Ход урока I. Изложение нового материала icon

Ход урока I. Изложение нового материала



НазваниеХод урока I. Изложение нового материала
Дата конвертации08.07.2012
Размер121.73 Kb.
ТипУрок
1. /urok19/Информационные ресурсы.docХод урока I. Изложение нового материала

Тема урока: «Информационные ресурсы».


Тип урока: урок-лекция.


Ход урока


I. Изложение нового материала.


1.1.Информационные ресурсы.


Ресурс это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо име­ет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеяте­льности.

Традиционными видами общественных ресурсов являют­ся материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ре­сурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресур­сов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традици­онных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию «информацион­ные ресурсы».

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: «Информационные ресурсы отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы до­кументов в информационных системах (библиотеках, архи­вах, фондах, банках данных, других информационных систе­мах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, дан­ное определение сильно сужает понятие, которое большин­ством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет проти­воречия, просто не все в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все науч­но-технические знания, произведения литературы и искус­ства, множество иной информации общественно-государст­венной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме инфор­мационного, после использования исчезает (сожженное топ­ливо, израсходованные финансы и т. п.), а информацион­ный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользовать­ся многократно, он копируется без ограничений.


Любая попытка дать некую классификацию информаци­онных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

  • отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится информа­ция);

  • форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.).

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначеню и по формам представле­ния: сервисная информация, библиографическая информа­ция, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

Один из способов классификации национальных (государственных) инфор­мационных ресурсов представлен:


Национальные (государственные) информационные ресурсы

  • Библиотечные ресурсы

  • Архивные ресурсы

  • Научно-техническая информация

  • Правовая информация

  • Информация государственных (властных) структур

  • Отраслевая информация

  • Финансовая и экономическая информация

  • Информация о природных ресурсах

  • Информация предприятий и учреждений


В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумаж­ные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбу­мажную) основу.

Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, свя­занные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализирован­ные системы научно-технической информации. Они вклю­чают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д. Информация такого рода часто является до­рогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации — без этого не может жить ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.


1.2. Рынок информационных ресурсов.


Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном («электронном») виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах (включая и Россию) сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соот­ветствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные продукты и услуги. Таки­ми товарами могут быть:

• информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам, их стоимости;

  • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);

  • информационные технологии, компьютерные програм­мы;

  • базы данных, информационные системы

  • и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных това­ров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (по­купатели). Поставщики — как правило, это производители информации или ее собственники. Ими бывают:

  • центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

  • службы связи и телекоммуникации;

  • бытовые службы;

  • специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные
    агентства);

  • неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной продукции — ин­формацию о них;

  • консалтинговые (консультационные) фирмы; биржи;

  • частные лица (например, программисты) и пр.

Потребители информации — это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации оста­лись бы столь же недееспособными, как и без поставки сы­рья; органы власти всех уровней и т. д.

Информационные услуги — особый вид товара на инфор­мационном рынке. Примером информационной услуги явля­ется выполняемый многими библиотеками подбор литерату­ры по тематике заказчика. Причем, кроме той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютер­ном или некомпьютерном варианте).

Информационные услуги оказывают отнюдь не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в Рос­сии) существуют специальные институты, которые обраба­тывают информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию для специа­листов. Без таких услуг деятельность ученых и специали­стов трудно себе представить.

В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление деловой информации, консультации по определенной тематике и т. д. В сфере коммуникаций ин­формационные услуги оказывают операторы связи, провай­деры Интернета (то есть организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание). Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации так­же вполне можно рассматривать как информационные услу­ги (например, обучение на расстоянии с использованием те­лекоммуникационной сети).

Уровень развития сферы информационных услуг во мно­гом определяет движение к информационному обществу. Рынок информационных товаров и услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование сов­пало во времени с появлением первых ЭВМ, то есть с нача­лом 50-х годов XX века. Это совпадение явилось, в значите­льной мере, случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привел к созданию первых профессиональных информационных служб для этих облас­тей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий круг ученых и специалистов.

По-настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направле­ний знаний и человеческой деятельности. Процесс этот при­нял массовый характер в 80-х годах ушедшего века. К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нем товарами и услугами. Ведущими странами на рынке информационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.


1.3.Национальные (государственные) информационные ресурсы России


Познакомимся с состоянием наиболее значимых инфор­мационных ресурсов нашей страны.

Библиотечные ресурсы. Библиотечная сеть России на­считывает около 150 тысяч библиотек и включает:

• публичные (общедоступные) библиотеки;

систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов;

  • информационно-библиотечную систему Российской ака­демии наук;

  • библиотечную сеть высших учебных заведений России;

  • сети медицинских, сельскохозяйственных, профсоюзных, школьных, армейских и др. библиотек.

Роль библиотечной сети в современной России огромна; важнейшей ее социальной и общественной функцией является поддержка информационного и культурного единства страны.

Библиотечное дело в массовом порядке переводится на использование библиотечно-информационных технологий. Почти во всех центральных библиотеках регионов РФ созда­ны локальные сети, активно создаются электронные катало­ги, другие библиографические и реферативные базы дан­ных. В крупнейших отечественных научно-технических библиотеках сформированы огромные базы данных. Напри­мер, база данных Института научной информации содержит более 2 млн записей, а в Российской научной библиотеке — около 1 млн записей. В ряде центральных региональных библиотек сформированы собственные электронные инфор­мационные ресурсы, каждый из которых содержит сотни тысяч записей. Выпущены CD-ROM диски, на которых со­держится библиографическая информация обо всех книгах, вышедших в нашей стране начиная с 1980 г. Начался про­цесс публикации этих ресурсов через Интернет.

Архивный фонд Российской Федерации хранит около 460 млн документов; ежегодно он пополняется на 1,6 млн. Архивы в любой стране являются важнейшей частью госу­дарственного информационного ресурса. Ежегодно в России издается 10-12 справочников по архивной иформации, часть из них имеют электронные версии. В госархивах со­здано и поддерживается более 400 баз данных. Основная проблема в этой сфере в нашей стране состоит в том, что раз­витие материальной базы архивных учреждений пока не успевает за современными требованиями.

Государственная система научно-технической инфор­мации является исключительно важной для развития стра­ны. В СССР существовала одна из самых развитых систем такого рода в мире; в настоящее время основная часть этой системы в России продолжает функционировать. В ее состав входят федеральные органы научно-технической информа­ции и научно-технические библиотеки, отраслевые и регио­нальные центры научно-технической информации (последние действуют в 69 регионах). Из-за недостаточного финансирования огромной проблемой для этой системы ста­ло сокращение поступления в ее фонды зарубежных науч­но-технических журналов.

Информационные ресурсы Государственной системы статистики включают в себя многочисленную информа­цию, формируемую как по территориальному, так и по отрас­левому принципу. Эта информация отражает экономические показатели, динамику экономических преобразований, раз­витие негосударственного сектора, инвестиции, цены и тари­фы, трудовые ресурсы, заработную плату и занятость населе­ния, финансы, внешнеэкономическую деятельность, доходы и уровень жизни населения, демографические показатели, правонарушения, природные ресурсы и охрану окружающей среды, социально-экономическое положение регионов Рос­сийской Федерации и др. Лишь имея достоверные статисти­ческие данные, органы государственной власти могут прини­мать обоснованные решения. В системе Госкомстата России созданы обширные базы данных, регулярно издаются спра­вочники на бумажных и электронных носителях.

Государственная система правовой информации вклю­чает в себя Научный центр правовой информации и 43 реги­ональных центра. Система ведет комплекс баз данных пра­вовой информации, содержащий более 340 тыс. правовых актов СССР и законодательства Российской Федерации, на­чиная с 1922 г., фонды правовых актов на бумажных носи­телях, Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций, базу данных судебной стати­стики. Фонды и банки данных правовой информации созда­ются также и в других ведомствах.

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления включают в себя как централизованную часть, поддерживаемую государствен­ным ведомством — Федеральным агентством правительст­венной связи и информации, так и часть, самостоятельно сформированную федеральными, региональными и муници­пальными органами власти и подчиненными им организа­циями. В централизованной части системы сосредоточена информация о социально-экономической ситуации в Рос­сийской Федерации и ее регионах, о чрезвычайных ситуаци­ях на территории Российской Федерации, правовая инфор­мация.

Кроме того, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах создано большое количество разнообразных информационных ресур­сов в виде массивов документов, баз данных и информаци­онных массивов в автоматизированных информационных системах.

Информационные ресурсы отраслей материального производства достаточно развиты. Электронные массивы информации имеют 60% предприятий гражданских отрас­лей промышленности, 70% предприятий оборонного комп­лекса, 47% предприятий агропромышленного комплекса. Основу информационных ресурсов предприятий и организа­ций отраслей материального производства составляют элек­тронные массивы информации (банки и базы данных, вспо­могательные информационные файлы управленческого и технологического назначения и т. д.) и традиционные спра-вочно-информационные фонды.

Экономический кризис наложил отпечаток на информа­ционные ресурсы и в этой сфере. Многие создаваемые деся­тилетиями информационные ресурсы, носящие перспектив­ный научно-прикладной характер, оказались свернутыми, что долгие годы будет сказываться на состоянии промыш­ленности, науки и техники.

Информация о природных ресурсах, явлениях и процес­сах требуется для решения многих экономических и социа­льных задач. Для ее представления в последние годы все чаще используют геоинформационные системы (ГИС). Зна­чительную часть работ в этом направлении ведут местные органы государственной власти. ГИС разного назначения и территориального охвата создаются в университетах, иссле­довательских институтах Академии наук, отраслевых науч­но-производственных организациях и учреждениях; в по­следние годы в эту работу включились и коммерческие фирмы. В то же время, основные задачи в этой сфере еще предстоит решить. К ним относятся: перевод на электрон­ную основу информации о недропользовании, геологических фондах, коллекционных фондах, фондах эталонов минера­льного сырья, гидрометеорологической информации, эколо­гической информации и т. д. Ее объем в целом огромен, из­меряется тысячами гигабайт, а формы представления весьма разнородны.

Информационные ресурсы социальной сферы связаны с образованием, медициной, службами занятости и социаль­ного обеспечения, миграционной службой, системами пен­сионного обеспечения, медицинского и социального страхо­вания и т. д. В этих системах в последние годы много сделано для перевода информации на современные носители и создания современных информационных систем.

Основой системы информационных ресурсов в области об­разования являются библиотеки более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 млн экземпляров. Многие вузы уже создали или ведут создание современных электронных каталогов, к которым, при появлении возможности, откры­вается дистанционный доступ. Создана и функционирует федеральная телекоммуникационная университетская сеть, быстро активизируется разработка методов дистанционного образования. В сети Интернет отражены данные о большин­стве российских вузов.

Современные формы представления информационных ре­сурсов в иных подразделениях социальной сферы создаются в основном на ведомственном уровне и доступны лишь из­нутри соответствующих ведомств. Тем самым создается па­радоксальная ситуация: информация о населении оказыва­ется малодоступной широким слоям населения.

Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэ­кономической деятельности поддерживаются соответству­ющими государственными ведомствами. Этот сектор инфор­мационных ресурсов также чрезвычайно важен.

В России идет формирование информационного рынка. Важнейшими компонентами отечественного рынка инфор­мационных услуг являются данные об информационном обо­рудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответст­вующих технологиях. Немалую часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения. Суще­ствуют специальные службы обработки информации по за­казу клиентов, службы продажи билетов и т. д. Немало на этом рынке и финансовой, и статистической информации. Есть информация по образовательным услугам и по органи­зации досуга.

Вместе с тем, и по структуре, и по номенклатуре товаров отечественный информационный рынок пока значительно уступает рынку развитых стран. Очень ограничен доступ к первоисточникам научно-технической информации (то есть статьям, рефератам специального назначения, библиографи­ческой литературе, библиотекам и т. д.), без чего не может быть устойчивого развития в соответствующих областях.

Постепенно в обществе начинает формироваться понима­ние простой истины: если информация товар, то за нее надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не про­исходило массового «пиратского» копирования программ. По мере совершенствования социально-экономических отноше­ний подобная практика должна уйти в прошлое.


II. Подведение итогов урока.



Похожие:

Ход урока I. Изложение нового материала iconПлан урока Тема урока Цели работы Учебно-материальное оснащение Ход урока Организационная часть
Закрепление нового материала (вопросы к учащимся). Указать какие. А)
Ход урока I. Изложение нового материала iconУрока: Урок изучения нового материала. Продолжительность урока: один академический час. Оборудование и материалы к уроку: презентация, карточки, проектор. Цели урока
Введение новых определений: последовательность, арифметическая и геометрическая прогрессии
Ход урока I. Изложение нового материала iconУрока: каким я вижу компьютер будущего. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: беседа, индивидуальная работа. Цели урока
Цели урока: проследить развитие вычислительной техники с момента возникновения первых вычислительных инструментов до сегодняшних...
Ход урока I. Изложение нового материала iconУрока : «Слагаемое, сумма». Тип урока : изучение нового материала. Форма урока: урок игра
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с терминами «слагаемое», «сумма», учить использовать эти термины при чтении...
Ход урока I. Изложение нового материала iconПлан-конспект урока по физкультуре для учащихся 5-х классов. Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление нового материала
Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и быстрое включение учениц в деловой ритм
Ход урока I. Изложение нового материала iconУрока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы
Формы работы: фронтальная, парная самостоятельная работа с источником знаний, индивидуальный тестовый контроль
Ход урока I. Изложение нового материала iconУрок 44. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала тип урока: комбинированный (изучение нового материала и тестовый контроль по теме в конце урока). Цели и задачи
Познакомить с природными уникумами Урала: Ильменским заповедником, Кунгурской пещерой, р. Чусовой
Ход урока I. Изложение нового материала iconРазработка урока музыки в 6-м классе по программе Д. Б. Кабалевского "Жизнь рождает музыку" Тип урока: урок изучения нового материала. Цели
Оборудование: книги, картины, портреты В. А. Моцарта, И. С. Баха, Л. В. Бетховена, раздаточный материал, телевизор, проигрыватель,...
Ход урока I. Изложение нового материала iconУрок 43. Своеобразие природы Урала тип урока: комбинированный (проверка материала предыдущего урока, изучение нового). Цели и задачи
Познакомить учащихся с особенностями природы Предуралья и Зауралья, Полярного, Приполярного, Северного, Среднего и Южного Урала
Ход урока I. Изложение нового материала iconУрока: Диалог о времени. (10 класс) Цель урока : изучение одного из следствий то эйнштейна. Задачи : Образовательная: изучение нового материала
Воспитательная: показать необходимость глубокого осмысления обычных фактов и событий, роль теории Эйнштейна в современной науке
Ход урока I. Изложение нового материала iconКалькулятор
Тип урока: урок объяснения нового материала и практического закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов