М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа icon

М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа



НазваниеМ. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа
М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района
Дата конвертации08.07.2012
Размер139.25 Kb.
ТипПрограмма

Утверждаю

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа

им. М.М. Рудченко с. Перелюб

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

_______________Г.В. Мотин

«____»________________2009 г.


Программа «Одарённые дети»


Содержание программы.



  1. Обоснование (состояние проблемы).

  2. Концепция работы с одарёнными детьми.

  3. Исполнители программы.

  4. Цели и задачи программы.

  5. Механизм реализации программы.

  6. Основные мероприятия программы.

  7. Ожидаемые результаты программы.



1. Обоснование (состояние проблемы).

Д. Медведев в своём послании Федеральному Собранию сказал: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Ещё раньше был высказан тезис: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». С этим нельзя не согласиться, ведь любому обществу нужны одарённые люди. Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе.

Отношение специалистов к проблеме обучения и воспитания одарённых детей можно условно разделить на 2 альтернативные позиции. Согласно одной из них, исходящей из того, что одарённых детей не более 3%, нужны хорошие методики диагностики и выявления таких детей и специальные классы или школы, в которых они могли бы развить свои способности. Согласно другой точке зрения, стратегия работы с одарёнными детьми должна быть основана на подъёме интеллектуального и творческого потенциала всего контингента школьников. Число детей, обладающих творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей, существенно больше 3%. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую творческую развивающую образовательную среду. Такой подход больше соответствует обучению одарённых детей в условиях нашей школы.

Вопросы организации работы с одарёнными детьми не оставались без внимания педагогического коллектива школы. Наши учащиеся успешно выступают на районных олимпиадах, конкурсах различного уровня. За последние 2 года значительно увеличилось количество участия в интернет-конкурсах, олимпиадах. Учащиеся нашей школы составляют достойную конкуренцию представителям других школ.

Вместе с тем существует значительный резерв в работе по этому направлению. Об этом говорят результаты ЕГЭ, независимой аттестации, мониторинга и других показателей. Некоторая часть учащихся не подтверждает годовые «4» и «5» на итоговой аттестации. Не все одарённые дети смогли реализовать себя во время обучения в школе.


Всё это говорит о необходимости систематизации и активизации работы с одарёнными и способными детьми.


^ 2.Концепция работы с одарёнными детьми.


Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе будем опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

  1. имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  2. имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

  3. испытывают радость от умственного труда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

  1. дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

  2. дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

  3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

В работе с этой категорией детей наш педагогический коллектив будет руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

  • Принцип свободы выбора учащихся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального маршрута обучения

  • Принцип опережающего обучения.

  • Принцип максимального разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

  • Принцип развивающего обучения.

  • Принцип комфортности в любой деятельности.



  1. Исполнители программы



- Администрация школы (директор, заместители)

- Психолог

- Социальный педагог

- Руководители ШМО

- Учителя-предметники

- Руководители кружкой и секций.


Этапы реализации программы:

2009-2010 учебный год – организационный.

2010-2011 учебный год – практический.

    1. бный год – обобщающий.



  1. Цели и задачи программы:

Цели: 1) выявление одарённых детей;

2) создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Для реализации 1-й цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми, через:

- проведение педагогических советов;

- научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом);

- самообразование.

  1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью обучающихся для выявления одарённых детей путём:

- периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одарённых детей в их классах;

- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка.

  1. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одарённости.

Для реализации 2-й цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приёмов.

  2. Разработка индивидуальных маршрутов обучения одарённых детей.

  3. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем (для членов НОУ).



  1. Механизм реализации Программы.

Программа «Одарённые дети» реализуется на 3-х организационных уровнях.

  1. Уровень организованного детского коллектива.

Программа «Одарённые дети» в организованном детском коллективе включает следующие компоненты:

- выявление одарённых детей должно производиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения речи, памяти, мышления и т.д.;

- этапы выявления одарённых детей и работы с ними:

1-й этап (анамнестический) – на 1-й ступени обучения, где при выявлении одарённых детей учитываются их успехи, в какой-либо деятельности, производится предварительная индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка;

2-й этап (диагностический) – на этом этапе (5-9 кл.) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка;

3-й этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребёнка приходится в основном на старшую школу.

- развитие одарённых детей должно стать одним из важнейших аспектов деятельности школы;

- вовлечение родителей, общественности в работу с одарёнными детьми.

  1. Уровень педагогического коллектива.

Программа включает в себя:

- создание условий для профессионального роста педагогов для работы с одарёнными детьми;

- совершенствование содержания и технологий образования;

- развитие следующих профессиональных компетенций:

а) умение обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержания образования;

б) умение стимулировать познавательные способности учащихся;

в) уметь работать по специальному учебному плану;

г) умение работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

д) умение принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

е) развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности;

ж) умение анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

з) умение отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;

к) умение регулировать и улаживать конфликты, уменьшать стрессы учащихся.

  1. Уровень администрации ОУ.

На данном уровне:

- формирование и развитие образовательного потенциала школы;

- повышение эффективности управления деятельностью по обучению и воспитанию одарённых детей;

- ведение координации, консолидации усилий, направленных на решение задач программы «Одарённые дети», всех участников образовательного процесса;

- создание системы отслеживания (мониторинг, диагностика, анализ);

- ведение корректировки и контроля.



  1. ^ Основные мероприятия программы.





Мероприятия

Сроки

Ответственные

1-й этап (2009-2010 уч.г.) – организационный

1.

Изучение Программы «Одарённые дети» на заседаниях МО.

Ноябрь-декабрь

Руководители ШМО

2.

Разработка локальных актов, регламентирующих работу с одарёнными детьми:

Программа «Одарённые дети».

Положение о работе с одарёнными детьми.

Положение о научном обществе учащихся.

Положение о школьной олимпиаде.

Положение о школьной научно-практической конференции учебно-исследовательских работ старшеклассников.

Сентябрь-октябрь

Администрация

3.

Круглый стол «Работа ОУ в рамках программы «Одарённые дети».

Декабрь

Заместитель директора по УВР Хабибулина Р.Е.

4.

Создание творческой педагогической лаборатории «Работа с одарёнными детьми».

Декабрь

Заместитель директора по НМР Фофонова Н.Н.

5.

Планирование психологического сопровождения (пакет диагностик).

Ноябрь-декабрь

Психолог

6.

Создание банка данных одарённых детей.

Ноябрь

Заместитель директора по УВР Хабибулина Р.Е.

7.

Создание банка данных педагогических технологий по работе с одарёнными детьми.

Декабрь - январь

Заместитель директора по НМР Фофонова Н.Н.

8.

Издание специального номера школьного методического бюллетеня с рекомендациями для учителей по работе с одарёнными детьми.

Декабрь

Заместитель директора по НМР Фофонова Н.Н.

9.

Разработка индивидуальных маршрутов одарённых детей

декабрь

Классные руководители, учителя-предметники

10.

Учёт результатов индивидуальной творческой деятельности («портфолио»)

В течение года

Классные руководители

11.

Создание научного общества учащихся.

Декабрь

Заместитель директора по УВР Хабибулина Р.Е.

12.

Формирование клубного пространства.

В течение года

Заместитель директора по ВР Седова И.В.

13.

Участие одарённых детей в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, олимпиадах.

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники

14.

Научно-практическая конференция учебно-исследовательских работ старшеклассников.

Апрель

Заместитель директора по УВР Хабибулина Р.Е.

2-й этап (2010-2011 уч.г.) - практический

1.

Творческие отчёты учителей о работе с одарёнными детьми. (ШМО)

Октябрь

Руководители ШМО

2.

Педагогический совет «Создание целостной системы работы с одарёнными детьми».

Ноябрь

Заместитель директора по УВР Хабибулина Р.Е.

3.

Открытие страницы на сайте школы «Одарённые дети»

Октябрь

Заместитель директора по ВР Седова И.В.

4.

Корректировка рабочего комплекта нормативных документов (локальные акты, положения).

В течение года

Заместитель директора по УВР Хабибулина Р.Е.

5.

Создание творческой группы педагогов по работе с одарёнными детьми.

Октябрь

Заместитель директора по НМР Фофонова Н.Н.

6.

Обобщение инновационного опыта педагогов в работе с одарёнными детьми.

В течение года

Заместитель директора по НМР Фофонова Н.Н.

7.

Психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития одарённости, уровня комфортности субъектов образовательного пространства (рекомендации, тренинги).

В течение года

Психолог, классные руководители

8.

Участие обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня, в том числе дистанционных.

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники

9.

Организация работы в клубах:

Экологический клуб «Росинки»

- исследовательские проекты;

- мониторинг окружающей среды;

- экологические экспедиции, игры, акции.

Историко-краеведческий клуб «Поиск»

- сбор и оформление материала для школьного музея;

- исследовательские проекты;

- походы.

Музыкальный клуб «Ритм»

- концерты;

- конкурсы;

- школьные праздники.

В течение года

Заместитель директора по ВР Седова И.В.

10.

Школьная научно-практическая конференция.

Апрель

Заместитель директора по УВР Хабибулина Р.Е.

11.

Мониторинг качества образования одарённых детей (ЕГЭ, независимая аттестация и др.).

В течение года

Заместитель директора по УВР Хабибулина Р.Е.

III этап (2011-2012 уч.г.) - обобщающий

1.

Семинар «Программа работы с одарёнными детьми: итоги и перспективы».

Апрель

Заместитель директора по УВР Хабибулина Р.Е.

2.

Завершение разработки рабочего комплекта нормативных документов по работе с одарёнными детьми.

В течение года

Заместитель директора по УВР Хабибулина Р.Е.

3.

Обобщение опыта педагогов по работе с одарёнными детьми.

Март

Заместитель директора по НМР Фофонова Н.Н.

4.

Обобщение опыта психологического сопровождения программы.

В течение года

Психолог

5.

Выпуск методических творческих работ педагогов из опыта работы с одарёнными детьми (методический бюллетень, сайт школы и др.).

В течение года

Заместитель директора по НМР Фофонова Н.Н.

6.

Планирование работы с одарёнными детьми.

Март-апрель

Администрация

7.

Анализ выполнения программы









  1. ^ Ожидаемые результаты программы.



Данная программа позволит обеспечить целостный подход к решению проблемы выявления и поддержки детской одарённости: от определения природы одарённости до внедрения современных образовательных технологий работы с одарёнными детьми и управления этой деятельностью.

В ходе реализации программы:

- отрабатывается система мониторинга эффективности работы с одарёнными детьми;

- более совершенными будут содержание и технологии обучения одарённых детей;

- отрабатывается система выявления способных и одарённых учащихся, оказания им помощи и поддержки;

- повысится качество предоставления образовательных услуг одарённым детям;

- повысится заинтересованность работников школы в результативности работы с одарёнными детьми;

- будет оказываться более квалифицированная помощь одарённым детям в самораскрытии.




Похожие:

М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа iconМ. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области. Перелюб 2009-2010 учебный год Программа
Моу «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области»
М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа iconФормирование метапредметных компетенций в процессе участия в доог (Дистанционной обучающей олимпиаде по географии). Щирова Н. А. Мбоу «Середняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Щирова Н. А. Мбоу «Середняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской...
М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа iconГрафик проведения консультаций в 9, 11-х классах моу «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Моу «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа iconМ. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского района Саратовской области» Чечёткина Наталья Владимировна. Тема: «Закон
Учитель физики моу «сош им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского района Саратовской области» Чечёткина Наталья Владимировна
М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа iconПраздничный квн ко Дню Учителя Подготовила: Лукоянова В. В. С. Перелюб 2011г. Вед
Моу «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа iconМоу «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа iconИнформация об образовательных учреждениях
Моу «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа iconСостав Управляющего совета моу «сош им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» в 2011-2012 уч году. Председатель Управляющего совета
Состав Управляющего совета моу «сош им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» в 2011-2012...
М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа iconПлан работы Управляющего совета моу сош им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области на 2011-2012 учебный год

М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Г. В. Мотин 2009 г. Программа iconМ. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области Урок
Цели : познакомить учащихся с согласными звуками (г),(г,), буквой Гг; развивать речь, логическое мышление
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов