ч3гл17 icon

ч3гл17



Названиеч3гл17
Дата конвертации29.07.2012
Размер30.72 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВА XVII

(1)

Мы живем в мире, которым правит ложь. Корыстолюбие и стяжательство, ложь
воровство — основные черты человеческого характера независимо от расы,
веры, касты. Всякий, кто станет возражать, тем самым попросту испечет очередную
ложь. Человек лжет потому, что в мире, построенном на лжи, по-другому жить не
получится. К сказанному можно добавить еще одно наблюдение, которое на пер-
вый взгляд покажется парадоксальным: с прогрессом цивилизации, которая порож-
дена интеллектуальной культурой, потребность во лжи значительно возрастает.

Христос говорил иудеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять прихоти
отца вашего; он... не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он
ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8: 44).

Понятно, что это утверждение справедливо не только в отношении иудеев в
евангельские времена, но и в отношении человека любого времени и любой расы,
если он отождествляет себя с Личностью, пребывающей во власти Всеобщего За-
кона. По известному афоризму Талейрана, язык дан человеку для того, чтобы скры-
вать свои мысли.

И все же человек безотчетно чувствует, что лгать нехорошо. В глубине его
души живет смутное воспоминание о чистом, целомудренном сознании, которым
он обладал до изгнания из рая. Всякий нормальный, здоровый человек не раз испы-
тывал ностальгию по безгрешной жизни и горькое раскаяние в том, что отдал ее на
поругание вездесущим плутам и проходимцам.
Между тем человек все глубже увязает в жизни: все вокруг будто бы убеждает его в том, что с помощью лжи можно выпутаться из любой ситуации, но при этом нужно только закрыть глаза на то, что всякая ложь требует эквивалентной платы. Вымышленным фактам требуется определенный контекст, если и не соответству- ющий обстоятельствам, в которых мы живем и действуем, то по крайней мере им не противоречащий. Пока мы имеем дело с незначительными фактами, ложь обыч- но не влечет за собой серьезных последствий; но и наоборот, при отсутствии адекватного контекста серьезная ложь неизбежно ведет к катастрофе, соразмер- ной важности проблемы. Мы не сознаем этой связи между проявлениями лжи и контейстом, лежащей в основе сурового закона, на который обращал наше внима- ние Христос, когда говорил: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Мф 10: 26; Мк 4: 22; Лк 8: 17; 12: 2). Разъясняя это ученикам, Он добавлял: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк 12: 1). Эта форма лжи, как мы видели в предыдущей главе, самая пагубная. 185 Анализ лжи как явления позволяет выделить несколько ее видов: • ложь по отношению к другим; • ложь по отношению к себе; • невольная, или вынужденная ложь; • бессмысленная ложь. К этим общим случаям лжи можно добавить два частных: • лицемерие: демонстрация притворной добродетели и похвальных чувств, с тем чтобы ввести в заблуждение людей порядочных и доверчивых; • систематическая1 ложь: характеризует человека, который, привыкнув повсю- ду лгать и всех обманывать, начинает верить в свою собственную ложь, после чего полностью теряет само чувство истины и ее критерий. От привычки к лицемерию и от патологического вранья избавиться труднее всего. Лицемерие так глубоко укореняется в Личности человека, что становится его второй натурой, избавление от которой требует тяжких, крайних усилий; иначе не может быть и речи ни о какой сколько-нибудь плодотворной эзотерической работе. Лицемеру заранее уготовано падение, он обречен, и ему не стоит даже начинать поиски Пути. Не многим лучше обстоит дело и с жертвой систематической лжи — привычки лгать на каждом шагу просто так, ради развлечения. Однако если эта прискорбная и унизительная привычка не усугублена лицемерием, иными словами, если в том, кто вконец изолгался, отсутствует маниакальный элемент —умышлен- ная самомистификация, —этот порок легче искоренить, чем предыдущий. Во всяком случае тех, кто страдает такими психическими аномалиями, редко интересует эзотерическое учение — у них оно может вызвать разве лишь воинственное неприятие, поскольку принципиально ориентировано на истину. По- сему обратимся к случаям лжи более распространенным, которые относятся к че- тырем перечисленным выше ее видам или способам. Вообще говоря, все люди лгут всеми четырьмя способами, и те, кто приступил к эзотерической работе, не составляют исключения. Люди отличаются друг от дру- га только степенью лживости. Если оставить в стороне ложь ради лжи, перед нами откроется целый арсенал ее мотивов; ложь может проистекать из низменности нашей натуры, а может вдохновляться самыми благородными чувствами. К приме- ру, скрывают правду от тех, кто неизлечимо болен, или плетут небылицы с целью смягчить, может быть, фатальное известие. С другой стороны, бывает, что то или иное сообщение приукрашивают не из лицемерия, а из этакого бескорыстного же- лания поразить воображение собеседника. Такие случаи лжи уже своей неординар- ностью заслуживают нашего внимания. Вспомним упоминаемый в литургии текст 186 Евангелия, где Христос обращается к Отцу со словами: «Слово Твое есть истина» (Ин 17: 17). Эта творческая сила Слова, или Логоса, то есть подлинной природы Сына, живет в самой глубине нашей души. В этом смысле поучительна наблюдаемая ныне тенденция приписывать миру бессознательного явления и сигналы, которые на самом деле поступают от высших уровней Сознания. Примерно аналогичным образом человек добропорядочный и великодушный, стремясь утешить и ободрить, искажает факты, представляя их в выгодном свете, — стремление, может быть, похвальное, но уж очень сомнительны средства. Ведь человеческое слово — еще не слово Истины. Если бы человеческая ложь обладала такой же силой, как слова Христа, она смогла бы чудесным образом исправить пусть самую, казалось бы, безнадежную ситуацию. Но факты остаются неизменными: остается неизменным сам их контекст. — Этот вид лжи можно наз- вать попыткой совершить чудо при отсутствии необходимых средств. (3) Ложь глубоко и серьезно извращает не только наш разум; она уродует те самые, еще недоразвитые органы Личности, от которых в дальнейшем будет зависеть усилие, способное нас привести ко второму Рождению. Во внешнем человеке, когда он приступает к эзотерической работе, эти органы, пребывающие в зачаточ- ном состоянии, еще более нежны и хрупки, чем органы зародыша в утробе матери. Малейшая ложь способна их искалечить. Чтобы устранить последствия этой трав- мы и вернуть орган в прежнее состояние, потребуется немало времени и упорных усилий. Более того, даже случайная ложь на пути эзотерического развития отбра- сывает человека далеко назад. Ложь закрывает ему доступ к возможностям даль- нейшего роста, увеличивая дисбаланс трех его низших центров, с помощью кото- рых, несмотря на все их несовершенство, человек все же может воспринимать влияния-«В» и укреплять в себе тягу к ним. Нормальное же и в благоприятных условиях развитие этих органов обеспечивает образование в человеке и развитие магнитного центра. Живя в мире, которым правит ложь, очень трудно, если вообще возможно, с самого начала быть ей непричастным. Вот почему в законе Божьем ложь не фигу- рирует в качестве того, что безусловно предосудительно и подлежит категоричес- кому запрету. Среди Десяти Заповедей, выраженных в запретительной форме, как то: «Не убий, не укради, не любодействуй» и т. д., мы не найдем требования: «не лги». Это не разрешение лгать, а признание того факта, что человек, живущий в пропитанном ложью окружении, не в силах полностью искоренить в себе ложь. Ложь — своего рода анестезирующее средство, благодаря которому человек удер- живается в сетях Всеобщего Закона, лишающих его малейшей возможности сво- бодного движения. Поэтому в Десяти Заповедях, как мы уже говорили, упомянуто в связи с ложью лишь запрещение лжесвидетельствовать против своих друзей. В Новом Завете, разумеется, сплошь и рядом восхваляются жаждущие правды (Мф 5: 6) и чистые сердцем (Мф 5: 8), но мы нигде не найдем в нем буквального запрета на ложь 187 Это показывает, что Циклу Сына, равно как и Отца, подлежит еще не преобра- женньй М Orbis — смешанный мир, где «Свет во Тьме светит» и где Тьма еще не оставила попыток «объять его» (Ин 1: 5). Жить «по истине» и без малейшей лжи — достояние Цикла Святого Духа, или Света без Тени. Однако ввиду приближения новой эры запрет на ложь действителен для неко- торых Индивидуальностей —людей внутренних, то есть тех, кто достиг или готов достичь Второго Рождения. В Новом Завете мы находим на этот счет единствен- ное указание — совершенно однозначное высказывание св. апостола Павла: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его. где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3: 9—11). Этот призыв обращен лишь к меньшинству внутренних людей и касается их взаимоотношений, но он тотчас распространяется и на нас, едва лишь мы достигаем данной ступени развития, поскольку он указывает на саму нашу способность к истине. Обращаясь к своим ученикам в Коринфе, св. Павел писал: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (I Кор 12:31). Об этом пути, пути Любви, апостол говорит так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не пре- возносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит ». «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (I Кор 13: 4—8). Достигший Любви утрачивает способность лгать. Но для такой победы над ложью необходима особая эзотерическая культура, о которой обычный человек не имеет понятия. (4) Проведенный только что анализ имел целью помочь тому, кто в надежде доб- раться до пymu вышел на тропинку, уяснить проблему лжи. Борьба с ложью — процесс нелегкий и затяжной. Это прежде всего борьба с самим собой, с собс- твенными стихийными наклонностями и машинальными действиями, которые свя- заны с постоянной вынужденной ложью. В предыдущей главе мы кратко остановились на типе лжи самому себе. Бессмысленная ложь относится к другой категории. Лгать попусту гораздо менее пагубно, чем лгать самому себе, и этот порок легче исправить. Ведь ложь по отношению к себе порою принимает крайне утонченные переходные формы, рас- 188 познать которые можно лишь ценою крайней внимательности и упорных, методич- ных усилий, направленных на достижение присутствия в себе. Для устранения же привычки лгать другим нет необходимости в постоянном усилии: нужно просто избегать лжи в разговоре. В ту минуту, когда ложь вертится на языке, достаточно сделать простое усилие внимания. Вот почему внутренний «поход против лжи» рекомендуется начинать как раз с этого ее типа, именно на него направив усилия быть правдивым. В самой работе над указанными категориями лжи обнаруживается немаловаж- ное между ними различие. Ложь самому себе (или борьба с этим видом лжи), естественно, снаружи не заметна. Поэтому когда человек начинает такую борьбу, его внутреннее отношение к окружающим и вообще к каждому, с кем ему прихо- дится иметь дело, претерпевает определенные изменения — не столь уж, впрочем, несомненные и очевидные. Для того чтобы между внутренним развитием и реакци- ей окружающей среды установилось необходимое соответствие, должно пройти время. Если человек перестает лгать попусту, окружающие этого тоже, как правило, не замечают. Можно сказать, что на практике борьба с обеими категориями лжи нисколько не отражается на отношениях человека с другими людьми, но при этом оказывает весьма благотворное воздействие на него самого. Поэтому к ней жела- тельно приступать не откладывая — но и не привлекая к себе внимания, что значит — повышенного давления со стороны Всеобщего Закона. Единственная трудность в борьбе с бессмысленной ложью, как и во всех, в общем, пустячных видах внутренней борьбы, состоит в том, что мы не замечаем ее и машинально продолжаем лгать; только в конце разговора мы с досадой обнару- живаем, что напрочь забыли о своем ведь решении не лгать по пустякам. Но стоит лишь перекрыть эту утечку — и нам удастся сберечь огромное количество тонких энергий. Усилия, направленные на пресечение лжи самому себе, влекут за собою также другие важные последствия. Ложь этого вида пускает глубокие корни. Иногда в данной области возникают столь хитроумные психологические ситуации, что из них бывает крайне трудно выпутаться. Достаточно привести в качестве примера такие брачные отношения, когда один из супругов начинает чувствовать, что совер- шил ошибку, связав свою жизнь с другим, однако всеми силами пытается убедить себя в обратном. Если у него добрая душа, он станет относиться к своей половине с удвоенной нежностью, словно к своему полярному существу. Абсурдность ситу- ации достигает пика, когда партнер отвечает тем же, нередко лишь симулируя искренние, стихийные порывы нежности. Такого рода «любовная игра» служит на пользу Всеобщему Закону. С эзотерической точки зрения опасность заключается в том, что описанная ситуация, в силу простой привычки, может приобрести для одного из супругов и даже для обоих значение истинной любви. Порядочные и незлобивые люди продолжают лгать себе на протяжении многих десятков лет и в конце концов испытывают поистине трагическое разочарование. 189 Человек, начинающий борьбу с ложью по отношению к себе, должен заранее знать об этих трудностях и о возможности краха, от которого не застрахованы, может быть, даже самые для него главные и безусловные ценности. Но ему не мешает также знать, что такого рода внутренний крах подчас происходит и в тех, кто не имеют никакого отношения к эзотерической работе и вообще никакого о ней понятия, однако вскоре, благодаря испытанному кризису, начинают искать в своей жизни чего-то более прочного и надежного. Необходимо помнить, что подлинная эзотерическая работа начинается только тогда, когда новичок пройдет через полное банкротство1 и увидит падение и гибель своих богов. (5) Мы отмечали, что человек, стремящийся к эзотерическому развитию, обязан как можно скорее избавиться от прочно укоренившейся привычки лгать само- му себе. Теперь взглянем на эту проблему под другим углом — с точки зрения объективных результатов, которых может добиться человек, переставший лгать. В процессе работы, отнимающей время, требующей мужества при встрече с разочарованиями, уверенности в себе и веры в учение, которому следуешь, человек начинает испытывать новое чувство. Ощущая порой горькое сожаление о разбитых мечтах, он в то же время будет чувствовать себя все более свободным. Растущая искренность по отношению к себе создаст атмосферу правдивости в его духовной жизни. В ней получит полное выражение закон, провозглашенный Христом: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8: 32). Изречение доста- точно знаменательное. Христос жил и учил в мире рабов2. Слово «свободный» явно использовано именно как антоним понятию «раб». После каждой операции по внутреннему очищению, какой бы мучительной она ни была, человек начинает испытывать растущую благодарность за избавление от того нелепого добровольно- го рабства, которое превратило его, субъект по божественному праву, праву пер- вородства, в объект мнимых человеческих прав. Достигнув определенной ступени внутренней свободы, человек в полной мере осознает магическую власть, заключенную в слове свобода. (6) Еще и еще раз подчеркнем, что достижение внутренней свободы —непременное условие успеха в эзотерической работе. Только свобода предоставляет возмож- ность объективного наблюдения за работой низших центров. Это наблюдение на- чинается с магнитного центра — командного пункта, где царствуют влияния-«В», благодаря которым вообще возможны беспристрастное наблюдение и суждение. Когда влияния-«В» — «лучи космического Солнца» — очистят наш внутрен- ний мир; когда мы соорудим клеть и сделаем ее своим командным пунктом; когда 190 мы перестанем лгать себе, — какую позицию нам необходимо будет занять по отношению к миру и другим людям? Как мы уже видели, эту проблему не назовешь простой. Попытаемся подойти к ней как можно более серьезно и здраво. Тщатель- ный анализ должен подсказать нам нужное решение; главное — с ним не торопить- ся. И хотя сказано, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие уси- лие восхищают его» (Мф 11: 12), не следует забывать и о том принципе, согласно которому Царство Божье не снаружи, а внутри нас (Лк 17: 21). Поэтому к силе и усилию следует прибегать, в первую очередь, в отношении себя самих. Этот метод всегда приносит пользу, а порою помогает искоренить Иллюзию, которая есть ма- терь лжи самому себе. Действуя в той среде, в которой мы живем, не следует быть столь наивными, чтобы полагать, будто наши ближние автоматически восходят вместе с нами на каждую ступень нашего развития и в каждый данный момент, не прилагая к этому никаких стараний, пребывая на том же уровне, которого мы дос- тигли сознательными и длительными усилиями. Такая идея, конечно, была бы аб- сурдной; но разве не в царстве абсурда живет человек? (7) Ощущение свободы, пусть даже частичной, и радость от каждой новой победы над собой превосходят ограниченное и слабое понимание внешнего человека, и он испытывает потребность выразить их. Эта потребность в определенном смыс- ле законна. Однако тем, кто не желает быть только внешними, нужно сохранять благоразумие. На этот счет Традиция дает совершенно недвусмысленное предпи- сание: «молчи». Но было бы ошибкой понимать это в том плоском смысле, будто мы обязаны попросту дать обет молчания. Требование молчать, в эзотерическом смысле, не означает, что надо буквально стать немым: оно означает лишь необхо- димость говорить только то, что нужно, только тогда, когда нужно, и только тем, кому нужно. Понятно, что болтовня и сплетни здесь вообще не в счет. Второе предписание, которому необходимо следовать с первых же шагов, слу- жит дополнением к первому. Если понаблюдать за людьми в частном разговоре или публичной дискуссии, то мы обнаружим, что вместо того чтобы слушать других и говорить другим, каждый на самом деле говорит чтобы послушать самого себя, а других слушает (точнее — делает вид, что слушает) только из вежливости. Мы сами в этом смысле не лучше. Каждый из нас пытается вставит ь куда-нибудь какую-ни- будь свою заветную мысль и только и ждет подходящего случая. Выжидая возмож- ность вставить это свое «лыко в строку», мы терпеливо и, казалось бы, внимательно слушаем собеседника. Разговор, протекающий по такому сценарию, —это по сути разговор глухих, совершенно бесплодный. Когда участники беседы расходятся, каждый из них уходит с тем же, с чем пришел, с той только разницей, что у обоих значительно прибавилось самомнения и поубавилось тонких энергий. И наконец, рекомендуется сохранять серьезность в общении с людьми «ваше- го круга». Здесь необходимо пояснение. Быть серьезным не значит в данном случае быть замкнутым и неприступным. Для эзотерической работы нужна умственная энергия. Все, что от нас требуется, — это сохранять в себе положительный эмоци- 191 ональный настрой и добиваться ровного расположения духа. Человек должен отно- ситься ко всем людям доброжелательно; он должен радоваться со счастливыми, сострадать страждущим и не обращать внимания на порочных. Ему не следует играть роль шута, поскольку такая позиция может принести тому, кто ее выбрал, большой вред. Позиция шута сводит все на свете до уровня банальности и пошлос- ти. Шутовство, имеющее своим тайным подлинным истоком неверие и цинизм, в глубине враждебно открытости и вере, которые необходимы для решения боль- шинства эзотерических проблем. Сказанного, кажется, достаточно, чтобы понять, почему так важно соблюдать все эти правила, из которых предписание молчать — главное. Христос придавал ему столь огромное значение, что, растолковывая его своим ученикам, не стеснялся в выражениях, чтобы убедить их в необходимости оберегать нежный и хрупкий зародыш новой, реальной Жизни, когда этот зародыш, с первыми сознательными усилиями человека, едва лишь начинает в нем формироваться: «Не давайте святы- ни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями», и уточнял, какой может быть расплата: «чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не рас- терзали вас» (Мф 7: 6). Однако каждый, в ком сформировался или формируется магнитный центр, обычно испытывает потребность с кем-нибудь поделиться своей по этому поводу радостью и новым, необычным опытом, —потребность вполне естественную: «От избытка сердца говорят уста» (Мф 12: 34). Что ж, пусть делится—только, конеч- но, с теми, кто разделяет его понимание ценности эзотерической работы и отноше- ние к ней как к жизненно необходимой. Вообще правило молчания является обяза- тельным лишь на первых порах: сознательные усилия вскоре открывают человеку пустоту самого, казалось бы, содержательного общения, ничтожность самых, каза- лось бы, драгоценных знакомств. Смешивать плоды развития с успехами в миру — элементарнейшее недомыслие. (8) Вернемся теперь к общим требованиям, диктуемым самой природой Пути. Не- мало внимания уделяется этому вопросу в сочинениях епископа Феофана Зат- ворника, где, например, говорится, что Божья благодать не снизойдет на нас до тех пор, пока мы сами не приложим усилия к ее обретению, и что только этими усили- ями можно создать внутри себя что-либо устойчивое и неизменное. По его словам, результат достигается сочетанием усилия и благодати1, причем мы читаем это как комментарий к тексту Откровения Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3: 20). Само вещественное присутствие Божьей благодати есть постоянно оказывае- мое на нас давление, — но мы сами должны услышать ее голос и отворить дверь, иначе она не снизойдет1. Услышать голос способен любой — и если это случается, в него начинают проникать, а затем в нем закрепляться влияния-«В». Но пока он еще не знает, как открыть дверь. Для этого нужно найти проводника — представителя влияний- «С». Епископ Феофан подчеркивает, что без такой помощи никто не сможет дос- тичь Пути. В Традиции это аксиома. Ученик свободен в выборе учителя. Однако выбрав его, он впредь обязан стро- жайшим образом выполнять его предписания, иначе не достигнет поставленной цели. Это самоочевидно, но об этом нередко забывают. Св. Иоанн Климах по этому поводу сказал: «Если заметишь за учителем своим какие слабости или недоумения (ибо и он ведь человек), ими не смущайся, но указаниям его следуй неукоснительно, иначе не достигнешь ничего»2. Оправдано это самой спецификой эзотерической науки, которая обязывает каждого, кто ей обучает, не выходить в своих наставлениях за четкие рамки, уста- новленные самим учением, и только всячески способствовать ученику в дости- жении поставленной цели. (9) Поиск Пути невозможен без наличия четырех факторов, каковые суть: • страстное желание добраться до него; • проницательность3; • строжайшая дисциплина; • инициатива. Первое условие, разумеется, самоочевидно, иначе не стоит и продолжать. Но если «страстное желание» все же наличествует, необходимо вдобавок к нему лю- быми средствами развить в себе проницательность. Вспомним, что мы живем в пределах Mixtus Orbis, где факты и явления реальные и воображаемые смешаны. Проблема их различения состоит в том, что Воображаемое сходно с Реальным точно так же, как физический предмет с его отражением в зеркале. В окружении зеркал очень легко утратить всякое представление о реальности. Пользуясь мате- матическим языком, это можно выразить уравнением: Здесь имеется в виду божественная благодать — реальная сила, тонко-осязаемая как некая вполне вещественная энергия, при определенных условиях обнаруживаемая и действующая в нас. Традиция среди прочего дает совершенно конкретные рекомендации по «стяжанию благодати». 192 193 где I (Воображаемое) равно R (Реальному), умноженному на иррациональное число — квадратный корень из минус единицы. Тот, кто научился безошибочно и в чем угодно распознавать это иррациональное число, тем самым обрел проница- тельность. Даже если — как в случае с зеркалом — Воображаемое, так сказать, сиамский близнец Реального, различие между ними все равно существует, посколь- ку образ отражает объект в перелицованном виде: это правило, которое действи- тельно по отношению ко всем видам нереального, открывает дорогу к их обнару- жению и дает ключ к их разгадке. Влияния-«А», в средоточии которых мы живем, по своей природе воображае- мые; однако последствия, которые они могут повлечь за собой, вполне реальны. В жизни это случается на каждом шагу. Так, страх перед воображаемой опасностью вынуждает нас принимать конкретные меры предосторожности. Яркий пример — «международная политика» в любую эпоху. В арсенале Традиции есть два практических метода развития проницательнос- ти, соответствующие двум типам внешнего человека, которые наиболее часто встречаются в современном мире: • отрицательный метод, или метод исключения; рекомендуется «человеку № З», то есть интеллектуальному типу; • положительный метод, или метод интеграции; рекомендуется «человеку № 2», то есть эмоциональному типу. Оба метода равноценны. Разница состоит лишь в том, что человек, следующий первому из них, увидит свет только в самом конце, а того, кто следует второму, на протяжении всего пути будут вести и ободрять проблески сознания истинного Я. «Человек № З» от природы не склонен веровать1. У него скептическая натура: он привык подвергать все факты и проблемы критическому анализу. Центр тяжести его психической жизни локализован в сфере интеллектуальной активности. Отри- цательный метод основан на учете всех этих особенностей, и тот, кто им воору- жен, может подвергнуть самому тщательному и беспристрастному критическому анализу все движения духовной жизни. Он сможет наблюдать возню дробных «я» и целых групп этих «я» и, осознавая, что на самом деле они «не-Я», начнет размы- кать цепь своего привычного с ними отождествления, так что мало-помалу избавит- ся от того, что противоречит его собственным внутренним тенденциям, подлинно реальным и^юстоянным. В результате таких неоднократных, то и дело повторяющихся констатации наблюдатель постигает, что определенные элементы присутствуют неизменно и, с 194 объективной точки зрения, не могут быть подведены под правило исключения: отныне он уже недалеко от порога истинного Я. Мы видим, что при пользовании этим методом не обязательно иметь веру или идеал. Но и он небезупречен: в нем кроется та опасность, что он требует абсолютной беспристрастности в наблюдени- ях и соответствующих выводах. Если при пользовании им человек не будет после- довательно и неукоснительно соблюдать такую беспристрастность, он рискует еще больше запутаться в Иллюзии, и его положение только ухудшится. Результатом этих упражнений может стать то, что изменится структура его Личности, а связи между центрами, о которых шла речь в главе VII, ослабнут и в конце концов распа- дутся. Если магнитный центр окажется настолько слабым, что не сможет владеть ситуацией, человек потеряет в себе нравственную опору и начнет представлять серьезную опасность как для себя, так и для других. Подобный случай описан Христом в яркой притче о семи злых духах, благодаря которым последнее состояние человека хуже первого (Мф 12: 43 — 45; Лк 11: 24— 26). Второй метод — положительный. Он годится только «человеку № 2», у кото- рого центр тяжести психической жизни расположен в сердце. У такого человека может быть идеал, которого он стремится достичь. Для этого он попытается вновь собрать те элементы своей Личности, в которых ждут своего часа семена идеала. Данный метод — полная противоположность первому: он направлен не на исклю- чение неустойчивых элементов!, а на их синтез, или утверждение. Практикующего такой метод называют «горячим» (Откр 3:15), — по той причине, что он дает волю своим положительным эмоциям, являясь антиподом «холодному» аналитику, при- меняющему метод исключения. Здесь также кроется опасность, только иного рода: она есть следствие первоначальной ошибки в выборе идеала, связанной с самой позицией, в которой был сделан выбор. Если даже идеал был одобрен учителем, это ничего не меняет. Проблема заключается в недостатке искренности2 по отношению к самому себе. Глубокое расхождение между признанными и непризнанными целя- ми может вызвать внутренний разрыв, который при дальнейшем обострении при- ведет к расщеплению Личности. Беглый анализ этих двух рабочих методов выявляет всю важность бесприст- растия (той формы объективности, на которую способен человек) как необходимо- го условия искренности в эзотерической работе. Пренебрежение обоими этими качествами, в особенности по отношению к себе, служит источником множества почти непоправимых ошибок, изменяющих само течение человеческих судеб. В нас от природы заложена явственная склонность либо к беспристрастному суждению, либо к искренности. Эта склонность зависит от нашего типа и по сути определяет, какой из методов нам следует избрать. Не нужно при этом забывать, что склад нашей натуры обусловлен как наследственными факторами, так и особен- ностями нашего образования и воспитания. Это означает, что, применяя метод, 195 отвечающий нашей склонности, не следует игнорировать другой; оба они могут сыграть положительную роль в развитии человека, — правда, для каждого по-раз- ному. Существует еще одна причина возможной путаницы, в практическом отно- шении весьма немаловажная. Зачастую мы полагаем, что достаточно собрать тео- ретическую информацию по части эзотерики, и она сработает сама собой, как ле- карство, без всяких усилий с нашей стороны. Это типичная ошибка в понятии. В действительности эзотерическая работа требует постоянных усилий в направлении анализа и синтеза каждой «крупицы» успеха, которую мы подберем по дороге к Пути Влияния, которым нас постоянно и в преизбытке подвергает «широкий путь», перемешаны и искажены Выбор между ними позволяют сделать имеющие- ся у нас определенные ресурсы и некоторая свобода действий, а также некая сила, именуемая вниманием. Внимание — единственный настоящий капитал, которым мы обладаем и который можно употребить во благо или во вред Но чаще всего мы даже не можем сказать, используем ли его вообще: он уходит сквозь пальцы. Одна- ко именно внимание особенно необходимо для контроля над отрицательными эмоциями, которые истощают нас и вызывают порою серьезнейший расход энергии, накопленной ценою многих усилий. Бывает, что дело даже доходит до самого настоящего внутреннего краха. Только благодаря неослабному вниманию мы сможем пресечь отрицательные эмоции тотчас, едва они появились, после чего освободившееся место понемногу заполнится положительными эмоциями, кото- рые обогатят нас и приумножат силу, необходимую для продолжения эзотеричес- кой работы



Похожие:

ч3гл17 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч3гл17 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч3гл17 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов