Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007» icon

Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007»



НазваниеРеспубликанская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007»
Дата конвертации07.07.2012
Размер169.07 Kb.
ТипЛитература


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

«EXCELSIOR-2007»


Секция РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА


РОМАН ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ «КЫСЬ» В СОВРЕМЕННОЙ КРИТИКЕ


Карачевцева Евгения Эдуардовна


МОУ «Цивильская средняя общеобразовательная школа №1 им. М. В. Силантьева»,

8 класс


Научный руководитель:

Давыдова Нина Леонтьевна,

учитель русского языка и литературы

СОШ №1 г. Цивильска


Чебоксары, 2007

Оглавление:


Введение…………………………………………………………………………... 3

Цели и задачи……………………………………………………………………. ..4

Глава 1. Коротко об авторе романа Кысь»………………………… ……………5

Глава 2. В чем причина невероятной популярности романа Т.Толстой «Кысь»...................................................................................................... …………6

Глава 3. Вопрос о жанре романа «Кысь»………………………….. ……………8

Глава 4. В чем смысл названия романа «Кысь»…………………. …………....10

Заключение…………………………………………………………………… …12

Библиография……………………………………………………….....................13


Введение


Огромный интерес у читающей публики вызвало появление романа Татьяны Толстой «Кысь». Новой книге популярного автора критика дала неоднозначную оценку, поэтому было очень интересно познакомиться с различными публикациями, критическими статьями, посвященными данному роману.

Наше исследование «Роман Т. Толстой «Кысь» в современной критике» мы посвятили изучению того, как современные литературоведы определяют жанр романа, смысл названия и авторскую позицию, потому что наиболее горячие споры разгорелись именно вокруг этих вопросов. Интересно было сопоставить точки зрения разных исследователей, литературных критиков, публицистов, выбрать наиболее близкое нам решение спорных вопросов и сформулировать собственные выводы.


^ Цели и задачи.


Цели:

1.Выяснить, в чем причина необычайной популярности романа Т.Толстой «Кысь». Почему так много споров в современной литературной критике о романе Т.Толстой.

2.Можно ли дать роману» Кысь» Т.Толстой однозначную оценку.


Для достижения данных целей были решены следующие задачи:


1.Как современная литературная критика определяет жанр романа «Кысь»

2.В чем смысл названия романа

3.Определить авторскую позицию в романе Т. Толстой


Для решения этих задач, для достижения целей, для того, чтобы понять, в чем секрет необычайной популярности романа Т.Толстой «Кысь» нам пришлось познакомиться с публикациями, критическими статьями, посвященными данному произведению.
Были прочитаны, подробно изучены, проанализированы критические статьи А. Володиной «Про букву «Ж», американца О Нила, «Кысь» и не только», Н. Ивановой «И птицу Паулин изрубить на каклеты, Ольги Абановой «Кысь, брысь, Русь», Псоя Короленко «Кысь не читал, но горячо одобряю», Дмитрия Ольшанского «Что житие твое, пес смердящий» и другие.

Нашей задачей было внимательное изучение всей доступной нам литературы и выявления позиций авторов. Интересно было сопоставить наше собственное мнение о столь необычном романе с его оценкой известных современных литературных критиков, писателей, литературоведов.


Глава 1


^ Коротко об авторе романа «Кысь» Татьяне Толстой.


Родилась в Ленинграде в 1951 году. Прозаик. Отец – профессор физики, сын русского писателя А.Н. Толстого. Окончила отделение классической филологии Ленинградского государственного университета. Первое опубликованное произведение – «На золотом крыльце сидели» (в журнале «Аврора», 1983 г.). Автор рассказов и новел. В последние годы Т. Толстая жила и работала в Принстоне (США), преподавала русскую литературу в университетах США. Лауреат премии «Триумф» за достижения в области литературы и искусства в 2001 году. В настоящее время работает и в России.

Литературоведы относят Т. Толстую к «новой волне» в литературе, называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящих своими корнями к «игровой прозе» М. Булгакова, Ю. Олеши, принесший с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я», за которыми скрывается критическое отношение к политической системе государства.


Глава 2


^ В чем причина невероятной популярности романа Т.Толстой «Кысь».


Роман Т.Толстой «Кысь» необычайно популярен в последнее время, споров о нем в современной литературной критике очень много, они не прекращаются. Феномен этого романа пока еще необъясним. Книга была на первом месте по востребованности. Еще до выхода, до появления на книжных полках. Люди хотели приобрести книгу, хотя она еще не вышла! Очень интересно пишет по этому поводу Наталья Иванова, один из самых ярких литературных критиков, в статье «И птицу Паулин разрубить на каклеты»

«Новую книгу Татьяны Толстой ждали так долго, что уже и глаза прищуривали, поморщивали, ушами качали: мол, нет у нее никакой рукописи! Все врет, стыдно признаться, что не пишется. Да и то: все обещала, обещала, вот и в «Знамя» определила анонсом название, короткое, непонятное,- «Кысь». «Знамя» роман объявило, а вдруг он и выйди отдельным изданием. Медлила-медлила, а то и заторопилась, да так, что растерявшиеся критики не успели прочесть и вставить в какие нужно премиально - упоминальные листы. Нерасчетливо поступила писательница Толстая. А что за книжка! Боги мои, что за издание! < ---> Роман ли это, не роман, бог весть. Но то, что намерение автора было объять текстом обширное русское слово - это однозначно, как говорит наш смачный Жириновский».

Популярность романа Н. Иванова объясняет не искусственным ажиотажем вокруг книги, а необычайностью его, своеобразием, новизной в выборе формы произведения, языка, системы образов, сюжета. Популярность романа вызвана и тем, что трудно определить жанр романа, выявить авторскую позицию, отношение автора к своим героям, к обществу, изображённому в книге. То ли плач писателя, то ли насмешка и издевательство над деградирующим стадом. А может, это нам как предупреждение. «В свою чёрную книгу Т. Толстая вместила печальную историю деградации нации. < --- >. Несмотря на то, что история очень невесёлая, книга получилась искусная, нарядная, артистичная. Вот это напряжение – между скорбью и гневом внутреннего послания и узорочьем исполнения - делает роман Толстой особенным словом в новой русской прозе. Да и не только в новой».

Ольга Абанова считает, что успех роману обеспечила репутация писательницы: «первое крупное произведение писателя со сложившейся высокой профессиональной и личной репутацией просто обязано стать литературным событием. Толстая не подкачала. «Кысь» может понравиться или не понравиться (многие предпочитают простые сюжеты без иносказаний и стилизации), но удивит и восхитит обязательно – уж больно мастерски и умно написана эта книга».

Высокую оценку произведению дал литературный критик Борис Кузьминский: «Отличная книга. Не гениальная, конечно, и даже не выдающаяся, вопреки слухам, трудолюбиво распространявшимся столичной богемой чуть ли не с весны. А просто очень хорошая».

Вячеслав Курицын в своей статье делает удивительное наблюдение. Почему же так близок этот роман русской читающей публике, чем он так зацепил читателей, что книгу передают друг другу и обязательно потом делятся своими впечатлениями. Почему об этой книге хочется говорить, обсуждать прочитанные страницы? На страницах книги, отмечает В. Курицын, «…с чудовищной пронзительностью выписана русская тоска и хандра». А вот эта тоска и хандра не одно столетие выедает душу русского человека, причём обязательно думающего, размышляющего, «умствующего», пытающегося понять, кто он, зачем живёт на земле, ради какой высокой цели. Почти вся русская литература о мятущейся, тоскующей личности, ищущей применения своим силам и способностям, хиреющей от невосстребованности своих недюжинных способностей и задатков.

Своеобразно объясняет необычайную популярность романа Т.Толстой Борис Парамонов в статье «Наконец оправдала себя в литературе»: «Новая книга Татьяны Толстой - произведение, безусловно, выдающееся, окончательно и чрезвычайно прочно утверждающее репутацию писательницы. Прочнее меди, можно сказать. В общем – то, никто не подвергал сомнению высоту этой репутации, у Толстой уже есть крупное литературное имя, но несколько настораживало ее затянувшееся молчание. Чувствовалось, что повторятся писательница не хочет, а значит, что-то новое пишет.

Результат превзошел все ожидания. Толстая не то что изменила свою манеру, отнюдь нет, но развернула ее в крупную форму: написала роман… Толстая – давно уже знаменитость, но после выхода «Кыси» она проснулась классиком. Эта книга о России. Энциклопедия русской жизни, как некогда говорили в таких случаях»

Б. Парамонов считает, что Т.Толстая издала книгу о России, придумывая мир «Кыси».

Итак, мы можем сделать собственный вывод: роман «Кысь» Т.Толстой стал явлением в современной русской литературе. Во-первых, Т.Толстая – осень известная русская писательница, каждое ее новое произведение публика ожидала с большим нетерпением, и ожидания всегда были оправданы. Во-вторых, Т.Толстая, оставаясь писателем – постмодернистом, сохраняет традиции классического русского романа. Роман – это поиск ответов на вопросы, кто мы, зачем мы живем, в чем смысл бытия, откуда и почему в душе поселяются необъяснимая тоска и неудовлетворенность. Где спасительные пути, которые выведут общество и каждого отдельного человека к истине, к счастью, и душевному покою. Т.Толстая заставляет человека задуматься над тем, каковы пути движения нашего общества, есть ли у нас будущее. Будет Русь или Кысь?


Глава 3


^ Вопрос о жанре романа «Кысь»


Как мы уже отметили, информация о романе была самая разнообразная, даже противоречивая. Особенно много споров было об определении жанра этого необычного произведения. Роман причисляли к эсхолатической сатире, к антиутопии, к ретроантиутопии, к лингвистической фантастике, к роману - фельетону, даже к аллегории и сатире.

Хорошо. Будем считать роман антиутопией. Татьяна Толстая – писательница предельно современная, умная, чуткая, прекрасно разбирающаяся во всех веяниях литературной моды. Она улавливает все её направления, более того, сама их формирует. И вдруг антиутопия в конце 20-го века?! Антиутопия – жанр уже не совсем актуальный. Пик его популярности – 60-80 гг. 20 века. Кстати, роман назвала антиутопией литературная критика, а не сама писательница.

Очень интересно замечание Н.Ивановой, критика, чье мнение нам кажется самым справедливым и авторитетным: «Толстая не антиутопию очередную пишет, а пародию на нее. Она соединила антиутопию «интеллектуальную» (последствие Взрыва от знаменитого американского фильма «На том берегу» до «Последний пасторат» Алексея Абрамовича) с русским фольклором, со сказкой; соединила «научную фантастику» (популярный сюжет: взрыв отбрасывает страну в средневековье) со жгучим газетным фельетоном: то есть массолит с элитарной, изысканной прозой. Соединила, да еще и приперчила. Чем? Разочарованием, скепсисом, горечью. Пеплом несбывшихся иллюзий, надежд и мечтаний. Скорбью по потерянному – растерянному»

Ольга Абанова в статье «Кысь, брысь, Русь» пишет: «Взрыв, в результате которого возник диковинный и дикий мир, подробнейшим образом описанный в «Кыси», не ожидаем, а уже пережит. Значит не антиутопию, как кажется при быстром чтении, написала Толстая, а книгу о нашем одичании, прошлом, а возможно и нынешнем. По жанру получилось – гоголевская какая-то сатира. Впрочем, «понимай, как знаешь».

Борис Кузьминский определяет жанр романа как ретроантиутопию. «Жанр, правда, и впрямь из ряда вон: ретроантиутопия. «Ретро»- потому, что роман был начат (да, похоже, и вчерне написан) в постчернобыльские годы, когда угроза атомного апокалипсиса казалась донельзя насущной, в газетах публиковали страшилки о курах-мутантах, и седьмого ноября у кремлевских стен вполне официально проводился парад. В «Кыси» - через два века после катастрофы – куры мутировали в громадных перелетных птиц, а на «Октябрьский Выходной», который всегда празднуется в ноябре, монструозно выродившиеся люди, по шестеро в ряд, с песнями маршируют по главной площади, где дозорная башня. Эти злободневные пятнадцать лет назад фантастика и сатира сегодня воспринимаются как безнадежный анахронизм - и их заведомая безнадежность производит сильнейшее эстетическое впечатление.

Вячеслав Курицын, давая высокую оценку роману, особенно отмечает сильное начало: «Лучшие страницы – первые полторы сотни. Про маленького человека на ледяных ветрах бытия: с чудовищной пронзительностью выписанная русская тоска и хандра».

Роман напоминает началом притчу, в нем поднимаются философские вечные вопросы, принадлежащие не к отдельному короткому историческому отрезку, а всей истории человечества.

Но, замечает В. Курицын, когда заводится идеология, грусть-тоска исчезает и начинается фельетон». Значит, В. Курицын находит в романе элементы фельетона.

Дмитрий Ольшанский в статье «Что житие твое, пес смердящий» определяет жанр романа как антиутопию, но более емкую и глубокую, называя его «энциклопедией русской жизни»: «Роман Татьяны Толстой (она раньше никогда не писала романов) с виду антиутопия, а на деле – форменная энциклопедия русской жизни».

Елена Рабинович, относя роман «Кысь» к антиутопии, замечает, что роман выходит за рамки данного жанра: «Кысь», конечно, естественнее всего отнести к антиутопиям, которые, кстати, всегда имеют крепко слаженный сюжет и очень часто не чужды словесной игре – будь то «1984» или «Улитка на склоне». Очевидно, будучи антиутопией, для совсем настоящей антиутопии «Кысь» слишком литературна – в настоящей антиутопии доминирует, все-таки доминирует идея, на антиутопию можно иногда (а на Орвелла всегда) ссылаться как на социологическое исследование или даже как на политический прогноз, а «Кысь» не исследует и не прогнозирует, хотя кратко слаженный ее сюжет разворачивается среди атомных руин, дубельтов и клелей. Да и вообще книжка эта не только ничем не стращает, а напротив, напоминает о чем-то хорошем.

Лев Рубинштейн пишет: «А что роман? Жанр – что-то вроде антиутопии».

Карен Степанян в статье «Отношение бытия к небытию» также склонен отнести роман Т.Толстой к антиутопии, но тоже с некоторыми замечаниями: «Роман Т.Толстой «Кысь» вроде бы никак не отнесешь к анализируемому в этой статье жанру воспоминаний. Если это и воспоминания, то «воспоминание о будущем, сиречь антиутопия».

Лев Данилкин определил роман так: «Кысь» - лингвистическая фантастика. Очень смешной роман ведь получился, никакая не антиутопия, а ровно наоборот: радостно и мышей хочется».

Говоря о жанре романа, Л. Данилкин не обходится без слова «антиутопия», указывая, что роман нельзя относить к данному жанру. Видимо, мысль о том, что не является ли роман антиутопией все же появляется при чтении книги. Только странная антиутопия, ломающая границы жанра.

Итак, попробуем сделать наш собственный вывод. К чему мы пришли, что пронаблюдали. Во-первых, литературная критика не пришла к единому мнению в определении жанра романа Т.Толстой «Кысь».

Во-вторых, большинство литературоведов склонны отнести роман Т.Толстой к антиутопии, правда, многие исследователи отмечают, что роман не является классической антиутопией, иллюстрацией жанра. Это необычная антиутопия, выходящая за рамки жанра. Есть в нем что-то от сатиры, фельетона, притчи, романа-воспоминания. Если это и антиутопия, то или пародия на жанр, или ретроантиутопия, или необычная во всех отношениях антиутопия. Закончим цитатой из статьи Ольги Абановой «Кысь, брысь, Русь»: Татьяна Толстая написала книгу неопознанного жанра в традициях русской классической литературы, и сама эта литература в ней в цитатах и приветствует. А в русской классической литературе обязательно стоят проклятые вопросы. Например, что делать с собственным одичанием и окружающей чертовщиной. Почему в ответ напрашивается вопрос - может перекреститься? Почему – непонятно, ведь Бог в романе ни разу не упомянут»


Глава 4


^ В чем смысл названия романа «Кысь».

Много споров среди исследователей литературы вызвало название романа Т.Толстой «Кысь». Ведь и слова такого нет в русском языке, а какое оно все же русское, привычное уху русского человека, насколько оно образное и далеко не бессмысленное. Это прямо «глокая куздра», про которую можно многое рассказать. Кому что-то живое представиться, вроде зверушки-мышки, а кому – что-то из ряда грусть-кысь, а может, это и междометие – брысь. Впрочем, есть в этом слове, выдуманном писательницей, пугающее начало, а потому, что все неизвестное, непонятное настораживает, вызывает чувство страха.

Никита Елисеев: «Кысь, брысь, рысь, Русь, кис, кыш! Татьяна Толстая удачно придумала это слово; соединила ласково-подзывательное: кис-кис, резко-отпугивательное: кышшш! и присовокупила к этим древним словам хищную рысь и брезгливое - брысь! (Где-то подале, подале замаячила старая Русь, мечта славянофилов и почвенников.) Получилась странная хищница из породы кошачьих: нежная, как кис-кис, мерзкая как кыш, хищная, как рысь и стремительная, как брысь, ну и русская, разумеется, как Русь»

Наталья Иванова в статье «И птицу Паулин изрубить на каклеты» отмечает необычное название романа: «…определила анонсом название, короткое, непонятное, - «Кысь». В самом деле, что за Кысь» такая? А Кысь» - кто это, что? Воет в лесах, точит когти, кричит так дико и жалобно…» Если бы только этим воем дело ограничивалось?

Андрей Немзер в статье «Азбука как азбука. Толстая решила обучить грамоте всех Буратин» отмечает: «Вот и прочитаем мы «Кысь»» (мудростью проникнемся)».

Но ведь эта самая Кысь еще бросается на людей, «на зазевавшегося голубчика», рвет когтями его главную жилочку.

Борис Парамонов в статье «Наконец оправдала себя в литературе» отмечает, что Толстая после выхода романа «Кысь» стала классиком русской литературы. Она написала книгу о нас, о России, она придумала для своей России фауну и флору, историю, географию, границы, соседей, нравы и обычаи населения, песни, пляски и игры. «Она создала мир. Кысь - Русь. Цепочка смысловых ассоциаций ясная: кысь – брысь – рысь - Русь. Русь - неведома зверюшка»

Интересны замечания Льва Рубинштейна по поводу названия романа: «А что такое собственно Кысь? Что это заветное, звучащее по финно – угоро - коми - пермяцки словечко может значить? А ничего. То, чего вроде бы и нету вовсе. А вроде бы и есть. Кысь, одним словом, дальняя родственница Недотыкомки»

Итак, что же все-таки означает слово «Кысь»? Почему так странно названа книга? Видимо, чтобы ответить на этот вопрос, нам надо разобраться, какова позиция автора в романе, в чем смысл самого произведения. От чего хочет предостеречь автор, с каким заветным словом он выходит к читающей и думающей публике. Споров и по этому поводу много. Литературные критики не приходят к единому мнению, в чем секрет, смысл названия.

Никита Елисеев: «Татьяна Толстая задалась в полной мере амбициозной задачей - изобразить «народное», подсознательное, изобразить не Русь, но Кысь! Салтыков-Щедрин вспоминается во время чтения этой книжки так же часто, как и Оруэлл. Жестокая щедринская издевка, пожалуй, ближе Татьяне Толстой, чем сентиментальность Оруэлла. Татьяна Толстая берется изобразить то жестокое, веселое, вечное, почти доисторическое, на основе которого и вырастает и город Глупов, и город Градов. Вот оно - вечное, неумирающее, каменное, кошмарное».

Мы прочитали и проанализировали более десяти статей, посвященных роману Татьяны Толстой «Кысь». Очевидно одно - роман не прошел незамеченным, он вызвал бурную полемику в литературной критике, исследователи, литературоведы, писатели оценивают роман совершенно по-разному.

Есть восторженные, положительные отзывы, например, высокую оценку роману дает Н.Иванова. Есть и сдержанные отзывы, например, Карен Степанян в статье «Отношение бытия к небытию», отмечая несомненный талант писательницы Толстой, считает роман «Кысь» серьезной неудачей писательницы: «И серьезная неудача ее последнего романа «Кысь» заключается, на мой взгляд, в том, что точка зрения автора переменилась: она стала наблюдать своих героев снаружи, они стали для нее объектом, объектом иронии». Карен Степанян не разделяет восторгов той части литературных критиков, которые находят восхитительным своеобразный язык романа, считая, что и на язык, и на стиль романа отрицательно повлиял опыт писания автором сатирических статей для периодики, а может, более личные глубинные причины.

Наиболее близка нам точка зрения Натальи Ивановой: «В свою черную книгу Толстая вместила печальную историю деградации общества. Моральной, интеллектуальной, духовной. Ибо нам только кажется, что жить стало лучше, веселее - с "Мерседесами", бассейнами во дворцах телеведущих и доступными теперь нам сплетнями о личной жизни Наташи Королевой; Что с нами случилось - произошла культурная революция или все-таки катастрофа?»

Мы склонны считать, что роман Татьяны Толстой «Кысь» не следует воспринимать как издевательство и насмешку над деградирующим обществом, у которого нет никакого будущего. Свет в конце туннеля есть. Люди, изображенные в романе, - вырожденцы, перерожденцы, мутанты, кажется, им осталось пройти до конца путь расчеловечивания. Но даже в этом одичавшем обществе как самую главную ценность хранят и берегут, лелеют и почитают книгу. Значит, будем воспринимать финал книги оптимистично. Возродиться общество, и Кысь не победит, не поглотит Русь. Все же Русь, а не Кысь!


Заключение.


Интерес к роману Татьяны Толстой вызван, во-первых, тем, что Толстая - писательница интересная, яркая, талантливая, со сложившейся высокой профессиональной репутацией; во-вторых, тем, что роман необычен по содержанию, сюжету, языку. Споры вокруг романа вызваны необычным, даже эпатирующим названием и своеобразием жанра.

Литературная критика не приходит к единому мнению в определении жанра романа, но ни один исследователь не избегал термина «антиутопия». Значит, все же наиболее близок роман к антиутопии, хотя все ученые отмечают, что это не классическая антиутопия, пик популярности которой пришелся на середину 20-го столетия (В.Маканин, А.Кабаков и др.) Основной идеей любой антиутопии является предупреждение. О чем же предупреждает нас Татьяна Толстая? В чем заключается предупреждающая суть ее романа?

Общество, отказавшееся от высоких моральных, нравственных и духовных идеалов превратиться в стадо перерожденцев.

А что такое «Кысь»? это не только страшный зверь, который воет в лесу, нападает на голубчиков, это и непонятная, выедающая душу тоска, это и пространство, и время, и ощущение, это Русь. Т.Толстая написала, по нашему мнению, и не сатиру, не фельетон, а роман-предупреждение, нам всем адресованный. Смысл романа в том, чтобы сохранить духовные ценности, духовное начало, сохранить Русь. Роман, на наш взгляд, оптимистичен. Если даже в обществе деградирующих перерожденцев понимают ценность и святость печатного слова, книги, значит, есть надежда на возрождение, возвращение к человеческой сути.


Библиография:


1.Абанова О. Кысь, брысь, Русь//Известия.- 2000, - 31.10

2.Володина А. Про букву «Ж», американца О-Нила, хищную Кысь и не только. - 2000.

3. Данилкин Л.

4.Елисеев Н. Новая Русская Книга. - 2000.№ 6.

5.Иванова Н. И птицу Паулин изрубить на каклеты.

6.Короленко П. Кысь не читал, но горячо одобряю.

7.Кузьминский б.

8.Курицын В.// Время МН.

9.Немзер А. Татьяна Толстая надеется обучить грамоте всех буратин. - 2000.

10.Ольшанский Д. Что житие твое, пес смердящий?

11. Парамонов Б. Наконец оправдала себя в литературе.//Время МН. - 2000. - 14.10

12. Рабинович Е.Новая Русская книга. - 2000. - № 6

13. Рубинштейн Л..

14. Степанян К. Отношение бытия к небытию.//Знамя. - 2001. - № 3

15 Толстая Т. Кысь. -М: ЭКСМО, 2003, - 368с.





Похожие:

Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007» iconПротокол от 01. 10. 2007 г. №2 утверждаю
Приведение обучения и воспитания обучающихся в соответствии современным требованиям общества, развитие полезной инициативы, активности...
Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007» iconXii фестиваль детского и юношеского творчества

Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007» iconИз нашей фонотеки: Вокально-инструментальный ансамбль «Фестиваль»
В то время «Фестиваль» успевал быть как «студийным», так и гастролирую­щим с концертными программами. В истории их творчества были...
Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007» iconВ г. Боготол состоялся первый зональный фестиваль конкурс
Боготол состоялся первый зональный фестиваль – конкурс детского и молодёжного экранного творчества, посвящённому 75 – летнему юбилею...
Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007» icon«Твори, выдумывай, пробуй!»
Вай, пробуй!». Конференция проводилась под девизом «Видеть и делать новое – очень большое удовольствие». Конференция явилась формой...
Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007» iconКонференция по водному туризму в Томске «ТомскРафт 2007»
Томске состоится XI томская региональная открытая конференция по водному туризму «ТомскРафт 2007»
Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007» iconРайонный смотр художественной самодеятельности «Сибирские самоцветы»
Краевой фестиваль самодеятельного творчества работников образования «Творческая встреча»
Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007» iconПоложение о приеме обучающихся в государственное образовательное учреждение Башкирская республиканская гимназия-интернат №2 им. Ахметзаки Валиди
Башкирская республиканская гимназия-интернат №2 им. Ахметзаки Валиди (далее гимназия-интернат) осуществляется в соответствии с Типовым...
Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007» iconМеждународня профсоюзная конференция по трудящимся женщинам
Конференция по Трудящимся Женщинам организованная Всемирной Федерацией Профсоюзов состоялась в Брюсселе с 13 по 14 сентября 2007...
Республиканская конференция фестиваль творчества обучающихся «excelsior-2007» iconИнформация по итогам проведения XXXII областного фестиваля художественного и декоративно-прикладного творчества вос
К 85-летию образования Свердловской областной организации вос 20 и 21 апреля 2012 г в областном центре культуры вос проведён XXXII...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов