ч1гл6 icon

ч1гл6



Названиеч1гл6
Дата конвертации29.07.2012
Размер22.89 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВА VI

(1)

Таким образом, мы вплотную подошли к области подлинного эзотеризма. Здесь
приобретают новое значение слова апостола Павла: «Смотрите, братия, что-
бы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческо-
му, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества
телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и
власти» (Кол 2: 8— 10).

В этом изречении заключен очень важный смысл. Апостол указывает на фун-
даментальное различие между спекулятивной философией — которая есть порож-
дение «плотского ума» (Кол2:18) и человеческого предания^ —и высшим знанием,
единственный источник которого — Христос. То, что св. Павел называет «плотс-
ким умом», есть не что иное, как ум Личности, преобладающий у людей культур-
ных в силу чисто интеллектуального образования. Несмотря на всю утонченность
присущего ему способа мышления, такой ум никогда не сможет выйти за пределы
агностического рационализма. Обреченный вращаться в этом заколдованном кру-
гу, человеческий ум не знает и не желает знать, что лежит за его пределами: там —
«ignorabimus»'1.

Такое различие между человеческим знанием (достоянием Личности) и знани-
ем высшим, исходящим с Фавора, станет еще отчетливее, если обратиться к следу-
ющему тексту Иоанна Богослова. «Бога не видел никто никогда» (Ин 1: 18) —
утверждает он; но далее, как бы в опровержение, приведены слова Христа: «Кто
любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к
нему и обитель у него сотворим»(Ин 14: 23)3.
И уже в Откровении: «Се, стою у двери и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, а он со Мною» (Откр 3: 20). В Писании можно найти немало такого рода видимых противоречий; нас, од- нако, в данном случае интересуют слова апостола Павла о двух явно несоизмери- мых разновидностях знания. «Животный^ человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никро не может» (I Кор 2: 14— 15). 63 Созвучность этих текстов позволяет предположить, что апостолы ясно разли- чали два вида знания: первое — относительное, ограниченное и «не ведающее» о втором; второе же — абсолютное, неограниченное и включающее в себя первое. Первое знание св. Павел соотносит с так называемым животным человеком, а второе — с человеком духовным. Что же собой представляют эти две разновидности рода человеческого? И существует ли для человека животного возможность стать человеком духовным^ Можно сказать, что эти тексты вплотную подводят нас к проблеме существен- ного различия между человеческой и Божественной мудростью. Остается узнать, доступно ли человеку посвящение в Божественную мудрость и каким образом мож- но ее достичь — или по крайней мере хоть сколько-нибудь к ней приблизиться. (2) Мы уже отмечали, что истинное Я редко проявляется в человеке; обычно такое случается разве лишь если сама Личность почувствует в этом потребность. Истинное Я подобно судье, который присутствует на разбирательстве, воздержива- ясь от вынесения окончательного приговора, — его выжидательная позиция по отношению ко всему происходящему противоположна активной позиции Личнос- ти. Однако когда между истинным Я и «Я» Личностным возникает связующее звено в виде эзотерического знания, их соотношение и функции существенно ме- няются: истинное Я становится активным, а Личностное «Я» и «я» телесное пол- ностью подчиняются ему и признают его своим законным и полновластным хозя- ином. Такое преобразование характеризуется, в частности, изменением нашего отно- шения к собственным желаниям: если прежде мы стремились к тому, чего желали, то теперь мы желаем того, к чему стремимся. По мере продвижения в эзотерическом самоизучении мы все более явственно осознаем в себе эту несомненную перемену, за которой, если не сбиваться в пути, последуют дальнейшие, все более глубокие и значительные. И уже одно наличие такой перемены говорит о том, что мы достигли определенного прогресса, причем заодно получили возможность его измерить. W Рассмотрим теперь, посредством каких органов проявляется в человеке его ис- тинное Я и каким образом можно расширить и усилить его проявления. Наряду с тремя психическими центрами Личности (которые отныне будем называть низшими) в нас существуют еще два высших центра, независимых от физического тела и Личности. Совокупность этих высших центров образует чело- веческую Душу, о которой обычно говорят в третьем лице. Они находятся в сокро- веннейшей глубине сердца, и человек способен воспринять лишь очень малую толику беспристрастных и объективных сообщений, передаваемых при их посред- 64 стве. Поэтому истинное Я человека представляется ему судьей, восседающим в своем судейском кресле. Однако, как мы скоро убедимся, этот аспект истинного Я — не единственный. Более того: учение о высших центрах не только разрешает видимое противоречие между вышеприведенными цитатами, но и помогает пос- тичь истинный смысл многих других неясностей в Писании, Предании и самой жизни. И, что еще более важно, благодаря ему мы лучше узнаем самих себя. Если, как мы уже говорили, низшие центры внешнего человека развиты не полностью, то центры высшие, напротив, изначально совершенны и работают на полную мощность. Однако в обычном состоянии человек способен воспринять лишь бесконечно малую часть их сообщений. Причина здесь в полнейшем, вплоть до слияния, самоотождествлении с Личностью. Эта иллюзия автоматически порож- дает в человеке гордыню, эгоизм и эгоцентризм, а они, в свою очередь, формируют нечто вроде защитного экрана, который пропускает лишь самые слабые отзвуки сообщений высших центров, хотя эти центры выдают информацию непрерывно. Они стучат в дверь; и мы должны услышать голос их и отворить. (4) Оставив в стороне метафоры св. Иоанна Богослова, можно сказать, что причина, по которой нам не удается напрямую получать сообщения высших центров, состоит в недоразвитости низших. Мы уже знаем, что из трех низших центров только двигательный функционирует почти нормально. И это очень важно: пос- кольку роль данного центра во всей психической деятельности весьма значительна, мы должны использовать его в нужных нам целях — в эзотерической работе. Од- нако вначале необходимо завершить его развитие, и эта задача лежит на нас. Сход- ным образом следует постоянно активизировать интеллектуальный центр посредс- твом различных встрясок и импульсов. Самый инертный из трех, этот центр имеет естественную склонность к бездействию и дремоте. Такую его особенность подме- тил еще Гёте, говоривший, что человек слаб и постоянно впадает в сон. Высшие стадии в обучении интеллектуального центра (как и в случае с двигательным цен- тром) достигаются с помощью соответствующих эзотерических упражнений, кото- рые являются необходимым дополнением к теоретическим исследованиям. Из низших центров в самом худшем состоянии эмоциональный. В современ- ной цивилизации — как мы уже отметили — он не получает ни разумного образо- вания, ни систематического воспитания. Его формирование и развитие происходит по воле обстоятельств, поскольку даже религиозное образование в наши дни выхо- лощено и высушено рационализирующим интеллектом. Всевозможные соображе- ния1, диктуемые «мирской мудростью» и житейской суетой, плюс общепринятые, в качестве нормы, лицемерие и ложь (особенно самому себе) вносят в эмоциональ- ный центр опасные искажения. Он привыкает чувствовать себя неполноценным, и эту неполноценность компенсирует осуждая и критикуя все и вся; он находит изв- ращенное наслаждение в негативных эмоциях и, наконец, обращается против само- 65 го себя, сжимаясь в точку, которая становится орудием разрушения нашего бытия, все более губительным по мере наступления старости и приближения смерти. Два высших центра работают значительно быстрее, чем низшие, из которых, как уже было сказано, наиболее инертен интеллектуальный. Двигательный центр действует несколько быстрее, а еще быстрее — эмоциональный, если только он не находится в том плачевном состоянии, о котором мы только что говорили: в таком состоянии он едва поспевает за двигательным. (5) С учетом двух высших центров внутреннее устройство человека можно изобра- зить примерно следующей схемой: Рис. 15 Высший эмоциональный центр находится на уровне сердца, а высший интел- лектуальный — на уровне головы. Их функции различны. В Предании они порою именуются «очами Души». Так, св. Исаак Сирии говорит: «Два ока телесных видят одинаково, но два ока Души видят по-разному: одно из них созерцает истину в образах и символах, другое же — лицем к лицу»1. Иными словами, сообщения, получаемые посредством высшего эмоционального центра, могут быть преобразо- ваны в картины или слова, но они всегда имеют форму образов и символов. Приме- ром тому может служить Откровение св. Иоанна Богослова. Чтобы понять подлин- ный смысл записанного Иоанном, его следует прочесть с помощью высшего эмо- ционального центра. Именно так было получено это безусловное Откровение на острове Патмос, и только посредством такого восприятия можно постичь то важ- нейшее, что в нем содержится. Разумеется, Личностному «я» тоже, казалось бы, доступны слова Откровения, но понять оно способно лишь очень малую толику; подлинное, бесконечное значение этого грандиозного видения останется далеко за пределами его понимания. Что же касается сообщений, получаемых посредством высшего интеллектуального центра, то они по самой своей природе столь непости- жимы, что совершенно недоступны хотя бы отдаленному описанию при помощи человеческого языка. 66 Высшие центры работают постоянно и в полную силу, но мы не регистрируем их сообщения, поскольку наши низшие центры не только недоразвиты, но и не уравновешены1. Поэтому одна из первоначальных задач —спровоцировать прояв- ление2 своей Личности, чтобы уравновесить и отрегулировать работу трех низших центров. Следует приложить максимум усилий, чтобы посредством интенсивного самонаблюдения выявить внутри себя сперва деятельность каждого центра, затем деятельность каждой из двух его половин — положительной и отрицательной, — а затем работу его секторов. Так мы проникнем внутрь самих себя. Если же с помощью соответствующих упражнений низшие центры удастся развить до совершенства и уравновесить, мы сможем наладить их постоянную связь с высшими центрами. Эту связь следует устанавливать и закреплять посте- пенно, начиная с низшего эмоционального центра: чем скорее он будет очищен и развит, тем скорее войдет в свой нормальный ритм, который позволит ему взаимо- действовать с высшим эмоциональным центром, чтобы затем, уже при его посред- стве, взаимодействовать и с центром высшим интеллектуальным. Рис.16 Пока низший интеллектуальный центр не имеет непосредственной связи с выс- шим, одна лишь интеллектуальная культура (почти единственная основа нашего образования) не в силах вывести нас на высшие уровни сознания. Сколь утонченное образование ни получил бы внешний человек, какими бы обширными или глубоки- ми познаниями ни обладал, он остается ограниченным пределами разума, из кото- рых вырваться может только через сердце — то есть в том случае, если, прилагая все необходимые усилия, разумеющиеся в эзотеризме, займется культивированием своей эмоциональной жизни, чему и надлежит, согласно тому же эзотерическому учению, уделять внимание в первую очередь. Впрочем, то, что чисто интеллекту- альная культура, по своей сути насквозь рационалистическая, не способна сама по себе вывести нас на высшие планы Жизни, еще не значит, что она уж вовсе беспо- лезна. С эзотерической точки зрения она сохраняет свою соответствующую цен- 67 ностъ и может весьма пригодиться человеку в ту пору, когда в нем формируется Индивидуальность. Вернемся однако к тому, с чего мы начали, то есть к воспитанию сердца и наведению порядка в своей эмоциональной жизни. На этот счет Феофан Затворник, один из бесспорнейших авторитетов в данной области, заявил совершенно катего- рически, что здесь «не помогут ни чины, ни знания »1. Доступ к высшему эмоциональному центру — это доступ к уровню сознания истинного индивидуального Я. Доступ к высшему интеллектуальному центру дает возможность подняться до уровня Сознания — то есть стать сопричастным вселен- скому Я, что достигается посредством сокровенной общности. Это конечный пункт развития человека в земных условиях, но для нас такая перспектива еще чрезвычай- но далека. Св. Павел говорит об этом следующее: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предуз- нал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы он был первородным между многими братиями» (Рим 8: 28— 29). Иными словами, наши высшие центры суть две Божественные искры: высший эмоциональный центр — искра Сына, а высший интеллектуальный — искра Отца в ипостаси единосущного Ему Святого Духа2. Теперь становится более понятным сокровенный смысл текстов, процитированных в начале этой главы, а также сущес- твенное различие между человеческой философией — «мудростью века сего» — и эзотерическим Преданием, описанное св. Павлом (I Кор 2: 6— 8). В самом краткой формулировке путь человека, рожденного во плоти, к верши- нам эзотеризма, —это эволюция «я», принимающего новые формы без уничтоже- ния прежних. Всего, таким образом, существуют четыре уровня «я», которые соответствуют четырем уровням бытия и сознания: Уровни сознания Уровни бытия Уровни «я» Вселенское «Я» Сознание истинного «Я» Бодрствующее сознание Подсознание I Рис. 17 Истинное индивидуальное «Я» Личностное (психическое) «я» Физическое (телесное) «я» Несколько перефразируя знаменитый стих Державина, восхождение челове- ческого «Я» по этим ступеням можно охарактеризовать следующим образом- «Я червь! Я раб! Я царь! Я бог!» 68 (6) Все вышесказанное приводит нас к следующему вопросу: каковы же смысл и цель развития Личности — тонкого и сложного организма, который однако есть всего лишь «не-Я»; Личности, с которой мы себя отождестествляем и от кото- рой все же должны отстраниться ценою пусть мучительных, но совершенно необ- ходимых усилий? Вспомним, что в момент Грехопадения человек духовный, превратившись в человека плотского («душевного»), утратил связь со своими высшими центрами (то есть с, Древом Жизни), и в нем возобладали низшие центры (Древо познания Добра и Зла). И однако все элементы, из которых состоит Вселенная, или «Мир», как ее именуют в Церковном Предании, мы содержим в себе в виде Личности и трех ее центров (пусть даже пребывающих в зачаточном состоянии). Приобретая контроль и власть над своей Личностью, человек получает в свое распоряжение сложный инструмент, позволяющий ему Познавать1 Вселенную во всех ее аспектах посредством органической связи с нею, восстанавливаемой его сознанием. Происходит это в соответствии с известным принципом, сформулиро- ванным Платоном: «Подобное воспринимается и постигается только подобным». Таково объективное значение и место Личности в эволюции «Я». Посредством своего рода сознательного отождествления (достигаемого в результате сосредо- точения и соответствующих упражнений) искатель может Познать внешнее «не-Я» и овладеть им с помощью внутреннего «не-Я», то есть Личности. Эта процедура, к анализу которой мы еще вернемся, откроет ему доступ к скрытым силам. «Проник- ни во внутреннюю клеть — и тыувидишь клеть внешнюю [то есть Вселенную], ибо обе они суть одно»1. (7) Теперь становится более понятной и доступной определению идея эзотеризма. Словом «эзотеризм» мы обозначаем факты и действия, входящие в сферу ком- петенции высших центров, —то есть все, что имеет отношение к области истинно- го Я и Сознания. В более широком смысле понятие эзотеризма включает в себя еще две предварительных ступени этой области: во-первых, экзотеризм, то есть стадию развенчания и освобождения от слепой веры в непреходящую ценность Личности; и, во-вторых, мезотеризм, то есть первую стадию приближения к истинному Я. На следующей иллюстрации все три ступени изображены в виде концентрических 69 окружностей, за пределами которых «пустыня»1, то есть область жизни внешнего человека — раба собственной Личности. Рис. 18 Или, в изометрической проекции: Рис. 19 Поговорим теперь о том, каких практических результатов можно достигнуть с помощью эзотеризма; что именно следует делать для того, чтобы создать постоян- ную связь, которая даст нам возможность развиваться. В Традиции этот вопрос освещается с помощью нижеприведенной схемы, которая считается в эзотеричес- ком Учении наиважнейшей, ибо в ней сведено в синтетическое целое множество идей — гораздо больше, чем то доступно сколь угодно проницательным коммента- торам, — и, поскольку она дает чрезвычайно много пищи для размышлений, мы еще не раз к ней вернемся. Рис.20 70 Черными стрелками здесь обозначены влияния, порождаемые внутри жизни ею самой. Это первый вариант влияний, окружающих человека. Их называют «вли- яния-А». Отметим, что по всей поверхности круга — точнее, по всему объему изображаемой и символизируемой им «сферы земного бытия» — они распределе- ны почти равномерно. Как в случае любой лучевой энергии, сила их воздействия обратно пропорциональна квадрату расстояния. Таким образом, обозначенные стрелками влияния, оказывающие основное воздействие на человека, находятся в непосредственной близости от него, и, как правило, его всегда влечет в ту сторону, куда в данное мгновение направлены стрелки. Влияния-«А» управляют внешним человеком. Под их воздействием он бродит в кругу своей жизни от рождения до смерти по ломаной траектории, то и дело принимающей непредвиденное и опасное направление. Совокупность влияний-«А» образует Закон Стечения Обстоятельств, или Закон Случайности. Этот закон, можно сказать, безраздельно властвует над чело- веком; однако, исследовав схему более подробно, мы заметим, что каждая черная стрелка уравновешивается и нейтрализуется другой черной стрелкой, находящейся в другой части сферы. В итоге их равнодействующая должна быть равна нулю; а это значит, что по своей природе влияния-«А» во всей своей совокупности иллю- зорны. И все же в отдельности воздействие каждого такого влияния-импульса впол- не реально и для внешнего человека и составляет реальность. Белый шарик символизирует эзотерический Центр, расположенный за преде- лами сферы действия основных законов жизни. Белыми стрелками обозначены так называемые «влияния-В». Это влияния, вторгающиеся в житейскую неразбериху из эзотерического Центра. Порождаемые вне «сферы земного бытия», они ориентированы в одном направлении и в своей совокупности образуют некое магнитное поле. Поскольку влияния-«А» нейтрализуют друг друга, влияния-«В» представляют собою единственную реальность. Маленький шарик со штриховыми линиями изображает человека, представ- ленного здесь отдельно от других людей. Плотная штриховка означает, что природа внешнего человека неоднородна — она смешанна. Если человек за всю свою жизнь так и не почувствует разницу между влияни- ями-«А» и влияниями-«В» и не научится их различать, он закончит тем же, чем начал, то есть совершенной механичностью движениий, подчиняющихся Закону Случайности. Впрочем, порядок и интенсивность взаимно уравновешивающих влияний-«А» бывают весьма различны. Иногда они могут способствовать «продви- жению» человека — в мирском смысле этого слова. Но и в этом случае он до конца своих дней так и не узнает ни грана Реальности, к ней даже не прикоснувшись. И прах возвратится в прах. Каждый, кто живет на Земле, вовлечен в своеобразное конкурсное испытание. Если для него открывается существование влияний-«В»; если он чувствует вкус к 71 их накоплению и усвоению, все более в этом совершенствуясь, — то его смешанная внутренняя сущность постепенно претерпевает некое развитие. Достаточно упор- ные и систематические усилия по усвоению влияний-«В» приводят к тому, что внутри него формируется магнитный1 центр. На схеме он представлен в виде небольшого незапприхованного участка в шарике-человеке. Если после возникновения в нас этого центра мы будем усиленно развивать его, он обретет определенную форму и, в свою очередь, будет противостоять сум- марному давлению неизменно активных влияний-«А», столь же неизменно их нейтрализуя. Такая самостоятельность противоречит законам внешней жизни и по- рождает множество внутренних и внешних конфликтов. Если мы, не выдержав напряжения, проигрываем эту битву, то сдаемся в убеждении, что все влияния-«В» были не более чем иллюзиями, а единственная реальность состоит из влияний-«А», — после чего сформировавшийся было в нас магнитный центр постепенно атро- фируется и исчезает, а мы оказываемся в такой ситуации, которая с эзотерической точки зрения еще хуже той, что была вначале, когда мы едва лишь начинали рас- познавать влияния-«В». Но если победить в этой первой схватке, наш магнитный центр, окончательно укрепившись и раскрывшись, приведет нас к человеку с магнитным центром го- раздо более мощным, благодаря которому он является проводником уже влияний- «С». Этот человек, в свою очередь, связан с человеком, опосредующим влияния- «D», и через него — с Эзотерическим Центром Е. С этого момента человек — маленький шарик на нашей схеме —уже не одинок в окружающей бессмысленной толчее. Он еще продолжает жить как прежде, под давлением влияний-«А», от которых избавиться весьма непросто. Но его магнит- ный центр благодаря воздействиям цепи влияний В— С— D— Е неуклонно разви- вается, все дальше уводя его из-под власти Закона Случайности — в область Соз- нания. Тот, кто достигнет этого до того, как умрет, может сказать, что прожил свою жизнь не напрасно. (8) Рассмотрим теперь другой вариант той же схемы: 72 Рис. 21 Здесь магнитные центры окрашены в черный цвет. Схема изображает доволь- но распространенную ситуацию, возникающую в результате самообмана, когда человек, полагая, что сделал верный выбор и усваивает влияния-«В», фактически усваивает лишь влияния-«А», то есть те или иные черные стрелки, которые пример- но параллельны белым. Такого человека судьба сводит с людьми, обладающими магнитными центрами сходной природы, — теми, кто обманывает себя и других, не имея в действительности никакой связи с Эзотерическим Центром — ни прямой, ни косвенной. (9) И последнее. Кто поручится, что и мы не обманем себя и сами в свою очередь не окажемся в только что описанной ситуации? Ответ очень прост. С самого возникновения магнитного центра и в течение всего его последующего развития мы должны тщательно поддерживать его чистоту. (10) Еще раз подчеркнем, что приведенные здесь комментарии к схеме «сферы бы- тия» не являются исчерпывающими. Можно привести множество других ком- ментариев, поэтому каждый, кто стремится по-настоящему вникнуть в Учение, благодаря глубоким размышлениям над нею извлечет для себя не один урок. Добросовестные усилия помогут убедиться, что в данную схему вписывается вся совокупность законов человеческой жизни, о которых иносказательно, в виде притч, образов и аллегорий, говорится в Евангелии.



Похожие:

ч1гл6 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч1гл6 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч1гл6 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов