ч3гл19 icon

ч3гл19



Названиеч3гл19
Дата конвертации29.07.2012
Размер23.48 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВА XIX

(1)

Между Знанием эзотерическим и знанием чисто интеллектуальным имеется
существенное различие. Интеллектуальное знание не зависит от морально-
нравственных качеств всякого, кто к нему приступает и затем овладевает им. По-
рочность или лицемерие никак не могут служить препятствием для научного отк-
рытия. Вот почему интеллектуальное знание не только не превосходит знание лишь
информативное, но и не претендует на это. Для его усвоения требуются только
интеллектуальные усилия. Природа эзотерического Знания совершенно иная. Для
его понимания — т. е. правильного усвоения — недостаточно одного лишь интел-
лектуального усилия: необходимо еще участие нашего бытия. Это, в первую оче-
редь, относится к той практике, которая составляет неотъемлемую часть данной
работы. Мы также не должны забывать, что лежащее у истока Традиции эзотери-
ческое Знание —плод Откровения —это Слово1 живое. Едвалишь его семя найдет
в нас благодарную почву, оно начинает свою незаметную работу и, спим ли мы или
бодрствуем, исподволь преображает нас.

Интеллектуальное знание по своей природе объективно, т. е. оно не зависит от
Личности ученика или ученого, будучи по отношению к ней внешним. Эзотеричес-
кое же Знание всегда субъективно, поскольку в нем объект изучения — сам изуча-
ющий. Объективным оно становится лишь с того момента, когда Личность изуча-
ющего достигает объективного уровня бытия, слившись с истинным^. Такое Зна-
ние в Традиции именуется водой живой (Ин 4: 10) — в отличие от мертвой воды
знания чисто интеллектуального.
В эзотерической работе однако необходимо и то, и другое; более того, ей во многом способствуют «строго научные» дисциплина мышления и методы исследования, — как, например, в данном случае, когда мы пользуемся методами психологии. Это, однако, не значит, что одно лишь рацио- нальное, теоретическое изучение эзотерической доктрины может само по себе вы- вести на путь развития. Эзотерическая наука превышает то знание и то понимание, которыми исчерпываются задачи и цели любой другой науки: в эзотерике они ценны лишь постольку, поскольку открывают доступ к умению. Поэтому эзотери- ческая наука отчасти напоминает науку прикладную, хотя такое сходство весьма условно, ибо если ученый или техник стремятся овладеть элементами внешнего мира внешними средствами, то внутренний человек приходит к аналогичным и даже более весомым результатам благодаря усилиям овладеть элементами своего внутреннего мира. Однако в обоих случаях действует один и тот же принцип: от теории — к практике, и в обоих случаях решающим является результат. 215 (2) При наблюдении себя и других с помощью средств, доступных внешнему чело- веку в состоянии борствующего сознания, он часто путает понятия быть и казаться. Реальное, пропущенное сквозь призму его Личности как некоего нераз- витого и несовершенного организма, кажется ему относительным. Для «человека №№ 1,2 и З» отличить реальное от относительного особенно трудно: не располагая критериями для такого различения, он заявляет, что «все относительно» —утвер- ждение, которое в таком случае направлено против истинности его собственных суждений. Чтобы постичь глубинный смысл понятий быть и казаться, необходимо обратиться к самому истоку Творения. Когда Проявление принимает форму твар- ной Вселенной, отношение Бесконечности к Нулю сменяется отношением беско- нечно большого к бесконечно малому: в количественном аспекте различие незна- чительное, но в качественном — весьма существенное. Когда эти два вида отноше- ний не различаются достаточно четко, возникшая путаница, углубляясь, проециру- ется со ступени на ступень вплоть до невозможности отличить подлинное бытие от кажущегося, из которых каждое служит отдаленным отражением указанных двух формул'. Отношение между соседними космосами не равно, как иногда утвержда- ют, отношению нуля к бесконечности: это именно отношение бесконечно малого к бесконечно большому. В этом отношении бесконечно малое уже не есть некое ничтожное количество. Для Микрокосма, то есть человека, его семя, то есть Мик- ро-микрокосм, не есть нуль: оно то, из чего происходит человек. Сходным образом человека нельзя рассматривать как нуль в отношении Тритокосма, или органичес- кой жизни на Земле. Человек широко преобразует его и даже стремится полностью им овладеть. Эти три соседних космоса образуют последовательную совокупность, а в определенном отношении — замкнутый цикл. Так, например, галактика вроде нашего Млечного Пути, представляющая собой Мегалокосм, образует замкнутый цикл в сочетании с совокупностью звезд, или множеством Дейтерокосмосов, из которых она состоит, и с планетарной системой каждой из них, то есть с гкМезо- космом. С другой стороны, галактика — это один из органов Макрокосма, или Большой Вселенной. Как мы уже видели (см. гл. IX), законов, которые управляют этой системой из трех последовательно развертываемых космосов, содержащихся в галактике, или Мегалокосме, вдвое больше, чем законов, которые управляют отношениями между различными галактиками в совокупности Агиокосма, заклю- ченного в Протокосме. В отличие от каждой галактики, управляемой шестью ком- плексами2 законов, этот Агиокосм, т. е. высший космос, управляется только тремя комплексами. Некоторые законы природы, которым подчиняются низшие космо- сы, не оказывают никакого воздействия на высшие3. Вообще в пределах каждой 216 триады космосов межкосмическое влияние может быть лишь непосредственным, с одной ступени на соседнюю. Так, например. Микро-микрокосм нисколько не влия- ет на Тритокосм. (3) В предельном обобщении отношение между Бесконечно Малым и Бесконечно Большим, выражаемое в терминах динамики как вечное циклическое движе- ние, лежит в основе фундаментальной схемы1 Творения и проясняет ее reason d'etre1. Изначальное условие Творения —действие принципа Несовершенства (см. главу XIV), из которого вытекает принцип Асимметрии: оба они, в свою очередь, необходимы для возникновения и пребывания3 Сущего4 во Времени и Пространс- тве. Отношение между Бесконечным и абсолютным Нулем есть формула вселенс- кой статичности5, выражающей А бсолют в непроявленном состоянии: Смысл Творения состоит в исходящей из Нуля реализации Единства по прооб- разу Бесконечности6. Таким образом, первое понятие о Проявлении выражается в следующем уравнении, где Единство обозначается альфой: откуда, совмещая уравнения (I) и (II), выводим: а также: На математическом языке в этих четырех уравнениях находят выражение со- ответственно: I. — непроявленный Абсолют II. — идея Творения; III. — формула Пред-Творения (или — в богословских терминах — Бытие не- тварное порожденное ); +++++++ 217 IV. — Творение, достигшее завершения. Другими словами, на этом этапе Все- ленная, свершившись, покрывает расстояние, отделяющее ее от Бога-Творца. В этом заключается смысл и цель Проявления. Суть «метода» Творения сводится к тому, что изначальный всеобщий1 Нуль, так сказать, добровольно становится несовершенным и, утратив целостность, дро- бится на бесконечное множество частных нулей. Это называется падением Душ2, глубина которого, как учит Традиция, для разных Душ неодинакова; оно и есть первопричина бесконечного разнообразия Вселенной, охваченной регулирующей ее Системой Космосов. В человеческом умопостижении исток каждого из нас — в одном из дифферен- циалов всеобщего Нуля, утратившего статус Абсолюта: этот дифференциал и есть наша Личность. Задача нашей жизни и сам ее смысл заключается в том, чтобы, исходя из этого дифференциала Нуля, создать дифференциал Единства. В таком переосмыслении четвертое уравнение приобретает следующий вид: или, для каждого частного случая: (V) (VI) Отметим, что предложенное здесь толкование является отправным пунктом для освоения одного из важных разделов эзотерической Традиции, именуемого Наукой Чисел. (4) Таким образом. Личность — это не что иное, как дифференциал Нуля, утратив- шего совершенство (т. е. целостность); ее бытие лишь заимствованное. Это и есть причина того,, что видимость приобретает значение и ценность бытия. Точка развития, достигнутая на сегодня всею Вселенной со всем ее содержи- мым, включая каждого из нас, расположена между третьей и четвертой ступенями, то есть между Пред-Творением и конечным, завершенным Творением. Уравнение VI позволяет нам понять рождение или, точнее, творение с помощью эзотерической работы (oo) в Личности (d0) чего-то нового, а именно Индивидуальности (da), призванной к участию в общей эволюции Вселенной. С учетом этого процесса — творения Индивидуальности, — а именно с учетом бесконечно малых, принадле- жащих Реальному3 (da), формула V приобретает следующий окончательный вид: Срв. с концепцией четырехэтапного развертывания бьтшя-сущего в учении Иоанна Скотта Эриугены: 1) «непорожденное непорождающее»; 2) «непорожденное порождающее»; 3) «по- рожденное порождающее»; 4) «порожденное непорождающее». — Прим. ред. 218 (VII) Изложенные идеи раскрывают всю глубину и грандиозность Творения, всю бесконечную ценность данного нам божественного залога1: уже наше тело как вместилище Личности есть возможность обрести подлинное Единство. При попыт- ке представить всю меру небрежности, с какой мы относимся к этому залогу, — залогу самой жизни, — охватывает невольный страх. Мы преступно транжирим свою жизнь, закрывая глаза на ее насущнейшие, неотступные проблемы, которые прямо касаются каждого; не задумываясь о том, что нам отпущен срок, и по его истечении придется вернуть залог. Задумайся мы над этим хоть на минуту, нам открылся бы истинный смысл притчи о талантах (Мф XXV: 13— 30). Попытаемся же оценить и усвоить, в контексте наших поисков Пути, предос- тавляемые нам практические средства, с помощью которых можно неким чудесным образом превратить поддельное в подлинное, — или, на иносказательном языке притчи, умножить порученную сумму, приобрев на имевшиеся вначале пять талан- тов еще пять или пусть хоть еще два вдобавок к двум исходным. (5) Быть означает пребывать в Настоящем. В Будущем нас еще нет, в Прошлом нас уже нет, но что же такое то, где мы есть, —Настоящее^. «Я» Личности —это всего-навсего упомянутый залог, временное «я», которым человек распоряжается за отсутствием сознания истинного Я. С этим личностным псевдо-«Я» человек живет либо в Будущем, либо в Прошлом. У Личности нет Настоящего: для него оно исчезающе узкая демаркационная линия между Буду- щим и Прошлым, достигая которой. Будущее таинственным образом превращается в Прошлое. По этой-то причине существование Личности оказывается2 нереаль- ным, фиктивным. То, что мы привыкли называть Настоящим, — это, в сущности, более или менее недавнее Прошлое, смешанное со смутным предугадыванием бли- жайшего Будущего. Реальное Настоящее для нас как бы вовсе не существует. Однако такое наше представление ошибочно. Последовательность событий во Вре- мени, или История во всех ее аспектах, — это в действительности непрерывная последовательность независимых и автономных частиц истинного Настоящего. Другими словами, наше представление о Настоящем как воображаемой демарка- ционной линии, пересекая которую Будущее превращается в Прошлое, ложно; лож- на и наша концепция Прошлого и Будущего, устоявшаяся в качестве классической. В действительности все, что существует, тем самым существует во Времени. Для установления самого существования объекта, вписанного в три пространственных измерения и состоящего из плотной материи, необходим также фактор времени, — некий четвертый перпендикуляр, четвертая ось в дополнение к традиционным аб- сциссе, ординате и апликате. Если объекту не предоставить ни секунды времени, 219 он не сможет существовать. Это значил-, что Настоящему необходимо присуща протяженность. Для внешнего человека она очень невелика и к тому же детерми- нирована его индивидуальностью. Но если это крошечное Настоящее в самом деле свести к тому, каковым мы его представляем, — к окончательному нулю, — оно воооще превратится в простое прекращение существования. Именно так наступает смерть. В математических терминах наше существование, равно как и существование всего мира, в котором мы живем, можно выразить следующей формулой: где / обозначает жизнь; b и d, границы интеграла, — рождение и смерть; a dP — дифференциал Настоящего. Эта формула помогает понять, что, подобно всем остальным существам, чело- век как таковой представляет собою ряд последовательных фрагментов целостного бытия, простирающийся во Времени от момента рождения человека до момента смерти. Позже мы увидим, что человеку доступны еще два способа1 существова- ния: в Вечности — и на уровне первоначал, в средоточии Абсолюта. Традиция учит, что с обещанным Свершением времен будет выкуплен залог всеобщего Воскресения2 и вся Вселенная со всем и вся в ней сущим достигнет цели: перейдет от Несовершенства и Асимметрии к состоянию Совершенства. С интере- сующей нас точки зрения это совершенство само по себе и есть существование в реальном Настоящем, в котором для каждой Индивидуальности содержится все ее Прошлое и все ее Будущее. Свершение —венец всеобщей Эволюции, т. е. бесконечно медленной и полной драматизма последовательности рождений, страданий и смертей на протяжении целых эонов любви и труда. Эта эволюция от начала до конца направляется тем, что называется Всеобщим Законом, частные аспекты которого мы уже рассматривали. Благодаря самому существованию Всеобщего Закона, который неукоснительно удерживает каждого из нас на своем месте, восхождение всей совокупности Творе- ния к вершине является всеобщим и необратимым, причем строго учитывающим все частные особенности и собственно скорость восхождения на каждой его ступе- ни. Что же касается эзотерической эволюции, то она следует иным путем, предс- тавляя собою своеобразный перпендикуляр к эволюции всеобщей. Эзотерическая эволюция подчинена Закону Исключений, предоставляющему возможность уско- ренной индивидуальной эволюции3. Это крутая и опасная тропа. Выбравший ее 220 должен обладать мужеством и сколько-нибудь существенных результатов может достичь только ценою значительных, нередко крайних усилий. Кроме того, воз- можность следовать в своем восхождении узкому пути (Мф 7:14) против Всеобще- го Закона (а это возможно лишь при помощи руководителя) дается с одним обяза- тельным условием: тот, чьи индивидуальные усилия принесли плоды, должен быть готов повторить всю работу сначала, уже ради содействия всеобщей эволюции. Из этого правила вытекает, в качестве такого же закона, следующее требование, соблюдение которого есть, в свою очередь, условие непрерывной преемственности эзотерической работы: никто не может перейти на следующую ступень эволюции, не обучив перед этим кого-нибудь другого, кто займет его место. (6) Для живых существ длительность Настоящего строго индивидуальна. Для внешнего человека она равняется одному дыхательному циклу. В нормальном спокойном состоянии такой цикл длится примерно три секунды. На основании эмпирических наблюдений к аналогичному заключению пришла позитивная пси- хология, введя понятие психического Настоящего. Под этим термином понимают период времени, о котором у человека сохраняется целостное воспоминание как о единичном восприятии последовательных раздражений; средняя его продолжи- тельность колеблется от пяти до шести секунд. Эзотерическая наука, которая занимается главным образом возможностями развития человека, а не его эмпирическими характеристиками, утверждает, что Настоящее можно растянуть или сжать. Для внешнего человека максимальную длительность настоящего определяет нормальный (в спокойном состоянии) дыха- тельный цикл, равный 3— 4 секундам. Во время эмоционального возбуждения частота дыхания увеличивается, т. е. сокращается продолжительность дыхательного цикла. От неожиданной новости «спирает дыхание»; однако ритм дыхания можно значительно ускорить и с по- мощью физических упражнений. И в том и в другом случае Настоящее сокраща- ется пропорционально этому ускорению. Чтобы человек вернулся в свое обычное психическое состояние, необходимо нормализовать ритмы его тела —в частности, дыхательный ритм. И наоборот, если человеку удастся, фокусируя1 Настоящее, сохранить нормальные физиологические ритмы даже в экстремальных условиях, он добьется спокойствия и беспристрастности, которые позволят ему принять ра- зумное решение. Степень самообладания, по сути, зависит от степени развития существа. Эту ситуацию образно передает афоризм: в битве побеждает тот, кто слышит стук копыт своего коня. Для тех, кто, увлеченный потоком внешней жизни, т. е. слиянием, предался на волю обстоятельств. Настоящее приближается к нулю. Если в такой момент он принимает какое-либо решение, то после, скорее всего, не раз в нем раскается. Однако в противоположность этому слиянию, которое, в сочетании с ускоренной 221 работой^одного из низших центров, ускоряет дыхание и вызывает сужение Насто- ящего, егоурасширению способствуют все формы сосредоточения. Чем глубже сос- редоточение, тем медленнее дыхание. В состоянии созерцания оно становится поч- ти (7) Учвние о Настоящем помогает уяснить истинное значение того образа человека, в каком он представляется себе самому и другим: в виде среза времени насто- ящим моментом1. За этими последовательными срезами, каждый из которых символизирует один-единственный миг, точно так же, как каждый вдох служит дифференциалом Настоящего, находится фильм как целостное, от рождения до смерти изображение жизни каждого из нас, всех существ, с которыми мы были знакомы, и всей совокуп- ности окружающих нас материальных и моральных2 обстоятельств. Примерно такая же картина создается, когда мы наблюдаем фильм, так сказать, через узкую щель раскадровки, при которой, однако, последовательная смена кад- ров создает у нас иллюзию движения во Времени. Длительность кадра, или ширина щели, через которую ведется наблюдение, аналогична дифференциалу Настояще- го. Пример с раскадровкой позволяет нам уточнить такое необычное понятие, как длительность Настоящего. Очевидно, что Настоящее не может длиться по само- му определению. Все длящееся простирается во Времени и тем самым распростра- няется за пределы Т^йсотояг^его, в область Будущего—Прошлого. Выражение «дли- тельность Настоящего» условно. Оно просто облегчает нашему интеллекту (для которого Время — категория абсолютная) доступ к пониманию Настоящего как некой категории пребывания именно вне Времени. Вернемся к примеру с раскадровкой, или «узкой щелью», который помогает вникнуть в подлинный смысл условного, как мы уже сказали, выражения длитель- ность Настоящего. В случае с индивидуальным Настоящим его, казалось бы, вполне адекватно измеряют с помощью условных единиц Времени (иного метода просто нет); но при этом измеряется не само Настоящее, которое не имеет измере- ния, а длительность кадра или ширина щели, через которую мы наблюдаем после- довательную смену кадров в фильме жизни. Еще один пример поможет нам лучше понять этот механизм. Представим себе некое существо вне измерений — живую точку, наделенную соответствующим одномерным интеллектом3. Допустим, что это существо обитает на геометрической линии, скажем, кривой. Для него все понятие пространства ог- раничено тремя представлениями: «впереди», «позади» и «здесь». Поскольку же 222 его разуму недоступно понятие о втором измерении, необходимое для того, чтобы представить себе кривую, существо вдобавок к этому полагает, что кривая, на ко- торой оно пребывает, — прямая линия. Так же и человеческому существу — обитателю трехмерного пространства — доступно только одно измерение во Времени, где оно живет на прямой линии и кроме нее не воспринимает ничего. Все его понятие Времени, по аналогии с преды- дущим примером, сведено к трем представлениям: впереди — Будущее, позади — Прошлое и здесь — Настоящее, которое в его восприятии не является протяжен- ным. Но если бы наша живая точка приобрела, скажем, с помощью соответствую- щих упражнений чувство второго измерения и оторвалась от геометрической линии, на которой живет в полном убеждении, что вокруг больше ничего нет, она бы с удивлением обнаружила, что может наблюдать не только сжавшийся в точку отрезок здесь, но одновременно и два других участка линии: один впереди и другой позади. Первый случай: позади • - здесь- • впереди Рис. 54 Второй случай: позади здесь впереди новый наблюдательный пункт Рис. 55 Аналогия с положением внешнего человека, живущего в линейном Времени, i данном примере полная. Кроме того, вспомним, что, согласно Закону Семи, эта линия изогнута. Чело- веческому разуму, функционирующему в пределах лишь одного временного изме- рения, недоступно непосредственное восприятие ее отклонений в будущем. Поэто- му Будущее представляется ему не движением по кривой, а прямой линией Време- ни, пролегающей по касательной к настоящему моменту. В этом одна из главных причин того, что человек обычно ошибается в своих прогнозах на будущее. В человеке, который в своем движении к Пути миновал четвертую ступень г достиг пятой, открывается способность воспринимать второе измерение Времени Как в примере с точкой, оторвавшейся от линии, он начинает одновременно наблю- дать настоящий момент. Будущее и Прошлое. Это означает, что наше представле- ние о Прошлом и Будущем относительно и обусловлено ограниченным интеллек- том @»ййн^го человека, тогда как в действительности не существует ничего, кроме ^Настоящего — того фильма, в котором содержится все Будущее и все Прошлое каждого данного цикла1. Теперь нам становится понятной загадочная и в грамматическом плане абсур- дная фраза Христа, сказавшего: «...прежде нежели былАвраам, Яесмъ» (Ин 8: 58). Так открывается одна из основных целей эзотерической работы над собой — расширение индивидуальной щели, через которую мы видим Настоящее. Человек живет на линии Времени за счет непрерывной последовательности дифференциалов Настоящего. Но щель, которой ограничено восприятие внешнего человека, не дает ему возможности увидеть Прошлое и Будущее внутри того же обширного Настоящего, в котором его существование как перманентное приобре- тает смысл и изначальную ценность. Восприятие «Я» внутри Настоящего, которое охватывает Прошлое и Бу- дущее, — это и есть сознание истинного Я. Настоящее, воспринимаемое таким образом, есть Жизнь, а щель шириною в три секунды — те самые тесные врата, о которых Христос сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят его» (Мф 7: 13—14). Это и есть знаменитое игольное ухо (Мк 10: 25; Лк 18: 25). (8) Хотелось бы прокомментировать последнюю цитату, проанализировав факто- ры, способствующие или препятствующие доступу к Пути. Так мы, может быть, дополним и поясним все сказанное ранее. В беседе с богачом Христос воск- ликнул: «Дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие» (Мк 10:24—25; Лк 18: 24—25). И прибавил: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19: 23— 24; Мк 10: 25; Лк 18: 25). Зададимся вопросом: что, собственно, значит —«богатый»? —В эзотеричес- ком смысле это человек, приписывающий реальную ценность своей Личности, вве- ривший ей себя и всецело на нее уповающий. Поэтому не имеет никакого значения, многим ли он обладает или ничем. 224 Чтобы обрести Путь, человек должен пережить тотальный крах Личности, который мы назвали внутренним поражением. Тогда он познает суетное заблужде- ние гордыни и истинную цену смирения. Богатый или бедный, он станет тем, кто ,мщ духом, и тогда ему нетрудно будет «пройти сквозь игольные уши», по слову Евангелия: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5: 3).



Похожие:

ч3гл19 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч3гл19 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч3гл19 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов