ч3гл18 icon

ч3гл18



Названиеч3гл18
Дата конвертации29.07.2012
Размер42.76 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВА XVIII

w

Одним из важнейших разделов науки о Пути, о его разыскании и о дальнейшем
по нему восхождении является вопрос взаимоотношений мужчины и женщи-
ны, как он рассматривается с эзотерической точки зрения. Этой проблемы мы уже
касались и к ней еще не раз вернемся, поскольку в ней сосредоточен один из цент-
ральных вопросов, важность которого обычно недооценивают Как правило, имен-
но важнейшие вопросы ускользают от нашего внимания, в особенности если дело
касается проблем эзотерического характера. Объясняется это тем, что нынешний
уровень нашего бытия не позволяет нам вместить соответствующее знание. Поэ-
тому, в частности, неудивительно, что вплоть до сегодняшнего дня лишь немногим
открываются подлинный смысл и ценность Ветхого и Нового Завета. Можно без
преувеличения сказать, что даже специалистам доступны в лучшем случае пять-де-
сять процентов подлинного содержания Писания — по той простой причине, что
обычно от внимания того, кто его изучает, ускользают не только тайные, но и явные
к нему ключи

Об отношениях между мужчиной и женщиной именно с эзотерической точки
зрения предельно ясно сказал св. Павел. В передаче Павла у каждого из апостолов,
которые после Пятидесятницы, вполне очевидно, стали людьми 7-го или как мини-
мум 6-го уровня, имелась «сестра жена» (I Кор 9: 5). Затем он резюмирует (11: II):

«Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе»1. Здесь мы снова
сталкиваемся с идеей, которая запечатлена в пересказанном Платоном мифе об
Андрогине.
Следует сказать со всей определенностью, что эзотерическая эволюция невоз- можна без участия в ней как мужского, так и женского принципа. Для начала подчеркнем, что если виновник Грехопадения не один Адам, как принято считать, а вместе Адам и Ева, причем на каждом из них своя доля вины, то совершенно так же искупление не является задачей «только» мужской или «только» женской: это общая задача обоих полов, каждая пара конкретных представителей которых обра- зует один из бессчетных вариантов архетипа — Адама и Евы, первой супружеской четы. Попытаемся, следовательно, уяснить роль как мужского, так и женского пола в эзотерических трудах, имеющих целью великое Искупление, — по аналогии с той ролью, которую мужчина и женщина играли при Грехопадении. 1 Необходимо отметить, что этот текст видимо противоречит канонической практике — в частности, монашеской, — попытка объяснения чему будет нами дана позже «Сестры-жены» не было ни у апостола Павла, ни у Иоанна Крестителя Они принадлежали к тем достигшим высокой ступени эволюции избранным, на которых возложена особая миссия сознательного участия в Таинстве Пресущеапвления [Mystery ofRealizahon] под руководством Мессии 197 Прежде всего заметим, что мужчина идет к своей цели напрямик —так сказать, без церемоний, — способность, которой женщина лишена. Чтобы достичь нужной цели, женщине желательно найти мужчину — потенциального единомышленника, с помощью которого она и достигнет своего вместе с ним. В качестве такого еди- номышленника-соратника может фигурировать муж, брат, близкий родственник, духовный наставник, монах или священник, вообще человек с эзотерической жил- кой или эзотерическим опытом. Рис.50 Иными словами, роль женщины при восхождении к Искуплению зеркальна той, какую она сыграла при Грехопадении. Это роль вдохновительницы. Для жен- щины, с ее живым воображением, открыт изнутри сам принцип Иллюзии, вкусив от плодов которой она предложила их своему мужу; это и было падением, с кото- рого начался долгий путь познания — а именно плод Древа познания Добра и Зла. Здесь, собственно, речь вновь о проницательности, без которой на эзотеричес- ком пути невозможно достичь сколько-нибудь ощутимых результатов. Суть зат- руднения в том, что у человека от природы отсутствует врожденное понятие Добра и Зла, их инстинктивный критерий. Всякий свет, вспыхивающий в его глазах, неот- делим от тени. Это первопричина заблуждений даже тех, кто помимо порядочнос- ти, доброты и глубокой веры одарен еще и ясным разумом. И в самом деле, даже при искренних усилиях решить какую-то проблему мы всегда найдем примерно равное число аргументов как за, так и против любого варианта — вплоть до того, что мы не в силах принять никакого решения и вообще наконец от этой затеи отказываемся»^;^ majorem diaboh gloriam1... Или же человек обычно инертный и безучастный, душа которого не направляется руководящей идеей, вдруг ни с того ни с сего принимает такие решения, которые определяют его жизнь на десятки лет вперед. Для того, кто ищет Путь, такая безответственность заведомо невозможна. Этот поиск является перманентной целью, так что даже при заведомой относитель- 198 ности его суждений такой человек практически вполне способен определить для себя понятия положительного — т. е. добра — и отрицательного — т. е. зла: для него Добро — это все, что ведет его к поставленной цели или может способствовать ее достижению; все, что уводит в сторону, задерживает, останавливает, отбрасыва- ет его назад, и вообще все, что создает материальные или психологические препят- ствия на пути к цели, для него является Злом. Это вообще универсальный критерий; но в особенности он приложим к поис- кам Пути. (2) Чем дальше человек продвигается по пути эзотеризма, тем более глубокими и интенсивными становятся его переживания, тем более обостряется его внут- ренняя восприимчивость. Если раньше внутренние потрясения1 проходили без осо- бых последствий, то теперь они могут стать для него настоящим испытанием — испытанием на совесть. Случается, что у человека не хватает воли выстоять в этой внутренней борьбе между утверждением и отрицанием, — борьбе столь серьезной и всепоглощающей, что она способна погрузить в глубочайшее уныние, заставив во всем сомневаться, — и тогда он отказывается ее продолжать. На самом же деле именно эта борьба ему крайне необходима. Она вызывает растущее внутреннее напряжение, которое, дос- тигнув пика, кажется физически невыносимым. Именно в этот момент трение меж- ду «железными опилками» — различными элементами Личности — становится столь интенсивным, что вспыхивает искра, а затем — пламя в сердце. Разлившийся по всему «тиглю» психики огонь в конце концов вызывает уже упоминавшуюся плавку, которая, при условии нормального хода эзотерической работы, есть ощути- мый показатель достигнутого в ней первого и весьма значительного успеха. Если работа парная, т. е. выполняется полярными существами — мужчиной и женщиной, то роли у обоих разные и одинаково важны. Как вдохновительница, женщина будет всегда поддерживать, а то и тормошить мужчину в периоды разо- чарования в работе, которая при правильном ее выполнении неизменно соответс- твует Закону Семи. От женщины будут исходить, так сказать, дополнительные толчки2, которые становятся необходимыми в те моменты, когда работа вот-вот остановится, несмотря на все усилия мужчины. Можно сказать, что если такого рода сотрудничество установлено с самого начала, то оно углубляет и подчеркивает полярность обоих —т. е: в женщине женское, а в мужчине мужское начало. Следует добавить, что ныне, в преддверии Цикла Святого Духа, когда все дурное должно пасть и разрушиться (даже то, что было сделано из самых, может быть, благих побуждений), проблема подлинной полярности пар и ее реализации 199 особенно значима. Мужчина и женщина, которые по видимости реализовали свою полярность, не могут быть вполне в этом уверены до тех пор, пока каждый из них не станет по крайней мере «человеком № 4», достигшим порога 5-го уровня. Дело в том, что; являясь в сущности1 полярными, оба они несут с собой прошлое, которое омертвляет истинное .Я чужеродными наслоениями. Только при последовательном избавлении от этих наслоений истинная сущность2 каждого начнет просвечивать все более ярко, по мере освобождения от мрака наполняя обоих все более ослепи- тельной радостью узнавания и открытия, так что их взаимная любовь будет расти неуклонно, превращая путь эзотерических трудов в путь Торжества. В этом Романе — Романе в настоящем смысле слова, т. е. как органическом синтезе любви плотской и духовной — победа Рыцаря во многом, если не во всем, зависит от того, что предпримет Дама. Ее утонченной, артистической интуиции откроется истинный смысл любви: любить всем существом, вплоть до полного слияния3, в триумфальном движении к общей цели. Такую женщину (и это чрезвычайно важно) вряд ли устроит в любви пассивная роль и выжидательная позиция наблюдателя. (3) Теперь рассмотрим общие указания относительно Пути, которые даются Вос- точной Православной Традицией. Как уже было сказано, по ее учению Путь один. Однако к нему ведут три тропы Доступа, в соответствии в тремя основными типами внешнего человека. Путь изображается в виде реки, впадающей в Океан тремя рукавами. Река берет исток в высокогорном озере; в его безмолвной глади отражается небо. Чтобы из Океана добраться до устья реки и ее рукавов, нужно вначале перейти вброд отмель, а затем долго петлять в лабиринте из множества островков и рифов. Рис, 51 Океан, в который впадает река, — это Океан Неведения. Три рукава реки — три первых Евангелия, река — четвертое, от Иоанна (Богослова), Озеро Безмолвия — «Откровение» св. Иоанна же. Каждое из трех синоптических Евангелий соответствует определенному типу внешнего человека: №№ 1, 2 или 3. Евангелие от Иоанна относится к «человеку № 4»; к «человеку № 5» относится «Откровение», образы и символы которого доступны восприятию только высшего эмоционального центра. Поскольку такое восприятие по своей природе трансцендентно, сообщения данного уровня Созна- ния нельзя перевести на человеческий язык. «Откровение» — передача наиболее трансцендентного знания, какое вообще можно выразить в словах. Бесполезно пытаться понять «Откровение» с помощью личностных центров. Его чтение может принести пользу только человеку, перешедшему с четвертой ступени на пятую. Каждая из трех троп Доступа (т. е. каждый из рукавов реки), ведущих к Пути, заранее предназначена для одного из трех основных человеческих типов: первая — для «человека № I», вторая — для «человека № 2», третья — для «человека № З». В соответствии с эзотерической Традицией, все три синоптических Евангелия служат путеводителями к тропам Доступа и, следуя этим тропам, к самому Пути — к четвертому Евангелию. Каждому из четырех евангелистов сопутствует, в ка- честве отличительного знака, своеобразный символ написанного им Евангелия и первый к нему ключ: • Лука изображается в сопровождении Быка; написанное им адресовано «чело- веку № I»; • Марка сопровождает крылатый Лев; адресат — «человек № 2»; 201 • Матфею сопутствует Человек^; адресат — «человек № З»; • Иоанна охраняет Орел; адресат — «человек № 4». По учению Традиции, Новый Завет — это Книга за семью печатями. Это означает,что изучать его необходимо в семь последовательных этапов — всякий -разот начала до конца с помощью иного ключа. Первые ключи даны в виде описан- ных выше символов. При правильной работе над соответствующим его типу Еван- гелием человек, перечитывая раз за разом евангельский текст, всякий раз будет находить новый ключ, открывающий дверь к следующему этапу. Из сказанного вытекает, что развитие в сторону Сознания есть перемещение из области следствий в область причин. Другими словами, это восхождение по лест- нице, ведущей от изделия к изготовителю: ступенька за ступенькой от механичес- кого существования, то есть Смерти, к существованию, управляемому созидатель- ным духом, то есть Жизни (Ин 5: 24). (4) С темой, которую мы обсуждали, тесно связан вопрос о цели. Какова цель жизни? Что может быть ее целью? Без цели, как она понимается в эзотеризме, жизнь бессмысленна, и уже осознание этого позволяет различать прямые2 и косвенные3 цели человеческого существования. Косвенные цели преследует все человечество; это общий случай. Человек плы- вет по течению жизни. Сам того не сознавая, он служит интересам Природы, учас- твуя в «житейской комедии» — в круговороте рождения— любви— смерти, тем самым способствуя развитию Луча Творения. Существует, напротив, непосредственная, собственная цель, которую указыва- ют те особые случаи, когда человек противостоит общему потоку жизни, в одиноч- ку и наощупь взбираясь по лестнице проявленного бытия —если, конечно, вначале ему удастся нейтрализовать в себе то влияние, которое оказывает на всю органи- ческую жизнь Луна. Обнаружить, осмыслить, сформулировать и поставить перед собой непосредственную4 цель человек может лишь ценой сознательного усилия. Обе эти возможности, открытые перед человеком, изображает следующая схе- ма5: 202 Рис.52 Собственная цель в итоге одна, но ее достижение — процесс длительный и многоступенчатый. На этой дороге человек, стремящийся достичь Пути, обязан сформулировать для себя ближайшие и последующие собственные цели, которые, если не будет возражений, одобрит учитель. Каждый раз необходимо ставить в центре своего внимания одну-единственную цель, достижение которой на данном этапе соразмерно человеческим силам. У этого метода много общего с тем, как готовят диссертации. Вот несколько примеров возможных непосредственных целей: • стать хозяином себе; • обрести творческий дух, или источник вдохновения; • вывести психологические процессы на уровень бодрствующего сознания; • приобрести новые способности («дары духовные», как называет их св. Павел); • стать активным участником какой-нибудь эзотерической работы; • полностью переродиться и т. д. Чем успешней продвигается эзотерическая работа, тем более сложными граня- ми раскрывается в человеке и раскрывает человека все более ясная цель, сформу- лированная в самом начале. Как только изменения в сознании ученика начинают требовать таких модификаций, он тотчас должен обратиться за советом к учителю. (5) При выявлении и формулировке этих индивидуальных целей и задач человеку необходимо представить показатель общих условий доступа к эзотерической работе. Даже если он найдет учителя, который возьмется им руководить, он не продвинется далеко, если будет направлять свои усилия только на сбор инфор- мации и формирование умения. Его положение можно сравнить с положением сту- дента университета. Закончив учебу и получив ученую степень, выпускник обычно пытается применить полученные знания плюс умение в жизни. Точно так же и в области эзотерики: получив напутствие учителя, ученик обязан найти способ при- 203 менить накопленные знания на практике. И хотя он обязан будет и впредь постоян- но советоваться с учителем, ему не следует забывать о четвертом правиле, касаю- щемся личной инициативы: он должен не выжидать, а активно участвовать в той илийнойформе эзотерической работы, проводимой сегодня в мире. В нашу эпоху таких форм работы две. Одна из них напоминает сооружение и обустройство Ноева Ковчега шесть тысяч лет назад. Как и в далеком прошлом, эта работа состоит в сборе всех накопленных знаний и опыта, их обработке и сохранении для последу- ющей передачи новым поколениям. Другой вид эзотерической работы, к которой человечество вплотную подошло с начала нашего века, точнее, со времен Первой мировой войны, направлен на формирование нового типа человека. Проблему нового человека ставит перед нами сама логика истории. Мы попытаемся пролить свет на частные аспекты этой проб- лемы, от правильного решения которой зависит будущее человечества. Такой анализ имеет огромное значение потому, что нам, даже если мы этого не сознаем, необходимо составить четкий план подготовки к будущему. Новое поко- ление, появившееся после Второй мировой войны, может и должно дать первых представителей элиты, которая возьмет на себя ответственность за судьбы челове- чества начиная с Цикла Святого Духа, наступающего вслед за нынешним Циклом. Этот анализ позволит нам очертить всю проблему целиком и вписать ее в истори- ческий контекст. Затем, двигаясь от общего к частному, мы сумеем лучше понять смысл эзотерической работы по нынешнему формированию этой новой элиты. И наконец, мы узнаем, какую лету смогут внести в общее дело те, кто вовлечен в поиск Пути. (6) Образ этого мира изменчив. Все меняется. У нас на глазах эти изменения угро- жают самим основам старого строя. Технический прогресс движется семи- мильными шагами, и никто не знает, как его обуздать. Новые источники безгранич- ной энергии и автоматизация промышленного производства преобразуют или мо- гут вот-вот коренным образом преобразовать все стороны жизни человеческого общества. Возможно, в недалеком будущем борьба за существование, этот неумо- лимый общечеловеческий фактор земного бытия, отойдет в область преданий. С самого рождения человек будет обеспечен всем необходимым. Все, что считается сегодня роскошью, завтра будет раздаваться даром. Такая перспектива может показаться весьма привлекательной, а может и испу- гать хуже привидения. Предположим, что необходимость добывать хлеб насущ- ный, занимавшая человека до последнего времени и автоматически сдерживавшая его животные инстинкты, вскоре в самом деле исчезнет. Что же станет делать человек, избавленный наконец от непосильного ежедневного труда? Расхожая кон- статация — то, что с повсеместным сокращением рабочего дня непосредственно связан рост преступности. В период ежегодных отпусков повышается количество несчастных случаев и нравы вообще становятся более свободными. Все эти симп- 204 томы достаточно выразительны. Может быть, «освобожденного» человека у дастся уберечь от самого себя, расширив его досуг? Но в конечном итоге таких усилий человеку вскоре надоест полная автоматизация плюс четыре, если не шесть выход- ных в неделю, и он поймет, что все, что ему нужно для отдыха, — это дважды в неделю четыре-шесть свободных часов в день. Как человеку сохранить равновесие в общественной жизни, если будет перек- рыт этот предохранительный клапан—неустранимая необходимость зарабатывать на жизнь? Трудно сказать. Предположения на этот счет очень неопределенны, и те, кто возглавляют промышленную, общественную и политическую сферы и несут за них ответственность, пока еще не предложили сколько-нибудь серьезных вариан- тов выхода из близящегося кризиса. Ясно одно: давление, оказываемое на человека природой, то есть божественной Волей, нельзя подменить каким-нибудь человечес- ким принуждением — например, в виде полицейских мер. Решение этой проблемы необходимо искать на более высоком уровне. Изложим вкратце ее суть. Полная автоматизация производства имеет своим ближайшим следствием ослабление политической и общественной власти денег. Почему же для нынешнего человечества деньги по-прежнему составляют предмет культа? Деньги служат эквивалентом человеческого труда и позволяют тем, кто имеет к ним доступ, без особых препятствий приобретать его продукты. Если же откроется возможность вообще обходиться без какой бы то ни было затраты чело- веческого труда, деньги неминуемо утратят свою покупательную способность. Тех- нологический прогресс будет гарантировать каждому новому члену общества лег- кую жизнь и удовлетворение едва ли не всех его материальных потребностей. Уже одно это является ярким симптомом того, что человечество достигло важ- нейшего поворотного пункта в своей истории. Если деньги утратят покупательную способность, они неизбежно утратят тем самьм политическую и общественную власть. Реальная власть в современном мире принадлежит меньшинству, которое обладает деньга-ми, т. е. капиталистам, или тем, кто караздает, т. е. коммунистам. По мере автоматизации соперничество между капиталистами и коммунистами бу- дет постепенно терять свое значение, пока не упразднится само собой, лишившись своего предмета. Кто же в таком случае составит правящую элиту новой эры? Иными словами, есть ли такая сила, которая могла бы заменить жестокую власть денег? Последним переломным этапом в становлении христианской цивилизации, ко- торый можно соизмерить с нынешним, был переход от средневековья к Новому времени. Этот переход от XIV-го века к концу XVII-ro — началу XVIII-го открыл новую страницу современной истории. Проследим в общих чертах процесс заме- щения (или вытеснения) старой средневековой элиты современной. В эпоху средневековья представителем элиты был рыцарь. В те времена, когда деньги еще не завладели общественной и частной жизнью человека, правящий класс состоял из рыцарей, или дворян. «Благородный» в современном языке все еще означает «бескорыстный». Средневековый дворянин отличался не только кре- постью духа, но и простой физической силой: таскать на себе тяжелые доспехи, 205 свободно обращаться с увесистым мечом, копьем и т. п. было для него делом само собою разумеющимся. Если не считать некоторых негативных примеров, составля- ющих исключение, рыцарь как сюзерен, т. е. господин над вассалами благодаря его силе и оружию, подчинялся только Церкви и ее уставу. Он обязан был защищать слабых и угнетенных и регулировать общественную жизнь, основанную на труде крестьян и ремесленников. Правда, особым интеллектом типичный рыцарь эпохи «высокого средневе- ковья» не отличался. Крупные земельные магнаты чаще всего были безграмотны; их умственный уровень едва ли превышал уровень, скажем, современного чемпио- на по боксу. СвоеобразньбГэкзамёном — отбором достойнейших среди элиты — были разве лишь рыцарские турниры — прообраз нынешних спортивных соревно- ваний. Происходили они при дворах принципалов, на глазах, конечно, у прекрас- ных дам. Простой же^народ турнирами не слишком интересовался. С началом эпохи Ренессанса, ознаменовавшимся необратимым процессом се- куляризации, идеалы средневековых рыцарей померкли, а затем и вовсе стали пред- метом насмешки новоявленной элиты. Романом «Дон Кихот» Сервантес поставил крест на представлениях о рыцарекак главном носителе и эталоне культуры. Место физической силы заняли все более ценимые интеллектуальные способности, уста- новившие новую социальную иерархию. Опираясь на крепнущую уверенность в своем превосходстве над предыдущим психическим типом1, человек новой эпохи открыл новые области человеческой деятельности: исследование природы; все более хитроумные вычисления; подсчет выгоды, ранее презренной, — например, барышей; все это, в виде красноречивого итога, в сопровождении нового понятия о комфорте и роскоши, в чем Запад превзошел увиденное в крестовых походах. Та- кого рода факторы послужили новыми критериями, на которых этот новый человек строил свою шкалу ценностей. Деньги, о которые Церковь, по свидетельству св. Фомы Аквинского, запрещала марать руки рыцарю, становятся основным мотивом деятельности элиты. Новый человек поставил свои личные интересы выше общес- твенных, служение которым раньше считалось священным долгом рыцарства. Прежняя система рухнула. Физическая сила рыцарей и не подвергавшийся сомнению авторитет Церкви в светских делах уступили место культу интеллекта. Возник рационализм. Поскольку же разум от природы агностичен, Религия, обла- давшая ранее верховной властью, уступила место Науке. Победа досталась Науке нелегко. В споре, длившемся несколько столетий, Религия пыталась отстоять свое первенство. Роковую роль в ее поражении сыграло то, что пользовалась она давно устаревшими методами, прибегая, как к главному аргументу, к физической силе: рыцарский меч (потерявший, так сказать, удельный вес с появлением огнестрельного оружия) она заменила огнем Инквизиции, тем самьм лишив себя опоры и убедительности рационального обоснования. Это внут- реннее противоречие привело к бунту разума, что отразилось в Реформации. Раци- онализм одержал верх во всех сферах человеческой деятельности. Если в 1600 г. 206 Джордано Бруно сожгли на костре, то два столетия спустя, в новом обществе, Вольтер был вознесен на вершину почестей. Университеты и колледжи, создавав- шиеся некогда усилиями Церкви и под ее эгидой, стали цитаделями светской науки и свободомыслия. Победа Просвещения над грубой силой была обеспечена, прежде всего, побе- дой мировоззрения новой элиты, сформулированного его апологетами Дидро и д'Аламбером, авторами знаменитой «Энциклопедии», — мировоззрения, где во главу угла был положен культ материальных ценностей и всеохватывающий трез- вый расчет. Это с неизбежностью привело новый мир к социальной Революции, в результате которой крупная буржуазия и носители идеалов Просвещения беспово- ротно вытеснили дворянство. Так был завершен длительный процесс формирова- ния новой элиты. С ее приходом к власти основные интеллектуальные силы Запада были направ- лены на промышленную революцию, вызвавшую очередные изменения в картине мира. Однако наука, совершившая с тех пор подлинные чудеса в области техно- логии, т. е. используемых средств, так и не выработала сколько-нибудь эффектив- ные методы контроля над самим их использованием. Она гарантирует неуклонный рост материального благосостояния, но ничего не дает в плане соответствующей новой организации общества, при которой человек был бы избавлен от необходи- мости в поте лица своего добывать хлеб насущный. Деятель умственного труда, человек науки, создал машину, но сегодня машина стала силой, над которой он больше не властен. Это значит, что и прежний правя- щий класс уже не способен властвовать в том мире, рождение которого мы наблю- даем. Сама логика истории требует формирования новой правящей элиты. Мы все еще не определили существенные особенности этого нового человека и не предста- вили себе надлежащий порядок вещей в новой эпохе, начало которой возвещено такой же молнией, которой были ознаменованы скрижали Закона, когда Моисей получил их на горе Синай. На этот раз в руках человеческих — молния мирового пожара, испепелившая Хиросиму и Нагасаки. Расширим эту аналогию. Мы сказали, что преобразование правящего класса со времен «высокого средневековья» до создания «Энциклопедии» было вызвано пот- ребностью в появлении человека нового типа: интеллектуала, человека науки. Та- ким же образом в древности Философия уступила свой царский венец Религии, которая, в свою очередь, сошла со сцены на закате средневековья с приходом Нау- ки. Существуют всего четыре универсальных способа восприятия и изучения внешнего и внутреннего мира человека: Философия, Религия, Наука и Искусство. Мы видим, что при смене цивилизаций фокус интересов элиты и центральная точка приложения ее сил перемещается из одной сферы человеческой деятельности в другую. Так устанавливается периодичность в истории цивилизаций. 207 В их последовательной смене примечательно поочередное господство чело- века второго типа и «человека№ З». Например, эпоха Платона несомненно несет на себе интеллектуальный отпечаток, как явствует из трудов, подобных «Пиру», который однако в общем решен в эмоциональном ключе. Затем следует период расцвета христианских чувств, достигший пика в средние века под знаком безус- ловного господства человека второго типа: рыцаря, менестреля или строителя собора. Этот накал эмоций ощущается с самого зарождения христианства и про- является уже в личностях апостолов. В эпоху Возрождения на смену второму типу вновь приходит третий, что находит крайнее выражение к ХГХ веку, когда стал безраздельно господствующим дух рационализма и позитивизма, ярчайшим пред- ставителем которого является Огюст Конт. Наконец, приближение Цикла Святого Духа связано с возвращением «человека № 2», носителя ценностей и критериев эмоциональной сферы, —однако в данном случае новая эпоха носит уже синтети- ческий характер, т. е. ее отмечает стремление вырваться из порочного круга и вернуться к нашим далеким предкам — людям четвертого типа, установившим общее равновесие механических, эмоциональных и интеллектуальных факторов и тенденций. Это дает ключ к некоторым аспектам Откровения — в частности, к тому, что подразумевается под тысячей мирных лет, в течение которых Сатана будет «скован» (Откр 20: 2). Нужно также отметить, что каждая из перечисленных тенденций носит в соот- ветствующую под ее знаком эпоху лишь преобладающий, а не абсолютный харак- тер. Скажем, ученый вне стен своей лаборатории может проявлять философские, художественные и даже религиозные наклонности, которые в той или иной степени отражаются на его научной работе, но в какой именно — трудно определить. Если рассмотреть всю совокупность научных трудов за какой-либо период, то мы так и не сможем установить, что в них является прямым результатом преобладающих философских концепций, а что — индивидуальной реакцией того или иного учено- го на эти концепции, т. е. его собственными соображениями и домыслами. Все это относится и к периодам под знаком преобладающего религиозного или философс- 208 кого мышления. То есть каждый такой период надлежит рассматривать не как проявление какой-нибудь человеческой, а именно типической тенденции в чистом виде, но как смесь определенных тенценций в различных пропорциях, что и будет адекватным отражением самого характера Космоса —Mixtus Orbis. В античном мире (т. е., по нашей схеме, в мире Философии) Религия и Наука были, если можно так выразиться, «офилософлены», поскольку в человеке древнос- ти главной его отличительной чертой был дух созерцания, не имеющий ничего общего с соображениями экономии (времени или денег). В средние века Филосо- фия и Наука сместились на одну ступень ниже Религии. Наконец, в Новое время философия и Религия, в свою очередь, подчинились Науке. Искусство отличается от всех перечисленных сфер человеческой деятельности тем, что в нем содержится каждая из них, притом без искажений. Только в эпоху под знаком Искусства чело- вечеству предоставляется возможность развить три вышеперечисленных вида дея- тельности в их максимально естественных формах, дополняющих друг друга в гармоничном ансамбле. Искусство, которое сегодня крайне обеднено, выхолощено и рационализировано, будет играть в будущем такую же главенствующую роль, какую сейчас играет наука. Им будут пронизаны и обогащены все категории чело- веческого сознания — вплоть до того, что эстетика поглотит этику. С наступив- шим расцветом новой эры крайне важную роль станет играть женщина. В таком случае, в частности, это значит, что представителем завтрашней элиты будет сверх- человек1 . Не нужно бояться этого слова. В глазах рыцаря времен Петра Пустынника современные ученые и техники, с их невиданными возможностями и средствами созидания и разрушения, перемещения тел и передачи мыслей наверняка показа- лись бы сверхчеловеками. Они развили новые, а именно интеллектуальные способ- ности, присутствовавшие в рыцаре лишь в зачаточном или неявном виде. В тех избранных, одаренностью которых держатся высшие классы, в целом обреченные на вымирание, также имеются в зачаточном виде новые способности. Полное их развитие есть предпосылка появления нового человека, дистанция между которым и современным технократом, финансистом, дипломатом, генералом или профессо- ром ничуть не меньше дистанции между нынешним интеллектуалом и средневеко- вым рыцарем. Может показаться странным, но если основным качеством, создавшим господ- ствующий сегодня тип интеллектуала, явилась способность к комбинирующему мышлению, то в близящемся Цикле отличительным новым свойством человека элиты станет способность к спонтанному интуитивному различению истинного от ложного. Такой человек предположительно будет наделен дарами духовными, о которых говорит св. Павел (I Кор 14:1) и благодаря которым существенно обогатят нынешнюю культуру те, кто автоматически станут во главе человеческого общес- тва. Их авторитет будет признан бесспорным так же, как в свое время был признан 209 авторитет пришедшего на смену рыцарю человека мышления, и по той же причине: в силу явного превосходства. (7) Технический прогресс ставит перед миром все более однозначную альтернативу. Если шаткое равновесие между различными тенденциями прошлого столетия восстановится и закрепится, жизнь в будущем либо целиком подпадет под демони- ческое влияние, а значит, неминуемо будет уничтожена в результате катаклизма, предсказанного апостолом Петром (II Петр 3: 13), — либо же она будет освящена1, и тогда возникнутй-новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (II Петр 3: 13). О необходимых и достаточных условиях к реализации первой возможности, способной вовлечь весь мир в глобальную катастрофу, можно не говорить: они налицо. Куда менеереальна возможность освящения. Чтобы возникла новая земля, необходимо успеть нейтрализовать, если не преобразить в человеке звериные инс- тинкты еще до того, как будет упразднена необходимость труда и человечество получит массу свободного времени. Наблюдаемые сегодня экономические тен- денции, как уже говорилось, должны по логике вещей привести к хаосу, при кото- ром прежде всего потеряют власть деньги и правящий класс, после чего воцарится анархия, которая и послужит прелюдией к катастрофе. Новая элита, призванная предотвратить эту смертельную опасность, грозящую человечеству, может быть сформирована только сознательными усилиями, направ- ленными на приобретение новых качеств, о которых мы говорили выше. Эти уси- лия должны удовлетворять принципу Равновесия, согласно которому за все нужно платить соответствующую цену. В новую эпоху среднестатистический человек бу- дет, вероятнее всего, жить по-прежнему не нуждаясь в Истине и вне Истины до тех пор, пока сможет скрывать свои мысли; однако их легко сумеет прочитать любой, кто достиг степени культуры, сопоставимой с уровнем современного университет- ского преподавателя. Эта новая культура будет основана на усвоении громадного человеческого опыта, накопленного в течение многих тысячелетий, а также систематическом раз- витии новых способностей, которые до настоящего времени проявлялись лишь частью и спорадически, а потому и не применялись на практике для организации человеческого общества. Вся завтрашняя элита должна родиться свыше2, как гово- рил Христос Никодиму (Ин 3:3). (8) Согласно эзотерической Традиции, любая цивилизация — не что иное, как про- екция личностного, множественного «Я» человека элиты на внешний мир. «Я» интеллектуала иное, нежели «Я» рыцаря. В будущей цивилизации под знаком Ис- 210 кусства, вдохновленного сакральным, «Я» человека элиты будет радикально отли- чаться от «Я» трех человеческих типов предыдущих эпох. Как уже говорилось, у нового человека появится сознание истинного, т. е. неизменного и непоколебимого ^вместо «Я» личностного, неустойчивого и множественного, возносимого ныне на щит. Иными словами, здание будущей цивилизации будет построено элитой не на песке, а на камне (Мф 7: 24— 29; Лк 6: 48) — на сознании истинного Я — искры Божества. (9) Следует сказать о том преимуществе, которым обладает «человек № 2» в пере- ломные эпохи, подобные нынешней. В силу внешних условий, когда в центре внимания (по крайней мере на Западе) интеллектуальное развитие и спорт, ему сравнительно легче достичь внутреннего равновесия. Понятно, что в современном крайне рационализированном мире способности «человека № 2» недооценивают, и он, чувствуя себя не у дел, редко добивается успехов. Однако если он научится нейтрализовать влияния-«А» (особенно мощных в настоящее время), отбирая и впитывая влияния-»В», сама его эмоциональная натура позволит ему гораздо легче и быстрее добиться равновесия между низшими центрами, — что для «человека № З» в «мире № З» намного труднее: ведь благодаря самой его врожденной пред- расположенности, гипертрофированной соответствующим воспитанием, образова- нием и интеллектуальной по преимуществу средой, он становится в конце концов существом явно ущербным. Вот в чем глубинная причина слабости правящего класса, не способного сегодня стабилизировать иуравновесить жизнь человеческо- го общества, хотя, казалось бы, технический прогресс дает все необходимые для этого материальные средства. Аналогичным образом дело обстоит и с женщиной, поскольку современный мир, где женские эмоции становятся особенно утонченными, предоставляет ей все возможности для быстрого прогресса в эзотерической области: общая тенденция к развитию интеллектуальных качеств в сущности благоприятствует равновесию ее центров — если только, разумеется, при повсеместном культе науки она не утратит женской эмоциональности и не станет руководствоваться одним лишь холодным расчетом. Это сохранение женского начала в женщине (как и мужского — в муж- чине) есть своеобразный тест, при помощи которого осуществляется отбор наи- более достойных. Такой женщине противопоказаны мужская менгальность и тем более отождествление с нею. Неженский ум в женщине исключает возможность ее эзотерического развития. Тип женщины с мужским складом ума, к сожалению, широко распространен в современном мире, равно как и тип женоподобного муж- чины, и представляет собою то, что в Традиции называется нейтральным полом. Союз между такими патологическими типами создает антипод А ндрогину — вер- шине освященной и обоженной человеческой силы1. Для таких Царство Божье закрыто (I Кор 6: 9). 211 (10) Развитие Тритокосма, то есть органической жизни, протекает в целом парал- лельно развитию Микрокосма, или земного человека, возможные стадии эво- люции которого нами уже были проанализированы. Было бы небесполезно прос- ледить путь, каким развивается человечество в своей совокупности, поскольку оно образует существенный элемент органической жизни и от его позиции при ре- шении общечеловеческих проблем зависит сама судьба нашей планеты. Мы уже видели, что судьба всего человечества в целом связана с формированием новой элиты, которая была бы способна решить проблемы нынешней эпохи. С какой стороны ни подходить к этому вопросу, в конечном итоге мы все равно столкнемся с проблемой нового человека. Мы видели, что\эзотерическое развитие человека начинается с образования в нем магнитного центра — нового центра сознания, иногда именуемого также чет- вертым центром. Аналогия с магнитом указывает на то, что на определенном этапе развития этот центр притягивает к себе все 987 дробных «я», а затем формирует из них некое новое образование^резбнирующее с влияниями-«В». Магнитный центр обычно развивается в нормальном режиме: стадии такого развития описаны в главе VI. В исключительных случаях он может впрочем вновь распасться и раствориться в хаосе одержавшей верх Личности, хотя и это не явля- ется необратимым. Причина такого распада всегда одна и та же — двойственная ориентация индивида в момент образования магнитного центра. Совпадающие с эгоистическими мотивами и их питающие влияния-«А» всегда наготове, чтобы осквернить, а затем и уничтожить новорожденныйл^огнм/иный центр. Эта внутрен- ная борьба приводит к таким внутренним страданиям и конфликтам, которые мож- но облегчить только его растворением. Опираясь на полученный отрицательный опыт, человек может восстановить в себе магнитный центр, однако лишь после очередного внутреннего крушения1, которое будет повторяться всякий раз, пока влияния-«В» не превратятся наконец в его единственное убежище — «клеть», в которой магнитный центр будет необратимо утвержден. Побывавший на краю бездны впредь будет держаться от нее подальше, узнав истинную цену тому, что его спасло. Если взглянуть на все человечество как на единое существо, мы увидим, что в нем происходит совершенно сходный процесс образования магнитного центра, сопровождающийся борьбой, страданиями, растущей тревогой и всеми симптома- ми тотального^раха2. Идея создания международной организации, которая смогла бы управлять человечеством в соответствии с высшими принципами, зародилась довольно давно. Первой попыткой ее осуществления стал «Священный Союз», цели которого были далеко не идеальными, что и ускорило его распад. Почти столетие спустя, в 1898 г., состоялась Гаагская конференция, на которой ее иници- 212 атор — Россия — впервые вывела на международный уровень проблему ограниче- ния вооружений: эта идея показалась тогда столь революционной, что участвовав- шие в конференции великие державы в конце концов ее отвергли, и все свелось лишь к провозглашению конвенции по охране женского труда. Десять лет спустя состоялась вторая конференция, которая также не принесла сколько-нибудь замет- ных практических результатов. Планировалось проведение третьей конференции, но этому помешала разразившаяся Первая мировая война, по окончании которой ее невиданные ужасы внушили государственным мужам мысль о создании постоян- ного международного органа, наделенного весьма широкими полномочиями. Так возникла Лига Наций. Этот зародыш международного магнитного центра под- вергся вскоре распаду и растворению вследствие полосы кризисов, подорвавших и без того слабый авторитет Лиги Наций, и в 1939 г. она развалилась. Только в 1945 г. после Второй мировой войны, стоившей человечеству 50 миллионов жизней, в Сан-Франциско была созвана новая конференция, где был принят Устав Органи- зации Объединенных Наций. Деятельность ООН как высшей международной инс- танции все еще нельзя назвать вполне соответствующей ее задачам. Ведь даже в человеке магнитный центр далеко не сразу берет под свой контроль все три центра со всеми их секторами. Всякий рост протекает во времени. Однако ясно одно: каким бы нападкам ни подвергалась сегодня Организация Объединенных Наций, никто не желает ее расформирования. И дело не в том, что многие, скажем, в общем удов- летворены достигнутыми ею результатами или же верят, что этому международно- му политическому органу уготовано блестящее будущее. Просто весь мир хорошо сознает — если бы не ООН, международное положение могло бы еще более ухуд- шиться и возросла бы опасность Третьей мировой войны, которая на этот раз, по всей вероятности, охватила бы ядерным пожаром всю планету. Организация Объединенных Наций представляет собой центр, аналогичный зачаточному магнитному центру в том, кто занимается эзотерической работой. С этим центром нельзя не считаться и его нельзя упразднить, разве только руководи- тели того или иного лагеря будут признаны душевнобольными. В идеале междуна- родная Организация должна лишь крепнуть в испытаниях разного рода опасностя- ми и кризисами. Некоторые признаки позволяют надеяться, что со временем ООН станет организацией в подлинном смысле слова мировой, способной завоевать над- государственный авторитет и обеспечить справедливый и прочный мир на нашей планете, после чего ее непосредственной задачей и функцией будет координация конструктивных усилий всего человечества. Такое ее назначение будет реализова- но в полной мере только последующими поколениями, когда сфера компетенции в регулировании общественно-политических процессов будет принадлежать новому человеку. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса выходит за пределы нашего иссле- дования, для целей которого вполне достаточно самой констатации сходства между образованием магнитного центра в человеке и международной организации в теле человечества. 213 (11) Приведенные здесь соображения указывают, кажется, достаточно ясно, где именно должен быть расположен центр тяжести эзотерической работы: ее пер- вейшая задача — сосредоточение усилий, направленных на формирование челове- ка нового типа. Однако такое формирование невозможно без работы над собой — ею оно обусловлено и с нее начинается. Это нить Ариадны. Сознательные личные усилия — в особенности усилия двух полярных существ, вообще совместные усилия целеустремленно ищущих Путь — отмечают маршрут для тех, кто искренно желает помочь в разрешении задачи искупления, предстоя- щей сегодня эзотерикам всего мира.



Похожие:

ч3гл18 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч3гл18 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч3гл18 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов