\"Современное искусство: прозрение или надругательство\" ( вариант \"Мамонт-экскаватор, или Зачем \"роллс-ройсу\" перья\") icon

"Современное искусство: прозрение или надругательство" ( вариант "Мамонт-экскаватор, или Зачем "роллс-ройсу" перья")



Название"Современное искусство: прозрение или надругательство" ( вариант "Мамонт-экскаватор, или Зачем "роллс-ройсу" перья")
Дата конвертации05.07.2012
Размер64.83 Kb.
ТипДокументы

"Современное искусство: прозрение или надругательство"

( вариант "Мамонт-экскаватор, или Зачем "роллс-ройсу" перья")


В российской столице завершилась 2-я московская биеннале современного искусства, сделавшая Москву, если верить критикам и зарубежным аналитикам, полноправной художественной столицей мира - наряду с Нью-Йорком, Парижем и другими городами, в которых проходят подобные смотры-фестивали (всего в мире таких биеннале насчитывается около 70). Целый месяц более 100 художников из 35 стран мира пытались приобщить ценителей искусства (да и просто любопытствующих) к своим замысловатым фантазиям и интеллектуальным головоломкам.

Владимир Преображенский


Штука спорная, это современное искусство! И субъективное. Это признают и художники, и сами кураторы выставки, и, разумеется, посетители. Так, главный координатор бииеннале Иосиф Бакштейн рассказал, как поехали они, дескать, другу, который хотел "что-нибудь из современного, актуального искусства", подарок покупать, выбрали, как им показалось, весьма оригинальный и интересный артефакт, а другу-то настолько не понравилось, что пришлось экспонат возвращать в галерею. И так сплошь и рядом! То, что одни находят интересной, концептуальной находкой – скажем "роллс-ройс», обмазанный мастикой и облепленный перьями (авторы - М. Эльгман и И.Драгсет, Дания-Норвегия), другие считают полным бредом и надругательством над их собственным эстетическим вкусом.

Но все же больше тех, кто признают, что "современное искусство" нам всем сегодня необходимо как воздух, ибо это сам дух сегодяшнего дня, его непосредственное и наиболее оперативное, говоря сегодняшним языком, отражение.

«Сейчас стало понятно, какую роль современное искусство играет в России: это тот нерв времени, который в 60-е выражала поэзия, в брежневское время - театр, в перестройку – рок-музыка, - делится мнением известный галерист Марат Гельман. - Современное искусство – это та площадка, где концентрируются сегодня самые передовые идеи. Несомненно, 2-я биеннале показала, что Москва стала центром искусств, ведь раньше мы чаще всего были гостями на крупных международных форумах. И вот впервые – сами полноправные хозяева».

На биеннале валом валили студенты, что предсказуемо. Однако проявляли интерес и люди почтенного возраста. Две женщины лет 70-ти, искавшие, как и я, "Винзавод", рассказали, что интересутся современным искусством и уже успели побывать и на башне "Федерация", и в музее архитектуры Щусева (площадки основной программы биеннале), однако более всего им понравилась экспозиция в Манеже. А там, предваряя биеннале на несколько дней, открылась выставка французских художников Пьера и Жиля, за 30 лет совместной деятельности превративших свое искусство, балансирующее на грани гламура и треша, в модный лейбл, торговую марку, целое фэшн-направление.
Разглядывая работы Пьера Жиля, довольно четко улавливаешь, откуда черпали свое вдохновение некоторые наши модные художники - лихо раскрутившие себя Виноградов и Дубосарский, или, скажем, мастер провокационных перевоплощений Владислав Мамышев-Монро. Все эти манипуляции с образами масс-культуры, рискованное заигрывание с религиозной символикой, деструктивное переосмысление глянцевой эстетики и поп-арта Энди Уорхола – все это нам давно знакомо, через более или менее талантливый пересказ.

Другим специальным гостем биеннале стал Мэтью Барни, кому-то больше известный как муж певицы Бьорк, но и сам по себе являющийся, однако, одним из самых уважаемых авангардных творцов современности. В Москве была показана ретроспектива его пятичастного фильма «Кремастер» («Cremasters»), а также картина «Рисуя границы-9», где супруги снялись вдвоем (особенно живописен момент, когда герои расчленяют друг друга ритуальными ножами).

Солидный масштаб биеннале действительно чувствовался во всем, начиная с географии. Гроздью очагов современного арта раскинулась биеннале по многочисленным выставочным центрам и галереям Москвы.

Главными площадками были выбраны места действительно экзотические, но созвучные футуристическому характеру современного искусства. Как вам биеннале на гигантской действующей стройке и на винзаводе? Автору этих строк в день открытия форума пришлось совершать непростой пробег от ЦУМА, 4-й этаж которого был отдан под американский видеоарт (кстати, мало чем примечательный), до башни "Федерация" в строющемся районе Москва-сити. Вьюга, темень, пронизывающий ветер, группы колоритных рабочих-гастарбайтеров по пути, которые вопрос про башню еще понимают, но вот произносить при них слово "биеннале" как-то вообще язык не поворачивается. А затем подъем на 20 этаж на стеклянном лифте, который сопровождает всамделишным рабочий в каске - все это, несомненно, вносило элемент определенного экстрима. Даже для нас. А что уж говорить про многочисленных иностранцев - гостей биеннале? Те - так просто "выпадали в осадок" от такого непостановочного колорита "дикой России". И, благополучно спустившись с башни или выйдя целыми и невредимыми из подвального лабиринта, уготованного им на "Винзаводе", казалось, были счастливы уже тому, что так просто отделались. Несомненно, смещение основных площадок фестиваля в область реальных индустриальных объектов, да еще и частично функционирующих - сильная находка организаторов. И она сработала.

"Винзавод", пожалуй, стал самой колоритной частью биеннале, особенно его спецпроект "Верю", который курировал известный эксцентрик Олег Кулик. Участникам проекта задали сакраментальные вопросы: в чем тайна бытия? Что в этом мире ввергает вас в священный трепет? Подвальное помещение, куда вела вас заповедная тропа, превратилось в заколдованный замок. Всюду - странные голоса в полутьме, призрачные мерцания, пугающие движения спрятанных в различных нишах и комнатах механизмов. Участники - исключительно отечественные авторы, показавшие во многом более оргинальные и неожиданные идеи, чем их иностранные коллеги. Поразила аудио-видеоинсталляция Виктора Алимпиева "Мое дыхание": две женщины а капелла оперными сопрано пропевают-декламируют импрессионистический авторский текст, уже своим видом и мимикой образуя весьма многозначный дуэт, не говоря уж о богатстве звукового наполнения работы. Очень тонкая и психологичная инсталляция. Дмитрий Булыгин, приклепляя камеру на ботинки играющей теннисистки - доводит до апогея мужскую страсть к подглядыванию за принцессами теннисных кортов. Или вот блистательная по замыслу работа - "Исповедальня" Юли Кисиной - синтез городской телефонной будки и исповедальной кабины. Если вы наберете указанный номер на циферблате, с вами будет говорить виртуальный священник. "Круто!" - восклицают две впечатленные девушки-студентки.

Художественная группа "Газа" вводит зрителя в таинственный лабиринт, внушающий почти первобытный трепет. Заковыристая тропа через различные предметы и материалы – светящиеся и звучащие - выводят вас к некому иконостасу, составленному их телемониторов, на каждом из экранов - изображение иконы.

Отец русского концептуализма Дмитрий Пригов припрятал под большущую ткань целый экскаватор, похожий в этой пещере на гигантский скелет мамонта. Работа называется "Подземные скоты жмутся поближе к человеку" и отражает, по замыслу автора,

материализовавшийся страх индустриального общества перед его же порождением в виде тяжелой техники. Все это вместе выглядит некоей попыткой новой сакрализации мира, тяготение к которой подсознательно испытывает современная цивилизация. И этому значительно способствует, как мы уже заметили, выбор площадки.

Проходя от галереи к галереи того же «Винзавода», не всегда понимаешь, где заканчивается инсталляция и начинается так называемая "реальная жизнь". И когда видишь табличку "Служебное помещение. Входа нет" - хочется вопринять ее как интригующее приглашение войти.

Язык современного искусства соединяет театр, музыка, визуальные искусства. Интересным примером тому можно признать специальную программу биеннале, показанную в Театре наций.

Так, любопытную постановку, где сочетаются очень специфичная хореография, пантомима, видеоарт, собственно театр, представил

танцевальный проект «Онэ Цукер» – спектакль «Подарок невесты» (режиссеры – Дарья Бузовкина и Тарас Бурнашев). А на следующий вечер городской шаман Герман Виноградов – тот, что заставляет гигантские металлоконструкции рождать шумовые симфонии - выступил с музыкантами давно, увы, почившей в бозе группы «Звуки Му» (в составе Алексей Бортничук и Александр Липницкий), что можно признать сенсацией уже по факту.

Освоение новых пространств и художественных средств, особенно в театре – неотъемлемые черты современного искусства.

Все самое интересное сегодня рождается на стыке жанров, разных видов искусств и, казалось бы, несовместимых техник, за счет размывания границ между искусством и жизнью, а также вторжения художника в области, до этого, казалось бы, не являвшиеся предметом искусства.

Кураторы биеннале остались довольны. Месячный парад современного искусства, на который было выделено $2 млн. бюджетных денег и около $1 млн. спонсорских, по их мнению, прошел не зря и на самом высшем уровне. Мировой стандарт был с честью выдержан. А отдельные площадки пообещали также «продолжение банкета». Например, представители «Винзавода» объявили, что выставки, посвященные современному искусству, будут работать здесь практически круглый год. К радости тех, кого современное искусство радует, и к печали - тех, кого оно раздражает.




Похожие:

\"Современное искусство: прозрение или надругательство\" ( вариант \"Мамонт-экскаватор, или Зачем \"роллс-ройсу\" перья\") iconПроцент ы проценты
«в выборах приняли участие 56,3% избирателей», или «рейтинг победителя хит-парада равен 74%», или «промышленное производство сократилось...
\"Современное искусство: прозрение или надругательство\" ( вариант \"Мамонт-экскаватор, или Зачем \"роллс-ройсу\" перья\") icon5 класс урок 101 Сравнение десятичных дробей
Что меньше: а 8,725 или 8,527 б 32,87 или 33,99 в 4,9 или 4,889 г 0,2 или 0,201?
\"Современное искусство: прозрение или надругательство\" ( вариант \"Мамонт-экскаватор, или Зачем \"роллс-ройсу\" перья\") iconЕвропейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987)
Напоминая, что в соответствии со Статьей 3 указанной Конвенции, "никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему...
\"Современное искусство: прозрение или надругательство\" ( вариант \"Мамонт-экскаватор, или Зачем \"роллс-ройсу\" перья\") iconЕнь защиты Земли Укажите класс. Отвечайте на один вариант вопроса
На мой взгляд климат всегда изменяется, поэтому нет ничего удивительного в повышении или понижении температуры того или другого региона...
\"Современное искусство: прозрение или надругательство\" ( вариант \"Мамонт-экскаватор, или Зачем \"роллс-ройсу\" перья\") iconРешение задач по теме «Пропорциональная зависимость» 6 Класс Учитель Зайкина Лариса Федоровна Основная цель урока
«Умение решать задачи -такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем...
\"Современное искусство: прозрение или надругательство\" ( вариант \"Мамонт-экскаватор, или Зачем \"роллс-ройсу\" перья\") iconДолжностная инструкция
На должность заведующего кафедрой избирается лицо, имеющее высшее образование, стаж научно-педагогической работы или практической...
\"Современное искусство: прозрение или надругательство\" ( вариант \"Мамонт-экскаватор, или Зачем \"роллс-ройсу\" перья\") icon3. Глицирретиновая кислота, ее производные и препараты
Ветеринарная композиция для местного применения включает в себя глицирретиновую кислоту или соль или сложный эфир растворенных или...
\"Современное искусство: прозрение или надругательство\" ( вариант \"Мамонт-экскаватор, или Зачем \"роллс-ройсу\" перья\") iconНазвание: Самая, самая… или дневник Пабло Бустаманте
Зачем, я это сделал?! Идиот! Идиот! Ну, зачем я поспорил с Томасом на Мариссу?! Затем, что я болван! Теперь она меня ненавидит, конечно,...
\"Современное искусство: прозрение или надругательство\" ( вариант \"Мамонт-экскаватор, или Зачем \"роллс-ройсу\" перья\") iconА. Зимбули (С. Петербург)
«С» означает силу? или слабость? Или если брать сразу две буквы, то они могут быть истолкованы как: самооправдание, склонность оглядываться,...
\"Современное искусство: прозрение или надругательство\" ( вариант \"Мамонт-экскаватор, или Зачем \"роллс-ройсу\" перья\") iconПоэзия вагантов
Европы оказывались только люди, выпавшие из общественной иерархии, изгои, те, кто были или выше общего жизненного уклада, или ниже...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов