Программа коррекционной работы icon

Программа коррекционной работы



НазваниеПрограмма коррекционной работы
Дата конвертации07.07.2012
Размер98.41 Kb.
ТипПрограмма
1. /6. Программа коррекционной работы.docxПрограмма коррекционной работы

Программа коррекционной работы
Пояснительная записка

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Поэтому, в образовательном учреждении необходимо создать оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, раскрывающие его внутренние возможности и резервы, организовать коррекционно - развиваюшую, реабилитационную и здоровьесберегаюшую среду, обеспечивающую частичное восстановление и сохранение физического и психического здоровья, необходимого для продолжения обучения.

Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им помощи в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

  • осуществляет индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с учётом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

  • даёт возможность освоить детям основную образовательную
    программу;

  • обеспечивает и интеграцию детей в образовательном учреждении.
    Базовыми документами для создания программы коррекционной работы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1ред. от 27.12.2009);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Цель программы: обеспечить доступ к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи данной программы:

1. расширение охвата нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью, максимальное приближение ее к месту жительства ребенка;

2. обеспечение детям с ОВЗ возможности интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;

3. обеспечение родителям возможности получать необходимую консультативную помощь педагогов и медиков;

4.
обеспечение педагогам, работающим с интегрированными детьми, постоянную квалифицированную методическую поддержку;

5. обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения каждого интегрированного ребенка;

6. подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с учетом уровня его психофизического и речевого развития.

Коррекционная программа ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии. В школьный период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, предметным миром, природой, происходит приобщение его к культуре, к общечеловеческим ценностям. Формируются основы самосознания, социальная мотивация поведения. Учащиеся пытаются ориентироваться в своем поведении на оценку окружающих. Но дети с проблемами в развитии слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи нередко вообще не в состоянии решить самостоятельно, а также проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать.

Благодаря психолого-коррекционным методам воздействия на детей с проблемами, организовывается деятельность ребенка, которая будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. Полученный при этом опыт даст ребенку возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.

Для проблемных детей организация коррекционно-развивающего процесса является важным условием. Учитель своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у воспитанников положительное отношение к занятиям. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой у детей появляется желание действовать вместе и добиваться положительных результатов.

При подборе дидактического материала, игр, пособий предпочтение отдается ярким и занимательным иллюстрациям и игрушкам, позволяющим запоминать названия предметов, живых существ окружающего мира и явлений жизни, узнавать и называть их в дальнейшем независимо от их цвета, формы, величины. Необходимо также учитывать особенности разноуровневого развития, так как группы детей с проблемами формируются в школе как смешанные.

Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций. Организуя общение с детьми, педагог-психолог интегрирует коррекционно-развивающую и игровую деятельность.

Играя с детьми, учитель создает проблемную ситуацию, побуждающую ребенка встать в позицию субъекта познания. Проблемные ситуации создаются вокруг предметов, их назначения, использования. Проблемная ситуация, успех в деятельности, замена дидактического материала и его сенсорное обследование приводят к осознанию свойств предметов. Дальнейшее конструирование коррекционно-развивающего процесса связано с включением освоенных ребенком способов поведения в его повседневную жизнь. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

  • игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);

  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;

  • телесно-ориентированные техники;

  • психогимнастика и релаксация.

Основной формой воздействия учителя на детей проблемных группы являются организованные игровые занятия и тренинги, в которых ведущая роль принадлежит взрослому. Усвоение детьми программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание каждого ребенка. Игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.


Формы работы:

мини-лекции, групповые дискуссии, ролевые игры, тренинговые упражнения, разбор сложных случаев. В программе используются методы психогимнастики, психодрамы, арт-терапии, психосинтеза.

Способы установления эмоционального контакта с детьми, имеющими различные нарушения психического развития (ранний детский аутизм, шизофрения, психопатия, гипо- и гиперактивность, неврозы), соматические расстройства.

Условия проведения


Программа рассчитана на детей школьного возраста и включает познавательные занятия, игровые мини-тренинги и упражнения.

Продолжительность занятий 30—40 минут.

Педагог-психолог проводит 1 занятие в неделю.

Структура занятий


Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, двигательной терапии), системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, игры и др.).

Структура занятий гибкая, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии. В процессе занятий у детей развиваются коммуникативные качества, обогащается эмоциональный опыт, активизируется мышление, осознаются и переживаются успехи-неуспехи, результаты деятельности, проектируются общественные взаимодействия и двигательные акты, формируется личностная ориентация.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Педагог-психолог использует сделанные своими руками пособия, игрушки, включает в процесс занятий рисование, танцы и музыку.

Во взаимодействии учителя с семьей ребенка выделяются три ступени:

1. Создание у родителей установки на совместное с педагогами решение задач коррекции и развития ребенка;

2. Разработка общей стратегии сотрудничества;

3. Реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимальной коррекции отставания в развитии для перехода на следующую ступень развития.

Важным условием реализации программы является сотрудничество широкого круга специалистов.

ПРОГРАММА  КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ 

с  учащимися МОУ «Наголенская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области» на  2011 - 2012  учебный  год



Мероприятия коррекции

Исполнители

Срок исполнения

1

Ежедневный  контроль  за  посещением  учебных  занятий

Классный  руководитель

Постоянно

2

Диагностическое обследование младших школьников. Направление на ПМПК с целью выявления образовательных

потребностей

Классный руководитель

Август-сентябрь

3

Изучение  особенностей  развития  эмоционально-личностной   сферы

Классный руководитель

Сентябрь - октябрь

4

Принятие  своевременных  мер  по  предупреждению   и   преодолению  запущенности в  учебе:
- осуществление  дифференцированного  подхода  в  обучении;
- использование  в  ходе  урока стимулирующих и  организующих  видов  помощи;
- осуществление контроля  за  текущей  успеваемостью и  доведение   информации о ней  до  родителей.

Классный руководитель

В течение года

5

Промежуточная диагностика динамики развития учащихся

Учитель

Каждую четверть

6

Организация  и  контроль  за  посещением  стимулирующих  занятий  по  предметам,  по  которым  у  подростка  низкая  успеваемость  (ниже  "3").

Классный руководитель, зам. директора поУВР

По  мере  необходимости

7

Привлечение  к  подготовке  и  участию  коллективных  творческих  дел:
А) подобрать постоянное  поручение  в  классе  с  учетом  интересов  и  склонностей;

Б) привлечь  к  проведению  классных  часов  и часов  информирования;

В) вовлечь  в 
- спортивную  секцию;
- библиотеку

Кл. руководитель

Библиотекарь

Вожатые

В  течение  полугодия

8

Посещение  семьи .  Обсуждение  с родителями   проблем  поведения  и  воспитания.

Классный руководитель

1  раз  в  четверть

9

Профилактические мероприятия по предупреждению физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок учащихся

Учитель, классный руководитель

В течение года

10

Итоговая диагностика учащихся

Учитель

В конце года































































































































Похожие:

Программа коррекционной работы iconViii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы Введение
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconДокументы
1. /Программа коррекционной работы.doc
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы образовательного учреждения пояснительная записка
Задания для этой группы детей, обучающихся по системе учебников «Начальная школа XXI века», включены в учебники, рабочие тетради,...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной...
Программа коррекционной работы iconЭтапы работы Содержание коррекционной работы
Воспитание умения сосредоточить внимание и удержать определенное количество предметов в памяти
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех...
Программа коррекционной работы iconПрограмма №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы
Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной...
Программа коррекционной работы iconДокументы
1. /Образовательная программа начального образования по ФГОС/ЗОЖ ПРОГРАММА.doc
2....

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов