Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения icon

Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения



НазваниеПравила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения
страница1/4
Шикшин В.Д
Дата конвертации05.07.2012
Размер444.16 Kb.
ТипПравила
  1   2   3   4



Проект Кодекса


Российской Федерации

Го (бадук)


Составитель

Заслуженный тренер России Шикшин В.Д.


Казань


2003


Содержание


От составителя…………………………………………………….v

Правила игры в Го РФГ(б)……………………………………….1


Предисловие………………………………………………………1


Правила игры……………………………………………………..2


Правила соревнований…………………………………………...9


Приложения……………………………………………………..17


Турнирные правила РФГ(б)...……………….…………………20

Правило применения дополнительных

показателей……………………………………………………...29

Правила для турниров, проводимых

по системе Мак-Магон………………………………………....33

Правила для турниров, проводимых

c помощью программы Маcmаhоn …………………………...41


От составителя


Старые правила игры в Го (бадук, вейчи) были приняты в декабре 1984 года на заседании Всероссийской секции Го, в которых было всего 2 главы: Правила игры в Го и правила проведения соревнований и их подготовка. В данный сборник, помимо доработанных Правил игры в Го и Турнирных правил, вошли Правила применения дополнительных показателей, Правила проведения соревнования по системе Мак-Магона, четко прописаны права судьи, дисциплинарные Правила, Правила проведения жеребьевки, машинная жеребьевка с применением программы Macmahon, Приложения. Далее по тексту, вместо аббревивтуры РФГ(б) будет писаться РФГ.

Данный сборник предназначен всем любителям и профессионалам Го, принимающим в том или ином качестве участие в соревновании РФГ. Составитель благодарит всех, кто помог ему при подготовке данного сборника и заранее приносит извинения за неточности, которые могут случиться при его издании. Составитель выражает глубокую признательность Евгению Леонидовичу Панюкову за разработку Правил игры.

Все замечания и предложения можно присылать на адрес Исполкома РФГ: 420012, Казань, улица Бутлерова, 7, ЦШК им. Р.Г. Нежметдинова.


Казань

Июнь 2003


v
^

Правила игры в Го РФГ(б)



Правила игры в Го РФГ относятся к игре за доской. Настоящее издание представляет собой вторую разработанную версию Кодекса Го и будет принято после всероссийского обсуждения на официальном сайте РФГ и одобрения Президиумом РФГ.

В этих Правилах слова «он», «ему» и «его» могут означать также «она», «ей» и «ее».


Предисловие


Кодекс игры Го не может учесть все возможные ситуации, которые возникают во время игры, не может он предусмотреть и все организационные вопросы.
В тех случаях, которые не полностью регулируются статьей Кодекса, возможно принять правильное решение, действуя по аналогии с ситуациями, рассмотренными в Кодексе. Кодекс исходит из того, что арбитры достаточно компетентны, обладают здравым суждением и абсолютно объективны. Излишне подробный Кодекс мог бы лишить арбитра свободы суждения и помешать ему принять решение, основанное на справедливости, логике и учете конкретных условий. РФГ призывает всех игроков, федерации и клубы принять эту точку зрения. Любая федерация (клуб) вправе ввести более подробные правила при условии, что они:
а) не противоречат ни в чем официальному Кодексу игры Го РФГ;
б) действуют лишь на территории этой федерации (клуба);
в) не действуют на любом матче, чемпионате или отборочном соревновании, проводимом РФГ, или на турнире с нормой звания или с обсчетом рейтинга РФГ.

Правила игры базируются на японских правилах игры в Го и используют японские термины, которые приведены в строгом соответствии с «Толковым словарем терминов игры го» С.В.Павлова http://sibgo.narod.ru/


1

Правила игры

Статья 1. Сущность и цели игры Го

1.1. Партию го играют два партнера, которые поочередно выставляют камни на прямоугольную доску, называемую «гобан». Игрок, имеющий чёрные камни, начинает партию. Считается, что за игроком очередь хода, когда сделан ход его партнёра.
    1.2. Целью каждого игрока является окружение территории и захват камней противника.

Статья 2. Начало партии

2.1. Партия ведётся между двумя игроками на однотоннойпрямоугольной доске – гобане - посредством выставления на неё «камней», отличающихся друг от друга по цвету (обычно – чёрных и белых).
    2.2. Партия начинается с пустой доски или на форе (с гандикапом).
    2.3. Стандартный гобан имеет размеры 460х430 мм. На доске должны быть нанесены линии – 19 (девятнадцать) вертикальных (с первой по девятнадцатую и слева направо), и 19 (девятнадцать) горизонтальных (от «А», «В», «С» с пропуском «I» и до Т (со стороны играющего чёрными камнями). Точки пересечения линий являются «пунктами для игры» (всего - 361 пункт: А-1, А-2 ... Т-1 ... Т-19). Расстояние между соседними пунктами по вертикали равно на стандарт-ной доске 23,5 мм, а по горизонтали - 22,5 мм. Восемь пунктов (первый - D16, второй - Q4, третий - Q16, четвёртый - D4, пятый - К16, шестой - К4, седьмой - D10, восьмой - Q10), называемые «хоси», а также и один пункт в центре доски (К10), называемый «тэнгэн» на доске должны быть выделены. В комплекте для игры имеется 361 камень: тёмных (чёрных) – 181 штук и светлых (белых) – 180 штук. Во время игры камни должны находиться в чашах. Камни имеют форму двояковыпуклого диска, диаметр которого не должен быть больше минимального расстояния между пунктами (при игре на стандартной доске применяются камни диаметром 21 - 22 мм).

2

2.4. Игра может проводиться на доске и камнями нестандартных размеров - без буквенно-числового обозначения линий, а также на досках с меньшим количеством пересекающихся линий (13х13 или 9х9 линий), и в этих случаях необходимое для игры количество камней соответственно изменяется Пункты игрового поля 9х9 до 169 (85 и 84) или 81 (41 и 40).
2.5. Более длинные края доски располагаются перпендикулярно к игрокам. 

 

Статья 3. Общее понятие ход

3.1. Ходом называется:

а) постановка камня на один из свободных пунктов доски;
   

Ход    б) произнесение слова «пас», или переключение часов.

 

3.2. Если ходом занимается последнее дамэ камня или группы, то этот камень (камни) считается захваченным (уничтоженным, взятым в плен), и он должен быть немедленно снят с доски игроком, сделавшим последний ход.
   

^ Снять с доски 3.3. Все снятые с доски камни считаются

«пленными» и должны быть положены так, чтобы соперник мог постоянно их видеть (по его просьбе и при его очереди хода они могут быть пересчитаны).
Толкование: «Пунктом» называется пересечение горизонтальных и вертикальных линий. Соседние с камнем по вертикали или горизонтали пункты, если они не заняты другими камнями (своими или партнера), называются «дамэ». Камень или группа, имеющие а- дамэ, в-атари только одно дамэ, находятся в положении,

называемом «атари». «Пленные» камни должны быть положены в

3

чашу для пленных камней.

Статья 4. Совершение хода

4.1. Каждый ход должен выполняться только одной рукой.

    4.2. Предупредив о своём намерении (например, сказав «поправляю») игрок при своём ходе может поправить расположение одного или нескольких камней на их пунктах.
    4.3. Ход считается законченным в следующих случаях:
       а) при постановке камня - когда рука оторвана от камня;

       б) при игре на бе-ёми или блиц ход заканчивается при переключении часов.
       в) при снятии камней - когда все захваченные этим ходом камни сняты с доски.
   4.4. Для совершения хода из чаши с камнями можно брать только один камень.
Толкование: Руки играющих не должны находиться над доской дольше, чем это требуется для совершения хода. Не этично возить камнем по доске. При снятии трех и более камней с доски можно останавливать часы.

Статья 5. Запрещённые ходы
  5.1. Нельзя делать ход, приводящий к лишению своих камней последнего дамэ или ставящий свой одиночный камень в положение уничтожения, нельзя можно если при этом не уничтожается хотя

  бы один камень противника.
5.2. Нельзя делать ход ведущий к повторению позиции. Нельзя захватывать камень, если он поставлен предыдущим ходом партнёра и при этом был захвачен один камень. Такая позиция называется «ко» и в ней партнеры могут длительное время поочередно

^ 2- нельзя захватывать друг у друга один камень, Но каждому

последующему захвату должен предшествовать ход, сделанный в любом другом месте доски (обычно он называется

4

«ко-угрозой» или «кодатэ»). Поочередный захват («ко-борьба») может быть прерван, а затем продолжен в любое время с соблюдением прежних правил.
Толкование: Нельзя делать ход в пункт, окруженный камнями противника, если при этом хотя бы один из камней противника не уничтожается. Внутреннее дамэ группы, которое не может быть занято противником, пока у этой группы существует еще хотя бы

глаз живая группа одно дамэ, называется «глазом»

(запрещённым ходом). Группа, которую противник захватить не может, называется «живой». Кроме особых случаев (см. статью 6), чтобы группа была живой, у неё должно быть, как минимум, два

глаза. Камень или группа, которые при необходимости могут быть захвачены противником ^ Мертвая группа независимо от очереди хода, называются

«мёртвыми». Крайне редко встречаются позиции, требующие дополнительных ограничений (см. ст. 6).


Статья 6. «Живые» и «мёртвые» группы (особые случаи).
6.1. В позициях, где начинать игру невыгодно ни одному из партнеров, возможны следующие случаи:

а) если каждая из противоборствующих групп не имеет двух глаз, но при этом партнеры не могут завершить окружение ни одной из групп

сэки групп без глаз сэки групп с однм глазом противника (при его

противодействии), то все камни в этой позиции считаются «живыми» (такие позиции называются «сэки»);


5

   б) если внутри «безглазой» группы имеется или может быть создана последующей, не противоречащей правилам, игрой группа из четырех камней с изломом в углу доски (такие позиции называются «магари-симоку», и в них невозможно воспрепятствовать происходящему), то окружающая группа «мертва»;
   


^ Примеры магари-симоку




в) в позициях типа «иси-но-сита», «тысячелетнее ко» и др. окончательный итог определяется исходя из того, что начинать игру
   иси-но-сита результат в них должен тот, кто претендует
на большее.


Тысячелетнее ко

6.2. В позициях с «двойным ко»:

а) когда у обеих противоборствующих групп есть по одному глазу, имеет место сэки;





б) в других случаях – «жива» только одна из них.
черные и белые камни

живы в сэки


белые мертвы


6

 6.3. Создание позиций, сведение которых к оговоренным выше, возможно только по желанию одного из партнеров или невозможно вообще (типа «круговое ко», «тройное ко», «четверное ко» и т.п., а также «вечная жизнь» и др.), практически происходит крайне редко, и вопрос в этом случае

решается арбитром (обоим поражение, применение Пример тройного ко статьи 13.4., переигровка).


Толкование: При создании иных позиций, в которых выявление «живых и «мертвых» групп затруднено, требуется рассмотрение арбитра, который принимает решение о результате партии.


Статья 7. Завершение партии

    7.1. Основная часть игры заканчивается после трех последовательных пасов. После этого оба партнера, соблюдая правила, приступают к окончательному оформлению границ и заполнению нейтральных пунктов. Это может вызвать и очевидную необходимость ходов внутри территорий, после чего партнеры должны указать друг другу, какие территории они считают своими. Пункты внутри сэки не заполняются.

    7.2. В конце партии заполняются все прямые ко, даже при большем количестве ко-угроз. Вопрос о требующихся неочевидных ходах внутри территории и о «жизни» или «смерти» той или иной группы в случае необходимости решается не противоречащей правилам игрой, проводимой партнерами на другой доске, где воспроизводится спорная или вся создавшаяся в партии позиция.

Толкование: Когда партнеры пришли к единому мнению о виде и

принадлежности территорий, все «пленные» камни снимаются с доски (они становятся пленниками того из партнеров, в чьей территории находились), после чего партия считается законченной и проводится определение результата.
    7.3. Партия заканчивается, когда один из партнеров сдался.

Толкование: После трех пасов часы останавливаются. Нейтральные поля заполняются по очереди. Если при этом окажется,

7

что на доске имеется ход, приносящий очки, то его делает тот игрок, чья очередь хода, даже если при этом он убивает группу партнера.

Статья 8. Территория и границы

8.1. Свободные пункты на доске, которые находятся внутри «живых»групп, называются «территорией», а сами эти группы являются «границей» территории.
Толкование: Пункт считается находящимся внутри группы, если поставленный на него камень противника не может быть соединен с его «живыми» камнями. Пункты, окруженные группами, «живущими» в сэки, территорией не являются.
    8.2. Территорией являются и те пункты, которые заняты «пленными» камнями и группами противника.
    8.3. Свободные пункты между границами партнеров территорией не являются и называются «нейтральными».

Статья 9. Подсчет очков

9.1. Результат партии определяется по сумме набранных игроками очков в том случае, если ни один из них не сдался.
    9.2. Одно очко дает:
       а) каждый свободный пункт своей территории;
       б) каждый пленный камень.

9.3. Игрок, который играет белыми камнями, имеет коми.
Толкование: Все камни в процессе подсчета выставляются на доску и передвигаются одной рукой. Каждый из игроков ведет подсчёт очков партнёра, выставляя своих пленников на свободные пункты его территории и перестраивая её при этом в формы, удобные для подсчёта результата. Коми – это компенсация белым за право первого хода черных. Обычно коми равно 6,5 очков.

Статья 10. Выигрыш партии

10.1. Партия считается выигранной тем из партнеров, противник

которого сдался.
    10.2. Партия считается выигранной тем из партнеров, который набрал большую сумму очков.
8

Толкование: К сумме белых очков прибавляется коми. Разность между черными и белыми суммами фиксируется. Выигрывает тот, в чью пользу эта разность. Партия на форе, в которой суммы очков у партнеров одинаковы, считается выигранной игроком, имеющим белые камни (с разницей в 0,5 очка). Партия считается выигранной тем из партнеров, сопернику которого засчитан проигрыш согласно статье 11.


Статья 11. Проигрыш партии

Партия считается проигранной, если выигрыш в ней определен в соответствии со статьей 10, а также в следующих случаях:
       а) игрок просрочил контрольное время;
       б) игрок явился на игру (или доигрывание) с опозданием более чем на половину основного контроля (если не оговорено иначе) или не явился вообще;
       в) позиция на доске сдвинута и нет возможности ее восстановить;    

г) игрок сделал два хода подряд;
  д) игрок во время партии отказался выполнить установленные правила игры;
      Толкование: Если оба партнера являются на игру (или доигрывание) с опозданием более чем на половину основного контроля (если не оговорено иначе) или не являются вообще, или отказываются выполнять установленные правила игры, партия объявляется проигранной обоими.


^ Правила соревнований


В общем случае, игрокам рекомендуется соблюдать правила соревнований и исторически сложившегося этикета при игре в Го. Игроки должны по-возможности сами разрешать конфликтные ситуации. И только, если это не возможно, привлекать арбитра для разрешения противоречий.


9

Статья 12. Часы Го

12.1. Часами для игры в Го называются часы с двумя устройствами индикации времени, соединенные друг с другом таким образом, что только одно из них может работать в одно и то же время. «Часы» в Правилах игры в Го означает одно из двух устройств индикации времени.

«Падение флажка» означает окончание отведенного времени.

12.2. а. При использовании часов Го каждый игрок должен сделать какое-то количество ходов или все ходы в заданный период основного времени. По истечению основного времени может быть выделено дополнительное время на каждый ход, называемое бё-ёми, если оно определено заранее.

б. Время, сэкономленное игроком в течение основного и бё-ёми не добавляется ко времени следующего периода.

Бё-ёми бывает двух видов:

1. - на выполнение одного хода дается определенное время.

2. – на выполнение нескольких ходов дается определенное время.

Толкование: Обычно в бё-ёми один ход делается за 20, 30, 40 или 60 сек. и 20 ходов одного игрока за 10 мин. или 15 ходов за 5 ин.

12.3. Каждое устройство индексации времени имеет «флажок». После того, как флажок падает, следует сразу же проверить выполнение требований Статьи 12.2.а.

12.4. Перед началом игры арбитр решает, где будут поставлены часы.

Толкование: Часы устанавливаются под правую руку игрока, играющего белым цветом ( если он так желает) таким образом, чтобы показания часов были видны арбитру.

12.5. В установленное для начала игры время пускаются часы игрока, играющего черным цветом.

12.6. Если ни один из партнеров не присутствует вначале, игрок,

имеющий камни черного цвета, должен потерять все время, которое истечет до прибытия, если только правила соревнования не устанавливают иной порядок или арбитр не решает иначе.

12.7. Любой игрок, который опаздывает к началу игры более чем на половину основного контроля времени, проигрывает партию, если

10

только правила соревнования не устанавливают иной порядок или арбитр не решает иначе.

12.8. а. В течение партии каждый игрок, сделав на доске свой ход, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игроку всегда должна быть предоставлена возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не сделал так, если только выполненный ход не заканчивает игру. (Смотри Статьи 10.1 и 10.2.)

Время между выполнением на доске хода и остановкой своих часов и пуском часов партнера считается как часть времени, отведенного игроку.

b. Игрок должен останавливать свои часы той же самой рукой, которой он сделал свой ход. Игроку запрещается задерживать свой палец на кнопке или над ней.

с. Игроки должны правильно обращаться с шахматными часами. Запрещается применять излишнюю силу, поднимать их или стучать по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 13.4.

12.9. Считается, что флажок упал, когда арбитр устанавливает этот факт или когда один из партнеров сделал правильное заявление об этом действии.

12.10. За исключением случаев, предусмотренных Статьей 10.1 или Статей 10.2., если игрок не выполняет предписанное число ходов в отведенное время, партия проигрывается этим игроком.

12.11. Каждое показание часов считается неоспоримым при отсутствии любого очевидного дефекта. Шахматные часы с очевидным дефектом следует заменить. Арбитр должен использовать веские доводы при определении времени, которое должно быть установлено на новых часах.

12.12 Если оба флажка упали и невозможно установить, какой флажок упал первым, партию надо продолжить.

12.13. а. Если игру необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

b. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью арбитра, например, когда нет в наличии

11

камней в чаше.

c. В каждом случае арбитр должен решить, когда игру надо возобновить игру.

d. Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться за помощью арбитра, арбитр должен определить, имел ли игрок какую-либо обоснованную причину, чтобы так поступить. Если очевидно, что игрок не имел обоснованной причины для остановки часов, игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 13.4.

12.14. Если происходит какое-либо нарушение правил и/или камни надо восстановить в предшествующей позиции, арбитр должен использовать веские доводы при определении времени, которое должно быть установлено на часах. Он должен также, если необходимо, поправить показание счетчика ходов на часах.

12.15. При игре на бё-ёми в несколько ходов игрок, который просрочил основное время, отсчитывает положенное количество камней. Его партнер устанавливает время бё-ёми и проверяет количество выложенных камней.

Толкование: Чаши с камнями рекомендуется закрывать крышками для пленных камней и убирать из-под рук. Если игрок не успел выложить все камни на доску в отведенное время бё-ёми, то партия считается проигранной.

12.16. при игре на бё-ёми в один ход, арбитр или его помощник отсчитывает положенное время.

Толкование: При бё-ёми один ход за 30 сек судья обязан объявлять 15, 10, 5,4,3,2,1 сек. Если игрок не успел сделать ход, то очередь хода переходит к партнеру.

12.17. Экраны, мониторы или демонстрационные доски, показывающие возникшую на доске позицию, ходы и число сделанных ходов, и часы, которые также показывают число ходов, разрешаются в игровом зале. Однако игрок не может делать заявление, основанное на информации, полученной таким образом.

  1   2   3   4




Похожие:

Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения iconПравила соревнований правила соревнований по дзюдо утверждены с изменениями и дополнениями конференцией федерацией дзюдо России «29» августа 2006 г
В правилах соревнований по дзюдо (далее Правила) определены основные вопросы организации и судейства соревнований, работы судейских...
Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения iconПравила по лекарству, правила по магии, демография 7 Правила по экономике, этнографии 8 Повязки (хайратники) по расам 9 Игра
Эвиал Ника Перумова (см серия книг «Хранитель Мечей»+«Дочь некроманта»). Игра будет проводиться на полироне «Нарн», расчитана на...
Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения icon2. Руководитель (представитель, тренер), и заместитель руководителя команды
Все туристско-спортивные мероприятия проводятся в строгом соответствии с инструкциями, регламентирующими тот или иной вид мероприятий:...
Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения icon2. Руководитель (представитель, тренер), и заместитель руководителя команды
Все туристско-спортивные мероприятия проводятся в строгом соответствии с инструкциями, регламентирующими тот или иной вид мероприятий:...
Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения iconФедерация водно-моторного спорта россии водно-моторный спорт правила соревнований москва 2007 водно-моторный спорт правила соревнований
Союза является единственным руководящим спортивным органом в Российской Федерации, правомочным разрабатывать и применять правила...
Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения iconПравила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих. Литература
Один из играющих — водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая
Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения iconКозленко А. Г. Обучающие игры в цифровую эру
«обыденной» жизни; изолированность во времени, отграниченность в пространстве; внутриигровой порядок – непреложные правила игры;...
Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения iconПроведение конкурса "Кто больше знает"
В начале мероприятия класс разбивается на 3-4 команды и выбирается капитан. Затем объявляются правила игры и оговариваются штрафные...
Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения iconПравила игры Морские сражения холодной войны Редакция от 7 мая 2002 Введение 1 Составляющие части игры 1 1 Печать и разрезание карточек 1 Как выиграть игру? 2
Ограничения на применение вооружения судном в зависимости от его места в ордере 3
Правила игры в Го рфг(б) Предисловие Правила игры Правила соревнований Приложения iconПравила вида спорта «шашки» в виде спорта шашки культивируются следующие дисциплины: русские шашки и стоклеточные шашки I. Правила игры в русские шашки
Охватывают основные виды композиции, но с соответствующими поправками могут применяться и к особым видам
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов