П редисловие icon

П редисловие



НазваниеП редисловие
Дата конвертации07.07.2012
Размер53.14 Kb.
ТипДокументы



П

редисловие


«Гора из перьев потопит корабль».

Лао Цзы



«В иерархии [организации] каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности».

(Принцип Питера)
Лоуренс Дж. Питер1

Верно сказано… Каждый из нас вспомнит не один пример, в котором высококлассный специалист в своем деле, став руководителем, оказывался несостоятельным управленцем. Можно быть великолепным педагогом в школе, и, получив повышение, стать неплохим завучем, но, добравшись до вершины этой карьерной лестницы, стать никудышным директором школы. А занимая высокую управленческую должность, нужно быть не только хорошим специалистом в своем деле, иметь организаторский талант, особые личностные качества, позволяющие эффективно управлять коллективом и организацией, но и обладать знаниями в области управления.

Это в равной степени относится и к руководителям редакций СМИ. Давайте посмотрим, кто руководит редакциями СМИ (это в большей степени относится к региональным СМИ, нежели чем к центральным, более «продвинутым» в этом плане). В большинстве своём редакторы – это бывшие журналисты (иногда партийные, творческие работники), т.е. люди, имеющие весьма отдалённое представление о современных подходах к управлению в силу того, что не было у них ни времени, ни возможности, ни необходимости заниматься наукой управления. Но теперь, когда рынок диктует иные темпы и условия работы, многие редакции испытывают очень серьёзные трудности из-за неумения вести свою деятельность исходя из стратегических соображений.

Средства массовой информации – это весьма специфическая сфера деятельности и долгое время представители «четвертой власти» даже не задумывались, что редакции СМИ – это тоже бизнес. Они были полностью поглощены своей особой ролью в обществе, будучи либо «органом» одной организации, либо «рупором» другой.

Средства массовой информации являются одним из наиболее распространенных и эффективных средств коммуникации в обществе. От качества выпускаемой ими продукции (информация – это один из сложнейших и наиболее востребованных товаров) и от эффективности их работы, зависит не только уровень развития самой информационной сферы, но и уровень развития всего общества.

Острой проблемой современных СМИ является несоответствие качества управления редакциями, экономического образования руководителей и специалистов редакций требованиям времени. Опыт предыдущей деятельности Центра защиты прав СМИ свидетельствует о том, что и уровень деловой культуры редакторов СМИ в большинстве случаев невысок и возможности для редакторов и руководителей СМИ повысить свои управленческие знания и навыки весьма ограничены, а зачастую просто отсутствуют.


В настоящее время, как показывают данные мониторинга нарушений информационного законодательства (мониторинг проводится Центром с осени 1995 года в рамках совместной программы мониторинга нарушений прав прессы, организованном Фондом Защиты Гласности, с результатами которого можно ознакомиться на сайте www.gdf.ru/monitor/index.shtml), наметилась тенденция к увеличению как «внутриредакционных» конфликтов, так и конфликтов между редакцией и учредителями.

Первая категория конфликтов часто обусловливается проблемами межличностных отношений между сотрудниками или между сотрудниками и руководством редакции. Вторая категория конфликтов более «политическая», если можно так ее назвать, и во многом зависит от позиции редактора и его умения разрабатывать и реализовывать стратегию развития редакции. Эти конфликты можно избежать, если качественно определить служебные функции каждого сотрудника редакции и грамотно подойти к кадровой политике организации.

Другой тенденцией можно назвать изменение формы собственности в редакциях СМИ – от государственной, смешанной к частной, и наоборот. Изменения организационно-правовой формы юридических лиц неизбежно ведут к необходимости изменения системы управления. Каким образом эти изменения проводить, какими они должны быть, как ими управлять – вот далеко не полный перечень вопросов, с которыми сталкиваются руководители. Ответы на них требуют определённых знаний. Настоящая книга призвана ответить на часть из них.

Образованием в области управления занимаются консалтинговые организации и учебные заведения. Услуги консалтинговых организаций очень дороги, а образование в учебных заведениях занимает слишком много времени. А доходы провинциальных редакций невысоки (если и вообще есть). Специальных образовательных программ по управлению редакциями СМИ до настоящего времени не было. Часто руководители редакций даже не осознают необходимость в расширения своих знаний в управленческой сфере, что уже само по себе является проблемой, требующей осознания и решения.

В настоящее время незначительно удовлетворены потребности России в компетентных руководителях во всех областях, и медиа-рынок тому не исключение. Нет сомнений, что повышение управленческого мастерства руководящих работников редакций позволит повлиять на экономическое положение самих изданий, повысить их выживаемость в условиях жесткой конкуренции на рынке СМИ.

Актуальна и проблема налаживания взаимодействия между СМИ и органами государственной власти, что также во многом зависит от деловой культуры руководителей СМИ и журналистов.

В данном издании, предназначенном для руководителей редакций СМИ, юристов редакций, студентов факультетов права и журналистики и других заинтересованных лиц, мы предлагаем методические рекомендации по проведению самостоятельной организационной диагностики редакций СМИ, разработке их стратегии, определению служебных функций, а также правовые комментарии и рекомендации по вопросам, связанным с оформлением уставных документов редакции СМИ, приводим формы типовых Уставов редакций СМИ (как являющихся юридическими лицами, так и не являющихся таковыми). Мы искренне надеемся, что подготовленная и собранная нами воедино информация поможет вам организовать деятельность вашей редакции более эффективным способом, чем вы делали это до сих пор.

Мы надеемся, что «Принцип Питера» будет проявляться в прессе все меньше и меньше по мере того, как будут расти профессиональный уровень руководителей редакций СМИ, их управленческие знания и мастерство. И мы хотим помочь редакторам СМИ повысить их деловую культуру и управленческую компетентность.

Данное издание – результат работы Центра Защиты Прав СМИ по проекту «Развитие СМИ региона путем правового образования журналистов и повышения качества управления редакциями СМИ», осуществленного при поддержке Европейского Союза в рамках Европейской программы в области демократии и прав человека представительства Европейской Комиссии в Москве.

В рамках проекта Центр провел серию правовых и управленческих обучающих семинаров для редакторов и сотрудников СМИ, а также в течение года вел консультационное сопровождение деятельности двух пилотных редакций. Независимый консультант по управлению и организационному развитию Ольга Пригожина (г. Москва), работая в рамках проекта индивидуально с двумя редакциями газет (в Липецкой области и Рязани), обобщила и переложила полученный опыт в общие для всех, но достаточно конкретные рекомендации по проведению ряда управленческих действий редакций своими силами без привлечения дорогостоящего консультанта. Это уникальные рекомендации, которыми мы очень советуем вам воспользоваться. Уверяю вас – много узнаете нового и, скорее всего, сможете обнаружить «болезни» вашей редакции! Что будет означать начало её оздоровления.

Мы же всегда готовы оказывать вам содействие и правовую поддержку!

Желаем удачи,

от имени Центрально-Черноземного

Центра Защиты Прав СМИ,

директор, юрист

Галина Арапова


1 Закон Мерфи: мерфология - общая и частная; принцип Питера, или почему дела всегда идут вкривь и вкось/ Л.Дж. Питер; к сб. в целом: пер. с английского; худ. обл. М.В. Драко.—2 изд. Мн.: ООО «Попурри», 1997.- С. 67









Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов