Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении icon

Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении



НазваниеСош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении
Дата конвертации01.06.2012
Размер47.66 Kb.
ТипДокументы
1. /Славянские чтения.docСош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении

Харченко А. И.

Ладомировская СОШ, Ровеньский район

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЕЛОГОРЬЕ В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ.

Верно говорят: «Большое видится на расстоянии», гораздо труднее рассмотреть и оценить его вовремя и рядышком с нами.

Мне вспоминается экскурсионная поездка, которую совершили мы лет 15 назад по литературным местам Старооскольского района: встретились с Владимиром Михалёвым прямо на лужайке у его дома; побывали на родине Ф. Наседкина, где поделился воспоминаниями о писателе его школьный друг; поклонились праху Василия Ерошенко, куда провела нас жительница села Обуховка, помнившая этого казавшегося сельчанам странным человека – она бойкой босоногой девчонкой любопытства ради бегала к таинственному слепому, который бесконечно долго колдовал за своей пишущей машинкой…

Помню, с каким неподдельным интересом слушали эти рассказы мои сельские школьники, прикоснувшиеся к живой истории. Сохранились ли где-нибудь воспоминания этих людей, лично знакомых с теми, кто стал вехой в отечественной истории и культуре? Или ушли в небытиё так же, как и целый грузовик литературы, вывезенный неизвестно куда из дома Ерошенко после его смерти?

Как могло случиться, что такого великого человека, каким был Ерошенко, не заметили, не рассмотрели, не оценили вовремя?! Думаю, с утратой его рукописей мы потеряли целый пласт литературного наследия.

Сегодня времена немногим лучше: коммерциализация печати привела к тому, что краеведческая литература не всегда доступна массовому читателю. Создаётся тревожная ситуация: с утратой простой, доступной, высоконравственной книги местных писателей мы теряем юного читателя и, не побоюсь сказать громко, достойного гражданина.

Выход вижу один: внедрение краеведческого материала в школьный курс обучения. Лучшим вариантом было бы введение в разных возрастных группах элективных курсов по изучению литературного наследия белгородских писателей, но это не всегда возможно, ведь в последние годы в учебный процесс уже включены новые учебные предметы. Считаю, что сегодня назрела необходимость сократить перечень произведений по литературе пропорционально урезанным часам на изучение этого предмета с таким расчётом, чтобы можно было детально проработать каждое из предложенных программой произведений – как требует новая форма государственной аттестации по литературе. Пристальное внимание к фрагменту, средствам художественной изобразительности невозможно при таком темпе работы с произведениями, какой предлагают нынешние программы. Кроме того, должны быть выделены часы на внеклассное чтение, где и необходимо изучать краеведческую литературу, вплетая её в канву общей программы.


Так, первое знакомство с личностью Василия Ерошенко и его творчеством можно осуществить уже в 5 классе. При изучении устного народного творчества уместно провести урок по сказке «Кувшин мудрости»: она проста и понятна по содержанию, глубока по нравоучению, а тот факт, что её автор – наш земляк, пробуждает особый интерес и к автору, и к его произведению В 6 классе состоится очередная встреча с писателем: после изучения сказки-были Пришвина «Кладовая солнца» учащиеся рассмотрят сказку В. Ерошенко «Страна мечты» из цикла «Рассказы засохшего листа». Школьники продолжат разговор, начатый при анализе произведения Пришвина о преданности и дружбе, осудят коварство весеннего сна, оценят верность своему дереву зелёных листочков… В 8 классе параллельно с изучением «Песни о Соколе» Горького уместно рассмотреть «Сердце Орла» Ерошенко – та же сила духа, любовь к свободе, «мечта о солнце». Прологом к изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе может стать сказка «Цветок справедливости»: в ней ясно показан путь нравственного становления личности: величие принца заключалось в его стремлении сделать всё человечество счастливым. Неплохо было бы рассмотреть одну из сказок Ерошенко и в 7 классе рядом с изучением литературных сказок Салтыкова-Щедрина.

Считаю, должны быть выделены часы на разговор о М. Щепкине при изучении «Ревизора» Гоголя в 7 классе и комедии Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе. Удивительная судьба и непревзойдённый талант актёра должны быть известны школьникам.

При изучении творчества Пушкина в 9 классе необходимо провести урок на тему: «Пушкин и Раевский». «Песнь воинов перед сражением» Владимира Раевского заслуживает подробного изучения, а стихотворение «Певец в темнице» можно сопоставить с одним из вольнолюбивых стихотворений Пушкина.

Ещё одно из ярких имён 19 века – Николай Станкевич. Первое знакомство с ним можно осуществить в 5-6 классах: патетические стихи «Кремль» и «Бой часов на Спасской башне» созвучны высокой эмоциональности школьников этого возраста. В 9 классе после изучения творчества Пушкина следует вновь возвратиться к произведениям Станкевича: стихотворения «Раздумье» и «Слабость» помогут осознать, как изменилась атмосфера в стране после 1825 года, и настроиться на мотивы одиночества, тоски и разочарованности в лирике Лермонтова. Стихотворение «Две жизни» дорого тем, что написано здесь, в наших краях, оно имеет помету: Тихая Сосна.

Краеведческая литература 20 века легко впишется в школьный курс, особенно в среднем звене. Грешно, когда школьники не знают произведения Натальи Овчаровой, а как обойтись без впечатлений от мужественного поступка героя повести Владимира Мальцева «Обет молчания»? А стихи! И. Чернухин, Н. Грибанов, П. Савин, В. Михалёв, К. Мамонтов, В. Буханов, Т. Олейникова, Ю. Макаров, В. Волобуев…Целое созвездие ярких, талантливых поэтов, способных позитивно влиять на формирующуюся личность. Но книги местных авторов мало издаются; те, что печатаются, выходят маленьким тиражом; в торговую сеть или из-за малого количества, или потому, что частным торговцам невыгодно работать с такими изданиями, не попадают. Вследствие этого назрела необходимость создания и выпуска хрестоматии для средней общеобразовательной школы, включающей произведения белгородских поэтов и писателей, рекомендованные для изучения на уроках внеклассного чтения или на элективных курсах.

Другой путь внедрения элементов литературного наследия Белгородчины в школьную программу – интегрированные уроки русского языка, когда тема учебного занятия рассматривается на краеведческом материале. Можно взять стихи или цитаты одного автора, можно брать фрагменты произведений разных авторов, объединённые одной тематикой: природа, война, родной край… Дети любят такие занятия: на них закрепляется изученная на уроке тема, расширяется общий кругозор, урок проходит на высоком эмоциональном уровне, что даёт хороший воспитательный эффект. Однако желательно, чтобы авторы детям уже были знакомы, а готовить такие уроки было бы гораздо легче, если бы под рукой учителя была хрестоматия по литературной Белгородчине.

Педагогическое правило рекомендует вести учеников от простого к сложному, от близкого к далёкому. В условиях сегодняшнего дня, когда утрачены многие идеалы, обращение к литературному наследию своего края, общение с ныне здравствующими писателями и поэтами способны пробудить интерес к истории родного края – благодатному роднику, питающему душу и сердце, способное взрастить «чудесный цветок Справедливости» /1: 67/

Литература

1.Ерошенко В./ В. Ерошенко. Сердце орла. Белгородское книжное издательство, 1962., 213 с.

2.Мятежная лира. Стихотворения. Поэмы. Думы. Песни. Вступит. статья, сост. В. В. Будакова. – Воронеж. Центр.-Чернозёмное кн. изд-во, 1982. (Серия «Отчий край»). – 415 с

3.Станкевич Н. В./ Н.В. Станкевич. Поэзия. Проза. Статьи. Письма. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во. 1988, 272 с.




Похожие:

Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении iconРасписание уроков 1 класса моу-сош с. Новосельское. Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Литературное чтение

Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении iconПрограмма "Advanced Grafer" используется мною при изучении следующих тем. Например, при изучении темы «Свойства квадратичной функции»
Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предметов естественно-математического цикла, активизировать их познавательную...
Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении iconУважаемые родители и учащиеся 1-5 классов моу сош №21!
Иванов С. В. Русский язык Ефросинина Н. А. Литературное чтение Виноградов Н. Ф. Окружающий мир
Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении iconПрохладненский район кбр интегрированный урок алгебры и геометрии в 9 классе
Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы
Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении iconДиректор мбоу сош №42 М. Е. Бойкова
Подготовка размещение материалов о проведении тематической недели на школьном сайте
Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении iconАндрей Белый
Литературное наследство Андрея Белого. Обзор К. Бугаевой и А. Петровского, in: «Литературное Наследство», т. 27-28. M. 1937, с. 547...
Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении iconПубличный доклад мбоу сош №6 ст. Новолеушковской муниципального образования Павловский район Краснодарского края в 2010-2011 учебном году I. Констатирующая часть
Мбоу сош №6 ст. Новолеушковской муниципального образования Павловский район Краснодарского края
Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении iconУтверждаю Директор мбоу сош №42
План проведения краевой недели географии 23. 04-28. 04 в мбоу сош №42 мо абинский район
Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении iconПоложение о школьном методическом объединении классных руководителей гоу сош №163
Настоящее Положение регулирует деятельность школьного методического объединения классных руководителей гоу сош №163
Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении iconУтверждаю Директор мбоу сош №42
М. Е. Бойкова план проведения краевой недели экологии 03. 04. 12 09. 04. 12г в Мбоу сош №42 мо абинский район
Сош, Ровеньский район литературное белогорье в школьном изучении iconПубличный отчет работы моу-сош №13 за 2007-2008 учебный год. Информационно-аналитическая справка
Моу-сош №13. Педагогический коллектив школы продолжал работу над проблемой «Инновационные подходы к оздоровлению школьников», направленной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов