Учебно-методический комплекс учебной дисциплины icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины



НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Дата конвертации05.07.2012
Размер178.44 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию


ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.М.КИРОВА


Физико-математический факультет


кафедра алгебры и геометрии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.08. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ


ООП: Специальность 032100.00 Математика

с дополнительной специальностью физика (код ОКСО 050201)

Факультет: физико-математический

Форма обучения: дневная

III, V курс, 6, 10 семестр


ПСКОВ

2007


^ ОПД.Ф.08. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ


ООП: Специальность 030100.00 Информатика

с дополнительной специальностью математика (код ОКСО 050202)

Факультет: физико-математический

Форма обучения: дневная

IV курс, 7 семестр


^ ОПД.Ф.08. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ


ООП: Специальность 032200.00 Физика

с дополнительной специальностью математика (код ОКСО 050203)

Факультет: физико-математический

Форма обучения: дневная

IV курс, 8 семестр


^ ДПП.Р.01. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ


ООП: Специальность 032100.00 Математика (код ОКСО 050201)

Факультет: физико-математический

Форма обучения: дневная

V курс, 10 семестр


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Псковский государственный педагогический университет им.С.М.Кирова

Физико-математический факультет

Кафедра алгебры и геометрии


«Утверждаю»

Декан физико-математического факультета

_____________Медведева И.Н.

«____»____________200 г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


ОПД.Ф.08. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ


ООП: Специальность 032100.00 Математика

с дополнительной специальностью физика (код ОКСО 050201)

Факультет: физико-математический

Форма обучения: дневная

III, V курс, 6, 10 семестр

^ Всего (часов по учебному плану в трудоемкости): 60

Лекции (часов по учебному плану): 14

Практические занятия (часов по учебному плану):16

Лабораторные работы:6

Самостоятельная работа (часов по учебному плану): 24

Зачет, 6, 10 семестр


ПСКОВ

2007


^ ОПД.Ф.08. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ


ООП: Специальность 030100.00 Информатика

с дополнительной специальностью математика (код ОКСО 050202)

Факультет: физико-математический

Форма обучения: дневная

IV курс, 7 семестр

^ Всего (часов по учебному плану в трудоемкости): 60

Лекции (часов по учебному плану): 14

Практические занятия (часов по учебному плану):16

Лабораторные работы:6

Самостоятельная работа (часов по учебному плану): 24

Зачет, 7 семестр


^ ОПД.Ф.08. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ


ООП: Специальность 032200.00 Физика

с дополнительной специальностью математика (код ОКСО 050203)

Факультет: физико-математический

Форма обучения: дневная

IV курс, 8 семестр

^ Всего (часов по учебному плану в трудоемкости): 60

Лекции (часов по учебному плану): 14

Практические занятия (часов по учебному плану):16

Лабораторные работы:6

Самостоятельная работа (часов по учебному плану): 24

Зачет, 8 семестр


^ ДПП.Р.01. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ


ООП: Специальность 032100.00 Математика (код ОКСО 050201)

Факультет: физико-математический

Форма обучения: дневная

V курс, 10 семестр

^ Всего (часов по учебному плану в трудоемкости): 60

Лекции (часов по учебному плану): 14

Практические занятия (часов по учебному плану):16

Лабораторные работы:6

Самостоятельная работа (часов по учебному плану): 24

Зачет, 10 семестр


Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по специальности 032100.00 Математика с дополнительной специальностью (код ОКСО 050201)

Номер государственной регистрации

№ 692 пед/сп (новый)

«31» января 2005 г.


^ ОПД.Ф.08. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ

Рабочая программа принята на заседании кафедры алгебры и геометрии,

протокол № ____ от «___» ___________200 г. и представлена на утверждение.




Программу разработал

старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии,

кандидат пед. наук ____________Мартынюк О.И.



Зав.кафедрой _______________ /Медведева И.Н.


^ 1. Пояснительная записка


ОПД.Ф.08

Современные средства оценивания результатов обучения

Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, ее функции.

Развитие системы тестирования в России и за рубежом. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Понятие теста. Виды тестов. Формы тестовых заданий. Компьютерное тестирование и обработка результатов. Интерпретация результатов тестирования. Другие средства оценивания (рейтинг, мониторинг); накопительная оценка («портфолио»).

Единый государственный экзамен, его содержание и организационно-технологическое обеспечение. Контрольно-измерительные материалы.

60
1.1. Требования к содержанию учебной дисциплины из государственного образовательного стандарта


1.2. Цели и задачи курса

Современное состояние общества вызвало необходимость модернизации образования, предъявило новые требования к качеству подготовки учителей. Учителю XXI века недостаточно владеть комплексом базовых научных знаний, он должен стать выразителем ценностей образования, должен быть подготовленным к выбору и реализации различных концепций в условиях вариативного многоуровневого образования, к постоянному самообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию.

Основная цель совершенствования профессиональной подготовки учителя математики – вооружение его современными концепциями математического образования, современными образовательными технологиями обучения.

В связи с этим целью курса является формирование общепрофессиональных и специальных компетентностей посредством знакомства студентов с одним из современных средств оценивания результатов обучения – тестовыми технологиями.

^ Задачи изучения дисциплины:

В результате изучения курса обучающиеся должны:

использовать тестовые материалы и технологии при обучении и контроле знаний;

анализировать содержание дисциплины по выделению укрупненных единиц контролируемого материала;

составлять спецификацию теста;

разрабатывать задания в тестовой форме и доводить их до уровня тестовых заданий, разрабатывать авторские тесты;

определять статистические характеристики тестовых заданий и создавать банк таких заданий;

определять отдельные статистические характеристики тестов.


1.3 Принципы построения дисциплины

Курс «Современные средства оценивания результатов обучения» относится к курсам блока общепрофессиональных дисциплин и опирается на знания по методике обучения математике. Полученные знания способствуют формированию общепрофессиональных компетентностей будущего специалиста

2. Структура учебной дисциплины

Учебно-тематический план





Тема

лк

пр

лб

с.р.

итого

1

Введение в проблему тестового контроля. Роль тестов в современном учебном процессе.

1







2

3

2

История развития тестирования

1







2

3

3

Содержание теста. Принципы отбора содержания

2

2




2

6

4

Формы предтестовых заданий

1

2

2

4

9

5

Критериально-ориентированные и нормативно-ориентированнные педагогические тесты

1







2

3

6

Этапы создания теста. Спецификация теста.

2

2




2

6

7

Характеристики тестовых заданий. Разработка тестовых заданий по алгебре

2

2




2

6

8

Методика и технология тестирования

2

2

2

2

8

9

Статистические методы обработки тестов

2

2

2

2

8

10

Мониторинг качества обучения

1

2




2

5

11

Создание аттестационных тестов на основе государственных образовательных стандартов

1







2

3







16

14

6

24

60



3. Содержание учебной дисциплины


Лекция № 1 ^ Введение в проблему тестового контроля. Роль тестов в современном учебном процессе.

Тест как средство педагогического измерения. Традиционные и современные средства контроля. Мониторинг качества знаний (лекции, самостоятельная работа по изучению литературы).

^ История развития тестирования

Этапы развития теории и практики педагогических измерений в нашей стране и за рубежом (лекции, самостоятельная работа по изучению литературы)


Лекция № 2 ^ Содержание теста. Принципы отбора содержания.

Гомогенные и гетерогенные тесты. Содержание тестов для текущего, промежуточного и итогового контроля (лекции, практические занятия, самостоятельная работа по отбору содержания учебной дисциплины)


Лекция № 3 ^ Формы предтестовых заданий

Основные формы предтестовых заданий. Закрытая форма, открытая форма, задания на установление соответствия и на установление правильной последовательности (лекции, практические занятия, самостоятельная работа по разработке заданий)

^ Критериально-ориентированные и нормативно-ориентированнные педагогические тест

Отбор содержания для критериально-ориентированного и нормативно-ориентированнного тестов. Различия в подходах (лекции, самостоятельная работа по изучению литературы)


Лекция № 4 ^ Этапы создания теста. Спецификация теста.

Перечень этапов создания тестов, их анализ. Параллельные тесты (лекции, практика, самостоятельная работа по созданию спецификации.


Лекция № 5 ^ Характеристики тестовых заданий.

Валидность, надежность теста. Дифференцирующая способность заданий (лекции, практика, самостоятельная работа по изучению литературы)


Лекция № 6 ^ Методика и технология тестирования.

Разработка инструкций для проведения тестирования, стандартизация процедуры и условий тестирования (лекции, практика, самостоятельная работа по изучению литературы)


Лекция № 7 ^ Статистические методы обработки тестов.

Построение гистограмм. Понятие о доверительных интервалах. Анализ полученных результатов (лекции, практика, самостоятельная работа: расчетная работа по условной апробации).


Лекция № 8 ^ Мониторинг качества обучения.

Демонстрация программ для накопления статистических данных. Контроль качества на различных этапах обучения (лекции, практика, самостоятельная работа)

^ Создание аттестационных тестов на основе государственных образовательных стандартов.

Особенности теста для итоговой аттестации, методика составления (лекции, практика, самостоятельная работа по составлению части аттестационного теста)


Практические занятия по курсу:


Практическое занятие № 1


Содержание теста. Принципы отбора содержания. Гомогенные и гетерогенные тесты. Содержание тестов для текущего, промежуточного и итогового контроля


Практическое занятие № 2


Формы предтестовых заданий. Основные формы предтестовых заданий. Закрытая форма, открытая форма, задания на установление соответствия и на установление правильной последовательности


Практическое занятие № 3


Этапы создания теста. Спецификация теста. Перечень этапов создания тестов, их анализ. Параллельные тесты


Практическое занятие № 4


Характеристики тестовых заданий. Валидность, надежность теста. Дифференцирующая способность заданий


Практическое занятие № 5


Методика и технология тестирования. Разработка инструкций для проведения тестирования, стандартизация процедуры и условий тестирования.


Практическое занятие № 6


Статистические методы обработки тестов. Построение гистограмм. Понятие о доверительных интервалах. Анализ полученных результатов


Практическое занятие № 7


Мониторинг качества обучения. Демонстрация программ для накопления статистических данных. Контроль качества на различных этапах обучения


Лабораторное занятие № 1

^ Формы предтестовых заданий

Разработка заданий различных форм. Закрытая форма, открытая форма, задания на установление соответствия и на установление правильной последовательности.


Лабораторное занятие № 2

^ Методика и технология тестирования.

Работа с программами АСТ-тест и Unitest. Разработка инструкций для проведения тестирования, стандартизация процедуры и условий тестирования


Лабораторное занятие № 3

^ Статистические методы обработки тестов.

Построение гистограмм с помощью программы Exsel.. Анализ полученных результатов (расчетная работа по условной апробации).


4. Методические материалы и рекомендации для преподавателя

Основные задачи изучения курса по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения»: ознакомить студентов с современными средствами оценивания результатов обучения, научить разрабатывать задания в тестовой форме и доводить их до уровня тестовых заданий.

Учебная дисциплина реализуется посредством лекционного курса, семинарских занятий и разработки спецификации теста и заданий в тестовой форме по одному из разделов школьного курса алгебры.

Семинарские занятия по данному спецкурсу могут быть построены:

  • с использованием комплекса современных средств;

  • активных разнообразных форм организации стимулирующих творчество и самореализацию обучаемых.

Характер заданий для самостоятельной работы рассчитан на использование полученных знаний, а также на самостоятельную конструктивную деятельность студентов.

Овладение современными средствами оценивания позволит будущему учителю реализовать цели математического образования, внедрять более эффективные модели обучения математике.


5. Самостоятельная работа студентов


Формы самостоятельной работы

Количество часов

1. Изучение теоретического материала

8

2. Создание спецификации теста и заданий в тестовой форме по одному из разделов школьного курса математики, информатики или физики

8

3. Подготовка к зачету по теоретическому материалу

8

Итого:

24


^ 6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля


Текущий контроль:

- Защита рефератов

- обсуждение заданий в тестовой форме

- Опрос студентов

^ Промежуточный контроль:

- Индивидуальная работа

- Тестирование по курсу

Итоговый контроль:

- Зачет


Для получения зачета студент должен дать ответ на теоретический вопрос и представить спецификацию теста и заданий в тестовой форме по одному из разделов школьного курса математики.


7. Литература

Основная литература

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий.- М., АДЕПТ, 1998, 216 с.

  2. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов.- М.: ИЦПКПС 2001. 406 с.

  3. Челышкова М.Б. Адаптивное тестирование в образовании (теория, методология, технология). – М.: ИЦПКПС.2001.165 с.


Дополнительная литература


  1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.,1994.

  2. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Учебное пособие.-М.:ИЦ,1989.167 с

  3. Анастази А. Психологическое тестирование/ пер. с англ. Т. 1-2. – М.: Наука. 1985.

  4. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1976.

  5. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. - М.: Прометей, 2000. 169 с.

  6. Поддубная Л.М., Татур А.О., Челышкова М.Б. Задания в тестовой форме для автоматизированного контроля знаний студентов. Учебное пособие.-М.:ИЦ. 1995.

  7. Челышкова М.Б. Констуирование и применение тестов в образовании. / Экспериментальная учебная авторская программа. – М.: ИЦПКПС. 2000. 18 с.

  8. Челышкова М.Б. Современная методика моделирования теста.// Труды Центра тестирования. Вып.2.М.,1999.

  9. Челышкова М.Б., Ковалева Г.С., Татур А.О., Хлебников В.А. Концепция аттестационного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений на этапе перехода от школы к вузу. // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. Сборник научных статей.- М.: ИЦПКПС. 1998.

  10. Челышкова М.Б., Савельев Б.А. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. -М.: ИЦПКПС. 1995. 77 с.


Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ (проектов). Проблематика курсовых и дипломных работ.


  1. Тестовый контроль знаний по теме «Многочлены» в школьном курсе математики.

  2. Тестовый контроль знаний по теме «Многочлены от одной переменной».

  3. Тестовый контроль знаний по теме «Многочлены над числовыми полями».

  4. Тестовый контроль знаний по теме «Теория делимости».

  5. Тестовый контроль знаний по теме «Теория сравнений».

  6. Тестовый контроль знаний по теме «Аналитическая геометрия».

  7. Тестовый контроль знаний по теме «Теория изображений».


Структура и содержание научно-исследовательской, курсовой и выпускной квалификационной работы


  1. Титульный лист

  2. Оглавление

  3. Введение предполагает изложение в любой удобной для автора после­довательности актуальности темы, ее относительной научной новизны, теоретического и практического значения; выявление противоречия и проблемы; определение цели, задач; указание объекта и предмета исследования; пере­числение этапов и объема работы, методов ее выполнения

  4. Основная частьобычно включает 2-3 главы:

1-я – изложение краткой истории исследуемой проблемы, теоретическое обоснование работы, которое выводит на основной предмет исследования;

2-я – описание содержания и хода опытно-экспериментальной работы:

1) характеристику исследуемого объекта в той или иной степени глубины, что зависит от поставленных цели и задач;

2) характеристику этапов исследования с указанием частных цели и задач для каждого из них; описание содержания каждого этапа;

3) описание конкретных методик, способов и приемов, используемых при организации исследования;

3-я – представление результатов работы, их анализ и обобщение, обсуждение

  1. Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с целью, задачами, научной новизной, теоретической значимостью и практической ценностью, сформулированными во введении

  2. Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы; содержит материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи.

Защита научно-исследовательской работы предполагает:

1). изложение основных положений работы в течении 7-10 минут;

2). ответы на вопросы преподавателей и прочих присутствующих.

Оценка научно-исследовательской работы определяется:

1) глубиной содержания;

2) четкостью выступления;

3) степенью самостоятельности при выполнении исследования (это отра­жается, как правило, в отзыве научного руководителя);

4) глубиной знаний, которые студент демонстрирует в тексте и в ответах на вопросы;

5) качеством практической части работы;

6) оформлением работы в целом.

Защита выпускной квалификационной (дипломной) работы

проходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. Для выступления предоставляется 10 минут. Затем зачи­тываются отзыв и внешняя рецензия, и выпускник отвечает на вопросы членов ко­миссии и присутствующих, а также на замечания, имеющиеся в отзыве и рецензии.

Итоговая оценка выпускной квалификационной (дипломной) работы учитывает:

- доклад;

- ответы на вопросы;

- оценку рецензента;

- оценку руководителя.




Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Программу разработала профессор кафедры алгебры и геометрии, доктор педагогических наук
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Ооп: Специальность 032100. 00 Математика с дополнительной специальностью физика (код оксо 050201)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Программу разработала старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии, кандидат педагогических наук
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Программу разработал профессор кафедры алгебры и геометрии, доктор физико-математических наук
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Программу разработала старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии, кандидат педагогических наук
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Программу разработала старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии, кандидат педагогических наук
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология»
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Математика здесь подается как элемент общей культуры человечества, который является теоретической основой искусства, а также элемент...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Поэтому актуальным вопросом сегодня является выявление спектра взаимосвязей как внутри самой математики, так и между математикой...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая география и регионалистика» > Учебная программа дисциплины
Теоретический анализ и разработка курса для дистанционного обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов