Урок русского языка в 6 классе icon

Урок русского языка в 6 классе



НазваниеУрок русского языка в 6 классе
Дата конвертации05.07.2012
Размер145.01 Kb.
ТипУрок

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ





6 класс

Цель

  1. углубить познавательный интерес к предмету; показать интересный русский язык;

  2. представить науку о русском языке как систему целостную, состоящую из различных разделов;

  3. проверить знания учащихся по всем разделам науки о языке, речевые способности;

  4. развивать навыки коллективной групповой работы;

  5. развивать навыки творческой работы;

  6. воспитывать чувство сопереживания, желание поддержать товарища

Организация класса

Класс разделен на группы по 6 – 8 человек (группы – экипажи автобусов, участвующих в экскурсии).

Учитель – гид.

^ Отметок нет (или только хорошие отметки).

Основной стимул – интерес к знаниям.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

^ И.С.Тургенев. «Русский язык».

Ход урока

Учитель: Я приветствую вас в аэропорте города Русского Языка необыкновенно интересной и огромной Страны Знаний. Прошу занять места в автобусах, предназначенных для нашего путешествия (учитель называет командиров экипажей и номера автобусов, которые надо занять).

В нашем городе много интересных мест, достойных особого внимания, и вы в этом сами сегодня убедитесь.

Но прежде чем мы начнем свое движение, я хочу познакомить вас с некоторыми правилами нашего путешествия. Вы должны быть

  • дружными,

  • сообразительными,

  • веселыми.

Первая улица, на которую мы въезжаем, называется улицей Фонетики и Графики.

    • Знаете ли вы, кто живет здесь?

    • Кто из них старше: звуки или буквы - и почему?

Звуки. Сначала речь. Потом письмо.

    • На этой улице одни звуки живут на левой стороне улицы, а другие – на противоположной. Как вы это объясните?

Гласные звуки и согласные звуки. Различаются образованием: препятственное и беспрепятственное.


    • А на какой стороне звуков-«жителей» живет больше и почему?

Больше «жителей» на той стороне, где живут согласные звуки, их 36, гласных звуков только 6.

Звуки речи живут дружно, стараются не нарушать границы своего местожительства, но иногда они все-таки теряются.

Попробуем найти «заблудившиеся» звуки:

Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился,
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нем.

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

Сели в ложку и айда
По реке туда-сюда.

Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном».

    • Что же это за звуки?

Согласные звуки.

Согласные звуки очень разные по характеру: одни добрые, другие злые, одни громко кричат, другие говорят только тихо. А есть вечно недовольные: свистящие и шипящие.

    • Что это за звуки? Попробуйте назвать их имена.

Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие.

Задание: Отгадайте загадки, построенные на этих свойствах.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким сам звеню я на просторе.

(колос – голос)

С глухим траву она срезает,
Со звонким и листочки объедает.

(коса – коза)

С «б» мучительной бываю,
С «м» одежду пожираю,
С «р» актеру я нужна,
С «с» для повара важна.

(боль, моль, роль, соль)

  • Можно ли изменить значение всего слова, изменив только один звук?

Можно.

Задание: Запишите в 1-й столбик слова согласно орфографическим правилам, во 2-й столбик запишите их так, как они произносятся, то есть в транскрипции:

  1. вода




[вада]

  1. косьба




[каз’ба]

  1. дуб




[дуп]

  1. юбка




[й’упка]

  1. пятерка




[п’ит’орка]

  • Сравните написание слов в 1-м и во 2-м столбиках и ответьте на вопрос: всегда ли совпадает количество букв и звуков в слове?

  • Назовите случаи, когда количество букв и звуков в слове не совпадает.

    • Если в слове есть Ъ и Ь разделительные знаки, так как они не имеют звука;

    • Буквы Е, Ё, Ю, Я имеют два звука при определённых условиях.

Задание: Напишите в два столбика за 1,5 минуты как можно больше слов, в которых не совпадает количество букв и звуков.

      • Звуки мы произносим, а пишем на бумаге ЧТО? Всегда ли буквы писались так, как сейчас?

буква

название (кир.)

название (рус.)

чтение

числовое значение

буква

название (кир.)

название (рус.)

чтение

числовое значение



азъ

аз

а

1



хьръ

хер

х

600



буки

буки

б

-



?мєга

омега

о

800



вьди

веди

в

2



цы

цы

ц

900



глаголь

глаголь

г

3



чєрвь

червь

ц

90



добро

добро

д

4



ша

ша

ш

-



єсть

есть

е

5



ща

ща

щ

-



живєтє

живете

ж

-



єръ

ер

ъ

-



зьло

зело

з

6



єры

еры

ы

-



земля

земля

з

7
















Учитель рассказывает о создателях кириллицы, об алфавите.

Мы переезжаем на улицу Словообразование.

      • О чем может рассказать эта улица?

Улица может рассказать о составе слов и их образовании.

      • Кто живет здесь?

      • А как называют эти части слова?

Главная достопримечательность этой улицы – Мастерская, где чинят сломанные слова. Поможем?

Задание: У каждого экипажа своя специализация:

  • 1 экипаж «чинит» слова, называющие человека по профессии,

  • 2 экипаж «чинит» слова, называющие человека по месту жительства,

  • 3 экипаж «чинит» слова, называющие черты характера человека,

  • 4 экипаж – слова с уменьшительно-ласкательным значением,

  • 5 экипаж – слова, обозначающие действие: приближение, присоединение.




КОРНИ

СУФФИКСЫ

ПРИСТАВКИ

ОКОНЧАНИЯ

-гитар-, -пиан-

-ист-

при-



-бетон-, -вар-

-тель-

с-

-ий

-пис-, -петербурж-

-щик-




-ть

-волж-, -англ-

-а-, -и-







-москв-,

-ец-







-япон-

-ич-







-храбр-, -добр-

-анин-







-верн-, -скромн-

-ость







-смел-, -дом-, -стол

-от-







-ход-, -тащ-, -беж-

-их-







-исп-

-еньк-







На этой улице слова живут семьями?

  • Что должно быть общего у слов-родственников?

Корень.

Задание: Кольцовка однокоренных слов: экипажам предлагается корень –ВОД- , они должны по кольцу называть однокоренные слова, не повторяясь и не задерживая ответ больше, чем на 30 секунд. Не справившийся с заданием экипаж выбывает.

Задание: Экипажи должны определить способ образования предложенных им слов:

Опилки, преход, прибежать, ВВЦ, сверхмощный, узаконить, ТЮЗ, лень, оживить, белизна, подснежник, ковер-самолет, растереть, выход, ледокол, чернота, прескверный.

Улица Словообразование осталась позади. И мы с вами направляемся в сторону самой загадочной улицы города Русского языка, которая называется Лексика.

  • Кто они, жители этой улицы?

Слова.

Чтобы въехать на улицу Лексики, нужно вставить ключ знаний в замочную скважину кроссворда.












1Т













1П

Е

Р

Е

М

Е

Н

А










Т



















2У

Р

О

К
















А
















3В

Е

Д

Р

О
















Ь
















^ По вертикали




По горизонтали

1.Несколько сшитых листочков бумаги, на которых часто появляются красные отметки.




1.Время учебных занятий. Самое веселое, свободное, вкусное.







2.Время учебных занятий, когда учителю можно все, а ученику ничего.







3.Предмет, который может использоваться как шлем при бое на швабрах, как стул, но вообще он нужен для уборки кабинета.

Ключ в замочную скважину мы вставили, теперь его надо повернуть:

  • На что мы опирались, отгадывая кроссворд?

На лексическое значение слова.

Въезд на улицу Лексики открыт. Но что это? Перед нами опять препятствие: два караула стражников. Мы обезоружим их, если назовем их имена. Послушайте, о чем они спорят:

- Белый.

- Нет, черный.

- Поднять.

- Опустить.

- Добро.

- А я говорю, зло.

- Вверх.

- Нет, вниз.

А другие стражники о чем-то мило беседуют:

- Прекрасный.

- Замечательный.

- Превосходный.

- Изумительный.

  • Вы догадались, как их зовут?

Антонимы и синонимы.

Чем так взволнованы жители улицы Лексики? Оказывается, до нас здесь уже побывал Петя Двойкин и нарушил мирную жизнь жителей. Попробуем восстановить на улице города мир и порядок.

Задание: послушайте внимательно рассказ, который оставил Петя Двойкин, и найдите ошибки.

^ Вставать в школу стало тяжело. Когда просыпаешься, за окном светлицы еще ночь. Мама зажигает лучину, вставляет ее в светец. Семья начинает просыпаться.

Первым уходит на работу папа. Он натягивает ботфорты, надевает кафтан, треуголку, берет портфель, скрывается за дверью. Я, как всегда, долго ищу в прихожей свои лапти и тулупчик. Наконец, я одет и выбегаю на улицу.

«Не забыл ли ты писало?» - слышится мне вдогонку заботливый голос мамы.

Неуместное употребление устаревших слов.

Задание: послушайте рассказ, попробуйте определить, употребление каких слов делает рассказ непонятным.

Поход удался, но вот погода нас немного подвела. С утра дул северко, потом он переменился на глубник. Накануне прошел дождь. То и дело приходилось обходить музги, а часть пути мы прошли по мшарам.

Неуместное употребление диалектных слов: северко (северный ветер), глубник (северо-западный), мшары (болото), музга (яма, наполненная водой).

Задание: а вот отрывок из учебника истории. Установите несоответствие, с чем оно связано?

Эпоха Петра I связана с эпохой великих преобразований. По царскому указу физически сильных крепостных людей отправляли учиться на космонавтов. Петр лично участвовал в строительстве космодрома на Урале и атомной подводной лодки в Архангельске.

В историческом тексте употреблены неологизмы.

Спасибо за помощь. Мир и покой на улице Лексики восстановлен. И я приглашаю вас посетить одно из достопримечательных мест этой улицы – «Бюро ошибок». Каждый экипаж получает задание.

Задание: найти ошибки и объяснить их:

  1. безчеловечный, соберать, шопот, видил, искусство

  2. расстилается, брашюра, свечёй, береч, москва

  3. прикасновение, разбираеш, революцыя, зделать, шёв

  4. землякоп, полотенцом, сростись, камышь, бормочат

  5. загарать, о семяни, въют, предпалажение, улици.

Мы продолжаем наше путешествие и въезжаем на один из самых широких проспектов города - проспект Морфологии. В больших красивых домах здесь живут части речи. Попробуйте узнать их по описанию:

    • часть речи, самостоятельная, имеет род, число, падеж;

    • часть речи, самостоятельная, имеет степень сравнения;

    • часть речи, самостоятельная, имеет два вида;

    • часть, речи самостоятельная, ничего не называет, но указывает на предмет, признак и количество;

    • часть речи, самостоятельная, не изменяется.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие.

На проспекте Морфологии живут и другие части речи, но нам еще предстоит с ними познакомиться. Это знакомство состоится гораздо позже, а сейчас вы отправитесь в гости к тем частям речи, о которых мы говорили, познакомитесь с ними и расскажете об увиденном.

Экипаж автобуса № 1 отправляется в гости к имени существительному. Рассказ об этой части речи составляется в форме сказки, фантастической истории, басни и так далее. Употребить все знания об этой части речи.

Экипаж автобуса № 2 отправляется в гости к имени прилагательному и составляет загадку-описание из слов этой части, например: «Маленький, желтенький, пушистенький».

Экипаж автобуса № 3 составляет загадку или рассказ о глаголе.

Экипажу № 4 не повезло: сломались двери, и он не может выйти из автобуса. Придется придумать интересные вопросы и задать их экипажам №№ 1 -3. Вопросы задаются по тем частям речи, в гости к которым отправились экипажи.

Экипаж № 5 придумает 2 – 3 игры «5 лишний» на каждую часть речи.

На подготовку 15- 20 минут.

Завершается наше путешествие на площади Синтаксиса и Пунктуации.

  • Кто нас здесь встретит?

Словосочетание, предложение и знаки препинания.

Главной достопримечательностью площади Синтаксиса и Пунктуации является Доска почета.

  • Что вы можете рассказать о тех, кто помещен на Доске почета по их портретам?

Каждому экипажу дается задание-карточка со схемами-«портретами», члены экипажей дают характеристику предложениям, представленным в схемах:

    • [Определение, подлежащее, сказуемое, обстоятельство].

    • […], и […].

    • А: «П».

    • [Обращение, …].

    • [Определение, подлежащее, сказуемое, сказуемое, союз «и», сказуемое, обстоятельство].

На площади ведется большое строительство, строят дома, в которых живут мысли.

  • Как называются эти дома?

Предложения

У нас есть возможность принять участие в строительстве. Получите чертежи, схемы предложений, и приступайте к работе.

Мы заканчиваем свое путешествие, но не прощаемся с городом Русского языка. В заключение позвольте задать вопросы:

  1. Какое впечатление произвело на вас путешествие?

  2. Какие улицы в городе Русского Языка вы посетили?

  3. Какая улица, на ваш взгляд, самая интересная?

  4. Хотели бы вы еще раз приехать в город Русского Языка?

Ответ присылайте по адресу: Школа-интернат «Третий Московский кадетский корпус» кабинет русского языка и литературы № ѕ.

Всего вам доброго. До новых встреч.




ТЕТЕРИНА ГАЛИНА ГЕННАДЬЕВНА, 2012




Похожие:

Урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 7 классе (учитель Колотюк Н. Е. (10 кл.))

Урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка»
...
Урок русского языка в 6 классе iconВторостепенные члены предложения Обстоятельство урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 6 классе iconДокументы
1. /У Урок русского языка в 6 классе.doc
Урок русского языка в 6 классе iconОткрытый урок русского языка в 5а классе моу сош №32 г. Энгельса на районном семинаре, проведённый учителем Бариновой Л. А. Тема
Открытый урок русского языка в 5а классе моу сош №32 г. Энгельса на районном семинаре, проведённый учителем Бариновой Л. А
Урок русского языка в 6 классе iconУрок во 2 классе ( мастер класс)
Шарады, карточки с заданием, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, мультимедийный проектор
Урок русского языка в 6 классе iconКонспект урок русского языка в 3-ем «А» классе авторская технология Ю. А. Поташкиной»
Развивать самостоятельность мышления и речь, воспитывать желание преодолевать трудности
Урок русского языка в 6 классе iconКонспект урок русского языка во 2-ом «А» классе авторская технология Ю. А. Поташкиной»
Организовать учащихся на осмысление, усвоение и воспроизведение материала о правописании смысловых приставок
Урок русского языка в 6 классе iconПлан-конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко М. В. Тема урока : Устаревшие слова. Цели урока
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов