Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» icon

Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер»



НазваниеОб обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер»
Дата конвертации07.07.2012
Размер122.29 Kb.
ТипКнига

Об обществе будущего.

По книгам А. и Б. Стругацких

«Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер»

http://lib.ru/STRUGACKIE/vuk.txt 
http://lib.ru/STRUGACKIE/wolny.txt 

«Прогрессор, не посчитавший нужным зарегистрироваться по возвращении на землю, хотя и является, строго говоря, нарушителем порядка, но заинтересовать своей особой нашу комиссию, да еще самого Экселенца, конечно же, никак не может.» 

«Наша Комиссия» - КОМКОН-2 – Комиссия по контролю. Существует Всемирный Совет, его президиум, и при Всемирном Совете – Комиссия по контактам (КОМКОН-1) и КОМКОН-2. А также другие комиссии, создающиеся по разным поводам, когда возникает необходимость. 
При возвращении на Землю, а также при переезде можно (и желательно) регистрироваться, т.е. есть порядок и регистрация землян и иных существ. Но строгих санкций к нарушителям порядка нет. 

«…работать ты будешь один. Никаких помощников. Всю свою группу переподчинишь Клавдию, а отчитываться будешь передо мной.» 

На работе есть начальники и подчиненные, но это достаточно мобильно.


«Андрей и Сандро все еще дожидались меня и были потрясены, когда я переподчинил их Клавдию. Они даже заартачились было, но беспокойство мое не проходило, я рявкнул на них, и они удалились, обиженно ворча и бросая на папку недоверчиво-встревоженные взгляды.» 

Эмоции на работе возможны; возможно в какой-то степени обсуждение распоряжений и действий руководства. 


«Тристан (Лоффенфельд, выездной врач базы) вылетел для регулярного медосмотра Гурона.» 

Забота о сотрудниках: регулярные медосмотры, даже в труднодоступных местах. Постоянная готовность общества придти на помощь любому человеку. 


«При прорыве Гурон физически не пострадал, но находится на грани психического спазма. По его настоятельной просьбе направляется на землю.»

Выполнение просьб сотрудников. 


«подавляющее большинство землян органически не способно понять, что бывают ситуации, когда компромисс исключен. Либо они меня, либо я их, и некогда разбираться, кто в своем праве… Для нормального землянина это звучит дико...» (о Прогрессорах на других планетах). 

Обычно люди в сложных ситуациях стараются находить компромисс, чтобы не травмировать друг друга. 


«…любой носитель разума априорно воспринимается как существо, этически равное тебе, когда невозможна сама постановка вопроса, хуже он тебя или лучше, даже если его этика и мораль отличаются от твоей...» 

Высокая этика отношений. 


«Ради того, чтобы узнать нечто об этом Тристане, он поднялся сегодня в несусветную рань сам и не постеснялся поднять из постели нашего  Слона, который, как всем известно, ложится спать с петухами...
» 


Высокие понятия о профессиональном долге и ответственности: личное можно принести в жертву, если ты нужен в команде. 


«...имея целью внедрить себя во Всемирный Совет...» 

Существует Всемирный Совет. 


«Лист N 1. Абалкин Лев Вячеславович. Кодовый номер такой-то. Генетический код такой-то. Родился 6 октября 38-го года. Воспитание: школа-интернат 241, Сыктывкар. Учитель: Федосеев Сергей Павлович. Образование: школа прогрессоров №3 (Европа). Наставник: Горн Эрнст-Юлий. Профессиональные склонности: зоопсихология, театр, этнолингвистика. Профессиональные показания: зоопсихология, теоретическая ксенология. Работа: февраль 58-го - сентябрь 58-го, дипломная практика, планета Саракш, опыт контакта с расой голованов в естественной обстановке...» 

Данные, которые имеются о каждом человеке. Дети, в основном, воспитываются в интернатах. Ребенка ведет один Учитель все школьные годы. По-видимому, многие знания даются дистанционно (с экрана), зато Учитель имеет возможность много говорить со своими учениками на разные темы и воспитывать их. При получении профессии имеется Наставник. По окончании школы формулируются профессиональные склонности ребенка (на основе его многолетнего наблюдения), и ему рекомендуют ряд профессий. Вообще вся повесть «Жук в муравейнике» посвящена, в частности, тому, к каким тяжелым последствиям приводит то, что человека заставляют заниматься профессией, которая ему провопоказана по его психологическим качествам. 


«А вот чего я не знаю, так это - зачем и кому нужен этот лист N 1? Ведь если бы человеку понадобилось узнать, кто есть Лев Абалкин, он мог бы вызвать информаторий (я вызвал БВИ), набрал бы имя или кодовый номер (я набрал кодовый номер) и спустя... Раз-и-два-и-три-и... четыре секунды получил бы возможность узнать все, что один человек имеет право знать о другом, постороннем ему человеке.» 

Есть Информаторий, в котором люди могут получать информацию друг о друге. 


«Немного. Только официальные данные. По-видимому, в дальнейшем решил не утруждать себя сообщением новых сведений службе БВИ...»  «Как известно, в БВИ содержатся только те сведения, которые человек  хочет сообщить о себе сам.» 

Регистрация своих данных (кроме официальных) в информационной системе не является обязательной. Указывать свое местонахождение не обязательно. 


«Либо Абалкин за последние восемнадцать лет на земле не был ни разу, либо человек он крайне нелюдимый, не регистрируется никогда и никаких  сведений о себе подавать не желает. И то и другое представить себе, конечно, можно, однако выглядит это в достаточной мере непривычно...» 

Но обычно люди регистрируются, чтобы их можно было найти. 


«Обратись в Комкон-1, и там тебе все это изложат.» 

Кроме Комиссии по контролю существует Комиссия по контактам (Комкон-1). 


«...почему он, вернувшись на землю, не зарегистрировался в Комконе? Это можно объяснить: психический спазм. Отвращение к своему делу … Куда он пойдет? По-моему, к маме идти в таком состоянии непристойно…. Учитель? Или наставник? Это возможно. Это вполне вероятно…. Причем скорее учитель, чем наставник.»  «Практически для меня представляли интерес только шесть человек, и я расставил их в порядке убывания вероятности (по моим представлениям, конечно) того, что Лев Абалкин посетит их. Выглядело это так:

^ Учитель Сергей Павлович Федосеев

Мать Стелла Владимировна Абалкина 

Отец Вячеслав Борисович Цюрупа 

Наставник Эрнст-Юлий Горн 

Наблюдающий врач школы прогрессоров Ромуальд Крэсеску 

Наблюдающий врач школы-интерната Ядвига Михайловна Леканова.» 

Большая роль в жизни человека Учителя и Наставника, в каком-то смысле больше, чем родителей. Существование Наблюдающих врачей у каждого. 


«В октябре 63-го года Абалкин направляет в комкон-1 рапорт, ...» 

Рядовой сотрудник может обратиться в самую высшую инстанцию. 


«А между тем, когда я послал в БВИ соответствующий дополнительный запрос, выяснилось, что Сергей Павлович -- автор более тридцати статей по археологии, участник восьми археологических экспедиций (северо-западная Азия) и трех евразийских конференций учителей. Кроме того, он у себя в "Комариках" организовал регионального значения личный музей по палеолиту северного Урала. Такой вот человек.» «С курсов переподготовки в феврале и августе 67-го года он (Лев Абалкин) еще дважды пишет в Комкон ...» 

Учитель может заниматься в течение жизни другими интересными ему делами, т.е. человек может в жизни получать другие профессии и возможности для исследования интересных ему проблем. 


«Некоторое время она (Ядвига М. Леканова) действительно педиаторствовала и именно в Сыктывкаре, но потом она переквалифицировалась в этнолога, и мало того - она занималась последовательно: ксенологией, патоксенологией, сравнительной психологией и левелометрией, и во всех этих не так уж тесно связанных между собой науках она явно преуспела, если судить по количеству опубликованных ею работ и по ответственности постов, ею занимаемых. За последние четверть века ей довелось работать в шести различных организациях и институтах, а сейчас она работала в седьмом - в передвижном институте земной этнологии в бассейне Амазонки. Адреса у нее не было, желающим предлагалось устанавливать с нею связь через стационар института в Манаосе.» 

Смена мест работы и профессий в течение жизни, т.е. достаточная свобода человека. 


«Усадьба "Комарики" стояла на высоком обрыве над самой водой, открытая всем ветрам, и никаких комариков там не оказалось».  «Мы расположились на веранде в плетеных креслах у овального антикварного столика, на котором имели место миска со свежей малиной, кувшин с молоком и несколько стаканов.» 

Учитель живет в усадьбе Комарики на Аятском озере, т.к. по возрасту почти удалился от дел. Он организовал там музей, принимает учеников и гостей. 


«...и вообще лицо у него было малоподвижное, как, впрочем у большинства этих стариков, которые в свои сто с лишним лет сохраняют полную ясность мысли и совершенную крепость тела.» 

Старики имеют хорошее здоровье, обеспечены и пользуются уважением. 


«Я лично убежден, что все в человеке начинается с детства, причем с самого раннего детства.» 

В обществе признается большое значение детства. 


«Знаете ли, надо быть в высшей степени нелюдимым и замкнутым человеком, чтобы не похвалиться перед своим учителем своими успехами.» 

Связь Учителя с учениками обычно сохраняется на всю жизнь. 


«Я выпустил в свет сто семьдесят два человека».  «С самого первого дня и десять лет подряд я пытался установить с ним контакт, хоть тоненькую ниточку протянуть между нами. Я думал о нем в десять раз больше, чем о любом другом своем ученике. Я выворачивался наизнанку, но все, буквально все, что я предпринимал, оборачивалось во зло...» 

Сколько человек за жизнь может воспитать Учитель. Он постоянно думает о тех, кого в данный период воспитывает, стараясь установить с ним контакт. 


«Майя Тойвовна Глумова была на три года моложе Льва Абалкина. После школы она окончила курсы персонала обеспечения при КОМКОНе-1 и сразу приняла участие в печально знаменитой операции "Ковчег", а затем поступила на историческое отделение Сорбонны. Специализировалась вначале по ранней эпохе первой НТР, после чего занялась историей первых космических исследований. У нее был сын Тойво Глумов одиннадцати лет, а о муже она не сообщала ничего. В настоящее время - о чудо! - она работала сотрудником спецфонда музея внеземных культур,... » 

Опять – о профессиональном разнообразии в жизненном пути человека, согласно его развивающимся способностям. Женщина может иметь ребенка, не сообщая ничего об отце. 


«Тойво - Глумов младший. Глядя на меня прозрачными северными глазами, он объяснил, что мамы нет дома, что она собиралась быть дома, но потом позвонила и сказала, что вернется завтра прямо на работу.» 

Не все дети (или не все время) живут в школах-интернатах. Если у человека есть важные личные проблемы, то он может на какое-то время оставить работу (если она не такая уж срочная). 


« - Тайна личности? - спросил я. - Да, - сказал он. - тайна личности.» 

В обществе существует закон о тайне личности. 


«Он на Валдае! Курорт "Осинушка"! На озере Велье!» 

Человек для отдыха или каких-либо дел выбирает себе любой курорт на Земле. Видимо, то же – и для места жительства. Проблем с благоутроенными помещениями в любом месте нет. 


«Модный курорт, юноша, - наставительно произнес он, - был здесь три сезона тому назад». «Теперь, видите ли, юноша, мы не мыслим себе отдыха без ледяной воды, без гнуса, без сыроедения и диких дебрей... "дикие скалы - вот мой приют", видите ли... Таймыр и Баффинова земля, знаете ли...» 

Люди посещают для отдыха самые экзотические места. 


«А я врач, - сказал он, не моргнув глазом. - полагаю, вам я не нужен? Последние три сезона я редко кому здесь был нужен». 

Люди достаточно здоровы, им редко нужен врач (так как с детства об их здоровье заботятся). 


«Курорт «Осинушка».» «Доктор Гоаннек обитал в обширной бревенчатой избе при медицинском павильоне. Изба была оборудована всем необходимым, както: крыльцом с балясинами, резными наличниками, коньковым петухом, русской ультразвуковой печью с автоматической настройкой, подовой ванной и двуспальной лежанкой, а также двухэтажным погребом, подключенным, впрочем, к линии доставки. На задах, в зарослях могучей крапивы, имела место кабина Нуль-Т, искусно выполненная в виде деревянного нужника.» 

В любом, самом отдаленном месте, есть все необходимое для людей. Их никогда не оставят в беде. Существует Линия доставки, по которой можно получить необходимое. 


«Нынешний сезон, начавшийся, как всегда, в апреле, привел в "Осинушку" всего лишь троих.» 

Курорты могут пустовать, так как люди предпочитают работать, т.е. создавать что-то. 


«Побродив несколько дней по окрестным лесам, они в одну прекрасную ночь скрылись в неизвестном направлении, и только через неделю от них пришла с Фолклендских островов телеграмма с подобающими извинениями.» 

Этика отношений: если чувствуешь, что человек беспокоится по твоей вине, нужно объясниться с ним. 


«Ему нужен был любой доктор, но зато чем скорее, тем лучше. Дело в том, что юноша жаловался на нервное истощение и таковое истощение действительно имело место, причем настолько сильное, что такому опытному врачу, как доктор Гоаннек, это было видно невооруженным глазом. Доктор Гоаннек счел необходимым тут же произвести всестороннее и тщательное обследование, которое, к счастью, не обнаружило никакой паталогии.» 

Хорошее здоровье людей и все возможности для их обследования, в любом месте. 


«На откидном столе имели место грязные тарелки, окно линии доставки было открыто, и в приемной камере красовался невостребованный пакет с гроздью бананов.» 

В любом месте можно с помощью Линии доставки получить разнообразную еду и вещи первой необходимости. 


«Таким был, вероятно, Сергей Павлович четверть века назад. Увидев этот шарж, я сообразил, что за строения изображены на рисунках - четверть века назад такова была типовая архитектура евразийских школ-интернатов...» 

Большое количество школ-интернатов по всей Земле. Дети в них счастливы, получают хорошее образование и воспитание. 


«Около 18.00 ко мне ввалились (без предупреждения) Андрей и Сандро.» «Получился очень милый ужин.» 

Неформальные контакты коллег по работе (дома у Максима, вместе с его женой (подругой)). Мужчина и женщина образуют устойчивую пару. Но есть и одинокие люди, их достаточно много, и они вполне счастливы, так как имеют интересную работу и формальные и неформальные отношения с коллегами и многими другими людьми. Краткие союзы мужчины и женщины тоже не возбраняются, лишь бы они были этичными. 


«Сизо-черные нагромождения лесов у горизонта. Тонкие черные вертикали тысячеэтажников, встопорщенные гроздьями кварталов. Медно отсвечивающий, исполинский купол Форума слева и неправдоподобно гладкая поверхность круглого Моря справа. И черные попискивающие стрижи, дротиками срывающиеся из висячего сада кварталом выше и исчезающие в листве висячего сада кварталом ниже.» 

Люди живут либо в экологически чистых городах, либо на природе, которую они стараются минимально затронуть техническими устройствами, скрывая их насколько возможно. У них существует видеосвязь со всеми, даже самыми отдаленными уголками Земли и нуль-перемещение (мгновенное) в различные точки планеты. 


«Там, за дверью, умирал Горбовский - умирала эпоха, умирала живая  легенда. Звездолетчик. Десантник. Открыватель цивилизаций. Создатель  Большого КОМКОНа. Член Всемирного совета. Дедушка Горбовский...» 

Члены Всемирного Совета пользуются большим уважением и имеют большой авторитет и заслуги. 


«Конфиденциально! Только для членов президиума Всемирного совета! Экз. N 115.» 

Даже президиум Всемирного Совета состоит из сотен человек. Сам Совет, видимо, намного больше. 


Люди эмоционально не ущербны. Кроме позитивных и продуктивных отношений на работе и вне нее у них могут быть конфликты, споры, недоразумения и даже неприятие друг друга. Что, впрочем, выражается в том, что люди могут годами не встречаться, занимаясь каждый своей работой и жизнью. Но даже в этих случаях отношения людей вполне этичны. Например, сложные отношения Майи Глумовой и Льва Абалкина, неоднозначные - Максима Каммерера и Экселенца, натянутые - у Экселенца и доктора Бромберга. Примеры эмоциональных отношений и моментов. 

« - Не отвлекайся. - строго сказал Экселенц. - Слушай внимательно». «Но у меня намечен определенный порядок... Я вовсе не считаю, что детский врач - это совсем уж пустая трата времени... - Помолчи-ка, - сказал он. - дай мне твой список». 

«...дура, дура! Сначала все было так хорошо, а потом она подросла и вздумала освободиться. Она прямо объявила ему, что не желает больше быть его вещью. Он отлупил ее, но она была упряма, она стояла на своем, проклятая дура. Тогда он снова отлупил ее, жестоко и беспощадно, как лупил своих волков, пытавшихся вырваться у него из повиновения. Но она-то была не волк, она была упрямее всех его волков вместе взятых. И тогда он выхватил из-за пояса свой нож, который самолично выточил из кости, найденной в лесу, и с бешенной улыбкой медленно и страшно вспорол себе руку от кисти до локтя». «Он посмотрел сквозь нее и отвернулся. И больше уже не смотрел на нее. Она перестала существовать для него, как и все остальные. Он утратил свою вещь и примирился с потерей. » 

«Ай да Щекн! "...я учил его языку и как пользоваться линией доставки. Я не отходил от него, когда он болел своими страшными болезнями... Я терпел его дурные манеры, мирился с его бесцеремонными высказываниями, прощал ему то, чего не прощают никому в мире... Если придется, я буду драться за него как за землянина, как за самого себя. А он? Не знаю..." Ай да Щекнитрч.» 

« - Я так и знал, что это ваши штучки! -- завопил старикан Бромберг. -- я сразу понял, кто стоит за всем этим спектаклем! -- Уберите фонарь, а то я его расколочу! -- гаркнул Экселенц. -- Попрошу на меня не орать! -- взвизгнул Бромберг, но луч отвел. -- и не смейте прикасаться к моему портфелю! » «Айзек Бромберг, битва железных старцев.» «Экселенц, Странник, Рудольф Сикорски, эта ледяная глыба, этот покрытый изморозью гранитный монумент хаднокровию и выдержке, этот безотказный механизм для выкачивания информации -- он до макушки налился темной кровью, он тяжело дышал, он судорожно сжимал и разжимал костлявые веснушчатые кулаки, а знаменитые уши его пылали и жутковато подергивались. Впрочем, он еще сдерживался, но, наверное, только он один знал, чего это ему стоило.» «И что тут началось! Я уверен, что никогда раньше стены этой скромной мастерской не слышали таких взрывов сиплого рева вперемежку со скрипучими воплями. Таких эпитетов. Такой вакханалии эмоций. Таких абсурдных доводов и еще более абсурдных контрдоводов.»

октябрь 2010 г.


 Стрекалова Е.А., 2010, комментарии








Похожие:

Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» iconДокументы
1. /ветхий завет текст по книгам/1paralipomenon.txt
2. /ветхий...

Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» iconДокументы
...
Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» iconДокументы
...
Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» iconI. Вступление: -краткие данные о планете Земля
Наиболее важные и часто встречающиеся виды волн упругие волны, волны на поверхности жидкости и электромагнитные волны
Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» iconСамост раб.(8 кл)(механ колебания и волны)
Частота колебания морских волн 2 Гц Найти скорость распространения волны, если длина волны 3 м
Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» iconКонтрольная работа №4 по теме «Механические колебания и волны. Звук»
Частота колебания морских волн 2 Гц. Найти скорость распространения волны, если длина волны 3 м
Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» iconИсследовательская работа работа ученика 11Г класса
В ветреную погоду ветер нарушает равновесие поверхности воды, и тогда можно видеть волны. Кажется, будто озеро надвигается на берег....
Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» iconИтоги юбилейного конкурса «В. Жук-55»
На конкурс прислали свои задачи и этюды составители из сша, России, Украины, Германии, Аргентины, Словакии, Израиля, Чехии, Франции,...
Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» iconХочу сказать спасибо книгам!
Я хочу сказать огромное спасибо книгам. За их способность учить нас думать, рассуждать. Спасибо за то, что они развивают нашу фантазию...
Об обществе будущего. По книгам А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» icon1. Найти скорость распространения волны, если частота колебаний частиц в волне 340 Гц, а длина волны 1 м
Лодка качается на волне с частотой 0,5 Гц. Какова скорость этой волны, если расстояние между соседними гребнями равно 3 м?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов