Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя icon

Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя



НазваниеДпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя
Дата конвертации05.07.2012
Размер101.62 Kb.
ТипРабочая программа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию


ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.М.КИРОВА


Физико-математический факультет


кафедра алгебры и геометрии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.В.04. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ


ООП: Специальность 032100.00 Математика (код ОКСО 050201)

Факультет: физико-математический

Форма обучения: дневная

^ Курс - V, семестр – 9


ПСКОВ

2007

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию


^ ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.М.КИРОВА


Физико-математический факультет


кафедра алгебры и геометрии


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан физико-математического факультета

_______________И.Н. Медведева

«_____»_____________200__г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.В.04. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ


ООП: Специальность 032100.00 Математика (код ОКСО 050201)

Факультет: физико-математический

^ Форма обучения: дневная

Курс - V, семестр – 10


Всего часов: 22

Лекции: 12

Практические работы: 10

Самостоятельная работа: 22

Зачет, 9 семестр


ПСКОВ

2007

Рабочая программа составлена на основании результатов научных исследований лаборатории проблем качества подготовки специалистов Псковского государственного педагогического университета и авторских представлений о подходах к формированию и оценке профессиональной компетентности.


^ ДПП.В.04. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ


Рабочая программа принята на заседании кафедры алгебры и геометрии.


Протокол № ____ заседания кафедры

«____»____________ 2007 г.



Программу разработала кандидат физико-математических наук, доцент


__________________________ И.Н. Медведева


Заведующий кафедрой алгебры и геометрии

________________________ И.Н. Медведева


1.^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В последнее время широко обсуждается переход от квалификационной модели к компетентностной, т.е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности. В «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» (см. постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. №803), предписано внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс, при этом значительное внимание предполагается уделить обновлению содержания и технологий образования, внедрению новых государственных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода. Таким образом,тематика данного курса по выбору весьма актуальна.


Целью данной дисциплины является знакомство студентов выпускного курса с основными идеями компетентностного подхода в образовании.


В этой связи возникают следующие задачи:

  • изучить подходы к определению понятия компетентности

  • рассмотреть компетентностную модель выпускника педагогического вуза (на примере физико - математического факультета)

  • изучить подходы к оценке компетентности выпускника педагогического вуза

  • проанализировать возможные пути формирования специальных компетентностей будущего учителя математики
^




2. Структура учебной дисциплины

Учебно-тематический план




п/п

Раздел, тема

Всего часов

в том числе аудиторных

Самост. работа

всего

лекции

Практ. занятия
















1.

Подходы к определению компетентности.

8

4

2

2

4

2.

Компетентностный подход к построению модели выпускника педагогического вуза

5

1

1




4

3.

Компетентностная модель выпускника физико-математического факультета.

1

1

1







4.

Математическая компетентность будущего учителя (стохастический аспект)

4

4

2

2




5.

Математическая компетентность будущего учителя (геометрический аспект)

8

4

2

2

4

6.

Подходы к диагностике математической компетентности.

8

4

2

2

4

7.

Пути формирования математической компетентности.

10

4

2

2

6

























ИТОГО

44

22

12

10

22


^ 3.Содержание учебной дисциплины.


  1. Лекционные занятия


Обоснование необходимости перехода от квалификационной модели к компетентностной. Анализ подходов к понятию компетентности. Профессиональная компетентность: отечественный и зарубежный подходы. Модель выпускника физико-математического факультета: ключевые, общепрофессиональные, специальные компетентности. Уровни сформированности компетентностей. Покомпонентный анализ уровня сформированности компетентностей.

Математическая компетентность будущего учителя математики, уточнение определения. Стохастическая и геометрическая компетентности будущего учителя. Подходы к диагностике и оценке. Пути формирования стохастической и геометрической компетентности будущего учителя.
^

Практические занятия


Тематика практических занятий


Занятие №1 Подходы к определению компетентности

Цель: познакомить с различными подходами к определению компетентности в отечественной и зарубежной практике, провести сопоставительный анализ.

Занятие проходит в форме представления презентаций по заранее выбранным вопросам.


^ Занятие №2 Математическая компетентность будущего учителя(стохастический аспект).

Цель: Сформулировать содержание стохастической компетентности на основе анализа мнения преподавателей, государственного стандарта, рабочих программ.

Занятия проходят в форме представления и обсуждения презентаций.


^ Занятие №3. Математическая компетентность будущего учителя (геометрический аспект).

Цель: Сформулировать содержание стохастической компетентности на основе анализа мнения преподавателей, государственного стандарта, рабочих программ.

Занятия проходят в форме представления и обсуждения презентаций.


^ Занятие №4. Подходы к диагностике математической компетентности..

Цель: изучить подходы к диагностике математической компетентности(на примере стохастической и геометрической компетентностей).

Занятие проходит в форме семинара.


Занятие №5 Пути формирования математической компетентности.

Цель: Изучить возможные пути формирования математической компетентности.

Занятие проходит с применением современных технологий (водоворот, метод кейсов)

^

4. Методические материалы и рекомендации для преподавателя


Основным методом изучения тем, вынесенных в лекционный курс, является информационно-объяснительный метод с элементами проблемных ситуаций и заданий студентам. На практических занятиях основным является поисковый метод, связанный с решением различных типов задач.

^ Средствами обучения являются монографии и статьи, посвященные компетентностному подходу, результаты научных исследований лаборатории проблем качества подготовки Псковского государственного педагогического университета, Интернет-ресурсы. дополнительные пособия для организации самостоятельной работы студентов, демонстрационные материалы, компьютерные обучающие программы, сборники задач.

^ Приемами организации учебно-познавательной деятельности студентов являются приемы, направленные на осмысление и углубление предлагаемого содержания и приемы, направленные на развитие аналитико-поисковой и исследовательской деятельности.
^

5.Формы и методы самостоятельной работы


1.Изучение литературы при подготовке презентаций и буклетов

2.Подготовка презентаций и буклетов

3.Работа с Интернет-ресурсами.

4.Анализ школьных и вузовских учебников геометрии.


^ 6. Перечень форм текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль:

- Самостоятельные работы

- Экспресс-опросы на занятиях (устно)

- Письменные летучки

- Индивидуальные задания по школьным учебникам

^ Промежуточный контроль:

- Коллоквиумы

-Защита презентаций, буклетов

Итоговый контроль:

-Защита портфолио студента



  1. Литература


Основная литература


  1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 2-е. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.

  2. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

  3. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». – М.: ЮНЕСКО, 1997.

  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

  5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

  6. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. – 2004, №8.

  7. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. – 2004, №8.

  8. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.

  9. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996, 37 с.

  10. Мартынюк О.И., Медведева И.Н., Панькова С.В., Соловьева И.О. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования / Одиннадцатый симпозиум «Квалиметрия в образовании: методология, теория, практика». – М., 2006, 48 с.

  11. Медведева И.Н., Мартынюк О.И., Панькова С.В., Соловьева И.О. Общепрофессиональные компетентности будущего педагога: формирование и оценка/Материалы 17 Всероссийской научно-практической конференции” Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций» .Москва-Уфа, 2007.

  12. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. №803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг.».

  13. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003, №2, с. 58-64.


Дополнительная литература


  1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – 2004, №11.

  2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990.

  3. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. – 1990, №8.

  4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. – 2004, №3.

  5. Tuning Educational Structures in Europe. Final Report. Pilot Project – Phase 1 // www.relint.deusto.es/TuningProject/index.htm. .

  6. Хосе Р. Высшее образование в Латинской Америке // Высшее образование в Европе. – 2003, № 1.




Похожие:

Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя iconЧем обусловливается центральная роль учителя в шко­ле?
Вопрос 14 Личность учителя (преподавателя). Профессиональная подготовленность и профессиональная компетентность
Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя iconТема «Компетентный учитель компетентный ученик»
Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности
Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя iconТемы рефератов целевого повышения квалификации педагогов-организаторов "Развитие профессиональных компетенций педагога-организатора"
Профессиональная компетентность педагога-организатора как основа эффективной педагогической деятельности
Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя iconМедиаобразовательная компетентность учителя
Современное образование, главными характеристиками которого являются открытость, интегрированность и индивидуализация, должно опираться...
Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя iconПрофессиональная деятельность учителя физической культуры моу еласовская сош федоткина Юрия Алексеевича

Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя iconСело Еласы 2007 Никифорова Людмила Геннадиевна Образование высшее
Профессиональная деятельность учителя начальных классов моу еласовская средняя школа
Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя iconС. Еласы, 2007 г. Петрова Светлана Николаевна Образование высшее
Профессиональная деятельность учителя начальных классов моу «Еласовская средняя общеобразовательная школа»
Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя iconСело Еласы, 2007 г. Мидякова Анжелика Юрьевна Образование высшее,мгпи им. Н. К. Крупской 1992г
Профессиональная деятельность учителя-логопеда моу еласовская средняя общеобразовательная школа Мидяковой Анжелики Юрьевны
Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя iconОбразование высшее Образование высшее
Профессиональная деятельность учителя географии моу еласовская средняя общеобразовательная школа
Дпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя iconОтветственные
Послания Президента Чувашской Республики Н. В. Фёдорова «Чувашия из будущего и для будущего»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов