ч3гл20 icon

ч3гл20



Названиеч3гл20
Дата конвертации29.07.2012
Размер48.25 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВА XX

(1)

Приводимая здесь система эзотерических упражнений задумана с таким расче-
том, чтобы те, кто уже приобрел некоторый запас теоретического Знания,
смогли применить его на практике. Она основана на Учении о Настоящем. Упраж-
нения разделены на три группы, в соответствии со структурой Личности. Все три
группы упражнений сводятся к общей цели: обретению истинного Настоящего.
Одни из них носят физический, другие — психологический характер. Эффектив-
ность психологических упражнений зависит от выносливости организма, которую
вначале следует развить с помощью ряда физических упражнений. Не следует за-
бывать, что мы живем в теле, которое при надлежащей тренировке и дисциплине
может стать, как ему и положено, эффективным и вообще незаменимым инстру-
ментом достижения поставленной цели. Не будем забывать и о том, что эзотеричес-
кое развитие требует значительных усилий, намного превосходящих привычные
для нас. Поэтому тело должно быть здоровым, крепким и выносливым.

Три группы упражнений, которые выполняют на всем Пути, имеют следую-
щие цели:

• достижение власти над телом;

• достижение власти над Личностью;

• установление контакта с высшими уровнями сознания.

Как очевидно, эти упражнения касаются трех «я» человека: посредством тре-
нировок, основанных на строгой дисциплине телесного «я» и «я» личностного, мы
открываем для себя доступ к сознанию истинного Я. Такова теория. Упражнения
по ее практическому осуществлению были разработаны в незапамятные времена:
они представляют собой лестницу из восьми групп-ступеней.
(2) Упражнения первой группы связаны с задачей внешнего очищения: тело нужно тщательно мыть каждый день, особое внимание уделяя чистоте пупка, ступней и гениталий. Голову нужно мьпъ регулярно. Нос прочищают для того, чтобы обес- печить свободный проход воздуха. (3) Вторая группа направлена на внутреннее очищение: необходимо регулярно и полностью опорожнять пищеварительный тракт. Запоры сильно отравляют ор- ганизм. Нарушая функционирование пищеварительной системы, в нормальном состоянии регулируемой Законом Семи, они препятствуют трансформации и усво- ению водорода и тем самым лишают организм части солнечной энергии, которая 226 уаиболее ценна для эзотерической работы. Вследствие этого человек утрачивает возможность возвыситься над низшими центрами сознания. Обе группы упражнений имеют огромное значение, хотя ценность их, так ска- зать, негативная. Сами по себе они не приводят к эзотерической эволюции, но являются ее необходимой предпосылкой, а потому выполнять их следует как мож- но более тщательно. Установлению внутренней чистоты способствуют ежедневные физические уп- ражнения (ходьба, гимнастика и т. п.) плюс соответствующая диета. Опыт подска- жет нужную меру. Здесь тоже важно не переусердствовать. О том, что мера выбрана правильно, даст знать безошибочое чувство удовлетворения, сопутствующее най- денной гармонии. Избранный нами режим и вид деятельности должен быть здоро- вым, укрепляющим и приносящим радость. Наша цель — восстановить естествен- ное равновесие в организме, нарушенное, как правило, теми искусственными ус- ловиями, в которых мы живем и работаем. В частности, одно из свидетельств того, что мы выбрали правильный образ жизни, — показатель веса в пределах нормы. В монастырской практике условия сбалансированной жизни фиксируются ус- тавом, который был выработан несколько веков назад и требованиям которого (в тех или иных незначительных вариациях) следуют под контролем игумена (насто- ятеля). При эзотерической работе в миру эти условия должен вырабатывать и на них опираться сам практикующий. (4) Третья группа упражнений направлена на поиск и фиксацию правильной позы. Для выполнения психологических упражнений тело нужно поддерживать в состоянии наибольшего равновесия, чтобы внимание было целиком сосредоточено на цели упражнения. Для этого необходимо освоить и практиковать определенную позу, именуемую в Традиции позой мудреца, стараясь как можно дольше сохранять полную неподвижность. Сядьте на жесткий стул высотой не больше тридцати сантиметров; скрестите ноги, разведя колени в стороны, а ладони свободно опустите на колени. Положение рук иладоней может варьироваться в зависимости от конкретной цели упражнения. Необходимое условие состоит в том, чтобы голова, шея и позвоночник составляли прямую вертикаль. Плечи нужно отвести назад, а голову поднять. Тем, у кого череп удлиненной формы, рекомендуется удерживать голову так, чтобы плоскость теме- ни совпадала с плоскостью горизонта. Все мышцы должны быть расслаблены. Это достигается сокращением одной группы мышц за другой, а затем резким их расслаблением. В пояснице следует слегка прогнуться. При выполнении всех этих условий спина и голова естественно примут нужное вертикальное положение. Во время упражнения ни в коем случае нельзя сутулиться. Если это войдет в привычку, мы можем повредить спинно-моз- говую систему. С другой стороны, нужно следить за тем, чтобы позвоночник не 227 выгибался. И наконец, должны быть полностью расслаблены все мышцы конечнос- тей (рукэд ног, включая пальцы). Глаза должны оставаться неподвижными. Их положение зависит от цели каж- дого_кенкретного упражнения, но обычно нужно смотреть прямо перед собой, вдоль мысленной горизонтали, т. е. параллельно земле. Для этого измеряют в сидя- чем положении расстояние между глазами и полом, а затем, на таком же расстоянии от пола, закрепляют на противоположной стене в четырех-пяти метрах от зрителя предмет, который в Традиции называется солнцем: черный на белой карточке ма- товый кружок диаметром три сантиметра. Хозяином своих глаз нельзя стать мгно- венно. Органы зрения хуже всего поддаются дисциплине. Вот почему изучение позы мудреца начинается с закрытыми глазами. Позже, когда их можно будет отк- рыть, мы ограничим их движения окружностью солнца, а в конечном итоге добьем- ся совершенной устойчивости, так сказать, неподвижности зрения. Таково общее описание позы мудреца. На практике мы столкнемся с множес- твом мелких трудностей, но не стоит унывать. Следуя приведенным здесь указани- ям, каждый сможет в конце концов найти свое собственное положение равновесия, позволяющее принимать позу мудреца в любое время. О том, что это наконец у да- лось, мы узнаем по ощущению особого покоя и отдыха, которого не может принес- ти даже глубокий сон. Поза мудреца — общеобязательная начальная основа успешного выполнения дальнейших упражнений, ведущих к овладению физиологическими процессами и дисциплине психической жизни. Вот почему так важно найти для себя ее оптималь- ный вариант и старательно его совершенствовать. В Традиции известны также иные позы и телодвижения: различные виды ко- ленопреклонений, земных поклонов (когда повергаются ниц) или, например, «столпостояние» — когда требуется стоять прямо, как столб. «Столпостояние» особенно широко практиковалось в ранней Египетской Церкви. Для его выполне- ния (а оно требует такого владения своим телом и нервами, которое превосходит даже выучку опытного матроса на верхушке мачты плывущего корабля) выбира- лись узкие площадки высоко над землей, например, верхушки колонн. Однако для психологического метода, который в Традиции носит наименова- ние Царский Путь, практически достаточно хорошо освоенной позы мудреца. На ее основе можно выполнить почти все психологические упражнения и большую часть физических. (5) Четвертая группа упражнений касается дыхания. Если представить человеческий организм в виде машины, то дыхание — это ее маховое колесо. Оно упорядо- чивает ее действия и поддерживает ритм, устанавливаемый работой сердца. Дыха- ние оказывает непосредственное влияние на обмен веществ, способствуя выработ- ке тонких энергий, необходимых организму для контакта с высшими центрами. Это воздействие можно существенно углубить с помощью контроля за дыханием, в 228 частности — с помощью ритмичного дыхания. Дело в том, что движения грудной клетки, поддерживающие дыхание, регулируются со стороны нервной системы двояким образом: инстинктивно-автоматически, т. е. непроизвольно, и волевым усилием. При переходе от автоматизма к произвольности в человеческом организ- ме выстраивается мостик, соединяющий физиологические и психологические фун- кции. Этот мостик не единственный, но он очень важен. Дыхательные упражнения, открывающие достаточно, может быть, манящие перспективы в плане эзотерической эволюции, сопряжены однако с немалым рис- ком: при неправильном выполнении они могут привести к нежелательным и даже весьма серьезным последствиям — например, вызвать эмфизему легких или сер- дечную аритмию. Первое правило контроля над дыхательным процессом не сложно: как только легкие наполнятся, дыхание нужно задержать. Это указание можно найти в некото- рых текстах Православного Предания, дошедших до нас из глубины веков. Однако длительность задержки дыхания там не уточняется. На протяжении столетий был выработан целый ряд практических разновидностей этого правила, которым, одна- ко без наличия достаточного опыта можно руководствоваться только под постоян- ным личным надзором учителя. С начала нашего столетия в печати появилось множество книг индуистского (буддистского, теософского и пр.) толка, посвященных, в частности, вопросам ды- хательного ритма и устанавливаемого над ним контроля, с комментариями запад- ных авторов. Не вдаваясь в критический анализ систем и инструкций, изложенных в этих книгах, не преминем лишний раз предостеречь читателя относительно опас- ностей, подстерегающих всякого, кто приступит к выполнению дыхательных уп- ражнений только на основе книжных описаний, а не под наблюдением опытного и добросовестного руководителя. В православной монастырской практике — в особенности в Русской ветви Традиции — важную роль играет церковное пение, которое служит дыхательным упражнением. В некоторых монастырях, например, в Киево-Печерской Лавре, по- ют во весь голос. Хор при этом должен сосредоточиться на теме песнопения, соп- ровождающего ту или иную церковную службу. Это смешанное «физико-психико- духовное» упражнение используется в качестве особенно эффективного средства и приносит превосходные результаты. (6) Цель пятой группы упражнений — констатация. С нею мы целиком входим в область психологии. Начиная с этого упражнения, мы впервые сталкиваемся на практике с проблемой самоизучения. Констатировать — значит признать состояние вещи или явления или устано- вить факт, удерживаясь от всякого личного суждения. 229 т е., иными словами, акт констатации предполагает простое наблюдение фак- та при одновременном сохранении самосознания. Таким образом, констатация требует удвоенного внимания: к объекту и к самому себе, в чем и состоит ее эзоте- рический омысл. Это упражнение требует максимальной беспристрастности, иначе оно_ограничится лишь сообщением — односторонним актом, который, с эзотери- ческой точки зрения, ни к чему не ведет. Упражнения по констатации разделяются на две группы: • Внешняя констатация, при которой констатирующий наблюдает один или несколько внешних объектов, включая себя самого, который смотрит на себя, так сказать, «снаружи». • Внутренняя констатация, при которой констатирующий наблюдает один или несколько признаков, фактов или явлений своего внутреннего мира. В свою очередь, и та и другая констатация может быть пассивной или актив- ной. (7) Констатации подлежат все виды нового отношения, формирующегося в чело- веке, который приступил к эзотерической работе. Это усилие постоянной борь- бы с беспробудным сном, в который мы погружены. Известно, что человек может смотреть не видя', это характерно для большинства его зрительных впечатлений. Но он может смотреть и видеть, иными словами — наблюдать. Как только в его восприятие включается внимание, начинается внутренняя работа; но для получе- ния сколько-нибудь существенных результатов одного наблюдения недостаточно, потому что при всем нашем внимании объект может увлечь нас настолько, что мы утратим сознание себя. Только если в процессе наблюдения мы направляем созна- тельное усилие одновременно на внешнее и на внутреннее, можно добиться под- линной констатации, которая даст эзотерически значимый результат. Соблюдение этого правила удвоенного внимания является обязательным на всем Пути эзотери- ческой эволюции вплоть до ее вершины. В Традиции такое постоянное усилие бодрствовать, сохраняя в уме идею Я и продолжая (только с большей эффектив- ностью) заниматься внешней деятельностью, называется, как мы уже говорили, трезвенном. Основой и отправным пунктом констатации служит общее предписа- ние, которое Христос дал Своим ученикам: «А что вам говорю, говорю всем: бодр- ствуйте» (Мк 13: 37). Но мы уже^идели, что внешний человек чужд самому себе. Он живет иллюзор- ной жизнью: ночью — в снах, днем — в грёзах. Наша жизнь — это сон, причем именно беспробудный. Есть ли практический выход из такой ситуации? Он почти исключен, и вот почему. Спящий человек сохраняет то же ощущение жизни, что и в бодрствующем состоянии, вплоть до своего имени, которое служит символом его Личности. Когда он пробуждается, определяющий содержание его памяти устойчивый стереотип позволяет ему без проблем вернуться в бодрствующее сознание. Но при переходе от бодрствующего 230 к высшему уровню сознания — к сознанию истинного Я — отсутствуют два сущес- твенных элемента: опыт новой жизни и знание своего имени на данном уровне. Только непрерывные, систематические усилия плюс практика констатации (пред- полагающая сознательное усилие присутствия, доведенного до истинного присут- ствия в себе) позволят человеку достичь второго Рождения — рождения Индиви- дуальности, понимаемой как необратимое слияние его развитой и новорожденной Личности с истинным Я. С этого момента он получит новое имя и исподволь при- общится к тому новому опыту, о котором в «Откровении» Иоанна Богослова сказа- но: «Побеждающему... дам белый камень и на камне написанное новое имя, кото- рого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр 2: 17). (8) В случае пассивной внешней констатации ее предмет — тот или иной элемент или фрагмент фильма как изображения, состоящего из цепи последовательных событий, причем без какого-либо специального между ними различения. Она становится активной, если направлена на что-либо конкретное, сознатель- но выделенное нами из безразличного общего потока. Для такой активной внешней констатации разработан, в частности, специальный метод, который при регуляр- ном его использовании дает в конце концов точную картину того, как мы выглядим в оценке окружающих. Хотя это упражнение и не является самоцелью, оно весьма продуктивно как эффективное средство избавления от большинства ложных пред- ставлений, которые мы составили о себе. Этот вид констатации можно назвать констатацией посредством рефлексии или фотографированием самого себя. Та- кие фотоснимки получаются особенно удачными, если они фиксируют нас в тот момент, когда мы в полном увлечении собою что-то говорим на людях. В этом случае вырабатываемый рефлекс констатации позволяет каждому из нас почувс- твовать себя таким, каким нас видят в данный момент окружающие. Коллекция таких фотоснимков даст нам возможность мысленно воспроизвести впечатление, которое мы производим на других. Его хорошо иллюстрирует простое упражнение с двумя зеркалами. Мы знаем, что в зеркале наше отражение, так сказать, перели- цовано: правое становится левым, и наоборот. Если же смотреть на себя через два зеркала, в их сумме зеркальный эффект исчезает. Обычно это производит странное впечатление. Подчеркиваются асимметричные черты лица, поскольку зрение боль- ше их не корректирует автоматически, как в случае с привычным зеркальным отра- жением; кроме того, мы также сможем увидеть себя в необычном ракурсе — в профиль. Такое упражнение весьма полезно. В православной практике широко распространена еще одна форма трезвения — активная внешняя констатация, к которой прибегают чаще всего в виде Иису- совой молитвы, звучащей на церковно-славянском так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». В этом обращении отражены два факта: признание своей греховности и просьба о прощении. Налицо оба необходимых 231 элемента констатации, однако действенной она может быть лишь в том случае, если молитва произносится не машинально, а сознательным усилием присутствия. Феофан Затворник в своих комментариях подчеркивает, что сила этой молитвы не в словах, -^слова могут быть другие, — а в самом признании, т. е. в констатации нашей-падшести перед лицом совершенного Бога. Добавим от себя, что это однов- ременное \ усилие констатации порождает то, что мы назвали бы разностью потен- циалов. Оно вызывает поток благодати. Иисусоеу молитву повторяют миряне и монахи от десяти до двадцати тысяч раз в день. W Вторая группа констатации —внутренние констатации. В нее входит множес- тво обязательных упражнений, которые вместе с описанными ранее помогут тому, кто ищет Путь, утвердиться на тропинке, ведущей к тропе Доступа, а затем достичь самого Пути. Как и внешние констатации, внутренние делятся на пассивные и активные. Внутренней констатацией в пассивной ее форме следует заниматься ежеднев- но, желательно утром и в одно и то же время. Упражнение состоит в следующем: сесть в позу мудреца; дождаться, пока мышцы полностью расслабятся и ритмо дви- гательные функции урегулируются и нормализуются, а затем приступить к пассив- ной констатации всего, что предстает нашему внутреннему взору. Это упражнение требует основательной тренировки. Вначале, скорее всего, вы не увидите ничего или увидите очень мало. Но если быть настойчивым, мало-помалу вам откроется целый мир, полный жизни и красок. Со временем, по мере совершенствования, этот мир станет предметом и полем работы, цель которой состоит в том, чтобы привести его в порядок, так чтобы в конце концов овладеть им, или, выражаясь эзотерическим языком, победить его. Но для этого необходимо его увидеть весь — проникнуть во все закоулки нашего бодрствующего сознания. Достигается это с помощью спокойной и отстраненной пассивной констатации. Беспристрастие является главным требованием, посколь- ку человек, как правило, с удивлением обнаруживает в себе определенные эмоци- ональные и инстинктивные движения и идеи, которые в обычном состоянии сом- намбулического бодрствования считал совершенно для себя чуждыми. Человек постепенно учится исследовать свое собственное духовно-нравственное содержа- ние и констатирует, что на поверхности бодрствующего сознания видна лишь его малая часть, основная же часть где-то в подполье. С изумлением — если не со страхом — он ббнаружит, что в нем сосуществуют совершенные антиподы — поэт и циник, герой и трус. Он поймет, что в сущности он эгоист, готовый оправдать высокоумными рассуждениями любое состояние своей души, любой порыв или помысел, который в других счел бы предосудительным, если не вообще преступ- ным. Подобными чертами (а их в действительности великое множество, и одна дру- гой неприглядней) завалены задворки нашего сознания, которое инстинктивно пря- чет их подальше по двум причинам. С одной стороны, человек, как правило, желает видеть себя в самом выгодном свете, то и дело дорисовывая для себя свой собствен- ный образ, который и так более чем идеализирован, и исключая из него все, что противоречит его собственным представлениям о себе. Но то, что на портрете замазано, в действительности никуда не исчезает. С другой стороны, человек боит- ся того, каков он в действительности. Пока он погружен во внешнюю жизнь, ему нет дела до своей внутренней жизни, которую открыла бы интроспекция и с кото- рой он рано или поздно столкнется. А в тех редких, случаях, когда какое-либо неожиданное потрясение приоткрывает человеку его истинное лицо, он в ужасе отворачивается от того, что увидел, и бросается в поисках защиты к привычному и столь успокоительному о себе представлению. Причина этого, конечно, в система- тической лжи самому себе, в чем нет ничего удивительного, если учесть, что внеш- ний человек во лжи рождается, живет и умирает. Только эзотерическая работа может вывести его из этой пустыни — из мрачного и полного опасностей лабирин- та1, в котором он живет. Только тогда он перестанет быть внешним человеком. Это же упражнение в констатации приносит еще один важный результат: выявление главной черты Личности. У каждого человека имеется главная черта2 его Личности —своеобразная ось, вокруг которой группируются все его положительные и отрицательные качества. Эта черта необязательно должна бросаться в глаза; она может быть незначительной и даже смешной. Как ни странно, человек не отдает себе в ней отчета и лишь с большим трудом приходит к ее выявлению. Однако выявить в себе главную черту чрезвычайно важно. Образно выражаясь, это значит ухватиться за кончик нити, чтобы затем размотать весь клубок. Выявив и изучив свою главную черту, человек сумеет определить и освоить свой тип и локализовать себя точно в центре тяжести своей Личности —в одном из восемнадцати секторов своих низших центров. Здесь мы переходим от теории к практике, начинающейся с выявления и наладки трех центров. Эта задача будет занимать нас на всем протяжении тропы Доступа. Констатация, особенно в только что описанной пассивной ее форме, служит своеобразной инстанцией отбора. Слабых она отпугнет; они откажутся от поисков Пути и еще глубже увязнут в Иллюзии. Сильные придут благодаря констатации к осознанию того, какую страшную реальность представляет их внутреннее3 содер- жание, и не то что поймут, а почувствуют, пережив подлинный душевный перево- рот, что давно пора отчитаться перед Судьей. Ддя этого необходимо незаурядное мужество. 232 233 Мы уже не раз подчеркивали, что человеку никогда не достичь Пути, если он не испытает внутренний крах1 и не признает свое ничтожество. Причина и значение такой необходимости становятся теперь более понятны. С самого начала эзотери- ческрй^работы человек чувствует растущую потребность в составлении отчета о своей морали: для него будет менее болезненно заполнять этот отчет не весь сразу, а поэтапно. Какой бы для этого метод мы ни избрали, нужно честно составить и зафиксировать свой отчет. Для человека, достигшего 4-го уровня и конца тропы Доступа кПути, больше нет возможности сохранять ложное представление о себе. Он должен стать как дитя, отказаться от лжи и заблуждений относительно самого себя и избавиться от всех искусственных наслоений, наложенных на него образо- ванием, воспитанием и жизненным опытом. Вот в чем смысл слов Христа: «Истин- но говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18: 3). Упражнение по внутренней констатации — это незаменимое средство, с по- мощью которого человек мужественный и настойчивый сможет стать ребенком, чтобы затем следовать по Пути Спасения с прочной нитью в руках. При активной внутренней констатации избирают какой-нибудь конкретный внутренний объект, на который следует обратить внимание; типичная ее форма — упражнение по исследованию сознания. Цель такого упражнения та же, что и при внешней констатации. Оба эти упражнения естественно приводят к сосредоточению. Его объект мо- жет быть как внешним, так и внутренним, ибо Царство Божье и снаружи, и внутри нас. (См. рис. 27). (10) Констатация может принимать различные формы в зависимости от избранного для нее объекта и общей установки2. Но в любом случае обязательным ее условием является двойное3 внимание. Упражнение по присутствию — это усилие бодрствования; как мы видели, бодрствование — главный его элемент. При ежедневном выполнении в форме пассивной констатации оно ведет к познанию самого себя. Но поскольку присут- ствие — и это особенно важно — должно быть по возможности постоянным, человек обязан практиковать двойное внимание на протяжении всей своей внутрен- ней работы^Со временем он заметит, что это усилие памяти, или усилие присутс- твия, не только не мешает его деятельности, но наоборот, существенно облегчает ее. У присутствия тоже есть две формы, которые необходимо рассмотреть в от- дельности: первая — не-слияние1 и вторая — не-учитывание1. Мы уже неоднократно касались обеих тем — слияния и учитывания, а также всего, что с ними связано. Существует, однако, некий частный аспект, который заслуживает особого внимания. Не-учитывание внутреннего следует культивиро- вать до тех пор, пока оно не станет абсолютным. Но не следует путать его с не-учи- тыванием внешнего. Внешний человек в состоянии слияния, как правило, полон учитывания внутреннего. С другой стороны, ему недостает учитывания внешнего. К нему-то и нужно стремиться; его необходимо максимально увеличить. Внешняя жизнь характеризуется машинальностью как на психическом, так и на физическом уровне. Известно, что лучше не совать палец в запущенный маховик, не то можно вообще поплатиться жизнью. То же и на психическом уровне: ослабевшее хоть на секунду внимание уже грозит бедой. Поскольку сами мы тоже машины, с тем же маховиком, то лучше по возможности избегать столкновений с окружающими нас психическими механизмами. Таковы в общих чертах смысл и назначение упражнения по констатации, а также цели, которых с его помощью можно достичь. Теперь понятно, почему кон- статацией следует заниматься на протяжении всего Пути. Она служит, во-первых, средством достижения указанных целей и, во-вторых, средством проверки резуль- татов, полученных на каждой очередной ступени. (11) Шестая группа упражнений касается сосредоточения — активного психологи- ческого упражнения. Оно состоит в отвлечении внимания от всего, что не является внутренним или внешним предметом сосредоточения. (12) Седьмая группа касается созерцания. Оно достигается в том случае, если мы умеем сосредотачиваться на одном и том же предмете в течение определенного периода времени. (13) Последняя группа имеет целью достижение экстаза. К экстазу — особому сос- тоянию сознания —человека приводит сосредоточение, сопровождаемое дли- тельным созерцанием. Пока длится это состояние, человек пребывает за пределами сигналов пяти своих органов чувств (Ин 11: 33; 13: 21). 234 235 (14) Последние группы упражнений, начиная с сосредоточения, принесут успех лишь в том случае, если мы добьемся ощутимых результатов длительной прак- тикой констатации. А до тех пор мы вынуждены довольствоваться тем, что дос- тупно для нас и необходимо для достижения 4-го уровня. Только тогда, как мы уже пытались это показать, человеку откроется Путь эзотерической эволюции. (15) А теперь вспомним некоторые факторы, с учетом которых наше понимание специфики и общей схемы Пути станет более ясным. Человек живет в своем физическом теле. В этом теле пребывает его Личность — тонкий организм со своим временным и условным «Я». За этим организмом скрыты уже полностью сформированные высшие органы сознания истинного Я и самого Сознания. Здесь нам потребуется по возможности точная терминология. Ориген в своих «Началах» предупреждал учеников относительно умышленной неточности выра- жений, используемых в некоторых текстах: так, например, по его словам, апостолы иногда говорят якобы о теле, на самом деле имея в виду душ}', и наоборот. Однако мудрые, добавляет он, знают разницу. Недоразвитое состояние Личности есть тайная причина непрестанного смяте- ния во внешнем человеке. За редкими исключениями, он не знает внутри себя ничего, кроме Личности. По контрасту с телом она представляется ему душой. Однако, в силу враждебности к истинному Я, Личность теснее связана с телом, чем с истинным Я. Поэтому такая душа-Личность открыта погибели. Этим объясняется кажущееся противоречие: душа в нашем понимании бес- смертна — и однако же явно может погибнуть, так что еще неизвестно, как от этого уберечься и вообще удастся ли: судя по всему — вряд ли. На самом же деле для души-Личности есть лишь одно спасение: необратимое слияние (через высшие центры сознания) с истинной, вечной и бессмертной Душой, которая может проя- виться в человеке лишь при определенных условиях. В этом слиянии душа-Личность, не обладающая собственным светом, засияет светом бессмертной Души, с которой отныне будет едина. Сила истинного Я сде- лает бессмертным отождествившееся и слившееся с ним «Я» личностное. Вот каков смысл слова «Спасение». Таков же смысл слова «Творение», о чем мы уже говори- ли в предыдущей главе. 236 (16) Мы знаем, что Личность соединится с высшим эмоциональным центром только после второго Рождения, которое и будет результатом долгой работы над нею, направленной на ее совершенствование. Отсюда вытекает определение тропы Доступа как постепенного приобрете- ния знания и умения, которые дадут Личности возможность развиться и осущес- твить второе Рождение —тесный союз с истинным Я, в результате чего, в свою очередь, рождается Индивидуальность, для которой и существует Путь как та- ковой. Приведенное определение охватывает только часть собственно Пути, — ту часть, которая известна под названием тропы Доступа. Однако именно она наи- более для нас важна, поскольку именно здесь начатая нами борьба со Смертью завершается Победой, под которой подразумевается необратимое поглощение маг- нитного центра высшим эмоциональным центром — после того, как сам магнит- ный центр, отрегулировав и сбалансировав три низших центра Личности, поглотит низший эмоциональный центр. Того, кто одержал эту Победу, ждет следующая часть Пути — Путь в собс- твенном смысле слова. Здесь условия работы совершенно иные: вне досягаемости Смерти, со всеми вытекающими отсюда последствиями. (17) Путь в своей совокупности разделен на семь отрезков между тремя Порогами и пролегает, как об этом сказано в Евангелии, от Смерти к Жизни. Путь построен по Закону Семи и ведет от внешней жизни к третьему Порогу — пределу развития земного человека — через десять этапов. Каждый из этих этапов человек проходит усилием, сосредоточенным на созидательной работе, име- ющей условием и целью согласование с Законом Трех. Пользуясь раннехристианской терминологией, мы можем выделить в этих де- сяти этапах три состояния сообразно отношению к Церкви, или (в нашем толко- вании) к Пути: • Новообращенные1 (те, кто на тропинке) — начавшие распознавать влияния- «В»; те, в ком уже образовался эмбрион магнитного центра; • Верующие1 (те, кто на тропе Доступа) — преодолевшие первый Порог и дви- жущиеся ко второму Порогу; • Христиане (те, кто вышел на Пут ъ) — преодолевшие второй Порог и прибли- жающиеся к третьему Порогу. 237 Следовать Пути — значит применять эзотеризм на практике. Напомним (см. главу VI,^ 7 и рис. 18), что такой эзотеризм распространяется лишь на новообра- щенных, верных и христиан (в том смысле, какой вкладывала в эти слова ранняя ЦерковвУсообразно индивидуальной эволюции каждого. На следующей схеме мы различаем несколько степеней, представленных тремя концентрическими кругами, которые окружены зоной, символизирующей пустыню, т. е. внешнюю жизнь1. Рис.56 О —все то, что вовне, пустыня, зона внешнего человека; I — эзотеризм, зона новообращенных. II —мезотеризм, зона верных. Ш — собственно эзотеризм, зона христиан, — внутренних. Третья зона разделена, в свою очередь, еще на три концентрических круга, отведенных, соответственно, «человеку №№ 5 и б», с «человеком № 7» в центре. В поперечном разрезе Путь на той же схеме принимает следующий вид: Приведенную здесь умозрительную структуру не следует путать с традиционной внутри- церковной семиступенчатой иерархией: 1) Апостолы; 2) Пророки; 3) Отцы Церкви; 4) Еписко- пы; 5) Пресвитеры (священники); 6) Диаконы; 7) Верующие (паства). 238 Рис. 57 На этой схеме Путь представлен гаммой от ДО до ДО, образующей октаву. Промежутки между ДО и СИ, ФА и МИ и между ДО и СИ следующей октавы представляют собой три Порога. Теперь прокомментируем все десять изображенных на схеме ступеней. (18) Первая ступень Пространство слева от первого Порога символизирует внешнюю жизнь, кото- рая вся под знаком анархии трех центров Личности. Благодаря точному и система- тическому различению между влияниями-«А» и «В» в человеке создается эмбрион магнитного центра, под дальнейшим растущим влиянием которого он приближа- ется к первому Порогу. (19) Вторая ступень Достигнув этой точки, человек выходит на тропинку. Он сталкивается лицом к лицу с Жизнью: своей собственной жизнью, собственными проблемами — разреши- мыми или неразрешимыми. Это его первое испытание в эзотеризме. Оно заключается в общей переоценке ценностей. Полученный результат зависит от степени объективности и мужества, которых требует выполнение задачи. Человек должен сделать над собой сознатель- 239 ное усилие и произвести совершенно честную, беспристрастную переоценку преж- де всего себя самого. При этом необходимо учесть1 и проанализировать поведение окружающих, т. е. взглянуть в лицо фактам и вскрыть их внутреннее значение — не щадя себя и других, без каких бы то ни было компромиссов. Результаты такой переоценки лучше, разумеется, оставить при себе. После этого можно сделать некоторые выводы. В самом ли деле вами утрачен интерес к внешней жизни, — той, которая управляется исключительно влияниями- «А», — и если утрачен, то в какой степени? Сместился ли центр тяжести вашей Личности в сторону магнитного центра? Выполняет ли он свою функцию? Тому, кто сделал окончательный выбор, не стоит разом порывать с так называ- емым «благополучием обывателя», — рассчитывая когда-нибудь, если что, к нему вернуться. Прежде чем переступать первый Порог, необходимо четко уяснить, что на Пути движение лишь в одну сторону. За Порогом у того, кто его одолеет, останется только две возможности: следовать дальше или пасть. Отныне дороги назад нет. Если магнитный центр чист и достаточно прочен, в вашей жизни поя- вится человек, олицетворяющий влияния-« С» (рис. 20): первый Порог преодолева- ют под, его руководством. (20) Третья ступень Перешагнуть первый Порог — значит выковать новое звено в цепи эзотеричес- кой работы. Новоообращенный, ставший верующим, спасен в Надежде (Рим 8: 24). Но сам по себе он остается таким же, как прежде. Все совершенные им сознатель- ные усилия позволяют ему в результате преодолеть Порог. Это громадный шаг вперед. Однако и после Порога одного лишь желания вырваться из пределов внеш- ней жизни, сколь угодно страстного, еще недостаточно, чтобы навсегда освобо- диться от влияний-«А>>. По ту сторону Порога перед человеком, достигшим ноты СИ, откроется мезо- терическая работа. Он обязан прочно здесь закрепиться как в отправной точке последующего восхождения, ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озира- ющийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9: 62). На ноте-уровне СИ задача каждого ученика — внимательно пересмотреть фильм своей жизни. Этим он, во-первых, достигнет умения различать со всей объективностью, на ко- торую способен на данном этапе эволюции, неизменные, вечные элементы от вре- менных, кармических; во-вторых, в нем возникнет и укрепится желание преодолеть второй Порог. Сила этого желания и целеустремленность — единственные предпосылки и критерии успеха. Вот почему при прохождении Пути работа над нотой СИ имеет особое значение — тем более важное, что длительность соответствующей ноты, т. е. ширина этой ступени, очень невелика: это собственно не нота, а полутон. Перед тем как преодолеть первый Порог, человек должен осознать свое отно- Е пхсние к внешней жизни вообще, потому что затем объектом его наблюдения будет 1 уже не внешняя жизнь — царство Иллюзии, — а фильм его собственной жизни. (21) Четвертая, пятая и шестая ступени соответствуют трем нотам Пути: ЛЯ, СОЛЬ и ФА. Собственно говоря, вместе с нотой СИ они образуют тропу Доступа к нему. Щ Этот этап, включая ноту СИ, изображается в виде Лестницы восхождения (см. ,?• главу XV). У этой эзотерической лестницы есть одна примечательная особенность: ни на одной из ее ступеней нельзя задерживаться. Времени, которое отводится на каждую ступень, как раз достаточно для выполнения соответствующей задачи, и по его истечении ступень рушится. По мере восхождения от ноты ЛЯ через ноту СОЛЬ к ноте ФА верующий оказывается перед следующими задачами: • нота ЛЯ — начать развитие Личности вплоть до максимума; • нота СОЛЬ — завершить это развитие; • нота ФА — уравновесить три низших центра, заменив механические связи между ними сознательными связями каждого центра с магнитным центром, который подчинит себе низшие центры. Верующий, одолевший в этом восхождении по Лестнице ноты-уровни СИ, ЛЯ и СОЛЬ, достигнет ноты ФА. Выполнить соответствующую ей задачу — значит стать «человеком № 4». На смену его прежней условной морали и смутному понятию о нравственности придут сознательные действия — т. е. действие сознания как дальний отблеск соз- нания истинного Я, свет которого через магнитный центр постепенно проникнет во все уголки его Личности. Следует отметить, что в некотором отношении «человек № 4» все еще остается внешним человеком; кроме того, он по-прежнему смертей. Но он уже подошел ко второму Порогу, за которым начинается собственно Путь, недоступный влияни- ям-«А» и Закону Случайностей. Достигший этого уровня становится проводником влияний-«С» (рис. 20). Нельзя недооценивать следующий факт: все, что бы человек ни делал, далеко от совершенства. В теории «человек № 4», т. е. одолевший в своем восхождении ноту-уровень ФА, достигает тем самым полного господства над собой — полного развития своей Личности и овладения ею. Такое завершение — необратимое пог- лощение низшего эмоционального центра центром магнитным — естественно соп- ровождается чувством невыразимой радости. Но такое случается весьма редко. Причина в том, что человек привык медлить, и потому едва успевает выполнить свою задачу на каждой ступени Лестницы. Поскольку же отведенное ему на это 240 241 время ограничено, ему приходится всякий раз, из опасения (вполне оправданного), что задач» все же выполнена не полностью, тащить за собой на следующую, выс- шую ступень какую-то часть своего кармического долга, — подчас весьма значи- Это вообще допускается, но только до ноты ФА, где он должен полностью освободиться от любых к нему возможных претензий по части Кармы. (22) Седьмая ступень Достигая первого Порога, новообращенный сталкивается лицом к лицу с «жизнью». Достигая второго Порога, он сталкивается, лицом к лицу с самим собой. Иными словами, он видит как свою Личность в ее совокупности и во всех деталях, так и все результаты своей Кармы, а также все искажения, вызванные ими в его бытии, — в частности, искажение, проистекающее из лицемерия по отноше- нию к себе и лжи самому себе. Эти элементы наименее поддаются констатации — и значит, их труднее всего нейтрализовать. Это второе великое испытание. Впервые в жизни человек имеет возможность увидеть себя объективно — та- ким, каков он есть: без грима, без малейших самооправданий и компромиссов и без возможности вернуться к прежнему. Если праведник принимает этот суд с радостной готовностью, — он покажется ему светом нового дня, — то грешник испытывает перед таким саморазоблачением вполне понятный трепет. Совершенное равновесие Личности может быть достигнуто только полной нейтрализацией всех кармических последствий. Каким бы добропорядочным и ис- кренне верующим ни был стремящийся к освобождению, его видению недоступны весь смысл и вся важность этой задачи. Рожденный во грехе, он может считать (и собственно считает) некоторые стороны такой Кармы «человеческими», т. е. прос- тительными, а значит нормальными. У второго Порога теряют силу все понятия такого рода, всё некритически воспринятое и механически заученное; необходимо разрушить и уничтожить все буферы и все средства самоуспокоения^. Все долги нужно уплатить сполна. В то же время верующий должен избавиться от всех своих воображаемых, т. е. навязанных Иллюзией обязанностей, обладающих порою гипнотической силой по- тому лишь, что их принимают без раздумий, как безусловные. Такой поединок с самим собой обычно приобретает особенно драматический характер по причине кармических долгов, отягощающих каждого из нас. Однако от этой схватки нельзя уклониться. Для дальнейшего восхождения требуется составить опись на все свое, так ска- зать психическое имущество, большая часть которого, находясь за пределами поля наблюдения человека, до сих пор была погребена в архивах подсознания; конста- тация его содержимого обычно вызывает шок, поскольку человек обнаруживает в себе следы как поступков вполне героических, так и постыднейших деяний. Если явившееся ему чудовище, в котором человек узнает самого себя, обратит его в бегство, это будет серьезнейшим поражением, чреватым неописуемыми бе- дами. Поэтому следует занять наступательную позицию. Только тогда чудовище Личности наконец уступит и сдастся, и с этого решающего мгновения человек уже господин самому себе —тот, к кому изображенное на рис. 56 имеет непосредствен- ное отношение. Впредь задачей человека, укрепленного Победой, будет преображение своей Личности —той Невесты, которая, став образом лучезарной красоты, облачится, выражаясь языком Традиции, в подвенечное платье, готовясь к встрече своего Же- ниха—Христа. (23) С преодолением второго Порога на свет появляется развитая и гармоничная Личность. Это и есть второе Рождение, во всех отношениях напоминающее рождение физическое: и в том и в другом случае проходят те же стадии. В Тради- ции аналогия между обоими видами рождения разработана до мельчайших деталей, с целью облегчить самому ученику и его учителю наблюдение за ходом такой эволюции. Одно из лучших описаний этого процесса дано Никодимом Агиоритом в книге «Невидимая брань». При этом происходит слияние Личности с истинным Я. Т. е. у того, кто прео- долел второй Порог, с его истинным Я навсегда соединилось «Я» временное, кото- рое не разрушилось, а развилось до своего предела — вплоть до этого слияния, благодаря которому «человек № 4» становится «человеком № 5». В этом нерасторжимом союзе формируется Индивидуальность. Лишь с этого момента человек обретает подлинное бытие. Он есть, и только теперь он может с уверенностью сказать: какое счастье, что я родился! Многократно возобновлявшийся эксперимент наконец-то увенчался успехом. (24) Подобно физической материи, человеческая Личность может находиться в трех различных состояниях. До первого Порога личностное «Я» пребывает в твердом состоянии. То есть «молекулярные» силы тяготения превышают в ней центробежные силы. В психо- логическом аспекте это состояние характеризуется эгоцентризмом: всё мне и ради 242 243 меня.^В^том твердом состоянии (в котором можно закоснеть бесповоротно, став глухим камнем) человек не способен никого понять и вообще убежден, что прав всегда, а в своих неудачах винит других или «случай». В себе-то он не сомневается. Постигнув первого Порога, он выходит из твердого состояния, поскольку в ^нём открылась способность воспринимать влияния-«В» и отличать их от влияний- «А», значимость и ценность которых прежде не подвергалась сомнению. Пересту- пивший первый Порог уже не твердый, а мягкий. Между двумя Порогами психическое «Я» становится все более податливым, а на ноте ФА переходит в жидкое состояние. Как физическая жидкость обладает свойством принимать форму сосуда, так и жидкий ум способен понять других словно самого себя, приняв их форму. На современном языке такое состояние человека называют «терпимостью». При преодолении второго Порога психика «человека № 4», ставшего теперь «человеком № 5», переходит в газообразное психическое состояние; теперь он может, во все вникая, понимать все живое и сущее. (25) Восьмая, девятая и десятая ступени За вторым Порогом начинается собственно Путь. Он состоит из трех отрез- ков, рассматриваемых как ноты МИ, РЕ и ДО. С достижением ноты МИ внутренний человек поднимается на высший уровень эзотерического учения — на восьмую ступень. Отныне он должен учить других. В этом обучении он приобретает новые способности, соответствующие конкрет- ным элементам его Индивидуальности. Св. Павел называет их дарами Святого Духа (I Кор 14: 1). На этой ступени человек становится учителем младших по духу и помощником старших. Из новообретенных способностей первая и основная (общая для всех Индиви- дуальностей и развиваемая на ступенях МИ и РЕ) — спонтанное различение истин- ного отложного. Такая способность станет отличительным признаком нового чело- века в Цикле Святого Духа. На следующей, девятой ступени — ноте РЕ — «человек № 5», приобрев новые способности, соответствующие его Индивидуальности, разовьет их вплоть до завершающего синтеза. Тем самым вместо прежнего «сознания» он обретет Созна- ние, — то, которое проявляется в нем посредством высшего интеллектуального центра, действующего через высший эмоциональный центр, — и станет «челове- ком № б». На десятой, последней ступени Пути (нота ДО) «человек № б» превращается в «человека № 7». Это проявляется в том, что достигнутые им результаты становят- ся его абсолютным достоянием, получившим освящение1 свыше. Это и есть крещение Огнем и Святым Духом (Мф 3: 11; Мк 1: 8; ЛкЗ: 16; Деян ,Д: 5; 2: 2— 4). Христос сказал (Лк 12: 49): «Огонь пришел Я низвесть на землю, и ,К0К желая бы, чтобы он уже возгорелся !»1 Упомянутое освящение достигается сублимацией полового начала. Так замы- кается круг. Любое циклическое проявление жизни начинается половым актом; в конце цикла деятельность полового центра проявляется еще раз, но теперь уже на более высоком уровне — на уровне высших центров; именно к этому уровню по- довой центр принадлежит по самой своей природе. (26) Эзотерическая работа на ранних ее этапах носит преимущественно негативный характер — в том смысле, что усилия человека направлены на освобождение от всего, что препятствует его эволюции. Начиная со второго Порога, на восьмой и девятой ступенях Пути, человек, наоборот, обогащается, и работа, которая все более заслуживает наименования эзотерической, наделяет его новыми качествами, тем самым подлинно обогащая его самого. Эти ступени находятся вне досягаемос- ти Закона Случайностей, но достижение их еще не исключает возможности па- дения. И только на десятой ступени, после крещения Огнем и Святым Духом, «чело- век№ 7» —т. е. «совершенный», по терминологии св. Павла, —становится ограж- денным от любой ошибки, которая могла бы повлечь за собою падение. С этого момента Я, Сознание и Воля — к. его услугам и в его безраздельной власти. Теперь он достиг третьего Порога. Это предел возможного развития земного человека — развития в границах Тритокосма. Дальнейшая эволюция этим, конеч- но, отнюдь не исчерпывается: за третьим Порогом «человек № 7» может стать «человеком №№ 8 и 9». Но это уже область Дейтерокосма. В силу чрезвычайной инертности, сопровождающей нравственную эволюцию людей внешних, почти каждый «человек №№ 5, 6 и 7» остается, как правило, рабо- тать среди них. (27) Слабый и жалкий, но столь же непомерно требовательный и жестокий внешний человек всегда готов винить в своих неудачах других и вообще «сложившиеся обстоятельства». Всему виной всё и вся; его совесть чиста. В этой безудержной лавине нелепых обвинений он может дойти и до Иисуса из Назарета: еще, мол, неизвестно, какой из Него Спаситель человечества... 244 245 Мы можем купить для других пищу; можем приготовить из нее блюдо; можем подать это блюдо на стол; можем его сервировать; можем даже положить кусок в рот, например, ребенку чли больному. Но затем тот, кому подана пища, должен сам совершить необходимое усилие —разжевать ее и проглотить; вместо него этого не сделает никто. Действительно, Всеобщий Закон удерживает каждого на месте стоит человеку шевельнуться — и он чувствует его железную хватку. Тот же Всеобщий Закон — причина неизбежной смерти Но не следует забывать, что благодаря ему же человек рождается и живет. Закон по крайней мере трижды предоставляет ему возможность полностью развить свою Личность и найти свое истинное Я: человеку открыто второе Рождение, после чего он может преодолеть второй Порог и выйти затем на завершающий этап Пути. Апостол Павел говорит «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оста- вил младенческое» (I Кор 13" 11) С эзотерической точки зрения внешний человек — всего лишь младенец, при- чем весьма капризный. По-настоящему он повзрослеет лишь тогда, когда взберется по Лестнице и одолеет второй Порог. Лишь тогда он оставит все младенческое Что же касается того, кто едва только вышел на тропу Доступа, преодолев первый Порог, то для него основным правилом остаются слова оракула Сократу «Познай самого себя». Наконец, тот, кто лишь готовится выйти на тропу, должен твердо помнить, что возврата не будет и что его ждет одно из двух' либо полный триумф, либо сокру- шительное поражение



Похожие:

ч3гл20 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч3гл20 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч3гл20 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов