ч1гл2 icon

ч1гл2



Названиеч1гл2
Дата конвертации29.07.2012
Размер13.72 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВА П

(1)

Труднее всего понять простые идеи. Они ускользают от нас, поскольку, благода-
ря уже самой сложности нашего ума, мы поневоле усложняем все вокруг. Од-
нако лишь простые идеи и формулы имеют значение в человеческой жизни.

Рассмотрим теперь соотношение между тем, что мы называем «знать» и «по-
нимать».

Можно знать не понимая, но нельзя понимать не зная. Отсюда следует, что
понимание есть знание, к которому добавлено нечто ускользающе малое. Здесь мы
выходим на очень простую проблему, которая на наших глазах может до неузнава-
емости усложниться.

Знание становится пониманием в той мере, в какой оно усваивается. Такое
усвоение знания имеет свои пределы: способность вмещать в себя понимание у
разных людей бывает различной.

Проблема здесь в том, что мы называем бытием человека. В эзотерике это
одно из основных понятий, у которого несколько аспектов. В том аспекте, о кото-
ром идет речь в данном случае, бытие определяется способностью человека усва-
ивать знание.

Знание разлито повсюду. Однако оно находится вне человека, тогда как пони-
мание заключено внутри человека.

Если начать переливать содержимое бутылки в стакан, то в стакан войдет лишь
столько, сколько позволит его объем; все остальное прольется. Сходным образом
пониманию человека доступно лишь то, что ограничено пределами его бытия.

Христос сказал ученикам: «Еще многое имею сказать вам, но вы не можете
вместить» (Ин 16: 12).
Чтобы иметь возможность развиваться, — в эзотерическом смысле этого сло- ва, — мы должны, прежде всего, постоянно стремиться углубить свое бытие, по- высить его уровень. (2) Евангелисты не пользовались никакой специальной терминологией. В этом одна из причин популярности Евангелия в целом: оно доступно каждому. Следуя этому примеру, христианская эзотерическая Традиция1 избегает специальных тер- минов: это лишь создало бы дополнительные трудности на пути, который и так весьма нелегок. Основной принцип Писания заключается в том, что для человека, 34 который возьмет на себя труд вникнуть в него поглубже, оно способно выразить все, не прибегая к словотворчеству. Тем не менее мы должны точно определить значение используемых слов. Прежде всего выделим и обозначим то, что в Традиции именуется словом «Сознание» и производными от него. В современных языках, а также в философс- кой литературе, этому слову приписываются различные значения, в той или иной степени уточняемые дополнительными определениями. К примеру, можно встре- тить такие выражения, как «сверхсознание», «космическое сознание» и т. п. В эзотерической науке слово «сознание» получает максимальное значение: сознание есть то, что соприкасается с Божественным. Как выразился один из авто- ритетнейших толкователей Писания, епископ Феофан Затворник, «путь к совер- шенствованию есть путь к Сознанию». Таким образом, значение этого слова, в толковании Феофана, вполне опреде- ленно и не зависит от контекста, в котором употребляется; а именно: Сознание есть то, чего у нас нет. То, что мы называем сознанием, —всего лишь его производные; они и составляют все, что доступно земному человеку, рожденному во плоти (Мф11:11). Уточняя сказанное, отметим, что существуют четыре уровня сознания: Созна- ние как таковое (называемое «абсолютным») и три его производные, т. е.: _________ • Абсолютное Сознание _^ _. • Сознание истинного «Я» _________ • Бодрствующее сознание __________ • Подсознание Рис.5 Начнем их рассмотрение с подсознания. Это сумеречное сознание, с которым человек имеет дело, к примеру, во время сна, когда оно безраздельно господствует в организме. Кроме того, подсознание продолжает управлять некоторыми функци- ями человеческого организма и в бодрствующем состоянии. Область подсознания обширна и весьма малоизучена. Иногда мы относим на счет подсознания все, что не принадлежит сознанию бодрствующему. Мы связыва- ем с ним не только рефлексы и все функции инстинктивной жизни (что, в общем, соответствует действительности), но и высочайшие, сверкающие идеи и озарения, нисходящие к нам из высших сфер. Эти идеи мы маловразумительно именуем «интуицией», «шестым чувством» и т. п. —на том лишь основании, что бодрству- ющее (или ясное) сознание считаем вершиной сознания как такового. Однако в эзотерической науке помимо бодрствующего сознания различаются еще два уровня, две высших его разновидности. Они не являются врожденными, хотя их можно достичь при соответствующей ориентации или при соответствую- щем знании о них — но это, в свою очередь, может произойти лишь в результате опять-таки соответствующих и должным образом направленных усилий. 35 Первый высший уровень — это само-сознание, именуемое также сознанием истинного Я. Затем, выше него, находится уровень Сознания как такового. Итак, все четыре уровня сознания мы можем вкратце определить следующим образом: 1) Подсознание — сумеречное сознание тела. Его потенциал не зависит от куль- турного уровня личности. Часто можно заметить, что примитивные существа — например, дикари — сознают свое тело гораздо лучше, чем люди «культур- ные». 2) Бодрствующее сознание — дневное сознание Личности. При нормальных ус- ловиях его уровень и потенциал параллельны культурному развитию человека; это субъективное сознание своего «Я». 3) Сознание истинного Я — сознание Индивидуальности, другими словами, объективное сознание своего «Я». 4) Сознание — абсолютное сознание; сознание Абсолюта. (3) К дальнейшему рассмотрению вопроса о Сознании мы вернемся лишь после того, как вооружимся знанием, — вооружимся настолько основательно, что сможем ощутить и понять истинное значение этого слова. Что же касается сознания истинного Я, то некоторое представление относительно этого предмета мы можем составить даже в нынешнем пассивном состоянии. Сознание истинного Я — это единственная неизменная точка внутри нашей вечно меняющейся личности. Нас постоянно увлекают потоки мыслей, чувств, страстей и ощущений, заставляя со- вершать необдуманные поступки, в которых затем приходится раскаиваться; и не- уловимая точка истинного .Я служит беспристрастным внутренним Судьей, оцени- вающим все наши действия, — Судьей, тихий голос которого часто бывает заглу- шен внутренним шумом или внешними событиями. Сознание истинного Я может быть эфемерным, слабьм, пассивным — но его приговор всегда справедлив и объективен. Учение о грехе и ответственности за свои поступки не имело бы никакого смысла, если бы сознание истинного Я не предупреждало нас об опасности всякий раз, когда мы сталкиваемся с искушением1. С другой стороны, наличие именно этой формы сознания дает нам возможность развиваться эзотерически, т. е. в наиболее глубоком смысле этого слова, а именно —развиваться в сторону Сознания. Поскольку истинное Я проявляется у обычных людей только в пассивной фор- ме, оно выносит свой приговор лишь в том случае, если человек сам представит на его суд свои деяния. 36 (4) В современной жизни контакт человека со своим истинным Я — скорее исклю- чение, чем правило. Однако каждый не сомневается, что у него есть собствен- ное «Я» — как будто он уже обладает всеми атрибутами соответствующего уровня сознания, то есть способен судить о результатах своих поступков, постоянно опи- раться на свою активную волю, действовать или воздерживаться от действий, про- являя во всем последовательность и цельность личности. Чтобы понять несостоятельность таких претензий, достаточно просто взгля- нуть на положение дел с объективной точки зрения. Давайте, к примеру, вспомним, как мы договариваемся о каких-либо совместных действиях — и какой внутренней борьбы стоит нам порой соблюсти свои договорные обязательства (если мы вообще оказываемся в состоянии их соблюсти). Все наши действия на самом деле происходят не на уровне сознания истинного Я, а на уровне бодрствующего сознания, которое ограничено пределами Личност- ного «Я», с тем или иным аспектом которого мы себя автоматически отождествля- ем, так что само непостоянство этого «Я» определяет все наши поступки. Наша Личность составлена из множества дробных «я»; в определенный момент одно или несколько таких «я» принимают решение и действуют. Затем они уступают место следующим дробным «я», которых не устраивают ни предпринятые действия, ни их последствия. Постоянные перекомбинации, происходящие внутри Личности, иногда вызывают в ней весьма значительные перемены — особенно если мы дейс- твуем под влиянием той или иной страсти, сильного чувства или ошибочного рас- чета. Иногда нам даже кажется, что вместо нас это сделал кто-то чужой; сожалея о содеянной глупости, мы порою не узнаем самих себя. (5) Таким образом, существует значительная разница, чтобы не сказать — пропасть между тем, что человек в своей самонадеянности себе приписывает (т. е. свойс- твами истинного Я), и тем, что он такое на самом деле. И однако же достигнуть уровня истинного Я вполне возможно — «на то уповаем», как говорит апостол Павел. Но чтобы в самом деле стать тем, что составляет предмет нашей гордости и наших претензий, мы должны много и с полной ответственностью, в полном соз- нании работать над собой. (б) Пока мы способны сохранять уверенность в себе (вопреки всем очевидным фак- там), мы лишь питаем свою гордыню, все глубже погружаясь в пучину абсур- дного существования, полного противоречий, принимая желаемое за действитель- ное. Нужно испытать крах всех иллюзий, пройти через материальное и моральное 37 банкротство1, и не просто пройти, а осознать и принять свое ничтожество, не пыта- ясь приукрасить неприглядную истину. Как правило, лишь тогда мы начинаем искать, лишь тогда находим причину работать над собой и обретаем необходимые для этого силы. Так происходит почти со всеми. Исключение здесь составляют лишь люди праведные2. Для них такая работа легка, ибо они избавлены от необхо- димости признать для начала собственную несостоятельность. Но кого из нас мож- но назвать праведным? Даже если мы стойки в вере — всегда ли мы стойки в добродетели? Все мы испорчены — в той или иной степени. Все мы думаем о себе как о чем-то весьма значительном — даже если повседневная жизнь убеждает нас в об- ратном. Это мнение о себе как о ком-то исключительном есть следствие неадекват- ной самооценки. В действительности же все мы стоим друг друга. При всех наших различиях алгебраическая сумма наших достоинств и недостатков для каждого почти одинакова. И не следует питать иллюзий: сумма эта весьма невелика. Она представляет собой бесконечно малую величину, приближающуюся к нулю, како- вым является Смерть. Эту «бесконечно малую» мы должны превратить в единицу — именно этого требует от своих учеников эзотерическая наука. У нас есть все необходимые для этого данные — наши способности; но не те, которые мы себе приписываем как якобы столь явные и несомненные, а способности скрытые, пребывающие в зача- точном состоянии. В начале этой работы мы все подобны больным, и к каждому применимо известное изречение Христа: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф 9: 12; Мк 2: 17; Лк 5: 31). (7) Но как превратить себя в единицу, начиная практически с нуля? Этот вопрос вновь приводит нас к исследованию проблемы бытия, но уже под несколько иным углом зрения. Процесс, о котором идет речь, можно сравнить с алхимической трансмутацией: это превращение нашего иллюзорного существования (ценность которого не более чем потенциальна) в истинную жизнь. Происходит оно посредс- твом реализации нашего потенциала, т. е. посредством постепенного повышения уровня нашего бытия. Эта работа выполняется по этапам, согласно определенной программе. Мы различаем, в соответствии с иерархией уровней сознания, четырехступен- чатую иерархию уровней бытия. 38 Рис.6 В этой иерархии нижний уровень является общим для всех живых существ, но имеет довольно обширную внутреннюю градацию. Второго уровня бытия —того уровня, к которому относится жизнедеятельность человека, — почти достигают некоторые животные — например, высшие млекопитающие. В частности, созна- нию большинства млекопитающих доступны представления о предметах и явлени- ях, — а это уже функция, характерная для нижнего уровня бодрствующего челове- ческого сознания. Однако выше этого животные подняться не могут: им недоступ- на способность к обобщению, лежащая в основе создания человеческих понятий. Третий уровень бытия, в иерархии уровней сознания соответствующий созна- нию истинного Я, — это бытие человека эзотерически развитого (человека живо- го), — того, кто уже обрел свое неизменное, незыблемо реальное Я. И, наконец, четвертый уровень соответствует бытию человека совершенного, — того, кто в своем эзотерическом развитии достиг вершин эволюции, возможной на нашей пла- нете. (8) Тема уровней бытия тесно связана с проблемой энергии. Как мы уже отмеча- ли, если у человека нет ничего, кроме шаткого, изменчивого, иллюзорного «Я», то у него нет (и не может быть) также никакой последовательности в мыслях и пос- тупках. Вот почему он не может ничего делать1. Мы уже установили соотношение, существующее между понятиями «знать» и «понимать». Теперь попытаемся установить соотношение между понятиями «знание» и «умение»'2. Если человеку не удается довести какое-либо начинание до конца, он говорит: не хватило силы воли. Это не так. Дело не в том, что он называет «сила воли» (точнее, сила желания): правильнее было бы сказать, что ему не хвати- ло бытия, которое сперва позволило бы понять приобретенное знание и таким 39 образом получить энергию, которая в свою очередь открыла бы доступ к умению. Эту цепочку можно представить следующим образом: (пассивная форма) (активная форма) знание — бытие — понимание бытие — понимание —умение Знание, как мы уже сказали, получить сравнительно просто. Куда сложнее — приобрести бытие. И однако только бытие может привести к пониманию, а от понимания к умению. Эта формула незыблема и универсальна.



Похожие:

ч1гл2 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч1гл2 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч1гл2 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов