информатики в 3-м классе (из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа) Учебник- тетрадь «Информатика в играх и задачах» 3 класс, 2 части
Общие свойства объектов группы. (Что у любого есть? Что любой умеет?) Особенные свойства объектов подгруппы. (Что еще есть? Что еще...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов