ч2гл13 icon

ч2гл13



Названиеч2гл13
Дата конвертации29.07.2012
Размер22.78 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВА ХП1

w

Вселенная и все, что в ней, существует в Пространстве и Времени. Время —
второй великий принцип Творения и Проявления Вселенной, которой правят
два основных закона: Закон Трех и Закон Семи, оберегающий ее от разрушения тем,
что благодаря его действию ход Времени, стягиваясь, замыкается в циклы большие
и малые.

В нашем представлении движение и время нераздельны. Иначе говоря, время
доступно нашему пониманию только как движение, т. е. оно подчиняется Закону
Семи. Попытаемся однако проникнуть в природу Времени глубже — настолько,
насколько удастся: ведь все мы, вместе со всеми своими понятиями и представле-
ниями, полностью погружены во Время, что как раз в данном случае немало ослож-
няет наше исследование, полагая ему весьма жесткие рамки.

При изучении Времени с необходимостью затрагивается принцип Относи-
тельности, который охватывает многоразличнейшие проявления Времени и бла-
годаря которому оно предстает чем-то вроде Волшебного Фонаря, демонстрирую-
щего нам нескончаемый поток мимолетных картин. Все сущее — существует во
Времени, — вплоть до того дня, когда прозвучит Седьмая Труба, возвещая о том,
что работа, предпринятая Абсолютом, завершена. Тогда Царство Мира станет Цар-
ством Божьим и Сына Божьего — Христа, Альфы и Омеги Проявления. Ангел,
явившийся св. Иоанну на острове Патмос, клянется, что «в этот день» Времени
больше не будет (Откр 10: 6; 11: 15).

(2)

Изучая время, мы постоянно должны помнить о том, что наше восприятие
субъективно. И однако только при посредстве субъективного мы можем дос-
тигнуть объективного.
В этом суть эзотерических исследований: они устанавлива- ют, в качестве санкции и критерия, объективную закономерность субъективной ментальное™, характерной для внешнего человека. Это вполне аналогично исполь- зованию точных измерительных приборов: всякий раз, прибегая к их помощи, мы вначале определяем их рабочую погрешность. Делая упреждение на «субъектив- ности» нашего инструмента, мы можем однако — при том, что инструмент заведо- мо несовершенен, — использовать его для получения точных данных. Чтобы наб- людать явления нашего внутреннего и внешнего мира с удовлетворительной сте- пенью точности, мы должны выяснить и определить рабочую погрешность исполь- зуемого психического инструмента — одного из основных орудий нашей Личности. Такая установка лежит в основе всякого эзотерического учения; но оп- ределить погрешность возможно лишь после второго Рождения, когда человек приобретает новую форму сознания и бытия, — такую форму, которая кардиналь- 137 ным образом отличается от прежней и совершенно объективна. Внешнему человеку такое сознание неведомо, и он его может лишь вообразить, причем весьма смутно и отдаленно. W Человеческое восприятие времени зыбко и условно. У разных людей оно различ- но; кроме того, у одного и того же человека оно также может меняться в зави- симости от того или иного его физического или психического состояния. Известно, до какой степени влияют на восприятие времени возраст, состояние здоровья, эмоции. Кроме этих общих случаев можно упомянуть также случаи частные, когда время полностью исчезает: таковы, например, сон без сновидений, потеря созна- ния, кома иди общий наркоз. В данных состояниях причины такому исчезновению чувства времени чисто психологические. Однако время может исчезнуть и в ре- зультате сознательных волевых усилий, особенно в процессе сосредоточения. При систематических упражнениях в сосредоточении данное явление можно наблюдать уже на первых занятиях. И чем интенсивнее эти занятия, тем меньше мы ощущаем время. При методических и постоянных усилиях нам удается убрать из поля своего наблюдения все, кроме физического или психического1 объекта, который мы наб- людаем. Кроме того, мы приобретаем способность жестко удерживать свое внима- ние в одной точке, в результате чего возникает эффект, именуемый созерцанием, и время исчезает бесследно. И наоборот, чем более рассеяно наше внимание, тем более над ним властно время. Само до себе это явление объективно: оно — закон, причина существования которого и механизм его действия будут объяснены позже, при изложении и ана- лизе Учения о Настоящем. Укажем на еще одно явление, также достаточно поучительное: нашу способ- ность изменять темп собственного восприятия времени. Такое изменение случается по многу раз в день. Мы не обращаем на него никакого внимания, поскольку оно происходит автоматически и в очень малых масштабах. Но его можно также вызы- вать намеренно, и в масштабах гораздо больших. Некий чемпион по теннису как-то рассказывал, что однажды, принимая немыс- лимо трудную, просто сокрушительную подачу, он внезапно увидел, что мяч летит к нему с черепашьей скоростью —настолько медленно, что было вполне достаточ- но времени оценить ситуацию, принять оптимальное решение и, наконец, поразив воображение зрителей, столь же немыслимо точным ударом послать мяч обратно. Такие случая растягивания времени являются результатом значительного по- вышения частоты вибрации центров (в частности — двигательного, как в нашем примере), от которых зависит наше восприятие явлений внешнего и внутреннего мира. 138 Вообще говоря, чем плотнее частотность индивидуального восприятия време- ни, тем более медленным кажется нам воспринимаемое движение. И наоборот, чем медленнее восприятие, тем быстрее воспринимаемое движение или течение восп- ринимаемого времени. (4) В субъективном плане различаются четыре категории движения соответственно темпу восприятия. • Движение столь медленное, что наблюдаемый объект кажется почти непод- вижным. Примеры: процесс биологического роста, движение часовой и минут- ной стрелок. • Движение, скорость которого воспринимается лишь в том случае, если наше восприятие формы движущегося объекта остается неизменным. Примеры — большинство движений, встречающихся в повседневной жизни: ходьба, танец, движение конных экипажей, автомобилей, самолетов, кораблей, секундной стрелки и т. п. • Движение более быстрое, при котором наше восприятие движущегося предме- та изменяется настолько, что мы улавливаем лишь траекторию движения. При- меры: быстрые жесты (особенно в виде серии), вибрационные движения (ска- жем, вибрации «вилки» камертона) и т. п. • Движения столь быстрые, что движущийся объект «исчезает». Примеры: тра- ектория пули и т. п. Данные категории субъективны в том смысле, что одна и та же скорость одного и того же движения может по-разному восприниматься разными людьми. Но для каждого человека в отдельности указанные категории объективны по отношению к его собственному темпу восприятия. Это очень важно отметить. Изменяя свое восприятие движения, мы можем оценивать результаты тех или иных попыток установить контроль над двигательным центром и двигательными секторами двух других центров. Умение произвольно увеличивать или уменьшать скорость восприятия играет важную роль в эзотерическом развитии, ибо оно применимо к движениям любого рода. Поскольку всякая психическая деятельность является по сути движением, восприятию и мышлению достаточно тренированному открывается возможность, во-первых, гораздо легче схватывать комплексы идей, которые иначе бы усколь- знули; и, во-вторых, с большей проницательностью1 входить в их тончайшие дета- ли. Кроме того, такая тренировка значительно повышает нашу трудоспособность. В области чувств она позволяет непосредственно воспринимать потаенные устрем- ления больших коллективов — наций или даже этносов — и облекать их той или 139 иной вполне конкретной формой выражения. На индивидуальном плане она откры- вает нам неожиданные глубины эмоциональной жизни. Великие деятели истории, возглавлявшие целые народы и изменявшие облик мира, — например, Александр Македонский, Окгавиан Август или Петр Великий — были одарены этим талантом в ярко выраженной форме. Этим объясняется их, на первый взгляд, непостижимая способность использовать время с максимальной эффективностью. Именно таков смысл одной из запечатленных в Традиции аксиом: «Собран- ность сберегает время». (5) Теперь, учитывая сказанное о принципе Относительности, попытаемся опреде- лить иустановить конкретные измерительные единицы времени1, размечающие его шкалу. Мы увидим, что хотя они вполне натуральны, их масштаб и соответс- твующее значение2 — само по себе абсолютное — различны применительно к различным ступеням Космоса. Дыхание — одна из наиболее характерных черт органической жизни. Человек был создан не из одного лишь праха земного — Господь «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2: 7; 7: 22; Деян 17: 25). И недаром царь Давид восклицает: «Всё дышащее да хвалит Господа!» (Пс 150: 6). Если дыхание есть, таким образом, своеобразный перводвигателъ, передаю- щий движение всей совокупности органов и регулирующий их деятельность, то было бы логично заключить, что один такт дыхания является базовой единицей времени для любой разновидности живых существ. Вся органическая жизнь на земле подчинена жизни человеческого рода и эво- люционирует вслед за ним. С ускорением темпа прогресса человек приобретает все большую власть над эволюцией растительного и животного мира. Он преобразует почвы, изменяет течение вод, разрабатывает и использует недра земли и даже рас- щепляет атом. Можно предвидеть, что в весьма недалеком будущем интенсифика- ция и рационализация органической жизни достигнет своего предела. Сам того не ведая, человек вносит весомый вклад в развитие Луча Творения и, следовательно, в эволюцию нашей планеты и ее спутника. С другой стороны, в человеке наличествуют все элементы Природы. Поэтому столь же логично принять продолжительность такта дыхания взрослого человека в качестве базовой единицы времени Тритокосма, то есть совокупности органичес- кой жизни на Земле, Такт дыхания взрослого человека длится, как известно, около трех секунд. Это и будет в контексте нашего рассмотрения первая базовая единица Времени. 140 Второй основной единицей времени для всякой жизни служат сутки. И для людей, и для животных сутки состоят из двух чередующихся периодов — деятель- ности (бодрствование) и покоя (сон). И наконец, самой крупной натуральной еди- ницей времени для человека является продолжительность его жизни. При округ- лении она в среднем равна восьмидесяти годам. При попытке свести эти три единицы в одну шкалу их соотношение окажется равным приблизительно 1:30 000. Каждые 24 часа содержат 28 800 трехсекундных тактов дыхания, а каждые 80 лет — 29 200 дней. Если разделить три секунды на 30 000, мы получим 0,0001 секунды. Это продолжительность молнии — самого мимолетного из наших визуальных впечатлений. Далее отметим, что если такт дыхания человека равен трем секундам, то в Природе — особенно в растительном мире — дыхание протекает гораздо мед- леннее. Дыхательный цикл растения длится 24 часа: день уходит на вдох, а ночь — на выдох. Как соучастник органической жизни Земли, человек послушен и дыха- тельному ритму Природы, такт которого, как мы уже сказали, равен 24 часам. Во время сна человека изменяется и ритм, и химический состав его дыхания. Все сказанное приводит к заключению, что число 30 000 является универсаль- ным коэффициентом на шкале времениМмкрокосжа, а также в соотношении между его дыхательным тактом и тактом более высокого космоса, т. е. совокупности ор- ганической жизни на Земле. Такие соображения позволяют нам построить следую- щую схему: Весьма заманчиво применить по аналогии тот же коэффициент 30 000 ко всей органической жизни в целом. Однако это привело бы нас к весьма серьезной ошиб- ке (мы вскоре увидим, почему и в каком отношении), поскольку в таком случае жизненный срок, отпущенный всей органической среде нашей планеты, составлял бы всего 80х30 000 = 2 400 000 лет, — цифра явно несуразная. (6) Используя современные методы определения возраста останковдоисторических людей и животных, антропологи создали хронологическую, с указанием соот- ветствующих периодов, таблицу эволюции человека с момента его отделения от животного царства. Хотя систематизированные в ней данные весьма приблизитель- ны, они однако дают достаточно наглядное представление о порядке включенных в нее величин. 141 Чтобы более отчетливо уяснить главенствующую роль человека и отведенное ему место в эволюции всей совокупности органической жизни как составляющей Луча Творения (в частности — в эволюции Тессаракосма), весьма поучительно взглянуть на результаты антропологических исследований, достигнутые исключи- тельно с помощью методов позитивной науки1: ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ (в годах до нашей эры) СТАДИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ТИПА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРЕДКОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭРЫ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Голоцен (современная эра) 14 000 лет Физический тип современного человека (Homo sapiens recens) Железный Век Бронзовый Век Неолит Племенной строй Поздний Ледниковый период 40 000 лет Физический тип современного человека (Homo sapiens fossilis) Поздний Палеолит Первобытное общество (матриархат) Средний Ледниковый период 100 000 лет Неандерталец РаннийПалеолит Первобытное стадо Ранний Ледниковый период 800 000 лет Гейдельбергский человек Атлантроп Синантроп Питекантроп Плиоцен Миоцен Олигоцен Эоцен 60 000 000 лег| Австралопитек Рамапитек Бриопитек — — Пусть нас не удивляет древность человеческого рода, зафиксированная в этой таблице. Общее понятие о том, насколько медленной была эволюция человечества, помогут составить некоторые дополнительные данные: 142 Столь длительный путь от первобытного человека до человека современного преодолен лишь благодаря изначальной способности трудиться и издавать широ- кую гамму звуков, что позволило в конце концов создать речь. (7) Из всего сказанного недвусмысленно следует, что при нынешнем состоянии науки мы уже не вправе, подобно некоторым авторам', применять один и тот же коэффициент 30 000 ко всем сравнимым единицам времени в соседствующих космосах. С другой стороны, данные, представленные выше, позволяют заметить следующее: тот же коэффициент 30 000 выражает соотношение между тактом че- ловеческого дыхания и тактом дыхания органической жизни. Следовательно, было бы вполне логично воспользоваться им в масштабах человеческой эволюции, а не в масштабах эволюции космосов. Если единицы времени, как они установлены в вышеприведенной таблице, вполне применимы к внешнему человеку (включая «че- ловека № 4»), то для внутреннего «человека № 5, № 6 и № 7», достигшего высших уровней сознания, картина будет иной. Исходя из этой констатации и используя тот же принцип, можно расположить единицы времени, соответствующие различным стадиям эзотерической эволюции человека, в виде следующей таблицы (см. с. 144). Но вначале, во-первых, подчеркнем, что данные, представленные в ее первой ко- лонке, равным образом относятся как к «человеку №№ 1, 2 и З», так и к «человеку № 4», который, хотя и достиг внутреннего равновесия, все еще является человеком внешним. Во-вторых — не будем забывать, что хотя типы №№ 1,2,3 и 4 — это, так сказать, вполне нормальные земные люди с полностью сформированными физи- ческими телами, однако в ходе интегрального развития Личности и последующего «второго Рождения» человек получает — точнее, формирует в себе — еще и тело астральное. Став «человеком № 5», он уже принадлежит не только Тритокосму, но иМезокосму, который соответствует ноте ФА Большой Октавы; т. е. такой человек начинает жить планетарной жизнью. Когда же он становится «человеком № б», то в нем зарождается и формируется ментальное2 тело, и он начинает участвовать в 143 жизни Дейтерокосма. Собрав воедино все результаты, достигнутые на предыду- щих ступенях, «человек № б» становится «человеком № 7» и достигает предела эволюции, возможной для земных людей. Получившего в награду за труды «тело благодати1» (иди «ментальное тело») принимают как равного в Высшее Братство, о котором св. Павел свидетельствует, что Сын Божий будет там «первородным между многими братиями» (Рим 8: 29). Суммируем сказанное в виде таблицы: (8) Принцип Относительности известен людям с древнейших времен. Например, апостол Петр говорит: «У Господа один день как тысяча лет» (II Петр 3: 8). В «молитве Моисея, человека Божия» сказано: «Ибо пред твоими очами тысяча лет как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс 89: 5). Аналогич- ные высказывания, которые указывают, по всей видимости, на общий источник, можно найти у гностиков — например, в сочинении «Pistis Sophia»: «День света есть тысяча лет мира». Затруднительно определить со всей точностью, что именно подразумевается в такого рода текстах под словами «день», «стража в ночи», «день света», — однако во всяком случае очевидно использование одного и того же исходного принципа. Только тщательнейшее исследование древних источников поможет привести все толкования к единому знаменателю2. 144 W Резюмируем результаты наших попыток составить таблицу эквивалентности Времени. «Человек № 5», достигнув второго Рождения и тем самым обретя астральное тело, уже является частью Мезокосма, хотя и продолжает жить на Земле. Это открывает для него в созерцательном общении высший космос (т. е. Дей- терокосм), космос Солнца. Вот почему в одном из гимнов Пасхального цикла содержится восклицание, которое может показаться достаточно странным: «Вижу чертог Твой, Господи!» Более двух миллионов лет планетарной жизни — это, конечно, по крайней мере щедрая плата за ту работу, которая в эзотерической науке требуется от учени- ка, —не говоря уже о солнечной жизни — достоянии «человека № 6 и№ 7», которая «человеку № 5» является (в меру относительного и ограниченного личностного сознания) как Спасение и Жизнь вечная — понятие которой составляет смысловую ось христианской литургии. Однако поскольку каждый космос трехмерен и анало- гичен другим космосам, восприятие времени в различных космосах тоже аналогич- но. Именно поэтому само время в разных космосах разное. Из этого и следует, что жизнь физического тела равна в среднем 80 земным годам; жизнь астрального тела, в свою очередь, составляет 80 астральных лет Мезокосма и т. д. Открытое для человека восхождение по шкале космосов (срок которого, кроме некоторых исклю- чительных случаев, ограничен 80 годами данного уровня Реальности) дает ему возможность уже в качестве Индивидуальности достигнуть порога Протокосма, где его встретят, подобно блудному сыну, в лоне Абсолюта I. (10) Итак, мы установили временные характеристики Микрокосма (области челове- ческого тела), Мезокосма (области тонкого тела) и Дейтерокосма (области ментального тела, интегрированного1 телом благодати). Все, что дальше Дейтеро- косма, недоступно для человека, пока он удерживается в своем физическом теле. А это значит, что соответствующая Дейтерокосму колонка в предыдущей таблице образует верхний предел временной относительности2 земного человека. Но для того, чтобы наша таблица была полной, к ней следует добавить еще одну колонку, слева от колонки «Микрокосм)). Это будет полотна Микро-микрокосма, т. е. мира микроскопических организмов, который составляет строительный фундамент че- ловеческого тела. Используя тот же коэффициент 30 000, но уже в обратном при- ложении, мы получим, что средняя продолжительность жизни обычной клетк 145 человеческого тела составляет 24 часа, а сутки — 3 секунды. Для полной уверен- ности в выводах необходим исчерпывающий анализ тождества между Микрокос- мом человека иМикро-микрокосмом, что потребует детального изучения человека как малой вселенной, содержащей в себе свои семь космосов. Здесь же достаточно будет напомнить, что, согласно принципу Относительности, продолжительность жизни в Микро-микрокосме, равная 24 земным часам, проживается и ощущается как 80 лет, а трехсекундные сутки — как наши 24 часа. Это делает более понятным необъяснимый с других точек зрения феномен — высокую скорость физиологичес- ких реакций, необходимых для осуществления целого ряда сложных процессов в нашем организме. Принцип относительности указывает на то, что клеткам на их уровне отведено достаточно времени для осуществления своих функций. Если, приняв солидную дозу спиртного, мы ощущаем его действие почти мгновенно, то это именно потому, что одна-две секунды в человеческом масштабе —это восемь- шестнадцать часов ддяМикро-микрокосмоса, которых вполне хватает для соверше- ния всех его операций, порождающих наблюдаемое воздействие во всем человечес- ком организме. (11) Завершая наш краткий обзор Времени как космического первоначала, коснемся вопроса об измерениях. Мы говорим о мире, имеющем три измерения, т. е. о трехмерном мире. Однако этот термин, как уже было сказано, является условным: если предмет, обладающий всеми тремя измерениями, перестает существовать во времени, он фактически тут же исчезает. Таким образом, все сущее в Пространстве существует и во Времени, так что о последнем можно говорить как о четвертой оси координат, перпендику- лярной трем остальным. Наше восприятие времени линейно. Характеристики понятия Времени — Прошлое, Будущее и точка Настоящего, где будущие события таинственным обра- зом превращаются в прошедшие, — аналогичны характеристикам геометрической прямой, где все расположено либо до данной точки, либо после нее. К этой важной проблеме мы вернемся далее, при анализе и усвоении Учения о Настоящем, а пока что заметим, что самому Времени присуще не одно, а три измерения, совершенно аналогичные трем измерениям Пространства. Об этих выс- ших измерениях существования мы, кстати, уже несколько раз косвенно упомина- ли. Сейчас вграничимся лишь замечанием о том, что бодрствующее сознание, «Я» нашей Личности, чрезвычайно относительно, и поэтому для него недоступно пони- мание (тем более — наблюдение) этих двух высших измерений Времени и самого их воздействия. В восприятии Личности они смешиваются с четвертым измерением и вся их совокупность предстает как единая непрерывная Линия Времени. Пятое измерение представляет собой геометрическое место точек всех воз- можностей данного момента, из которых во времени реализуется только одна, а все остальные остаются нереализованными. Это нечто вроде плоскости. Та или иная 146 возможность становится реализованной лишь благодаря Линии Времени, которая пересекает такого рода плоскость в том месте, где эта возможность расположена. Шестое измерение — это Время Вселенной; будучи объемным, оно содержит в себе не только все возможности данного момента, но и все результаты их реали- зации, т. е. весь цикл линий Времени. И, наконец, существует седьмое измерение, которое является просто точкой — точкой, одновременно расположенной и во Времени, и в Пространстве. Линия Времени, Вечность и Всё — таковы термины современного языка, соот- ветствующие четвертому, пятому и шестому измерениям. Седьмому и последнему измерению, которое следует рассматривать как измерение предначальное, соответ- ствует термин Нуль. Понятие Нуля играет большую роль в эзотерической философии. Обозначае- мое им — отнюдь не «ничто». Нуль — семя и конец, Альфа и Омега всего сущего.



Похожие:

ч2гл13 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч2гл13 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч2гл13 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов