Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад icon

Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад



НазваниеАтманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад
Дата конвертации29.07.2012
Размер157.58 Kb.
ТипДокументы
1. /ramana-02/Титул и оглавление книги.doc
2. /ramana-02/Указатель.doc
3. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 1. Природа Атмана..doc
4. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 2. Сознавание Себя и неведение Себя..doc
5. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 3. Джняни..doc
6. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 4. Теория само-исследования..doc
7. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 5. Практика само-исследования..doc
8. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 6. Ошибочные представления о само-исследовании.doc
9. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 7. Отдача себя.doc
10. /ramana-02/Часть 3. Гуру. Глава 8. Гуру.doc
11. /ramana-02/Часть 3. Гуру. Глава 9. Тишина и сат-санг..doc
12. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 10. Медитация и концентрация.doc
13. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 11. Мантры и джапа..doc
14. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 12. Жизнь в миру..doc
15. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 13. Йога.doc
16. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 14.Самадхи.doc
17. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 15. Видения и психические силы.doc
18. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 16. Проблемы и переживания.doc
19. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 17.Теории творения и реальность мира.doc
20. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 18.Перевоплощение.doc
21. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 19.Природа Бога.doc
22. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 20.Страдание и этика.doc
23. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 21.Карма, судьба и свободная воля.doc
24. /ramana-02.txt
Arkana будь Тем, Кто Ты Есть
Указатель абхьяса
Первая
html">Сознавание Себя и неведение Себя
Джняни
Исследование и отдача себя «Я существую»
Практика само-исследования
Ошибочные представления о само-исследовании
Отдача себя
Третья гуру
Тишина и сат-санг
Четвертая медитация и йога
Мантры и джапа
Жизнь в миру
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад
Пятая опыт
Видения и психические силы
Проблемы и переживания
Шестая теория
Перевоплощение
Природа Бога
Страдание и этика
Карма, судьба и свободная воля

Глава 13

Йога

Практикующие йогу стремятся к союзу с Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад. Система Патанджали, известная как раджа-йога, включает восемь характерных уровней и практик.

  1. Яма Жизненное поведение в отношении окру­ жающих: избегание лжи, воровства, причинения вреда другим, чувственности и жадности.

  2. Нияма Поведение по отношению к себе: чи­стота, спокойствие, аскетизм, изучение Писаний и преданность.

  3. Асана Упражнения на растяжение, изгиб, равновесие и сидячие позы. Сегодня эти упражне­ния повсеместно известны как хатха-йога.

  4. Пранаяма Дыхательные упражнения с целью контроля ума.

  5. Пратьяхара Удаление внимания от тела и чувств.

  6. Дхарана Концентрация ума.

  7. Дхьяна Медитация.

  8. Самадхи Непрерывное пребывание в Реаль­ности.

Большинство перечисленных практик можно отыскать и в других духовных системах. Исключение составляют только» хатха-йога и пранаяма, а именно они придают раджа-йоге ее специфический характер. Когда посетители спрашивали Шри Раману об этих практиках, он обычно критиковал хатха-

Йога 199

йогу из-за ее одержимости телом. Основная посылка его Учения заключается в том, что духовные проблемы могут быть решены только контролем ума, и поэтому Бхагаван никогда не поощрял практику духовных учеников, посвящав­ших себя в первую очередь заботам о благополучии тела. Махарши высоко ценил пранаяму (дыхательный контроль), говоря, что она полезна тем, кто не может контролировать ум другим способом, но в целом был склонен рассматривать ее как практику для начинающих. Его взгляды на другие аспекты раджа-йоги (такие, как этика, медитация и са-мадхи) рассматриваются в отдельных главах.

Кроме раджа-йоги существует еще одна популярная си­стема — кундалйни-йога. Практики этой системы концентри­руются на психических центрах (чакрах) в теле для вызова духовной силы, которую они именуют кундалини. Цель этой практики — заставить кундалини подняться по психическому каналу (сушумна), который проходит от основания спины до мозга. Кундалини-йогин полагает, что когда эта сила достиг­нет сахасрары (наивысшей чакры, расположенной над голо­вой), то результатом будет Само-реализация.

Шри Рамана никогда не советовал своим почитателям практиковать кундйлини-йогу, так как считал ее и потен­циально опасной, и необязательной. Он признавал существо­вание силы кундалини и чакр, но говорил, что достижение сахасрары силой кундалини еще не ведет к Реализации. По его словам, для конечной Реализации кундалини должна выйти за пределы сахасрары и через другой нади (психиче-ский нерв) — амританади (также называемый паранади или дживанади) спуститься вниз и войти в Сердечный центр с правой стороны груди. Поскольку он утверждал, что само­исследование автоматически ведет кундалини к Сердечному центру, то учил, что особые йогические упражнения не яв­ляются необходимыми.

Атман достигается поиском источника эго и погружением в Сердце. Это есть прямой метод Само-реализации. Принявшему его не нужно бес-

200 Медитация и йога

покоиться о нади, центре над головой (сахасрара), сушумне, паранади, кундалини, пранаяме или о шести центрах (чакрах).

В дополнение к обрисованным выше практикам индуизм содержит еще и другую йогу, называемую карма-йога, — йогу действия. Практики этой системы стремятся к духов­ному развитию путем бескорыстного служения и помощи другим. Хотя Бхагавадгита ее высоко ценит, Шри Рамана обычно отговаривал своих преданных от следования этим Путем, предполагающим существование «я», которое соби­рается совершать добрые дела, и «других людей», нуждаю­щихся в помощи. Он поощрял эту практику, только если чув­ствовал, что определенные почитатели неспособны следовать, путям джняны, бхакти или раджа-йоги.

Если стремящийся по своему темпераменту не подходит для первых двух методов (джняна и бхакти), а по возрасту и для третьего (йога), он должен пытаться следовать карма марге (пути карма-йоги). Его благородные качества становятся более заметными, и он получает бескорыстное на­слаждение. Человек также должным образом под­готавливается для движения по одному из трех вышеупомянутых путей.

Шри Рамана подчеркивал, что для успеха на Пути карма-йогин должен быть свободным от представления, будто он сам помогает другим, быть непривязанным и безразличным к последствиям своих действий. Редко говоря о карма-йоге с чувством большим, чем простое одобрение, он допускал, что-оба эти условия будут выполнены, если все действия совер­шаются без представления «я — делатель».

И: «Йога» означает «союз». Меня интересует: союз чего с чем?

Йога

201


М: Совершенно верно. Йога подразумевает наличие пред­варительного разделения и является средством для после­дующего соединения одного с другим. Но кто соединяется и с кем? Вы — искатель, ищущий союза с чем-то. Если вы при­нимаете данное предположение, то тогда это «что-то» должно быть отдельным от вас. Но ваш Атман, истинное Я, изве­стен вам, и вы всегда сознаете Его. Ищите Его и будьте Им. Тогда Он предстанет как бесконечность, и вопроса о йоге не будет. К кому относится это разделение [вийога]?

И: Я не знаю. А есть ли действительно разделение?

М: Найдите, для кого существует вийога. Этот поиск и есть йога. Она обычна для всех духовных путей и в дей­ствительности есть не что иное, как отказ от мысли, что вы отличаетесь от Атмана, или Реальности. Все йоги — карма, -джняна, бхакти и раджа — просто различные пути, соответ­ствующие разным натурам с различными методами эволю­ции. Все они ставят целью увести людей от давно храни­мого представления их отличия от Атмана. Нет вопроса о союзе или йоге в смысле ухода и соединения с чем-то, на­ходящимся вдали или отдельно от вас, поскольку вы никогда не были и не могли быть отдельным от Атмана.

И: В чем разница между йогой и исследованием?

М: Йога предписывает читта вритти ниродху [подавление мыслей], тогда как я — Атман вешану [поиск Себя]. По­следний метод более практичен. Ум затихает при обмороке или под действием поста. Но лишь только причина убрана, он вновь оживает, то есть мысли текут, как и ранее. Суще­ствуют два пути сдерживания ума: или искать его источник, или отдать его сокрушающему удару Высшей Силы. От­даться — это значит признать существование верховной гла­венствующей силы. Если ум отказывается помогать в поиске своего источника, то пусть пока уходит, ждите его возвраще­ния, а затем поверните вовнутрь. Никто не достигает успеха без терпеливой стойкости.

И: Нужно ли контролировать дыхание?

М: Контроль дыхания — только помощь при глубоком по­гружении внутрь себя. Можно прекрасно это делать и путем

202 Медитация и йога

сдерживания ума. Когда ум контролируется, дыхание контро­лируется автоматически. Искателю достаточно сдерживать ум, и тогда не нужно и пытаться сдерживать дыхание. Кон­троль дыхания рекомендуется только тем, кто не в состоянии сдерживать свои мысли непосредственно.

И: Когда следует выполнять пранаяму и в чем ее эф­фективность?

М: Если не практикуются исследование и преданность, то можно пробовать естественную болеутоляющую пранаяму [регуляцию дыхания]. Это упражнение известно как йога-марга [Путь йоги]. Когда жизнь в опасности, то для ее спа- . сения все интересы сосредоточиваются в одной точке. Если дыхание сдерживается, то ум не в состоянии прыгать к своим любимцам —: внешним объектам, и поэтому, пока дыхание задерживается, он отдыхает. Все внимание здесь со­средоточено на дыхании или его регулировании, а другие-интересы утрачены.

Ум и дыхание имеют один источник, поэтому затихание одного из них без усилий ведет к умолканию другого. И: Концентрация на чакрах успокаивает ум? М: Сосредоточиваясь на психических центрах типа са-хасрары [чакра тысячелепесткового лотоса], йогины сколь угодно долго не сознают своих тел. Пока длится это состоя­ние, они кажутся погруженными в своего рода радость, не­когда ум, ставший спокойным, всплывает и вновь активизи­руется, то возобновляются его мирские мысли. Поэтому вся­кий раз, когда ум устремляется наружу, его необходимо дрес­сировать с помощью практики, подобной дхьяне [медитации]. Тогда будет достигнуто, состояние, в котором нет ни его спада, ни появления.

И: Сдержанность ума, вызванная пранаямой, тоже вре­менна?

М: Покой сохраняется лишь при контролируемом дыха­ний, и поэтому он преходящ. Ясно, что пранаяма не само­цель. За ней следует пратьяхара [удаление ума от объек- тов], дхарана [концентрация ума], дхьяна [медитация] и самадхи. Эти стадии имеют дело со сдерживанием ума, а оно

Йога 203

облегчается у тех, кто ранее практиковал пранаяму. Следо­вательно, пранаяма ведет к более высоким ступеням, и по­скольку они включают контроль ума, то можно сказать, что последний и является конечной целью йоги.

Более продвинутый искатель легко пойдет непосред­ственно к сдерживанию ума, не расходуя время на практику сдерживания дыхания.

И: Пранаяма имеет три фазы: выдох, вдох и задержка. Как их следует регулировать?

М: Полное отбрасывание идентификации себя с телом одно есть «выдыхание» [речака]; погружение вовнутрь с по­мощью исследования «Кто я?» только и есть «вдыхание» [пурака]; пребывание как единая реальность «Я — ТО» — одно есть задержка [кумбхака]. Такова подлинная, пра­наяма.

И: В Маха йоге я нашел указание на то, что в начале .медитации можно следить за дыханием, то есть вдохом и выдохом, а после того как будет достигнуто определенное спокойствие ума, искатель может погружаться в Сердце, ра­зыскивая источник ума. Я очень сильно нуждаюсь в таком практическом совете. Могу ли я этому методу следовать? Правилен ли он?

М: Самое главное — каким-то образом убить ум. Те, кто -недостаточно силен, чтобы практиковать исследование, для помощи в сдерживании ума могут использовать пранаяму. Она имеет два вида — сдерживание и регуляция дыхания или простое наблюдение за дыханием.

И: При сдерживании дыхания соотношение времени вы­доха, задержки и вдоха 1:4:2 будет наилучшим?

М: Все эти пропорции, иногда регулируемые не подсче­том, а произнесением мантр, только помогают в контроле ума — и все. Наблюдение за дыханием — тоже один из ви­дов пранаямы. Последовательность вдоха, задержки и вы­доха, являясь более насильственной, может принести вред в некоторых случаях, например при отсутствии компетентного Гуру для руководства каждым шагом искателя. Простое же

204 Медитация и йога

наблюдение за дыханием — вещь легкая и не содержит риска .

И: Проявление кундалйни шакти [силы кундалини] воз­можно только у тех, кто следует йогическому пути обретения шакти [силы], либо также у практиков пути преданности [бхакти], или Любви [према]?

М: У кого нет кундалини шакти? Когда действительная природа этой шакти познана, то ее называют акхандакара вритти [непрерываемое Сознание], или ахам спхурана [лу­чезарность Я]. Кундалини шакти есть у всех людей незави­симо от пути, которому они следуют, и различие заклю­чается только в названии.

И: Говорят, что шакти проявляет себя в пяти фазах, в десяти, ста и даже в тысяче фаз. А что правильно: пять, десять, сто или тысяча?

М: Шакти имеет только одну фазу, а если говорят о ее проявлении в нескольких фазах, то это просто способ изло­жения. Шакти — одна-единственная.

И: Может ли джняни помочь не только тем, кто следует его пути, но и другим, например практикующим йогу?

М: Несомненно. Он помогает людям, какой бы Путь ими ни выбирался. Это напоминает следующее. Допустим, есть гора и много путей, чтобы вскарабкаться на нее. Джняни приглашает людей подняться его путем, но некоторым может понравиться это, а другим — нет. Если от последних требо­вать подъема именно только таким путем, они будут не в со­стоянии взобраться наверх. Джняни помогает людям, под­нимающимся по любым тропам, какими бы они ни были. Те, кто находится в середине пути, могут не знать о достоинствах и недостатках других путей, но тот, кто достиг вершины и наблюдает подъем остальных, видит все пути. Поэтому он способен указать карабкающимся вверх людям, куда им сдвинуться, чтобы избежать западни. Цель одна и та же для: всех.

И: Как человеку направить прану, или жизненную силу, внутрь сушумна нади [психического нерва в области спины], чтобы узел чит-джада-грантхи [отождествления Сознания

Нога 205

с телом] можно было разрубить способом, изложенным в Шри Рамана Гите?

М: Исследованием «Кто я?». Йогин может быть устрем­лен к подъему кундалини вверх по сушумне. Джняни может не иметь такой цели. Но оба посыланием жизненной силы вверх по сушумне и разрубанием чит-джада-грантхи дости­гают одинаковых результатов. Кундалини — это просто дру­гое имя для Атмана или шакти. Мы говорим о ней, как о находящейся внутри тела, ибо представляем себя ограни­ченными этим телом. Но в действительности кундалини нет ни внутри, ни снаружи, ибо она не отличается от Атмана или шакти Атмана.

И: Как разрыть эти нади [психические нервы], чтобы кундалини могла подняться по сушумне?

М: Хотя йогин для этой цели применяет методы сдержи­вания дыхания, джняни предписывает только исследование. Когда этим способом ум сливается с Атманом, то шакти, или кундалини, которая не обособлена от Атмана, подни­мается автоматически.

Йогины придают величайшее значение поднятию кунда­лини до сахасрары — центра над головой, или тысячелепест-кового лотоса. Они ссылаются на место в Писании, где гово­рится, что жизненный ток входит в тело через «родничок» в голове, и доказывают, что поскольку вийога [разделение] приходит этим путем, то йога [союз] должна осуществляться обратным путем. Поэтому, говорят они, мы должны практи­кой йоги собрать праны и войти в «родничок» для достижения йоги. Джнянины, с другой стороны, указывают, что йогины предполагают существование тела и его отделенность от Ат­мана. Только если принята данная точка зрения об отде­ленности йогин и может советовать достигать воссоединения посредством практики йоги.

В действительности тело находится в уме, который имеет мозг своим местопребыванием. Функционирование послед­него за счет света, идущего из другого, источника, допу­скается самими йогинами в их теории «родничка». Далее

206 Медитация и йога

джняни доказывает: если этот свет заимствован, то он дол­жен приходить из прирожденного источника. Идите непосред­ственно к Источнику и не будьте, зависимы, от заимствован­ных ресурсов. Тот Источник есть Сердце, Атман.

Атман не приходит откуда-то и не входит в тело, через макушку головы. Он есть такой, какой ЕСТЬ, всегда свер­кающий, всегда устойчивый, неподвижный и неизменный. Че­ловек ограничивает себя пределами изменчивого тела или ума, который происходит от всегда постоянного Атмана. Все, что необходимо, — это отбросить указанное ошибочное тождество, и, когда это сделано, вечно сияющий Атман бу­дет узнан как единая недвойственная Реальность.

Концентрация на сахасраре обязательно приводит к экстазу самадхи, но васаны, то есть скрытые умственные склонности, при этом не разрушаются. Следовательно, йогин скачком пробуждается от самадхи, ибо избавление от раб­ства не завершено. Он еще должен пытаться искоренить при­сущие ему васаны, чтобы они прекратили нарушать мир его самадхи. Поэтому он спускается из сахасрары в Сердце че­рез канал, именуемый дживанади, являющийся просто про­должением сушумны. Отсюда видно, что сушумна представ­ляет собой кривую. Она начинается с самой нижней чакры, поднимается сквозь спинной мозг до головного и; оттуда из­гибается вниз, заканчиваясь в Сердце. Когда йогин дости­гает Сердца, самадхи становится постоянным. Таким обра­зом, Сердце — конечный центр.

И: Говорят, что практика упражнений хатха-йоги — дей­ственное средство против болезней; и поэтому они рекомен­дуются как обязательная подготовка к джняна-йоге.

М: Пусть те, кто их отстаивает, и пользуются ими. Здесь она. не применяется, ибо все, болезни эффективно уничто­жаются непрерывным само-исследованием. Если вы исхо­дите из представления, что здоровье тела необходимо для здоровья, ума, то заботам о теле конца не будет.

И: Но разве хатха-йога не является необходимой при. само-исследовании?

Йога

207


М: Каждый человек находит наиболее подходящий для себя метод под влиянием скрытых наклонностей ума [пурва самскары].

И: Могу ли я в моем возрасте практиковать хатха-йогу?

М: Почему вы обо всем этом думаете? Так как вы счи­таете Атман внешним по отношению к себе, то жаждете и добиваетесь этого. Но разве вы не существуете все время? Почему оставляете себя и идете за чем-то внешним?

И: В Апарокша Анубхути говорится, что хатха-йога, не­обходима как помощь при само-исследовании.

М: Хатха-йогины настаивают на поддержании готовности тела для беспрепятственного проведения исследования. Далее они выступают за такое продление жизни, чтобы исследова­ние можно было довести до успешного конца. Вдобавок они с той же целью используют некоторые лекарства [кая-кальпа]. Их любимая поговорка, что холст должен быть со­вершенным, прежде чем начнется процесс живописи. Верно, но где здесь холст и где процесс писания картины? Согласно хатха-йогинам, тело — холст, а исследование Атмана — живопись. Но разве само тело не является рисунком на холсте, Атмане?

И: Но о хатха-йоге так много говорят как о помощи.

М: Правильно. Даже знаменитые пандиты, очень сведу­щие в веданте, продолжают практиковать ее. Иначе им не утихомирить ум. Поэтому вы можете считать ее полезной для тех, кто не способен успокоить ум другим способом.

И: Что такое асаны [позы или сиденья]? Они необхо­димы?

М: Многие асаны и их воздействия упоминаются в йога шастрах. Там сказано, что сидеть следует на шкуре тигра, траве и т.д., а позы: «поза лотоса», «удобная» и т.д. Но за­чем все это, когда нужно только познать себя? Истина в том, что из Атмана поднимается эго, смешивает себя с телом, принимает мир за реальность и затем, покрытое эгоистиче­ским тщеславием, бурно мыслит и ищет асаны. Такой чело­век не понимает, что он сам — центр всего и поэтому состав­ляет основу всего.

208 Медитация и йога

Асана предназначена для того, чтобы сделать его сиде­ние устойчивым. Где и как он может оставаться стойким, если не в своем собственном истинном состоянии? Оно и есть подлинная асана.

Достижение стойкости — в неотклонении от вести, что основа [асана], на которой покоится вся вселенная, есть лишь Атман, являющийся пространством чистого Знания, прославленной почвой — одно есть твердая и неподвижная поза [асана] для отличного самадхи.

И: В какой асане обычно сидит Бхагаван?

М: В какой асане? В асане Сердца. Это моя асана. Её называют сукхасаной, асаной счастья, ибо эта асана Сердца полна тишины и дает счастье. Сидящие в такой асане не нуждаются в какой-либо иной.

И: Гита, по-видимому, придает особое значение карма-йоге, так как Шри Кришна уговаривает Арджуну сражаться. Шри Кришна сам дал пример деятельной жизни, исполнен­ной великих подвигов.

М: Гита начинает с утверждения, что вы — не тело, а сле­довательно, и не карта [делатель].

И: И в чем смысл этого?

М: Вот в чем: человек должен действовать без мысли, что он делатель. Действия будут продолжаться даже при от­сутствии эго. Каждый проявляется с определенной целью, достижение которой зависит от того, считает он себя дей­ствующим лицом или нет.

И: Что такое карма-йога? Это непривязанность к карме [действию] или ее плодам?

М: Карма-йога — та йога, в которой человек самонадеянно не приписывает себе функцию делателя. Все действия про­должаются автоматически.

И; И это означает непривязанность к плодам действий?

М: Такой вопрос возникает, только если есть действую­щий. Во всех Писаниях сказано, что не следует рассматри­вать себя как делателя.

И: Поэтому карма-йога — эго «картритва буддхи рахита карма» — действие без чувства делания.

Йога 209

М: Да, совершенно верно.

И: Гита учит, что следует вести активную жизнь — от на­чала и до конца.

М: Да, но действовать без делателя.

И: Если человек бездействует, то как может продол­жаться действие? Где здесь место для карма-йоги?

М: Давайте сначала поймем, что такое карма, чья она и кто делатель. Исследование и выяснение истины заставляют человека оставаться Собой и в спокойствии. Тем не менее даже в этом состоянии действия будут продолжаться.

И: Как действия пойдут дальше, если я не действую?

М: Кто задает этот вопрос? Атман или кто-то другой? Разве Атман имеет отношение к действиям?

И: Нет, не Атман, а кто-то иной, отличный от Атма на.

М: Отсюда ясно, что Атман не касается действий, и по­этому вопрос не возникает.

Н: Я хочу выполнять карма-йогу. Как мне помочь другим?

М: Есть ли тот, кто нуждается в вашей помощи? Кто есть то «я», что собирается помогать другим? Сначала уясните это, и тогда все само уладится.

И: Это означает «Реализовать Себя». Моя Реализация помогает другим?

М: Да, и это лучшая помощь, которую вы можете оказать другим. Но воистину нет «других», которым нужна помощь. Реализовавший Себя видит везде лишь Себя, Атман, как ювелир видит только золото при оценке его в различных драгоценностях, сделанных из золота. Имя и форма суще­ствуют только, когда вы отождествляете себя с телом. Но после выхода за пределы сознания тела «другие» также ис­чезают. Осознавший не рассматривает мир отличным от Себя.

И: Не лучше ли было бы, чтобы святые для помощи дру-гим смешались с ними?

М: Не существует «других», чтобы смешиваться с ними, так как Атман — это единственная Реальность.

Мудрецы помогают миру, просто пребывая как Атман. Наилучший путь служения миру — завоевание состояния, где

210 Медитация и йога

эго нет. Если вы жаждете помочь миру, но считаете, что-достижением состояния без эго этого не сделать, то отдайте Богу все проблемы мира вместе со своими собственными?

И: Следует ли мне пытаться помочь страдающему миру?

М: Сила, сотворившая вас, сотворила также и мир. Если Она заботится о вас, то может подобным образом позабо­титься и о мире. Если Бог сотворил мир, то присматривать за ним Его забота, а не ваша.

И: Является ли желание свараджа [политической незави­симости] правильным?

М: Такое желание, несомненно, идет от личных интересов. Однако практическая работа ради этой цели постепенно рас­ширяет перспективу, и личность сливается со своей страной. Такое поглощение индивидуальности желательно, и относя­щаяся сюда карма становится нишкама [кармой бескорыст-ной].

И: Если сварадж завоеван после длительной борьбы и страшных жертв, то не извиняет ли это человека, испыты­вающего удовольствие от результата и ободренного им?

М: В ходе своей работы человек обязан принадлежать Высшей Силе, чье могущество должно удерживаться в уме и никогда не выходить из поля зрения. Как же тогда он мо­жет ликовать? Ему не следует даже заботиться о результате своих действий. Только в этом случае карма становится бес­корыстной.



Похожие:

Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад iconЙога Пяти Мудростей. Йога Пустоты. Общий итог. Учение Калачакры. Учение Калачакры и Шамбала. Чаша Будды. Агни-Йога. Калагия. Космические циклы литература
В настоящее время после веков застоя, наблюдается новое возрождение буддийской литературы в Индии и во всем мире. Несмотря на видимые...
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад iconИсправленная йога
Сегодня Раджа-Йога, в варианте школы Рамакришны, это абсолютно непродуктивный набор принципов и упражнений, посредством которых невозможно...
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад icon«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий
Традиция насчитывает шесть индийских философских ортодоксальных систем, включенных в общепризнанный канон. Предметом изучения в данном...
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад iconНациональный вопрос в эпоху глобальных проблем: дискурс права демографическая проблема и национальный вопрос
Для Земли, по расчетам разных ученых, демографический оптимум составляет примерно 500 – 800 млн человек, и он был достигнут около...
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад iconДокументы
1. /Шримад Патанджали - Йога Сутра.doc
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад icon«Гимнастика для глаз»
Выполняя упражнения, помните о правильном положении тела; ритмичном и легком дыхании; часто моргайте; не забывайте расслаблять все...
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад iconКраткое содержание лекций Лекция 1 2002 г. (общие принципы Интегральной Йоги) Что такое йога. Интегральная Йога (ИЙ) как новое видение жизни. Обычная, религиозная и духовная жизнь

Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад iconА. Конан-Дойль жизненноважно е послани е перевод с английского Йога Рàманантáты
Жизненноважное послание. Составление, редакция, перевод с английского Йога Раманантаты., 2004. – стр
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад iconЗанятия ведет мастер йоги с 40 летним стажем преподавания, директор Калининградского института йоги автор книги «Йога делового человека» Длительность занятий 3 часа
Теория: Квинтес йога – комплексная йога пяти тел. Панча коша – пять рубашек, пять тел, пять уровней существования человека. Анамая...
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад iconА. Конан-Дойль правдаоспиритизм е составление, перевод с английского, комментарии и примечания Йога Рàманантáты москва – 2005 г
Правда о Спиритизме. Составление, редакция, перевод с английского Йога Раманантаты., 2004. – стр
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад iconБоевые танцы античности
Несмотря на то, что есть периоды человеческой истории, удалённые от нас на тысячи и даже десятки тысяч лет дальше, с искусством которых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы