ч1гл4 icon

ч1гл4



Названиеч1гл4
Дата конвертации29.07.2012
Размер15 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВА IV

(1)

Внешний, или «душевный» человек (Мк 4:11) наделен тремя «я»: телесным (или
«плотским»). Личностным (или психическим) и — потенциально — истинным
(или духовным). Истинному Я, в принципе, отведена роль руководителя всей этой
системы. Но в момент грехопадения Адама истинное Я в том его аспекте, с которым
связывают понятие «сокровенного в сердце»1, отошло на задний план сознания. С
тех пор, в силу отсутствия подлинного хозяина, полновластного распорядителя, в
описываемой системе господствует Личностное, психическое2 «Я». Командование
этого «я», лишенного единства, изменчивого, многоголосого и противоречивого,
способно лишь вносить хаос и неразбериху. Кроме того, телесное «я», которое при
нормальном положении вещей должно подчиняться «Я» Личностному, нередко
ему перечит, более того — приказывает. Один из хрестоматийных примеров такой
«смены командования» — супружеская измена, когда половое влечение высвобож-
дается из-под «гнета» духовных уз, что нередко отягощается еще и вмешательством
интеллектуального центра Личности, оправдывающего стихийное половое влече-
ние достижением духовных целей.

Рассматривая различные примеры взаимосвязи между тремя «я», полезно бу-
дет еще раз поразмыслить над притчей о колеснице, из которой можно извлечь
немало полезных и поучительных аналогий, связанных с этой темой.

(2)

В бодрствующем состоянии мы действуем в пределах Личностного «Я».
Во вре- мя сна мы теряем осознание этого «Я», и его замещает «я» телесное (которое — что поучительно — никогда не исчезает полностью — даже при таких состояни- ях, как летаргический сон, наркоз или кома). Конечно же, чисто физиологические функции должны выполняться непрерывно. Но только во время сна, когда психи- ческое «я» исчезает и больше не вмешивается в действия телесного «я», телесное «я» может со знанием дела и без помех работать на своем собственном плане. Органом проявления телесного «я» служит двигательный центр (хотя, как мы увидим далее, не он один выполняет эту функцию). Что же касается нашего психи- ческого, Личностного «Я», то оно проявляется через интеллектуальный и эмоцио- нальный центры, причем в большинстве случаев использует их не по назначению, а главное — всячески вмешивается в деятельность двигательного центра. Посколь- ку телесное «я» противостоит психическому, непосредственным результатом тако- го положения вещей является нелогичность нашей психической жизни. Нет и не 48 может быть какой бы то ни было логической последовательности в мыслях или в поступках Личностного «Я», если оно не является цельным. Вот почему жизнь человека проходит в нескончаемых метаниях от действия к противодействию и от противодействия к очередному действию1. Мы хорошо знаем, до чего непоследовательна наша жизнь. Как правило, имен- но эта непоследовательность используется писателями и драматургами в качестве исходного материала для их произведений. Что касается Традиции, то здесь она отражена в образе уживающихся в каждом человеке троих: один из них думает, другой переживает, а третий — действует. Каждый из них постоянно вмешивается в сферу компетенции другого. В зависимости от обстоятельств такое вмешатель- ство может быть естественным или самовольным, благотворным или злополучным. Самовольные вмешательства всегда пагубны и являются причиной большинства внутренних и внешних конфликтов. Такие вмешательства, как правило насиль- ственные, еще более осложняются тем фактом, что психические центры, разделен- ные на секторы, уже в силу своей природы никогда не действуют автономно, но каждый из них стремится навязать свою волю другим. Таким образом, чем сильнее действие, предпринятое одним из центров, тем более страдают от этого механичес- кого принуждения два остальных (разумеется, за исключением патологических случаев). (3) Личностное «Я» состоит из множества дробных «я», образующих различные группы, которые поочередно диктуют нам угодные им воззрения и поступки. Но каким же образом столь хаотичное состояние согласуется с психической жизнью человека, которая ведь в общем выглядит достаточно последовательной? Основу этой иллюзорной последовательности формируют три элемента: • имя; • запечатленный в памяти опыт; • способность2 лгать себе и другим. Имя, которое мы носим, соответствует нашему Личностному «Я» — то есть всей совокупности «железных опилок», независимо от их взаимного расположения. С достижением зрелого возраста имя человека символизирует также образ его са- мого в бодрствующем состоянии. Иногда человек связывает свое имя с идеальным образом себя, то есть с тем, кем он стремится стать — или полагает, что уже стал. Вот почему мы хватаемся за свое имя как утопающий за спасательный круг. Вот почему мы даем имена всему, что существует вокруг. Все безымянное — будь оно физическим или психическим, реальным или вымышленным —просто усколь- зает от человеческого представления. 49 Это тем более касается самого человека, —его имя и фамилия охватывают для него всю совокупность, которую можно назвать его собственной вселенной. Сюда входят как вполне реальные, так и воображаемые элементы, причем их-то человек и склонен считать более реальными. Память есть непосредственная функция человеческого бытия. Чем выше уро- вень бытия, тем лучше память и больше ее объем. Значительная потеря памяти, которая приводит к забвению имени и всего, что с ним связано, превращает нор- мального человека в невменяемого: из его жизни исчезает непрерывная последова- тельность. Способность лгать — третий элемент нашей иллюзорной жизни, благодаря которому не в последнюю очередь она приобретает видимость последовательнос- ти. Роль, которую эта способность играет в повседневной жизни, нетрудно оценить, если представить себе, как мы могли бы существовать без лжи. Мы столкнулись бы с такими потрясениями и конфликтами, что сразу бы решили: жить невозможно. На этот-то случай имеется ложь —своеобразный буфер, смягчающий различные стол- кновения. Именно от способности лгать, которая помогает человеку хоть как-то справляться с неразрешимыми конфликтами, в огромной степени зависит пронизы- вающая его жизнь иллюзия последовательности и постоянства. Здесь стоит снова вспомнить о том, что мы зачастую приписываем себе свойства или добродетели, которыми на самом деле не обладаем, хотя и можем их в себе развить. В их числе правдивость (ведь в принципе мы имеем возможность говорить правду и жить по ней, т. е. праведно), — однако в действительности до нее еще очень далеко: прав- дивость может стать реальностью лишь после трудной и долгой работы над собой. Покамест же мы попросту обречены лгать, и всякий, кто возразит — мол, это преувеличение, — лишний раз покажет тем самым, насколько трудно иметь дело с ложью. (4) Остановимся более подробно на проблеме лжи — проблеме чрезвычайно важ- ной, к которой мы еще не раз вернемся. Способность лгать есть функция нашего воображения, то есть творческая фун- кция. Прежде чем создать что-либо, мы должны вообразить себе то, что хотим создать. На это способен только человек. Животные этого не умеют. Мы способны лгать, поскольку обладаем Божественным даром воображения. Лжем мы по1 разным причинам; в основном это проистекает из стремления как-то смягчить ситуацию, которая кажется нам неприглядной или вообще неприемлемой, представив ее в более выгодном для нас свете. Это значит, что благодаря привычке лгать срабатывает механизм оправдания — рационального «объяснения», что, в сущности, и является «перелицовкой». Далее мы увидим саму механику, а не толь- ко причину наших травм — сложное и противоречивое поведение окружающих, порождающее столь же сложные, подчас неразрешимые ситуации — подлинные 50 гордиевы узлы —в сфере человеческих взаимоотношений. Именно в таких случаях мы прибегаем ко лжи из самых благих побуждений. В контексте описанного здесь наиболее трезвой и реалистичной представляет- ся зафиксированная в эзотерическом Учении оценка лжи как неотъемлемого свойс- тва человека. Бессмысленно с самого начала знакомства с эзотеризмом давать себе слово больше не лгать —такое решение попросту невыполнимо. Невозможно прек- ратить лгать другим, но во всяком случае можно не лгать самому себе. Именно это и требуется, причем — по понятным причинам —вполне категорично. Эзотеричес- кая работа представляет собой продвижение к Сознанию — то есть к Истине. Приближаться же к Истине, продолжая при этом лгать самому себе и верить в собственную ложь, есть не что иное, как внутреннее противоречие, contradictio in objecto. Поэтому любые попытки лгать самому себе надлежит решительно пресе- кать: на этот счет недопустимы никакие компромиссы, никакие оправдания. Что же касается лжи другим, без которой в современных условиях вообще не выжить, то следует для начала по крайней мере осознавать ее. Затем, как учит Традиция, в этой лжи другим (с эзотерической точки зрения сравнительно терпимой, как вынужденная необходимость) надо научиться различать: ложь неиз- бежную, или необходимую; ложь полезную; и, наконец, ложь бессмысленную, с которой каждый последователь Учения должен бороться особенно энергично. Только настойчивые упражнения в этом дадут нам возможность постепенно взять под контроль свою глубоко укоренившуюся склонность ко лжи. Любая по- пытка (из самых, быть может, благих побуждений) поскорее разделаться с ложью заведомо обречена. Мир, в котором мы живем, весь пронизан и движим ложью. Достойно внимания, что запрет лгать, который среди прочих содержится в Десяти Заповедях, составляющих свод вполне конкретных житейских предписаний, каса- ется лишь весьма частного момента в сфере человеческих взаимоотношений — лжесвидетельства на ближнего (Втор 5: 20). (5) Отметим еще один вариант самообмана, к которому мы приучаемся с раннего детства и который должны искоренять в себе любыми средствами. Он очень распространен, поскольку на первый взгляд кажется чем-то вполне положитель- ным. Это пригодная в любой ситуации, употребимая в устной речи и на письме, в частных беседах и публичных выступлениях фигура речи «да, но...». Сама по себе она вполне безвредна — напротив, небесполезна и даже неизбежна в диспутах и полемиках, где и употребляется чаще всего. Однако если мы применяем ее для своих внутренних нужд и ради собственной выгоды, — скажем, чтобы смягчить удар судьбы, заглушить укоры совести, оправдать свои неблаговидные деяния, — она через некоторое время в нас кристаллизуется, превращаясь в настоящий меха- низм самоуспокоения. Разумеется, его действие не имеет ничего общего с так назы- ваемым «хладнокровием», быстрой реакцией или прояснением сознания. Наобо- рот, это отработанный механизм своеобразной психической анестезии, без которой 51 не могут обойтись даже люди, казалось бы, вполне культурные и образованные, если они лишены духовного руководства. Он заставляет человека лицемерить даже перед самим собой. И этот самоуспокоитель также должен быть разрушен, подобно всем прочим психическим «буферам». (б) Но вернемся к исследованию Личностного «Я». Как мы уже выяснили, это «Я» более всего напоминает зыбучий песок (Мф 7: 26). Трудно в данном случае найти сравнение более удачное, как и фигурирующий в Евангелии же образ легиона (Мк 5: 9; Лк 8: 30). Каждое дробное «я» при подходящих обстоятельствах тотчас выскакивает на внутреннюю сцену Личности — так сказать, соло или же в ком- пании себе подобных. Эти дробные «я» могут создавать множество комбинаций, но их количество ограничено и вполне поддается подсчету. Согласно учению Традиции, как мы уже видели, человек наделен тремя психи- ческими центрами, и каждый центр подразделяется на шесть секторов. Таким об- разом, количество органов сознания Личности увеличивается до восемнадцати. Каждое дробное «я» есть не что иное, как частичка сознания Личности (то есть совокупности психических «я»), которая в данный момент считает себя Лич- ностью. Применив алгебраическую формулу для подсчета количества всех возмож- ных комбинаций из тройки, двойки и единицы, которые могут проистекать из на- личия трех центров и их восемнадцати секторов, мы в итоге получим число 987. В этом раздробленном сознании — показателе бедственного состояния нашей Личности — находит выражение подменяющее собою всего человека множество возможных комбинаций секторов, каждый из которых играет активную роль во внутренней жизни человека — в восприятии впечатлений, выражении желаний, мнений и чувств. В таких комбинациях чаще всего принимают участие два или три сектора; однозначная зависимость конкретного психического состояния от деятельности лишь одного сектора наблюдается достаточно редко. До тех пор, пока из всех «железных опилок» внутри человека не образуется сплав, 987 возможных комби- наций центров и секторов порождают в нем, в зависимости от соответствующих обстоятельств, то или иное из возможных 987 ущербных состояний раздробленного сознания Личности. Каждое из них в определенный момент проявляет себя как целостное «Я» и воспринимает себя аналогичным образом. Однако нужно помнить, что мы имеем дело не с целостным «Я», а все с тем же множеством дробных «я»1. Весьма близкие к нашим подсчетам результаты дают исследования некоторых психологов. Так, общепризнанным в настоящее время является показатель, зафиксированный в лаборатории Шелдона, где при помощи эмпирических методов были обнаружены в общей сложности 650 характерологических черт (ef. Guy Palmade, «La Characterologie», Presses Universitaires de France, Paris, 1953). 52 Различные комбинации дробных «я», беспрестанно в нас возникающие и рас- падающиеся, создают ткань нашей жизни; но результат их действия неизменно тлетворен. Такая жизнь — перетряхивание «железных опилок» в тигле (см. рис. 1) — подвержена постоянным хаотичным изменениям. Жить ею — значит находиться полностью во власти внешних событий, без какой бы то ни было ясно очерченной цели, которой можно было бы достичь с помощью вполне конкретного продуман- ного плана. Это напоминает явление волновой интерференции, которую изобража- ют в виде переплетения чередующихся синусоид. Рис. 9 Жизнь в таком режиме иссушает и истощает человека, и в конце концов при- водит его к смерти. Далее мы рассмотрим эту проблему с различных точек зрения, которые помогают уяснить причины старения и смерти. С эзотерической точки зрения смерть — это поражение^. Взаимное трение «железных опилок», происхо- дящее в повседневной жизни, недостаточно интенсивно для того, чтобы зажечь внутренний огонь, способный преобразить все бытие вплоть до победы над Смертью. Однако такого трения более чем достаточно, чтобы полностью исчерпать резервы жизненных сил и тем самым принести смерть. Как раз на этот случай уместна цитата из Откровения Иоанна Богослова: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты го- воришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, слеп, и наг. Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы ви- деть» (Откр 3: 15—18).



Похожие:

ч1гл4 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч1гл4 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч1гл4 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов