ч2гл8 icon

ч2гл8



Названиеч2гл8
Дата конвертации29.07.2012
Размер21.2 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВА VIII

(1)

Как мы уже видели, в эзотерической науке исследование человека неотделимо
от исследования Вселенной, поскольку человек является ее органической сос-
тавляющей частью и должен рассматриваться в контексте всей совокупности жиз-
ни на Земле. Кроме того, наша планета — это одна из планет, вращающихся вокруг
Солнца, которое, в свою очередь, является одной из звезд Млечного Пути (или
Галактики), т. е. нашего мира, порожденного внутри проявленного Абсолюта, Ко-
торый обеспечивает его существование и пропитание1.

Своими действиями человек фактически все более отчуждается от Земли. Он
топчет ее своей обувью, разъезжает по ней в автомобилях и поездах и даже летает
над ней на самолетах. Исподволь в его подсознании неизбежно рождается и креп-
нет убеждение, что между ним и Природой — непроходимая преграда. Однако,
несмотря ни на какие угодно машины, которые уже им созданы или будут созданы,
человек неизменно остается неотъемлемой частью Матери-Земли. Ведь все во Все-
ленной живо — жива любая, мельчайшая ее частица — уже потому, что она —
часть Вселенной. Это и значит, что изучение человека есть тем самым с необходи-
мостью изучение Вселенной.

Согласно православной Традиции, Вселенная — живое существо. Ориген в
своих «Началах» («De principiis») уподобил ее колоссальному организму. Душа
которого — Бог. В Традиции эзотерической такое о ней представление сохранилось
почти неизменным; краткое его выражение мы находим в тексте богослужения,
именуемого Великой Ектетей.
Такое представление о Вселенной отражено на одной схеме, происхождение которой теряется в древности. Схема (см. рис. 27) состоит из двенадцати концент- рических окружностей соответственно всем уровням Вселенной как проявленного бытия — от Бога, Который святая святых и сокровенно обитает в душе человека2, до Бога всеобъемлющего, в Котором все сущее. Двойственное представление о едином Боге — Бог как сокровеннейшее в соз- данной Им Вселенной, но и как объемлющий ее — типично для эзотерического православия. Внимательный читатель обнаружит его и в Четвероевангелии, и в «Деяниях» и посланиях апостолов. Косвенно это представление уже приводилось нами в цитате из Исаака Сирина относительно тождества внутренней клети и внеш- ней3. В этом контексте особый смысл приобретает, в передаче св. Луки, знаменитая речь св. Павла в Афинах: 85 Рис. 27 «.. .Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвен- ник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чти- те, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук челове- ческих, как бы имеющий в чем-либо нужду. Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они ис- кали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем...» (Деян17:21—28) (2) Звездный мир — как предмет астрономии и каким мы его наблюдаем — по видимости таков потому, что мы видим тело Вселенной изнутри. Как целое, она недоступна нашим наблюдениям, поскольку они определяются, заодно с их после- дующей интерпретацией, нашим ограниченным масштабом восприятия, который исчезающе мал по сравнению с самим наблюдаемым Целым. Нас вводят в заблуж- дение расстояния между звездами — сгустками живой материи, частичками орга- низма Вселенной. Изнутри, т. е. с нашей точки зрения, эти расстояния кажутся настолько громадными, что превышают всякую возможность воображения, однако плотность Вселенной как целого вполне аналогична плотности человеческого тела, которое в масштабах Вселенной соразмерно микробу внутри него самого. Если бы какой-нибудь микроб мог наблюдать наше тело изнутри, оно представлялось бы ему такой же вселенной с галактиками наших внутренних органов. И наоборот, если бы мы стали гигантами и воспринимали Вселенную в ее собственном масшта- бе, она предстала бы нашему взору как живое существо. В этом очевидно действие Принципа Относительности. (3) Каков же смысл человеческой жизни в описанной нами Вселенной? Существо- вание человека в плане жизненного предназначения определяется двумя фак- торами, или двумя критериями: • как элемент вселенского1 организма, он служит его целям; • как отдельный индивид, он может преследовать свои частные цели. Оба фактора взаимосвязаны. Специфику их взаимосвязи можно проиллюстри- рировать следующим образом. Положение человека во Вселенной аналогично положению отдельной клетки в человеческом организме. Каждая клетка — это часть того или иного органа, который, в свою очередь, является элементом группы органов, обеспечивающей надлежащее выполнение той или иной по-своему сложной физиологической фун- кции. В этом плане клетки нашего организма подчиняются соответствующим зако- нам, которые, несколько упрощая, можно свести к двум основным. Первый закон, в эзотерической науке именуемый Всеобщим2, удерживает каж- дую клетку на своем месте. Второй — дает клеткам определенную свободу дейс- твий и называется Законом Исключений. 87 Всеобщий Закон, — сдерживающий и, так сказать, консервативный по опреде- лению, — обеспечивает бесперебойное функционирование органа, частью которо- го является данная клетка. При этом первое требование Закона —чтобы в течение всей своей жизни клетка, входящая в состав органа, выполняла свою роль. Закон предписывает клеткам оставаться на своих местах и выполнять свою работу, пос- вящая ей всю свою жизнь. Вполне очевидно, что, удерживая клетки в рамках того или иного органа. Закон попросту обязывает их выполнять ту или иную функцию — в противном случае они просто не могут существовать. В этом благотворность Всеобщего Закона: обеспе- чение существования органов есть необходимое условие существования всего ор- ганизма. На сегодняшний день однако известно, что организм зачастую способен вы- жить и после удаления какого-либо органа, причем без последующих сколько-ни- будь серьезных функциональных расстройств. Более того: организм переносит час- тичную резекцию некоторых органов даже не пытаясь восполнить утрату, как буд- то они вовсе не играют роли в его общей экономии. Т. е. исчезновение нескольких клеток — сравнительно незначительной части того или иного органа — проходит без особых последствий: деятельность органа как целого не нарушается. Ведь пос- кольку Всеобщий Закон положен единственно ради того, чтобы каждый орган фун- кционировал без сбоев и остановок, то и на случаи исчезновения столь малых частей он не распространяется. Поэтому малые потери и не вызывают в организме серьезных нарушений. В свою очередь клетка, ускользнувшая (выражаясь фигу- рально) из-под власти Всеобщего Закона, тем самым тут же становится подотчет- ной Закону Исключений. В таком явлении — «бегстве» небольшой группы тех или иных клеток — нет ничего необычного; оно происходит постоянно. Все наши клетки — от клеток эпидермы до нервных — регулярно обновляются, попеременно подчиняясь разно- образным ритмам. Помимо этого, в организме столь же регулярно происходит ис- чезновение тех или иных клеток, в той или иной степени компенсируемое возник- новением новых. Вплоть до этого момента были все основания усматривать в жизни клетки полную аналогию с тем, что происходит с человеком под действием Всеобщего Закона и Закона Исключений. Однако здесь аналогия заканчивается — по крайней мере, в пределах наших нынешних познаний. Ведь сама по себе жизнедеятельность клеток — их перемещения, их отмирание и замена новыми, т. е. циркуляция в пределах Всеобщего Закона и Закона Исключений — еще не дает основания пред- полагать, что действия клеток сознательны. Иное дело человек. Человек — клетка человечества и частица органической жизни на Земле. Эта жизнь во всей своей совокупности образует чрезвычайно чувствительный орган нашей планеты, играющий важную роль в общей экономии Солнечной системы. В качестве клетки этого органа человек находится под действием Всеобщего Закона, 88 удерживающего его на месте. Однако в действительности Закон предоставляет человеку определенную степень свободы, позволяя ему совершать свободные дви- жения в отведенных ему пределах — весьма тесных в масштабах Вселенной, но с точки зрения человека достаточно обширных, чтобы давать в них полную волю своим фантазиям и эгоистическим устремлениям. Не вдаваясь в уточнение границ такого мира — мира человеческой «свободы» — и подробный анализ соответству- ющих компонентов Всеобщего Закона, назовем лишь один из ограничительных факторов — голод, заставляющий человека трудиться, чтобы существовать. Еще один такого же рода фактор — цепочка «половой инстинкт— воспроизведение— забота о детях». В эзотерической формулировке данный аспект человеческой жиз- ни получает следующее осмысление: плотская любовь необходима для общего бла- га. И наконец, третью группу подобных факторов составляют различные формы страха. В общем, предел свободных движений1, допустимый в соответствии со Всеобщим Законом, лучше всего ухватывается при помощи не научной дефиниции, а расхожего понятия о так называемом «мещанском счастье», или «благополучии обывателя». Каждый может, не преступая границ Закона, сделать карьеру в любой области человеческой деятельности, обзавестись семьей, приобрести богатство, любовь, почет и прочие блага, — если они для него заведомо под знаком безуслов- ного (пусть даже подсознательного) приятия неизбежности Смерти. Пока человек безропотно, не вызывая на себя возрастающего давления Всеоб- щего Закона, приемлет непреложный принцип аннигиляции в конечном итоге сво- ей Личности, он может жить по собственному усмотрению — беспрепятственно и даже вполне преуспевая. Однако ситуация приобретает совсем иной вид, когда человек восстает против положенных ему пределов. В таком случае он выступает против действия Закона и всех его производных. Закон же, в свою очередь, действует на нескольких планах: на физическом, психическом и морально-этическом, причем на плане морали его действие признано человеком с незапамятных времен и персонифицируется в об- разе Дьявола. Демонология занимает значительное место в Православном Предании. Здесь можно найти множество тонких и глубоких, основанных на богатейшей практике наблюдений над хитроумными и злокозненными действиями Дьявола в разнообраз- нейших обстоятельствах, включая даже случаи, когда он использует в своих целях хотя бы и религиозное благочестие. Кроме того, здесь можно найти чрезвычайно полезные рекомендации, дейс- твенность которых удостоверена опытом многих столетий и которые особенно драгоценны для тех, кто занимается эзотерической наукой, — ибо прежде достиже- ния каких-либо положительных результатов ученик неизбежно столкнется с проти- водействием Закона, — с кознями Лукавого. Необходимо понять, что, препоручая себя Закону Исключений, человек восста- навливает против себя Всеобщий Закон, который он в таком случае просто обязан 89 преодолеть, пусть даже в масштабе всего лишь своей Личности, своей личной жизни. Чтобы уберечься от «внезапного нападения»;, мы не должны забывать, что само наше спасение зависит от победы над Дьяволом, который, как уже было ска- зано, является олицетворением (а именно — персонификацией) морального аспек- та Всеобщего Закона. Впрочем, как и все законы Вселенной, Всеобщий Закон, ра- зумеется, положен от Бога; но это не должно нас смущать, поскольку Закон Исклю- чений — тоже от Бога, о чем и говорит библейская история о том, как Иаков всю ночь боролся с Ангелом и, победив его, получил имя Израиль, т. е. «боровшийся с Богом» или «сильный против Бога». Выбирая Закон Исключений, человек продол- жает служить интересам Целого, но совершенно иным, несравненно более слож- ным и трудным способом. Восстав против первого Закона, он подвергается испы- танию, которое часто принимает форму искушения. Эта тема глубоко исследована в учении Православной Церкви. Как уже упоминалось, эзотерическое Учение со- держит проверенные опытом практические рекомендации, сравнительно подроб- ное изложение которых составляет одну из задач автора этой книги. Если, устре- мившись прямо к цели, то есть к освобождению и Спасению, искатель успешно преодолеет препятствия и тем самым продемонстрирует наличие в нем силы, поз- волившей отразить прямое воздействие Всеобщего Закона, то теперь это воздейс- твие будет косвенным — в первую очередь посредством близких, которым его новый путь совершенно чужд и непонятен. Такое воздействие осуществляется на моральном плане, облекаясь, как правило, видимо нравственными, а на самом деле эмоционально-эгоистическими доводами, когда взывают к самым благородным, великодушным и бескорыстным чувствам: к милосердию, состраданию, долгу. Так Закон приводит того, кто следует ему буквально, в тупик, твердя устами близких: «делай что должен, вернись на путь истинный». В этом глубинный смысл извест- ных слов Христа: «Враги человеку — домашние его» (Мф 10: 36). (4) Итак, еще раз подчеркнем, — поскольку это очень важно, — что эзотерическая работа по своей сути революционна. Цель того, кто решился с ее помощью изменить обычное течение своей жизни, — победить Смерть и обрести Спасение. Именно эту цель указывают апостолы, отцы Церкви, все святые, само Писание. Как говорит св. Павел, «если живете по плоти, то умрете» (Рим 8: 13), разъясняя далее: «Не все мы умрем, но все изменимся» (I Кор 15: 51). Человек, ведущий пассивную жизнь в согласии с первым законом, сам того не чувствуя и не ведая, влечется по широкому пути, ведущему к погибели (Мф 7: 13). Тот же, кто избрал Закон Исключений, тем самым избрал узкий путь, ведущий в Жизнь (Мф 7: 14).. 90 (5) Начиная с Абсолюта как предвечного центра всей жизни. Вселенная содержит в себе множество различнейших элементов, которые в множащемся разнооб- разии расходятся ветвями к наружной оболочке1, или эпидерме. Так, например, эпидерма каждой планеты —это орбиты ее спутников. Прежде чем приступить к исследованию структуры Вселенной, подытожим наши представления и данные о первоначалах Творения. Согласно православному Преданию, Вселенная была создана жертвой Бога2. Этот своего рода постулат становится более понятным, если выявить в нем разграничение между двумя сос- тояниями Божества3 — состоянием проявленным и непроявленным, т. е. безгранич- ным и свободным от какой бы то ни было обусловленности. Жертва Бога — это проявление как Самоограничение ради этого проявления. Каковы же условия, определяющие саму его возможность? Это — три универсаль- ных параметра, три первоначала или принципа, сообразно которым создана и кото- рыми зиждется Вселенная: Пространство, Время и Равновесие. Три основных первоначала Творения проявляются во Вселенной в виде трех основных принципов жизни: статического, динамического и нейтрализующего. В свете этих трех принципов, которые проявляются и действуют сообразно первона- чалам Сотворения Мира, в этом тварном мире может быть проанализировано и изучено что угодно: они являются универсальными для всех уровней Космоса. Возьмем для иллюстрации процесс создания предприятия. Вначале возникает идея, которую рассматривают и признают осуществимой; затем разрабатывается общий проект, уточняемый вплоть до частных деталей. Весь этот предварительный этап основан на статическом принципе. Затем приступают к планомерной реали- зации проекта, то есть опираются уже на динамический принцип. Каждый из этих принципов действует в проявленном мире по определенному закону, о чем более подробно будет сказано далее. Однако предприятие, созданное таким способом, рискует лопнуть, если его учредители не примут во внимание и не применят к предмету своих забот третий принцип — принцип равновесия, который должен соблюдаться начиная с первых стадий работы над проектом и вплоть до его полной реализации; более того, без его соблюдения невозможна и вся дальнейшая работа уже созданного предприятия. Предельно обобщая, можно сказать, что учредители предприятия — в любой об- ласти человеческой деятельности — должны прежде всего заботиться о соблю- дении равновесия между действиями, которые требуются для основания предпри- ятия, и средствами для их выполнения, которые имеются в наличии. Сохранения 91 равновесия требует и любая научно-исследовательская работа — в частности, то или иное эзотерическое исследование, — только здесь это равновесие несколько иного рода: в данном случае план исследований должен соответствовать структуре и специфике изучаемого предмета. (6) Затронув тему сотворения Вселенной, нельзя не коснуться такого понятия, как Вечность. Обычно наши на ее счет суждения весьма далеки от истины. Мы представляем себе Вечность как Время, продленное до бесконечности. Но Веч- ность — не Время; Вечность как бы перпендикулярна Времени. Вечность не беско- нечна, она по-своему ограничена: Предание утверждает, что Вечность кончится с кончиной Мира. Вот почему славят Бога Предвечного. В рождественском кондаке поется: Дева днесь Предсущественнаго рождает, И земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, Волсви же и звезды путешествуют, Нас бо ради родися отроча младо. Предвечный Бог. Что же касается так называемого «конца света» (кончины Мира), то он досту- пен представлению именно как Свершение времен1, которое, по словам Христа, будет Знамением2 завершения трудов и событий3. (7) Два из трех основных принципов Творения, Пространство и Равновесие, по отношению к тварной Вселенной индифферентны, т. е., так сказать, не предс- тавляют для нее никакой опасности. Однако третий принцип — Время, — как принцип динамический, лежащий в основе любого действия, включая творение и осуществление чего бы то ни было, — этот принцип с необходимостью предпола- гает, что все тварное неминуемо подлежит исчезновению. В этом смысле особенно выразителен миф о Кроносе, пожирающем собственных детей. В противовес таящейся во Времени неопределенной угрозе Божественная Мудрость изобрела средство, позволяющее избежать немедленного разрушения тварного мира — избежать благодаря одному из двух законов, основы которых будут изложены в следующих главах, где мы рассмотрим принципы их действия и их последствия. Пока что лишь заметим, что в силу этого искусственного закона поступательный поток Времени замыкается в циклы, что и позволяет (конечно, лишь до известных пределов) избежать его разрушительного действия. Так что движение Времени не прямолинейное, а «вращательное». 92 Циклы Времени замыкаются и повторяются. Благодаря такой цикличности сама Вселенная и все ее элементы избегают катастрофического растворения в нич- то. Каждый элемент следует собственному циклу. Этот закон хорошо знали древ- ние — их философия никогда не опускалась до плоского прямолинейного мышле- ния и была основана на принципе цикличности. (8) Если попытаться теперь свести наше описание Вселенной к итоговой общей ее картине, мы получим в том или ином виде некую схему, которая в эзотеричес- кой науке известна под наименованием Луч Творения, или Конус Сотворения Ми- ра1. Проиллюстрируем то, о чем речь, следующим образом. Земля имеет свой спут- ник —Луну. Луна — это своеобразный предел, самая нижняя ступенька Творения, ниже которой — ничто. Как и у спутников других планет, у Луны нет собственного спутника. Теперь, обратив взор в противоположную сторону —к центру, —прежде всего отметим, что Земля есть часть планетарной системы, вращающейся вокруг Солнца — перводвигателя и хозяина всей этой системы. Звезда Солнце — одно из множес- тва светил Галактики, носящей название Млечный Путь; вместе со своей планетар- ной системой оно есть часть этой Галактики. Мы знаем, что Млечный Путь — не единственная галактика. В небе видны бесчисленные галактики, подобные нашей, и можно предположить, что существуют иные миры, совершенно отличные от на- шего. В своей совокупности эти гигантские образования составляют Все Миры, или Метагалактику, то есть все содержимое Вселенной, вращающееся вокруг того, что в Традиции называют Центральным Солнцем, Абсолютом, или проявленным Бо- гом. Схема, таким образом, получается следующей: — Абсолют — Все миры — Наш мир—Млечный Путь — Солнце — Планетарная система — Земля — Луна Рис.28 93 Эту схему мы будем использовать и в дальнейшем в качестве удобного нагляд- ного пособия, облегчающего изложение и усвоение многих важных пунктов, — не забывая при этом, что она представляет лишь один из Лучей Творения, а не всю Вселенную, ибо Вселенная во всем ее целом аналогична дереву, корень и ствол которого (в данном случае — Абсолют) разрастаются множеством ветвей, веток и веточек, увенчанных листьями, и каждый листок занимает на дереве то же место, что в нашем Луче Луна. Чтобы получить схему более соответствующую реальности, следовало бы по- местить каждый уровень рис. 28 внутрь вышестоящего уровня и в итоге все их заключить в одну большую окружность, изображающую Абсолют — абсолютное Всеобъемлющее, в лоне которого пребывает все сущее. Рис. 29 Примечание: По техническим причинам графическое воспроизведение уровней Луча доведено лишь до пятого (мельчайшие окружности на схеме). 95



Похожие:

ч2гл8 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч2гл8 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч2гл8 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов