Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи icon

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи



НазваниеГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи
Дата конвертации05.07.2012
Размер78.44 Kb.
ТипКонспект





Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
гимназия № 1515


КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ





Чертова Инна Алексеевна
(подготовительные курсы)

Обучать народ — значит делать его лучше;
просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его.


Виктор Гюго

Цели урока:

  1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «стили речи»;

  • актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

  1. Развивающие:

  • сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

  • закрепить умение определять стиль речи.

  1. Воспитательные:

  • воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Новый материал.

  3. Закрепление изученного. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

  4. Выводы, обобщение.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

«Чаще поворачивай стиль», – говорили древние греки. Они, действительно, часто поворачивали свои стили (stilos, по-гречески, острые палочки для письма), чтобы стереть написанное на дощечках, покрытых воском, и написать лучше. Это выражение может стать девизом для тех, кто хочет научиться хорошо писать сочинения, потому что для этого надо много работать и не лениться. А я искренне хочу помочь каждому из вас обрести полную уверенность в своих способностях в написании сочинения.

- Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.

Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!

Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, что же такое стиль? Разберем значение этого слова на примере стиля в одежде. Какие стили одежды вы знаете?

Ученики:

  • спортивный;

  • деловой;

  • праздничный;

  • торжественный.

Учитель: Правильно.

Спортивный

Деловой

Праздничный

Торжественный









Свободный стиль для повседневного использования, для занятий спортом.

Строгий, выдержанный стиль. Это может быть школьная форма, офисный костюм.

Яркая пестрая одежда для праздников. Создает веселое праздничное настроение.

Одежда для строгих торжественных мероприятий.

Итак, мы видим, что стиль в одежде определяется тем, для какой цели данная одежда используется. Так и в нашей речи есть свои стили. С ними мы сегодня и познакомимся.

  1. ^ Новый материал.

Учитель: У каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

СТИЛЬ – совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.

Ожегов С.И., Толковый словарь

Учитель: Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в русском языке выделяются две основные разновидности стилей речи, это







В свою очередь книжный стиль включает в себя:

Научный

Публицистический

Официально - деловой

Художественный









Служит для сообщения, передачи научной информации.

Воздействует на слушателей, читателей через статьи в газетах и журналах.

Стиль используется для передачи деловой информации.

Используется в художественных произведениях, достигается использованием выразительных средств языка.

Итак, при определении стиля речи необходимо учитывать сферу употребления и цель употребления стиля.

  1. Закрепление изученного. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

Учитель: А сейчас мы на примерах разберем стили речи. (Используется раздаточный материал – карточки с текстами).

^ Текст № 1. Определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления.

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!.. Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен, – просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать – ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»



^ Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя). Это текст разговорного стиля.

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» – это гипербола).

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).

Текст № 2.Определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления.

  • «Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин)

  • «Ведь я – сочинитель» (Блок)!

  • «Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов)

  • «Тоска по родине! Давно…» (Цветаева)

  • «Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?!

  • «На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой)

  • «Панихидный справляя пляс» (Есенин)

  • «Но тот, о ком я пою в тишине» (Некрасов)

  • «Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский)

  • «Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак)

  • «До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин)

Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели – воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»), нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, стих «На сердце раздумье легло» – это олицетворение, а строка «Твой мир – навек моя обитель» – это развёрнутая метафора. Этому стилю присуща также эмоциональность.

Учитель: Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.




^ Текст № 3. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.


Образности в стиле нет,
Тропы – не в участии.
В центре не один предмет,
А общее понятие.


Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» – стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль – …


Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?

Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Учитель: Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают профессионализмы.


^ Текст № 4. Подумайте, какую задачу ставит автор статьи?

Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор.
По делу, что вынесли на суд ваш кто? – Обыватели!
Назвав подсудимого категорично «вор!»
Однако! Подсудимый, допустим, что виноват
И заслуживает (допустим мы) наказания.
Однако! Признаем, что как-то уж слабоват
Набор улик и свидетельские показания!
Нам задача судебной власти очень даже ясна:
Справедливый суд ради блага людей!
Преступивший чрез закон отвечает сполна!
Пусть будет наказан злодей!.. (и т.д.)



Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить адресата в невиновности подсудимого, призвать к справедливому решению.

Учитель: Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.

Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи?

Ученики: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика.

Текст № 5.

Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Учитель: Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении? Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.

Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи. Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.

  1. Выводы, обобщение.

Учитель: Молодцы, ребята! На протяжении всего урока вы говорили о стилях речи, научились определять характерные признаки стилей на основе текстов. Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности, используя приобретённые на уроке умения и навыки. Спасибо!





Похожие:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515
Уважаемые гимназисты-участники окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников! График сроков и мест проведения окружного этапа...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи iconВ результате реорганизации образуется новое юридическое лицо -государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №661 расположенное
«Школа здоровья» №661 информирует о принятом решении подачи заявления в Департамент образования города Москвы на реорганизацию учреждения...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи iconДепартамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение московская городская станция юных туристов план мероприятий
Городское методическое объединение «Перспективы развития Фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» в жанре...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи iconГосударственное образовательное учреждение Центр дополнительного образования детей Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы
Многопрофильное государственное образовательное учреждение Центр дополнительного образования детей Восточного окружного управления...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи iconДепартамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Центр диагностики и консультирования «Надежда»
Государственное образовательное учреждение Центр диагностики и консультирования «Надежда»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи iconДепартамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Центр диагностики и консультирования «Надежда»
Государственное образовательное учреждение Центр диагностики и консультирования «Надежда»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи iconДоговор о совместной творческой деятельности
Шишикиной Т. Е. с одной стороны и Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя образовательная школа...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи iconДепартамент образования города москвы государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Математизация наших знаний состоит не только в том, чтобы использовать готовые математические методы и результаты, но и в том, чтобы...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи iconКомитет по образованию государственное образовательное учреждение школа (гимназия, лицей и т д.) №

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1515 конспект урока по развитию речи iconДепартамент образования города москвы северо-восточное окружное управление образования государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка №0000
Комиссия, назначенная приказом директора школы от августа 2007 года в составе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов