О средствах массовой информации icon

О средствах массовой информации



НазваниеО средствах массовой информации
страница1/3
Дата конвертации07.07.2012
Размер0.56 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3

Комментарий к ЗАКОНУ РФ

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ1

от 27 декабря 1991 года №2124-1


(в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ, от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от 05.08.2000 N 110-ФЗ, от 04.08.2001 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

(Извлечения)


<…>

Статья 18. Статус учредителя


Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.

Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя – объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

^ Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

1. Статья определяет правовой статус учредителя средства массовой информации, его правомочия, законные пределы его прав и обязанностей по отношению к редакции СМИ, учредителем которого он является. Как говорилось выше, необходимо различать учредителя СМИ, о котором идет речь в данной статье, и учредителя редакции СМИ, то есть учредителя юридического лица, если редакция зарегистрирована как юридическое лицо (см. подробнее комментарий к абз. 8 ст. 2 настоящего Закона и п. 2 комментария к ст. 7). Их правовой статус и правомочия различны. Учредителем (соучредителем) СМИ могут выступать гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.
Не может выступать учредителем: гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации, что закреплено статьей 7 данного Закона (см. комментарий к статье).

2. Настоящая статья говорит, что учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Устав, в соответствии с законодательством и вместе с ним, определяет правовой статус данной редакции и определяет основные взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, журналистов – штатных сотрудников редакции, порядок управления, деятельности, ликвидации редакции СМИ и т.д. Норма закона о СМИ в этой части аналогична норме статьи 52 Гражданского кодекса РФ, где говорится об учредительных документах юридического лица, их содержании и устанавливается, что учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями.

До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем СМИ могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором), как определено ч. 3 ст. 20 настоящего Закона. При этом таким договором регулируются взаимоотношения редакции и ее учредителя, включая вопросы, перечисленные в п. 1–5 части 2 ст. 20, приведенные выше.

Договор может быть заключен как наряду с утвержденным уставом (ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 20 настоящего Закона), так и может заменять его до его утверждения (ч. 3 ст. 20 настоящего Закона), а может выступать вместо него, если редакция состоит менее чем из десяти человек, являясь основным документом, регламентирующим правоотношения учредителя и редакции (главного редактора) (ч. 3 ст. 20 настоящего Закона).

3. Содержание устава определено в ст. 20 настоящего Закона. В уставе редакции СМИ обязательно должны найти свое отражение следующие положения: 1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора; 2) полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции; 3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией; 4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации; 5) передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы; 6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Законодатель сознательно ограничил пределы возможного вмешательства учредителя в деятельность редакции СМИ, охраняя свободу массовой информации и профессиональную независимость журналистов. Право учредителя обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя) – едва ли не единственное правомочие, допускающее определенное вмешательство учредителя СМИ в деятельность редакции. Любые дополнительные права учредителя должны быть особо оговорены в уставе (с согласия журналистского коллектива, как того требует ч. 1 ст. 20 настоящего Закона) или в договоре между учредителем и редакцией, причем они не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Российской Федерации, что прямо указано в ст. 17 Закона о СМИ). Так например, требование предварительного согласования готовящихся к публикации сообщений и материалов с учредителем следует рассматривать в качестве цензуры, что противоречит целому ряду положений Закона РФ о СМИ и других нормативных актов, в том числе Конституции РФ. Введение такого рода «правомочий» учредителя в устав или договор между редакцией и учредителем недопустимо, о чем неоднократно высказывалась и Судебная палата по информационным спорам, признавая подобные действия «необоснованными и неправомерными»2.

4. Закон не дает определения терминов «сообщение», «материал», а также термина «заявление учредителя», который он использует как обобщающий для первых двух. Ни в одном другом нормативном акте термин «заявление учредителя» не повторяется и не интерпретируется. Следуя логике законодателя, такое разнообразие понятий для характеристики одного же объекта дано с тем, чтобы дать понять, что данное «заявление учредителя» включает в себя любую по форме и содержанию информацию, независимо от формы ее представления, будь то в письменной, устной, графической или иной форме, помещаемое в СМИ по инициативе учредителя, от его имени и ответственность за распространение которого несет сам учредитель, по сути, автор данного сообщения.

Анализируя данное положение Закона, можно прийти к выводу, что сообщение должно носить более информационный характер, нежели материал, даже скорее характер объявления, целью которого является информирование общественности о том или ином событии или факте. Под материалом, в свою очередь, можно понимать сведения, содержащие как фактологическую информацию (сведения о лицах, событиях, фактах, явлениях и процессах)3, так и информацию оценочного характера; аналитические, систематизированные и иные сведения.

В специальной литературе, в частности, в психолингвистическом исследовании «Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации»4 (осуществленном группой ученых-лингвистов под руководством А.А. Леонтьева, профессора, доктора филологических и психологических наук, академика Российской академии образования, ректора Института языков и культур им. Л.Н. Толстого) дается некоторое пояснение терминов «сообщение», «сведения», «фактологическая», «оценочная информация» и т.д. В данном научном исследовании указывается на то, что термин «сообщение» имеет по крайней мере два синонима – «сведения» и «утверждения». «Однако они в текстах права не ограничены от других терминов и не определены. <...> В целом можно определить сведения как любые тексты, содержащие описание (и, возможно, оценку) тех или иных событий или отдельных компонентов этих событий. <...> Они могут быть фактологическими и оценочными, истинными и ложными и т.д. <...> Сведения могут разглашаться и распространяться. <...> Они могут выражаться в разных языковых формах».

Таким образом, на наш взгляд, позволительно дать следующее формальное определение: «заявление учредителя» – это сведения, выраженные в любой доступной для распространения через СМИ форме (устной, письменной, графической и иной), несущие информацию о лицах, событиях, фактах, явлениях и процессах (фактологическую информацию) и, возможно, их анализ и оценку, основными характеризующими признаками которого, имеющими юридическое значение, являются:

1) обязательность опубликования для редакции СМИ, учредитель которого помещает данное заявление;

2) бесплатность опубликования;

3) временной показатель («в указанный срок»);

4) принадлежность заявления учредителю (в случае указания на эту принадлежность ответственность по претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, несет сам учредитель, в противном случае редакция будет выступать соответчиком).

Очевидно, что если хотя бы один из юридически определяющих признаков отсутствует, материал не должен признаваться заявлением учредителя, и на его опубликование, соответственно, не должны распространяться правила настоящей статьи. Его опубликование не будет влечь оговоренных в данной статье правовых последствий.

Очевидно, что если бы редакции публиковали заявления своих учредителей без ограничения их объема, то многие газеты состояли бы только из данных заявлений (в особенности когда учредителями выступают органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии и организации). Аппетиты и политические амбиции многих учредителей существенно превосходят фактические объемы печатных изданий или продолжительность эфирного вещания телерадиокомпаний. Именно поэтому закон предусматривает необходимость оговорить в уставе, договоре или ином соглашении между учредителем и редакцией максимальный объем заявления (хотя закон и не поясняет, что имеется в виду под «объемом» заявления, в чем измеряется данный объем, но простая логика подсказывает, что это печатная площадь, эфирное время или иной объективный, измеряемый показатель). Помимо этого в уставе (договоре, соглашении) могут дополнительно оговариваться и иные условия размещения заявления учредителя, например: периодичность, на какой полосе печатного издания (в какое время выхода в эфир) помещается заявление, его возможная тематика, особые случаи и условия, дающие право редакции отказаться от опубликования заявления, сроки предоставления рукописи в редакцию, обязательность согласования со всеми соучредителями, процедура разрешения споров и т.д.

Законодательством установлена ответственность редакции СМИ (и/или редактора, журналиста редакции – автора опубликованного материала) за распространение сведений, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации (в смысле ст. 4 настоящего Закона), сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица, ущемляющих права и законные интересы граждан (в порядке ст. 150–152 ГК РФ – например, право на защиту чести, достоинства и деловой репутации, право на неприкосновенность частной жизни, право на имя, право на авторство, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага); разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны (например, тайны переписки, телефонных и телеграфных сообщений, коммерческой, банковской, нотариальной, медицинской тайны, тайны следствия и дознания и т.д.) и т.д.

Постановление Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан и деловой репутации граждан и юридических лиц» № 11 от 18 августа 1992 года в пункте 6 указывает: «Ответчиками по искам об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство или деловую репутацию, являются лица, распространившие эти сведения. Если иск содержит требование об опровержении сведений, распространенных в средствах массовой информации, в качестве ответчиков привлекаются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. При опубликовании или ином распространении таких сведений без обозначения имени автора (например, в редакционной статье) ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации. В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен учредитель данного средства массовой информации»5.

Таким образом, редакция СМИ несет ответственность за распространенные ею материалы и сообщения и, если является юридическим лицом, самостоятельно отвечает за нарушения закона в суде. Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в Законе о СМИ (см. ст. 57 настоящего Закона и комментарий к ней). В случае возникновения претензий по распространенному средством массовой информации материалу в качестве ответчика, как правило, привлекается редакция. Именно поэтому Закон предусматривает для нее прямое освобождение от ответственности в случае опубликования заявления учредителя, если редакцией указана принадлежность данного материала учредителю (в соответствии с требованиями ст. 18). Статья 57 корреспондирует статье 18 и фактически дублирует данное освобождение, предусматривая освобождение редакции, главного редактора, журналиста от ответственности, если распространенные сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющие права и законные интересы граждан, либо представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, присутствуют в обязательных сообщениях <...>. Очевидно, под обязательным сообщением здесь понимается в том числе и заявление учредителя, обязательное для опубликования.

Если принадлежность материала учредителю не оговорена, редакция привлекается в качестве соответчика. Это означает, что отсутствие указания на принадлежность данного материала учредителю фактически лишает его правового режима обязательного сообщения учредителя. Однако это не означает, что учредитель полностью уйдет от ответственности и единственным ответчиком останется редакция. Именно поэтому законодатель использует термин «соответчик», а не «ответчик». Следует заметить, что часто учредители, в случае предъявления претензий по их сообщениям и материалам, отказываются от своего «авторства» на них, если это не является очевидным и у редакции не осталось доказательств принадлежности материала учредителю и на данную принадлежность не указывалось при опубликовании сообщения учредителя. В таком случае редакция должна будет в суде доказать принадлежность данного материала учредителю, иначе вся ответственность за распространение данного материала будет возложена только на редакцию СМИ. Если редакция сможет доказать в суде принадлежность данного материала учредителю (письменными доказательствами, свидетельскими показаниями), то, очевидно, суд будет решать вопрос о привлечении учредителя в качестве соответчика. При этом, исходя из смысла закона, редакция все равно останется в числе соответчиков наравне с учредителем (если только суд не признает материал без указания на его принадлежность учредителю именно обязательным сообщением – заявлением учредителя и не освободит редакцию от ответственности в соответствии со ст. 57 Закона).

5. Часть 3 настоящей статьи устанавливает запрет для учредителя на вмешательство в деятельность редакции средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Круг полномочий учредителя по отношению к редакции, которые могли бы влиять на редакционную политику, устанавливать пределы критики, пределы вмешательства редакции в общественные события и иным образом влиять на процесс производства и выпуска продукции СМИ, весьма ограничен Законом. Фактически он начинается и заканчивается правом бесплатно и в указанный срок поместить заявление учредителя, которое редакция не вправе каким-либо образом редактировать. Правда за учредителем остается право осуществлять контроль за эффективным использованием закрепленного за редакцией имущества, назначать и освобождать от должности главного редактора, принимать решения о ликвидации редакции как юридического лица, увеличивать или уменьшать объем финансирования, что на практике позволяет весьма эффективно влиять на редакционную политику.

Дополнительные гарантии редакционной независимости, в том числе и от возможного вмешательства учредителя, могут быть установлены в редакционных документах – в первую очередь в уставе, а также в договорах между редакцией (главным редактором) и учредителями (индивидуальных договорах между редакцией и каждым из учредителей в отдельности). «Законодательное ограничение прав учредителей пока не привело к изменению их ментальности и отказу от формулы «кто платит, тот и заказывает музыку». Поэтому сегодня на практике обычным финалом борьбы учредителя с редакцией, проводящей независимую политику, становится его решение о прекращении деятельности СМИ или об отказе от своих прав и обязанностей в отношении него. Если, как правило, местная администрация является учредителем, то после обычных в подобных ситуациях угроз следует решение о «прекращении учредительства» с непременным предписанием коллективу редакции освободить занимаемое помещение.

Именно по такому сценарию действовал, например, начальник управления печати и информации администрации Брянской области Ч., направив 1 декабря 1997 г. главному редактору газеты «Сельская новь» П.Г. Обыночному официальное письмо о выходе управления печати из состава соучредителей газеты с 1 марта 1998 года и, соответственно, о прекращении финансирования газеты в объемах, предусмотренных учредительным договором. В качестве мотивов данного решения начальник управления назвал систематическое нарушение редакцией газеты требований учредительного договора об объективном и всестороннем освещении проблем общественно-политической и социально-экономической ситуации в районе. На собрании коллектива редакции представитель управления прямо заявил: «Районная газета не имеет права влезать в политическую полемику. Слишком много она позволяет себе вольностей. Много допускается политиканства. Управление печати и информации – как соучредитель «Сельской нови» – не может больше содержать такую газету»6.

Судебная палата по информационным спорам справедливо отметила в своем решении, что позиция Управления не соответствует требованиям статей 18, 19 и 47 Закона о СМИ, в которых четко определены полномочия учредителя, закреплены право журналиста излагать в сообщениях и материалах свои личные суждения и оценки, а также принцип профессиональной самостоятельности редакций. Ничто в действующем федеральном законодательстве не дает права соучредителю определять политическую линию газеты и препятствовать журналистам свободно высказывать свои мнения по самым острым вопросам жизни района, области и всей страны. Судебная палата расценила отказ управления от соучредительства как способ фактического закрытия газеты по политическим мотивам. Одновременно она отметила, что действия управления существенным образом нарушают права подписчиков газеты, авансировавших издание в 1998 году именно этой газеты, со свойственной ей позицией, кругом авторов и т.д.»7.

К сожалению, ситуация, подобная описанной выше, не единична. Не случайно Судебная палата признала такой выход из состава учредителей фактически одной из форм ущемления редакционной независимости, так как это не случайность, а система. Об этом было сказано и в Рекомендации Госкомпечати России, Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ и Союза журналистов России, принятой на совместном заседании 28 апреля 1999 г. Там подчеркивается, что учредитель не обладает полномочиями прекращения или приостановки деятельности СМИ (в том числе и в форме отказа от бюджетного финансирования), если такая возможность и порядок прямо не предусмотрены уставом редакции (ч. 2 ст. 16 Закона о СМИ). Его выход из состава соучредителей СМИ может иметь место только в форме передачи соответствующих прав и обязанностей третьему лицу с согласия редакции и соучредителей8.

6. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность передачи учредителем своих прав и обязанностей третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. Необходимо иметь в виду, что настоящий Закон рассматривает учредителя как совокупность всех соучредителей, выступающих в качестве учредителя совместно (см. ст. 7 Закона и комментарий к ней). Закон предусматривает определенное ограничение прав учредителя на свободу распоряжения своими правами относительно учрежденной им редакции СМИ. Такая передача прав третьему лицу возможна только с согласия редакции и соучредителей. Причем в качестве третьего лица может выступать как другой соучредитель, так и сама редакция и новый субъект отношений по учредительству, отвечающий требованиям ст. 7 настоящего Закона. Изменение состава учредителей влечет обязательную перерегистрацию СМИ, внесение соответствующих изменений в устав редакции СМИ, договор между редакцией и учредителем. Сложение с себя полномочий относительно редакции СМИ не влечет погашения обязательств, взятых на себя прежним учредителем. По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 313 ГК РФ, «исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом»9. Иными словами, новый учредитель, которому предыдущий учредитель передал свои права и обязанности относительно СМИ, исполняет обязательства предыдущего учредителя и редакция обязана принять их исполнение от нового учредителя.

Право учреждать СМИ является сугубо субъективным правом, реализация или отказ от реализации которого зависят только от доброй воли субъекта. Никто не может быть обязан (принужден) учредить СМИ, выступить соучредителем уже зарегистрированного СМИ или выйти из состава учредителей – это правомочие находится исключительно в сфере усмотрения потенциального учредителя. Именно поэтому Закон предоставляет учредителю право передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей.

7. Часть 4 ст. 18 настоящего Закона также устанавливает, что в случае
  1   2   3




Похожие:

О средствах массовой информации iconЧасти 2 закона РФ о средствах массовой информации
Зачастую такие требования затрудняют или полностью парализуют деятельность средств массовой информации
О средствах массовой информации iconОтносительно мер по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации (Принята Комитетом министров 19 января 1999 года на 656-м заседании заместителей министров)
...
О средствах массовой информации iconОтносительно мер по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации (Принята Комитетом министров 19 января 1999 года на 656-м заседании заместителей министров)
...
О средствах массовой информации iconЗакон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры...
О средствах массовой информации iconМакеева л. А. Порядок регистрации сми
Регистрация средств массовой информации производится в соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации" в Федеральной...
О средствах массовой информации iconВласти в государственных средствах массовой информации
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации...
О средствах массовой информации iconВласти в государственных средствах массовой информации
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации...
О средствах массовой информации iconДокументы
1. /О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.rtf
О средствах массовой информации iconДокументы
1. /Закон Российской Федерации о средствах массовой информации.doc
О средствах массовой информации iconМ атериалы предоставлены Центрально-Черноземным Управлением Федеральной Службы по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Регистрация средств массовой информации производится в соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации" в Федеральной...
О средствах массовой информации iconКомментарий к положениям рекомендации № r (99) 1 комитета министров совета европы государствам-участникам относительно мер по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации регулирование собственности: вещание и пресса
А одним или несколькими секторами средств массовой информации, достаточно для предотвращения концентрации собственности и защиты...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов