Победа «Ариэля» icon

Победа «Ариэля»



НазваниеПобеда «Ариэля»
Дата конвертации07.07.2012
Размер76.44 Kb.
ТипКонкурс

Победа «Ариэля»


1974 год. Пятый Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Как всегда, инте­рес к нему огромен. У Театра эстрады на Кадашевской набережной толпа «прощупывает» каждого направляющегося на заключительный концерт: «Нет ли лишнего билета?» В зале, взволнованно гудящем, праздничная атмосфера — нарядно одетые зрители, украшенные порталы, цветы в руках у поклонников новых талантов, и, конечно, жюри — солидное жюри при полном параде: в костюмах при галстуках и бабочках, в белых накрахмаленных рубашках. Из­вестные артисты, композиторы, режиссеры...

Зрители традиционно считают «судейскую коллегию» консервативной, пристально изучают ее реакцию, демонстративно аплодируют, порой преувели­ченно громко и долго, стараясь показать жюри свои симпатии, опасаясь, что лю­бимец пройдет незамеченным. Ареопаг оживленно обсуждает выступления пре­тендентов, улыбается, смеется, а иногда и аплодирует — робко и неуверенно, «про себя», как бы стесняясь нарушения установленного порядка: члены жюри до принятия согласованного коллективного решения не должны открыто вы­ражать своего мнения.

И только единожды члены жюри не смогли скрыть восхищения — после исполнения вокально-инструментальным ансамблем «Ариэль» парафраза на те­му русской народной песни «Отдавали молоду» зааплодировали горячо, откры­то, вместе со всем зрительным залом, устроившим гостям из Челябинска овацию.

«Я никогда не слышал ансамбля, так виртуозно, так изобретательно дела­ющего народную музыку совершенно новой, — сказал после концерта Л. Уте­сов, непременный член жюри всех конкурсов эстрады. — «Ариэль» — это ан­самбль музыкантов, стремящихся к синтетическому творчеству: они прекрасно поют, играют, по-настоящему артистичны. Давно я не получал такого удов­летворения.

Член жюри Н. Богословский: «„Ариэль" — явление искусства, к которому я с чистым сердцем могу применить все превосходные степени... Я был свидете­лем и участником многих горячих споров по поводу присуждения премий тому или иному артисту или коллективу. И только в отношении «Ариэля» спора не было — все голосовали единодушно за первую премию».

К оценке ансамбля Богословским мы еще вернемся, а сейчас обратим вни­мание на другое: победа «Ариэля» на конкурсе стала впечатляющей не толь­ко оттого, что перед зрителями предстал своеобразный коллектив, но и оттого, что на том же эстрадном соревновании ему пришлось выдержать огромную кон­куренцию: девятнадцать вокально-инструментальных групп демонстрировали свое искусство взыскательному жюри. Уже одно количество «поющих с гитара­ми» вызвало раздражение критики, писавшей о нашествии гитар, не без осно­вания сетовавшей на стихию подражательства. Прямо скажем, атмосфера не была столь уж благоприятной для восприятия подобного вида музицирования. И все же «Ариэль» сумел одержать победу, став новой звездой.


Успех его был закреплен выступлениями по радио и телевидению, а затем выходом в свет долгоиграющего «гиганта», где ансамбль представил слушате­лям лучшие номера из своего разнообразного репертуара.

На наш взгляд, в успехе «Ариэля» есть закономерности, в которых стоит разобраться.




Вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль». Художественный руководитель Валерий Ярушин (крайний справа)


В середине 60-х годов вокально-инструментальных ансамблей в стране бы­ли единицы. Через два-три года они насчитывались десятками, затем сотнями. К 1975 году только в Москве число их возросло до пяти тысяч! Помимо про­фессиональных коллективов, «ребята с гитарами» появились чуть ли не в каж­дой школе, институте, учреждении, на фабрике, заводе. Увлечение новым ви­дом пения стало поветрием.

Распространению его, несомненно, способствовала видимая легкость овла­дения музыкальными инструментами. Если в эпоху «биг бэнда» — «большого оркестра», как на Западе называли распространенный у нас в 30-х годах тип джаза, — требовалась профессиональная (и весьма серьезная) подготовка, то в эпоху «биг бита» («большого ритма») каждый овладевший нехитрыми приемами гитарного аккомпанемента мог стать (и становился) участником ан­самбля. Две-три электрогитары плюс ударные и коллектив создан! Микрофон с усилителем придавал уверенность в своих голосовых возможностях самым безголосым исполнителям, не помышлявшим прежде о пении.

Необычайно привлекательным и тоже доступным оказался и новый характер музицирования, стиль исполнения. «Биг бит» принес на эстраду (самодеятель­ную и профессиональную) острый ритм, усиленный современной радиотехни­кой, незамысловатые мелодии, порой демонстративно примитивные, обнажен­ность формы, экспрессивную манеру пения, иной раз трудно отделимую от кри­ка. Участники многих бит-составов запели неестественно высокими голосами — баритон и бас были отвергнуты. Тенор, имитирующий дискант, тенор, поющий фальцетом, и просто тенор создавали особое звучание, которым участники


ансамбля явно противопоставляли себя всему существовавшему прежде на эстра­де, подчеркивали свою «переходновозрастную» молодежность.

Зритель, главным образом молодой, принял появление ВИА с восторгом. Молодости свойственна поддержка нового, если это новое принимается как свое. Для многих зрителей ВИА явились своеобразной формой самоутвержде­ния, обусловленной особым видом их восприятия. Если, к примеру, Утесов был для слушателей 30-х годов запевалой, песни которого они подхватывали, как подхватывает хор, не вытесняя, не замещая собой солиста, то вокально-инстру­ментальный ансамбль воспринимается сегодня слушателями, прежде всего, как коллектив им подобных. Не хор, в котором каждый представляет часть единого целого, ради чего он добровольно нивелируется, а группа солистов, где каждый участник — личность. Их песни вовсе не для праздничных шествий. Почти все, что они поют, могут спеть самодеятельные или «домашние» ВИА. При этом многие переживают радость сходства, а порой и иллюзию «Я не хуже тех...».

К сожалению, «те» зачастую не являлись эталонами хорошего вкуса. К то­му же поначалу в печати стиль «биг бит» встретил резко отрицательное отно­шение. В одной из статей «Комсомольская правда», вспомнив первые годы увле­чения вокально-инструментальными ансамблями, писала: «А тут еще противни­ки «бита» жару подбавили. С каким гневом писали и говорили они о полуграмот­ных в музыкальном отношении «волосатиках»! Запретный плод сладок — запи­си зарубежных кумиров пошли из-под полы. И к действительно ценным, по-на­стоящему высоким образцам «биг бита» присоединились такие образчики, кото­рые даже при самом доброжелательном к ним отношении музыкой назвать бы­ло нельзя»1.

Автор статьи справедливо сетовал на то, что критика не помогла слушателям разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо». У нас долгое время писа­ли лишь о засилье похожих друг на друга, как близнецы, вокально-инстру­ментальных ансамблей, не пытаясь дать оценку явлению, отметить подлинно талантливое. В последние годы положение изменилось. Пример тому — «Ари­эль», новая звезда в немногочисленной плеяде общепризнанных самобытными «бит-групп». Правда, для признания «Ариэлю» понадобилось пять лет напряжен­ной работы — работы на любительских началах, но профессиональной, по су­ществу, работы, которую приходилось сочетать с учебой в вузе и, живя на сти­пендию, все свободное от лекций и семинаров время отдавать постижению тайн «биг бита», поискам своего стиля исполнения, своего репертуара. Признание, которого они добились там у себя, на Урале, привело не только к тому, что ан­самбль обеспечил себе существование — был зачислен в штат Челябинской фи­лармонии, но и стал участником конкурса в Москве, завершившегося, как мы уже говорили, впечатляющей победой.

Шестеро энтузиастов из Челябинска, получивших высшее музыкальное образование, — Валерий Ярушин (бас-гитара), Сергей Шариков (орган), Сергей Антонов (гитара), Лев Гуров (гитара), Ростислав Гепп (флейта, рояль), Борис Каплун (скрипка, ударные) — составили ансамбль с ярко выраженной индивидуальностью. В их программе нет ни одного модного зарубежного шля­гера. Они с успехом исполняют песни Л. Лядовой, Р. Паулса, Н. Богословского, руководителя коллектива Валерия Ярушина. Поют песни гражданские и любов-


ные, делают успешные, пока еще редкие попытки ввести в свой репертуар шутку, пародию — новое качество, отличающее ариэлевцев от их собратьев.

Но наибольший успех в их выступлениях неизменно приходится на долю обработок, точнее парафразов на темы русских народных песен «Ничто в полюш­ке не колышется», «Не улетай, лебедушка», «Я на камушке сижу» и других.

Вспомним, сколько споров возникало в 30-е годы вокруг вопроса о право­мерности переноса русского песенного фольклора в джаз. Однако талантливая «Русская рапсодия» Дунаевского именно в силу своей талантливости заставила смолкнуть самых ярых поборников неприкосновенности народного творчества. Попытки использовать русскую народную мелодику в новых «бит-группах» предпринимались и до «Ариэля». Они, эти попытки, не вызывали восторга кри­тики. Но именно после выступления челябинцев композитор Н. Богословский написал:

«Чем же выделяется этот ансамбль из числа других, представляющих столь популярный среди нашей молодежи жанр? В исполнительском отношении... — абсолютно профессиональное владение как голосами, так и инструментами (по­ют в «Ариэле» все его участники — Г. С). В отношении репертуара — явная, постоянная приверженность к русской народной мелодике... Никогда еще до «Ариэля» мне не приходилось наблюдать такого бережного отношения именно к русской песне, талантливого обогащения первоисточника современными гармо­ниями и ритмами, нисколько не компрометирующими чистоту и ясность народ­ного мелоса. Слушая фантазии на темы песен «Отдавали молоду» и «Не улетай, лебедушка», — произведения сложной формы, с широко развитыми темами, созданные Валерием Ярушиным, — с радостью замечаешь, что традиционные инструменты (рояль, три гитары, электроорган и ударные) умело и к месту воспро­изводят тембровое звучание таких исконно русских инструментов, как гармонь, балалайка, рожок. А голосовая партитура обработок по своим гармониям, ритмам и исполнительской манере весьма близка к традициям народного русского хорового пения.

Все это в сочетании звучит удивительно свежо!»1.

Мы привели эту большую цитату из статьи Н. Богословского потому, что она не только дает детальную и точную оценку ансамбля, но и весьма характерна для нашей музыкальной критики: именно композиторы взяли на себя сложную задачу оценки искусства вокально-инструментальных ансамблей, проявив при этом активность, заслуживающую самого горячего одобрения!




Похожие:

Победа «Ариэля» iconКонкурс на изготовление лучшего стикера «Творим во славу памяти» 12-17. 04. 2010г. Петренко Е. А. Классные руководители 5-9 классов
Создание и заполнение на школьном сайте странички «Герои живут рядом», «Победа деда моя победа!»
Победа «Ариэля» iconКлассный час на тему: Провела : учитель начальных классов второй категории Ахметзянова Рашида Хаматхасановна 2009 год Цели
Оборудование: плакаты: «65 лет Великой победе», «Победа была за ними», газета «Победа была за ними», Книга Памяти, компьютер, музыкальный...
Победа «Ариэля» icon26 ноября в спортивном комплексе предприятия «Победа» состоялись соревнования по баскетболу среди 5-6 классов в рамках проведения Дня здоровья.
«Победа» состоялись соревнования по баскетболу среди 5-6 классов в рамках проведения Дня здоровья. Приняло участие 5 команд. В результате...
Победа «Ариэля» icon5 мая в школе состоялся традиционный смотр конкурс строя и песни «Салют, Победа!» среди 4-7 классов. Поздравляем победителей конкурса, учащихся и классных руководителей 4 «А», 5 «А», 6 «Б» и7 «Б»
...
Победа «Ариэля» icon5 мая в дк предприятия «Победа» состоялся традиционный фестиваль патриотической песни «Наша память и наша слава». В фестивале приняли участие учащиеся 8-11 классов
«Наша память и наша слава». В фестивале приняли участие учащиеся 8-11 классов. Администрация школы выражает благодарность предприятию...
Победа «Ариэля» iconЗимы и весны «ариэля»
«Ари­эль»., каждый шаг творчества которого оставил большой или не очень большой, но все же зафиксированный след з истории: гастроли,...
Победа «Ариэля» iconБорис Каплун, ударник ансамбля «Ариэль»: «Я не Каплун, но я Каплун»
Борис Каплун не скрывал ностальгии по золотым временам «Ариэля», по той дружбе и жажде творчества, которые связывали знаменитую шестерку...
Победа «Ариэля» iconС 24 по 27 сентября в г. Ачинске состоялась зональная военно спортивная игра «Победа»
С 24 по 27 сентября в г. Ачинске состоялась зональная военно – спортивная игра «Победа»
Победа «Ариэля» iconДокументы
1. /по имени Победа.rtf
Победа «Ариэля» iconДокументы
1. /классный час Победа.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов